Инфоурок Классному руководителю Другие методич. материалыРодительское собрание на тему "Профилактика детского суицидального поведения"

Родительское собрание на тему "Профилактика детского суицидального поведения"

Скачать материал

                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление

на общешкольном родительском собрании

 

"...А завтра будет жизнь..."

 

(профилактика суицида среди детей и подростков)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            Подготовила

                                                            Зам.директора по ВР            

                                                            Голутвина Е.Н.

 

 

 

 

 

 

2014 год

 

СЛАЙД 1 

       Почти год назад ужасом прокатились по каналам телевидения и радиовещания сообщения о наших детях кончающих жизнь самоубийством. Дети из благополучных семей  делают последний шаг с крыш или выходят в окно.

СЛАЙД 2 

         Сегодня мы собрались,  чтобы  поговорить об очень сложном и серьезном вопросе. Детское самоубийство. 
Вопрос, о котором многие боятся даже задумываться и отгоняют мысли об этом, настолько страшным и невообразимым это кажется.  

       Согласно статистическим данным опубликованным в официальных отчетах министерства здравоохранения РФ за последние три года количество детских суицидов увеличилось на 37% (включая тех, кого удалось спасти).

СЛАЙД 3
       В мире на 100 тыс. подростков совершается 10 самоубийств. В России38.

В нашем районе также  известны случаи, когда подростки пытаются покончить жизнь самоубийством.

       Основная причина большинства суицидов – это глубокое  чувство непонимания и одиночества человека. Не было ни одного человека способного понять его переживания ни среди подростков, ни среди взрослых. Эти дети воспринимают себя как отверженных и некому ненужных «чужаков» и не могут найти другой выход.

СЛАЙД 4

        Но если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков.

- Эти люди прямо или косвенно намекают о своем намерении:

                       «Лучше бы мне умереть».

                       «Я больше не буду ни для кого проблемой».

                        «Вы еще пожалеете, когда я умру!»…

 - некоторые из них много шутят на тему самоубийства.

- проявляют нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

- начинают раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость,    

  окончательно приводить в порядок дела,

-  мирятся с давними врагами.

 

СЛАЙД 5

Человек может решиться на самоубийство если:

1.     Он социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.

2.     Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье – в отношениях с родителями или родителей друг с другом); алкоголизм – личная или семейная проблема);

3.     Ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального.

4.     Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).

5.     Слишком критически настроен по отношению к себе.

          Так почему же дети добровольно уходят из жизни? Этот вопрос волнует всех. Но однозначного ответа на него дать невозможно.

СЛАЙД 6

       По статистике до 70% подростков совершают суицид из-за конфликтов в семье. Только 20% подростков - в состоянии алкогольного опьянения, ПАВ, имеют психические нарушения.

СЛАЙД 7

      Давайте вместе определим факторы, влияющие на уход человека из жизни.  

      Одна из причин кроется в семье и специфическом представлении некоторых родителей о «правильном»  воспитательном процессе.

        Попытка самоубийства – это крик о помощи, желание привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие окружающих. Поднимая на себя руку, ребенок прибегает к последнему аргументу в споре с родителями. 
         Что же происходит с родителями, какие отношения могут быть в семье, если их собственный ребенок не может их дозваться? Отчего они так глухи, что их ребенку пришлось лезть в петлю, чтобы они услышали его крик о помощи?
           Сознание собственной непогрешимости и правоты делает родителей поразительно нетерпимыми, неспособными без оценок, без суждения и поучения просто любить и поддерживать ребенка. Опыт показывает, что суицид чаще случается в тех семьях, где господствует авторитарный стиль воспитания, где все нормы и правила обязательны к выполнению, и ориентация воспитания в основном на внешнее благополучие. В таких семьях можно часто услышать: «Я не желаю ничего слышать. Это должно быть сделано.                    

 Не позорь меня перед соседями». Воспитание больше похоже на указания начальника, которому нужен факт и не интересен внутренний мир. Для многих детей родители – это люди, которые никогда не совершали проступков – они всегда правы. Потому что их родители никогда не показывали, что они тоже люди, что они тоже были детьми, подростками, что у них тоже были такие проблемы. Словно это было так давно, что уже и не важно. А вместо понимания и сочувствия зачастую можно услышать: «Мне бы твои проблемы, вот где денег достать. – А  это пройдет!»  Упрекая ребенка, родители, произносят порой слова настолько злобные и оскорбительные, что ими поистине можно убить. Часто слова сказаны в порыве гнева, несдержанности, но родители при этом не думают, что безобразным своим криком буквально толкают своего ребенка на опасный для жизни поступок.
               НАМ РОДИТЕЛЯМ СЛЕДУЕТ ПОНИМАТЬ: если скандал уже разгорелся, нужно остановиться, заставить себя замолчать (это к стати проще, чем заставить замолчать другого), сознавая свою правоту. Ведь ваша задача по сути в споре с подростком – не доказать свою правоту или авторитет, а оградить ребенка от беды. А подросток очень часто видит перед собой задачу любым способом доказать право на свое мнение и добиться уважения собственных родителей, которые никак не могут смириться с тем, что ребенок взрослеет. В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен и агрессивен. Любой попавший под руку острый предмет, лекарство в вашей аптечке, подоконник в вашей квартире – все станет реально опасным, угрожающим его жизни.
            Если внимательно понаблюдать за семьями, где дети предпринимали попытки самоубийства, то окажется, что их благополучие лишь кажущиеся. На самом деле эти семьи можно отнести в разряд неблагополучных, но не с материальной точки зрения, а с психологической. Все дело во внутрисемейной атмосфере. Ребенок должен знать, что все проблемы можно решить. И именно родители воспитывают эту уверенность в своих силах. Но необходимо не потерять тонкую грань между самостоятельностью и отчуждением.

       Десятилетняя Инна Р. влюбилась в старшеклассника и написала ему любовную записку. Но мальчик, вместо того, чтобы промолчать, выставил Инну на всеобщее посмешище. Он в школе вслух читал ее письмо и откровенно издевался над "малолеткой". Инна долго переживала и решила рассказать маме о своем горе. Но мама тоже посмеялась и сказала, что сама виновата, нечего было писать всякие глупости. Девочка закрылась у себя в комнате, долго плакала, но у мамы не было времени даже пожалеть ее. В результате Инна выбросилась с третьего этажа. К счастью, девочка отделалась переломами ребер, рук и ног. А мама Инны только после происшедшего, наконец, признала, что именно она виновата в сложившейся ситуации. Ведь если бы она вовремя услышала свою дочь, а не смеялась над ее "безответной любовью", то все могло бы закончиться по-другому.

            Уважаемые родители! У ребенка должна быть та «жилетка», в которую можно в любой момент излить все свои проблемы. Даже нам взрослым (не говоря о детях) в трудные минуты необходима поддержка и сочувствие. Ребенок должен знать, что родители всегда его поймут или, по крайней мере, попытаются понять. Поэтому если малыш доверил вам свое «горе», не занимайтесь нравоучениями и уж тем более не устраивайте скандал. Этим вы только оттолкнете его и спровоцируете на безрассудные поступки. Прежде всего, дайте ему высказаться и просто пожалейте. У него сейчас нет сил слушать ваши нотации. Разбор полетов отложите на потом, когда ребёнок немного успокоится и сможет более спокойно мыслить. Нельзя смеяться над его горем. Даже если вам эта проблема кажется сущим пустяком. И в десять лет бывает безответная любовь. Дети в отличии большинства взрослых, максималисты. Они живут только сегодняшним днем, по принципу «все или ничего». Их не утешают слова «много будет у тебя таких Петей, Васей». Ребенку нужно сейчас, а не в далеком будущем. И если в данную минуту подросток не может получить желаемое, то он видит только одно решение «ничего».

Поэтому радуйтесь, что ребенок со своим горем пришел именно к вам, а не к чужому. Он вам доверяет. А это значит, что совместными усилиями вы легко преодолеете его «большие проблемы». Самое главное, чтобы ребенок знал, что жизнь прекрасна и родители его очень любят.

 

Игорю двенадцать лет. Он очень хочет жить. Но в тоже время он устал быть один и способен на все, лишь бы мама вспомнила о нем. Папы у мальчика нет. Мама целый день на работе, приходит уставшая и сразу же засыпает. А в редкие выходные дни она пытается устроить свою личную жизнь. Игорь целый день проводит со старенькой бабушкой, которая его и вырастила. Но у бабушки то же много дел - сериал посмотреть, еду приготовить, по телефону поговорить, а там и новый сериал начинается. В результате вся ее забота ограничивается трехразовым питанием и просьбами не мешать. Игорь уже четыре раза пытался покончить жизнь самоубийством. Он резал себе вены, но не слишком глубоко, чтобы не умереть. Мама воспринимала его попытки самоубийства, как детские шалости и не воспринимала их всерьез. И только в последний четвертый раз Игорь немного перестарался и чуть не умер от потери крови.  

         У меня для вас уважаемые родители, есть небольшой совет, который должен стать для вас законом: подросток заговорил с вами о своем – бросайте мыть посуду, положите телефонную трубку, отложите все свои дела, садитесь напротив, глаза в глаза – и слушайте, вникайте, сопереживайте, думайте вместе! И еще: ребенок, подросток должен знать, что он всегда может рассчитывать на вашу поддержку и помощь.

 

Из предсмертной записки Маши Н. (11 лет): «Меня никто не любит! Я им не нужна. Папа ушел к другой девочке, наверное, более хорошей, чем я. А мама только и думает, как от меня избавиться. Мамочка я тебя очень люблю, и больше не буду мешать тебе жить! До свидания…». Как потом выяснилось, девочка очень сильно переживала развод родителей. А они не скрывали от Маши свои чувства и выясняли отношения при ней. Именно так Маша узнала, что папа ушел жить к другой девочке (его новая женщина родила ему дочку) и решила, что она чем-то провинилась, раз ее бросили. А последней каплей стал случайно услышанный девочкой телефонный  разговор. Мама, считая, сто Маша спит, жаловалась подруге, что ребенок помеха в личной жизни и с такой взрослой дочкой она никому не нужна. Маша (воспитанная телевизором и сериалами) выпила упаковку снотворного.

          Подросток должен уметь выплескивать отрицательные эмоции, а не замыкаться. Почаще проявляйте к нему нежность. Пусть он видит, что вы его очень любите и всегда готовы прийти на помощь. Также подросток должен видеть, что родители тоже иногда чувствуют боль или страх. Почаще жалейте друг друга. Не вмешивайте детей в решение междоусобных семейных конфликтов. Оберегайте юную, ранимую душу от скверных ругательств и оскорблений!

            Многие дети уверены: смерть имеет начало и конец. В их представлении смерть можно сравнить с длительным отсутствием или, например, болезнью. Многие дети убеждены, что совершив суицидальную попытку, они умрут «не до конца»

            Семилетний мальчик после попытки повешения рассказал, что решил умереть, поскольку мама после каждого проступка угрожала отдать его в приют за плохое поведение. Крики, слезы, мольбы – ничего не помогало, и тогда он решил повеситься.

                     - Буду висеть и смотреть, как она убивается, а потом все у нас будет хорошо – сказал малыш.

                     -Когда потом? – спросили его.

                     - Потом, когда смерть пройдет…

        Эксперты поясняют: в подростковом возрасте человек воспринимает смерть как что-то обратимое, как некий эксперимент. Во многом этому способствуют компьютерные игры, где у героя много жизней, и если он "погиб", то всегда можно его "оживить". И сделав шаг из окна, жизнь пойдет на перезагрузку, и все проблемы решатся сами собой.

           За компьютером современные российские подростки проводят в среднем 3 часа в день. Кто-то меньше, кто-то больше, но так или иначе, чаще всего, родители не знают, чем их дети занимаются, сидя перед монитором, какие ресурсы они посещают в Интернете.            

         Многие родители сами в Сеть не выходят и не обладают достаточной компьютерной грамотностью, чтобы контролировать детей в виртуальном пространстве.

         В некоторых семьях родители довольны уже тем, что ребенок сидит дома за компьютером, а не пропадает во дворе. Между тем Интернет для ребенка – это та же улица, а то и хуже.

          При этом, как отмечает главный психиатр Минздравсоцразвития Зураб Кекелидзе, кардинальные меры здесь не помогут. Отключать ребенку Интернет совсем и лишать его такого источника информации не стоит. Нужно контролировать, чем занимается ребенок в Сети. К тому же, если ребенок все свободное время проводит в Сети, избегает живого общения, то стоит обратить на это внимание.  По сути сегодняшние самоубийцы – первое поколение детей, выросшее на виртуальном общении. Психологи зачастую называют их «потерянным поколением»: многие дети практически лишены родительского внимания – взрослые были заняты выживанием и зарабатыванием денег. А в сети, которая заменяет им живое общение, практически невозможно понять, что подразумевают записи «Хочу уйти из жизни» - простое бравирование, глупую шутку или скрытый крик о помощи.

           За последние полгода было закрыто порядка 20 сайтов  и групп в социальных сетях, которые представляли собой эдакие "клубы самоубийц". Они создавались подростками и ориентированы были тоже на подростков. Такие "клубы самоубийц", предлагающие своим посетителям "тысячу способов уйти из жизни". Всего несколько ключевых слов в любом поисковике и перед нами множество советов, желающим покончить с собой, в том числе и популярная в сети, кочующая с одного ресурса на другой, брошюра «150 способов самоубийства». Хоть создатели и предупреждают, что все написанное там шутка, данные советы вполне действенны.

                Еще причиной высокого уровня суицидов в стране является моральное “одичание” общества, потеря нравственных ориентиров, утрата смысла жизни. Иллюзия жизни как потребления подменяет подлинный смысл жизни, агрессивно встраивается в сознание людей. Смыслом жизни провозглашается покупка квартиры, машины, одежды  отсутствие коммуникативных навыков у современных детей и подростков. В настоящее время происходит явное и значительное снижение интеллекта у молодежи – школьников и студентов. Молодежь не умеет самостоятельно мыслить, она зомбирована передачами, типа “Дом-2”, легким чтивом, примитивным кино, отупляющими компьютерными игрушками. Поэтому решение сложных задач, которые встают перед каждым человеком, в силу их ограниченных возможностей, исключается. Невозможность достижения целей заставляет молодого человека  и искать легких и простых способов решения возникшей проблемы. К суициду молодежь подталкивает также рост молодежных течений, типа эмо, отчасти готов. Им никто не противостоит, с ними никто не борется, хотя многие понимают их опасность.

            Когда случается одно самоубийство, оно становится сигналом к действию для других предрасположенных к этому подростков. Небольшие группы ребят даже объединялись с целью создания некой субкультуры самоубийств.

              Суицид – это поступок! Это крик души, если хотите! Который вовремя не был услышан окружающими, родителями в первую очередь.

           Какой вопрос вы, уважаемые родители,  обычно задаёте своему ребёнку, пришедшему из школы. (примеры от родителей)

             Что мы знаем о наших детях, кроме того, что они у нас самые лучшие, тихие и честные? Сидят тихо у компьютера, играют. По подворотням не шатаются, спиртное и наркоту не употребляют. А что там у них в душе? С кем они дружат и дружат ли вообще? И где эти друзья? Чем дышат? О чем мечтают? Что слушают, смотрят, читают и читают ли вообще?

           Давайте ответим с вами на некоторые вопросы, которые помогут увидеть и отразить картину взаимоотношений с вашим ребенком.

СЛАЙД 8

         Рождение вашего ребёнка было желанным?

         Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?

         Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?

         Раз в неделю проводите с ним досуг (кино, концерт, посещение родственников, поход на лыжах и т.д.)?

         Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?

         Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?

         Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?

         Вы в курсе о его время провождении, хобби, занятиях?

         Вы в курсе его влюблённости, симпатиях?

         Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?

         Вы знаете, какой его любимый или не любимый предмет  в школе?

         Вы первым идёте на примирение, разговор?

         Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребёнка?

              Если на все вопросы вы ответили "ДА", значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребёнку.

              А если у вас большинство "НЕТ", то необходимо немедленно измениться, повернуться лицом к своему ребёнку, услышать его, пока не случилась беда!

СЛАЙД 9

      Помните: какие бы поступки дети не совершали - это наши дети. В жизни есть три несчастья: смерть, болезни и угрызение совести. Счастье - это всё остальное. И большое счастье - наши дети. А вот какими вырастут дети - всё в наших руках.

СЛАЙД 10

Жили по соседству два мудреца: один - добрый, другой - злой. Злой всегда завидовал доброму, что у него много друзей, что люди идут к нему за советом. И он решает отомстить мудрецу добра. Поймав бабочку, злой мудрец подумал: «А что если я у него спрошу: «Какая у меня в руке бабочка: мёртвая или живая?» Если он ответит живая - я сожму ладонь, и все увидят мертвую бабочку и отвернутся от него, а если скажет мёртвая - я разожму ладонь - бабочка улетит, и всё равно все от него отвернутся». С такими намерениями и отправился злой мудрец к доброму. Возле доброго мудреца толпились друзья. «У меня в кулаке бабочка, - какая она?» - спросил злой мудрец, ухмыляясь. Добрый ответил: «Всё в твоих руках!».

Помните: всё в ваших руках, именно от вас в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Любите своих детей и будьте к ним внимательны!

СЛАЙД 11

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Родительское собрание на тему "Профилактика детского суицидального поведения""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Руководитель образовательной организации

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В мире на 100 тыс. подростков совершается 10 самоубийств. В России38.

В нашем районе также  известны случаи, когда подростки пытаются покончить жизнь самоубийством.

       Основная причина большинства суицидов – это глубокое  чувство непонимания и одиночества человека. Не было ни одного человека способного понять его переживания ни среди подростков, ни среди взрослых. Эти дети воспринимают себя как отверженных и некому ненужных «чужаков» и не могут найти другой выход.

        Но если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков.

- Эти люди прямо или косвенно намекают о своем намерении:

                       «Лучше бы мне умереть».

                       «Я больше не буду ни для кого проблемой».

                        «Вы еще пожалеете, когда я умру!»…

 - некоторые из них много шутят на тему самоубийства.

- проявляют нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

- начинают раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость,    

  окончательно приводить в порядок дела,

 

-  мирятся с давними врагами.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 712 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 02.04.2015 381
    • DOCX 36.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Голутвина Елена Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Голутвина Елена Николаевна
    Голутвина Елена Николаевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 9850
    • Всего материалов: 17

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Тьюторское сопровождение в образовательных организациях

Тьютор

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 770 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 831 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы взаимодействия образовательной организации с семьями обучающихся

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Курс повышения квалификации

Работа классного руководителя по организации взаимодействия семьи и школы

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 405 человек из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 536 человек

Мини-курс

Библиотечная трансформация: от классики до современности с акцентом на эффективное общение и организацию событий

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 15 регионов
  • Этот курс уже прошли 33 человека

Мини-курс

Готовимся к ЕГЭ по литературе

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление стрессом и психологическими состояниями

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 79 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 53 человека
Сейчас в эфире

Консультация логопеда. Возможно ли продуктивно заниматься с дошкольниками онлайн?

Перейти к трансляции