Встреча 1
«ТРУДНОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И
СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ»
Цель: преодоление
противоречий между стереотипами в воспитании и желанием изменить жизнь к
лучшему.
Оборудование: музыка для релаксации, бумага,
ручки.
Участники: учитель, психолог, родители.
Вступительное слово учителя:
Если вы испытываете чувство озабоченности
или беспокойства в отношении своего ребенка, я рада предложить вам весьма
необычное средство воспитания, изменить в каком-то смысле ваш образ мышления.
Это может побудить вас проигнорировать мои рекомендации. Однако ваши
мучительные переживания и ваше отчаяние могут вынудить вас попробовать хотя бы
некоторые из этих новых подходов. Именно отрицательные переживания будут той
причиной, благодаря которой вы сможете приобщиться к более счастливому образу
жизни, - как для вас, так и для вашего ребенка.
Не чувствуйте себя одинокими: тысячи
родителей переживают во многом сходные проблемы, и весьма вероятно, что
некоторые из них ваши соседи и друзья - совсем рядом. Вы можете и не
догадываться, что находитесь в такой большой компании: в нашем обществе
родителю полагается испытывать чувство стыда, когда сын или дочь пропускают
занятия в школе, или как-либо иначе плохо ведут себя; поэтому даже друзья не
склоны говорить о проступках детей и связанных с ними переживаниях. Для
родителей допустить, чтобы отрицательные факты стали известны, все равно, что
получить отрицательную оценку. Все, кого вы знаете, испытывает те же самые
опасения, поэтому каждый предпочитает молчать, переживая наедине чувства одиночества
и отчаяния. Очень часто многие родители, переживая ту или иную ситуацию,
чувствуют себя как в осаде. Важно, каким путем они выходят из них. Многие считают,
что проблема заключается в поведении ребенка, а ее решение - в том, чтобы каким-то
образом изменить ребенка, заставить его вести себя иначе. Однако столь же
наверняка вам будет легче справиться с проблемой, если посмотреть на нее как на
возможность изменить что-то в вашей собственной жизни, расширить ее границы,
научиться лучше заботиться о ней.
На наших встречах мы будем учиться, как идти вторым путем во благо
вам и вашему ребенку.
Главное, что могут сделать наши встречи - побудить вас как
родителя увидеть и в конкретной проблеме и в ваших взаимоотношениях с ребенком
в целом не столь доказательство каких-то изъянов или ошибок ребенка, сколько
влияние, побуждающее вас к развитию и изменению и одновременно предоставляющее
вам возможность для этого. Предлагаемый подход может привести к существенному и
положительному изменению в ваших взаимоотношениях с ребенком. Временами он
будет труден, даже невыносим. Он потребует внесение некоторых изменений в образ
вашего мышления.
Предлагаю начать с тихой спокойной музыки, почувствуйте общий
настрой, который вселит в вас надежду и ощущение того, что все будет хорошо.
Будьте добры и снисходительны к себе. Простите себе все, что не сможете
сделать, а то, что вам удастся, пусть придаст вам уверенность.
Рассмотрим проблему в перспективе.
Вы расстроены, обеспокоены, может даже разгневаны, тем, как ведет
себя ваш ребенок. В глазах всего мира ваша проблема личная и очень
незначительная. Но она может быть и не столько значительной, что в ее решении
оказываются вовлеченными полиция, школа...
В любом случае для вас все подобные ситуации представляются
значительными, заставляя беспокоиться о том, чем же все это кончится, как жить
дальше?..
То, что происходит в вашей семье, может напоминать любой из
следующих случаев: «Ваня крадет у родителей деньги», «Лиза проводит все время
вне дома, может даже не прийти ночевать», «Саша курит», «Аня все время лжет» и
т.д.
Помимо переживания, связанных со всеми этими мыслями, вы,
возможно, почувствуете себя совершенно сломленными, потому что может казаться:
со сложившейся ситуацией ничего нельзя сделать.
Вероятно, вы уже испробовали все:
- вы пытались
дисциплинировать ребенка: «Хорошо, теперь тебе придется посидеть
дома»;
-
или
же вы пытались использовать «поощрения»: «Я дам тебе десять рублей, если на
этой неделе ты ни разу не пропустишь занятия в школе»;
-
или
же вы использовали обычные для родителей требования и распоряжения: «Коля, ты
должен ходить в школу и выполнять домашнее задание. Если не будешь это делать,
то не сможешь впоследствии получить приличную работу», «Воровать дурно, ты не
должен этого делать!»
-
вы,
возможно, испробовали строгий надзор: «Я собираюсь разбудить тебя в 7.00, затем
отведу тебя в школу, доведу до твоего класса и заберу сразу же после занятий»;
-
попытались
поговорить с ним по душам, высказать ему свою озабоченность: «Миша, почему ты
это делаешь? Давайте обсудим это. Я люблю тебя»;
-
ходили
на консультирование к психологу, в результате обнаружили кратковременное
улучшение, а затем - вновь ухудшение.
У вас могло возникнуть ощущение, что поскольку ни одно из
предложенных средств воздействия не сработало, что-то не так должно быть в вас
самих: «Что же я делаю не так? Где я допустила ошибку?» и т.д. Чем тяжелее для
вас ситуация, чем сильнее она вас задевает, травмирует, тем больше сил и
энергии вы готовы вложить в ее разрешение.
Итак, вы находитесь сейчас в сложной, болезненной ситуации. Она
складывалась постепенно, и в ее возникновении принимали участие все члены
семьи, поэтому ее нельзя разрешить с помощью нескольких поверхностных приемов и
техник. Длительные усилия с вашей стороны на протяжении нескольких месяцев,
вероятнее всего приведут к дальнейшему улучшению.
Если вы родитель-одиночка, то ваши старания почти наверняка дадут
положительные результаты. Если в воспитание ребенка вовлечены двое родителей,
то определенное преимущество заключается в принятии ими обоими данного подхода.
Однако если ваш партнер уклоняется от участия в этой работе, то
это все же не может помешать вам проделать все в одиночку. В любом случае,
улучшение исходных взаимоотношений с ребенком зависит от того, несколько
искренне и постоянно вы будете проделывать все то, что я вам предлагаю.
Итак, до следующей встречи!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.