Главная / Начальные классы / родительское собрание. Нравственное воспитание в семье- основа формирования личности ребенка.

родительское собрание. Нравственное воспитание в семье- основа формирования личности ребенка.

Гартман Надежда Ивановна, МОУ «Подгорновская СОШ»

Нравственное воспитание в семье – основа формирования личности ребенка.


«Все самое хорошее, что связывает меня с окружающим миром, связано с моей семьей», - писал в своих воспоминаниях основатель Берлинского университета Вильгельм Гумбольт.

Под этими строчками может подписаться, пожалуй, любой человек. Здоровый психологический микроклимат определяется всей нравственной атмосферой домашнего очага.

Домашний очаг дает человеку не только кров и крышу, но и хранит душевное тепло, является источником радости бытия.

А это зависит от взаимоотношений между членами семьи и от того, чем и как живет семья, какие проблемы и интересы возникают в семейной жизни, каков семейный уклад и традиции, как разрешаются семейные конфликты.

Сейчас мы попытаемся решить несколько довольно типичных ситуаций, проблем, от которых зависит микроклимат семьи, благополучие ребенка в школе.

При решении проблемы нужно дать не просто её решение, а мотивировать свои действия, можно так же и подтверждать примерами из своей жизни.


1 ситуация.

Папа вазу опрокинул.

Кто его накажет?

«Это к счастью, это к счастью!»-

Всё семейство скажет.

Ну, а если бы, к несчастью

Это сделал я?

«Ты разиня, ты растяпа» -

Скажут про меня.


Как вы реагируете в подобной ситуации? Что бы вы посоветовали родным мальчика?


2 ситуация.

Я в своей родной квартире,

Как на службе строевой:

Командир на командире!

Я один здесь рядовой.

Всем я должен подчиняться:

По приказу умываться,

Ровно заправлять кровать,

По команде есть садиться,

По будильнику вставать.

Теперь вам ясно, почему

Я начал огрызаться?

Как поступать в ситуации, когда ребенок начинает дерзить старшим?


3 ситуация.

Ты что принес сегодня, ученик?

Рассказывай, показывай дневник!

Так, это что? Откуда двойка?

Ах, у тебя опять списала Зойка?!

Ну, отвечай, чего же ты притих?

Ах, двойка с Зойкой на двоих?!

Ну, молодец! А это что? Опять?

Разбил окно?

Тебя толкнули снова?

А ты забыл, какое дал мне слово?

Как правильно поступить в такой ситуации?


4 ситуация.

Вчера купили новую курточку, а сегодня он приходит в ней из школы с оторванным рукавом.


5 ситуация.

Ребенок дома выполняет работу чисто, аккуратно. В классе наоборот? Почему?


6 ситуация.

Ребенок нарушает дисциплину, ругается матом, оскорбляет других детей, применяет в отношении их физическую силу. При этом ничего подобного категорически не допускает по отношению к себе.


7 ситуация.

На уроке при изучении нового материала ребенок не задает никаких вопросов, подтверждает, что ему все понятно. При этом в классе выполняются задания, аналогичные домашним. На следующем уроке он говорит, что не выполнил домашнее задание, потому что не понял новый материал. И так ситуация повторяется изо дня в день как поступить учителю?


8 ситуация.

Ребенок выставляет в дневник только положительные отметки, при этом демонстративно игнорирует отрицательные.


9 ситуация.

Вы ссоритесь с женой ( мужем) . ссора в самом разгаре, но в это время совершенно неожиданно в дверях квартиры появляется ваш ребенок.




Ребенок учится тому, что видит у себя в дому.


«Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе».

Истинно воспитанный человек может быть только в семье, только семья закладывает основы нравственности.

Что мы должны понимать под нравственным воспитанием ребенка в семье?

В словаре Ожегова мы можем прочитать, что нравственность- это «правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а так же выполнение этих правил, проявляющихся в его поведении, поступках».

Человек может приобрести любую профессию, но одной из главных профессий мужчины и женщины, матери и отца является профессия быть родителем. Стать родителем гораздо проще, чем состояться как родитель. В глазах ребенка отец и мать выступают в нескольких ипостасях:

как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным;

как власть, директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний и поощрений;

как образец для подражания, воплощение мудрости и лучших человеческих качеств;

как старший друг, советчик, которому можно доверить все».

Первые уроки «нельзя», «можно», первые проявления тепла, и участия, жестокости и безразличия, безусловно, формируются семьей и в семье.

Таким образом выстраивается цепочка:

Семья – ребенок – нравственность – поведение – поступок – семья.

Говоря о нравственном воспитании ребенка в семье, необходимо четко представлять себе, какие нравственные понятия должны формировать родители в своих детях с раннего детства.

Моральное сознание человека, или нравственный мир личности, включает в себя три уровня:

-мотивационно-побудительный;

- чувственно-эмоциональный;

- рациональный, или умственный.


Мотивационно-побудительный содержит мотивы поступков, нравственные потребности, убеждения.

Побуждение к развитию, когда ребенок сам хочет быть хорошим. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения.


Чувственно-мотивационный состоит из нравственных чувств и эмоций.

Положительные эмоции: радость, благодарность, нежность, любовь, восхищение…

Отрицательные: гнев, зависть, злость, обида, ненависть, так же свойственны человеку.

Эмоции нужно облагораживать, их нужно воспитывать. Нравственные чувства – отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость – непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства являются важнейшей составляющей доброты.

Без нравственных чувств добрый человек не состоится.

Сочувствие - одно из прекрасных человеческих качеств. Чтобы воспитать его в ребенке в доме должны царить любовь, справедливость, терпимость ко всем окружающим, не только словом, но и примером. Развитие этого качества позволяют ребенку двигаться вперед, к намеченной цели. Для маленьких – это возможность проявления любознательности, интереса, радости, желания познавать мир.

Родителям важно помнить о том, что их искренние чувства по отношению к детям могут совершить чудо и изменить то, что изменить нельзя приказом, наказанием, нотациями, бранью. Необдуманная нарочитая строгость приводит к лукавству ребенка, притворству и отчуждению.


Рациональный, или умственный уровень содержит моральные знания – понятия о смысле жизни и счастье, о добре и зле, чести, достоинстве, долге, идеалы, нормы поведения, моральные оценки.

Воспитывать в ребенке необходимо все элементы их нравственного мира. Нравственные потребности не даются человеку от природы, их необходимо воспитывать, так как без них невозможна высокая духовность и доброта.

Для возникновения нравственной потребности ребенка необходима моральная среда. Такой средой является добрый мир семьи.

Ребенок, еще не умея говорить, уже улавливает моральный климат семейного окружения и реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь – хороший и обязательный фон для формирования в ребенке нравственных потребностей. В то время как крик, грубые интонации- приведут к противоположным результатам.


Нравственные потребности состоят из следующих элементов:

Эмпатия – способность человека понять затруднительное положение или состояние другого человека, умение войти в его внутренний мир.

Человек, умеющий проявлять эмпатию, это - душевный, отзывчивый человек. Отзывчивого человека называют чутким, сердечным.

Отзывчивость – это сочувствие, сострадание, сопереживание.

Иногда родители говорят, что у детей очень трудно воспитать отзывчивость. С этим нельзя согласиться.

Простой пример. Ребенку дают конфету, он берет её, пытается угостить ею маму, папу, но взрослые отказываются, говоря ребенку, что он должен кушать сам, так как ему нужно расти. Вскоре ребенок перестает что-либо кому – либо предлагать. Таким образом, он получил урок отзывчивости, доброты…

Важной потребностью, которую нужно воспитывать в ребенке с раннего детства, является нравственная ценность. Это то, что в отцовском доме признается как возможное и невозможное. Нравственную установку нужно воспитывать постоянно словом и делом, примером и разъяснением. Одной из самых важных нравственных потребностей является потребность ребенка и взрослого проявлять доброту на деле, а не на словах. Ничто не приносит столько вреда воспитанию доброты, как расхождение образа жизни взрослых с их словесными наставлениями. Это ведет к разочарованию у детей, недоверию, насмешкам, цинизму. ( Через окружающий мир).

Еще одной нравственной потребностью, формируемой в семье, является понятие совести.

Совесть – это способность человека к самоконтролю, самооценке на основе общественных моральных оценок. Совесть исконно означает знание общих сведений о человеческом поведении, его нормах, принципах, сущность человека.

Начинать формировать совесть нужно у ребенка с воспитания чувства стыда – чувство вины в случае невыполнения каких-либо обязательств. Воспитание ответственности следующий этап воспитания совести.

Знание нравственных потребностей поможет родителям воспитать детей добрыми и счастливыми людьми.

Воспитать развитые нравственные потребности – главнейшая задача родителей. Задача вполне выполнимая.

Во-первых, родители должны осознавать важность нравственного воспитания детей в семье.

Во-вторых, родители должны развивать в себе нравственные потребности.

В-третьих , родители, которые хотят воспитать своего ребенка не стихийно, а осознано, должны начать анализ воспитания своего ребенка, с анализа самих себя, с особенностей собственной личности.

Невоспитанность, неразвитость чувств ребенка приводит к тому, что вырастает личность убогая, бездушная. Взрослых должно беспокоить проявление детьми самомнения, тщеславия, эгоизма – черт характера, в основе которых лежит равнодушие к другому человеку.

Что же мы вкладываем в понятие воспитанность?

  1. Поведение в семье.

Активное участие в делах и проблемах семь; переживание радостей и невзгод семьи вместе со всеми членами; старательное выполнение своих постоянных обязанностей по дому; полное самообслуживание; забота о младших и старших членах семьи; проявление инициативы в поздравлениях и приготовлении подарков по случаю дней рождений; активное участие в проведении семейных праздников и их проведении.


  1. Поведение в школе.

Дисциплинированность на занятиях, активное участие в проведении уроков; повседневное выполнение правил для учащихся, аккуратность и старательность в выполнении заданий; бережное отношение к школьному имуществу; активное участие в делах класса и школы; старательное выполнение поручений учителя; умение руководить и подчиняться в делах классного коллектива; правильное поведение на переменах.

  1. Отношение к старшим.

Вежливость в общении со старшими; правильное выполнение этикета в обращении к старшим; оказание помощи старшим.

  1. Отношение со сверстниками.

Наличие друзей, товарищей, подруг.

Инициатива в оказании помощи товарищам; стремление поделиться со сверстниками своими радостями и невзгодами; искреннее сопереживание товарищам; принципиальность в отношениях с товарищами; умение не бояться указать на их ошибки и проступки; держать слово и точно выполнять обещанное; отсутствие стремления выделяться чем-либо.

  1. Поведение на улице, в общественных местах.

Соблюдение ПДД; любовь и бережное отношение к природе, к животным, соблюдение чистоты и порядка в общественных местах; привычка уступать место в транспорте старшим и женщинам.

  1. Отношение к самому себе.

Постоянно быть занятым полезным делом, не тратить время на безделье, быть всегда честным и искренним; выработать привычку не брать чужих вещей без разрешения; не быть завистливым к чужим успехам; честно признавать свои ошибки и проступки, стараться исправить содеянное; быть нетерпимым ко лжи и обману, воровству; не иметь дурных привычек; научиться заставлять себя делать то, что надо, а не то, что хочется;

Выработать привычку доводить начатое до конца; проявлять настойчивость в преодолении трудностей; всегда иметь опрятный вид; быть добрым; самосовершенствоваться во всем, читать художественную литературу.


Соблюдая Законы семьи вы легко сможете воспитать своего ребенка нравственным.

Закон1.

Каждый ребенок, живущий в семье, должен быть любим независимо ни от чего, но помните, что слепая неразумная материнская любовь «забивая ребенка хуже чем розги», делает человека безнравственным потребителем.

Закон2.

Каждый ребенок должен жить в атмосфере искренности и доброты. Не лгите во имя добра, тем самым вы порождаете зло.

Закон 3.

Ребенок должен иметь право на разъяснение и рассуждение.

Закон 4.

Исключение из правил организации жизни в семье безнравственных приемов наказания ребенка. Наказание имеет воспитательную силу в том случае, если оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять достоинства человека, выражать неверие в него.


Закон 5.

Традиции и обычаи семьи должны быть окрашены положительными эмоциями и чувствами.

Закон 6..

Родители должны демонстрировать своим детям собственную работоспособность и блага связанные с нею.

Закон 7.

Закон культивирования в семье положительных привычек.

( много есть , вред курения).

Закон 9.

Создание условий для общения ребенка с нравственными людьми. Родители должны демонстрировать красоту своих отношений.














7


родительское собрание. Нравственное воспитание в семье- основа формирования личности ребенка.
  • Начальные классы
Описание:

Нравственное воспитание в семье – основа формирования личности ребенка.

 

«Все самое хорошее, что связывает меня с окружающим миром, связано с моей семьей», - писал  в своих воспоминаниях основатель Берлинского университета Вильгельм Гумбольт.

 Под этими строчками  может подписаться, пожалуй, любой человек. Здоровый психологический микроклимат  определяется  всей нравственной атмосферой домашнего очага.

Домашний очаг дает человеку не только кров и крышу, но и хранит душевное тепло, является источником радости бытия.

А это зависит от  взаимоотношений  между членами семьи и от того, чем и как живет семья, какие проблемы и  интересы возникают в семейной жизни, каков семейный уклад и традиции, как разрешаются семейные конфликты.

Сейчас мы попытаемся решить несколько довольно типичных ситуаций, проблем, от которых зависит микроклимат семьи, благополучие ребенка в школе.

 

При решении проблемы нужно дать  не просто её решение, а мотивировать свои действия, можно  так же и подтверждать примерами из своей жизни.

Автор Гартман Надежда Ивановна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 651
Номер материала 21369
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓