Родительское собрание. Тема:
«Режим дня в жизни младшего школьника»
Составила: учитель начальных классов Огнева Е.Л.
Задачи собрания:
- Показать родителям необходимость соблюдения
правил гигиены и выполнения режима дня школьника.
- Убедить родителей в необходимости
формирования у ребенка привычки выполнения режима дня.
Форма проведения:
семинар – практикум.
Оборудование к собранию:
- Памятка для родителей №1. Как сделать
зарядку любимой привычкой ребенка.
- Памятка для родителей №2. Как проводить
оздоровительные минутки при выполнении домашних заданий.
- Анкета для учащихся.
- Анкета для родителей.
- Презентация
Ход
собрания
I Вступительное слово классного
руководителя.
•
Начало обучения ребенка в школе – это, в первую
очередь, экзамен на зрелость той семьи, в которой он растет и развивается. Если
семья не готова к пониманию важности этого этапа в жизни ребенка, со временем
есть вероятность того, что ребенок войдет в одну из статистических групп,
приведенных на экране. [Слайд 3].
20-25% учеников остаются здоровыми после
окончания первого класса.
К концу первой четверти худеет 30% учеников.
1/3 учащихся имеют различные нарушения осанки.
30% учащихся имеют различные нарушения
зрения(20% близорукости).
Ежедневно дети недосыпают от 1,5 часов.
Отсутствие у родителей понимания проблемы,
незнание своего ребенка, родительский эгоизм и тщеславие, неумение и нежелание
наладить контакт со своим ребенком, поддержать его в это весьма непростой
период обучения в школе.
Одной из причин, которые приводят к ухудшению
физического здоровья и эмоционального состояния ребенка может быть
несоблюдение режима дня школьника. Некоторые родители крайне скептически
относятся к самому понятию «режим». А зря. Нельзя понимать соблюдение режима
ребенком как некую догму.
Выполнение режима дня позволяет ребенку
сохранить физическое и психическое равновесие, что дает возможность соблюдения
эмоционального равновесия. А ведь мы, взрослые, прекрасно знаем, что именно
этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, которая ведет к
хронической усталости и утомляемости. Эти постоянные симптомы приводят к
снижению работоспособности ребенка. Низкая работоспособность характеризуется:
- снижением количества правильных ответов на
уроках и дома после того, как ребенок выучил материал урока;
- повышением количества ошибок наряду с хорошо
выученным правилом;
- рассеянностью и невнимательностью ребенка,
быстрой утомляемостью;
- изменением почерком ребенка в связи с
ухудшением регуляции физических функций.
Безусловно, нельзя работать без утомления, но
ведь задача семьи состоит в том, чтобы предупредить переутомление и
способствовать такой организации жизни ребенка, которая позволит избежать
влиянию утомления на его здоровье. Как это организуют родители нашего класса?
I I Анализ анкет детей и родителей по
проблеме собрания
Анкеты для детей и для родителей заполняем
заранее. [Слайд 4-6]
Анкета для детей
- В котором часу ты встаешь утром?
- Тебя будят родители или ты встаёшь сам?
- Ты встаешь охотно или с трудом?
- Какие процедуры входят в твой утренний
туалет?
- Делаешь ли ты зарядку по утрам?
- Ты делаешь её один или с родителями?
- Как долго ты делаешь уроки?
- Ты выполняешь их сам или тебе помогают
родители?
- Гуляешь ли ты на улице перед тем, как начать
выполнять домашнее задания?
- В котором часу ты идешь спать?
Анкета для родителей
- Считаете ли вы необходимым условием
успешности учебной деятельности вашего ребенка выполнение им режима дня?
- Ваш ребенок встает сам или вы его будите?
- Он встает охотно или с трудом?
- Как вы на это реагируете?
- Занимаетесь ли вы закаливанием вашего ребенка?
- Делает ли ваш ребенок зарядку?
- Являетесь ли вы для него в этом примером?
- Позволяете ли вы своему ребенку увлекаться
телевизором?
- Гуляет ли ваш ребенок достаточное время на
свежем воздухе?
- Ваш ребенок делает уроки сам или вы ему
помогаете?
- Как долго по времени делает уроки ваш
ребенок?
- Каков ежедневный ритуал ко сну вашего
ребенка?
- Какие приемы вы используете для того, чтобы
ребенок чувствовал себя здоровым и бодрым?
I I I Родительские «НЕЛЬЗЯ» при соблюдении
режима дня.
Родители делятся на группы по
5 человек и разрабатывают запретительные законы для родителей класса, которыми
они должны руководствоваться при организации выполнения ребенком режима дня.
Родители работают в группах в течение 20 минут, затем каждая группа выступает с
докладом. На основе групповых запретов составляется общий свод родительских «НЕЛЬЗЯ».
НЕЛЬЗЯ:
- Будить ребенка в последний момент перед
уходом в школу.
- Кормить ребенка перед школой и после школы
сухой пищей, бутербродами.
- Требовать только отличных и хороших результатов
в школе, если он к ним не готов.
- Сразу после школьных уроков выполнять
домашние задания.
- Лишать детей игр на свежем воздухе из-за
плохих отметок в школе.
- Заставлять ребенка спать днем после уроков и
лишать его этого права.
- Кричать на ребенка вообще и во время
выполнения домашних заданий в частности.
- Заставлять многократно переписывать в
черновике.
- Не делать оздоровительных пауз во время
выполнения домашних заданий.
- Ждать папу и маму, чтобы начать выполнять
уроки.
- Сидеть у компьютера и телевизора более 40-45
минут.
- Смотреть перед сном страшные фильмы и играть
в шумные игры.
- Ругать ребенка перед сном.
- Не проявлять двигательную активность в
свободное время от уроков.
- Разговаривать с ребенком о его школьных
проблемах зло и назидательно.
- Не прощать ошибки и неудачи ребенка.
IV Знакомство родителей с рекомендуемым
режимом дня школьника
Режим дня - правильная
организация и чередование основных видов деятельности: труда, отдыха, питания,
сна.
Правильно организованный режим дня
поддерживает оптимальную возбудимость нервной системы школьника. [Слайд 7]
При приготовлении уроков дома следует обратить внимание на правильную организацию рабочего места
школьника; соответствие размеров стола и стула росту ребенка. [Слайд 8]
№ п/п
|
Рост ребенка
|
Высота
стола
|
Высота стула
|
1
|
100-115
|
46см
|
26см
|
2
|
116-130
|
52см
|
30см
|
3
|
131-145
|
58см
|
34см
|
4
|
146-160
|
64см
|
38см
|
Естественное освещение должно быть с левой
стороны, обязательно настольная лама с абажуром и мощностью лампы не менее 60
вт.
Следует выполнять домашнее задание по тем предметам, которые были в школе в этот день (даже если в
расписании уроков следующего дня нет). А накануне данного урока – домашнее
задание надо повторить. Это будет способствовать лучшему усвоению и запоминанию
материала.
Если дети учатся во вторую смену, домашнее
задание надо выполнять на следующий день с 8.30 - 11.00
При организации отдыха школьников следует обратить внимание на то, чтобы отдых был
достаточный и активный. [Слайд 9-10]
1.
Продолжительность пребывания на воздухе не менее
3-3,5 часов
2.
На прогулках играть в подвижные игры
3.
Отдых должен быть активным
4.
После школы сразу не делать уроки
5.
Делать ежедневно утреннюю гимнастику
6.
Заниматься в спортивных кружках и секциях
7.
Во время приготовления уроков делать физкультурные
паузы.
8.
Просмотр телевизора 2-3 часа в неделю
9.
Уделять достаточное время утреннему и вечернему
туалету, переодеванию детей, гигиене перед едой.
10. Уделять много времени сну [Слайд 11-12]
Возраст ребенка
|
Ночной сон
|
Дневной сон
|
6-7 лет
|
12-11,5ч
|
1,5ч
|
8-9 лет
|
11-10,5ч
|
-
|
10-11 лет
|
10-10,5ч
|
-
|
Факторы хорошего сна
- Не играть в шумные игры перед сном
- Не заниматься спортом перед сном
- Не смотреть страшные фильмы перед сном
- Не ругать ребенка перед сном
- Погулять перед сном 30 минут
- Легкий ужин за 2 часа до сна
- Проветрить помещение перед сном
- Отключить в комнате: телевизор, радио, свет
- Соблюдать личную гигиену перед сном
Полноценное питание [Слайд 13]
Режим питания
- Определенное время принятия пищи
- Кратность 4-5 раз в день
- Интервальность 3,5-4 часа
- Правильное распределение калорийности по
приему пищи
- Отведенное время на еду
•
Завтрак 10-15 минут
•
Обед 20-25 минут
•
Ужин 15-20минут
VI Анализ памяток( Смотри приложение 1)
Как сделать
зарядку любимой привычкой ребенка
·
Приучать своего ребенка к гимнастике с 2-3 лет.
·
Выполнять зарядку ежедневно, несмотря ни на какие
обстоятельства. Их можно придумать много и разные.
·
Превращать утреннюю зарядку в праздник бодрости и
поднятия духа.
·
Включать веселую и ритмическую музыку.
·
Открывать окна и шторы для потока солнечного света
и свежего воздуха.
·
Выполнять зарядку вместе со своим ребенком.
·
Выполнять зарядку в течение 10-20 минут.
·
Подмечать и подчеркивать достижения своего ребенка
в выполнении упражнений комплекса зарядки.
·
Менять упражнения, если они наскучили
ребенку и придумывать вместе с ним новые упражнения.
Как проводить оздоровительные минутки при
выполнении домашних заданий
- Оздоровительная минутка проводится через
каждые 10-15 минут выполнения домашних заданий.
- Общая продолжительность оздоровительной
минутки не более 3 минут.
- Если ребенок выполнил перед этим письменное
задание, необходимо выполнить упражнения для рук: сжимание и разжимание
пальцев, потряхивание кистями.
- Очень полезны задания с одновременной,
эмоциональной нагрузкой – для снятия напряжения.
- После длительного сидения ребенку надо
делать потягивания, приседания, повороты туловища в разные стороны.
- В доме должен быть спортивный инвентарь:
скакалка, мяч, обруч, гантели.
- Выполняйте все упражнения вместе с ребенком.
Только тогда он поймет их важность и необходимость.
Примерный вариант режима дня
- Подъём – 6.30
- Зарядка, умывание, уборка постели –
6.30-7.00
- Завтрак – 7.00-7.15
- Дорога в школу –7.15- 7.45
- Занятия в школе – 8.00-11.30
- Прогулка на свежем воздухе – 11.30-13.00
- Обед, отдых, помощь по дому – 13.00-15.00
- Приготовление уроков – 15.00-16.00
- Свободное время – 16.00-18.30
- Ужин – 18.30-19.00
- Свободное время – 19.00-20.00
- Личная гигиена, подготовка ко сну -
20.00-20.30
-
Памятка ученику о соблюдении режима дня
§
Встань в 6.30
§
Сходи в туалет.
§
Убери постель.
§
Сделай зарядку.
§
Умойся и оботрись или прими душ.
§
Почисти зубы, надень форму.
§
Не спеша позавтракай, вымой за собой посуду.
§
Дорога в школу – своеобразная прогулка.
§
Уроки в школе.
§
Вернись домой после школы.
§
Переоденься, повесь одежду на место.
§
Вымой руки.
§
Пообедай.
§
Прогулка, подвижные игры.
§
Подготовь уроки (начинай с трудных, между уроками
делай отдых)
· Собери сумку в школу, проверив по расписанию
· Посети кружки, секции.
· Поужинай.
· Занятия по интересам.
· Подготовься ко сну.
· Ложись спать в 20.30-21.00
Литература
- Александрова
Г.А.Работа школы по организации учебного процесса и укреплению здоровья
учащихся. Новгород Издательство НГПИ, 1993
- Артюхова И.С.
Настолдьная книга классного руководителя. М..: Эксмо, 2008.
- Безруких М.М.,
Ефимова С.П .Как помочь хорошо учиться. М., 2003.
- Василевич Л.П.
Дневник самопознания. Минск,2002.
- Дереклеева Н. И.
Родительские собрания.М.: «Вако»,2004
- Титова Е.В.Если
знать как действыовать. Разговор о методике воспитания: Книга для учителя.
М.: ПРОСВЯЩЕНИЕ,1999
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.