Главная / Музыка / Родительское собрание "Роль родителей в воспитании юного музыканта"

Родительское собрание "Роль родителей в воспитании юного музыканта"

РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ ЮНОГО МУЗЫКАНТА

Петренко Татьяна Викторовна

Преподаватель МБОУ ДОД ДШИ «Форте»

Г. Тольяти, Самарской области

Сейчас в жизни многих учеников помимо общеобразовательной и музыкальной школ есть еще, спортивные секции, танцы, художественная и хореографическая школы, модельная и театральная студии. И в них так поставлен процесс, что основная работа происходит на самих занятиях, а не дома. Все навыки отрабатываются там. В музыкальной школе иначе. Здесь большое значение имеют занятия дома: выполнение домашнего задания, отрабатывание навыков. В иных перечисленных видах деятельности основная работа происходит под руководством, в присутствии тренера, педагога. В музыкальной школе большую роль играет самостоятельная домашняя работа.

И вот эта самостоятельная работа, когда нет рядом педагога, не кому тебя активно побуждать к деятельности, когда надо самому себя заставить работать – и представляет узкое место в процессе обучения в музыкальной школе. Именно здесь требуется мотивация со стороны родителей, которая в дальнейшем должна перейти в самомотивацию ученика.

Первой ступенью в воспитании юного музыканта является музыкальная школа. И, как правило, приводят туда ребенка родители.

Что же послужило вашим побудительным мотивом к этому? Вы видели, что ребенок тянется к музыке (хорошо поет, есть желание играть на музыкальных инструментах)? Или ваше внимание на это обратили воспитатели в детском саду? Или вы мечтали, чтобы ваш ребенок учился в музыкальной школе? Может быть, вы в свое время учились в «музыкалке»? Или, наоборот, было желание, но не было возможности в вашем детстве это осуществить? В любом случае – это для вас важно!

А ребенок? Почему он пришел сюда? Есть свое личное желание? Или потому, что предложили родители, а ребенку всё интересно?

В любом случае, какой бы ни был мотив ваш и ребенка, задача – сохранить их оба! (Мотив – в переводе означает – «движущая сила»)

В.И.Петрушин в своей книге «Музыкальная психология» пишет: «Согласно традиционным представлениям механических теорий мотивации, если желаемое поведение животного или человека положительно подкреплять, т.е. выдавать за него какую-то награду, то такое поведение будет должным образом закрепляться. Однако находки зоопсихологов при перенесении их в область психологии человека открыли феномен, названный «понижающим эффектом внешней мотивации». Суть этого феномена заключается в том, что если испытуемым платить деньги за занятия, которые их интересуют поначалу сами по себе, то они теряют интерес к этим занятиям гораздо быстрее, чем испытуемые, которым ничего не платят…Внешнее поощрение, таким образом, оказало снижающее влияние на внутреннюю мотивацию. Мотив считается внутренним, если человек получает удовольствие непосредственно от самой своей деятельности, а не от каких-то внешних причин» (4. С.310-311).

Психолог Габбасова А.А. в статье «Отсутствие мотивации к обучению – 10 ошибок родителей» пишет: «Родитель полагает, что ребенок готов к обучению в школе, потому, что он много знает для своего возраста. Но интеллектуальная готовность – это не синоним готовности психологической, которая определяется уровнем развития произвольного поведения, то есть умением ребенка подчиняться определенным правилам и делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что делать необходимо. Здесь важно развивать у ребенка умение преодолевать себя: приучать ребенка делать не только то, что ему нравится, но и то, что не нравится, но необходимо. И это задача еще дошкольного возраста».

Мотивация – это создание и поддержание у обучающегося интереса к изучаемому материалу. И преподаватели, и родители заинтересованы в повышении учебной мотивации детей. Мы должны сообща и согласованно действовать в этом направлении. Но у преподавателей свои профессиональные способы повышения мотивации детей, у родителей – свои.

Отсутствие или снижение мотивации может быть вызвано разными причинами. Соответственно поступать родителям в разных случаях надо по-разному:

проблема

метод воздействия

пути решения

«Не может –

не хочет».

инструктирование

Потому и не хочет, что не может. Здесь надо

разобраться, почему не может: состояние здоровья, психологический аспект, запущенность изучаемого материала,не умение работать самостоятельно. Надо постараться найти причину и устранить ее.

Опыт показывает, что в таких случаях выполнение домашнего задания лучше разбить на более мелкие

части. При этом добиваться его полного выполнения

под контролем родителей.

«Хочет – не может».

наставничество

Чаще всего в этом случае требуется помощь в организации домашней работы, в ее планировании. Вместе с ребенком прочитать домашнее задание, обсудить его. Расспросить о прошедшем уроке, над чем там работали? Ведь чаще всего на уроке проводится та работа, которую дома надо повторить.

«Может – не хочет».

мотивация

Здесь уже речь идет о внутренней мотивации

ребенка, точнее о ее отсутствии. В этом случае угрозы, уговоры, «подкуп», инструктирование, наставничество малоэффективны. Ребенок считает занятия музыкой бесполезным делом.

Так зачем же на него тратить такие усилия? Значит, задача родителей состоит в том, чтобы зародить

желание заниматься этим делом. Причем в большей степени «здесь и сейчас», а не в далеком будущем. Это длительная работа, требующая от родителей значительных усилий, но сулящая большое «вознаграждение».

Родителям надо с уважением относиться к труду юного музыканта. Слушать его игру, интересоваться делами в музыкальной школе. Спрашивать у ребенка

не только про оценки, а и «что нового, интересного

было сегодня в школе, над чем работали на уроке; что хорошо получается, а что не очень». Надо показывать

свою заинтересованность делами ребенка. Быть на всех его выступления, классных и школьных концертах. Совместно с ребенком обсуждать выступление его и других ребят. Подбадривать его.

Устраивать домашние концерты. Формировать среду общения – поощрять дружбу с ребятами, так же занимающимися музыкой или любящими музыку.

Помочь в применении своих знаний и умений. Можно посоветоваться с классным руководителем или преподавателем по музыке в общеобразовательной

школе о том, как можно применить умения вашего ребенка в той среде.

Необходимо рассказать ребенку и перспективы применения его музыкальных знаний в будущем. И это всё помимо той работы, которую уже проводит преподаватель в самой музыкальной школе.

«Может

и хочет».

делегирование полномочий

Это, конечно, самый благоприятный вариант. Ребенку предоставляется достаточная самостоятельность в выполнении домашней работы, однако деликатный контроль со стороны родителей сохраняется.



Для ребенка очень важно внимание со стороны родителей к его деятельности. В основном, всё, что он делает, он делает для того, чтобы его оценили, похвалили родители, взрослые. Что его дело имеет значение. Ребенок рассуждает: если дело не важное, оценивается лишь формально – «сделал, не сделал, какая оценка», зачем же его тогда делать? Столько сил тратить на него? Ведь и взрослые в первую очередь стараются делать важные дела.

Родителям необходимо давать понять ребенку, что его учеба в музыкальной школе имеет большое значение для вас и для него.

Для вас ваши мотивы вам понятны. А для ребенка его мотивы? В чем важность? Где это может пригодиться? Где можно использовать в будущем? Но для ребенка будущее слишком далекая перспектива, которую ему пока трудно осознать, прочувствовать. Где уже сейчас применить его знания и умения, чтобы был стимул дальше продолжать свой труд?

В рамках класса (музыкальной школы) – это участие в концертах на родительских собраниях, классных часах. В рамках музыкальной школы – публичные выступления на зачетах, экзаменах. В этих форматах выступает каждый ученик. Но далеко не все ученики выступают на конкурсах школьных и городских. А так же на концертах проводимых школой. Мы же речь ведем о заинтересованности каждого ученика.

Необходимо привлекать полученные знания к реальным жизненным ситуациям. Для этого в рамках семьи необходимо со вниманием слушать выученные им пьески. И не так: «ты играй, я тебя слушаю», а сами чистите в это время картошку для супа или читаете газету. Надо слушать как на концерте! Сюда же относятся и выступление перед гостями. Об этом желательно заранее договориться с ребенком, что бы он был морально готов. Поговорите с классным руководителем в общеобразовательной школе, как можно использовать умения ребенка в той среде?

Дайте понять ребенку, что вы любите его всегда, не зависимо от его школьных оценок. Но в то же время вы хотите, чтобы ВАМ С НИМ было чем гордиться.

В первую очередь спрашивайте не про оценки, а про то, что нового узнал ребенок, на уроке. Что получалось хорошо, а что трудно. Что интересного произошло. Показывая свой интерес к происходящему в классе, вы формируете интерес и у ребенка. Рассказывая вам об этом, ребенок лучше запомнит материал и поймет важность процесса.

Габбасова А.А. указывает вот на что: «Согласно результатам исследований, мотивация успеха (и как следствие, высокая учебная мотивация) формируется у детей в тех семьях, где им оказывали помощь при повышении требований, относились к ним с теплотой, любовью и пониманием. А в тех семьях, где присутствовал жесткий надзор либо безразличие, у ребенка формировался не мотив достижения успеха, а мотив избегания неудачи, что напрямую ведет к низкой учебной мотивации…Не ожидайте немедленных успехов – снимите по этому поводу «розовые очки». Могут быть падения, «топтание» на месте. Но если вы будете последовательно и систематически работать над вопросом повышения учебной мотивации своего ребенка, то непременно будет взлет». Вы сами должны понимать и объяснить ребенку, что процесс формирования умения учиться – это длительный, но необходимый процесс.

В любом случае, ребенок должен чувствовать, что для его родителей его учеба в музыкальной школе имеет большое значение, и ребенка за его труд уважают. Естественно, сами родители при этом демонстрируют свою любовь к музыке вообще, и классической в частности. Совместно с ребенком посещают филармонические концерты, слушают записи.

Мотивация – это то, что помогает начать. Привычка – это то, что помогает продолжить.

Действительно, мотивировать можно до бесконечности, но без конкретных действий к результату не придешь. Результат же складывается из работы на уроке и домашней работы.

Практически, каждое домашнее задание, методы работы над ним сначала прорабатываются на уроке. Дома надо повторить эту работу. От качества домашней работы зависит дальнейшее продвижение юного музыканта.

Начинать ежедневные занятия нужно с разыгрывания. «Оно необходимо не только для разминки мышц, участвующих в игре, но прежде всего – психологического аппарата музыканта в целом. В процессе разыгрывания организм входит в состояние «боевой готовности» - повышается частота пульса, ритм дыхания, чувствительность анализаторов, скорость протекания мыслительных процессов.» (4. С. 99) Разыгрывание ученика заключается в игре гамм, упражнений, этюдов.

При работе над текстом по нотам, надо отрабатывать его точность, разбив пьесу на маленькие части. И добиваться неукоснительного соблюдения нот, ритма (счета), аппликатуры (пальцев), штрихов (легато, стаккато, нон легато). Это как «четыре ножки стула». Убери одну ножку, и сидеть на стуле уже невозможно. Так и в пьеске. Если точно не выполнить текс, то это уже будет либо совсем другая пьеса, либо нечто непонятное.

Если это, например, заучивание наизусть произведения, то тоже разбиваем на части. Как из «кирпичиков, блоков» учим наизусть постепенно всю пьесу.

Родители часто спрашивают, сколько раз в день надо играть каждую пьесу. Можно сыграть его много раз, но не достичь результата, если делать это бездумно, механически. «Самое главное – предельная сосредоточенность – первая буква в алфавите успеха. Если мозг занят чем-нибудь другим, он делается невосприимчивым к впечатлениям от данной работы, и такого рода занятия являются совершенно напрасной тратой времени (2. С. 128-130). А ведь главное – результат. Когда стараешься достичь результата, на количество «раз» не обращаешь внимания, так как поглощен процессом работы. Нацеливать ребенка надо именно на это.

Показал свою эффективность и другой метод при работе над текстом. В зависимости от сложности и размера произведения, мы берем 1-2 (4) такта и ставим задачу выучить их за пять минут по нотам либо наизусть, в зависимости от текущей работы. Потом следующие 2 такта также. Далее объединяем уже отработанные 4(2) такта за те же 5-7 минут. И так далее отрабатывается домашнее задание. На следующий день эту работу надо повторить, закрепить. Времени такая работа занимает меньше, а ее эффект больше.

Часто ученики, вместо того, чтобы регулярно, планомерно работать, учат всё в последний момент перед уроком. А на уроке играют ошибаясь, забывая текс. Огорчаются при этом: «Дома у меня всё получалось, а тут нет!» Преподаватель на уроке, а родители дома должны объяснить ребенку, что это в общеобразовательной школе можно выучить стихотворение за час, подготовиться к контрольной работе за 3-4 дня. В музыкальной школе, в занятиях музыкой совсем другое дело. «Если будешь играть 20 дней по 1 часу, будешь играть гораздо лучше и уверенней, чем занимаясь в последние 5 дней по 4 часа». Также надо объяснить, что дома одна обстановка, а в классе другая – в прямом и переносном смысле: и визуально, и психологически, и акустически. Всё это влияет на ученика при игре в классе. Поэтому надо объяснить детям: «Чтобы сыграть на уроке на «4», надо дома играть на «5».

Однако, только выучив пьесу с точным текстом по нотам, а потом наизусть, мы можем приступить к основной работе. Работе над шлифовкой музыкального образа. Того образа, который тронет души слушателей! Это и есть то, к чему мы должны стремиться.

При большой загруженности ребенка, надо помочь ему спланировать его время так, чтобы хватило времени на все дела и на отдых, на «личное» время ребенка. Даже у солдата в армии есть по Уставу «личное» время. А так как без родителей ребенку с такой нагрузкой самому не справиться, то нужна и ваша помощь. Следовательно, свое время вы тоже должны рационально спланировать по дням. Оптимизировать домашнюю работу, грамотно распределив ее между членами семьи. И обязательно запланировать время своего отдыха. Только сообща можно справиться с нагрузками и найти резервы для их преодоления.

Так что залогом успешного продвижения юного музыканта являются:

- посещение всех занятий, активная работа педагога и ученика на уроке;

- планомерная, вдумчивая домашняя работа ученика;

- мотивация со стороны родителей, организация домашних занятий и контроль их выполнения, их регулярность.

«Надеюсь, что каждый заинтересованный родитель и педагог, поняв механизмы и применив на практике полученную информацию, сможет сформировать у школьника желание учиться. Ведь только имея мотивацию к обучению и развитию, ребенок сможет вырасти целеустремленным человеком, способным на ответственные решения. Помните, что Ваш ребенок – это личность, ничего не должная Вам, но до какого-то момента зависящая от Вас и нуждающаяся в Вашей поддержке и в Вашем признании ее как самодостаточной.» (1).






СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Габбасова А.А. Отсутствие мотивации к обучению – 10 ошибок родителей. Интернет ресурс: Сайт: b17.ru

  2. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М., 1961.

  3. Михелис В.Л. Первые уроки юного пианиста. Музгиз,1962.

  4. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., 1997.













Родительское собрание "Роль родителей в воспитании юного музыканта"
  • Музыка
Описание:

       В данной работе поднимаются вопросы мотивации и самомотивации учащихся. Даются методы повышения мотивации. Раскрывается важность проявления внимания к деятельности ученика его родителями.

       Рассказывается о сферах и видах применения полученных знаний учащимися в их жизни.

       Родителям на конкретных примерах рассказывается, как должен заниматься дома ученик. На что должны обращать внимание родители, что должны контролировать в домашней работе своих детей. С чего начинать. Как работать с нотным текстом. Как заучивать его наизусть. О необходимости регулярной работы. О правильном планировании своего времени.

Автор Петренко Татьяна Викторовна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 692
Номер материала 36067
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓