Главная / Школьному психологу / Родительское собрание в 11 классе по психологической подготовке к ЕНТ

Родительское собрание в 11 классе по психологической подготовке к ЕНТ

Формула успеха

Выпускник – родитель – учитель


На современном этапе развития государства, можно утверждать, что важнейшим фактором, способствующим укреплению экономической мощи и процветанию нашей страны, является качественное образование.

Жизнь современных детей переполнена эмоциональными нагрузками, что при неблагоприятных, стрессогенных обстоятельствах может оборачиваться психологическими срывами. К сожалению, в последние годы школьники не становятся более здоровыми: к десятому классу около половины детей имеют отклонения в развитии нервной системы, у старшеклассников преобладают повышенный и высокий уровень тревожности и переживания душевного дискомфорта, встречается агрессивность и конфликтность поведения, снижение оптимистического восприятия будущего. Предстоящее Единое Национальное Тестирование также требует от выпускников большого напряжения сил. Нередко в это время некоторые дети утрачивают аппетит, худеют, плохо спят. И от того, насколько правильно будет организован режим занятий и отдыха, во многом зависит и успешная сдача экзаменов, и сохранение здоровья.

ЕНТ- это экзамен, основанный на тестовых технологиях. Ситуация сдачи ЕНТ для всех одинакова, а переживает ее и ведет себя в ней каждый по-разному. С чем это связано? Конечно, во многом с тем, как выучили материал, насколько хорошо знает ученик тот или иной предмет, насколько уверены в своих силах. Иногда бывает так: ученик действительно хорошо владеет материалом, и вдруг на ЕНТ возникает чувство, что все забыл, в голове мечутся какие-то обрывки мыслей, сильно бьется сердце. Для того, чтобы этого не произошло, должны объединить свои усилия ученик, родители, педагогический коллектив. У этой цепочки единая цель – успешная сдача ЕНТ. Функции у них разные.

Одной из наиболее важных и сложных проблем в работе школьного психолога сегодня является процесс сопровождения всех субъектов учебно-воспитательного пространства в подготовке к Единому национальному тестированию. Одиннадцатиклассники занимают особое положение в школе: вроде бы еще школьники – слушают учителя, пишут контрольные, получают отметки, дают дневники на проверку родителям, но уже думают не только и не столько о предстоящем испытании (Едином национальном тестировании), сколько о жизни после окончания школы, связывая все свои надежды с этим периодом. Внешне такие самостоятельные и самодостаточные, они на самом деле нуждаются во внимании и понимании со стороны взрослых, которые их окружают. Противоречия между демонстрируемой взрослостью и переживаемой внутренней зависимостью от окружающих людей (родителей, педагогов) выливаются в непродуманные поступки, ссоры, накопление личностной тревожности. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия личности. Высокая тревожность сопровождается обычно высокоразвитой потребностью избегания неудач, что существенно препятствует стремлению к достижению успехов. «Чрезмерное спокойствие» является также настороженным признаком, так как подобная нечувствительность к неблагополучию носит компенсаторный, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. Эмоциональное неблагополучие в этом случае сохраняется ценой неадекватного отношения к действительности, отрицательно сказываясь и на продуктивность деятельности.

Современные условия жизни. Подготовка к ЕНТ таковы, что школьники подвергаются все большему числу раздражителей (стрессоров), а потому их организм проявляет естественную реакцию на эти раздражители, адаптируясь к ним. Все это требует от учащихся огромного расходования нервной и физической энергии, нередко разрушающей его здоровье. Следовательно, организм учащихся нуждается в предохранительных мерах, обеспечивающих допустимое напряжение нервной системы, а главное – способствующих компенсации затраченной энергии. В этом им может помочь овладение искусством управлять собой – своим трудом, своим поведением, своим состоянием. Школьники должны знать признаки стресса.

Физиологические признаки стресса

Бессонница, головные боли, сердцебиение, боли в спине, боли в желудке, судороги, спазмы, несварение желудка.

Они ведут к артриту, глаукоме, склерозу, раку, лейкемии.

Психологические признаки стресса

Рассеянность, расстройство памяти, тревожность, раздражительность, излишнее беспокойство.

Они ведут к потере уверенности в себе, соматическим заболеваниям, психическому расстройству, привыканию и лекарственной зависимости.

Когда мы попадаем в трудные ситуации (стресс), в теле автоматически включается механизм «ударь или убеги». Это означает, что организм начинает вырабатывать ферменты, которые дают нам силы либо вступить в борьбу с опасностью, либо избежать ее. Если же мы не принимаем физических действий – не боремся инее бежим, - «фермент стресса» накапливается в наших мускулах подобно «яду», пытаясь вспомнить то, для чего предназначен.

В литературе много пишут о причинах возникновения стрессов. Это чувство вины, утрата ценностей, ненависть к учебе и т. д.

Многие ненавидят школу, которая становится серьезным стрессогенным фактором. Хочется привести слова Уолтера Рассела: «Если делать то, что вы ненавидите, из-за ненависти в организме начинают вырабатываться разрушительные токсины, и в результате этого вы начинаете страдать от хронического переутомления или заболеваете. Всем нужно любить все, что вы делаете или иначе, делайте то, что можете делать с любовью». Так гласит древняя восточная мудрость. Делайте все с радостью, делайте все самым лучшим из известных вам способов. Любовь к учебе, урокам, которые вам придется выполнять, пополнит запас физических и душевных сил, спасет от утомления, от болезни, известной под названием «скука».

Что делать, чтобы нейтрализовать стресс?

Во-первых, при стрессах быстро расходуется запас витаминов в организме, особенно группы В. Многие врачи советуют принимать ежедневно витамины, но помните о передозировке. Все должно быть в меру!

Во-вторых, очень полезны физические упражнения. Ходите в спортивный зал, делайте зарядку, танцуйте, пойте, гуляйте на улице.

В- третьих, необходима психическая и физическая релаксация. Попробуйте следующие способы: слушайте расслабляющую музыку, смотрите на ночное небо, облака, мечтайте.

Методическая подготовка к ЕНТ

«Где отсутствует точное знание, там действует догадка, а из десяти догадок девять - ошибки».

М. Горький


При работе с тестами следует приучать учащихся не делать подробные записи каждого шага своих рассуждений. Чем меньше и короче ученик делает записи, тем выше будет его результат, поскольку больше времени останется на работу с самим заданием.

Часто мы, помогая учащимся подготовиться к ЕНТ, пытаемся прорешать как можно больше вариантов предыдущих лет. Опыт показывает, что такой путь неперспективен.

Во-первых, варианты не повторяются.

Во-вторых, у школьников не формируется устойчивый общий способ деятельности с заданиями соответствующего вида.

В-третьих, у школьник появляется чувство растерянности и полной безнадежности: заданий так много и все они такие разные, каждый раз нужно применять соответствующий подход. Нетвердо владеющий общими способами деятельности с материалом школьник через время пытается вспомнить соответствующее решение, а не применить общий подход к заданиям такого типа. Естественно, запомнить все решения всех заданий невозможно. Поэтому намного разумнее учить школьников общим универсальным приемам и походам к выполнению.

Принципы построения методической подготовки к ЕНТ.

Первый принцип – тематический. Разумнее выстраивать такую подготовку, соблюдая «правило спирали» - от простых типовых заданий до заданий со звездочками, от комплексных заданий до заданий раздела С.

Второй принцип – на этапе подготовки тематический тест должен быть выстроен в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое, т. е выполненный сегодня тест готовит к пониманию и правильному выполнению завтрашнего.

Третий принцип – переход к комплексным тестам разумен только в конце подготовки (апрель-май), когда у школьников накоплен запас общих подходов к основным типам заданий и есть опыт их применения на заданиях любой степени сложности.

Четвертый принцип – все тренировочные тесты следует проводить с жестким ограничением времени.

Пятый принцип – максимализация нагрузки (по содержанию и по времени) для всех школьников в равной мере. Это необходимо, поскольку тест по определению требует всех ставить в равные условия и предполагает объективный контроль результатов.

Шестой принцип – нужно учиться использовать наличный запас знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения» для получения ответа наиболее простым и быстрым способом.

Учителям необходимо прекратить пугать учеников предстоящим ЕНТ, и начинать формировать в них твердое убеждение в том, что если очень постараться, то можно получить вполне приличный балл: время для подготовки еще не полностью потеряно. Конечно, не стоит «перегибать палку» и внушать школьнику, что ЕНТ – это легко и просто. Но не нужно и внушать им мысль о полной безнадежности.

Ребятам необходимо объяснить предпосылки успеха.

Первое – они должны знать свои силы и границы своих возможностей.

Второй предпосылкой успеха является вера, вера в двух смыслах. Во-первых, это твердое убеждение в успехе начинания – первый шаг к достижению цели. Во-вторых, веру в свою способность управлять собственной психикой, настраивать свои мысли на позитивный лад, уметь по желанию расслабиться и сосредоточиться. Такая вера – внутренний резерв сил.

Системой психофизической саморегуляции занимался врач – Иоганнес Генрих Шульц. Он считает, что начинать нужно с первой формулы самовнушения (формулы намерения и цели): «Я справлюсь!». Эта мысль должна запасть в самые глубокие слои подсознания. Более того, природа формул системы психофизической саморегуляции, в том числе и формул цели, такова, что их следует повторять при выполнении любых механических действий, например, при ходьбе, за едой – словом, при всяком удобном и неудобном случае формула намерения должна стать не только смыслом жизни, но и самой жизнью, содержанием личности человека, его вторым «я». Тогда идея цели проникает буквально в каждый орган, в каждую клетку, в самые глубокие подкорковые слои мозга – все в человеке должно знать: «Я справлюсь!». Работу с данной формулой рекомендуется проводить примерно три недели пока она не станет убеждением. Второе, что необходимо сделать – это выбрать цель! Начать с вопроса «что каждый из вас хочет получить на ЕНТ?». (например, «наберу 100 баллов на ЕНТ») Таким образом, сразу определяется планируемый результат обучения. Важно, чтобы школьник сам честно сформулировал для себя. На него следует постоянно ориентироваться. Учащимся можно сказать: «Определив цель, смело и неуклонно идите к ней». Достойная цель всегда сопряжена с трудностями. Что ж, вся наша жизнь есть борьба с трудностями. Не надо только их преувеличивать.

В любой учебе заложена возможность ошибок, не давать временным неудачам поколебать ваше намерение. Для вас существует только один путь – путь к победе. Вы должны научиться побеждать. Эта наука дается только упорным трудом. Ничто не приносит успеха, кроме успеха. Только победа обеспечивает победу. Рано или поздно каждому дается столько, сколько он себе пожелал.

Позитивная установка - это тоже успех.

Учителям следует учить школьника технике сдачи теста. Эта техника включает следующее:

  1. Обучение постоянному жесткому самоконтролю времени;

Школьник должен научиться четко контролировать время и распланировать его на каждый предмет, не допуская, что по математике тест будет выполняться последним и оставлять на него минимум времени.

Начинать надо с самого «легкого предмета», успех в выполнении теста по этому предмету подсознательно будет восприниматься как то, что и по другим предметам все будет успешно.

  1. Обучение оценке объективной и субъективной трудности заданий и соответственно разумному выбору этих заданий. Учащиеся обычно сами хорошо знают, где у них особо слабые места. Этих слабых мест следует избегать при выполнении теста. Ограничив для себя объем заданий, которые он наверняка должен выполнить, школьник будет иметь возможность посвятить подготовке к ним больше времени, что повышает шансы на успех.

  2. Обучение прикидке границ результатов и минимальной подстановке, как приему проверки, проводимой сразу после решения задания. Следует учить школьников простым подстановкам для проверки результатов сразу (а не «если останется время»).

  3. Обучение приему «спирального движения» по тесту. Этот прием является первым необходимым приемом для успешного написания задания типа «тест с ограничением времени». Он состоит в следующем: ученик сразу просматривает тест от начала до конца и отмечает для себя то, что кажется ему простым, понятным, легким. Именно эти задания школьник выполняет первыми. Отмечает то, что попробует решить, когда закончит с этими заданиями и т. д. Ученик может сделать так несколько раз (двигаясь по спирали и выбирая то, что «созрело» к данному моменту).


Рекомендации по поведению до и в момент ЕНТ

  1. За день до начала ЕНТ постарайтесь ничего не делать. Если ты чего-то не доучил, лучше не пытайся.

  2. Перед ЕНТ обязательно хорошо выспись.

  3. Приведи в порядок свои эмоции, соберись с мыслями.

  4. Смело входи в класс с уверенностью, что все получится.

  5. Сядь удобно, выпями спину. Подумай о том, что ты выше всех, умнее, хитрее и у тебя все получится. Сосредоточься на словах «Я спокоен, я совершенно спокоен». Повтори их не спеша несколько раз. Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение. В завершение сожми кисти в кулаки.

  6. Выполни дыхательное упражнение для снятия напряжения;

- сядь удобно,

- глубокий вдох через нос (4-6 секунд),

- задержка дыхания (2-3 секунды).

7. Слушай внимательно, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не задавать

лишних вопросов об оформлении тестирования. Тебе все объяснят: как

заполнить бланк, какими буквами писать, как кодировать номер

школы и т. д.

8. Постарайся сосредоточиться и забыть об окружающих. Для тебя

существуют только часы, регламентирующие время выполнения теста,

и бланк с заданием. Торопитесь не спеша. Читай задание до конца.

Спешка не должна приводить к тому, что ты не поймешь задание по

первым словам, а концовку придумаешь сам.

9. Просмотри все вопросы и начни с тех, в ответах на которые ты не

сомневаешься. Тогда ты успокоишься и войдешь в рабочий ритм. В

любом тесте есть вопросы, ответы на которые ты прекрасно знаешь,.

только соберись с мыслями.

  1. Когда приступаешь к новому заданию, забудь все, что было в предыдущем, - как правило, задания в тестах не связаны друг с другом.

  2. Действуй методом исключения! Последовательно исключай те ответы, которые явно не подходят

  3. Если ты сомневаешься в правильности ответа, тебе сложно сделать выбор, доверься своей интуиции!

  4. Оставь время для проверки своей работы хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами заметить явные ошибки.

  5. Стремись выполнить все задания.



Жизнь современных детей переполнена эмоциональными нагрузками, что при неблагоприятных, стрессогенных обстоятельствах может оборачиваться психологическими срывами. К сожалению, в последние годы школьники не становятся более здоровыми: к десятому классу около половины детей имеют отклонения в развитии нервной системы, у старшеклассников преобладают повышенный и высокий уровень тревожности и переживания душевного дискомфорта, встречается агрессивность и конфликтность поведения, снижение оптимистического восприятия будущего. Предстоящее Единое Национальное Тестирование также требует от выпускников большого напряжения сил. Нередко в это время некоторые дети утрачивают аппетит, худеют, плохо спят. И от того, насколько правильно будет организован режим занятий и отдыха, во многом зависит и успешная сдача экзаменов, и сохранение здоровья.

Работа с родителями представляет собой важный, сложный и необходимый участок деятельности. Психическое здоровье личности более всего зависит семейных взаимоотношений с родителями. Важным шагом к успеху на ЕНТ является психологическая установка на успех, абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута, поэтому родителям необходимо настраивать детей на успех, удачу.

Известно, что одна из причин, мешающих тревожным детям результативно выполнить задание, состоит в том, что они в большей степени сосредоточены не на выполнении конкретной деятельности, а на том, каковы последствия их неудачи в этой деятельности. Поэтому неэффективно ставить перед ребенком цель типа «Ты должен получить отличную оценку» или «Ты должен ответить, во что бы то ни стало», лучше сформулировать ее конкретно: «Ты сможешь справиться с этим заданием».

Существуют ложные способы поддержки ребенка, таковыми является гиперопека, создание зависимости подростка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества со сверстниками. Подлинная поддержка должна основываться на подчеркивании способностей, возможностей положительных сторон ребенка. Поддерживать ребенка - значит верить в него. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя.

Именно родители могут помочь своему одиннадцатикласснику наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к ЕНТ. Помощь взрослых очень важна, поскольку любому человеку, кроме всего прочего необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи экзаменов. Ведь каждый, кто сдает экзамены, постигает самую важную в жизни науку – умение не сдаваться в трудной ситуации, добиваться и побеждать.

Что же касается психологического состояния, то давать общие рекомендации достаточно сложно, ведь каждый ребенок – индивидуальность. Прежде всего, важен позитивный настрой в семье на удачный исход экзаменов. Тревожность матери передается школьнику, он начинает сомневаться в своих силах, нервничать. Даже если мать внешне выглядит спокойно, ребенок чувствует ее внутреннее переживание. Поэтому нужно спокойно и откровенно обсуждать с детьми вопросы подготовки к экзаменам, выяснить, какие могут возникнуть проблемы, причину страхов (если они присутствуют) и неуверенности в себе. Совместными усилиями решить, что можно сделать за оставшееся время для решения проблем – либо дополнительные занятия, если ребенок плохо знает материал. Нужно постараться создать атмосферу полного взаимного доверия, а также объяснить, что даже в случае плохого результата трагедии не случиться, и родители всегда поддержат.

- Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на ЕНТ, и не критикуйте ребенка после. Внушайте ребенку мысль, что колличесво баллов не является совершенным измерением его возможностей.

- Не повышайте тревожность ребенка накануне ЕНТ – это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».

- Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.

- Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.

- Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением.

- Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.

- Обеспечьте дома удобное для занятий место, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

- Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга. Можно позволить больше шоколада, так как глюкозы, необходимой для питания мозга, он способствует общему повышению настроения и снижает негативное влияние стресса на организм. Полезно пить больше воды или соков. Крепкий чай или кофе в качестве стимуляторов нервной системы не рекомендуется.


Педагог-психолог Донецкой СШ Т.С. Вышинская



Родительское собрание в 11 классе по психологической подготовке к ЕНТ
  • Школьному психологу
Описание:

На современном этапе развития государства, можно утверждать, что важнейшим фактором, способствующим укреплению экономической мощи и процветанию нашей страны, является качественное образование.

Жизнь современных детей переполнена эмоциональными нагрузками, что при неблагоприятных, стрессогенных обстоятельствах может оборачиваться психологическими срывами. К сожалению, в последние годы школьники не становятся более здоровыми: к десятому классу около половины детей имеют отклонения в развитии нервной системы, у старшеклассников преобладают повышенный и высокий уровень тревожности и переживания душевного дискомфорта, встречается агрессивность и конфликтность поведения, снижение  оптимистического восприятия будущего.

Автор Вышинская Татьяна Станиславовна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 1571
Номер материала 31613
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓