Родительское
собрание на тему: «Роль отца в воспитании ребёнка».
Если
отец хочет оставить след в истории,
Ему достаточно воспитать своего сына.
Джеймс Фенимор Купер.
Гораздо легче стать отцом, чем остаться им.
В.О.Ключевский
Сердце
матери – это бездна, в глубине которой
всегда найдется прощение.
О.Бальзак
Задачи:
§
обратить
внимание отцов и матерей на их роль в воспитании детей в семье;
§
способствовать
формированию мотивации активного участия в воспитании детей в семье;
§
формированию
культуры участия мужчины в воспитании детей;
§
развивать
у родителей интерес к совместному времяпровождению с детьми.
Форма
проведения
собрания: лекция с элементами беседы.
Вопросы
для обсуждения:
·
роль
отцов в воспитании детей;
·
как
стать хорошим отцом;
·
этика
взаимоотношений с ребенком.
Подготовительная
работа:
·
подготовка
памятки для родителей;
·
выставка
рисунков детей “Моя семья”;
·
проведение
исследования психологической службы по проблеме воспитания детей в семье;
·
создание
презентации.
Оборудование:
компьютер, мультипроектор.
Ход собрания
1.
Вступительное слово учителя.
Этот
разговор мне хочется начать отрывком из произведения великого драматурга
древней Греции Софокла. Эти строчки, написанные так давно, актуальны и сегодня:
Ты
прав, мой милый. Пред отцовской волей
Все остальное отступить должно.
Затем и молим мы богов о детях,
Чтоб супостатов наших отражали
И другу честь умели воздавать.
А в детях, если не нашел опоры –
Что скажем мы о нем? Не ясно ль всем,
Что для себя он лишь причину создал
И смех злорадный для врагов своих?
Софокл “Антигона”
Вы
– люди, у которых разное образование, разные характеры, разные взгляды на
жизнь, разные судьбы, но есть одно, что объединяет вас – это ваши дети,
мальчики и девочки, которые могут стать горем или радостью.
Как
и что нужно сделать, чтобы ваш ребенок стал вашим счастьем, чтоб однажды можно
было сказать себе: “Жизнь состоялась!”
Мать!..
Она осязает, чувствует, любит своего ребенка, волнуется, страдает за него уже
тогда, когда малыш только собирается появиться на свет. Мама! Мама – первое
слово, которое с радостной улыбкой произносит дитя. Мама – это то слово,
которое чаще всего повторяет человек в минуты страдания и горя. (Показать
слайды презентации.) Мать любит своего ребенка и больного, красивого и
уродливого, талантливого и бесталанного, окруженного славой и неудачника. Мать
всегда поймет его страдание и протянет руку помощи, отдаст последний кусок
хлеба.
<Приложение>
Беспредельна
самая бескорыстная любовь – любовь материнская. Мать, не обладающая таким
чувством,– редкое исключение, ошибка природы. Великая сила безграничной
материнской любви укрепляет родительскую власть, авторитет матери, но может,
постепенно подтачивая то и другое, разрушить их. И тогда воспитание будущего
гражданина становится очень трудным. Ибо сильное, но неразумное, слепое
материнское чувство превращает воспитание в тяжкий, бесплодный труд, оно губит
ребенка и приносит огромное несчастье в первую очередь самой матери. Если с
пеленок родители задаривают малыша множеством игрушек, потакают его капризам,
все самое вкусное отдают только ему, то постепенно он превращается в маленького
кумира, который повелевает взрослыми. Лет до десяти тирания любимого существа
не тяготит родителей, а скорее приятно забавляет. Взрослые рассказывают друг
другу как о чем-то милом, безобидном, даже приятном. Но ребенок растет,
становится подростком, юношей. Теперь ему нужны не игрушки, а дорогие вещи:
часы, фотоаппарат, модное пальто, велосипед и карманные деньги на кино, театр,
мороженое. Подобные удовольствия превышают материальные возможности родителей,
особенно если в семье нет отца. Но сын или дочь уже привыкли думать только о
себе и принимать родительские заботы как должное. Теперь каждое новое
требование сына или дочери не только тяготит мать, но и обижает. Она обвиняет
своих детей в черствости, жестокости. Это только первые плоды неправильного
проявления материнской любви к детям. Самые тяжелые раны наносятся матери,
когда на старости лет ей не находится места ни в сердце, ни в доме взрослых
детей, когда скрепя сердце, превозмогая душевную боль, приходится через суд
напоминать о своем праве на их заботу.
Горькие
плоды неразумной любви к своему ребенку пожинают не только отец и мать.
Человек, которого учили с детства лишь брать от других, ничего не давая взамен,
вряд ли сможет быть чутким, внимательным, любящим мужем и отцом, верным,
бескорыстным другом, хорошим товарищем в коллективе, достойным гражданином
своей Родины. Он всегда, везде, при всех обстоятельствах думает, прежде всего,
о себе, о своих желаниях и удобствах.
Но
еще чаще встают дети на кривую дорожку жизни или вырастают с надломом в
характере по вине плохих отцов. Плохие отцы – это величайшее зло. Негласная
статистика педагогов показывает, что самый большой процент школьников умственно
отсталых, недисциплинированных, безнадзорных, запуганных, совершающих
хулиганские поступки, составляют дети отцов – алкоголиков.
Отец
– пьяница! С педагогической точки зрения, это преступник, отравляющий страшным
ядом душу своих детей, отнявших у них детство.
“…Кончилось
мое детство. Рано кончилось, потому что вышел я на этот двор не просто Колей
Бочарниковым, а сыном пьяницы, человека, который не считается человеком. Мне
всегда было стыдно… всегда, всегда: вчера отца моего нашли во дворе, в луже, и
он долго увеселял других, прежде чем под общий хохот его доставили домой;
позавчера мой отец выпрашивал у всех деньги на водку…” – так могут сказать все
дети отцов – пьяниц. Бой с пьянством – это нелегкий бой, но мы должны выиграть
его, ибо это бой и за наших детей (слайд презентации).
Есть
у нас еще одна категория плохих отцов: отцы, которые оставляют своих детей ради
новой любви. Уход отца из семьи – это всегда тяжелая душевная травма для детей.
Тоска по близкому, любимому человеку, оскорбленное самолюбие, пусть ложный, но
стыд перед окружающими за то, что брошен, как вещь, которая оказалась ненужной,
жалость к матери или злость на нее, изменение материального положения – такие
сильные, недетские переживания вызывают самую различную реакцию у школьников.
Одни замыкаются в себе, другие ожесточаются, третьи забрасывают учебу. Трудно
бывает им. И трудно становится с ними. В характере детей, обиженных и
оскорбленных самым близким, родным человеком, появляются подозрительность,
грубость, мстительность, черствость, лживость, часто они теряют веру в людей, в
себя, в настоящую, глубокую, верную, большую любовь.
Отцы!
Задумайтесь над этим, попробуйте поставить себя на место своего покинутого
ребенка, который долгое время видел в вас опору, своего первого защитника. Если
все же разрыв с его матерью неизбежен, нужно сделать все, чтобы последствия
серьезной жизненной ошибки были, насколько возможно, менее болезненными для
сына или дочери, чтобы дети продолжали чувствовать в той или иной форме
отцовское влияние и заботу.
Отцовское
влияние! Это огромная и благородная сила в воспитании детей. Но беда наша в
том, что она часто не ощущается даже в тех семьях, где нет пьяниц, где отцы
живут вместе с детьми. Но такие отцы заняли позицию невмешательства,
предоставили детей сначала матери, потом учителю. Им, этим отцам, ” некогда”
заниматься детьми. Торчать часами над шахматной доской, или за преферансом, или
неистово горланить на стадионе – на все это времени хватает. А отдать ребенку
хотя бы два-три часа выходного дня – на такое они не способны. Такие отцы
обворовывают души своих детей.
Да,
с воспитанием молодежи у нас еще не все благополучно. И в этом большая вина тех
отцов, которые отмахиваются от собственных детей, ограничивая свои родительские
обязанности только материальной заботой о семье. Теперь, когда почти все
женщины, как и мужчины, работают в учреждениях, на производстве, муж не должен
забывать о том, что после работы вне дома у женщины начинается в семье второй
рабочий день: магазины, ужин, уборка, стирка. В состоянии ли при таких условиях
одна мать успешно справляться и с семейным воспитанием детей? Если женщины
сумели овладеть сложными профессиями врачей, инженеров, педагогов, летчиков,
космонавтов, то, наверно, мужчины смогут справиться в своем доме с нехитрыми
делами по хозяйству. А выигрывают от этого, прежде всего наши дети и общее
важное дело – семейное воспитание. Ведь в той семье, где отец вместе с женой
занимается домашними делами, за них принимаются и дети, сыновья. Семейный
коллектив быстро управится с небольшим домашним хозяйством, а часы совместной
работы положат начало хорошему мужскому влиянию, станут практическими уроками
трудового воспитания, воспитания дружественного, уважительного, заботливого
отношения к матери и друг к другу.
В
таких семьях ребята говорят: “А вот нам скучать некогда. Самое интересное время
– это вечер, когда дома собираются все. Очень часто мы играем вместе с папой и
мамой. Любимых игр много. Нравится нам рисовать. Часто по вечерам мы читаем
вслух книги, газеты, обсуждаем статьи. По выходным мы с папой что-нибудь
мастерим. Раз в неделю у нас в семье проводится беседа за круглым столом.
Говорим о том, как прошли дни в школе, кто, что делал за неделю”.
Игры
с детьми должны быть одним из ведущих методов воспитания, особенно в семье.
Серьезные и веселые, шумные и тихие, математические и литературные, спортивные
и музыкальные – самые разнообразные, они удовлетворяют потребностям детей в
творчестве, движении, развивают их кругозор, пытливость, учат быть честными,
сдержанными, внимательными, ловкими, меткими, смелыми, подчиняться коллективу,
уступать товарищам. Играя с детьми, передавая им в свободные минуты свои
хорошие уменья, вкусы, интересы, привычки, взрослые не только получают
возможность воспитывать ребят без назойливых нравоучений, но и подметить много
интересного в поведении, темпераменте, склонностях дочери, сына.
То,
что многие наши отцы и матери плохо знают своих детей, а потому упускают время
для воспитания их характера, чаще всего объясняется именно редким общением с
детьми в часы досуга. (Зачитать письма учащихся о самом чудесном дне, вечере
своей жизни).
Перелистывая
эти листочки, особенно чувствуешь, как тянутся к родителям детские души в
младшем возрасте (слайд презентации). А многие взрослые вместо
того, чтобы радоваться этому, ловить часы, когда рождается духовная близость с
детьми, чаще всего отмахиваются от своих ребят, избегая напряжения,
необходимого при общении с ними. Ибо то общение с детьми, которое интересно
детям, воспитывает их, действительно требует от отца и матери много и, прежде
всего определенных педагогических способностей.
Однако
если доверять детей только людям с врожденным педагогическим талантом, то
большую часть подрастающего поколения некому будет воспитывать. Ведь дети есть
почти в каждой семье, а педагогические способности, как и всякие другие, от
рождения имеют далеко не все. Многие способности, в том числе и педагогические,
такие, как наблюдательность, воображение, такт и другие, помогающие найти ключ
к детским сердцам, можно и необходимо развивать и совершенствовать каждому
родителю.
Приложение
2.
Анализ анкетирования (выступление школьного психолога).
Детям
был предложен тест “Незаконченные предложения” (модификация В.Михала).
Тест
направлен на диагностику отношения ребенка к родителям, школе, своим
собственным способностям, а также на выявление целей, ценностей конфликтов и
значимых переживаний. Тест необходимо проводить индивидуально и только в устной
форме. В предложенном списке предложения сгруппированы по диагностической направленности
на изучение отношения ребенка к разным лицам и разным проблемам – к матери,
отцу, братьям, сестрам, сверстникам; к школе, учителям; видам на будущее и т.д.
Порядковый номер перед началом каждого предложения соответствует его месту в
списке, предлагаемом для диагностического применения (слайд презентации).
Тест
“Незаконченные предложения”
3.
Мы любим маму…
15.
Я думал, что мама чаще всего…
7.
Отцы иногда…
9.
Чтобы наш папа…
5.
Мой брат (сестра) …
11.
Если бы мой брат (сестра) …
2.
Ребенок в семье…
10.
Мои близкие думают обо мне, что я…
4.
Бываем среди детей, но…
8.
Дети, с которыми я играю…
12.
Мои друзья меня часто…
23.
Мой учитель (учительница, учителя)…
16.
Если бы не было школы…
18.
Когда я думаю о школе, то…
1.
Я думаю, что людей больше…
6.
Я достаточно ловкий…
21.
Я самый слабый…
13.
Я хочу, чтобы у меня не было…
17.
Я весь трясусь, когда…
19.
Если бы все ребята знали, как я боюсь…
14.
Больной ребенок…
20.
Был бы очень счастлив, если бы я …
22.
В будущем я хотел бы …
24.
Всегда мечтаю …
3.
Беседа с родителями по вопросам:
–
Роль отцов в воспитании детей;
–
Как стать настоящим отцом;
–
Этика взаимоотношений с ребенком.
Подходит
к концу наша встреча. Хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, вызвала
раздумья, желание построить взаимоотношения в своей семье по-новому.
Памятка
для родителей.
“Золотые”
правила воспитания, которые, надеюсь, помогут вам в воспитании вашего ребенка:
1.
Учитесь
слушать и слышать своего ребенка.
2.
Постарайтесь
сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.
3.
Не
запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
4.
Умейте
принять и любить его таким, каков он есть.
5.
Повиновение,
послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.
6.
К
агрессивным проявлениям в поведении ребенка приводит агрессивность семьи.
Задача
родителей – проанализировать свои подходы к воспитанию, посмотреть на себя,
приступая к воспитанию собственного ребенка.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.