Главная / Классному руководителю / Родительское собрание «Семейное воспитание и его стили. Каков я родитель? (по рассказам современной писательницы Татьяны Кудрявцевой «Муки Семирамиды», «Снайперы», «Елка для соловья»»)

Родительское собрание «Семейное воспитание и его стили. Каков я родитель? (по рассказам современной писательницы Татьяны Кудрявцевой «Муки Семирамиды», «Снайперы», «Елка для соловья»»)

Родительское собрание «Семейное воспитание и его стили.

Каков я родитель? (по рассказам современной писательницы Татьяны Кудрявцевой «Муки Семирамиды», «Снайперы», «Елка для соловья»»)

Посейте поступок - пожнете привычку, 
посейте привычку - пожнете характер, 
посейте характер - пожнете судьбу. 
У.Теккерей


«Хотите, чтобы были хо­рошие дети — будьте счастливы»

(А.С. Макаренко).

Цель: содействовать пониманию родителями проблем, вытекающих из неправильно выбранного стиля семейного воспитания, способствовать повышению эффективности взаимоотношений между ребенком и родителями на примере рассказов Т.А. Кудрявцевой и собственного опыта.

Задачи:

- получить сведения об отношениях между детьми и родителями в семьях учащихся класса, определив стиль семейного воспитания;

- содействовать формированию у родителей представ­лений об истинном родительском авторитете и актуализа­ции потребности его проявления в отношениях с детьми.

Участники: родители учащихся 3-го класса, классный руководитель, психолог.

Подготовка.

I. Третьеклассники отвечают во время классного часа на вопросы анкеты:

1. С кем ты в семье особенно дружен?

2. Кому доверяешь секреты?

3. Все ли знают о тебе родители ?

4. Понимают ли тебя папа и мама?

5. Всегда ли справедливы к тебе в семье?

6. Если тебе плохо, то кому первому расскажешь о своих огорчениях?

7. Кого позовешь на помощь, если попадешь в беду?

II. Родители заполняют аналогичную анкету в конце предыдущего собрания (кто отсутствовал, заполняют дома) и передают запол­ненный бланк учителю. Им предлагается ответить на такие вопросы:

1. Доверяют ли вам дети свои секреты? Если да, то кому?

2. Всегда ли вы справедливы к детям?

3. С кем из членов семьи наиболее близок ваш ребенок?

4. Кому из членов семьи рассказывает ребенок о своих бедах?

Учитель анализирует ответы учащихся и родителей, готовя матери­ал для сообщения на родительском собрании.

III. Составление, или подбор учителем памяток - советов для каждого родителя. Распечатываются характеристики стилей воспитания для каждой рабочей группы. Подготовка к собранию трех листов из альбома для рисования, на каждом из которых представлена таблица для заполнения ответов и прилагаются три рассказа на выбор Татьяны Кудрявцевой для обсуждения, бланки анкеты «Стиль семейного воспитания».

IV. Учащиеся на уроках труда или во время классного часа изготавливают индивидуальные жетоны участни­ков собрания (по девять солнышек, ромашек и сердечек) и листы со знаком вопроса с одной стороны.

Оформление, оборудование и инвентарь:

Музыкальный центр, мультимедиа.

Традиционно у классной доски выставляется «сундук для вопросов и пожеланий» участников собрания, стопка листов (пол альбомного листа, с вопросительным знаком с одной стороны). Каждый родитель имеет возможность записать воп­росы, пожелания, замечания классному руководителю или администрации школы, ко­торые появились у него до или в ходе родительского собрания, а возможно, уходя с собрания, появятся пожелания или замечания на будущее.

В классе выделяются за партами места для работы трех групп родителей. Эти места помечаются подставкой с сердечком, ромашкой и солнышком.

На левой стороне классной доски красивым почерком пишутся «крылатые слова» по теме собрания:

«Детей наказывай стыдом, а не кнутом» (пословица).

«Каков батька, таковы и детки» (пословица).

«Отец должен быть для своих детей другом.., а не тираном» (В. Джоберти — итальянский политический деятель).

«Когда в вашей семье появляется первая «детская» неурядица, когда глазами вашего ребенка глянет на вас еще маленькая и слабенькая, но уже враждебная зверушка, почему вы не оглядываетесь назад, почему вы не приступаете к ревизии вашего собственного по­ведения?» (А.С. Макаренко).

Ход проведения.

I. . До начала собрания, пока родители собираются, тихо играет спокойная (релаксационная) музыка.

При входе в класс каждый родитель берет на столе в соответствии со своим желанием индивидуальный жетон, т.е. сердечко, ромашку или солнышко и зани­мает согласно избранному жетону место в одной из трех ро­дительских групп. Такая форма работы в группах объясняется тем, что она позволяет родителям не только получить информацию, но и осознать свою родительскую позицию, сравнить её с позицией других родителей, сформулировать общий вывод по обсуждаемой проблеме.

II. Учитель открывает со­брание, объявляет его тему и знакомит с порядком работы.

III. Избирается рабочая группа. В ее состав входят 2-3 родителя и по - возможности школьный психолог.

IV Выступление классного руководителя. В выступлении используются материалы книг «Диалоги о воспитании», «Научить быть человеком» Н.Е. Щурковой, «Микроклимат семьи» JI.E. Ковалевой, «Семейные традиции» Л .Д. Суслопаровой.

Семья — колыбель духовного рождения человека. Мно­гообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая ре­акция на малейшие детали поведения ребенка — все это создает благоприятную среду для эмоционального и нрав­ственного формирования личности. Скудность, однообра­зие, монотонность эмоционального опыта в раннем детстве могут определить характер человека на всю жизнь.

Как, много сердечного тепла бывает загублено из-за не­способности, понять другого и самого себя! Сколько боль­ших и малых драм не происходило бы, обладай их участни­ки и окружающие умением сочувствовать, прощать, лю­бить. Любить тоже надо уметь, и это умение, к сожалению, не дается матерью-природой.

Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, — это дефицит ласки. Родители не находят времени, забывают или, может быть, даже стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь какому-то внутреннему по­рыву. Боязнь избаловать детей, особенно мальчиков, зас­тавляет отца и мать быть чрезмерно суровыми с детьми. В последнее время получило распространение такая категория семьи, как неблагополучная. Пьющие люди, матери-одиночки, лица с низким образо­вательным и воспитательным цензом. К сожалению, к категории неблаго­получных относятся семьи и вполне материально обеспе­ченные, если родители не уделяют ребенку внимания, пред­почитая откупиться от него подарками, обилием игрушек, чрезмерно разнообразной пищей, одеждой. Им некогда. Не будучи подготовленными в области воспитания, папы и мамы используют простой и «эффективный» путь — физическое насилие. Последнее чаще применяется матерями, нежели от­цами. Мать обычно вымещает на детях накопившееся утом­ление и раздражение.

Дети первые, кто пострадал, глубоко и трагически, от дефицита времени у взрослых. Возникла проблема детей как обузы, «лишних детей», шире стали применяться физичес­кие воздействия.

Атмосфера семьи определяется ее прочностью, ее нрав­ственными идеалами, дальними и близкими целями, эмо­циональным складом. И, чем больше положительных эмо­ций получает в семье ребенок, тем лучше.

Только преобладание оптимизма, взаимной нежности и дружбы над раздорами, унынием, скукой создает то, что можно назвать семейным очагом. Он собирает и спла­чивает вокруг себя людей, связанных родственными узами, согревает, дает пищу чувствам и отдых душе. Семья при всех свойственных ей заботах, хлопотах, огорчениях и даже несчастьях должна приносить человеку радость. Недаром А.С. Макаренко писал: «Хотите, чтобы были хо­рошие дети — будьте счастливы».

Дети по самой природе чрезвычайно жадны до впечатле­ний. Им все мало, им хочется быть участниками каких-то событий, радостных волнений. Дома должно быть интерес­но, семья должна давать добрую пищу воображению и чув­ствам. Дети, как губка, впитывают все, что происходит вок­руг них. Они не умеют хитрить и приспосабливаться. И час­то их представления об увиденном могут быть ошибочными.

Часто, читая произведения художественной литературы или знакомясь с жизнью выдающихся людей, мы восхища­емся дружбой, добротой, взаимопониманием, царившими в тех или иных семьях. Как весело, азартно умели играть и взрослые, и дети, собравшись все вместе вечером. В какие праздники превращались их семейные обеды и ужины.Куда ушло это из наших семей?

В наш стремительный век, когда все заняты, все спешат и бегут, можно встретить достаточно много семей, где эта простая и необходимая семейная традиция не соблюдается, где дети хватают куски и едят на ходу, где взрослые спешат быстро поесть в одиночку и убежать по своим делам. Среди взрослых живет одинокий ребенок. Да, он одет, накормлен, опекаем, но ему не хватает внимания и общения.С помощью родителей у ребенка постепенно закладыва­ются представления о том, какой должна быть семья, ее быт, взаимоотношения между членами семьи. Зачастую се­мья, в которой ребенок вырос, становится моделью его бу­дущей семьи.

V Сообщение психолога о стилях семейного воспитания

Отношения в семье можно представить в виде формулы: СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ = (родители + родители) + (родители + дети) + (дети + дети).

Сегодня на собрании мы рассмотрим отношения родителей и детей. Эти отношения принято называть стилем семейного воспитания. От стиля семейного воспитания в значительной мере зависит психическое и в целом – общее развитие ребенка. 
Многие работы психологов, посвященные детско-родительским отношениям, опираются на предложенную Д. Баумринд типологию трех основных стилей семейного воспитания:
авторитарный, авторитетный (демократический) и попустительский.

Авторитарный стиль (в терминологии других авторов — контролирующий, «автократический», «диктат», «доминирование») — все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету. 
Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти. 
При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.

Демократический стиль (в терминологии других авторов — гармоничный, «авторитетный», «сотрудничество») — родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. 
Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

Либеральный стиль (в терминологии других авторов — «попустительский», «снисходительный») — ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. 
Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность. 
Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались. 


Впоследствии были выделены и другие характерные стили семейного воспитания. Вот некоторые из них. Это деление очень условно. Но, как правило, какой-то из стилей преобладает в семье в большей степени.

 Индифферентный: с низким уровнем контроля и холодными отношениями. Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к детям, закрыты для общения. Из-за обремененности собственными проблемами не остаётся сил для воспитания детей. Если безразличие сочетается с враждебностью, ребёнок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся от норм поведению.

Хаотический стиль (непоследовательное руководство) — это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. 
При таком стиле воспитания одна из важных базовых потребностей личности — потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках. 
Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию. 
При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.

Опекающий стиль (предупредительный, гиперопека, концентрация внимания на ребенке) — стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти. 
Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой — к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.

Состязательный стиль. С раннего возраста родители ищут в действиях своего ребенка нечто выдающееся и необычное. Активность самого ребенка постоянно поощряется. Иногда ребенок получает поощрение не только морального характера, но и материального. Родители постоянно сравнивают своего ребенка с другими детьми и очень страдают, если это сравнение не в его пользу. Для раскрытия талантов своего ребенка родители дают возможность ему попробовать себя в различных видах деятельности даже тогда, когда ребенок этого не хочет. Такое разностороннее развитие, однако, связано вовсе не с интересами ребенка, а с родительским эгоизмом. Родителям очень хочется при удобном случае заявить о том, что ребенок «увлекается теннисом, занимается вокалом» и т. д. Зачастую это приводит к тому, что ребенок становится уверенным в своем превосходстве над другими детьми. Если же он терпит поражение, это может надолго выбить его из колеи и привести к депрессии и апатии. Участие ребенка с раннего детства в различных кружках и секциях нередко приводит и к проблемам, связанным с его здоровьем: хроническая усталость, болезни могут дать о себе знать. 

Прослушав теоретический материал, давайте, работая в группах, попробуем определить стили семейного воспитания и проблемы детей в произведениях Т. Кудрявцевой, что бы в дальнейшем не допускать их в воспитании своих детей.

V Работа в группах. Каждая группа получает три рассказа современной писательницы Татьяны Кудрявцевой «Муки Семирамиды», «Снайперы», «Елка для соловья», для обсуж­дения в группе. Это непросто, т. к. в рассказе описан небольшой отрывок или случай из жизни героя.

В течение 12—15 минут микрогруппа проводит коллектив­ное чтение предложенных текстов, вырабатывает групповой ответ, записывает его на специально отведенном месте в таблице, а затем передает лист другой группе роди­телей. После получения второго и третьего листа микрогруп­па использует в работе прежний алгоритм совместной дея­тельности. Когда родительские группы напишут свои ответы на всех листах, эти листы передаются в рабочую группу.

Таблица №1


Название рассказа Герои произведения

Стиль семейного воспитания

(в семьях персонажей одного рассказа могут быть разные стили семейного воспитания)

Доказательство


















Таблица №2


Название рассказа

Герои произведения

Проблемы детей

(у персонажей одного произведения – разные трудности, или у одного их несколько)

Их решения
















VI. Рабочая группа во главе с психологом анализирует мнения групп, де­лает обобщающие выводы и готовит свое выступление.

VII. Классный руководитель рассказывает о результатах про­веденного до собрания анкетирования учащихся и родителей.

По поводу воспитания детей существует множество теорий. Родители, воспитывая детей, обычно не теоретизируют по этому поводу, а ведут себя так, как им подсказывают интуиция, жизненный опыт и складывающиеся обстоятельства. Короче – как получится. А как же получается? С помощью этого нехитрого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. Из четырех вариантов ответа выберите самый, для вас предпочтительный.

Проведение анкетирования родителей с целью выяснения стиля семейного воспитания

Слайд 1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека – наследственностью или воспитанием?

А. Преимущественно воспитанием.
Б. Сочетание
м врожденных задатков и условий среды.
В. Главным образом врожденными задатками.
Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

Слайд 2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.
Б. Абсолютно с этим согласен.
В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.
Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

Слайд 3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?

А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу)
Б. Цель воспитания — научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве)
В. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер)
Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер).

Слайд 4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.
Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удо
влетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.
В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное — позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.
Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

Слайд 5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?

А. Если попросит, можно и дать.
Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.
В. Целес
ообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.
Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.

Слайд 6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?

А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.
Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.
В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.
Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких с
итуациях.

Слайд 7. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?

А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.
Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения
с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.
В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.
Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.

Слайд 8. Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее?

А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.
Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.
В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.
Г. Не вижу причины запрещать.

Слайд 9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.
Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.
В. Расстроюсь.
Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

Слайд 10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?

А. Безусловно.
Б. Стараюсь.
В. Надеюсь.
Г. Не знаю.

Слайд 11. Обработка результатов

Стиль поведения

Номера вопросов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Демократичный

(авторитетный)

Б

В

В

Г

В

Г

А

Б

Г

Б

Авторитарный (автократический)

А

А

Г

В

Б

Б

Б

А

А

А

Либеральный

(попустительский,

снисходительный)

В

Б

Б

Б

А

А

Г

В

В

В

Индифферентный

Г

Г

А

А

Г

В

В

Г

Б

Г

Отметьте в таблице выбранные вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания. Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.

VIII. Председатель родительского комитета проводит тест - игру «Какой вы родитель?». Он предлагает родителям выб­рать из перечисленных на слайде те фразы, которые наиболее часто употребляются ими в общении с детьми.

Слайд №12 «Какой вы родитель?»

1.Сколько раз тебе повторять!

2. Посоветуй мне, пожалуйста.

3. Не знаю, что бы я без тебя делала!

4. И в кого ты такой уродился?

5. Какие у тебя замечательные друзья!

6. Ну, на кого ты похожа!

7. Я в твое время!

8. Ты моя опора и помощница(к).

9. Ну, что за друзья у тебя!

10. О чем ты только думаешь!

11. Какая ты у меня умница!

12. А ты как считаешь, сынок (доченька)?

13. У всех дети как дети, а ты?

14. Какой ты у меня сообразительный (ая)?



После сделан­ного выбора он называет родителям балл оценки данных фраз:



Слайд 13. Вопрос №1 – 2 балла, №8 -1 балл,

Вопрос №2 -1 балл, №9 – 2 балла,

Вопрос №3 – 1 балл, № 10 – 2 балла,

Вопрос №4 – 1 балл, №11 – 1 балл,

Вопрос №5 – 1 балл, №12 – 1 балл,

Вопрос № 6- 2 балла, № 13 – 2 балла,

Вопрос №7 – 2 балла, №14 – 1 балл.

Каждый родитель подсчитывает сумму баллов оценки избранных фраз. Сообщаются оценочные суждения авторов теста-игры:

Слайд 14.7—8 баллов — вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способ­ствуют становлению его личности;

9—10 баллов — вы непоследовательны в общении с ре­бенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств;

11 — 12 баллов — вам необходимо быть к ребенку повни­мательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласи­тесь, авторитет не заменит любви. Развитие вашего ребенка зависит от случая в большей степени, чем от вас.

13—14 баллов — вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком существует недо­верие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему побольше внимания, прислушивайтесь к его словам.

IX. Выступает рабочая группа. Свое мнение высказывает школьный психолог.

X. Принимается решение родительского собрания:

1. Строить отношения с детьми на основе сотрудничества и взаимопонимания.

2. Не скупиться на ласку, внимание, сочувствие.

3. Не применять к детям физических мер воздействия.

XI. Родителям вручаются памятки-советы.

XII. Интервью для родителей (по желанию): 
1. Чем помогла Вам сегодняшняя встреча? 
2. Какая часть вызвала особый интерес? 
3. Ваши пожелания на будущее.

XIII. Пьедестал интереса к данной теме собрания.

Уходя, каждый родитель прикрепляет свой жетон в виде сердечка, солнышка или ромашки на ступеньку пьедестала. 1 ступень. Было очень интересно, многое почерпнула для семьи. 2 ступень.Было интересно. 3 ступень. Прослушала. Мне все равно. Я сам (а) знаю как воспитывать своего ребенка.





Памятка для родителей.

Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности.

Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.

Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством упрёка.

Если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других.

Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.

Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным.

Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым.

Если ребёнок живёт в безопасности, он учится верить в людей.

Если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя.

Если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в  этом мире.



Советы родителям


1. В гостях одни дети ведут себя лучше, чем дома, а другие — гораздо хуже. Не увеличивайте обычную дозу замечаний, даже рискуя выглядеть плохим воспитателем.

2. Когда вы говорите с детьми, вы всегда уверены в том, что все наши суждения — истина. Но иногда и вы ошибае­тесь. Не бойтесь детских сомнений в вашей правоте!

3. Обычно советуют: если вы в чем-то отказали ребенку будьте последовательны — и не уступайте ему, но этот совет не всегда хорош. Бесконечно уступая, вы можете из­баловать ребенка, но никогда не уступая, вы выглядите жес­токосердными в его глазах.

4. Иногда дети о чем-то спрашивают родителей из дру­гой комнаты. Не отвечайте. Если же ребенок придет и спросит: «Ты что, не слышишь?», скажите: «Когда со мной говорят из другой комнаты — не слышу».

5. Вспомните, давно ли вы слышали детский смех в ва­шем доме. Чем чаще смеются дети, тем лучше воспитание

6. Некоторые родители избегают ласковых слов и при­косновений, считают, что заласканному ребенку будет в жизни трудно. Не бойтесь. Ласка смягчает душу ребенка, снимает напряжение.

7. Ни в чем не подозревайте ребенка, даже если вам кажется, что он украл, что он курит, что он совершил что-то дурное. Лучше подавите подозрение. Даже невысказанное, оно унижает его.

8. Никогда не упрекайте ребенка ни возрастом: «Ты уже большой!», ни полом: «А еще мальчик!», ни куском хле­ба- «Мы тебя поим, кормим...»

9. Бывает так: папа уходит утром, мальчик еще спит, приходит вечером — мальчик уже спит. А в воскресенье папа — на рыбалку. Но хотя бы после рыбалки спросите у сына: «Как дела?»

10. Старайтесь никого не критиковать при детях. Сегод­ня вы скажете дурное о соседе Николае Петровиче, а зав­тра дети будут плохо говорить о вас.

11. В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступай­те, чтобы им не казалось, что они вечно не правы. Этим вы и детей научите уступать, признавать ошибки и поражения.

12. Мы привыкли, что дети о чем-то просят родителей. А сами вы умеете просить детей, или только приказываете? Постарайтесь овладеть культурой просьбы.

13. Когда ребенок совершает что-нибудь дурное, его обычно мучает совесть, но вы наказываете его, и совесть замолкает, а это опасно.

14. Провожайте ребенка до дверей; советуйте ему быть осторожным на улице. Встречайте ребенка у дверей, когда он возвращается из школы или с прогулки. Пусть он видит, что его возвращению рады.

15. Внушайте ребенку давно известную формулу пси­хологического здоровья: «Ты хорош, но не лучше других».



Список литературы: Дереклеева Н.И. Организация родительских собраний в 1–11 классах / Н.И. Дереклеева. – М.: Русское слово, 2000. – 48 с.: ил. Родительские собрания: 4 класс/ Авт. – сост. И.Ф. Яценко. – М.: ВАКО, 2008. – 224 с.- (Учебный год). Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск1./Под ред. Е.Н.Степанова. – М.:ТЦ Сфера,2004. – 144с.
Хухлеева О. Активные формы групповой работы с родителями / О. Хухлеева // Школьный психолог. – 2006. № 19. – С. 38. 
Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе (методические рекомендации) /Ф. П. Черноусова /М.: Педагогический поиск, 2004. – 160 с. 
Дудина Л.А. Стили семейного воспитания. //http://festival.1september.ru/articles/515683/

Тексты для коллективного обсуждения.


Татьяна Кудрявцева

МУКИ СЕМИРАМИДЫ

Больше всего Сёма не любила, когда мама звала её полным именем и затевала перестановку. Значит, опять настроение плохое. Литературным языком говоря: минута жизни роковая. В такую минуту мама мрачнела и тупо двигала мебель. Отодвигала шкафы и кресла от стен и беспорядочно выстраивала их по комнатам, кое-как. Сёма этого терпеть не могла. Она вообще предпочитала основательность. Чтобы всё было на своих местах, шкафы прочно опирались бы о стену, и ничего из них не вываливалось. Сёма по гороскопу – Козерог. Козерог – Знак Земли. Он самый сильный. Это и понятно, попробуй, сдвинь Землю! А мама – Весы. Весы вечно во всём сомневаются и балансируют туда-сюда. Мама балансирует уже полтора года.

Расклад такой. На одной чаше весов – Дом с Сёмой, Сонечкой (это младшая сестра) и с Чижиком (это кот!) А на другой - пустота. Сёму этот расклад возмущает. Получается, что вся их прекрасная компания столько не весит, сколько один предатель!

Когда папашка свалил, Сёма маме сказала:

Плюнь и не ведись!

Хотя ей самой, ещё как обидно стало! Беда захлёстывает душу всё равно что ледяная вода, в которой льдины одна на другую наезжают. У льдин края острые, они душу ранят. Льдины – это подробности всякие – муки, одним словом. Но Сёма свои муки отодвинула, – плывите, мол, льдины дальше в море! Она эмоции логикой пересилила. И стоит – не сдвинешь. Как и положено Земле.

А мама так не может. В ледяной воде тонет. И нет бы, Сёму послушать, так она к слову прицепилась. Вот не к сути же, а к слову. Суть не усекла, а слово моментально. Мама только литературный язык признаёт (он у них в доме в почёте!), а слэнга не выносит. Слэнг джунглями называет. Да какие джунгли! Сейчас все так говорят. Кроме мамы, музейного работника. И пошло, поехало…

Нет такого выражения – “не ведись”! Ты же не в джунглях, Семирамида!…

Дались ей эти джунгли. У мамы пунктик на литературном языке. А у отца на исторических личностях. Имечко-то Сёме он дал! Он вообще – циркач. Не клоун, конечно, не дрессировщик даже, – всего-навсего администратор в цирке, точнее, и.о. Зато билетами ведал, у них полдвора бесплатно в цирк ходило. А потом весёлая жизнь закончилась. Папашка-то к ним полтора года уже глаз не кажет. Другой двор, наверное, теперь в цирк водит, тот, где у него “любовь-морковь”.

Сначала Сёму соседи про билеты спрашивали, а потом перестали. Двор – не дом! Математичка бы сразу сформулировала: мол, обратно пропорциональная зависимость. Дома, когда всё хорошо, она – Сёма. Семирамида – лишь, если тучи сгущаются. А во дворе – наоборот. Раньше её из уважения полным именем величали. Спасибо цирку! А теперь уважение – фью-ить! И стала она просто Сёмкой. Ну, и пусть! Сёма этому значения не придаёт. Подумаешь, нужна ей дешёвая популярность!

А имечко у неё, конечно, будь здоров! Отец – большой оригинал. Нет, как вам это понравится: сам же назвал и сам же свалил. Древней историей, он, видите ли, увлекался! А ей теперь, как с этой историей сегодняшний день расхлёбывать? Хорошо ещё, что сестру мама называла, а не он. Потому она и Сонечка, а не какая-нибудь Клеопатра. И похожа на маму: с кудряшками, с ямочками и с причудами.

Каждый день новая причуда. Очень они с мамой тонко устроенные.

Ещё совсем недавно, в третьем классе (а вроде, в другой жизни) у них было всё, как у всех. Оказывается, когда всё, как у всех, – это счастье. Сёма только на днях это поняла, сидела, пила молоко с булкой с вареньем и – незаметно для себя высказала свою мысль вслух. Я, мол, так думаю. Мама тяжко вздохнула:

Да не ты, а Лев Толстой. “Все счастливые семьи похожи друг на друга…” В “Анне Карениной” он так думает. – И спохватилась. – Но тебе это рано. А Сонечке и подавно.

Не!!! – возопила Сонечка. – Не р-р-рано! – Недавно освоенный ею звук “р-р” прямо зарычал от обиды. – Кабы не так. Бъин!!! – с возмущением закончила она, вылив свою кружку молока коту на голову.

Звук “л” Сонечка освоить пока не успела. Но коту на звуки было наплевать. Коту на молоко не наплевать. И на бесцеремонность. Чижик возмущённо вякнул и мотнул головой прямо по напольной вазе. Ваза на кухне стоит. Вернее, стояла. Потому что у их котика не голова, а башка! И сам он, скорее, Бегемот, чем Чижик. Но когда имя давали, был маленький и ласковый.

Короче, ваза кокнулась

Мама рассердилась. Не на разгром на кухне, разумеется. На “блин”.

Что за слово? Откуда ты его выкопала? Так нельзя говорить!

Можно, можно, можно! – закапризничала Сонечка. – Так в саду все говорят, и в теевизорре! И я буду!!! Бъин! Бъин! Бъин!

Мама Соню шлёпнула. Соня заревела.

Я нервная, из неповной семьи.

Мама заплакала, стала Соню целовать. А Сёма молча взяла тряпку с веником. Осколки-то должен кто-то убрать! И лужу вытереть!

У них одна Сёма без причуд. На причуды времени нет! То мебель надо назад двигать, то за Сонечкой в сад бежать, то историю ненавистную изучать. Сёма, конечно, не ботаник, но училась стабильно. А тут подряд три двойки схватила – по истории Древнего Мира. Опротивел ей этот предмет – сплошное в нём предательство потому что. И в жизни, и в веках. Предают, отравляют, головы отрубают. Бруты они все. Если бы папашка сейчас заявился, Сёма бы ему так и сказала: “И ты – Брут!!!”

Но с двойками пришлось кончать. В квартире сплошная перестановка, и концерты в ванной. У мамы манера такая – в ванной рыдать. Закроется, воду включит и плачет. А акустика в квартире, как в Эрмитажном театре – во всех рядах всё слышно. И Сонечка пугается. Чижик на занавески прыгает! Обеда нет, само собой. Но главное, “кризис в среднем возрасте чреват для психики”. Это по радио сейчас сказали. У них математичка заболела, Сёма домой пораньше пришла и радио включила.

Бедная мама, этого ей только не хватало! Сдвига в психике. Сёма сразу Пушкина вспомнила: по литературе-то у неё пятёрка! У Пушкина рецепты на все случаи жизни. И на этот тоже: “Не дай мне, Бог, сойти с ума! Уж лучше посох и сума”… Хорошего, правда, в таком рецептике мало. Сумы им тоже не надо, это точно!

Хотя, кто знает, со скольки лет средний возраст начинается? Может, у мамы он уже прошёл? Сёма набрала номер, какой в радио назвали, и спрашивает:

Средний возраст – это в 30? Или раньше? Невнятно вещаете!

А на Радио прямой эфир был (это когда говорят, что думают, без репетиций!), ну, они ей и выдали:

Повесь трубку, мальчик! Нечего хулиганить!!!

А Сёма ненавидит, когда её мальчиком называют. Ну, и что, если она в кепке ходит! За словом в карман, понятно, не полезла:

Поищите себе другого мальчика! В джунглях! А я – Семирамида. А папа мой – циркач! Про висячие сады слышали когда-нибудь? Бруты!

И телефон выключила. Вместе с радио. Вещайте теперь, кому хотите про свой средний возраст!

И зачем про папашку сказала? Выкрикнулось откуда-то из глубины. Хорошо, что не при маме. А то бы опять мебель начала двигать. Руки у мамы тонкие, как у грации с картины Боттичелли “Весна”. Картину Сёма в мамином каталоге видела. Там вообще-то три грации изображены. Папа тогда обрадовался: “Девочки, сюжет про нашу семью!” Ну, и где он теперь, который грациями их называл?! Брут и есть Брут. Когда мама мебель по комнате возит, у неё все венки на руках вспухают. Мука, да и только!

Чтобы успокоиться, Сёма пошла на кухню, молока себе налила. И Чижику. Чижик тут как тут! Материализовался в проёме дверей – сфинксом. Смотрит снисходительно, словно это он Сёму молоком удостоил. С самооценкой у Чижика всё в порядке. Маме бы такую самооценку. У тёток теперь либо красота, либо доброта. А у мамы: “два в одном флаконе!” Вернее, три. Плюс интеллект, который выше нормы. Как у графини Дашковой, её ещё Малой Екатериной называли. За то, что она целой Академией наук руководила. А мама культуру сохраняет. И в музее, и в собственном доме. Математичка говорит: культура это память веков!

Здорово, когда человек не только в своём предмете разбирается! Математичку Сёма уважает, хотя с математикой в их гуманитарном классе кисло. Оттого Галину Ивановну Клюквой и прозвали. К тому же, фамилия у неё Клюквина! У Клюквы не спишешь: она каждому своё задание даёт. А чего, правильно! Клюкве на ребят не наплевать, да и оценки она по справедливости ставит. И вообще… Хочет, чтоб у каждого из них правое полушарие развилось. Оно за логику отвечает. А “логика проясняет жизнь”– Клюква учит.

И правда, проясняет. Жаль, не все взрослые с логикой в ладу. Циркачи, к примеру, те, что по гастролям шастают. Гастроли гастролями, а родной дом-то должен быть один. Ну… как чудо света. Александрийский маяк, там, или Висячие сады Семирамиды... Которые тебя ждут, несмотря ни на что. Даже если ты не царь и не клоун, а так себе… администратор.

Сёма не успела додумать свою мудрую мысль до конца, как за входной дверью вдруг что-то заскреблось. На всякий случай, она взяла в руки молоток, и, прокравшись в прихожую, заглянула в глазок. Что за дурак эти глазки выдумал? Ну, ничего не разглядеть! Она дверь распахнула, а там папашка. Под коврик что-то прячет. Еле успел отскочить. Покраснел, как клоун на ковре. Выставился и моргает.

Сёма коврик подняла, а там – деньга! Ничего себе, замашки! Пять тысяч. Сёма гневно выпрямилась. И собралась сказать, что он – Брут, и что им от него ничего не нужно. Пусть, мол, проваливает в чужой двор! Глянула ему в глаза, а там тоска. Такая же, как у неё самой. Сёма вдруг вспомнила, как раньше они с отцом друг на друга смотрели, и друг в друге, словно в зеркале отражались. Они же похожи, как две капли воды. И глаза у обоих одинаковые. Зелёные!

Сейчас лицо у отца было растерянным. Точь-в-точь, как у Сёмы, когда мама её полным именем назвать собирается. Будто чужого человека. А человек-то родной…

Родной человек голову опустил и пробормотал:

Понимаешь, я по радио твой голос услышал, Сёмка. У меня радио было включено, а там вдруг – ты. В прямом эфире! А я с гастролей вернулся. У нас, понимаешь, это… гастроли длительные были… Вы молоко-то пьёте с Сонечкой?

Сёма хотела возразить, что она, мол, не Сонечка, нечего ей лапшу на уши вешать! Но неожиданно для самой себя промямлила:

Ты это… заходи… Блин!..

Отец нахмурился.

Ну, что за слово, Семирамида! В литературном языке…

Жаль, мама этого не слышала, про литературный язык, ей бы понравилось. Но ничего, решила Сёма, я маме такую возможность предоставлю. Они с Сонечкой вот-вот вернутся. Главное, отца задержать. И у неё само как-то сказалось:

Знаешь, папка, а мы тебя всё время ждали…

Чижик мгновенно это подтвердил. Отцу на плечо вскочил и заурчал, как котёнок.

И отец вошёл. Машинально. Как раньше. Что и требовалось доказать.






Татьяна Кудрявцева

ЁЛКА ДЛЯ СОЛОВЬЯ

Когда в школу привезли ёлку, сразу расхотелось учиться даже отличникам. Во всех классах, не говоря уже про коридор, запахло хвоей как в лесу после дождя летом. Ёлка топорщила ветки, стряхивала снежинки, и они, истаивая на глазах, добавляли волшебного аромата. 3-Д заволновался сильнее всех, потому что раз – ёлка в актовом зале, значит, спектакль – вот-вот. В спектакль задействовались и те, кто медленно читал: они заучили свои роли с голоса и целый месяц разговаривали на переменах языком Андерсена. А те, у кого роли были бессловесные: Ларцы, Бубенчики, Фортепьяно – изъяснялись жестами и движениями.

Заюшкина читала лучше всех, и не только на скорость, но и на «выражение». Понятно, что ей доверили самую огромную роль. Заюшкина должна была рассказывать всего «Свинопаса», как рассказчик. И она всё уже выучила. Но тут обнаружилось, что Мармилашки (а Заюшкина с подругой Орловой Кирой-Принцессой были и Мармилашки) танцуют прямо вслед за «Свинопасом». Следовательно, они не успевают переодеться, ведь их герои говорят до самого занавеса.

А у Заюшкиной характер был кремень. Когда она родилась, мама хотела назвать её Варькой, а папа – Сашенькой. Консенсус никак не вырабатывался, и ей дали имя Васса. Варька с Сашенькой уложились в одно слово, к тому же такое имя гарантировало характер. Всем известно, Васса – имя железное.

Переупрямить Вассу было очень трудно. К примеру, летом она решила научиться художественно свистеть. Бабушка её ругала, а она всё равно насвистывала своё, и к осени уже вполне сносно исполняла русскую песню – “Травушка-муравушка зелёненькая” .

Васса обожала, чтобы жизнь фонтанировала. Поэтому в школе она записалась в театральный коллектив, в хореографический, в хоровой и в «Книгу своими руками» – третьеклассники там ваяли книги из пластилина, из узелковой вышивки, из макраме и из аппликаций, ну, и сочиняли их, само собой. Кружки в школе просто били ключом. Если бы был рисовальный или «Зверьё моё», Васса бы и туда записалась, но такого пока не открыли. А не в школе – Васса ещё плавала и дрессировала кота Люсика. Мама, правда, ей сказала: “Если будешь не справляться с уроками, кружки вычеркнем”. Только не это! Васса была готова делать уроки ночью и учить роли во сне, только бы выступать. Перед тем, как выйти на сцену, она боялась. А стоило ей шагнуть на подмостки, страх куда-то улетучивался, и она ощущала себя в своей тарелке. Можно даже сказать, в летающей, потому что по сцене Вассу несла неведомая сила – вперёд и вверх.

И вот вам, пожалуйста! Хореографический кружок вписался в концерт сразу за театральным. У Заюшкиной хотели отнять роль, но попробуй, отними! Заюшкина была не просто упёртая, – изобретательная. И для себя, и для людей.

А давайте, я буду Соловей! – сообразила Заюшкина. – Он же, как вылетит вначале, так и улетит! Я выступлю, переоденусь в Мармилашку и опять выступлю. А Кира Орлова может быть Розой. Это Принцесса до конца говорит, а Роза вообще ничего не говорит, только кружится, и то в первом акте. А?

Но Соловей – мужская роль! – удивилась руководительница коллектива Изольда Гвидовна, она же Режиссёр. – Соловей не только выпархивает, он ещё свистит. Мальчики свистеть умеют, но ты же не мальчик! А со свистулькой если, – недостоверно.

Ха! Умеет ли она свистеть?! Да она этому лето посвятила. Вот недаром мудрецы в толстых книгах пишут, что любое знание и умение пригождается. “Золотые слова”, – подумала Васса. А ещё она подумала, что надо бабушку на премьеру позвать!

Изольда Гвидовна сдалась. А Кира Орлова прошла паровозиком, как подруга.

Заюшкина свистела теперь все дни напролёт, до головокружения. Оттачивала технику. А уж когда ёлкой запахло, стало ясно, что завтра будет Генеральная репетиция.

Всю ночь мама шила костюм. Соловей ведь солист – предполагался фрак. А грудка должна быть серенькой, и клювик аккуратный. Ну, и пёрышки, само собой! Пёрышки составляли самое трудное. Где взять-то? И тут маму озарило: рядом с ними магазин «Красный куб». А там постоянно распродают что-то авангардное. К тому же, он работает чуть ли не 24 часа. Мама побежала и купила фею, которая играла на арфе. Фея была фарфоровая, а юбка у неё пушилась как раз из перьев. Юбку, понятно, распотрошили. Вышло «шик-блеск».

И тут дни как-то очень быстро побежали. Вроде, только вчера была Генеральная репетиция, а сегодня уже премьера! Зал был полон: учителя, родители, старшеклассники. Одна девочка в клетчатом пришла даже с котом. Новый Год ведь семейный праздник. А в центре сцены сияла наряженная духмяная ёлка. Артисты вращались вокруг неё, словно планеты вокруг солнца.

Сначала первоклассники продекламировали свои четыре строчки, потом девочка из второго сыграла несколько тактов на флейте. И, наконец, вышел Рассказчик (который поменялся ролями с Вассой) и торжественно произнёс: “Ганс Христиан Андерсен. «Принцесса и Свинопас»”.

Самое страшное, что свистеть за сценой было нельзя: Заюшкина свистела мысленно, чтобы лишний раз потренироваться. И всё время поправляла клюв, ведь он должен был сидеть ровненько, как греческий нос.

Сначала был выход Розы. Она покружилась в розовом платье, сделала книксен. Принцесса сказала своё «Фи», и роза удалилась. И тут выпорхнул Соловей. С гордо поднятой головой. А с какой манерой давать звук! Васса свистела точно на конкурсе Чайковского. Даже Изольда Гвидовна заслушалась. Все заслушались, включая кота. А бабушка Заюшкиной прослезилась и захлопала самая первая. И за ней весь зал.

Но вредная Принцесса не отступая от роли, спросила:

Надеюсь, что птица не настоящая!

Настоящая, – ответили послы.

Настоящая, настоящая – взревел зал.

Так пусть она летит! – никого не слушая, капризно распорядилась Принцесса.

Но не тут-то было. Зал топал, хлопал, чтобы помешать Принцессе прогнать Соловья. И какой-то родитель крикнул:

Да пусть остаётся на ёлке, чего там! Раз настоящий…

Принцесса растерялась. И император растерялся. И придворные. И режиссёр. А Заюшкина Васса улыбалась до ушей. Вот что значит – сила искусства.

Татьяна Кудрявцева

СНАЙПЕРЫ

В субботу уроков в школе кот наплакал, правильно, по субботам нормальные люди отдыхать должны.

Такие, как мы, да?! – сказал Лаврик. – Крутизна!

Мальчишки одобрительно засмеялись. Сашка встал в позу культуриста. Сашка качается, будь здоров! Сашка у них – Шварценеггер. Антоха – Ди Каприо. И пострижен похоже, и движется стремительно и легко. Антоха теннисом занимается. Лаврик – плаванием и дзюдо. Лаврик – Брюс Уиллис. У них мужская дружба навек, не разлей вода. Шесть лет в одном дворе, с первого класса. Двор – мечта (они на Вернадского живут), развернуться есть где и на скэйтах, и на великах. Сейчас, конечно, велики убраны; зимой другая музыка, зимняя. Зимние забавы.

В этот день забаву даже выдумывать не пришлось. Снег пошёл, так удачно!

Эврика! – стукнул себя по лбу Лаврик. – Давайте, у кого рука твёрже! Хит-парад снайперов!

И он ловко слепил снежок. Снег прямо магнитил, так лепился. Дело за малым – за мишенью. А во дворе у них дерево, нижняя ветка у него крепкая и широкая, как доска. Дерево точь-в-точь напротив балкона 18-й квартиры. О-о-очень удобно целиться. Главное, безопасно. В 18-й мужчин вообще нет. Девчонки-музыкантки с матерью живут. У них ни компьютера, ни видика, ни авто. Скэйта даже нет. От таких слабачек смыться пара пустяков, – ни в жизнь не догонят. Ноги у снайперов крепкие, глаз меткий, рука твёрдая. Ну, а стекло, подумаешь, мелочи жизни.

Шурх! – стукнул снежок в балконную дверь.

Бамс! – зазвенело стекло в окне.

Тревожно открылась форточка. Снежок влетел и туда, Лавриком пущенный.

Классика! – восхитился Антошка, верный Ди Каприо.

Внезапно дверь подъезда распахнулась.

Смываемся! – крикнул Сашка.

В мгновение ока друзья брызнули в разные стороны. Брусничинами – с куста. Из подъезда выскочила мать девчонок. В одном тапке и в одном сапоге. Близоруко щурясь, она стояла посреди двора, как клоун в цирке, на опустевшей арене. Беззащитно. Спасительные сумерки свалились во двор, точно карнавальная маска. Под ней скрылось всё: старое дерево, крыша гаража, где прятались мальчишки, их глаза, не знающие страха и упрёка. Зимой в Москве темнеет быстро…

Нашкодили – и в кусты? – тихо произнесла женщина. – Знаете, сколько сейчас стоит большое стекло? Какие же вы мужчины после этого?

Точно, не мужики – слякоть! Ступайте домой, простудитесь, я сам разберусь, – коротко отрубил незнамо откуда взявшийся Сашкин отец.

Этого аргумента снайперы не учли. Сердчишки их ёкнули. У Сашкиного отца рука не просто твёрдая – тяжёлая.

Ну, вы это, мы так не договаривались, – замотал головой Ди Каприо и, сгруппировавшись, спрыгнул с крыши. Легко и стремительно.

Лаврик с Сашкой, точно не узнавая, посмотрели друг на друга. В следующую минуту Лаврик, опустив голову, метнулся в тёмный угол. Сашка остался один. Он растерянно сжал в руке снежок. Снежок рассыпался. Так же, на глазах, рассыпалась и их дружба…






Родительское собрание «Семейное воспитание и его стили. Каков я родитель? (по рассказам современной писательницы Татьяны Кудрявцевой «Муки Семирамиды», «Снайперы», «Елка для соловья»»)
  • Классному руководителю
Описание:

Родительское собрание «Семейное воспитание и его стили.

 Каков я родитель? (по рассказам современной писательницы Татьяны Кудрявцевой «Муки Семирамиды», «Снайперы», «Елка для соловья»»)

Посейте поступок - пожнете привычку, 
посейте привычку - пожнете характер, 
посейте характер - пожнете судьбу. 
У.Теккерей

 

«Хотите, чтобы были хо­рошие дети — будьте счастливы»

(А.С. Макаренко).

 Цель: содействовать пониманию родителями проблем, вытекающих из неправильно выбранного стиля семейного воспитания, способствовать повышению эффективности взаимоотношений между ребенком и родителями на примере рассказов Т.А. Кудрявцевой и собственного опыта.

Задачи:

- получить сведения об отношениях между детьми и родителями в семьях учащихся класса, определив стиль семейного воспитания;

 - содействовать формированию у родителей представ­лений об истинном родительском авторитете и актуализа­ции потребности его проявления в отношениях с детьми.

Участники: родители учащихся 3-го класса, классный руководитель, психолог.

Подготовка.

I. Третьеклассники отвечают во время классного часа на вопросы анкеты:

1. С кем ты в семье особенно дружен?

2. Кому доверяешь секреты?

3. Все ли знают о тебе родители ?

4. Понимают ли тебя папа и мама?

5. Всегда ли справедливы к тебе в семье?

6. Если тебе плохо, то кому первому расскажешь о своих огорчениях?

7. Кого позовешь на помощь, если попадешь в беду?

II. Родители заполняют аналогичную анкету в конце предыдущего собрания (кто отсутствовал, заполняют дома) и передают запол­ненный бланк учителю. Им предлагается ответить на такие вопросы:

1. Доверяют ли вам дети свои секреты? Если да, то кому?

2. Всегда ли вы справедливы к детям?

3.  С кем из членов семьи наиболее близок ваш ребенок?

4. Кому из членов семьи рассказывает ребенок о своих бедах?

Учитель анализирует ответы учащихся и родителей, готовя матери­ал для сообщения на родительском собрании.

III. Составление, или подбор учителем памяток - советов для каждого родителя. Распечатываются характеристики стилей воспитания для каждой рабочей группы. Подготовка к собранию трех листов из альбома для рисования, на каждом из которых представлена таблица для заполнения ответов  и прилагаются три рассказа на выбор Татьяны Кудрявцевой для обсуждения, бланки анкеты «Стиль семейного воспитания».

 

IV. Учащиеся на уроках труда или во время классного часа изготавливают индивидуальные жетоны участни­ков собрания (по девять солнышек, ромашек и сердечек) и листы со знаком вопроса с одной стороны.

Автор Янсон Лина Викторовна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Классному руководителю
Подраздел Конспекты
Просмотров 613
Номер материала 3042
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓