Родительское
собрание – деловая игра
«Лаборатория
нерешённых проблем»
(проводится вместе с детьми. 8 класс).
Цели.
1. Выявить
причины спада учебной мотивации учащихся.
2. Способствовать
возникновению доверительного диалога между подростками и их родителями.
Подготовка
к собранию.
1.
Работа
психолога – тестирование учащихся на выявление уровня тревожности.
2.
Работа
спецкоров – блиц-опрос «Мнение со стороны» учителей-предметников:
- Как вы считаете, почему учениками
нарушается дисциплина в школе, в классе?
- Что нам нужно для того, чтобы повысить
дисциплину и успеваемость в классе?
- На ваш взгляд, сколько процентов ребят
от всех, обучающихся в нашем классе, занимаются в полную силу?
- Что нам нужно, чтобы учиться лучше?
3. Подготовить рейтинг успешности учащихся по звеньям,
во время собрания эта информация разложена по «зонам» работы звеньев.
4. С учащимися класса сделать постановку придуманной
сказки «Три сына и отец-пенсионер».
5. Оформить зал:
* определить три рабочих «зоны» (столы поставлены в
центр, вокруг – стулья, учащиеся каждого звена и их родители размещаются
соответственно в своей «зоне»).
* на каждом столе лежит свёрнутый рулончик бумаги, на
котором написана пословица. С этим свёрточком выходят выступать в конце
собрания эксперты. После оглашения проекта читается пословица. Звенья-слушатели
определяют, соответствует ли суть проекта пословице.
ЗАДАНИЯ для звеньев (проект):
1 звено – «Сможем ли мы наладить дисциплину в классе?
Как? Что для этого надо сделать?» Пословица: Без дисциплины и сильная рать
погибает.
2 звено – Выработать рекомендации по максимальному
использованию рабочего времени на уроке. Пословица: Невидящий лишь то
берёт, что видящий ему даёт.
3 звено – Чем и как можно помочь в учёбе каждому
ученику? Какие бы советы (или правила) вы предложили? Пословица: Здравый
человек учится на чужих ошибках – глупца ничто не научит.
Данные задания (проекты) группы выполняют письменно,
т.к. они идут в решение родительского собрания.
Кроме того, даются на обсуждение ещё три вопроса:
1) Почему ребята более дисциплинированны дома, чем в
школе?
2) Назовите причины «потерянного» времени на уроке.
3) Учатся ли ребята нашего класса в полную меру своих
сил и возможностей?
* Оформить сцену. Декорации – интерьер комнаты.
* Расставить скамьи перед сценой, где учащиеся сядут
вместе со своими родителями.
* Написать плакат или проецировать на экран слова А.
Дистервега: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или
сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого
собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только
возбуждение». Это высказывание – эпиграф к собранию, в ходе работы будем к нему
обращаться.
6. На собрание всем прийти с ручками и тетрадями.
ХОД СОБРАНИЯ.
1 этап.
- Всем добрый вечер!
Ребята, чтобы родителям было уютно в нашем большом
зале (место проведения – актовый зал), сядьте, пожалуйста, каждый рядом со
своими папами или мамами.
Чтобы завладеть вашим вниманием, начну сразу с
вопросов к родителям, а потом задам несколько вопросов детям.
- Сколько ваших лет связано со школой? (верный ответ:
свои годы обучения + школьные годы их детей).
- Можно ли время увеличить вдвое, втрое, если в семье
не один, а два, три ребёнка? Почему?
Вопрос к детям:
- Сколько лет вы проучились в школе? А сколько это
будет месяцев, если один учебный год длится 9 месяцев? (ответ: девятью семь
равно 63 месяцам, да ещё 3 месяца, т.к. собрание проходило в ноябре, так что на
сегодняшний день сумма полных лет, отданных школе, равна 5(66:12=5,4). Много
это или мало, на ваш взгляд?
Оказывается , школьных лет не так уж и много.
Обратим внимание на два главных момента школьной
жизни: «Первый звонок» и «Последний звонок».
«Первый звонок» - первый класс. Ребёнок – родители.
Чья роль определяющая? Почему?
«Последний звонок» - 11 класс. Ребёнок – родители. Чья
роль определяющая? Почему? Почему последний звонок называют «»звонком надежды»?
- Ребята, сколько вам месяцев осталось учиться до
окончания школы? (24) А сколько лет? (2 года). Это много или мало? Конечно, вы
можете учиться и самостоятельно, в летнее время с репетиторами. Так поступил
Серёжа С., потому что из-за болезни много было пропущено материала. Так
поступил Артём Л., потому что хотелось ему стать ударником. И он, вы знаете, им
стал. Дополнительно занималась летом английским языком Майя Х. А зачем? Ведь у
неё и так по этому предмету одни «5»? Для чего группа наших ребят поступила в
школу при МФТИ? Кому-то не спится по воскресеньям: в ДЭБС (экологическая
станция) спешат заниматься. А сколько среди вас не равнодушных к судьбе класса
ребят!
2 этап.
Мы приготовили для вас инсценировку сказки «Три сына и
отец-пенсионер». (Просмотр сказки).
Обсуждение её.
«Сказка – ложь, да в ней намёк»…
- О каком намёке идёт речь? (выслушать все мнения).
- Какие ключевые фразы можно выделить? Если
затрудняются, подсказать:
1. Чем бы нам сейчас заняться,
Чтоб с тобою не ругаться?
2. Но доселе старый дед
Не собрался дать ответ.
- Кто бы из вас, ребята, хотел оказаться на месте
сыновей?
- Кто бы из вас, родители, хотел оказаться на месте
отца?
- Чью беду увидели? (Обратить внимание на эпиграф к
собранию). Определите ключевые слова в высказывании. (К детям): Дайте
собственный комментарий.
3 этап.
Вы приглашены сегодня на деловую встречу, которую я
назвала «Лаборатория нерешённых проблем».
Лаборатория – это учреждение. Отдел, где проводятся
научные и технические опыты, экспериментальные исследования, анализы
(определение из словаря С. И. Ожегова). Лаборатория может быть учебная, может
быть проблемная, классифицируют, исходя из ситуации и задачи.
Ситуация:
В последнее время у нас в классе обострились проблемы
дисциплины и учёбы. Ежедневно выслушиваю претензии учителей: плохая дисциплина
на уроках, отдельные ребята не выполняют домашних заданий, кого-то устраивает
«слепое» списывание из решебников.
- В какой лаборатории нам придётся работать?
- Какие проблемы решать?
В ходе работы и при составлении решения вам
потребуется специальная лексика. Запишите в столбик слова:
Приоритетный
Дисциплина
Дисциплинарный
Авторитет
Авторитарный
Дискомфорт
Консолидация
Конструктивный
Эксперт.
Классный руководитель раздаёт звеньевым конверты с
заданием, приглашает разойтись по «зонам». После того, как дети и родители
расселись по «зонам», объяснить ход работы.
- Обратите внимание на то, что лежит на столе: рейтинг
вашего звена, толковый словарь, чтобы знать значение специальной лексики,
бумажный рулончик – содержимое его можно прочитать только перед записью
вынесенного вами решения. В индивидуальном пакете – 4 вопроса: 1-3 устное
обсуждение, на 4-й – дать письменный ответ.
Обговариваем регламент. Ставим будильник.
(В каждой рабочей группе, состоящей из детей
определённого звена и их родителей, присутствуют члены родительского комитета,
которые были заранее приглашены на обсуждение проекта и теперь они должны
направлять работу в группах). Задача родителей – настроить детей на
доверительный разговор, обсудить успеваемость и поведение учеников данного
микро-коллектива, выявить потенциальный резерв звена.
4 этап. Выступления
звеньевых. Принятие решения.
В роли экспертов по очереди выступают звеньевые. Они
зачитывают проект, один из родителей каждой группы демонстрирует на обозрение
пословицу. Затем путём голосования проекты засчитываются в решение.
5 этап. Мер класса
знакомит с анализом блиц-опроса учителей «Мнение со стороны». Результат
обработан в процентном отношении, интересные суждения зачитываются.
ИТОГИ.
Заполнение анкеты:
1.Понравилась ли встреча?
2.Было ли тебе комфортно или испытывал дискомфорт?
3. Какой момент самый удачный?
4. Что тебе не понравилось?
5. Нужны ли подобные формы общения?
(Родители приглашаются в класс. Дети под руководством
одного из членов родительского комитета приводят в порядок актовый зал).
ПРИЛОЖЕНИЕ. Сказка о трёх
сыновьях и отце-пенсионере.
Ведущий:
За горами, за лесами, за широкими морями,
Скажем к слову, например,
Жил да был пенсионер.
У старинушки три сына:
Старший был почти мужчина,
Был подростком средний брат.
Младший – был акселерат.
(выходят братья)
Братья те учились в школе,
Помогали отцу в поле.
Словом, жизнь – сказать не грех –
Не труднее, чем у всех.
Сыновья как сыновья,
Жизнь у каждого своя.
Старший бицепсы качает,
Средний ночи коротает,
Оседлав мотоциклет.
Младший с самых ранних лет
Грудь цепями обмотал
И давно уж распевал
Изо всей дурацкой мочи
Хеви-металл среди ночи.
Как-то стало лишь смеркаться,
Начал старший собираться
В атлетический кружок.
Вдруг отец:
Постой, дружок!
Для чего тебе, Данила,
Эта мускульная сила?
Прекрати свои занятья,
На тебя же смотрят братья!
И куда ты дел пятёрки,
В дневнике четвёрки, тройки?
Хочешь быть ты не у дел?
И когда я просмотрел,
Ведь дневник ты заполнял
И подписывать давал?
Ведущий:
А пока отец в сенях
Перед старшим распинался,
Средний к двери пробирался,
Да на грех впотьмах споткнулся,
Бах с крыльца! И растянулся!
И отец ему тогда:
Стой, Гаврила, подь сюда!
Кой же чёрт мне угодил
Я и рокера родил?
Жизнь свою закончишь скверно:
На тебе в 15 лет
Уж живого места нет!
Ну-ка шлем клади на полку,
А не то намылю холку!
Чем мотоциклет гонять –
Иди двойки исправлять.
От звонков из школы разных
Телефон, гляди ,уж красный!
Ведущий:
Рокер голову повесил.
В это время бодр и весел.
Весь в заклепках и в цепях,
Младший сын возник в дверях.
Отец:
Что я вижу: свет-Ванюша!
Измотал ты мою душу.
Всю я ноченьку не спал
Под грохочущий металл.
Размечтался! Пристаёшь,
Чтоб купил тебе РОК-группу!
НЕ УВИДИШЬ ТЫ И В ЛУПУ!
Ведь не баксы, а рубли
В пенсион мне принесли!
Ведущий:
А они лишь отвечали:
Батя, выбор был за нами:
Как уроки нам учить,
В какую секцию ходить.
Школу кончим мы не скоро,
Хотим нагуляться вволю.
Можем даже и сейчас
Двойки все исправить враз!
Ты, отец, веди расходы минимально,
А доходы на наследство нам копи.
Чем бы нам сейчас заняться,
Чтоб с тобою не ругаться?
Ведущий:
Тут старик наморщил лоб.
Долго он в затылке скрёб,
Но доселе старый дед
Не собрался дать ответ.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.