Главная / Классному руководителю / Родительское собрание "Вечер вопросов и ответов"

Родительское собрание "Вечер вопросов и ответов"

Родительское собрание.

День откровенных вопросов и ответов.


Класс – 7.

Участники – ученики, родители, учителя.


Цель – рассмотрение проблемы общения детей подросткового возраста - родителей – учителей.


Задачи:

  1. Выявить семьи с проблемами в общении.

  2. Научить приёмам бесконфликтного общения и обратной связи в общении.

  3. Развивать навыки коммуникативной культуры учащихся.


Подготовительный этап.

  1. Проведение анкетирования - «Школа глазами родителей» и «Школа глазами детей» - директор школы.

  2. Анкетирование учащихся – классный руководитель.

  • Хорошие родители – это…

  • О чём бы я хотел поговорить с родителями?

  • Мои обязанности по дому.

  1. Проведение диагностики уровня воспитанности и сравнение полученных результатов с предыдущим годом - зам. директора по ВР.

  2. Приглашение родителей на собрание – классный руководитель.

  3. Подготовка вопросов (заранее собираются вопросы от учеников, от родителей, от учителей – по мере возможности; если вопросов мало, то их подбирает з/д по ВР).

  4. Подготовка памяток для родителей.


Оформление:

  1. На доске - название, афоризмы:

    • «Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но, прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». А.С.Макаренко

    • «Во всяком человеке – Человек с большой буквы. Иногда его трудно извлечь, иногда невозможно, но пробовать нужно всегда». О.М.Куваев

  2. Выставка рисунков ребят класса.

  3. Выставка книг по проблемам воспитания детей (для родителей) и по проблемам подростков (для учащихся).

  4. Коробочки с вопросами для родителей, учеников, учителей.




Ход собрания.

Все присутствующие разделены на три группы:

1. родители, 2. учащиеся, 3. педагоги являются экспертной группой.

1. Вступительное слово зам. директора по ВР Покровской А.В.

(приветствие, ознакомление с темой, программой собрания и его задачами; анализ уровня воспитанности учащихся класса).

Добрый вечер, уважаемые родители, ребята, учителя! У вас, несомненно, много неотложных дел, забот, но все заботы и дела оставьте за дверьми этого кабинета и попытайтесь просто пообщаться, поговорить о наболевшем, и будем надеяться, что наше совместное общение позволит всем нам лучше узнать друг друга.

Наши дети находятся сейчас в том возрасте, когда в их жизни наступает переходный момент от детства к взрослению, они становятся подростками. Именно сейчас для них характерно резкое проявление негативных черт характера, поэтому и родители, и учителя сталкиваются с проблемой: а как же быть дальше?

Вот давайте вместе и попытаемся ответить на этот вопрос.


2. Анализ анкет «Школа глазами родителей» и «Школа глазами детей» даст директор школы Коничева Т.В.

- Татьяна Владимировна отвечает на вопросы родителей.

3.Выступление классного руководителя (она же - социальный педагог) Костыговой Л.А.

  • анализ анкет учащихся класса;

  • информация о состоянии воспитания детей школьного возраста в семье (журнал «Воспитание школьников» №3-2000г, стр.16):

По данным социологических исследований состояния воспитания детей школьного возраста в семье можно сделать следующие выводы:

- Родителям свойственна некоторая идеализация детей, что вполне естественно, поэтому они стараются сгладить проблемы воспитания, возникающие в семье.

- 30% семей сталкивается с серьёзными и 48% - с частичными трудностями в воспитании детей.

- Причины трудностей в воспитании детей родители сводят к семи причинам, в следующем порядке по их значимости: нехватка материальных средств, нехватка времени, недостаток педагогического опыта, плохие жилищные условия, отрицательное влияние неформальных групп, отсутствие помощи со стороны школы и, в последнюю очередь, - неблагоприятная ситуация в семье.

- Полное взаимопонимание между родителями и детьми имеется в 25 % семей. Однако и в остальных семьях родители не склонны драматизировать свои отношения с детьми (о полной конфликтности заявили родители лишь в 2% семей).

- Основные причины конфликтов между родителями и детьми – это недовольство отношением детей к учебе, содержанием досуга детей, грубостью в отношении старших, нежеланием помочь по дому, выбором друзей и чрезмерной расточительностью.

- Подавляющее большинство(92%) родителей считают, что у них нет конфликтов с детьми из-за непонимания интересов последних.

- Основная масса(65%) семей имеет демократическое устройство, где родители обращаются с детьми на «равных». Примерно четверть семей имеет авторитарный и 10% - попустительский уклад. В последнем случае дети имеют абсолютную свободу поведения. Несмотря на это, структура воспитательных воздействий в семьях с авторитарным и попустительским укладом в целом схожа: и здесь и там часто практикуются методы физического воздействия на детей либо ущемление их финансовых интересов.

- Почти во всех семьях(95%) воспитанием детей занимаются матери. Им в 35% семей помогают отцы и примерно в 20% семей – бабушки.

- В случае нежелательного поведения детей основные методы воспитания, применяемые к ним родителями, - «чтение морали» и окрики.

- До 40% родителей считают, что воздействие школы на детей не имеет никакого воспитательного эффекта, и лишь 10% родителей видят от воздействия школы на детей большой положительный эффект.

- Взаимодействие родителей и школы в воспитании детей «умеренное»: в течение учебного года родители встречаются с учителями своих детей в среднем 3 раза.

  • игра «Хорошо ли мы знаем друг друга»:

Играют три пары (родитель – ребёнок). Когда ведущий задаёт вопрос ребёнку о родителе, последний пишет ответ на доске (ребёнок написанное не видит, так как стоит спиной к доске). Ребёнок отвечает, потом сравниваются ответы. Подобным же образом поступает ребёнок, когда ведущий задаёт вопрос родителю. Выигрывает та пара, у которой больше совпадений.

Вопросы детям:

  1. Что в первую очередь сделает родитель, когда придёт с работы?

  2. Какое качество родитель ценит в людях?

  3. Что может обрадовать родителя?

  4. Какой учебный предмет в школе любил родитель?

  5. Как родитель любит, чтоб его называли?


Вопросы родителям:

  1. Любимое блюдо ребёнка?

  2. Что в первую очередь сделает ребёнок, когда придёт из школы?

  3. Какой учебный предмет в школе любит ребёнок?

  4. Любимая телепередача ребёнка?

  5. Что может обрадовать ребёнка?


  • Вопросы – командам.

Дети, родители, учителя по очереди берут из своих коробочек листочки с вопросами и отвечают на них.

Классный руководитель и з/д по ВР выступают в роли экспертов.

Вопросы:

1 – родителям и детям.

«Как дела в школе?» - спрашивает мать. «Нормально» - буркнул сын. «Как написал контрольную по математике?» - «Нормально». – «Ты поел в школе?» - «Угу, - бросая сумку и скрываясь за дверью, кричит он. – Я пошёл гулять»

Вопрос: Почему не состоялся разговор? Кто допустил ошибку?


2 - учителям.

Учительница даёт детям задание: написать сочинение на тему «Моя семья». Вдруг встаёт девочка: «Екатерина Сергеевна, я не буду писать это сочинение. Дела нашей семьи вас не касаются». Что ответить?

Варианты ответов:

А) спокойно согласиться: «Ну, что же не пиши – это твоё право»;

Б) удивиться: «Вера, задумайся: тема сочинения «Моя семья», а не «Тайны моей семьи»;

В) строго предупредить: «Не напишешь – получишь двойку»;

Г) сказать откровенно: «Вера, ваши семьи меня абсолютно не интересуют, просто эта тема каждому из вас близка и понятна»;

Д) предложить: «Не хочешь – не надо, придумай сама себе тему сочинения и напиши – я не против!»;

Е) миролюбиво пояснить: «Вера, темы сочинений придумываю не я, они предусмотрены программой».

Правильный ответ – или Б, или Д.


3 – родителям.

Ребёнок совершил проступок. Мать, исчерпав все слова, говорит: «Делай, что хочешь, мне всё равно». Правильно ли она поступает?


Мнение психолога:

Никогда не надо показывать ребёнку, что вам всё равно, чем он занимается. Он немедленно начнёт проверять, насколько «настоящее ваше безразличие». И, скорее всего, проверка будет заключаться в совершении поступков изначально плохих. Ребёнок ждёт, последует ли за проступок критика или нет. Поэтому лучше наладить с ребёнком дружеские отношения, даже если его поведение вас совершенно не устраивает.

Можно сказать так: «Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но я хочу помочь тебе, потому что люблю тебя. В любой момент, когда тебе это понадобится, ты можешь спросить у меня совета».

4 – родителям и детям.

Стоит ли детей поощрять денежным вознаграждением за хорошие отметки?


Мнение психолога:

Иногда, в некоторых случаях, это можно использовать, как стимул в достижении цели, но использовать такую систему постоянно не рекомендуется, т.к. может привести к выработке потребительского отношения к жизни и людям.


5 – родителям.

Представьте следующую ситуацию: сын стал плохо учиться. Отца (мать) вызвали в школу, сказали о двойках и т.п. Родители принимают срочные меры. Какие?


Мнение психолога:

Отношения с ребёнком лучше не портить, пусть они будут дружеские. Попытайтесь выяснить причину неуспеваемости и устраните эту причину.


6 – родителям и детям.

Нередко приходится видеть следующее. Ребёнка долго нет дома. Родители волнуются, мечутся, ищут. А вдруг что-то случилось? Когда же ребёнок появляется, то… Ваши действия?


Мнение психолога:

Родители не должны набрасываться на ребёнка с отрицательными эмоциями, лучше сначала выяснить причину опоздания, а затем объяснить, что вы волновались.

Детям – объяснить честно причину опоздания и сделать для себя выводы.


7 – учителям.

Продолжите фразу: «Хороший ученик – это…»


8 – учителям.

Ваше отношение к нерадивым ученикам?

9 – ученикам.

В чём причина того, что ученик (ученица) прогуливает уроки?



10 – ученикам.

Кто для вас дома является авторитетом в большей мере?


11 – ученикам.

Если бы ты был волшебником, что бы ты сделал для своих родителей?

12 – ученикам.

Что больше всего тебе нравится в твоих родителях?


13 – родителям.

Сколько времени в день вы уделяете своим детям?


14 – учителям.

Почему некоторые учителя кричат на учеников?

15 – учителям.

Должен ли педагог любить своих воспитанников?



Итог собрания.


  1. Пожелание детей родителям – читают ученики.

Журнал «Воспитание школьников», №6-2000, стр. 54.

  • Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что необязательно удовлетворять все мои запросы. Я просто испытываю вас.

  • Не бойтесь быть твёрдыми со мной. Я предпочитаю иметь дело с сильными людьми, если они меня любят. Это помогает мне лучше определить своё место в жизни.

  • Если вы будете давать обещания, которые не можете выполнить, это разрушит мою веру в вас.

  • Иногда я говорю или делаю что-то затем, чтобы просто позлить вас – не поддавайтесь на провокации, а то кто поручится, что позже я не попытаюсь достичь ещё больших «побед»?

  • Не расстраивайтесь слишком сильно, если у меня сорвалось грубое слово в ваш адрес. Я не имел в виду ничего плохого… Я просто хотел, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне больно.

  • Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать сам. Ведь вам не понравится, если я захочу использовать вас в качестве прислуги.

  • Не подвергайте слишком часто испытанию мою честность. Этим вы можете спровоцировать меня на ложь…

  • Относитесь ко мне как к своему другу. Тогда я тоже стану великодушным. Запомните, я учусь, подражая вам, а не подчиняясь нравоучениям.

  • Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю слишком откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, я стану искать информацию на стороне, и вы увидите, что я вообще просто перестану задавать вам вопросы.

  • Не беспокойтесь о том, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.

  • Да, я не могу успешно развиваться без вашей поддержки и одобрения, но к похвалам обычно быстро привыкаешь… а вот к уместному нагоняю, наверное, никогда не привыкнешь…

  • И, кроме того, я вас люблю. Пожалуйста, попытайтесь, ответить и мне любовью тоже.


  1. Пожелание детям (написано на доске – зачитывает классный руководитель):

    • Доверяйте родителям – они самые близкие вам люди, только они могут помочь вам, дать хороший совет.

    • Рассказывайте им о своих проблемах, неудачах, горестях.

    • Делитесь своими радостями.

    • Заботьтесь о родителях: у них много трудностей.

    • Старайтесь их понимать, помогайте им. Не огорчайте их и не обижайтесь на них понапрасну.

  2. Пожелание учителям (зачитывает з/д по ВР):

  • Если ребёнка постоянно критиковать – он учится ненавидеть.

  • Если ребёнка высмеивать – он становится замкнутым.

  • Если ребёнка часто упрекать – он сживётся с чувством вины.

  • Если ребёнка подбадривать – он научится верить в себя.

  • Если ребёнка хвалить – он научится благодарности.


  1. Заместитель директора по ВР Покровская А.В. благодарит всех за совместное общение и зачитывает «Рецепт счастья»:

«Возьмите чашу терпения, влейте в неё полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Всё это хорошенько перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своём пути»

(Ирина Беляева – журнал «Воспитание школьников», №7- 2001, стр. 20)


Рефлексия.

На доске написаны незаконченные предложения, родителям и учителям даём листочки. Просим закончить предложения.

  • Для меня было новым…

  • Я задумался сегодня…

  • Я бы провёл собрание…



Сценарий составлен:

з/д по ВР Покровской А.В.,

социальным педагогом Костыговой Л.А.

Родительское собрание "Вечер вопросов и ответов"
  • Классному руководителю
Описание:

     Собрание проводится в 7- 8 классе, приглашаются дети и родители. Формируется три команды: родители, ученики, педагоги. Цель - рассмотрение проблемы общения детей подросткового возраста - родителей - учителей.

     Перед собранием проводится анкетирование учеников и родителей, собираются вопросы для обсуждения.

    Собрание проводится не в традиционной форме, поэтому на нём не обсуждаются вопросы поведения и дисциплины. Многое зависит от классного руководителя, т.к. требуется и импровизация в отдельные моменты собрания.

    Собрание было проведено как открытое для классных руководителей и получило одобрение коллег. 

      

    

Автор Покровская Анна Викторовна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 1061
Номер материала 42697
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓