Главная / Классному руководителю / Родительское собрание "Знаете ли Вы своего ребенка?"

Родительское собрание "Знаете ли Вы своего ребенка?"

Родительское собрание.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ СВОЕГО РЕБЕНКА?


Многие родители считают, что своего ребенка они знают досконально. Чем меньше наш ребенок, тем мы действительно лучше его знаем. Но, уже общаясь с воспитательницей в детском саду, замечаем, что наши суждения становятся всё более приблизительными, через 10-12 лет довольно часто обнаруживаем в собственной семье, в лице собственного ребенка прекрасного (а бывает и совсем наоборот) незнакомца. Знаете ли вы своего ребенка и что надо знать о нем?


На доске вы видите работы ва­ших детей, они не подписаны. Учащимся необходимо было на каждый лучик солнца определить свои роли. Попробуйте найти работу своего ребенка.

Снимать с доски работы детей пока нельзя, немного позже мы продолжим работу с ними.


Так что же надо знать о своем ребенке? И для чего это надо знать? (Мнения родителей.)

Вы все абсолютно правы. Однозначный ответ на данный вопрос: о ребенке надо знать все! А поскольку это практически невозможно, стараться быть ближе к нему, знать, чем он живет, кого и за что лю­бит, отчего у него мгновенно портится настроение, что ему по плечу, а с чем ему никогда не справиться, во что он верит и в чем сомнева­ется и т. д.


Иногда нам кажется, что у нас очень хороший ребенок. Мы удивляемся, почему им часто недоволь­ны педагоги, почему никто с ним не дружит. И делаем спасительный вывод: учителя несправедливы, а дети - глупые, невоспитанные. И совершаем роковую ошибку. Чтобы избежать этого, а также чтобы научно строить семейную педагогику, надо знать возрастные психо­логические особенности ваших детей. Тогда вы сможете сравнивать возможности и достижения вашего ребенка с требованиями возрас­та, предполагать их, готовить детей к ним, учитывать особенности и затруднения каждого возрастного периода, его сензитивность (т. е. наибольшее благоприятствование и оптимальность) для развития каких-то сторон, качеств и свойств личности.

Не раз приходилось слышать от родителей такую фразу: «Я знаю, что нужно моему ребенку!» Такие родители строят жизнь ребенка по своему образцу, а потом удивляются, что эта жизнь не удалась.

Беда в том, что такой стереотип отношений между поколениями сложился у нас в стране давно и крепко угнездился в сознании. Ро­дители считают себя властителями будущей жизни ребенка. Очень часто они программируют систему взглядов, даже профессию своих детей, тем самым подавляя в них личность и возможность более пол­но реализовать свои способности! Как только ребенок заявляет о себе как о личности, возникает проблема. А почему? Потому что многие Родители не способны сказать себе, что это мой ребенок, но у него свои ценности, мой долг - помогать ему их реализовать. Родители видят свою задачу в другом: «Я сделаю его жизнь такой, чтобы он был счастливым!»

Родители исходят из того, что ребенок, даже взрослый, не имеет главного - жизненного опыта, а у родителей он есть, и они хотят помочь сыну или дочке избежать ошибок. Возникает такое суждение оттого, что у родителей нет уверенности, что сын или дочь правильно выберут свой путь. Как правило, при таком отношении родители реализуют свои идеи и свои планы в детях и делают это неосознанно. Психологи, изучая мотивы и цели, которые ставили в своей системе воспитания родители, выяснили, что преобладал мотив «пусть мой ребенок реализует то, что мне не удалось осуществить!» А когда у нашего сына или дочки жизнь не получается, мы ищем виноватых в школе, на улице, среди друзей, но не думаем, что виноваты сами.


В детстве закладывается все то, что потом будет составлять суть человека, его личность. Мудрый родитель и педагог подобен архи­тектору, который, проектируя новое здание, хорошо представляет не только фасад, но и весь интерьер. То, что взрослые вкладывают в ребенка с раннего детства, сохраняется в нем, как в копилке, на долгие годы, переплавляясь в черты характера, качества личности, формируясь в привычки и навыки. Но иногда мы, не зная будущего своего ребенка и не познав его настоящего, строим слишком грубую схему, идеальную модель, готовим ему в честолюбивых мечтах сво­их и радужных надеждах такие роли, с которыми когда-то не могли справиться сами. Не нужно быть большим знатоком человеческой природы, чтобы понять: биологические и социальные законы пере' прыгнуть невозможно, психика развивается в определенной последовательности.

Что необходимо ребенку для полноценного развития?

Если очень кратко, то это нормальные родители, хорошие условия жизни и воспитания, полноценное общение со сверстниками и взрослыми, постоянная, активная, соответствующая возрасту деятельность.

Нарушения нормального развития ребенка наступают, когда нет согласия между воспитателями - папой и мамой, между родителями и педагогами, когда разрушается цепочка преемственности. И тогда происходит то, что называется дезинтеграцией личности. Проще го­воря, ребенок уподобляется возу, который тянут в разные стороны. Тогда развитие буксует или отклоняется в сторону.

Линия отклоняющегося поведения нередко берет свое начало в раннем детстве и при стечении неблагоприятных обстоятельств приводит в конечном счете к стойкой недисциплинированности, проступкам и другим формам антиобщественного поведения в под­ростковом возрасте.

Если педагогическая запущенность - это состояние личности ре­бенка, вызванное недостатками в его развитии, поведении, деятель­ности и отношениях, обусловленных педагогическими причинами, то начать надо с последних. Это могут быть нравственное нездоровье самой семьи, изъяны семейного воспитания.

Прежде всего, надо устранить наши, взрослые ошибки. Добрым, разумным, щадящим отноше-нием вывести ребенка из состояния дис­комфорта (чувства ненужности, незащищенности, заброшен-ности, неполноценности, безрадостности, безысходности) и только затем (или одновременно с этим) помочь ему добиться успеха в самом труд­ном для него деле, вызвать желание стать лучше, сформировать веру в себя, свои силы и возможности.


Знаете ли вы достоинства и не­достатки своего ребенка? Сейчас я предлагаю вам заполнить таблицу на бланках.


Я предлагаю вам сочинение из педагогической литературы «Мой ребенок».

«Я очень хотела иметь ребенка. Но мне долго это не удавалось. Уже решила, что я неполноценная женщина... когда я наконец поняла, что беременна, моему счастью не было предела. Я очень трудно вынашивала и рожала моего сына. Пока он не появился на свет, я много думала о нем, какой он будет внешне, как он будет расти и умнеть с каждым годом, как мы будем с ним гулять по улицам, а все будут с восхищением смотреть на нас. Я представляла все главные вехи его жизни: вот он идет в детский сад, вот поступает в школу... не судьба вместе со счастьем быть матерью дала мне наказание. Мой ребенок родился не очень здоровым, и его дошкольное детство было для меня цепочкой бессонных ночей и терзаний. Иногда я спрашивала Бога, за что мне такие муки? Но самое страшное началось в школе. Он оказался совсем неспособным к обучению. Очень злой и агрессив­ный, обманывает меня и учительницу, берет чужие вещи, очень ле­нивый, ничем не интересуется, ни с кем не дружит. Мне уже стыдно появляться в школе и открывать дневник. Порой мне кажется, что я сойду с ума».

Какую реакцию вызвало у вас это сочинение? Побудьте в роли этой женщины, которая одна воспитывала сына и свя­зывала с ним все свои надежды. Станьте ее ребенком, которого мама ни разу не назвала по имени, от которого она сходит с ума и знает все его недостатки. Что вы почувствовали в той и другой роли? Как бы вы чувствовали себя на месте этой женщины?


Для размышления предлагается таблица с текстом (ответы той же женщины):


Достоинства

моего ребенка

Недостатки

моего ребенка

Каким бы я хотел

видеть моего ребенка

Красивый

Неразвитый

Развитым


Несообразительный

Сообразительным


Ленивый

Трудолюбивым


Злой

Добрым


Драчливый

Послушным


Плохо себя ведет

Хорошим учеником


Плохо учится

Правдивым


Лживый

Общительным


Конфликтный Нечестный

Честным


К таблице прилагаются два вопроса:

1. Что мне нравится в моем ребенке? Какой опыт семейного вос­питания мне удался? «Мой ребенок красивый, но воспитание тут ни причем».

2. Что меня тревожит в моем ребенке, в чем недостатки семейного воспитания? «Меня тревожит плохая успеваемость и плохое поведе­те а также отсутствие доброты, но я не знаю, что мне делать».

О чем вы подумали, услышав ответы на поставленные вопросы? Не возникло ли у вас ассоциаций с чьим-то опытом? Как чувствует себя ребенок с таким комплексом общепризнанных недостатков, если даже родная мама признает за ним единственное достоинство? Что вы можете сказать о системе воспитания в этой семье?

В жизни нет ни одного человека, у которого были бы только одни достоинства или недостатки, как нет и человека без достоинств и недостатков. Мудрость родителей заключается в том, что, видя то и другое, они соотносят их с эффективностью семейного воспитания. Описанная мама сама сдела-ла вывод о том, что не воспитала в ре­бенке ничего хорошего. Но ребенок не пустой сосуд. И если в нем не формируются какие-то положительные качества, то возникают вредные привычки и наклон-ности. Если ребенок ленив, это означа­ет, что в семье его не приучали к труду, если он агрессивен, значит, он не познал доброго отношения. Родители должны хорошо знать достоинства и недостатки своего ребенка, чтобы уравновешивать их, опираясь на положительное, чтобы помочь избавиться от отрицатель­ного. Попробуйте взглянуть на вашего ребенка такими глазами.


«Какой вы родитель?»

Кому не хочется получить ответ на этот вопрос! Именно поэтому вам предлагается тест-игра.

Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете с детьми:


Теперь подсчитайте общее количество баллов и дайте ответ. Конечно, вы понимаете, что наша игра лишь намек на действительное положение дел, ведь то, какой вы родитель, не знает никто лучше вас самих.

7-8 баллов - вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению личности.

9-10 баллов - вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие под­вержено влиянию случайных обстоятельств.

Вот вы и узнали, какой вы роди­тель, оценили достоинства и недостатки своего ребенка. Но совпадает ли ваше мнение с представлениями ребенка о себе самом?

Для проверки правильности ваших предположений и правильно­сти выбора рисунка своего ребенка обратите внимание на оборотную сторону листка. Изучите мнение ребенка о себе.


Подводя итоги собрания, нужно отметить, что дети во многом ориентируются на своих родителей.

Авторитетные родители - инициативные, общительные добрые дети. Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать их, а объяснять им, что хорошо, а что плохо, не опасаясь лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Вместе с тем такие родители не потакают детским капризам.

Дети у таких родителей обычно любознательны, стараются обос­новать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Им легче удается освоение социально прием­лемых и одобряемых форм поведения. Они более энергичны и уве­рены в себе, у них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль. Им легче наладить отношения со сверстниками.

Авторитарные родители - раздражительные, склонные к конфликтам дети. Авторитарные родители считают, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он дол­жен во всем беспрекословно подчиняться их воле и авторитету. Они стремятся выработать у ребенка дисциплинированность, не оставляя ему возможности для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность, лишают права возражать старшим, даже если ребенок прав. Жесткий контроль за поведением - основа их воспита­ния, которое не идет дальше суровых запретов, выговоров и нередко физических наказаний.

У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внеш­него контроля, развивается чувство вины и страха перед наказанием и, как правило, слаб самоконтроль, если он вообще появляется.

Снисходительные родители - импульсивные, агрессивные дети. Как правило, снисходительные родители не склонны контро­лировать своих детей, позволяя им поступать как заблагорассудится, не требуя у них ответственности, самостоятельности. Такие родители разрешают детям делать все, что они хотят, вплоть до того, что не об­ращают внимания на вспышки гнева и агрессивное поведение.

Все это приводит к тому, что у детей не возникает желания усваи­вать социальные нормы поведения, не формируется самоконтроль и чувство ответственности. Они всеми силами избегают чего-то но­вого, неожиданного, неизвестного из страха избрать неправильную форму поведения при столкновении с этим новым.

Я хочу предложить вам памятку для родителей «Чтобы воспитать человека».


Чтобы воспитать Человека

(памятка для родителей)

НУЖНО:

- Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоя­тельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.

- Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.

- Внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя и будет работать.

- Понимать, что в любых проступках ребенка следует винить прежде всего себя.

- Не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей жизнью: видеть в нем личность, а не объект воспитания.

- Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребенка.

- Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.

НЕЛЬЗЯ:

- Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способ­ным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.

- Относиться к ребенку как к Сбербанку, в который родители выгод­но вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают ее обратно с процентами.

- Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и выкорми­ли, - он вас об этом не просил.

- Использовать ребенка как средство для достижения пусть самых бла­городных (но своих) целей.

- Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не передаются).

- Относиться к ребенку как к неполноценному человеку, которого ро­дители могут по своему усмотрению лепить.

- Перекладывать ответственность за воспитание на учителей, методи­ческие рекомендации, бабушек и дедушек.


Родительское собрание "Знаете ли Вы своего ребенка?"
  • Классному руководителю
Описание:

Многие родители считают, что своего ребенка они знают досконально. Чем меньше наш ребенок, тем мы действительно лучше его знаем. Но, уже общаясь с воспитательницей в детском саду, замечаем, что наши суждения становятся всё более приблизительными, через 10-12 лет довольно часто обнаруживаем в собственной семье, в лице собственного ребенка прекрасного (а бывает и совсем наоборот) незнакомца. Знаете ли вы своего ребенка и что надо знать о нем?   

На доске вы видите работы ва­ших детей, они не подписаны. Учащимся необходимо было на каждый лучик солнца определить свои роли. Попробуйте найти работу своего ребенка.

Снимать с доски работы детей пока нельзя, немного позже мы продолжим работу с ними.

 

 

Автор Дмитриченко Елена Сергеевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 707
Номер материала 39678
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓