Главная / Начальные классы / Родительское собрание на тему: «Как по-настоящему любить детей»

Родительское собрание на тему: «Как по-настоящему любить детей»

Тема: «Как по-настоящему любить детей»

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому.

Родители пример ему…

Уважаемые родители, давайте сегодня поговорим о родительской любви, о ее силе, значении, разумности и чувстве меры.

Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых – отсутствие любви и неумение хвалить и поощрять своих детей.

Самое главное для ребенка – чтобы его любили таким, какой он есть.

В.А.Сухомлинский говорил: "Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродуют их. Есть много разновидностей этой уродливой любви, главные из них:

  1. - любовь умиления,

  2. - любовь деспотическая,

  3. - любовь откупа.

Любовь умиления развращает душу ребенка. Мать и отец радуются каждому его шагу, не задумываясь над тем, какой это шаг и к чему он может привести.

Ребенок, воспитанный в духе умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия "можно", "нельзя", "надо". Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, и прежде всего у матери, отца, дедушки, бабушки, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир.

Величайшую ошибку допускают те родители, которые влюблены в своих маленьких детей, все прощают, никогда не наказывают. О таких сказано: «Лелей дитя, и оно устрашит тебя». Святитель Тихон Задонский дал совет: «Юнии ненаказанные и в возраст пришедшие суть как кони не обученные и свирепеющие. Посему, христианин, люби детей своих и наказуй их. Пусть они плачут от тебя, чтобы не плакал ты от них и о них».

Есть еще одна разновидность неразумной родительской любви. Это любовь деспотическая.

Постоянные упреки создают обстановку настоящего ада. И все это родители делают, как они говорят, только потому, что любят, желают добра, учат жить – чтобы умнее был и родителей уважал.

Деспотизм – это одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность. В обстановке мелочных придирок, постоянных упреков маленький человек ожесточается.

Родительская власть должна поощрять, одухотворять внутренние силы ребенка – его желание быть хорошим. Это желание есть буквально у каждого. Берегите его как самое тонкое движение человеческой души, не злоупотребляйте своей властью.

Третья разновидность неразумной родительской любви – любовь откупа. Родители убеждены в том, что, обеспечивая все материальные потребности детей, они выполняют свой родительский долг. Ребенок одет, обут, сыт, здоров – что же вам еще надо? Материальными затратами, считают они, можно измерить родительскую любовь.

В таких семьях ребенка окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Он живет среди людей и не знают людей. Его сердцу совершенно незнакомы и недоступны тонкие человеческие чувства, прежде всего ласка, участливость, сострадание, милосердие.

Какой же должна быть подлинная родительская любовь? Как добиться, чтобы родительская любовь зажигала в детских сердцах неугасимые искры благодарности?

Учить ребенка видеть и понимать людей – это, пожалуй, самое сложное в трудном деле воспитания человека. Родительская любовь должна быть такой, чтобы у ребенка пробуждалась чуткость сердца к окружающему миру, ко всему, что создает человек, и, конечно, прежде всего, к самому человеку.

Дети – наши постоянные свидетели, где-то краем глаза они видят наше падение, срывы, провалы, как бы мы ни старались это скрыть. Краем уха слышат, как мы разговариваем с друзьями, соседями, просто случайными попутчиками. Резкий тон, недоброе слово родителей по отношению к другим непременно оставят след в поведении и мироощущении ребенка, послужат примером для невольного подражания, хотим мы этого или не хотим. К сожалению, этот образ жизни и будет усвоен детьми. Как же надо не любить свое дитя, чтобы отправить его в жизнь со своими недостатками!

То, как ребенок воспринимает самого себя, зависит от наших оценок. Если мы ждем от ребенка очень многого – он растерян и подавлен, потому что боится не оправдать наших надежд. Если он сам ждет от себя очень многого, он дерзает и стремится превратить свои надежды в реальность.


Если ребенок растет в терпимости,

Он учится принимать других.

Если ребенка подбадривают,

Он учится верить в себя.


Если ребенка хвалят,

Он учится быть благодарным.


Если ребенок растет в честности,

Он учится быть справедливым.


Если ребенок растет в безопасности,

Он учится верить в людей.


Если ребенка постоянно критикуют,

Он учится ненавидеть.


Если ребенок растет во вражде,

Он учится агрессивности.


Если ребенка высмеивают,

Он становится замкнутым.


Если ребенок растет в упреках,

Он учится жить с чувством вины...


Воспитывая ребенка, мы только и думаем, как мы воздействуем на него и совсем не предполагаем, что дети тоже на нас действуют, действуют куда сильнее, чем нам кажется. Именно дети делают нас красивее, добрее, покладистее, умнее, собраннее, счастливее.

Общение с ребенком – это всегда искушение. Он слабее меня, он меньше знает, он не может без меня жить. Значит, я могу командовать, диктовать условия, сердиться на него, негодовать, если он не слушается. Я могу делать с ним все, что хочу.

Родителю, который с этим согласится, на свете жить легко – он поступает в соответствии со своими представлениями. Он уверен в своей правоте.

Трудно становится, когда ты с самого начала решаешь для себя: я не буду поддаваться соблазну, я не буду давить, покрикивать на него. Я не буду пользоваться своей властью.

Отважившись на истинную любовь и свободу в отношениях с детьми, многое приходится переосмыслить.

Мать, очень любившая свою дочь, высказывала свои опасения духовнику, что ей нестерпимо думать о предстоящих жизненных невзгодах ее дочери. Матери хотелось оградить ее от всякого зла и, если возможно, принять ее будущие страдания на себя. Духовник упрекнул ее в эгоизме, в том, что, отнимая у дочери крест, она лишает ее спасения. «Учите ее не опираться на вас, а искать опоры всецело у Господа. И в час, когда вас не будет с ней, она не останется одинокой и беспомощной, без поддержки. Сердце девушки, у которой нет рядом матери и которая не умеет прибегать ко Господу, это сердце падает, разбивается и часто загрязняется». Духовник замолчал, мать плакала…

Иногда думается, что потребность человека в детях не только инстинкт продолжения рода. Может быть, ребенок – одна из попыток Бога научить прощать, научить любить. А что если это попытка научить раскаянию?

Пример. Ребенок не желает засыпать. Раздражаешься. Говоришь железным голосом и смотришь медным взглядом. Он, конечно, подчинится. Уснет, доверчиво положив голову на твою ладонь. Он простит тебе и железный голос, и медный взгляд. И вот когда понимаешь в очередной раз: ничто не способно поколебать его любовь к тебе, – тогда-то и наступает раскаяние. Настоящее, такое, за которое все простится.

Похвала – лучший способ закрепить положительные поступки, она улучшает взаимоотношения родителей и детей. Не умеют хвалить те, кого в детстве мало хвалили или не хвалили вообще.

Похвала матери, отца в особенности, окрыляет ребенка. Скажите мне доброе слово, и я оправдаю его; скажите мне доброе слово и я приумножу его. В похвале ребенок зримо ощущает родительскую любовь.

Уважаемые родители, нет готовых рецептов в воспитании, есть только советы, рекомендации. И только чуткое сердце матери и отца найдут правильное решение.



Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике.

Традиционные основы воспитания и образования подменяются «более современными»: христианские добродетели – общечеловеческими ценностями гуманизма; педагогика уважения старших и совместного труда – развитием творческой эгоистической личности; целомудрие и воздержание – вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей; любовь и самопожертвование – психологией самоутверждения; интерес к отечественной культуре – интересом к иностранным языкам и традициям.

Эти новые ценностные установки оказывают определенное воздействие на систему нравственных эталонов детей, молодежи, общества в целом.

Улучшение внешних условий жизни, распространение научных знаний, изменение культурной среды сами по себе не в состоянии нравственно улучшить людей. По данным статистики научно-технический прогресс и достижение высокого уровня жизни в развитых странах при одновременном, резком снижении нравственности приводит все больший процент людей к разочарованию в жизни, потере ее смысла, нравственным отклонениям, тяжелым расстройствам психики.

Пьянство, курение, детская проституция и беспризорность, негативный информационный поток, криминализация сознания, разрушение семьи – это кризис человеческой личности, это кризис нравственного чувства, это кризис потери ценностей.

Основные причины детских и юношеских драм и трагедий лежат в мире взрослых, в семье. Семья является основой формирования системы жизненных ценностей и отношений ребенка, используемой им затем в качестве инструмента освоения социальной среды.

Процессы, происходящие в современной российской семье, можно охарактеризовать следующим образом: формируется иная, чем раньше, структура семьи, что наиболее отчетливо проявляется в сокращении числа детей. В результате существенно ослабевает значение родственных связей в жизни отдельной семьи и ее членов, изменяется роль внешних по отношению к семье регуляторов поведения: религии, традиций, обычаев. Традиционные нормы и ценности, поддерживавшиеся расширенной семьей, становятся менее значимыми по сравнению с нормами и образцами поведения, вырабатываемыми членами семьи в ходе совместной жизни. Наблюдается активный процесс перехода от жесткой авторитарной структуры семьи, основанной на подчинении жены мужу, детей – родителям к демократическим отношениям между супругами, родителями и детьми. Изменениям подвергается система ролевых отношений в семье: от взаимодополняемости мужа и жены (когда за каждым жестко закреплены определенные функции) к взаимозаменяемости супругов, перераспределению власти и обязанностей между ними. Последствия этих процессов неоднозначны. С одной стороны, они ведут к гуманизации семьи, усилению внимания к потребностям и интересам каждого ее члена. С другой – к росту разводов, числа неполных семей, низкому воспитательному потенциалу многих семей.

Ежедневно в Российской Федерации регистрируется увеличение количества исков о лишении родительских прав, удовлетворенных судами, возросло число родителей, для которых установлено ограничение в правах в отношении своих детей. Ухудшается психологический климат и в устойчивых семьях. Главная причина - отсутствие средств к нормальному существованию, угроза безработицы, неполноценное питание, рост цен на продукты питания, товары, услуги. Нетрудно догадаться, что резкое увеличение стрессовых ситуаций сказывается в первую очередь на детях.

Социальные психологи констатируют, что в семье увеличилась агрессивность в отношениях мужа и жены, родителей и детей. Изменилось психологическое самочувствие детей: грубый лексикон общения, агрессивность в детской среде сейчас широко распространены и свидетельствуют о снижении общего уровня культуры в семьях.

В результате все более глубокого проникновения насилия в жизнь семьи разрушается ее нравственность, происходит ослабление гуманизма семейного воспитания, появляется детская безнадзорность и беспризорность, дети вовлекаются в потребление спиртных напитков, наркотиков, вовлекаются в проституцию и преступную деятельность. Все это говорит о снижении нравственного здоровья общества, снижении нравственной ответственности взрослых, прежде всего родителей, за судьбу детей. Одна из причин этого явления – забвение традиций воспитания, исторически сложившихся в культуре народа, ушли из воспитательного процесса основанные на них методы семейного воспитания. Это обусловлено тем, что на протяжении последних десятилетий семья жила в сфере общественного производства, практически 80% женщин были в первую очередь «женщинами-труженицами» на производстве, вне семьи, а роль отца-семьянина никогда не была в этот период особенно престижной.

Находясь за чертой бедности, родители вынуждены трудиться на нескольких работах, они мало видят своих детей. Как верно заметил исследователь Е.М.Рыбинский, духовное воспитание в семье предполагает не только совместное проживание, но и совместное переживание. Эти переживания, даже связанные с кризисом, тоже можно делить с детьми. Нужно поднять в общественном сознании авторитет родителей - авторитет отца, матери. Нравственные ценности, развитие моральных начал и качеств личности должны лежать в основе отношений между людьми, они должны формироваться в первую очередь в семье. И здесь нельзя не коснуться той деструктивной роли, которую играют сегодня электронные средства массовой информации: по оценкам экспертов, 12 убийств, насилий, сцен жестокости на экране, происходят на экране в течение часа. Наше общество переполнено агрессией, озлобленностью, тревогой, и с экрана назойливо проникают в дом, в семью сцены бесконечных убийств, насилия, откровенного разврата.

Противостоять этому явлению трудно, особенно детям, душа которых беззащитна. В современной России телевидение для многих, в том числе детей, - единственный источник получения информации и приоритетное средство проведения досуга. Доля же детских и юношеских программ на телеканалах ничтожно мала.

Идет духовная война против человеческого в человеке. Обман, ложь, безответственность, безнравственность и отсутствие возвышенных устремлений - все эти признаки «дегуманизации» человека способны превратить его в похотливое и беспощадное животное. Вспоминается высказывание Ф.М.Достоевского: «Россия без Христа - хаос и всеобщее совокупление».

Повышение ответственности семьи за детей – один из важнейших вопросов, который требует коррекции в области семейной политики. Сегодня отмечается разрушение и кризис семьи, крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей, некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка, утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей. Как следствие – необходимость массового просвещения родителей и педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

В заключение позвольте изложить некоторые мысли о роли семьи в воспитании подрастающего поколения, основанные на принципах православной духовности. Святейший Патриарх Кирилл отметил: «…существует удивительный факт: люди, живущие в разных культурных средах и даже в разные эпохи, имеют одно и то же понимание добра и зла – фундаментальное понимание, не в деталях, а по сути, – которое опознается голосом человеческой совести». «Бог, создав человека, вложил в его природу некоторые качества и свойства, определяющие эту объективную систему ценностей».

В кризисных ситуациях истории России русского человека спасали твердая духовная опора, вера, надежда и любовь. Эти высочайшие ценности всегда концентрировались именно в семье. Семья является школой любви и самопожертвования. Как отмечал известный философ И.А.Ильин: «Семья является первичным лоном человеческой культуры. Мы все слагаемся в этом лоне, со всеми нашими возможностями, чувствами и хотением».

Семья невидимой нитью связывает поколения и передает отечественные культурные, духовные и национальные традиции. С семьи для ребенка начинается Родина. Здоровая семья обладает труднейшим искусством формирования подлинной дисциплины, свободы и здорового правосознания. Нравственное здоровье семьи утверждает в человеке чувство собственного духовного достоинства и здоровой гражданственности. Создать и сохранить духовно-нравственную здоровую семью – это значит сохранить Родину и наше будущее – детей.

В наше сложное время прогресса науки, но не развития познания духовности и нравственности, человек пытается сохранить хрупкий мир и покой в своем доме, семье, оградить детей от зла и агрессии окружающего мира. Как не любовь родителей, забота отца и нежность матери могут защитить свой дом от грубого вмешательства неверующего в непреложные истины порочного мира сего.

Сегодня главное – поиск средств и возможностей возрождения духовно-нравственного величия нашей Родины. И они есть, они завещаны нам всей культурой, всей историей Руси. Создание системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи для духовного возрождения России, возвращения поколению XXI века православной веры, свободы, родины, которые в бесплодном сомнении и заблуждении пытается отвергнуть современный мир, невозможно без возрождения традиционного уклада жизни семьи, совершенствования семейного воспитания на основе православных культурно-исторических традиций.

Семья – есть островок добра и взаимопонимания, а семья, где почитают веру, обретает надежду на счастливое будущее для своих детей.

Что же мы, педагоги, можем сделать в данной ситуации? В первую очередь – это проведение лекториев для родителей по духовно-нравственному воспитанию. Мною был разработан и проведен цикл таких лекций, одну из которых я привожу в данной работе.


Родительское собрание на тему: «Как по-настоящему любить детей»
  • Начальные классы
Описание:

 Уважаемые родители, давайте сегодня поговорим о родительской любви, о ее силе, значении, разумности и чувстве меры.

Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых – отсутствие любви и неумение хвалить и поощрять своих детей.Семья – есть островок добра и взаимопонимания, а семья, где почитают веру, обретает надежду на счастливое будущее для своих детей.

Что же мы, педагоги, можем сделать в данной ситуации? В первую очередь –   это проведение лекториев для родителей по духовно-нравственному воспитанию. Мною был разработан и проведен цикл таких лекций, одну из которых я привожу в данной работе.

   

Автор Трепалина Татьяна Николаевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 628
Номер материала 23049
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓