Родительское собрание: ПООЩРЕНИЕ
И НАКАЗАНИЕ.
|
Наказание – это причинение вреда
причиняющему вред. Похвала- педагогический домкрат.
В. Кротов.
|
ЗАДАЧИ:
Обсудить с родителями
проблему поощрения и наказания ребенка в семье.
Формировать у родителей
культуру поощрения и наказания ребенка.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ:
обмен мнениями за
круглым столом.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
I. Анкетирование
родителей.
Можно ли воспитывать
ребенка без наказаний?
Что может послужить в
вашей семье поводом для наказаний?
Как реагирует ваш
ребенок на наказания?
Всегда ли наказание
эффективно воздействует на поведение вашего ребенка?
Как вы ведете себя по
отношению к ребенку после того, как наказали его?
Какие меры
воздействия на ребенка вы считаете в вашей семье наказанием?
Какие меры наказания
в вашей семье исключены?
П. Оформление
плаката с мнением детей о поощрении в семье.
Меня
хвалят, если …
Мне дарят
подарки, если…
Мне дарят
деньги, если…
Мне
разрешают, если…
Ш. Оформление
памятки для родителей.
Памятка № 1. Как
поощрять ребенка в семье.
Как можно чаще
одобрительно улыбайтесь своему ребенку, и когда он моет посуду, и когда делает
уроки, и когда играет со своими игрушками.
Поощряйте своего
ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы
во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет
и пожмет руку.
Словесно выражайте
одобрение пусть самым маленьким успехом своего ребенка, его поведением.
Используйте чаще
выражение: «ты прав», « мы согласны с твоим мнением» - это формирует в
ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
Дарите ребенку
подарки, но при этом учите его принимать подарки.
Формируйте в своей
семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: день рождения, Новый год, конец
учебного года, 1 сентября, удачное выступление, сюрпризы, поздравления и т.д.
Учите своего ребенка
быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от
суммы денег, затраченных на подарок.
Дарите подарки своему
ребенку не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей своей
семьи.
Для поощрения своего
ребенка используйте не только подарки материального плана, но и моральные
поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией в архиве
семьи вашего ребенка: грамоты собственного изготовления, стихи, газеты и
дружественные шаржи и т. д.
Если вы хотите
использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту возможность для
того, чтобы ребенок учился ими распоряжаться разумно.
Если ребенок
поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился и
обсудить это с ним.
Позволяйте своему
ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходования без анализа
самим ребенком и вами.
Если вашему ребенку
дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может
привести к серьезным нравственным проблемам.
Учите своего ребенка
понимать и ценить поощрения своих родителей.
Помните! Ваше
внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для
вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок!
Раны унижения и
издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются
на всю жизнь.
ХОД СОБРАНИЯ:
- Вступительное слово классного руководителя с
анализом итогов анкетирования родителей.
- Чтение выдержек из плаката с мнением детей о
поощрении в семье. (Читает один или двое родителей).
- Сообщение ведущего « Прислушаемся к
авторитету», обмен мнениями по данной проблеме.
Послушаем, что говорят о наказании
авторитетные педагоги: Аллан Фромм, В.В. Коробкова и другие.
Наказывать детей приходится всем, даже тем,
кто считает, что этого делать нельзя. Поначалу может показаться , что будто мы
прибегаем к наказаниям, чтобы заставить детей повиноваться и исправиться, но по
существу мы чаще всего проявляем таким способом наше нетерпение и наш гнев.
Вот некоторые опасности, которые всегда
таятся, когда применяется наказание.
Очень часто наказание не исправляет поведение,
а лишь преображает его. Один поступок заменяется другим, по-прежнему
остающимся неправильным, еще более вредным для психического здоровья ребенка.
Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять
родительскую любовь. Он чувствует себя отвергнутым и нередко начинает ревновать
к брату или сестре, а порой и к родителям.
У наказанного ребенка может возникнуть
враждебное чувство к родителям. В нем объединяются эти два чувства – любовь и
ненависть – как сразу же возникает конфликт.
Частые наказания так или иначе побуждают ребенка
оставаться инфантильным.
Он может сделать все, что захочет, а рассердив
родителей, терпит наказание, чтобы расплатиться, очистить совесть и продолжать
поступать в том же духе, и так до бесконечности.
Наказание может помочь ребенку привлечь к себе
внимание родителей. Хотя детям нужна прежде всего родительская любовь, они
часто ищут даже такую жалкую ее имитацию, как простое внимание. Ведь порой
гораздо легче привлечь внимание родителей, делая какие-нибудь глупости, чем
оставаясь все время добрым и послушным.
Чем же можно заменить наказания?
- Терпением. Это самая большая добродетель,
какая только может быть у родителей.
- Объяснением. Объясните ребенку, почему его
поведение неправильно, но будьте предельно краткими.
- Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему
ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что ему сейчас хочется.
- Неторопливостью. Не спешите наказывать сына
или дочь – подождите, пока поступок повторится.
- Наградами. На худой конец, они более
эффективны, чем наказания.
Свободная личность не может сформироваться в
семейном рабстве. Насилие и принуждение приносит только вред. Внешне
подчинившись, ребенок остается при своем мнении, а к родителям появится
неприязнь, в отношения между родителями и детьми приходит отчужденность.
Конечно, всем нам, родителям, и мне в том
числе, случалось приходить в такое отчаяние от поведения детей, что хотелось
свернуть им шею. Но если уж мы и шлепаем их «под горячую руку», то надо хотя бы
отдавать себе отчет, что мы делаем это не для исправления ребенка, а лишь для
того, чтобы разрядить свои нервы. Конечно, можно утешить себя тем, что шлепки
не так уж и страшны, если достаются детям нечасто и награждаются нашей любовью
в других ситуациях.
Однако помните, что:
Памятка № 2.
1. Шлепая ребенка, вы учите его
бояться вас.
2. Поведение ребенка будет
строиться на непредсказуемой основе, а не на понимании и принятии законов
морали.
3. Проявляя при детях худшие черты
своего характера, вы показываете им плохой пример.
4. Телесные наказания требуют от
родителей меньше всего ума и способностей, чем любые другие воспитательные
меры.
5. Шлепки могут только утвердить,
но не изменить поведение ребенка.
Наша задача – изменить желания ребенка, а не
только его поведение.
IV. Рефлексия.
Индивидуальное
собеседование с родителями по их запросам с привлечением психолога.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.