Главная / Классному руководителю / Родительское собрание - диспут «Учёба в школе - это долг и радость»

Родительское собрание - диспут «Учёба в школе - это долг и радость»

Родительское собрание - диспут

«Учёба в школе - это долг и радость»

Цель:

ознакомление родителей и обучающихся с особенностями формирования дружеских взаимоотношений у детей младшего школьного возраста.

Задачи:

  • расширение знаний родителей о детской дружбе;

  • привитие навыков сотрудничества родителей и ребёнка;

  • дать рекомендации по теме собрания.

Ход родительского собрания

Организационный момент. Вступительное слово классного руководителя.

1.Дети исполняют «Гимн класса».

Слово учителя: Для меня важно, чтобы ребенок был счастлив, находился в мире с самим собой, объективно воспринимал себя, оценивал свои способности, возможности и уникальность.

Сердце отдаю детям,
У моих детей мысли добрые,
Ибо их мысли стали делами.
Дела их добрые,
Ибо дела стали
поступками.
Поступки – добрые.
Ибо поступки –
стали привычками.
И пусть привычки их
будут добрыми,
Ибо привычки станут – характером.

Сегодня мы с вами поговорим на очень важную тему: «Учёба в школе - это долг и радость».

Радость в школьной жизни зависит во многом от взаимоотношений с одноклассниками, их взаимной дружбе.

Существует множество высказываний о дружбе, как мыслителей античности, так и современности. Все они пытались понять, что такое дружба:

Единственный способ иметь друга – самому быть им”. – Эмерсон.

Без дружбы жизнь ничто”. – Цицерон.

Никогда счастье не ставило человека на такую высоту, что бы он не нуждался в друге”. – Сенека.

Мы с ребятами на классном часе обсуждали серьезную интересную тему "Друг, дружба, законы дружбы". Детям предлагалось подумать над вопросом, что значит “дружба” и зачем она нужна людям?

Предлагаю по группам обсудить вопросы:

  • 1группа «Можно ли представить себе человека без других людей? Зачем человеку другие люди?

  • 2 группа «Каковы способы выхода их конфликтной ситуации? Как найти пути к бесконфликтной ситуации?»

  • 3 группа «Должно ли быть добро с кулаками? …..

Происходит путаница понятий “друзья” и “приятели”. Те, кого они называют друзьями, по большому счёту таковыми не являются, т.к. в младших классах дружба нередко складывается по случайным мотивам (живут рядом, сидят за одной партой, родители дружат и т.д.). С приятелями встречаются для занятий спортом, игры, прогулки или учёбы. А с другом обычно делятся своими мечтами, чувствами, заботами, переживаниями. И хотя приятельские отношения до 10-летнего возраста не перерастают до высот дружбы, тем не менее, приятели, как правило, называют себя лучшими друзьями.

Было интересно, как “видят” друга девочки, а как – мальчики. Общее в ответах девочек и мальчиков: друг – это человек: которому можно доверять (“рассказать секреты”, “тайну раскрыть”); с которым можно организовать совместную деятельность (“вместе гулять”, “сходить в гости”); который поможет в трудную минуту (“подскажет, как быть”, “поддержит”).
Различия во взглядах проявляются преимущественно в разных формах отношений. Девочки выделяют такие качества друга, как умение сочувствовать, доверительно общаться; друг для девочек – это очень близкий человек, как брат или сестра. 
То есть для девочек более значим и ценен эмоциональный компонент межличностных отношений.

Мальчики же больше выделяют деятельностные характеристики взаимоотношений: “Друг заступится, если кто-то обидит”, “С другом можно поиграть в подвижные игры”, “Ему можно дарить подарки”.

Один ученик написал, что общается с друзьями не потому, что у них дорогие телефоны, что отличники, а потому, что ему с ними интересно.

Особенности дружбы в младшем школьном возрасте:

  • Складывается по случайным мотивам.

  • Отношения непрочные: наблюдается быстрая смена друзей, симпатий и антипатий, зависимость от стихийных детских норм.

  • Требования, предъявляемые к другу, ребёнок не всегда относит к себе.

  • Потребительское отношение к дружбе: дружат за то, что “друг” и во всём соглашается, всегда даст списать и выходит гулять по первому зову. Главное в этих отношениях то, что друг может дать лично тебе.

Почему же не у всех детей есть друзья? От чего зависит выбор? Вполне может быть, что ребёнок неправильно подходит к выбору друга.

Слово школьному психологу:

-Необходимой предпосылкой для прочной дружбы, скорее всего, служит личный выбор на основе трудно определяемой симпатии.

Возможно, что такая симпатия зависит от недостатков, которые ребёнок смутно находит сам у себя и не видит у избранного партнёра: избалованный выбирает самостоятельного, трусливый – храброго,

Но всё-таки, как доказано психологическими исследованиями, подлинная основа для дружбы зависит от сходных черт, совпадения интересов, образа мышления.

Для того чтобы найти себе друга по душе, необходимо, прежде всего, разобраться в себе, в своих предпочтениях и недостатках, в самом понятии дружбы.

А теперь поговорим о том, что мешает дружбе. Возможно, неумение устанавливать дружеские отношения связано с застенчивостью, неумением общаться, незнанием элементарных правил поведения. Кстати, если ребёнок очень закрыт, то одноклассники могут инстинктивно провоцировать его на агрессию, чтобы посмотреть, что он сделает в ответ, и оценить – это опасно или нет?

Может быть, ребёнок почти всегда ходит, нахмурившисьредко улыбается? Захочется ли вам налаживать отношения с человеком, у которого постоянно плохое настроение?

Может, плохо учится? Для начальной школы это очень важный показатель.

Часто обижается? Обида – тоже вид агрессии, способ манипуляции людьми, не каждому понравится, если им будут манипулировать.

А, может быть, он зануда и плаксажалуется по поводу и без повода? Таких, точно. Не любит никто.

Или паникёр, подвержен постоянному беспричинному страху? Через месяц общения с таким человеком очень сильно устанешь. Мрачное, пессимистичное отношение к жизни может отвернуть от ребёнка друзей.

А, может, он хвастун или всезнайка? Согласитесь, человек, который постоянно всех поучает и говорит, что может сделать лучше и рассказывает всем обо всём, становится просто невыносим.

Случается, что у человека нет чувства юмора. Это очень тяжело. В присутствии таких людей всегда напряжённая атмосфера. Окружающие боятся, как бы не обидеть такого человека случайной шуткой. Кстати, иметь чувство юмора – это не обязательно уметь веселить и веселиться. Это – прежде всего – способность противостоять жизненным трудностям, оптимизм, умение посмеяться, пошутить и над собой, адекватно принимая юмор и в свой адрес тоже.

А ещё не дружат с врунишками и злюками, грязнулями и жадинами, с завистниками и непорядочными людьми.



Памятка для родителей

Со своей стороны вы, как родители, можете сделать следующее:

  • приглашайте в гости одноклассников вашего ребёнка, так вы лучше их узнаете и сможете контролировать и влиять на их взаимоотношения; дайте ребёнку самостоятельность в выборе друзей и разрешении конфликтов, а если всё же вмешиваетесь, то выясняйте отношения не с обидчиком, а с его родителями, и не по телефону, а прилюдно – например, на родительском собрании;

  • учите не бояться ошибок, рассказывайте о своих проблемах в детстве, о том, как вы их переживали и как с ними справлялись, этим вы снизите излишнюю тревогу и напряжённость у вашего ребёнка, улучшите его поведение и привлекательность для сверстников;

  • разрешайте проявлять негативные эмоции, т.к. подобный запрет может вызвать сложности в установлении взаимоотношений с людьми (например, ребёнок будет избегать любых физических контактов, даже с целью защиты; на уроках физкультуры откажется играть в баскетбол; с опаской будет кидать “снежок”, сделанный из бумаги); человек, живущий полноценной жизнью, позволяет себе и радоваться, и гневаться; кстати, мальчишеские драки – это, в основном, результат потребности в тактильном контакте, т. к. удовлетворить эту потребность другим путём мальчики не могут;

  • подумайте, не являются ли ссоры ребёнка с друзьями следствием ваших ошибок в его воспитании: если дома он – центр вселенной, то ждёт такого же отношения со стороны других детей, добивается своего, провоцируя конфликты; если ребёнок заброшен, он испытывает обиду и злость – вымещает в ссорах накопившиеся в его душе чувства; если часто является свидетелем ссор между родителями или другими членами семьи – начинают подражать их поведению;

  • обсуждайте с ребёнком причины конфликтов с друзьями, постарайтесь сами стать для него другом;

  • объясните, что такое “кодекс дружбы”.

Кодекс дружбы”.

1. Делиться новостями.
2. Оказывать поддержку, добровольно помогать в случае необходимости.
3. Стараться, чтобы другу было приятно в твоём обществе.
4. Доверять.
5. Защищать друга в его отсутствие.
6. Не критиковать друга публично. 
7. Не быть назойливым, не поучать.

Это совсем не значит, что, придя домой, вы скажите своему чаду: “С тобой не дружат, потому что ты … . Сейчас я тебя буду учить”. Лучше всего сказать следующим образом: “Я тебя очень люблю. Ты у меня замечательный, но иногда ты поступаешь не совсем правильно: … Если хочешь иметь друзей, попробуй сделать следующее: … Возможно, что не всё получится сразу, будут ошибки. Но ведь ты только учишься дружить. Я уверена, что со временем у тебя всё получится”.

Круг радости

А сейчас, ребята, я вам предлагаю поиграть в игру «паутинка». Я беру за один конец клубка, зажимаю его в руке и бросаю клубок ниток другому со словами: «Я – Марина Анатольевна, бросаю клубок Иванникову Ване». Ваня, держась за нить, бросает клубок дальше и называет свое имя и имя следующего игрока.Вот видите ребята, вы все связаны друг с другом, и даже если мы отпустим нашу паутину все равно от поступков каждого зависит жизнь В ВАШЕМ КЛАССЕ.

Учеба в школе –долг

Вопросы для обсуждения

Какой учебный предмет для тебя интересней?

Откуда берётся лень учиться?

  • Что нужно изменить в преподавании дисциплин, чтобы учение было радостным?

  • Над чем нужно работать, чтобы изменить отношение к учёбе в лучшую сторону?

Математикам

  • Доставляет ли умственная работа вам наслаждение

  • Действительно ли «математика ум в порядок приводит?»

  • Какие качества у человека вырабатываются, если серьёзно заняться математикой?

Знатокам естественных наук

  • Из чего складывается у вас интерес к наукам, изучаемым в школе?

  • Считаете ли вы себя человеком любознательным?

  • Какие факты, события, научные законы вызвали у вас удивление и желание узнать об этом больше?

Любителям русского языка

  • Что тебе больше всего нравится делать на уроке- слушать учителя, товарища, заниматься самостоятельной работой, выполнять творческое задание?

  • Часто ли ты на уроке задаёшь вопросы?

Родителям

  • Что вы предпочитаете делать, когда задано сложное домашнее задание?

  • Должен ли ребёнок ждать возвращения родителей с работы?





















































Вопросы для обсуждения:

  1. Есть ли у тебя друг, товарищ? Если да, то почему ты считаешь его своим другом, товарищем?

Вывод 1: Настоящая дружба бескорыстна, она держится на общности интересов и взаимной привязанности.

  1. Какие черты характера, качества друга, товарища ты больше всего ценишь?

Вывод 2: Дружба, действительно, всегда предполагает верность, постоянство, честность, преданность, бескорыстие, доброту.

  1. Готов ли твой друг, товарищ поступиться своими интересами, если этого требуют твои дела, твое благополучие?

Вывод 3: Истинный друг – это твой советчик, товарищ, помощник. Он никогда тебя не подведет в трудной ситуации и не продаст.



  1. Какие проступки ты смог бы простить другу и товарищу? (Примеры учащихся из собственного опыта).

Вывод 4: Умейте слушать, понимать и прощать друзьям и товарищам.

  1. Чего не смог бы простить ему?

(Мнения учащихся). Дружба несовместима с эгоизмом, предательством. Нет оправдания другу, который в трудную минуту не помог в беде, опасности.

Вывод 5: Перед другом у каждого есть свои обязанности. Ты должен не оставлять друга в трудную минуту а, ты должен выручать его, помогать в горе, делить с ним его радость.

6.Может ли дружба и товарищество сделать человека лучше, избавить его от недостатков?

Вывод 6: Дружба помогает избавиться от дурных привычек и недостатков. Она строится на искренних отношениях.

































Родительское собрание - диспут «Учёба в школе - это долг и радость»
  • Классному руководителю
Описание:

Данная разработка проводится в середине учебного года, с целью ознакомления родителей и обучающихся с особенностями дружеских взаимоотношений среди младших школьников.

Задачами диспута являются:

  1. расширение знаний о детской дружбе
  2. привитие навыков сотрудничества детей и родителей
  1. дать рекомендации по теме собрания

план диспута

Сегодня мы с вами поговорим на очень важную тему: «Учёба в школе - это долг и радость».

Радость в школьной жизни  зависит во многом от взаимоотношений с одноклассниками, их взаимной дружбе.

– Существует множество высказываний о дружбе, как мыслителей античности, так и современности. Все они пытались понять, что такое дружба.

по группам обсудить вопросы:

·         1группа «Можно ли представить себе человека без других людей? Зачем человеку другие люди?

·         2 группа «Каковы способы выхода их конфликтной ситуации? Как найти пути к бесконфликтной ситуации?»

·         3 группа «Должно ли быть добро с кулаками? …..

Автор Едкова Марина Анатольевна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Классному руководителю
Подраздел Конспекты
Просмотров 1020
Номер материала 2013
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓