Родительское
собрание
«Трудности
адаптации пятиклассников к школе»
Штурмуйте
каждую проблему с энтузиазмом…
как если бы
от этого зависела Ваша жизнь.
Л. Кьюби.
Задачи:
1. Познакомить родителей с особенностями
адаптации детей к обучению в 5 классе.
2. Предложить практические советы по
адаптации ребенка к школе.
Основные вопросы для обсуждения:
1. Физиологические
и психологические трудности адаптации пятиклассников к школе.
2. Система
взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению.
3. Родительский
практикум по проблеме.
Ход
собрания.
Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со
своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребенка. В 5
классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя –
предметники, преподающие новые дисциплины.
Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро
втягиваются в учебный процесс. А другие переживают изменения в школьной жизни,
и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются –
тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот,
развязными, слишком суетятся. Как результат – у ребят снижается
работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у
детей ухудшаются сон и аппетит.
Каковы же причины плохой адаптации в 5 классе?
1. Разные
требования со стороны учителей – предметников, необходимость их учитывать и
выполнять.
2. Большой
поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника
пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении
непонятных слов у взрослых.
3. Чувство
одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не
удается уделить всем необходимое внимание.
Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику
взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее
к ребятам в новом периоде их школьной жизни.
Игра «Корзина чувств».
Уважаемые мамы и папы! Представьте, что у меня в руках корзина, в
которой находятся самые разнообразные чувства, позитивные и негативные, которые
может испытывать человек. После того, как ваш ребенок переступил школьный
порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые
заполнили все ваше существование. Опустите руку в корзину и возьмите то
чувство, которое вас переполняет более всего в тот период времени, когда
ребенок находится в школе, и назовите это чувство.
Родители называют чувства, которые их переполняют, от которых они
страдают. Такое задание позволяет выявить проблемы и трудности семей, связанные
со школьным обучением ребенка, и помогает обсудить эти проблемы в ходе
собрания.
Обсуждение вопроса «Физиологические проблемы пятиклассников и
условия адаптации уч-ся к школе».
Психолог обращает внимание родителей на следующие моменты:
ü изменение
режима дня ребенка в сравнении с начальной школой, увеличение физической и
умственной нагрузки;
ü быстрое
физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме;
ü изменения
в питании ребенка, связанные с его большей самостоятельностью.
Рекомендации для родителей.
· Необходимость смены учебной
деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей
между выполнением домашних заданий.
· Наблюдение родителей за правильной
позой во время домашних занятий, соблюдение светового режима.
· Предупреждение близорукости,
искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.
· Обязательное введение в рацион детей
витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания
ребенка.
· Забота родителей о закаливании
ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме
спортивного уголка.
· Воспитание самостоятельности и
ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья.
Обсуждение вопроса «Психологические проблемы адаптации ребенка к
школьному обучению и условии их успешного преодоления».
Анализ диагностики уч-ся «Адаптация».
Рекомендации для родителей.
· Обязательное проявление родителями
интереса к школе, классу, к каждому прожитому дню. Неформальное общение со
своим ребенком после школьного дня.
· Обязательное знакомство с его
одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
· Недопустимость физических мер
воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии
других людей, лишение удовольствий, психические наказания.
· Учет темперамента ребенка в период
адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо
труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со
стороны взрослых и сверстников насилие сарказм и жестокость.
· Предоставление ребенку
самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его
учебной деятельностью.
· Поощрение ребенка, и не только за учебу.
Моральное стимулирование достижений ребенка.
· Развитие самоконтроля,
самооценки и самодостаточности ребенка.
Известный педагог и психолог Симон Соловейчик в одной из своих
книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к
самостоятельной жизни среди своих одноклассников во время адаптационного
периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью
готовить ребенка к взрослой жизни.
· Не отнимай чужого, но и свое не
отдавай.
· Попросили – дай, пытаются отнять –
старайся защищаться.
· Не дерись без причины.
· Зовут играть – иди, не зовут – спроси
разрешения играть вместе, это не стыдно.
· Играй честно, не подводи своих
товарищей.
· Не дразни никого, не канючь, не
выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
· Будь внимателен везде, где нужно
проявить внимательность.
· Из-за отметок не плачь, будь гордым.
· С учителем из-за отметок не спорь и не
обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они у тебя
обязательно будут.
· Не ябедничай и не наговаривай ни на
кого.
· Старайся быть аккуратным.
· Почаще говори: давай дружить, давай
играть, давай вместе пойдем домой.
· Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже
всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Очень хорошо, если родители поместят свод этих правил в рабочем
уголке ребенка на видном месте. Желательно обращать внимание ребенка на то,
какие правила у него получается выполнять, а какие – нет, и почему.
Анкетирование родителей.
Уважаемые родители! Ваш ребенок учится в 5 классе уже месяц. Какие
–то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и
классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты
помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в 5 классе.
1. Какие
учебные предметы даются вашему ребенку легко?
2. По
каким предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?
3. С
чем это, по вашему мнению, связано?
4. Какая
помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного
руководителя?
5. Что
бы вы хотели посоветовать учителю – предметнику в организации общения с вашим
ребенком на уроке?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.