Главная / Начальные классы / Родительское собрание "Как приобщить ребёнка к чтению"

Родительское собрание "Как приобщить ребёнка к чтению"









Выступление на родительском собрании на тему:

«Как приобщить ребёнка к чтению








Подготовила и провела

учитель начальных классов

Быкова Раиса Петровна

МБОУ «СОШ №1»

г.Кашира

Московская область














г. Кашира



Как приобщить ребенка к чтению?

(советы родителям)

Этой статьёй мне, как учителю, хочется донести в первую очередь до родителей значимость книги в жизни ребёнка, да и человека вообще, ответить на главный вопрос: зачем надо читать? Можно ли обойтись без книги, когда наш технически развитый век  предлагает столько альтернатив ей? Кино, телевидению, визуальному компьютерному ряду вполне по силам выполнить такое важное дело, какое выполняет книга, а именно духовное и интеллектуальное развитие и обогащение человека. Ведь путь этот легок и прост, а решить задачу приобщения ребёнка к чтению может лишь каждодневный труд родителя, который шаг за шагом будет раскрывать перед ребенком красоту и глубину печатного слова.

Первое - с чего же надо начать приобщение ребёнка к чтению? Ответ очевиден – ему надо читать вслух. Одна родительница сказала : «Благодаря нашим детям, мы становимся читателями детской литературы и уже взрослыми глазами постигаем этот удивительно прекрасный мир». В этих словах столько любви к книге, что она обязательно перейдёт к ребёнку.

Родителей часто интересует вопросы: С какого возраста ребёнка можно записать в библиотеку? С какого возраста ему можно читать книги? Да как только он начнёт осознавать предметы окружающего мира, первые книжки-картинки помогут ему постигать речь, расширять границы от знакомого к неизвестному. А дальше придут первые сказки – «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», в которых существует явная доминанта картинки над текстом. Я назвала лишь классические вещи, сейчас таких красочных, ярких книг очень много. Именно они нацеливают ребёнка на образное восприятие рассказанной в книге истории.

А потом придут другие сказки, где картинок меньше, а текста больше, например «Теремок», «Машенька и медведь» и др. В этот период возникает очень ответственный момент – ребенок начинает включать собственную фантазию, рисовать образы произведения в своём воображении. Именно чтение делает человека творцом этих образов, режиссером собственного кино по мотивам читаемых книг. Это очень важно понять.

В чём заключается неповторимая миссия книги? Я повторю, что в современном мире духовным  и интеллектуальным развитием человека, кроме книги занимается и кино, и телевидение, и компьютерные технологии..

Правда, нужно отдать должное хорошим экранизациям, интересным телевизионным передачам, которые выполняют благородное дело – возвращают читателя к книге.

Развивая нашу фантазию, книга делает нас творцами. Значит без книги, без чтения одухотворённую личность, способную заниматься творчеством, да и просто интересную личность вырастить невозможно.

В смысле интеллектуального развития человека, книга, как источник знаний, занимает ведущее место. Без неё невозможно не образование, не самообразование. Книга это самый терпимый учитель в нашей жизни, который может  бесконечное количество раз объяснять материал даже самым непонятливым своим ученикам. Перефразируя применительно к детям знаменитую фразу Д. Дидро: «Человек перестаёт мыслить, когда перестаёт читать», можно сказать, ребёнок начинает мыслить, когда начинает читать. Не приобщая детей к чтению, мы рискуем оставить их за бортом не только интересных профессий, но и интересной духовной жизни.

В настоящее время, мы рано обучаем наших детей чтению, практически все они до школы умеют читать. Вспоминаются строки поэта В. Берестова:

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать…

Да, дорогие родители, за эти годы мы подустали (чтение вслух дело нелёгкое, да и времени отнимает много), может правда детишкам нашим надо дать полную самостоятельность, пусть читают сами, раз научились. Ведь им так нравилось слушать чтение вслух, значит, книги они полюбили, и цели своей - приобщение ребёнка к чтению, мы достигли. Но, к сожалению, очень часто дети отстраняются от чтения. Почему?

Представьте себе, что Вы жили в прекрасном, интереснейшем мире, который Вам открывали Ваши родители чтением вслух.  Войти в этот мир было легко и просто, никаких усилий не требовалось для этого. Но, когда семилетний первоклассник остаётся один на один с текстом, с ещё слабой техникой чтения, лёгкость и простота улетучивается. И вместо того, что бы окрылённая фантазия начала свой полёт, перед его  глазами возникает огромнейший частокол из буквенных знаков и нарушает готовую начаться сказку. Конечно, без самого чтения освоить технику чтения не возможно, но это процесс длительный, Есть дети, которые проходят его быстрее других, но многим нужно несколько лет на то, что бы этот проклятый буквенный частокол исчез, и душа ребёнка наполнилась невероятной легкостью восприятия книги, которую он испытывал, когда вы читали ему вслух.

Чтение, в этом смысле, приобщает ребёнка к труду, являясь, по сути, первым большим делом в жизни, которое ему надо освоить. Ведь, приучаем же мы ребёнка каждодневно чистить зубы, убирать свою постель, свою комнату, помогать по дому родителям. Чтение тоже должно занять в этом ряду своё место. А труд на то и труд, что трудно. Здесь нельзя перегибать палку своим нажимом. В труде очень важен личный пример, поэтому помогите, не оставляйте ребёнка, продолжайте читать ему вслух, как прежде. Просто процесс этот перейдёт на следующий этап: Вы читаете не одни, ребёнок читает параллельно с вами. Разговаривайте с ним, убеждайте его в том, что постепенно он освоит технику чтения и ему будет так же легко, как легко слушать ваше чтение вслух. Пусть ребёнок каждый день видит к чему надо стремиться, пусть ощущает Ваше огромное желание помочь ему. Ваш труд, умноженный на его труд, обязательно даст результат и наступит тот момент, когда он, не дожидаясь Вас, будет читать продолжение начатой Вами книги.

Это большая победа, правда, называть её окончательной ещё рано. Замечательно, если этот процесс будет длиться, как можно дольше и перерастёт в традицию семейного чтения.

Будете или не будете Вы продолжать чтение вслух решать Вам, но говорить о книгах, делиться прочитанным и не только с детьми, но и со всеми членами семьи должно быть нормой Вашей жизни. Если мы, заставляя читать наших детей, не читаем сами грош цена нашим усилиям. Это, как в любом деле - личный пример заразителен.

Другой не менее важный вопрос, встающий перед родителями – как, проснувшийся к книге интерес закрепить, как не затушить его в море сложной, непонятной литературы? Первое, что мы делаем – начинаем искать самые интересные книги, так как понимаем – будет книга скучна и интерес пропадёт. Порой, мы начинаем копаться в собственном детстве и выбирать книги, которые когда-то привели нас в восторг и вдруг обнаруживаем, что наши дети восторга то этого и не разделяют.

К сожалению, мы забываем о том, что интересы у нас у всех разные и восприятие неодинаково, как у взрослых, так и у детей. Я хочу привести замечательные слова поэта Калила Джибрана: «Ваши дети – это не ваши дети. Они сыновья и дочери самой жизни… Вы можете дать им свою любовь, но не свои мысли, потому что у них есть собственные мысли…»

Мы забываем, что каждое поколение имеет свою эпоху, свои приоритеты, свои ориентиры.

«А как же классика?» – спросите Вы. Нет, она никуда не уйдет, просто она сложнее. Без классической литературы воспитание культурной личности невозможно, но восприятие этой литературы требует труда, душевных усилий.  Может сейчас Ваш ребёнок чего-то не  понял, до чего-то не дорос. И если, спустя энное количество лет после окончания школы, Ваш уже взрослый сын или дочь откроют «Преступление и наказание» и поймут, что это оказывается очень интересно, значит фундамент чтения, заложенный Вами в их детстве, был заложен правильно.

А вообще найти «свою» книгу дело очень не простое. Я хочу привести замечательные слова И. Бабеля: «Каждый умный человек должен прочитать за свою жизнь 8—10 книг. Каких именно? А вот, чтобы узнать это, прочтите тысяч 15 томов». Конечно, писатель преувеличил. Ведь каждый читатель – и ребенок, и взрослый, открывая книгу, проводит самостоятельный отбор. Порой бывает и так – половина книги прочитана, а душа не лежит, ну не греет, а потом откроются такие красоты, пробудиться такой интерес, какой редко встречается.

Есть ещё один способ отсеять «не свою» литературу – мнения и рекомендации других людей, и он неплохо работает. Но не будем забывать, мнения эти очень субъективны.

Здесь важно понять, что не всегда чтение праздник – это, в первую очередь труд, те усилия, которые предпринимает человек, для того, чтобы найти своего автора, свою книгу, созвучные именно его душе.

Но бывает и так, как родители не бьются, вроде и сами книгоманы, и много читали ребёнку вслух, и всё правильно делали, а ребёнок так и остался равнодушен к чтению. Здесь важно не торопиться, не ждать быстрых результатов. Надо понять, что путь обретения книги у каждого человека свой, он очень индивидуален, на него влияют не только родители, учителя, окружение ребёнка, но и его психические особенности, его здоровье, его гены и даже его дальнейшая взрослая жизнь.

Ведь тот духовный багаж, который родители заложили в его детстве в дальнейшей его жизни, обязательно будет им востребован.

 

Родительское собрание "Как приобщить ребёнка к чтению"
  • Начальные классы
Описание:

Этой статьёй мне, как учителю, хочется донести в первую очередь до родителей значимость книги в жизни ребёнка, да и человека вообще, ответить на главный вопрос: зачем надо читать? Можно ли обойтись без книги, когда наш технически развитый век  предлагает столько альтернатив ей? Кино, телевидению, визуальному компьютерному ряду вполне по силам выполнить такое важное дело, какое выполняет книга, а именно духовное и интеллектуальное развитие и обогащение человека. Ведь путь этот легок и прост, а решить задачу приобщения ребёнка к чтению может лишь каждодневный труд родителя, который шаг за шагом будет раскрывать перед ребенком красоту и глубину печатного слова.

Автор Быкова Раиса Петровна
Дата добавления 20.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 296
Номер материала 8689
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓