Главная / Школьному психологу / Родительское собрание на тему "Первый раз в первый класс" (для родителей будущих первоклассников)

Родительское собрание на тему "Первый раз в первый класс" (для родителей будущих первоклассников)

Родительское собрание на тему « Первый раз в первый класс»

(для родителей будущих первоклассников)

Педагог-психолог

МБОУ "СОШ № 8"

Толькова М.С.


Цель: познакомить родителей будущих первоклассников с особенностями развития шестилеток, а также проиллюстрировать коротко рекомендации практического характера по подготовке ребенка к школе.

В период жизни ребенка от 0 до 8 лет наблюдаются три сложных момента, этапа:

  1. рождение, смена водного пространства на воздушное;

  2. ребенок научился ходить, восприятие мира из горизонтального положения меняется на вертикальное;

  3. школа, смена игровой деятельности на учебную, другой уровень требований и отношений со взрослыми.

Без преувеличения первая адаптация в школе – сложный и ответственный период не только для самого первоклассника, но и для родителей.

Поэтому остановлюсь на основных рекомендациях, для вас уважаемые родители, на что необходимо обратить внимание.

1. Принять ребенка в новом статусе «Ученик». Иногда это бывает трудно в связи с тем, что родитель не знает, какие психолого-педагогические характеристики и характеристики поведения ребенка важны для его успешного и всестороннего развития.

А) Например, это характеристики познавательной сферы, эмоционально-волевого и мотивационного развития. Вспоминайте, 6 лет – это граница с периодом «почемучек», когда все окружающее интересно ребенку. Познание детей в этом возрасте становится глубже и сложнее. Интерес ко всему, желание все узнать, все запомнить говорит о готовности шестилеток познавать, обучаться. Поэтому, уважаемые родители, не задерживайте возникшую познавательную активность ваших детей, старайтесь отвечать на вопросы «почемучек».

Б) Важно знать родителям, что основными сторонами психологической готовности ребенка к обучению в школе являются:

- произвольность в общении со взрослыми;

- произвольность в общении со сверстниками;

- адекватно сформированное отношение к самому себе.

Данные характеристики родитель может проверить в игре. Предложив игру, посмотрите, принимает ли ребенок правила и инструкции взрослого. Понимает ли условия игры, какой должен быть исходный результат.

Чтобы ребенок адекватно воспринял себя в новом статусе взрослому необходимо заранее позаботиться. Объясните, чем отличается жизнь школьника от ребенка, посещающего детский сад, но не запугивайте.

Вместе с ребенком приобретите школьные принадлежности и организуйте рабочее пространство в комнате. Это немаловажно!

В) Адаптация в школе будет проходить мягче, быстрее, если ребенок умеет ориентироваться в пространстве (имеет пространственные представления), ориентируется немножко во времени, а именно знает примерно, сколько времени можно затратить на ту или иную деятельность, а также в силах выполнять элементарные навыки самообслуживания.

Представьте себе, что даже самые незначительные нюансы для взрослого могут сбить положительный эмоциональный настрой первокласснику. Например, все ребята класса идут в столовую, а один остался, т.к. не умеет завязывать шнурки. Или потерялся в школе, не может найти кабинет; или урок закончился, а первоклассник не успел доделать аппликацию на труде и т.п.

Поэтому уже сейчас учим детей, сколько необходимо потратить времени на определенные действия. Например, «Я даю тебе три минуты, чтобы ты завязал шнурки», «Мы играли с тобой в течение 30 минут».

Умение ориентироваться в пространстве – один из необходимых компонентов общего развития ребенка, его готовности к школьному обучению. Пространственная ориентировка включает в себя восприятие размеров и формы предметов, способность различать их расположение в пространстве, понимание различных пространственных отношений.

Недостаточно развитая пространственная ориентировка приводит к отставанию в обучении письму и при усвоении лингвистических и математических понятий и др.

Ребенка просто научить ориентироваться на клеточной бумаге при выполнении узора с комментарием, причем может задавать инструкцию взрослый или сам ребенок комментирует свои действия. Главное, чтобы звучали такие слова как: «вверх, вниз, вправо, влево».

Г) Помимо психологической готовности к школе выделяют еще и интеллектуальную, которая определяется уровнем развития нагдядно-образного мышления, связной речи, развитием мелкой моторики рук и т.д.

Данный компонент готовности предполагает наличие у дошкольника кругозора, запаса конкретных знаний. Поэтому больше читайте ребенку, рассказывайте, сочиняйте вместе с ним сказки, сюжетные истории.

Важно, чтобы ребенок владел основными логическими операциями: анализировал, обобщал, умел выделять существенные признаки предметов, сравнивать. Но не забываем, что у 6-7 летних детей превалирует наглядно-образное мышление, поэтому, когда занимаетесь с ребенком, выполняйте с ним конкретные действия с предметами и их заместителями.

Например, просите описать предмет, пусть ребенок его видит (яблоко). Или сравнивайте количество чего-то, нарисуйте вместе. И т.д. Но не забегайте вперед, не старайтесь писать цифры, примеры, а оперируйте предметными множествами.

Чтобы познавательный интерес и охоту разбираться самому у ребенка не отбить, исключите из своего лексикона фразы «Не правильно», «Так нельзя», замените их на: «Докажи», «Можно ли по-другому, как считаешь?», «Почему так?».

Почему развитие мелкой моторики рук так важно для начала обучения ребенка в школе, и почему данный компонент входит в интеллектуальную готовность?

Развитие мелкой моторики рук тесно связано с развитием головного мозга, с развитием речи. Раньше, когда не было современных новшеств типа сенсорных ковриков, наши бабушки шили своим детям яркие подушечки и пришивали на них пуговицы, отличающиеся по размеру, фактуре, цвету. Ребеночек еще не ходил, а только ползал, еле держал головку, но пытался дотянуться до подушечки, дотрагивался до пуговиц. Все это, конечно, делалось не просто так, для развлечения, может и интуитивно, но тем не менее развитие мышления, речи через движение доказано. Поэтому пусть ребенок больше конструирует, собирает мелкие детали (пазлы), лепит, рисует, вырезает.

Желаем вам успехов в подготовке детей к обучению в школе!



Литература:

1. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М, 2005 г.

2. Оботурова И.А. Познай дитя свое. - Сыктывкар, 2000г.

3. Родительские собрания в начальной школе (лекции, беседы, разработки). Выпуск 2/авт.сост. Г.Т.Дьяченко, Е.В. Волкова. - Волгоград, 2007 г.

Родительское собрание на тему "Первый раз в первый класс" (для родителей будущих первоклассников)
  • Школьному психологу
Описание:

    Поступление ребенка в школу с первых дней  ставит перед ним целый ряд задач, требующих максимальной мобилизации интеллектуальных, физических сил, что приводит к эмоционально-стрессовой ситуации. На ребенка влияет комплекс новых факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности. Поэтому очень важно родителям до поступления ребенка в общеобразовательное учреждение позаботиться о его подготовке к школе. На что обратить внимание при подготовке ребенка к новому этапу его жизни рассказывается родителям в данной методической разработке. 

 

Автор Толькова Мария Сергеевна
Дата добавления 21.12.2014
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 539
Номер материала 9134
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓