Главная / Другое / Родительское собрание на тему: "Как не отбить у ребенка желание учиться"

Родительское собрание на тему: "Как не отбить у ребенка желание учиться"

КАК НЕ ОТБИТЬ У ДЕТЕЙ ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ 9 класс 2014-2015 уч год
Ребенок, который с радостью ходит в школу, без напоминаний садится за домашне...
Причины, по которым уроки нравятся: Мне интересно Хочу быть умным, грамотным ...
Причины, по которым уроки не нравятся Скучно Ставят плохие оценки Устаю Ничег...
Этот опрос показывает, что главными побудительными силами в процессе учебы дл...
Поговорим об успехах В психологии есть понятие «выученный неуспех». Так назыв...
Помните об этом, очень важно соблюдать следующие правила: Даже став взрослыми...
Нельзя сообщать ребенку, что вы поставили на нем крест, если он не оправдал ...
Не следует запугивать детей необходимостью учиться, чтобы не стать бомжом, д...
Не обесценивайте достижений ребенка, оценивая его работу. Например, не следу...
Избегать разговоров на тему, что все в семье были отличниками и что единстве...
Многие родители переживают, что их дети не очень интересуются учебой, работаю...
Что же специалисты советуют родителям? Понаблюдайте за ребенком (это касается...
Неоспоримый факт: интересно то, что получается, а лучше всего получается то, ...
Заключительное слово классного руководителя и советы родителям Ни в коем случ...
Не старайтесь подменить собой учителя, требуя от ребенка больше, чем ему зада...
В своих ожиданиях надо исходить из реальных возможностей ребенка. Не требоват...
Проявляйте интерес к учебной деятельности ребенка, например ищите нужные книг...
Не надо бояться плохих отметок больше, чем их боится ваш ребенок. Кроме того,...
Источники: Статья - http://psy-school.narod.ru/
 Математика
Каковы же причины падения интереса к учебе и что могут сделать родители, чтоб...
1 из 29

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 КАК НЕ ОТБИТЬ У ДЕТЕЙ ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ 9 класс 2014-2015 уч год
Описание слайда:

КАК НЕ ОТБИТЬ У ДЕТЕЙ ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ 9 класс 2014-2015 уч год

№ слайда 2 Ребенок, который с радостью ходит в школу, без напоминаний садится за домашнее з
Описание слайда:

Ребенок, который с радостью ходит в школу, без напоминаний садится за домашнее задание, активен на уроках, с интересом учится, – мечта всех родителей.

№ слайда 3 Причины, по которым уроки нравятся: Мне интересно Хочу быть умным, грамотным Хоч
Описание слайда:

Причины, по которым уроки нравятся: Мне интересно Хочу быть умным, грамотным Хочу много знать Я люблю учителей, которые ведут эти уроки Когда что-то получается на этом уроке – появляется радость Но, как известно, если в начальные классы почти все дети идут охотно, то в средней школе желание учиться у большинства пропадает. Каковы же причины падения интереса к учебе и что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку избежать разочарования в учебном процессе? Учеников попросили ответить на вопрос: «Какие уроки вам нравятся, а какие нет и почему?» Ребята перечислили самые разные школьные предметы, любимые и нелюбимые, а свое отношение к ним объяснили так:

№ слайда 4 Причины, по которым уроки не нравятся Скучно Ставят плохие оценки Устаю Ничего н
Описание слайда:

Причины, по которым уроки не нравятся Скучно Ставят плохие оценки Устаю Ничего не получается Не нравится учительница, которая ведет этот урок

№ слайда 5 Этот опрос показывает, что главными побудительными силами в процессе учебы для р
Описание слайда:

Этот опрос показывает, что главными побудительными силами в процессе учебы для ребенка является интерес к изучаемому, собственные успехи на уроке и хорошие отношения с учителем

№ слайда 6 Поговорим об успехах В психологии есть понятие «выученный неуспех». Так называют
Описание слайда:

Поговорим об успехах В психологии есть понятие «выученный неуспех». Так называют состояние, когда человек заранее считает, что у него ничего не получится, и поэтому даже не пробует решить трудную задачу, не начинает учиться чему-то новому. У окружающих создается впечатление, что ребенок ленится, раз не хочет даже попытаться. Однако именно взрослые, и в первую очередь родители, виноваты в том, что у ребенка опустились руки и он перестал верить в собственные силы. Родители, слишком много ожидающие от своего чада, беседу с классным руководителем начинают со слов: «В нашей семье все хорошо учились, окончили школу с золотой медалью, имеют красный диплом, всегда были отличниками» и т. д. Им искренне непонятно, как это можно учиться на четверки, а уж тройки воспринимаются как свидетельство лени или полного отсутствия способностей у ребенка. Некоторые родители, считая своих детей способными, чаще обращают внимание на ошибки и неудачи ребенка, чем на его успехи, надеясь тем самым побудить его стараться еще больше. Однако постоянное подчеркивание недостатков приносит огромный вред – школьник приходит к выводу, что, несмотря на все свои старания, он неспособен оправдать ожидания родителей. Ребенок перестает верить в свои силы, теряет интерес к любой интеллектуальной или творческой деятельности. Бывает, что родители специально занижают достижения своих весьма способных детей, чтобы те не загордились. Из-за этого ребенок не получает удовольствия от своих успехов, он постоянно стремится добиться большего, чтобы наконец-то заслужить поощрение родных. Даже став взрослыми и самостоятельными, такие люди все время стремятся кому-то доказать свою компетентность и значимость.

№ слайда 7 Помните об этом, очень важно соблюдать следующие правила: Даже став взрослыми и
Описание слайда:

Помните об этом, очень важно соблюдать следующие правила: Даже став взрослыми и самостоятельными, такие люди все время стремятся кому-то доказать свою компетентность и значимость. Избегать разговоров на тему, что все в семье были отличниками и что единственная приемлемая отметка – это пятерка. Необходимо показывать ребенку, что вы рады его даже небольшим, с вашей точки зрения, успехам.

№ слайда 8 Нельзя сообщать ребенку, что вы поставили на нем крест, если он не оправдал ваш
Описание слайда:

Нельзя сообщать ребенку, что вы поставили на нем крест, если он не оправдал ваших ожиданий, например в области математики. Возможно, его призвание – гуманитарные науки?

№ слайда 9 Не следует запугивать детей необходимостью учиться, чтобы не стать бомжом, двор
Описание слайда:

Не следует запугивать детей необходимостью учиться, чтобы не стать бомжом, дворником и т. п. В подростковом возрасте подобные нотации часто приводят к противоположному результату – ребенок, отчаявшийся чего-то добиться или соответствовать представлениям взрослых, потерявший интерес к учебному процессу, начинает демонстративно заявлять, что он и мечтает стать дворником, чтобы его все оставили в покое.

№ слайда 10 Не обесценивайте достижений ребенка, оценивая его работу. Например, не следует
Описание слайда:

Не обесценивайте достижений ребенка, оценивая его работу. Например, не следует говорить: «Это еще хорошо, что тебе учительница четверку поставила. Я бы за такое сочинение выше тройки не поставил».

№ слайда 11 Избегать разговоров на тему, что все в семье были отличниками и что единственна
Описание слайда:

Избегать разговоров на тему, что все в семье были отличниками и что единственная приемлемая отметка – это пятерка. Необходимо показывать ребенку, что вы рады его даже небольшим, с вашей точки зрения, успехам.

№ слайда 12 Многие родители переживают, что их дети не очень интересуются учебой, работают «
Описание слайда:

Многие родители переживают, что их дети не очень интересуются учебой, работают «из-под палки», ленятся. Нередко можно услышать от взрослых, что ребенок равнодушен не только к учебе, он вообще ничем не интересуется. И тогда в беседе звучат примерно такие слова: «Да ему же ничего не интересно! Чего мы ему только ни предлагали – он ничего не хочет делать! Что же с ним будет дальше?» В ответ на это хочется не менее эмоционально возразить: «Не может быть, чтобы ребенка совсем ничего не интересовало!» Следует задуматься: не предлагаете ли вы ребенку то, что интересует вас самих, но не его? Возможно, в его отказе от предложенных занятий выражается стремление проявить самостоятельность? Или ребенку не удается добиться успеха в предлагаемых видах деятельности, потому что у него нет к ним склонности, а вы предъявляете слишком высокие требования, и он боится их не оправдать? Отсутствие интереса к учебе, то есть скука, закономерно приводит к появлению лени – универсального защитника от бесполезной (по мнению ребенка) деятельности. В подростковом возрасте эта проблема становится наиболее актуальной, так как основные интересы из познавательной сферы перемещаются в сферу общения. И тогда учеба превращается в надоевшую и скучную повинность. Дети не понимают, зачем им может понадобиться большинство школьных предметов, а хорошо учиться и быть «любимчиком» у учителей означает потерять престиж в глазах сверстников. Родители не могут заставить подростков не только сесть за уроки, но и выполнять элементарные обязанности по дому – мыть за собой посуду, ходить в магазин или работать на садовом участке. Все это кажется им тоскливым, однообразным и отрывает от возможности провести время по своему усмотрению.

№ слайда 13 Что же специалисты советуют родителям? Понаблюдайте за ребенком (это касается де
Описание слайда:

Что же специалисты советуют родителям? Понаблюдайте за ребенком (это касается детей младшего школьного возраста):во что он охотно играет, как любит проводить свободное время, о чем говорит с интересом. Выяснив, какая область знаний больше всего привлекает вашего ребенка, помогите ему применить этот интерес на практике. Можно договориться с учителем, чтобы он дал задание школьнику подготовить доклад или сделать газету по интересующей его теме. Ребенок поверит в свои силы и захочет развиваться дальше, если почувствует себя компетентным.

№ слайда 14 Неоспоримый факт: интересно то, что получается, а лучше всего получается то, что
Описание слайда:

Неоспоримый факт: интересно то, что получается, а лучше всего получается то, что интересно. Узнайте у школьника, что именно он изучает в данный момент по тому или иному предмету. Расспрашивайте, признавайтесь, что вы чего-то не знаете или плохо помните. Пусть объяснит вам. Некоторые дети будут отмахиваться от таких вопросов и говорить, что не помнят или не хотят обсуждать. Настаивать не стоит. Можно спровоцировать обсуждение каких-то учебных тем общим просмотром фильма о животных или спектакля, можно «подсунуть» ребенку учебник по занимательной физике или химии. Приучайте ребенка поддерживать тонус, то есть рабочее состояние организма. Лень принимает наиболее катастрофический характер в тех случаях, когда человек устает физически или душевно. Каждый выходной должен быть наполнен действительно отдыхом, а не ударным трудом на даче или ремонтом. В любом трудном и скучном деле научите ребенка находить приятное или делать перерывы, чтобы, например, выпить стакан сока, поиграть с собакой, почитать любимую книжку. Отмените ночные бдения перед телевизором или за компьютером (это правило, как и все остальные, должно быть общим для всей семьи). Обсудите с детьми, как пересекаются разные области знаний. Например, как знания по географии могут пригодиться на уроках истории и литературы. Не упрекайте ребенка в том, что он ничего не делает, «а вот вы в его годы...». Такие разговоры способны вызвать только реакцию протеста, а не побудить срочно чем-то заняться или заинтересоваться. Подросток в лучшем случае усмехнется про себя и подумает. «Ну и чего вы добились?» Кстати говоря, в «ваши» годы возможности и требования были совсем другими, мир изменился и продолжает меняться. Спросите у ребенка, что такое, с его точки зрения, «сила воли» и есть ли она у него? Может ли он заставить себя выполнять не очень интересное задание? Умеет ли усилием воли сосредоточиться на уроке или даже не пытается? Объясните школьнику, что надо развивать не абстрактную силу воли, а совершенно конкретную, относящуюся к какому-либо намерению – получить «отлично» на экзамене по математике, выучить английский язык и т. п. Вместе с ребенком создайте план: какие именно шаги следует предпринять. Помогите не отступать от намеченного. И, конечно же, нельзя не поговорить о еще одной важной причине успехов или не успехов в учении – отношениях «учитель – ученик». Нередко ребенок не может добиться успехов из-за плохих отношений с учителем. Первоклассник в этом случае обижается и жалуется родным: «Мария Ивановна не разу не похвалила меня перед всем классом», а подросток перестает готовить уроки, начинает прогуливать. Одна десятиклассница прогуливала уроки физики, объясняя свою нелюбовь к предмету тем, что учительница, которая учит их уже второй год, ни разу не обратилась к ней по имени (хотя других учащихся называла по имени). Отношение к предмету, который давался девочке с трудом, кардинально изменилось после того, как учительница стала обращаться к ней по имени. Взрослым важно учесть, что сложности во взаимоотношениях с учителями могут возникнуть как по вине учителя, так и по вине самого ученика. Родители часто говорят о том, что учитель придирается или недолюбливает их ребенка, не задумываясь о том, что, возможно, школьник не выполняет элементарных требований учителя, игнорирует общие для всех правила поведения на уроке и т. п. Надо попытаться понять, в чем причины нелюбви ребенка к данному предмету. Школьник так или иначе даст понять, что у него не складываются отношения с учителем. Можно и расспросить об этом, но не напрямую, а просто поинтересоваться, кто и как преподает тот или иной предмет. Родители могут прийти за советом к самому учителю. Нельзя начинать разговор с обвинений и вопросов типа: «Почему вы травите моего ребенка?». Спросите, какие у педагога есть претензии к школьнику. Учитель может плохо относиться к ученику, постоянно не готовому к уроку. Проследите, чтобы у ребенка было все необходимое для данного урока. Если учитель увидит, что его предмет считают важным, стараются изучать его, то изменит свое мнение об ученике. Взрослые не должны делить школьные предметы на важные и неважные, так как и ребенок начнет так считать. Из-за этого у него могут испортиться отношения с педагогами. В сложной ситуации следует обратиться за помощью к психологу.

№ слайда 15
Описание слайда:

№ слайда 16
Описание слайда:

№ слайда 17
Описание слайда:

№ слайда 18 Заключительное слово классного руководителя и советы родителям Ни в коем случае
Описание слайда:

Заключительное слово классного руководителя и советы родителям Ни в коем случае нельзя стращать ребенка предстоящей учебой и трудностями этой учебы. Не надо говорить о том, что у вас всегда были только пятерки и все всегда получалось сразу (подумайте, так ли это на самом деле?). Сегодня на собрании мы с вами рассмотрели основные вопросы, связанные с проблемой отсутствия у ребенка интереса к учебе. Попытались найти на них ответы. В заключение хочется еще раз напомнить вам некоторые советы специалистов.

№ слайда 19 Не старайтесь подменить собой учителя, требуя от ребенка больше, чем ему задано
Описание слайда:

Не старайтесь подменить собой учителя, требуя от ребенка больше, чем ему задано (например, написать не одну строчку в прописи, а целую страницу; переписывать по многу раз домашнее задание, пока оно не будет выполнено идеально). Сегодня на собрании мы с вами рассмотрели основные вопросы, связанные с проблемой отсутствия у ребенка интереса к учебе. Попытались найти на них ответы. В заключение хочется еще раз напомнить вам некоторые советы специалистов.

№ слайда 20 В своих ожиданиях надо исходить из реальных возможностей ребенка. Не требовать д
Описание слайда:

В своих ожиданиях надо исходить из реальных возможностей ребенка. Не требовать долгого напряжения от быстро утомляющегося, неусидчивого школьника. По поводу режима дня для вашего ребенка проконсультируйтесь с психологом.

№ слайда 21 Проявляйте интерес к учебной деятельности ребенка, например ищите нужные книги и
Описание слайда:

Проявляйте интерес к учебной деятельности ребенка, например ищите нужные книги или информацию в Интернете. Но делайте это не вместо ребенка, а вместе с ним. Раз и навсегда откажитесь от привычки писать за школьника рефераты, сочинения и пр.

№ слайда 22 Не надо бояться плохих отметок больше, чем их боится ваш ребенок. Кроме того, не
Описание слайда:

Не надо бояться плохих отметок больше, чем их боится ваш ребенок. Кроме того, не следует заставлять его во чтобы то ни стало делать все на «отлично». Ребенку полезно получить то, что он заслужил.

№ слайда 23
Описание слайда:

№ слайда 24 Источники: Статья - http://psy-school.narod.ru/
Описание слайда:

Источники: Статья - http://psy-school.narod.ru/

№ слайда 25  Математика
Описание слайда:

Математика

№ слайда 26
Описание слайда:

№ слайда 27
Описание слайда:

№ слайда 28 Каковы же причины падения интереса к учебе и что могут сделать родители, чтобы п
Описание слайда:

Каковы же причины падения интереса к учебе и что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку избежать разочарования в учебном процессе? Ребенок, который с радостью ходит в школу, без напоминаний садится за домашнее задание, активен на уроках, с интересом учится, – мечта всех родителей. Но, как известно, если в начальные классы почти все дети идут охотно, то в средней школе желание учиться у большинства пропадает.

№ слайда 29
Описание слайда:

Родительское собрание на тему: "Как не отбить у ребенка желание учиться"
  • Другое
Описание:

КАК НЕ ОТБИТЬ У ДЕТЕЙ ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ
(
беседа)

Примерное содержание беседы с родителями

Ребенок, который с радостью ходит в школу, без напоминаний садится за домашнее задание, активен на уроках, с интересом учится, – мечта всех родителей. Но, как известно, если в начальные классы почти все дети идут охотно, то в средней школе желание учиться у большинства пропадает.

Каковы же причины падения интереса к учебе и что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку избежать разочарования в учебном процессе?

Учеников попросили ответить на вопрос: «Какие уроки вам нравятся, а какие нет и почему?»

Ребята перечислили самые разные школьные предметы, любимые и нелюбимые, а свое отношение к ним объяснили так:

Причины, по которым уроки нравятся:

– «Мне интересно».

– «Хочу быть умным, грамотным».

– «Хочу много знать».

– «Я люблю учителей, которые ведут эти уроки».

– «Когда что-то получается на этом уроке – появляется радость».

Причины, по которым уроки не нравятся.

– «Скучно».

– «Ставят плохие оценки».

– «Устаю».

– «Ничего не получается».

– «Не нравится учительница, которая ведет этот урок».

Этот опрос показывает, что главными побудительными силами в процессе учебы для ребенка является интерес к изучаемому, собственные успехи на уроке и хорошие отношения с учителем.

П о г о в о р и м   о б   у с п е х а х.

В психологии есть понятие «выученный неуспех». Так называют состояние, когда человек заранее считает, что у него ничего не получится, и поэтому даже не пробует решить трудную задачу, не начинает учиться чему-то новому. У окружающих создается впечатление, что ребенок ленится, раз не хочет даже попытаться. Однако именно взрослые, и в первую очередь родители, виноваты в том, что у ребенка опустились руки и он перестал верить в собственные силы. Ведь все его достижения обесцениваются завышенными требованиями со стороны родителей.

Родители, слишком много ожидающие от своего чада, беседу с классным руководителем начинают со слов: «В нашей семье все хорошо учились, окончили школу с золотой медалью, имеют красный диплом, всегда были отличниками» и т. д.

Им искренне непонятно, как это можно учиться на четверки, а уж тройки воспринимаются как свидетельство лени или полного отсутствия способностей у ребенка.

Некоторые родители, считая своих детей способными, чаще обращают внимание на ошибки и неудачи ребенка, чем на его успехи, надеясь тем самым побудить его стараться еще больше. Однако постоянное подчеркивание недостатков приносит огромный вред – школьник приходит к выводу, что, несмотря на все свои старания, он неспособен оправдать ожидания родителей. Ребенок перестает верить в свои силы, теряет интерес к любой интеллектуальной или творческой деятельности.

Бывает, что родители специально занижают достижения своих весьма способных детей, чтобы те не загордились. Из-за этого ребенок не получает удовольствия от своих успехов, он постоянно стремится добиться большего, чтобы наконец-то заслужить поощрение родных.

Даже став взрослыми и самостоятельными, такие люди все время стремятся кому-то доказать свою компетентность и значимость.

Помните об этом, очень важно соблюдать следующие правила:

· Избегать разговоров на тему, что все в семье были отличниками и что единственная приемлемая отметка – это пятерка. Необходимо показывать ребенку, что вы рады его даже небольшим, с вашей точки зрения, успехам.

· Нельзя сообщать ребенку, что вы поставили на нем крест, если он не оправдал ваших ожиданий, например в области математики. Возможно, его призвание – гуманитарные науки?

· Не следует запугивать детей необходимостью учиться, чтобы не стать бомжом, дворником и т. п. В подростковом возрасте подобные нотации часто приводят к противоположному результату – ребенок, отчаявшийся чего-то добиться или соответствовать представлениям взрослых, потерявший интерес к учебному процессу, начинает демонстративно заявлять, что он и мечтает стать дворником, чтобы его все оставили в покое.

· Не обесценивайте достижений ребенка, оценивая его работу. Например, не следует говорить: «Это еще хорошо, что тебе учительница четверку поставила. Я бы за такое сочинение выше тройки не поставил».

Многие родители переживают, что их дети не очень интересуются учебой, работают «из-под палки», ленятся. Нередко можно услышать от взрослых, что ребенок равнодушен не только к учебе, он вообще ничем не интересуется. И тогда в беседе звучат примерно такие слова: «Да ему же ничего не интересно! Чего мы ему только ни предлагали – он ничего не хочет делать! Что же с ним будет дальше?» В ответ на это хочется не менее эмоционально возразить: «Не может быть, чтобы ребенка совсем ничего не интересовало!»

Следует задуматься: не предлагаете ли вы ребенку то, что интересует вас самих, но не его? Возможно, в его отказе от предложенных занятий выражается стремление проявить самостоятельность? Или ребенку не удается добиться успеха в предлагаемых видах деятельности, потому что у него нет к ним склонности, а вы предъявляете слишком высокие требования, и он боится их не оправдать?

Отсутствие интереса к учебе, то есть скука, закономерно приводит к появлению лени – универсального защитника от бесполезной (по мнению ребенка) деятельности. В подростковом возрасте эта проблема становится наиболее актуальной, так как основные интересы из познавательной сферы перемещаются в сферу общения. И тогда учеба превращается в надоевшую и скучную повинность.

Дети не понимают, зачем им может понадобиться большинство школьных предметов, а хорошо учиться и быть «любимчиком» у учителей означает потерять престиж в глазах сверстников. Родители не могут заставить подростков не только сесть за уроки, но и выполнять элементарные обязанности по дому – мыть за собой посуду, ходить в магазин или работать на садовом участке. Все это кажется им тоскливым, однообразным и отрывает от возможности провести время по своему усмотрению.

Что же специалисты советуют родителям?

Понаблюдайте за ребенком (это касается детей младшего школьного возраста): во что он охотно играет, как любит проводить свободное время, о чем говорит с интересом. Выяснив, какая область знаний больше всего привлекает вашего ребенка, помогите ему применить этот интерес на практике. Можно договориться с учителем, чтобы он дал задание школьнику подготовить доклад или сделать газету по интересующей его теме. Ребенок поверит в свои силы и захочет развиваться дальше, если почувствует себя компетентным. Неоспоримый факт: интересно то, что получается, а лучше всего получается то, что интересно.

Узнайте у школьника, что именно он изучает в данный момент по тому или иному предмету. Расспрашивайте, признавайтесь, что вы чего-то не знаете или плохо помните. Пусть объяснит вам. Некоторые дети будут отмахиваться от таких вопросов и говорить, что не помнят или не хотят обсуждать. Настаивать не стоит. Можно спровоцировать обсуждение каких-то учебных тем общим просмотром фильма о животных или спектакля, можно «подсунуть» ребенку учебник по занимательной физике или химии.

Приучайте ребенка поддерживать тонус, то есть рабочее состояние организма. Лень принимает наиболее катастрофический характер в тех случаях, когда человек устает физически или душевно. Каждый выходной должен быть наполнен действительно отдыхом, а не ударным трудом на даче или ремонтом. В любом трудном и скучном деле научите ребенка находить приятное или делать перерывы, чтобы, например, выпить стакан сока, поиграть с собакой, почитать любимую книжку. Отмените ночные бдения перед телевизором или за компьютером (это правило, как и все остальные, должно быть общим для всей семьи).

Обсудите с детьми, как пересекаются разные области знаний. Например, как знания по географии могут пригодиться на уроках истории и литературы.

Не упрекайте ребенка в том, что он ничего не делает, «а вот вы в его годы...». Такие разговоры способны вызвать только реакцию протеста, а не побудить срочно чем-то заняться или заинтересоваться. Подросток в лучшем случае усмехнется про себя и подумает. «Ну и чего вы добились?» Кстати говоря, в «ваши» годы возможности и требования были совсем другими, мир изменился и продолжает меняться.

Спросите у ребенка, что такое, с его точки зрения, «сила воли» и есть ли она у него? Может ли он заставить себя выполнять не очень интересное задание? Умеет ли усилием воли сосредоточиться на уроке или даже не пытается? Объясните школьнику, что надо развивать не абстрактную силу воли, а совершенно конкретную, относящуюся к какому-либо намерению – получить «отлично» на экзамене по математике, выучить английский язык и т. п.

Вместе с ребенком создайте план: какие именно шаги следует предпринять. Помогите не отступать от намеченного.

И, конечно же, нельзя не поговорить о еще одной важной причине успехов или не успехов в учении – отношениях «учитель – ученик».

Нередко ребенок не может добиться успехов из-за плохих отношений с учителем. Первоклассник в этом случае обижается и жалуется родным: «Мария Ивановна не разу не похвалила меня перед всем классом», а подросток перестает готовить уроки, начинает прогуливать.

Одна десятиклассница прогуливала уроки физики, объясняя свою нелюбовь к предмету тем, что учительница, которая  учит их уже второй год, ни разу не обратилась к ней по имени (хотя других учащихся называла по имени). Отношение к предмету, который давался девочке с трудом, кардинально изменилось после того, как учительница стала обращаться к ней по имени.

Взрослым важно учесть, что сложности во взаимоотношениях с учителями могут возникнуть как по вине учителя, так и по вине самого ученика. Родители часто говорят о том, что учитель придирается или недолюбливает их ребенка, не задумываясь о том, что, возможно, школьник не выполняет элементарных требований учителя, игнорирует общие для всех правила поведения на уроке и т. п.

Надо попытаться понять, в чем причины нелюбви ребенка к данному предмету. Школьник так или иначе даст понять, что у него не складываются отношения с учителем. Можно и расспросить об этом, но не напрямую, а просто поинтересоваться, кто и как преподает тот или иной предмет.

Родители могут прийти за советом к самому учителю. Нельзя начинать разговор с обвинений и вопросов типа: «Почему вы травите моего ребенка?». Спросите, какие у педагога есть претензии к школьнику. Учитель может плохо относиться к ученику, постоянно не готовому к уроку. Проследите, чтобы у ребенка было все необходимое для данного урока. Если учитель увидит, что его предмет считают важным, стараются изучать его, то изменит свое мнение об ученике.

Взрослые не должны делить школьные предметы на важные и неважные, так как и ребенок начнет так считать. Из-за этого у него могут испортиться отношения с педагогами.

В сложной ситуации следует обратиться за помощью к психологу.

Заключительное слово классного руководителя и советы родителям.

Сегодня на собрании мы с вами рассмотрели основные вопросы, связанные с проблемой отсутствия у ребенка интереса к учебе. Попытались найти на них ответы.

В заключение хочется еще раз напомнить вам некоторые советы специалистов.

· Ни в коем случае нельзя стращать ребенка предстоящей учебой и трудностями этой учебы. Не надо говорить о том, что у вас всегда были только пятерки и все всегда получалось сразу (подумайте, так ли это на самом деле?).

· Не старайтесь подменить собой учителя, требуя от ребенка больше, чем ему задано (например, написать не одну строчку в прописи, а целую страницу; переписывать по многу раз домашнее задание, пока оно не будет выполнено идеально).

· В своих ожиданиях надо исходить из реальных возможностей ребенка. Не требовать долгого напряжения от быстро утомляющегося, неусидчивого школьника. По поводу режима дня для вашего ребенка проконсультируйтесь с психологом.

· Проявляйте интерес к учебной деятельности ребенка, например ищите нужные книги или информацию в Интернете. Но делайте это не вместо ребенка, а вместе с ним. Раз и навсегда откажитесь от привычки писать за школьника рефераты, сочинения и пр.

· Не надо бояться плохих отметок больше, чем их боится ваш ребенок. Кроме того, не следует заставлять его во чтобы то ни стало делать все на «отлично». Ребенку полезно получить то, что он заслужил.


Приложение 1

 

МИНИ-ИССЛЕДОВАНИЕ

Учащихся вторых классов попросили ответить на вопрос: «Какие уроки вам нравятся, а какие нет и почему?» Ребята перечислили самые разные школьные предметы, любимые и нелюбимые.
Вот как школьники объясняли свое отношение:

Причины,
по которым уроки нравятся

Причины,
по которым уроки не нравятся

«Мне интересно»
«Хочу быть умным, грамотным»
«Хочу много знать»
«Я люблю учителей, которые ведут эти уроки»
«Когда что-то получается на этом уроке — появляется радость»

«Скучно»
«Ставят плохие оценки»
«Устаю»
«Ничего не получается»
«Не нравится учительница, которая ведет этот урок»

Это мини-исследование показывает, что главными побудительными силами в процессе учебы для ребенка являются интерес к изучаемому, собственные успехи на уроке и хорошие отношения с учителем.

 

 

Автор Юракова Наталия Петровна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 344
Номер материала 42942
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓