Родительское собрание.
День откровенных вопросов и ответов.
Класс – 7.
Участники – ученики, родители, учителя.
Цель – рассмотрение проблемы общения детей
подросткового возраста - родителей – учителей.
Задачи:
1. Выявить семьи с проблемами в
общении.
2. Научить приёмам бесконфликтного
общения и обратной связи в общении.
3. Развивать навыки коммуникативной
культуры учащихся.
Подготовительный этап.
1. Проведение анкетирования - «Школа
глазами родителей» и «Школа глазами детей» - директор школы.
2. Анкетирование учащихся – классный
руководитель.
Ø Хорошие родители – это…
Ø О чём бы я хотел поговорить с
родителями?
Ø Мои обязанности по дому.
3. Проведение диагностики уровня
воспитанности и сравнение полученных результатов с предыдущим годом - зам.
директора по ВР.
4. Приглашение родителей на собрание
– классный руководитель.
5. Подготовка вопросов (заранее
собираются вопросы от учеников, от родителей, от учителей – по мере
возможности; если вопросов мало, то их подбирает з/д по ВР).
6. Подготовка памяток для родителей.
Оформление:
1. На доске - название, афоризмы:
Ø «Воспитывает всё: люди, вещи,
явления, но, прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте –
родители и педагоги». А.С.Макаренко
Ø «Во всяком человеке – Человек с
большой буквы. Иногда его трудно извлечь, иногда невозможно, но пробовать нужно
всегда». О.М.Куваев
2. Выставка рисунков ребят класса.
3. Выставка книг по проблемам
воспитания детей (для родителей) и по проблемам подростков (для учащихся).
4. Коробочки с вопросами для
родителей, учеников, учителей.
Ход собрания.
Все присутствующие разделены на
три группы:
1. родители, 2. учащиеся, 3.
педагоги являются экспертной группой.
1. Вступительное слово зам.
директора по ВР Покровской А.В.
(приветствие, ознакомление с
темой, программой собрания и его задачами; анализ уровня воспитанности учащихся
класса).
Добрый вечер, уважаемые
родители, ребята, учителя! У вас, несомненно, много неотложных дел, забот, но
все заботы и дела оставьте за дверьми этого кабинета и попытайтесь просто
пообщаться, поговорить о наболевшем, и будем надеяться, что наше совместное
общение позволит всем нам лучше узнать друг друга.
Наши дети находятся сейчас в
том возрасте, когда в их жизни наступает переходный момент от детства к
взрослению, они становятся подростками. Именно сейчас для них характерно резкое
проявление негативных черт характера, поэтому и родители, и учителя
сталкиваются с проблемой: а как же быть дальше?
Вот давайте вместе и попытаемся ответить на
этот вопрос.
2. Анализ анкет «Школа глазами родителей»
и «Школа глазами детей» даст директор школы Коничева Т.В.
- Татьяна Владимировна отвечает на вопросы родителей.
3.Выступление классного
руководителя (она же - социальный педагог) Костыговой Л.А.
Ø анализ анкет учащихся класса;
Ø информация о состоянии воспитания
детей школьного возраста в семье (журнал «Воспитание школьников» №3-2000г,
стр.16):
По данным социологических исследований
состояния воспитания детей школьного возраста в семье можно сделать следующие
выводы:
- Родителям свойственна некоторая
идеализация детей, что вполне естественно, поэтому они стараются сгладить
проблемы воспитания, возникающие в семье.
- 30% семей сталкивается с серьёзными и
48% - с частичными трудностями в воспитании детей.
- Причины трудностей в воспитании детей
родители сводят к семи причинам, в следующем порядке по их значимости: нехватка
материальных средств, нехватка времени, недостаток педагогического опыта,
плохие жилищные условия, отрицательное влияние неформальных групп, отсутствие
помощи со стороны школы и, в последнюю очередь, - неблагоприятная ситуация в
семье.
- Полное взаимопонимание между
родителями и детьми имеется в 25 % семей. Однако и в остальных семьях родители
не склонны драматизировать свои отношения с детьми (о полной конфликтности
заявили родители лишь в 2% семей).
- Основные причины конфликтов между
родителями и детьми – это недовольство отношением детей к учебе, содержанием
досуга детей, грубостью в отношении старших, нежеланием помочь по дому, выбором
друзей и чрезмерной расточительностью.
- Подавляющее большинство(92%) родителей
считают, что у них нет конфликтов с детьми из-за непонимания интересов
последних.
- Основная масса(65%) семей имеет
демократическое устройство, где родители обращаются с детьми на «равных».
Примерно четверть семей имеет авторитарный и 10% - попустительский уклад. В
последнем случае дети имеют абсолютную свободу поведения. Несмотря на это,
структура воспитательных воздействий в семьях с авторитарным и
попустительским укладом в целом схожа: и здесь и там часто практикуются методы
физического воздействия на детей либо ущемление их финансовых интересов.
- Почти во всех семьях(95%) воспитанием
детей занимаются матери. Им в 35% семей помогают отцы и примерно в 20% семей –
бабушки.
- В случае нежелательного поведения
детей основные методы воспитания, применяемые к ним родителями, - «чтение
морали» и окрики.
- До 40% родителей считают, что
воздействие школы на детей не имеет никакого воспитательного эффекта, и лишь
10% родителей видят от воздействия школы на детей большой положительный эффект.
- Взаимодействие родителей и школы в
воспитании детей «умеренное»: в течение учебного года родители встречаются с
учителями своих детей в среднем 3 раза.
Ø игра «Хорошо ли мы знаем друг
друга»:
Играют три пары (родитель – ребёнок).
Когда ведущий задаёт вопрос ребёнку о родителе, последний пишет ответ на
доске (ребёнок написанное не видит, так как стоит спиной к доске). Ребёнок
отвечает, потом сравниваются ответы. Подобным же образом поступает ребёнок,
когда ведущий задаёт вопрос родителю. Выигрывает та пара, у которой больше
совпадений.
Вопросы детям:
1. Что в первую очередь сделает
родитель, когда придёт с работы?
2. Какое качество родитель ценит в
людях?
3. Что может обрадовать родителя?
4. Какой учебный предмет в школе
любил родитель?
5. Как родитель любит, чтоб его
называли?
Вопросы родителям:
1. Любимое блюдо ребёнка?
2. Что в первую очередь сделает
ребёнок, когда придёт из школы?
3. Какой учебный предмет в школе
любит ребёнок?
4. Любимая телепередача ребёнка?
5. Что может обрадовать ребёнка?
Ø Вопросы – командам.
Дети, родители, учителя по очереди берут
из своих коробочек листочки с вопросами и отвечают на них.
Классный руководитель и з/д по ВР
выступают в роли экспертов.
Вопросы:
№1 – родителям и детям.
«Как дела в школе?» - спрашивает мать.
«Нормально» - буркнул сын. «Как написал контрольную по математике?» -
«Нормально». – «Ты поел в школе?» - «Угу, - бросая сумку и скрываясь за дверью,
кричит он. – Я пошёл гулять»
Вопрос: Почему не состоялся разговор? Кто
допустил ошибку?
№2 - учителям.
Учительница даёт детям задание: написать
сочинение на тему «Моя семья». Вдруг встаёт девочка: «Екатерина Сергеевна, я
не буду писать это сочинение. Дела нашей семьи вас не касаются». Что ответить?
Варианты ответов:
А) спокойно согласиться: «Ну, что же не
пиши – это твоё право»;
Б) удивиться: «Вера, задумайся: тема
сочинения «Моя семья», а не «Тайны моей семьи»;
В) строго предупредить: «Не напишешь –
получишь двойку»;
Г) сказать откровенно: «Вера, ваши семьи
меня абсолютно не интересуют, просто эта тема каждому из вас близка и понятна»;
Д) предложить: «Не хочешь – не надо,
придумай сама себе тему сочинения и напиши – я не против!»;
Е) миролюбиво пояснить: «Вера, темы
сочинений придумываю не я, они предусмотрены программой».
Правильный ответ – или Б, или
Д.
№3 – родителям.
Ребёнок совершил проступок. Мать,
исчерпав все слова, говорит: «Делай, что хочешь, мне всё равно». Правильно ли
она поступает?
Мнение психолога:
Никогда не надо показывать ребёнку, что вам всё
равно, чем он занимается. Он немедленно начнёт проверять, насколько «настоящее
ваше безразличие». И, скорее всего, проверка будет заключаться в совершении
поступков изначально плохих. Ребёнок ждёт, последует ли за проступок критика
или нет. Поэтому лучше наладить с ребёнком дружеские отношения, даже если его
поведение вас совершенно не устраивает.
Можно сказать так: «Знаешь, в этом вопросе я с тобой
совершенно не согласен. Но я хочу помочь тебе, потому что люблю тебя. В любой
момент, когда тебе это понадобится, ты можешь спросить у меня совета».
№4 – родителям и детям.
Стоит ли детей поощрять денежным вознаграждением за
хорошие отметки?
Мнение психолога:
Иногда, в некоторых случаях, это можно использовать, как
стимул в достижении цели, но использовать такую систему постоянно не
рекомендуется, т.к. может привести к выработке потребительского отношения к
жизни и людям.
№5 – родителям.
Представьте следующую ситуацию: сын стал плохо учиться.
Отца (мать) вызвали в школу, сказали о двойках и т.п. Родители принимают
срочные меры. Какие?
Мнение психолога:
Отношения с ребёнком лучше не портить, пусть они будут
дружеские. Попытайтесь выяснить причину неуспеваемости и устраните эту причину.
№6 – родителям и детям.
Нередко приходится видеть следующее. Ребёнка долго нет дома.
Родители волнуются, мечутся, ищут. А вдруг что-то случилось? Когда же ребёнок
появляется, то… Ваши действия?
Мнение психолога:
Родители не должны набрасываться на ребёнка с
отрицательными эмоциями, лучше сначала выяснить причину опоздания, а затем
объяснить, что вы волновались.
Детям – объяснить честно причину опоздания и сделать для
себя выводы.
№7 – учителям.
Продолжите фразу: «Хороший ученик – это…»
№8 – учителям.
Ваше отношение к нерадивым ученикам?
№9 – ученикам.
В чём причина того, что ученик (ученица) прогуливает
уроки?
№10 – ученикам.
Кто для вас дома является авторитетом в большей
мере?
№11 – ученикам.
Если бы ты был волшебником, что бы ты сделал для
своих родителей?
№12 – ученикам.
Что больше всего тебе нравится в твоих родителях?
№13 – родителям.
Сколько времени в день вы уделяете своим детям?
№14 – учителям.
Почему некоторые учителя кричат на учеников?
№15 – учителям.
Должен ли педагог любить своих воспитанников?
Итог собрания.
1. Пожелание детей родителям – читают
ученики.
Журнал «Воспитание школьников»,
№6-2000, стр. 54.
Ø Не балуйте меня, вы меня этим
портите. Я очень хорошо знаю, что необязательно удовлетворять все мои
запросы. Я просто испытываю вас.
Ø Не бойтесь быть твёрдыми со мной.
Я предпочитаю иметь дело с сильными людьми, если они меня любят. Это помогает
мне лучше определить своё место в жизни.
Ø Если вы будете давать обещания,
которые не можете выполнить, это разрушит мою веру в вас.
Ø Иногда я говорю или делаю что-то
затем, чтобы просто позлить вас – не поддавайтесь на провокации, а то кто
поручится, что позже я не попытаюсь достичь ещё больших «побед»?
Ø Не расстраивайтесь слишком
сильно, если у меня сорвалось грубое слово в ваш адрес. Я не имел в виду ничего
плохого… Я просто хотел, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне больно.
Ø Не делайте для меня и за меня то,
что я в состоянии сделать сам. Ведь вам не понравится, если я захочу
использовать вас в качестве прислуги.
Ø Не подвергайте слишком часто
испытанию мою честность. Этим вы можете спровоцировать меня на ложь…
Ø Относитесь ко мне как к своему
другу. Тогда я тоже стану великодушным. Запомните, я учусь, подражая вам, а
не подчиняясь нравоучениям.
Ø Не пытайтесь от меня отделаться,
когда я задаю слишком откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать,
я стану искать информацию на стороне, и вы увидите, что я вообще просто
перестану задавать вам вопросы.
Ø Не беспокойтесь о том, что мы
проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его
проводим.
Ø Да, я не могу успешно развиваться
без вашей поддержки и одобрения, но к похвалам обычно быстро привыкаешь… а вот
к уместному нагоняю, наверное, никогда не привыкнешь…
Ø И, кроме того, я вас люблю.
Пожалуйста, попытайтесь, ответить и мне любовью тоже.
2. Пожелание детям (написано на доске – зачитывает
классный руководитель):
Ø Доверяйте родителям – они самые
близкие вам люди, только они могут помочь вам, дать хороший совет.
Ø Рассказывайте им о своих
проблемах, неудачах, горестях.
Ø Делитесь своими радостями.
Ø Заботьтесь о родителях: у них
много трудностей.
Ø Старайтесь их понимать, помогайте
им. Не огорчайте их и не обижайтесь на них понапрасну.
3. Пожелание учителям (зачитывает з/д по ВР):
Ø Если ребёнка постоянно критиковать
– он учится ненавидеть.
Ø Если ребёнка высмеивать – он
становится замкнутым.
Ø Если ребёнка часто упрекать – он
сживётся с чувством вины.
Ø Если ребёнка подбадривать – он
научится верить в себя.
Ø Если ребёнка хвалить – он научится
благодарности.
4. Заместитель директора по ВР
Покровская А.В. благодарит всех за совместное общение и зачитывает «Рецепт
счастья»:
«Возьмите чашу терпения, влейте в неё полное сердце любви,
добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и
добавьте как можно больше веры. Всё это хорошенько перемешайте. Намажьте на
кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своём
пути»
(Ирина Беляева – журнал «Воспитание
школьников», №7- 2001, стр. 20)
Рефлексия.
На доске написаны незаконченные предложения, родителям и
учителям даём листочки. Просим закончить предложения.
Ø Для меня было новым…
Ø Я задумался сегодня…
Ø Я бы провёл собрание…
Сценарий
составлен:
з/д
по ВР Покровской А.В.,
социальным
педагогом Костыговой Л.А.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.