Родительское
собрание - диспут
«Учёба
в школе - это долг и радость»
Цель:
|
ознакомление родителей и обучающихся с особенностями
формирования дружеских взаимоотношений у детей младшего школьного возраста.
|
Задачи:
|
·
расширение знаний родителей о детской дружбе;
·
привитие навыков сотрудничества родителей и ребёнка;
·
дать рекомендации по теме собрания.
|
Ход
родительского собрания
Организационный
момент. Вступительное слово классного руководителя.
1.Дети
исполняют «Гимн класса».
Слово
учителя: Для
меня важно, чтобы ребенок был счастлив, находился в
мире с самим собой, объективно воспринимал себя, оценивал свои способности,
возможности и уникальность.
Сердце
отдаю детям,
У моих детей мысли добрые,
Ибо их мысли стали делами.
Дела их добрые,
Ибо дела стали поступками.
Поступки – добрые.
Ибо поступки –стали привычками.
И пусть привычки их будут добрыми,
Ибо привычки станут – характером.
Сегодня
мы с вами поговорим на очень важную тему: «Учёба
в школе - это долг и радость».
Радость
в школьной жизни зависит во многом от взаимоотношений с одноклассниками, их
взаимной дружбе.
– Существует множество высказываний о дружбе, как мыслителей
античности, так и современности. Все они пытались понять, что такое дружба:
“Единственный способ иметь друга – самому быть им”. – Эмерсон.
“Без дружбы жизнь ничто”. – Цицерон.
“Никогда счастье не ставило человека на такую высоту, что бы он
не нуждался в друге”. – Сенека.
– Мы с ребятами на классном часе обсуждали серьезную интересную
тему "Друг, дружба, законы дружбы". Детям предлагалось подумать над
вопросом, что значит “дружба” и зачем она нужна людям?
Предлагаю по группам обсудить вопросы:
·
1группа «Можно ли представить себе
человека без других людей? Зачем человеку другие люди?
·
2 группа «Каковы способы выхода их
конфликтной ситуации? Как найти пути к бесконфликтной ситуации?»
·
3 группа «Должно ли быть добро с
кулаками? …..
– Происходит путаница понятий “друзья” и “приятели”. Те, кого
они называют друзьями, по большому счёту таковыми не являются, т.к. в младших
классах дружба нередко складывается по случайным мотивам (живут рядом, сидят за
одной партой, родители дружат и т.д.). С приятелями встречаются для занятий
спортом, игры, прогулки или учёбы. А с другом обычно делятся своими мечтами,
чувствами, заботами, переживаниями. И хотя приятельские отношения до 10-летнего
возраста не перерастают до высот дружбы, тем не менее, приятели, как правило,
называют себя лучшими друзьями.
–
Было интересно, как “видят” друга девочки, а как – мальчики. Общее в ответах
девочек и мальчиков: друг – это человек: которому можно доверять
(“рассказать секреты”, “тайну раскрыть”); с которым можно организовать
совместную деятельность (“вместе гулять”, “сходить в гости”); который поможет в
трудную минуту (“подскажет, как быть”, “поддержит”).
Различия во взглядах проявляются преимущественно в разных формах отношений. Девочки
выделяют такие качества друга, как умение сочувствовать, доверительно общаться;
друг для девочек – это очень близкий человек, как брат или сестра.
То есть для девочек более значим и ценен эмоциональный компонент межличностных
отношений.
Мальчики
же больше выделяют деятельностные характеристики взаимоотношений: “Друг
заступится, если кто-то обидит”, “С другом можно поиграть в подвижные игры”,
“Ему можно дарить подарки”.
Один ученик написал, что общается с друзьями не потому, что у
них дорогие телефоны, что отличники, а потому, что ему с ними интересно.
Особенности дружбы в младшем школьном возрасте:
·
Складывается по случайным мотивам.
·
Отношения непрочные:
наблюдается быстрая смена друзей, симпатий и антипатий, зависимость от
стихийных детских норм.
·
Требования, предъявляемые к другу,
ребёнок не всегда относит к себе.
·
Потребительское отношение к
дружбе: дружат за то, что “друг” и во всём соглашается, всегда даст
списать и выходит гулять по первому зову. Главное в этих отношениях то, что
друг может дать лично тебе.
– Почему же не у всех детей есть друзья? От чего зависит выбор?
Вполне может быть, что ребёнок неправильно подходит к выбору друга.
Слово школьному психологу:
-Необходимой предпосылкой для прочной дружбы, скорее всего,
служит личный выбор на основе трудно определяемой симпатии.
Возможно, что такая симпатия зависит от недостатков,
которые ребёнок смутно находит сам у себя и не видит у избранного партнёра:
избалованный выбирает самостоятельного, трусливый – храброго,
– Но всё-таки, как доказано психологическими
исследованиями, подлинная основа для дружбы зависит от сходных черт,
совпадения интересов, образа мышления.
Для того чтобы найти себе друга по душе, необходимо, прежде
всего, разобраться в себе, в своих предпочтениях и
недостатках, в самом понятии дружбы.
– А теперь поговорим о том, что мешает дружбе. Возможно,
неумение устанавливать дружеские отношения связано с застенчивостью,
неумением общаться, незнанием элементарных правил поведения.
Кстати, если ребёнок очень закрыт, то одноклассники могут инстинктивно
провоцировать его на агрессию, чтобы посмотреть, что он сделает в ответ, и
оценить – это опасно или нет?
Может быть, ребёнок почти всегда ходит, нахмурившись, редко
улыбается? Захочется ли вам налаживать отношения с человеком, у которого
постоянно плохое настроение?
Может, плохо учится? Для начальной школы это очень
важный показатель.
Часто обижается? Обида – тоже вид агрессии, способ
манипуляции людьми, не каждому понравится, если им будут манипулировать.
А, может быть, он зануда и плакса, жалуется по
поводу и без повода? Таких, точно. Не любит никто.
Или паникёр, подвержен постоянному беспричинному
страху? Через месяц общения с таким человеком очень сильно устанешь.
Мрачное, пессимистичное отношение к жизни может отвернуть от ребёнка друзей.
А, может, он хвастун или всезнайка?
Согласитесь, человек, который постоянно всех поучает и говорит, что может
сделать лучше и рассказывает всем обо всём, становится просто невыносим.
Случается, что у человека нет чувства юмора. Это
очень тяжело. В присутствии таких людей всегда напряжённая атмосфера.
Окружающие боятся, как бы не обидеть такого человека случайной шуткой. Кстати,
иметь чувство юмора – это не обязательно уметь веселить и веселиться. Это –
прежде всего – способность противостоять жизненным трудностям, оптимизм, умение
посмеяться, пошутить и над собой, адекватно принимая юмор и в свой адрес тоже.
А ещё не дружат с врунишками и злюками, грязнулями и
жадинами, с завистниками и непорядочными людьми.
Памятка для родителей
Со
своей стороны вы, как родители, можете сделать следующее:
·
приглашайте в гости одноклассников вашего ребёнка, так вы лучше
их узнаете и сможете контролировать и влиять на их взаимоотношения; дайте
ребёнку самостоятельность в выборе друзей и разрешении конфликтов, а если всё
же вмешиваетесь, то выясняйте отношения не с обидчиком, а с его родителями, и
не по телефону, а прилюдно – например, на родительском собрании;
·
учите не бояться ошибок, рассказывайте о своих проблемах в
детстве, о том, как вы их переживали и как с ними справлялись, этим вы снизите
излишнюю тревогу и напряжённость у вашего ребёнка, улучшите его поведение и
привлекательность для сверстников;
·
разрешайте проявлять негативные эмоции, т.к. подобный запрет
может вызвать сложности в установлении взаимоотношений с людьми (например,
ребёнок будет избегать любых физических контактов, даже с целью защиты; на
уроках физкультуры откажется играть в баскетбол; с опаской будет кидать
“снежок”, сделанный из бумаги); человек, живущий полноценной жизнью, позволяет
себе и радоваться, и гневаться; кстати, мальчишеские драки – это, в основном,
результат потребности в тактильном контакте, т. к. удовлетворить эту
потребность другим путём мальчики не могут;
·
подумайте, не являются ли ссоры ребёнка с друзьями следствием
ваших ошибок в его воспитании: если дома он – центр вселенной, то ждёт такого
же отношения со стороны других детей, добивается своего, провоцируя конфликты;
если ребёнок заброшен, он испытывает обиду и злость – вымещает в ссорах
накопившиеся в его душе чувства; если часто является свидетелем ссор между
родителями или другими членами семьи – начинают подражать их поведению;
·
обсуждайте с ребёнком причины конфликтов с друзьями,
постарайтесь сами стать для него другом;
·
объясните, что такое “кодекс дружбы”.
“Кодекс дружбы”.
1. Делиться новостями.
2. Оказывать поддержку, добровольно помогать в случае необходимости.
3. Стараться, чтобы другу было приятно в твоём обществе.
4. Доверять.
5. Защищать друга в его отсутствие.
6. Не критиковать друга публично.
7. Не быть назойливым, не поучать.
– Это совсем не значит, что, придя домой, вы скажите своему
чаду: “С тобой не дружат, потому что ты … . Сейчас я тебя буду учить”. Лучше
всего сказать следующим образом: “Я тебя очень люблю. Ты у меня
замечательный, но иногда ты поступаешь не совсем правильно: … Если хочешь иметь
друзей, попробуй сделать следующее: … Возможно, что не всё получится сразу,
будут ошибки. Но ведь ты только учишься дружить. Я уверена, что со временем у
тебя всё получится”.
Круг радости
А сейчас,
ребята, я вам предлагаю поиграть в игру «паутинка». Я беру за один конец
клубка, зажимаю его в руке и бросаю клубок ниток другому со словами: «Я – Марина
Анатольевна, бросаю клубок Иванникову Ване». Ваня, держась за нить, бросает
клубок дальше и называет свое имя и имя следующего игрока.Вот видите ребята, вы
все связаны друг с другом, и даже если мы отпустим нашу паутину все равно от
поступков каждого зависит жизнь В ВАШЕМ КЛАССЕ.
Учеба в школе –долг
Вопросы для
обсуждения
Какой
учебный предмет для тебя интересней?
Откуда
берётся лень учиться?
}
Что нужно изменить в
преподавании дисциплин, чтобы учение было радостным?
} Над чем нужно работать, чтобы изменить отношение к
учёбе в лучшую сторону?
Математикам
}
Доставляет ли умственная работа
вам наслаждение
}
Действительно ли «математика ум
в порядок приводит?»
}
Какие качества у человека
вырабатываются, если серьёзно заняться математикой?
Знатокам
естественных наук
}
Из чего складывается у вас
интерес к наукам, изучаемым в школе?
}
Считаете ли вы себя человеком
любознательным?
}
Какие факты, события, научные
законы вызвали у вас удивление и желание узнать об этом больше?
Любителям русского языка
}
Что тебе больше всего нравится
делать на уроке- слушать учителя, товарища, заниматься самостоятельной работой,
выполнять творческое задание?
}
Часто ли ты на уроке задаёшь
вопросы?
Родителям
}
Что вы предпочитаете делать,
когда задано сложное домашнее задание?
}
Должен ли ребёнок ждать
возвращения родителей с работы?
Вопросы
для обсуждения:
1. Есть ли у
тебя друг, товарищ? Если да, то почему ты считаешь его своим другом, товарищем?
Вывод
1: Настоящая дружба бескорыстна, она держится на
общности интересов и взаимной привязанности.
2. Какие черты
характера, качества друга, товарища ты больше всего ценишь?
Вывод
2: Дружба, действительно, всегда предполагает верность,
постоянство, честность, преданность, бескорыстие, доброту.
3. Готов ли
твой друг, товарищ поступиться своими интересами, если этого требуют твои дела,
твое благополучие?
Вывод 3: Истинный друг – это твой советчик, товарищ, помощник. Он
никогда тебя не подведет в трудной ситуации и не продаст.
4. Какие
проступки ты смог бы простить другу и товарищу? (Примеры учащихся
из собственного опыта).
Вывод
4: Умейте слушать, понимать и прощать друзьям
и товарищам.
5. Чего не смог бы
простить ему?
(Мнения
учащихся). Дружба несовместима с эгоизмом, предательством. Нет оправдания
другу, который в трудную минуту не помог в беде, опасности.
Вывод
5: Перед другом у каждого есть свои
обязанности. Ты должен не оставлять друга в трудную минуту а, ты должен
выручать его, помогать в горе, делить с ним его радость.
6.Может
ли дружба и товарищество сделать человека лучше, избавить его от недостатков?
Вывод
6: Дружба помогает избавиться от дурных
привычек и недостатков. Она строится на искренних отношениях.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.