Главная / Классному руководителю / Родительское собрание на тему «Мотивация ученика - основное условие успешного обучения»

Родительское собрание на тему «Мотивация ученика - основное условие успешного обучения»

Родительское собрание


Тема: «Мотивация ученика - основное условие успешного обучения»


Цель: способствовать пополнению арсенала знаний родителей об учебной мотивации обучающихся.


Учитель: Здравствуйте, уважаемые родители. Мы рады вас видеть на нашем втором заседании «Клуба родителей будущих первоклассников».

Мне бы хотелось начать наше заседание с одной притчи:

Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное. Что он сделал? Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”

А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мёртвая – выпущу”.

Мудрец, подумав, ответил: ……

- Как вы считаете, что ответил мудрец?

Всё в твоих руках”.

Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя:

Любимым, нужным, а главное – успешным.

Действительно, все в наших руках.


Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.


На прошлом заседании вами был задан вопрос о том, как мотивировать детей на учебу.

Подчас и воспитателям, и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ребенка не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.


Сегодня наша встреча посвящена теме «Мотивация ученика - основное условие успешного обучения»


Чтобы настроиться на встречу сначала вспомните, как вы учились. Как вас мотивировали на учебу родители, учителя. Что было интересно, а что - нет.

Ответьте на два вопроса: Какие отметки вы чаще всего получали в школе? Какие отметки вы бы хотели видеть у ваших детей? (использование пультов)


Предлагаю вам сегодня быть не просто слушателями, а побывать в роли учеников (своих детей).


Вы наверняка слышали, что в системе образования разработан и уже 4-й год как внедрен в школы новый Федеральный государственный образовательный стандарт – ФГОС. По ФГОС уроки строятся не так, как раньше. Если раньше новый материал объяснял учитель, а дети слушали, то сейчас учитель подводит детей к тому, чтобы они сами добывали и открывали знания. Проводятся проблемные, проектные уроки. И вот сегодня мы предлагаем вам поучаствовать в таком проектном уроке.

Но сначала нужно выяснить, что такое проект.

Проект – дело, в результате которого получается продукт.

Проект всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.


Этапы работы над проектом.

Проект - это "пять П":

1. Проблема.

2. Проектирование (планирование)

3. Поиск информации.

4. Продукт.

5. Презентация.


Итак, какая же у нас проблема? Как повысить мотивацию к обучению. Иными словами, как добиться, чтобы они занимались охотно и усердно, старались получать хорошие оценки, чтобы им самим было интересно узнавать новое?


То есть ЦЕЛЬ нашего исследования – разобраться в том, что такое мотивация и как её повысить у детей.


ПЛАНИРОВАНИЕ И ПОИСК ИНФОРМАЦИИ.

Теперь мы должны спланировать свою дальнейшую работу.

С чего начнём?

- Нужно выяснить, что такое мотивация.

- Почему происходит снижение мотивации, и как её можно повысить.

Это и есть наши задачи.

Попробуем сами понять, что такое мотивация. Где мы можем найти информацию? (в справочнике, Интернете)


Работа в парах.

Итак, кто будет искать информацию в словаре?

Кто в Интернете?

Какой бывает мотивация? Выбрать нужное.

Сильной необходимой основной жизненной никакой психологической нужной религиозной человеческой внутренней убедительной внутренней серьезной другой достаточной возможной низкой истинной данной выраженной понятной экономической иной соответствующей двойной внешней личной лучшей культурной низменной главной ложной скрытой единственной мелочной настоящей материальной неосознанной мощной собственной отрицательной внешней наивысшей двойственной разной подсознательной чистой особой любой поверхностной явной недостаточной остальной политической всякой странной новой правильной определенной глубинной таковой высокой племенной эволюционной.


Ассоциации к слову мотивация. Выписать нужное.

Предприятие поиск действие служба убийство труд написание сотрудничество работа исследование выбор совершение жизнь развитие отношение борьба поступок объект исполнение предатель человек помощь определение воспроизведение создание драка основа нарушитель ткань писание сохранение учеба тень самосовершенствование сторона продолжение сопротивление перемена перелет познание творчество доброволец допрос результат употребление игра коррупция наследник мозг влечение эмиграция преступник поход инерция риск стиль


(Выступление родителей)


Мотивация с точки зрения науки.


Произошло это слово от английского «movere» - «двигать». Другими словами, мотивация – это то, что двигает человеком, заставляет его с завидным упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к поставленной цели. Мотивированный человек легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.

Мотивация к обучению запрограммирована в нас от природы: полученное знание или овладение новым умением вознаграждается выплеском гормонов счастья.

Если ребенок не знает точно, сможет ли он сделать задание, и, тем не менее, справляется с работой, степень ощущения успеха наивысшая. И, конечно же, мотивация к обучению у школьника становится очень сильной. А вот если ожидаемого вознаграждения или похвалы не следует или предъявляются завышенные требования, система вознаграждения лопается. То же самое происходит, если успех становится чем-то само собой разумеющимся. И в этом случае сформировать у школьника желание учиться будет практически невозможно.

Наверное, вы замечали это явление у своего ребенка: первый раз, сумев правильно разложить картинки, кубики или конструктор он был очень горд собой, а на четвертый - пятый раз, оставался, совершенно спокоен. Это и есть мотивация к обучению с научной точки зрения. И зарождается она совсем не в школе, а гораздо раньше - еще в младенческом возрасте в домашних условия.


Мотивация – совокупность внешних и внутренних сил, которые побуждают человека к деятельности и ориентируют на достижение цели. Мотивировать учащихся – значит затронуть их важнейшие интересы, дать им шанс реализоваться в процессе деятельности.


Вторая наша задача:

- Почему происходит снижение мотивации, и как её можно повысить.


Предлагаю в группах ответить на эти вопросы.


Как работать в группе, детей тоже обучаем. Современные компьютерные технологии нам могут помочь в этом. Детям предлагаем видеофильм, где в игровой форме они знакомятся с тем, как работать в группе.


1 группа - Что снижает мотивацию?

2 группа – Как повысить мотивацию?

(7-10 мин.)


ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

Каждая группа сделала выводы. Но ведь нам надо обменяться своими умозаключениями. (Мы должны озвучить свои выводы, т.е. ПРЕЗЕНТОВАТЬ их.)



Выступление 1-й группы. Что снижает мотивацию?


Учитель. Что снижает мотивацию? С чего все начинается? Предлагаю несколько ошибок, которые допускают родители.


Ошибка родителей №1.


Мотивация дошкольников – это психологическая готовность ребенка к школе.


Родитель полагает, что ребенок готов к обучению в школе, потому, что он много знает для своего возраста. Но интеллектуальная готовность – это не синоним готовности психологической. Здесь важно развивать у ребенка умение преодолевать себя: приучать ребенка делать не только то, что ему нравится, но и то, что не нравится, но необходимо. И это задача еще дошкольного возраста.


Ошибка родителей №2.


Ребенка рано отдают в школу. Нельзя сбрасывать со счетов биологическое созревание (костный и зубной биологический возраст). Биологически несозревшего ребенка лучше в школу не отдавать, т.к. у него не сформирована рука. Проверить сформирована ли рука можно следующим образом: попросить ребенка ставить точки в клеточки. В норме ребенок проставляет 70 точек за 1 минуту. Если результат ниже, то вполне возможно, что рука еще не окостенела. Что касается зубов, к моменту поступления ребенка в школу у него должны смениться 4 передних зуба: 2 внизу и 2 вверху. Таким образом, биологическая неготовность ребенка к школе ведет, как правило, к тяжелой школьной адаптации (ребенок быстро устает и не справляется), а это вероятность того, что ребенок начинает тихо ненавидеть школу.


Ошибка родителей №3.


Дети не посещают детский сад. Отсутствие контакта со сверстниками ведет к отсутствию произвольного поведения, когда ребенок вынужден, чтобы играть с другими, соблюдать правила, даже, если ему не очень хочется, считаться с чужим мнением и желанием, жить в коллективе.


Ошибка родителей №4.


Неблагополучие в семье: ребенок, привыкший к высокому эмоциональному отрицательному накалу во время переживаний по поводу своей семьи, как правило, уже просто не реагирует на проблемы по поводу учебы и отметок – у него просто не хватает на это энергии.


Ошибка родителей №5.


Ребёнок может потерять интерес к занятиям, попросту устать учиться ещё до начала регулярного посещения школы из-за перегрузки доп. секциями.


Ошибка родителей №6.


Нарушение единства требований к ребенку со стороны родителей (всегда есть лазейка для ребенка что-то сделать не так, как надо, «столкнуть родителей лбами», пожаловаться бабушке и дедушке на родителей)


Ошибка родителей №7.


Неправильные методы воспитания: подавление личности, угрозы, физические наказания или, наоборот, заласкивания, чрезмерная опека.


Ошибка родителей №8.


Завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка.


Ошибка родителей №9.


«Убивание» мотивации к обучению путем высмеивания, некорректных высказываний, сравнения с другими детьми, «загон» ребенка в ситуацию неуспеха, неудачи и пр.


Ошибка родителей №10.


Родители верят в то, что дети должны разделять интересы, которые были у них в детстве, и порой не допускают даже мысли о том, что их ребенку это может быть совсем не интересно. Давление родителей может быть тем сильнее, чем меньше им самим удалось реализоваться в интересующих их областях.


На уроке обязательным этапом является проведение физкультминутки. Поэтому предлагаю немного отдохнуть.


Выступление 2-й группы. Как повысить мотивацию?


Дополнение учителя

Причина эффективной школьной мотивации: на самом деле ОДНА!

Это искренний Интерес.

Он же Любопытство.

Он же Удовольствие.

Он же Внутренняя мотивация (самая честная, верная, настоящая!)


1. Возьмите себе за правило: ни один вопрос ребенка не должен оставаться без ответа. Никогда не отмахивайтесь от его «почему», независимо от вашей занятости.


2. Поддерживайте все познавательные увлечения ребенка. Нравится химия - купите энциклопедию по химии, нравится музыка — запишите в музыкальную школу.


3. Нужно помнить, что для дошкольного возраста ведущей является игровая деятельность. И если вы хотите познакомить ребенка с миром цифр и букв, то обязательно делайте это с помощью игры. Только погружаясь в царство кубиков, бусинок, пирамидок и мячиков, вы можете говорить с ребенком на его языке. Так, становясь партнерам ребенка по играм, вы сумеете осторожно, шаг за шагом увлекать его чем-то более интересным. Постепенно, слегка усложняя перед ним задачи, вы сможете аккуратно ввести в более сложный мир. Сажать ребенка раньше времени за парту, ставить ему оценки и сравнивать с более успешными детьми - значит обрекать его на муки.


Другой креативный подход к домашнему заданию – связать его с интересом. Например, скучная математическая таблица может быть расшифровкой послания космической мисси астронавтов на Марсе. Пока задание не будет сделано правильно, миссия будет терпеть неудачу. Даже малейшая ошибка может создать проблему, которая привет к провалу миссии.


4. Очень важный момент – оценивание сделанной работы родителем и учителем. Родитель и учитель может оценить работу «Молодец, хорошо!» (сравнивая сегодняшние результаты ребенка со вчерашними)


5. Не реагируйте слишком бурно на плохие оценки, не сравнивайте успехи ребенка с братьями - сестрами или одноклассниками. Запомните: в любой ситуации вы — его союзник. Обязательно хвалите за хорошие оценки — создавайте положительное подкрепление. Про плохие интересуйтесь: что помешало сделать лучше. Нужна помощь — помогите, но в рамках разумного. Согласитесь, «помоги» и «сделай за меня» - разные вещи. Найдите правильный баланс одобрения и контроля.


6. Есть очень хороший мотиватор для учеников — ответственность перед коллективом, в котором находишься.


7. Установите режим и следите за дисциплиной: если ребенок каждый день в одно и то же время будет делать уроки, это, в конце концов, войдет в привычку и перестанет быть проблемой и предметом для споров.

Запомните, маленькие дети учатся для вас, ради вашей похвалы и признательности. Не надоедайте ему нотациями, а сделайте ставку на любознательность. Тогда и учеба станет для него радостным открытием, и круг интересов постепенно расширится.

Рефлексия. У вас две  полоски: зелёная и жёлтая. Если вам понравился  занятие: это было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе – возьмите полоску желтого цвета.  Ну а если это всё вас совсем не тронуло – покажите зеленую полоску.  Прикрепить на доску. Получилось солнце.  (лучи солнца).

Вот и получилось у нас сегодня солнышко. Оказывается - мы можем многое!!! Все в наших руках!!!

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

От нас сейчас зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети ваши

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!


Спасибо за совместную работу.


hello_html_534fdfd4.png

Родительское собрание на тему «Мотивация ученика - основное условие успешного обучения»
  • Классному руководителю
Описание:

Цель: способствовать пополнению арсенала знаний родителей об учебной мотивации обучающихся.

Родители не просто слушатели, а активные участники встречи. Они сами для себя выясняют, в чем причина снижения учебной мотивации и как её можно повысить.

Встреча проходит в форме проектного урока.

Учитель объясняет, что такое проект.

Проект – дело, в результате которого получается продукт.

 Проект всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Этапы работы над проектом.

Проект - это "пять П":

1.         Проблема.

2.         Проектирование (планирование)

3.         Поиск информации.

4.         Продукт.

5.         Презентация.

 

Итак, какая же у нас проблема? Как повысить мотивацию к обучению. Иными словами, как добиться, чтобы они занимались охотно и усердно, старались получать хорошие оценки, чтобы им самим было интересно узнавать новое?

То есть ЦЕЛЬ нашего исследования – разобраться в том, что такое мотивация и как её повысить у детей.

 

Автор Пилюкова Наталья Викторовна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 1386
Номер материала 18765
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓