Главная / Классному руководителю / Родительское собрание "Учебный труд подростка" ( 6 класс)

Родительское собрание "Учебный труд подростка" ( 6 класс)

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ в 6 классе.


УЧЕБНЫЙ ТРУД ПОДРОСТКА.

ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЕЙ В УЧЕНИИ ПОДРОСТКА.

План: Характеристика учебной программы 6 класса. Введение новых учебных предметов — увеличение учебной нагрузки. Отношение подростка к учению, учителю, учебным предметам. Мотивы учения. Воспитание интереса к учебным предметам. Источники познавательной активности и самостоятельности шестиклассников. Восприятие и развитие наблюдательности, особенности мышления.

Разнообразие познавательных интересов, их устойчивость и глубина. Роль родителей в развитии познавательных способностей, устной и письменной речи подростка.

Помощь школьнику в закреплении и совершенствовании учебных действий. Помощь взрослыми в выработке у школьника контроля и самооценки как предпосылки полноценного умения учиться. Самооценка и отметка.

Форма проведения: беседа.

Учение - ведущий вид деятельности школьников; его центральная задача - усвоение знаний, умений и навыков, содействие разностороннему воспитанию и развитию учащихся. Без активного учения невозможно овладеть другими видами человеческой деятельности - производительным трудом, художественным творчеством, спортом. Поэтому все родители очень хотят, чтобы их дети успешно учились, росли любознательными, много читали, проявляли упорство в учебе. В семье необходимо помогать подростку в усвоении и применении умений и навыков учебного труда. Требования К навыкам учебного труда отражены в основных учебных программах. В средних классах, где объем и сложность содержания образования весьма возрастают, необходимы уже более сложные навыки и умения учебной деятельности. Особая роль здесь принадлежит литературе. Если в 4^5 классах школьники должны научиться составлять план небольшого эпического произведения, собственного устного и письменного высказывания, давать устный отзыв о самостоятельно прочитанном литературном произведении, уметь пользоваться справочным аппаратом хрестоматии, устанавливать временную и причинно-следственную связь между явлениями, то в 6 и последующих классах эти умения углубляются и к ним добавляются новые. {Так, в шестом классе ученики должны уметь составить сложный план собственного устного и письменного высказывания. Ученики в этом возрасте в соответствии с программой по русскому языку должны научиться использовать цитаты и выделять их. По истории закрепляются, отрабатываются следующие умения: выделение главной мысли и основных фактов в рассказе, составление простого плана рассказа, нахождение выводов в учебнике и подтверждение их примерами, анализ событий, выделение главных причин, формулирование несложных выводов на основе анализа, обобщения, сравнения фактов. Усложняются такие умения, как умение составлять сложный план из нескольких пунктов и подпунктов, устно рецензировать ответы товарищей. При изучении зоологии 6 класса подростки должны уметь анализировать, устанавливать взаимосвязи, сравнивать явления, делать выводы, связанные с содержанием учебного материала, ориентироваться в учебной и научно-популярной литературе, составлять план ответа на вопрос. В курсе математики особое внимание уделяется развитию логического мышления, умению рационально и творчески выполнять задания, самостоятельно приобретать знания. В программе по курсу физики говорится о необходимости выработать умения самостоятельно работать с учебником, пользоваться справочными таблицами, планировать проведение опытов, составлять краткий отчет о работе и делать выводы. Совокупность всех этих требований представляет собой как бы особую программу развития у школьников умения рационально учиться.

Учебная деятельность зависит от взглядов школьников на роль учебы в их жизни, от уровня развития мотивации. Что сегодня побуждает детей ходить в школу, делать домашние задания? Ответ на этот вопрос интересен и потому, что дает возможность многое понять в личности современного подростка. Исходя из исследования мотивов учения у школьников (автор А. Д. Андреева) 40-50-х гг., основными мотивами учения были стремление получить в будущем хорошую профессию, служить Родине, ответственно выполнять порученное дело («Я учусь для того, чтобы быть нужным Родине». «Я должен хорошо учиться, чтобы в будущем стать настоящим ученым»), то у современных подростков подобные мотивы встречаются крайне редко. Для них наиболее характерны нетипичные для школьников прошлых лет мотивы самоутверждения и самоусовершенствования («Не хочу быть хуже всех», «Чем лучше отметки, тем увереннее и спокойнее себя чувствуешь», «Я хочу научиться глубоко во все вникать», «Надо уметь держать темп, уметь держаться в хорошей форме»).

Эти данные говорят сами за себя: 30—40 лет назад школьник ощущал себя прежде всего как член общества, ставя его интересы выше собственных; для современного подростка главной ценностью является он сам, и поэтому даже в мотивации учения на первом месте оказывается стремление к саморазвитию, самореализации. Сегодня учащиеся и родители ориентированы на идеалы, традиционно считавшиеся индивидуалистическими. Для них характерны стремление к благосостоянию, практичность, трезвость взглядов, желание быть хорошим семьянином.

Задача взрослых состоит в том, чтобы не погасить стремление подростка к познанию, чтобы в течение всего периода школьного обучения создавать благоприятные условия для его развития, дополнить его новыми мотивами, идущими от содержания образования, от стиля общения учителя с учениками. Формирование положительной мотивации учения — не стихийный процесс, и рассчитывать здесь только на природные задатки детей было бы опрометчиво. Мотивы учения надо специально воспитывать, развивать, стимулировать, и, что особенно важно, надо учить школьников «самостимулировать» свои мотивы. Школьники активнее занимаются самовоспитанием учебных мотивов, если этот процесс интересует и учителей, и родителей, когда их поддерживают при возникающих затруднениях, создают своеобразные «ситуации успеха».

Если говорить о школьниках четвертых-пятых классов, то перенос симпатии к личности учителя на преподаваемый предмет встречается почти в 80 % изученных нами случаев. Естественно, это определяет отношение школьника к домашним заданиям любимого учителя и задания желанны.

Далее подросткам становятся наиболее близки предметы, которые связаны не столько с личностью педагога, с его умением увлечь (хотя это остается серьезным фактором), сколько с собственными интересами.

В не меньшей, а скорее в большей степени интерес к определенным дисциплинам и видам деятельности формируется в семье. Например, когда сын, беря пример со своего отца, хочет стать программистом и много времени проводит у компьютера. Или когда родители внушают детям, что для успеха в любой профессиональной деятельности необходимо овладеть иностранным языком.

Развитию интересов у школьников, находящихся в благоприятных условиях, способствует феномен, возникающий в подростковом возрасте и получивший название «сенсорная жажда». Сенсорная жажда - это потребность в получении новых ощущений -желание увидеть, услышать, попробовать, чувствовать что-то новое. Стремление к новизне особенно характерно для подростков. С одной стороны, сенсорная жажда толкает подростков на поиски нового, способствует развитию любознательности. Но с другой, особенно когда они не получают поддержки взрослых, она может явиться и причиной того, что еще толком не разобравшись в сути какого-либо дела, они бросают его и переключаются на другое. Примерно 70-75 % школьников проявляют интерес к определенным учебным дисциплинам и видам деятельности. Вместе с тем лишь у незначительного числа учащихся эти интересы перерастают в стойкие увлечения, когда в процессе занятий у детей формируются познавательные мотивы, которыми они начинают руководствоваться в период профессионального самоопределения.

На практике часто можно встретиться с тем, что родители не способствуют развитию стойких интересов у детей. Они подтрунивают над ними, когда у тех что-то не получается и, вместо того чтобы укреплять у ребят уверенность, формируют у детей неправильное представление о способностях. Дело в том, что многие люди считают, что если у человека есть способности, то они быстро проявятся без особых усилий с его стороны. Конечно, такое иногда случается, но в подавляющем большинстве случаев значительных результатов человек добивается лишь благодаря упорному и длительному труду. Приведенный выше взгляд родителей приносит только вред, препятствует формированию как здоровых интересов, так и волевых качеств у детей.

Долгое время разбросанность, ситуативность подростковых интересов рассматривалась как типичная проблема возраста, а в учебниках и научно-популярных книгах много внимания уделялось формированию устойчивых интересов у подростков. Во многом эта проблема остается актуальной и сегодня. Однако в последнее время катастрофически стало расти число жалоб прямо противоположного свойства на то, что подросткам ничто не интересно, что им все «до лампочки».

Жалуются родители:

  • Мы с мужем составили список лучших книг мировой литературы, распределили по классам, когда почитать, чтобы не разбрасываться. И он, когда был поменьше, читал. А сейчас вообще ничего не читает.

  • Я сама записала его в археологический кружок, а он целыми днями бездельничает, никуда ходить не хочет.

  • Купили ей аквариум. Такие красивые рыбки! Все устроили: и освещение, и циркуляцию, воздуха, и постоянную температуру, а она посмотрела день на них и больше не подходит, не знаем теперь, куда деть этот аквариум.

Бросается в глаза то, что отсутствием интересов у своих детей обычно обеспокоены родители активные, не жалеющие времени и сил для того, чтобы составить список лучших книг, добыть аквариум, записать ребенка в труднодоступный кружок. Такая гиперактивность родителей, как это ни парадоксально, часто является одной из главных причин отсутствия подлинных интересов у детей.

Родители могут помочь подростку в развитии устной и письменной речи. Очень хорошо, когда в семье время от времени приобретается то орфографический словарь русского языка, то словарь иностранных слов, то иной какой-нибудь словарь или справочник, и детей приучают ими пользоваться. Эти книги всю жизнь нужны человеку. Ученики, которые в 5-7-м классе привыкают самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы, в более старшем возрасте обычно без всякого нажима со стороны взрослых идут в библиотеку за дополнительной литературой. Быстрота восприятия учебной информации во многом определяется темпом чтения. Ускоренное чтение позволяет понимать текст, не ощущая его звуковой символики; помогает оно и выделению в тексте главных мыслей, так как практически одновременное восприятие ряда слов дает возможность быстро сравнивать их, вычленять самые важные. Для ученика 6 класса норма чтения - 110-120 слов в минуту. Родители могут следить за тем, чтобы ученики воспринимали не отдельные буквы, а целые слова и фразы, развивать у них периферическое зрение, умение видеть соседние слова, готовясь к их быстрому восприятию. Скорость восприятия учебной информации во многом зависит от быстроты ее письменной фиксации. В семье могут давать детям, задания по списыванию текста с самостоятельным фиксированием затраченного времени, сочетать развитие темпа чтения и письма с формированием у учащихся умения укладываться в отведенные на выполнение домашних заданий нормы времени.

Существует много умственных приемов, с помощью которых человек производит активную умственную обработку материала. Задача родителей состоит в том, чтобы школьник уяснил саму возможность запомнить материал в ходе активной его обработки. Если он поймет это и начнет самостоятельно искать такие приемы, то все в порядке, наша основная цель достигнута. Как научить ребят производить смысловую группировку? Прежде всего, надо начинать с подбора достаточно хорошо сгруппированного материала. Задача «разбить текст на куски» должна быть пока что для ребенка самостоятельной работой, не следует соединять ее с задачей «выучить». Практика показывает, что многие ребята, не применяющие смысловой группировки при приготовлении уроков, в состоянии справиться с ней, когда она предлагается им как самостоятельное задание. Такие учащиеся нуждаются только в регулярной тренировке, и когда взрослый увидит, что смысловая группировка осуществляется ими уже легко и быстро, следует перенести ее на Приготовление уроков. Если дети не в состоянии справиться со смысловой группировкой даже как с отдельным заданием, тогда взрослый на каждом выбранном тексте должен показывать ребенку, какая общая мысль содержится в объединяемых вместе фразах, добиваясь, чтобы он увидел, что хотя в каждой из них говорится про разное, но вместе они описывают какое-то одно явление или развивают одну мысль. Демонстрируя это на хорошо структурированных текстах и требуя, чтобы в следующий раз ребенок проделал все это сам, взрослый постепенно подводит его к умению расчленять текст на отдельные смысловые куски. Следующим приемом активной мыслительной обработки материала является закрепление выделенных путем смысловой группировки частей. Достичь этого можно, придумывая названия для них. Необходимо, чтобы заглавие было обобщенным по отношению ко всему выделенному разделу. Хорошим приемом работы может быть использование подсказки. Когда ребенок зашел в тупик, можно предложить ему на выбор 2-3 заглавия, причем одно из них — не удовлетворяющее требованию быть обобщающим ко всему выделенному разделу. Пусть школьник подумает, сравнит их между собой и сам решит, которое лучше. В ходе такой работы школьник постепенно обучается и сам делает правильно составленные заглавия. Совокупность заглавий разделов, выделенных при смысловой группировке, образует план изучаемого материала. Составление плана - необходимый школьнику навык. И если родители замечают, что школьник испытывает затруднения при составлении плана или план не используется им при воспроизведении Материала, они должны сразу же обратить на это внимание.

Важное умение, которое должно качественно совершенствоваться вместе с изменениями приемов умственной работы школьника, - умение сознательно регулировать процесс учения и достаточно правильно оценивать его результаты. Так, с течением времени пересказ вслух или про себя становится по преимуществу методом самоконтроля и должен помогать ученику разобраться, выучил он урок или нет, а что касается самого материала, то решающее значение имеют разные виды активной работы над ним. Затем полный, развернутый контроль начинает постепенно сокращаться, и ученик все чаще проверяет прочность запоминания, воспроизводя только структурную, опорную схему материала. Если ученик мысленно представляет себе схему ответа, значит, он хорошо помнит содержание учебного материала. Теперь на первый план выступает необходимость добиваться того, чтобы оценка себя отражала действительное положение дел и была, насколько это возможно, устойчивой. В подростковом периоде очень часто глубокая неуверенность в себе причудливым образом сочетается со своеобразным гонором, с непомерно высокой оценкой своих достижений. Контроль и самооценка являются наиболее удобными для всяких посторонних влияний.

Проблема объективности школьной отметки возникает в тех случаях, когда обнаруживается расхождение между тем, как ученик оценивает свои собственные знания, т. е. самооценкой, и тем, как их оценивает учитель, что, соответственно, выражается в выставляемых им отметках. Важно подчеркнуть, что не следует подозревать школьника в систематическом обмане. Он, как правило, искренне убежден в том, что ему занижают отметки. Не упреки, не наказание, а кропотливое убеждение должно быть союзником родителей. Прежде всего, нужно пойти в школу, установить контакт с учителем (или учителями), с классным руководителем. Не забывайте о необходимости особо высокой тактичности при разговоре на эту тему. Один из путей выяснить истинное положение дел - это поговорить с их школьными товарищами. Конечно, с теми из товарищей, € кем вы имеете достаточно хороший контакт. Известный материал для суждения по предмету может вам дать выборочная проверка уроков. Причиной появления у школьника мршний о том, что ему снижают отметки, могут быть, прежде всего, особенности его характера: мнительность, тенденция фиксировать внимание на неприятных событиях и явлениях. Но иногда мнение о систематическом занижении отметок возникает у школьников в результате дефектов в формировании учебной деятельности. Если ваш сын или дочь заявляют, что им в школе занижают, отметки, то, пытаясь разобраться и помочь своим детям, обязательно задайте себе вопрос: «А не является ли это мнение результатом ошибок в воспитании?», попытайтесь критически осмыслить ваше собственное отношение к ребенку. Если в процессе воспитания ребенок усваивает мысль, что он хороший, и все, что он делает, тоже хорошо, а если кто-то бывает им недоволен, то это лишь придирки к нему и не более, в таком случае начинайте перестраивать свои отношения с ребенком и обратите особое внимание на выработку у него навыков контроля и правильной самооценки.

Методические рекомендации

Беседа строится на основе предварительно проведенного среди детей и родителей параллельного анкетирования.


Анкета для детей.

I. По каким предметам ты испытываешь затруднения в учении? Что именно, по-твоему, затрудняет учение:

состояние здоровья, ты быстро устаешь на уроке;

  • у тебя дома нет своего рабочего места, некоторых пособий
    и принадлежностей, тебе не помогает никто из старших, отрицательно влияют сверстники и т. п.;

  • у тебя есть пробелы в ранее пройденном материале, в теории, в решении задач;

  • особенности преподавания учителем предмета: очень быстро говорит, мало наглядности, повторения;

  • нет интереса к изучению данных предметов;

  • неумение быстро читать, писать, делать зарисовки, выделять главное, медленное выполнение домашних заданий;

  • слабое развитие некоторых качеств личности (например, ты не можешь долго и настойчиво искать решение задачи - т. е. воли, внимания - не можешь сосредоточенно слушать объяснения учителя, быстро отвлекаешься);

  • особенности мышления (ты затрудняешься при сравнении явлений, при необходимости сделать выводы), памяти (трудно за поминаешь прочитанное, приходится читать более двух раз).

Анкета для родителей.

I. По каким предметам чаще всего обращается сын (дочь) к вам за помощью и можете ли вы ему помочь?

II. Каков характер затруднений, испытываемых им при вы полнении домашних заданий:

  • имеет фактические пробелы в знаниях по предыдущим темам;

  • не концентрирует внимание на усвоении главных целей темы и правил; знает правила, но не умеет применять их при решении задач;

  • механически подгоняет решение под ответ или трафаретно применяет порядок решения предыдущих задач;


  • не обладает усидчивостью, настойчивостью при выполнении задания, спешит обратиться за помощью;

  • слабо владеет навыками учебного труда (чтение, письмо, счет, зарисовки, работа с книгой, рациональное заучивание и др.);

  • не знает требований к оформлению домашних заданий?

III. Сколько времени в день занят ваш сын (дочь) выполнением домашних заданий?

IV. Каким образом вы помогаете ему выполнять задания:

усиливаете требовательность к нему, проверяете качество работы;

  • ориентируете на твердое запоминание правил путем много кратного их повторения;

  • заставляете повторять содержание темы, необходимой для решения задачи;

  • в наиболее трудных местах подсказываете порядок решения;

  • добиваетесь того, чтобы ученик нашел ошибку в решении или сами указываете ему на эту ошибку;

  • помогаете вникнуть в смысл задачи путем сравнений, наглядных примеров и т.п.


  1. Приходится ли вам регулярно заставлять сына (дочь) выполнять домашние задания или он сам приступает к их выполнению?

  2. Каким образом стимулируете успешную учебу?

VII. Какую помощь со стороны учителей необходимо оказать
вашему сыну (дочери) для улучшения его успеваемости?


Родительское собрание "Учебный труд подростка" ( 6 класс)
  • Классному руководителю
Описание:

РОДИТЕЛЬСКОЕ  СОБРАНИЕ  в  6  классе.

 

УЧЕБНЫЙ ТРУД ПОДРОСТКА.

 ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЕЙ В УЧЕНИИ ПОДРОСТКА.

План: Характеристика учебной программы 6 класса. Введение но­вых учебных предметов — увеличение учебной нагрузки. Отношение подростка к учению, учителю, учебным предметам. Мотивы уче­ния. Воспитание интереса к учебным предметам. Источники по­знавательной активности и самостоятельности шестиклассни­ков. Восприятие и развитие наблюдательности, особенности мышления.

Разнообразие познавательных интересов, их устойчивость и глубина. Роль родителей в развитии познавательных способно­стей, устной и письменной речи подростка.

Помощь школьнику в закреплении и совершенствовании учебных действий. Помощь взрослыми в выработке у школьника контроля и самооценки как предпосылки полноценного умения учиться. Самооценка и отметка.

Форма проведения: беседа.

   Учение - ведущий вид деятельности школьников; его цен­тральная задача - усвоение знаний, умений и навыков, содействие разностороннему воспитанию и развитию учащихся. Без активного учения невозможно овладеть другими видами человеческой дея­тельности - производительным трудом, художественным творчест­вом, спортом. Поэтому все родители очень хотят, чтобы их дети успешно учились, росли любознательными, много читали, прояв­ляли упорство в учебе. В семье необходимо помогать подростку в усвоении и применении умений и навыков учебного труда. Требо­вания К навыкам учебного труда отражены в основных учебных программах. В средних классах, где объем и сложность содержания образования весьма возрастают, необходимы уже более сложные навыки и умения учебной деятельности. Особая роль здесь принад­лежит литературе. Если в 4^5 классах школьники должны научить­ся составлять план небольшого эпического произведения, собст­венного устного и письменного высказывания, давать устный от­зыв о самостоятельно прочитанном литературном произведении, уметь пользоваться справочным аппаратом хрестоматии, устанав­ливать временную и причинно-следственную связь между явле­ниями, то в 6 и последующих классах эти умения углубляются и к ним добавляются новые. {Так, в шестом классе ученики должны уметь составить сложный план собственного устного и письменно­го высказывания. Ученики в этом возрасте в соответствии с про­граммой по русскому языку должны научиться использовать цита­ты и выделять их. По истории закрепляются, отрабатываются сле­дующие умения: выделение главной мысли и основных фактов в рассказе, составление простого плана рассказа, нахождение выво­дов в учебнике и подтверждение их примерами, анализ событий, выделение главных причин, формулирование несложных выводов на основе анализа, обобщения, сравнения фактов. Усложняются такие умения, как умение составлять сложный план из нескольких пунктов и подпунктов, устно рецензировать ответы товарищей. При изучении зоологии 6 класса подростки должны уметь анализи­ровать, устанавливать взаимосвязи, сравнивать явления, делать вы­воды, связанные с содержанием учебного материала, ориентиро­ваться в учебной и научно-популярной литературе, составлять план ответа на вопрос. В курсе математики особое внимание уделяется развитию логического мышления, умению рационально и творче­ски выполнять задания, самостоятельно приобретать знания. В программе по курсу физики говорится о необходимости выработать умения самостоятельно работать с учебником, пользоваться справочными таблицами, планировать проведение опытов, состав­лять краткий отчет о работе и делать выводы. Совокупность всех этих требований представляет собой как бы особую программу развития у школьников умения рационально учиться.

           Учебная деятельность зависит от взглядов школьников на роль учебы в их жизни, от уровня развития мотивации. Что сегодня побуждает детей ходить в школу, делать домашние задания? Ответ на этот вопрос интересен и потому, что дает возможность мно­гое понять в личности современного подростка. Исходя из ис­следования мотивов учения у школьников (автор А. Д. Андрее­ва) 40-50-х гг., основными мотивами учения были стремление по­лучить в будущем хорошую профессию, служить Родине, ответст­венно выполнять порученное дело («Я учусь для того, чтобы быть нужным Родине». «Я должен хорошо учиться, чтобы в будущем стать настоящим ученым»), то у современных подростков подоб­ные мотивы встречаются крайне редко. Для них наиболее харак­терны нетипичные для школьников прошлых лет мотивы самоут­верждения и самоусовершенствования («Не хочу быть хуже всех», «Чем лучше отметки, тем увереннее и спокойнее себя чувствуешь», «Я хочу научиться глубоко во все вникать», «Надо уметь держать темп, уметь держаться в хорошей форме»).

Эти данные говорят сами за себя: 30—40 лет назад школьник ощущал себя прежде всего как член общества, ставя его интересы выше собственных; для современного подростка главной ценно­стью является он сам, и поэтому даже в мотивации учения на пер­вом месте оказывается стремление к саморазвитию, самореализа­ции. Сегодня учащиеся и родители ориентированы на идеалы, тра­диционно считавшиеся индивидуалистическими. Для них харак­терны стремление к благосостоянию, практичность, трезвость взглядов, желание быть хорошим семьянином.

Задача взрослых состоит в том, чтобы не погасить стремле­ние подростка к познанию, чтобы в течение всего периода школь­ного обучения создавать благоприятные условия для его развития, дополнить его новыми мотивами, идущими от содержания образо­вания, от стиля общения учителя с учениками. Формирование по­ложительной мотивации учения — не стихийный процесс, и рассчи­тывать здесь только на природные задатки детей было бы опромет­чиво. Мотивы учения надо специально воспитывать, развивать, стимулировать, и, что особенно важно, надо учить школьников «самостимулировать» свои мотивы. Школьники активнее занима­ются самовоспитанием учебных мотивов, если этот процесс инте­ресует и учителей, и родителей, когда их поддерживают при возни­кающих затруднениях, создают своеобразные «ситуации успеха».

Если говорить о школьниках четвертых-пятых классов, то перенос симпатии к личности учителя на преподаваемый предмет встречается почти в 80 % изученных нами случаев. Естественно, это определяет отношение школьника к домашним заданиям лю­бимого учителя и задания желанны.

Далее подросткам становятся наиболее близки предметы, ко­торые связаны не столько с личностью педагога, с его умением ув­лечь (хотя это остается серьезным фактором), сколько с собствен­ными интересами.

В не меньшей, а скорее в большей степени интерес к опреде­ленным дисциплинам и видам деятельности формируется в семье. Например, когда сын, беря пример со своего отца, хочет стать про­граммистом и много времени проводит у компьютера. Или когда родители внушают детям, что для успеха в любой профессиональ­ной деятельности необходимо овладеть иностранным языком.

Развитию интересов у школьников, находящихся в благопри­ятных условиях, способствует феномен, возникающий в подрост­ковом возрасте и получивший название «сенсорная жажда». Сен­сорная жажда - это потребность в получении новых ощущений -желание увидеть, услышать, попробовать, чувствовать что-то но­вое. Стремление к новизне особенно характерно для подростков. С одной стороны, сенсорная жажда толкает подростков на поиски нового, способствует развитию любознательности. Но с другой, особенно когда они не получают поддержки взрослых, она может явиться и причиной того, что еще толком не разобравшись в сути какого-либо дела, они бросают его и переключаются на другое. Примерно 70-75 % школьников проявляют интерес к определен­ным учебным дисциплинам и видам деятельности. Вместе с тем лишь у незначительного числа учащихся эти интересы перерастают в стойкие увлечения, когда в процессе занятий у детей формируют­ся познавательные мотивы, которыми они начинают руководство­ваться в период профессионального самоопределения.

На практике часто можно встретиться с тем, что родители не способствуют развитию стойких интересов у детей. Они подтруни­вают над ними, когда у тех что-то не получается и, вместо того чтобы укреплять у ребят уверенность, формируют у детей неправильное представление о способностях. Дело в том, что многие люди считают, что если у человека есть способности, то они быст­ро проявятся без особых усилий с его стороны. Конечно, такое иногда случается, но в подавляющем большинстве случаев значи­тельных результатов человек добивается лишь благодаря упорному и длительному труду. Приведенный выше взгляд родителей прино­сит только вред, препятствует формированию как здоровых инте­ресов, так и волевых качеств у детей.

Долгое время разбросанность, ситуативность подростковых интересов рассматривалась как типичная проблема возраста, а в учебниках и научно-популярных книгах много внимания уделялось формированию устойчивых интересов у подростков. Во многом эта проблема остается актуальной и сегодня. Однако в последнее время катастрофически стало расти число жалоб прямо противоположно­го свойства на то, что подросткам ничто не интересно, что им все «до лампочки».

Жалуются родители:

-    Мы с мужем составили список лучших книг мировой лите­ратуры, распределили по классам, когда почитать, чтобы не раз­брасываться. И он, когда был поменьше, читал. А сейчас вообще ничего не читает.

-    Я сама записала его в археологический кружок, а он целы­ми днями бездельничает, никуда ходить не хочет.

-    Купили ей аквариум. Такие красивые рыбки! Все устроили: и освещение, и циркуляцию, воздуха, и постоянную температуру, а она посмотрела день на них и больше не подходит, не знаем теперь, куда деть этот аквариум.

Бросается в глаза то, что отсутствием интересов у своих де­тей обычно обеспокоены родители активные, не жалеющие време­ни и сил для того, чтобы составить список лучших книг, добыть аквариум, записать ребенка в труднодоступный кружок. Такая ги­перактивность родителей, как это ни парадоксально, часто является одной из главных причин отсутствия подлинных интересов у детей.

Родители могут помочь подростку в развитии устной и пись­менной речи. Очень хорошо, когда в семье время от времени при­обретается то орфографический словарь русского языка, то словарь иностранных слов, то иной какой-нибудь словарь или справочник, и детей приучают ими пользоваться. Эти книги всю жизнь нужны человеку. Ученики, которые в 5-7-м классе привыкают самостоя­тельно искать ответы на возникающие вопросы, в более старшем возрасте обычно без всякого нажима со стороны взрослых идут в библиотеку за дополнительной литературой. Быстрота восприятия учебной информации во многом определяется темпом чтения. Ус­коренное чтение позволяет понимать текст, не  ощущая его звуко­вой символики; помогает оно и выделению в тексте главных мыс­лей, так как практически одновременное восприятие ряда слов дает возможность быстро сравнивать их, вычленять самые важные. Для ученика 6 класса норма чтения - 110-120 слов в минуту. Родители могут следить за тем, чтобы ученики воспринимали не отдельные буквы, а целые слова и фразы, развивать у них периферическое зрение, умение видеть соседние слова, готовясь к их быстрому вос­приятию. Скорость восприятия учебной информации во многом зависит от быстроты ее письменной фиксации. В семье могут да­вать детям, задания по списыванию текста с самостоятельным фик­сированием затраченного времени, сочетать развитие темпа чтения и письма с формированием у учащихся умения укладываться в от­веденные на выполнение домашних заданий нормы времени.

Существует много умственных приемов, с помощью которых человек производит активную умственную обработку материала. Задача родителей состоит в том, чтобы школьник уяснил саму воз­можность запомнить материал в ходе активной его обработки. Если он поймет это и начнет самостоятельно искать такие приемы, то все в порядке, наша основная цель достигнута. Как научить ребят производить смысловую группировку? Прежде всего, надо начи­нать с подбора достаточно хорошо сгруппированного материала. Задача «разбить текст на куски» должна быть пока что для ребенка самостоятельной работой, не следует соединять ее с задачей «вы­учить». Практика показывает, что многие ребята, не применяющие смысловой группировки при приготовлении уроков, в состоянии справиться с ней, когда она предлагается им как самостоятельное задание. Такие учащиеся нуждаются только в регулярной трени­ровке, и когда взрослый увидит, что смысловая группировка осу­ществляется ими уже легко и быстро, следует перенести ее на При­готовление уроков. Если дети не в состоянии справиться со смы­словой группировкой даже как с отдельным заданием, тогда взрос­лый на каждом выбранном тексте должен показывать ребенку, ка­кая общая мысль содержится в объединяемых вместе фразах, доби­ваясь, чтобы он увидел, что хотя в каждой из них говорится про разное, но вместе они описывают какое-то одно явление или разви­вают одну мысль. Демонстрируя это на хорошо структурированных текстах и требуя, чтобы в следующий раз ребенок проделал все это сам, взрослый постепенно подводит его к умению расчле­нять текст на отдельные смысловые куски. Следующим приемом активной мыслительной обработки материала является закрепление выделенных путем смысловой группировки частей. Достичь этого можно, придумывая названия для них. Необходимо, чтобы заглавие было обобщенным по отношению ко всему выделенному разделу. Хорошим приемом работы может быть использование подсказки. Когда ребенок зашел в тупик, можно предложить ему на выбор 2-3 заглавия, причем одно из них — не удовлетворяющее требованию быть обобщающим ко всему выделенному разделу. Пусть школь­ник подумает, сравнит их между собой и сам решит, которое луч­ше. В ходе такой работы школьник постепенно обучается и сам делает правильно составленные заглавия. Совокупность заглавий разделов, выделенных при смысловой группировке, образует план изучаемого материала. Составление плана - необходимый школь­нику навык. И если родители замечают, что школьник испытывает затруднения при составлении плана или план не используется им при воспроизведении Материала, они должны сразу же обратить на это внимание.

Важное умение, которое должно качественно совершенство­ваться вместе с изменениями приемов умственной работы школь­ника, - умение сознательно регулировать процесс учения и доста­точно правильно оценивать его результаты. Так, с течением време­ни пересказ вслух или про себя становится по преимуществу мето­дом самоконтроля и должен помогать ученику разобраться, выучил он урок или нет, а что касается самого материала, то решающее значение имеют разные виды активной работы над ним. Затем пол­ный, развернутый контроль начинает постепенно сокращаться, и ученик все чаще проверяет прочность запоминания, воспроизводя только структурную, опорную схему материала. Если ученик мыс­ленно представляет себе схему ответа, значит, он хорошо помнит содержание учебного материала. Теперь на первый план выступает необходимость добиваться того, чтобы оценка себя отражала дей­ствительное положение дел и была, насколько это возможно, ус­тойчивой. В подростковом периоде очень часто глубокая неуве­ренность в себе причудливым образом сочетается со своеобразным гонором, с непомерно высокой оценкой своих достижений. Кон­троль и самооценка являются наиболее удобными для всяких по­сторонних влияний.

         Проблема объективности школьной отметки возникает в тех случаях, когда обнаруживается расхождение между тем, как ученик оценивает свои собственные знания, т. е. самооценкой, и тем, как их оценивает учитель, что, соответственно, выражается в выстав­ляемых им отметках. Важно подчеркнуть, что не следует подозре­вать школьника в систематическом обмане. Он, как правило, ис­кренне убежден в том, что ему занижают отметки. Не упреки, не наказание, а кропотливое убеждение должно быть союзником ро­дителей. Прежде всего, нужно пойти в школу, установить контакт с учителем (или учителями), с классным руководителем. Не забы­вайте о необходимости особо высокой тактичности при разговоре на эту тему. Один из путей выяснить истинное положение дел - это поговорить с их школьными товарищами. Конечно, с теми из това­рищей, € кем вы имеете достаточно хороший контакт. Известный материал для суждения по предмету может вам дать выборочная проверка уроков. Причиной появления у школьника мршний о том, что ему снижают отметки, могут быть, прежде всего, особенности его характера: мнительность, тенденция фиксировать внимание на неприятных событиях и явлениях. Но иногда мнение о системати­ческом занижении отметок возникает у школьников в результате дефектов в формировании учебной деятельности. Если ваш сын или дочь заявляют, что им в школе занижают, отметки, то, пытаясь разобраться и помочь своим детям, обязательно задайте себе во­прос: «А не является ли это мнение результатом ошибок в воспита­нии?», попытайтесь критически осмыслить ваше собственное от­ношение к ребенку. Если в процессе воспитания ребенок усваивает мысль, что он хороший, и все, что он делает, тоже хорошо, а если кто-то бывает им недоволен, то это лишь придирки к нему и не бо­лее, в таком случае начинайте перестраивать свои отношения с ре­бенком и обратите особое внимание на выработку у него навыков контроля и правильной самооценки.

Методические рекомендации

Беседа строится на основе предварительно проведенного среди детей и родителей параллельного анкетирования.

 

Анкета для детей.

I. По каким предметам ты испытываешь затруднения в уче­нии? Что именно, по-твоему, затрудняет учение:

• состояние здоровья, ты быстро устаешь на уроке;

  у тебя дома нет своего рабочего места, некоторых пособий
и принадлежностей, тебе не помогает никто из старших, отрица­тельно влияют сверстники и т. п.;

  у тебя есть пробелы в ранее пройденном материале, в тео­рии, в решении задач;

  особенности преподавания учителем предмета: очень быст­ро говорит, мало наглядности, повторения;

  нет интереса к изучению данных предметов;

  неумение быстро читать, писать, делать зарисовки, выде­лять главное, медленное выполнение домашних заданий;

  слабое развитие некоторых качеств личности (например, ты не можешь долго и настойчиво искать решение задачи - т. е. воли, внимания - не можешь сосредоточенно слушать объяснения учите­ля, быстро отвлекаешься);

  особенности мышления (ты затрудняешься при сравнении явлений, при необходимости сделать выводы), памяти (трудно за­ поминаешь прочитанное, приходится читать более двух раз).

Анкета для родителей.

I.  По каким предметам чаще всего обращается сын (дочь) к вам за помощью и можете ли вы ему помочь?

II.  Каков характер затруднений, испытываемых им при вы­ полнении домашних заданий:

  имеет фактические пробелы в знаниях по предыдущим те­мам;

  не концентрирует внимание на усвоении главных целей те­мы и правил; знает правила, но не умеет применять их при реше­нии задач;

  механически подгоняет решение под ответ или трафаретно применяет порядок решения предыдущих задач;

 

  не обладает усидчивостью, настойчивостью при выполне­нии задания, спешит обратиться за помощью;

  слабо владеет навыками учебного труда (чтение, письмо, счет, зарисовки, работа с книгой, рациональное заучивание и др.);

  не знает требований к оформлению домашних заданий?

III.        Сколько времени в день занят ваш сын (дочь) выполнени­ем домашних заданий?

IV.        Каким образом вы помогаете ему выполнять задания:

усиливаете требовательность к нему, проверяете качество работы;

ориентируете на твердое запоминание правил путем много­ кратного их повторения;

заставляете повторять содержание темы, необходимой для решения задачи;

в наиболее трудных местах подсказываете порядок решения;

добиваетесь того, чтобы ученик нашел ошибку в решении или сами указываете ему на эту ошибку;

помогаете вникнуть в смысл задачи путем сравнений, на­глядных примеров и т.п.

 

V.      Приходится ли вам регулярно заставлять сына (дочь) вы­полнять домашние задания или он сам приступает к их выполне­нию?

VI.Каким образом стимулируете успешную учебу?

VII.       Какую помощь со стороны учителей необходимо оказать
вашему сыну (дочери) для улучшения его успеваемости?

 

Автор Вожакова Надежда Михайловна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 881
Номер материала 52048
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓