Главная / Начальные классы / Родительское собрание. Готовность ребёнка к школе. 1 класс

Родительское собрание. Готовность ребёнка к школе. 1 класс

Родительское собрание №1

1 класс

ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ


Введение

Сегодня к поступлению в школу готовят как в престижный ВУЗ: курсы по подготовке, репетиторы, конкурсы, комиссии, страшные истории, рассказанные опытными родителями.

Многие родители ошибочно считают, что главный критерий готовности к школе – умение читать, писать и считать, и стараются именно этому научить ребятишек. Однако нередко выясняется, что через 2-3 месяца учёбы такие, казалось бы, подготовленные школьники начинают отставать, не умеют толково ответить на вопросы учителя, не могут сосредоточиться, и начинаются проблемы.

Дело в том, что готовность ребёнка к школе – это вовсе не набор учебных умений: умение бойко прочитать несложный текст и т. д., а сложный комплекс разнообразных качеств: внимание, память, мышление, воображение, моторика рук, а также целый ряд социальных умений и навыков. Вместе взятые, они и обеспечивают успех в обучении.

Поэтому давайте разберёмся, что понадобится вашему первокласснику, кроме умений писать, читать и считать: хотя и это на сегодняшний день практически обязательные требования во многих школах.

Школа – это не только знания.

К сожалению, даже хорошо развитый интеллектуально ребёнок может столкнуться с проблемами в обучении. Дело в том, что кроме интеллектуальной, важны также физическая, социальная и мотивационная готовность. Не пугайтесь таких серьёзных слов, на самом деле всё просто.

Итак, по порядку.

Физическая готовность

Физическая готовность подразумевает зрелость организма, его функциональных систем. Как бы хорошо не был подготовлен ребёнок к школе, учебные занятия потребуют от него напряжения умственных и физических сил, что может привести к рецидивам и осложнениям. Сейчас очень мало абсолютно здоровых детей. Согласитесь, если малыш будет болеть каждые две недели, постоянно уставать на уроках, плохо высыпаться – ни к чему хорошему это не приведёт. Поэтому необходимо проверить этот вид готовности у вашего педиатра, провести профилактическое лечение перед школой. Если у вашего ребёнка есть какие-либо физические дефекты, из-за которых над ним смеются сверстники, постарайтесь, на сколько это возможно, их скорректировать (здесь поможет опытный психолог).

Социальная готовность

Важна и социальная готовность к обучению. Это настрой ребёнка на работу, умение сотрудничать (общаться) с другими людьми, умение подчиняться правилам.

Необходимо:

  • Подготовьте ребёнка к тому, что ему, возможно, не удастся сразу со всеми подружиться. Расскажите, что люди бывают разными и нужно попытаться со всеми найти общий язык.

  • Ребёнку нужно уметь завязать знакомство в необычной обстановке, обменяться впечатлениями, свободно попросить ручку или карандаш у другого.

  • Объясните ребёнку, какое поведение абсолютно неприемлемо в детском коллективе: ни в коем случае нельзя ябедничать (исключение: угроза жизни), жадничать, хвастаться, проявлять агрессию по отношению к другим детям. Но! При этом подчеркните, что можно и нужно давать отпор обидчикам и уметь отстаивать своё мнение (даже с учителем).

Мотивационная готовность

У ребёнка 6-7 лет формируется два основных вида мотивов: учебный и игровой. Если преобладает учебный – успех в школе обеспечен. Учебная мотивация – это не только желание учиться, но и стремление находить скрытые свойства окружающего мира, их закономерность, потребность использования, т. е. стремление к познанию. Важным моментом здесь является способность объяснять отказ. Страх не должен быть основой данного умения (ребёнок не хочет читать классу, ребёнок не хочет идти к доске). Если ребёнок кривляется, передразнивает взрослого, то, вероятно, в школу ему рановато.

Развитие мелкой мускулатуры пальцев рук

Если спросить родителей школьников, что было самым сложным в 1-м классе, абсолютное большинство, если не все, скажут, что это обучение письму. Для успешного овладения письмом, большое значение имеет развитие мелкой мускулатуры пальцев рук, т. е. мелкой моторики. (Мелкая моторика – разнообразные движения, в которых участвуют мелкие мышцы кисти рук) Мелкую моторику у детей можно и нужно развивать. Очень полезны для развития пальцев ребёнка такие виды деятельности:

  • лепка из глины и пластилина;

  • аппликации из бумаги, оригами;

  • конструирование, мозаики;

  • рисование карандашами, красками с помощью пальцев, мелками (постарайтесь ограничить использование фломастеров: они не требуют никаких усилий и не развивают мышцы пальцев рук);

  • штриховка, раскраска;

  • завязывайте и развязывайте узлы на верёвке;

  • нанизывайте пуговицы, бусинки, бисер;

  • вышивайте;

  • поиграйте в игру «Золушка» (разбирайте горох, чечевицу, фасоль);

  • графические упражнения (обвести по контуру, графические диктанты и т. д.)

Доказано, чем больше разнообразных операций, движений умеет делать пальчиками ваш ребёнок, тем лучше идёт мыслительная деятельность, выше развитие речи и мышление ребёнка.

И самое главное: учить ребёнка связному письму до школы не следует, это правильно сделает учитель. А вот ребёнок с развитой моторикой научиться писать быстро и без проблем.

Развитие речи

Прежде всего, обратите внимание, насколько ребёнок понимает обращённую к нему фразу, а также – понятна ли его речь окружающим. Старайтесь объяснять ребёнку как можно больше новых слов. Прислушайтесь к тому, как он сам попытается вам объяснить что-либо. Речь очень тесно связана с мышлением. Поэтому, если у ребёнка серьёзные нарушения, вам помогут логопед, психолог д\с. Очень полезны скороговорки, пересказы, игры.

Интеллектуальное развитие

Тема эта очень обширная, перечислю лишь самое основное, что нужно знать и уметь перед поступлением в школу.

  1. Знать Ф. И. О. (свои), возраст, адрес, имена родителей, пол, времена года, месяца, дни недели, названия животных, растений, деревьев, названия бытовых предметов;

  2. Вести прямой и обратный счёт от 1 до 10 (можно больше), знать название и обозначение чисел от 1 до 9, решать простые задачи, определять порядковый счёт предметов, отличать рассказ от задачи;

  3. Уметь свободно определять левое и правое ухо, глаз, руку, а также понимать и показать верх, низ, над, под, между, рядом… Рисовать людей, дома, владеть основными графическими приёмами.

Существует много тестов, методик определения уровня интеллектуального развития. Они доступны и родителям. Проверка умственного развития: «Графический диктант» по Л. А. и А. Л. Венгеру; «Готовность к школе» - тест Керна-Иразека.

Эмоционально-волевая сфера

Также понаблюдайте за эмоциональным состоянием своего ребёнка. В этой области поведения очень трудно определить норму.

  • Как часто меняется настроение?

  • Бывают ли истерики, и чем они вызваны?

Если вы замечаете подобные проявления, сообщите учителю и обсудите заранее возможное поведение, также отношение к нему.

Психологическая готовность (школьная зрелость)

Тесно связана с эмоционально – волевой сферой психологическая готовность ребёнка.

Далеко не все дети обладают этой способностью, и, несмотря на достаточный объем знаний, хорошую память, они с трудом адаптируются в школе. «Психологическая» неготовность – слабое развитие произвольного внимания, недостаточный уровень волевой готовности.

Бывает, что такой ребёнок очень хорошо интеллектуально развит, а работать не может.

Учителя хорошо знают таких детей: они приходят в класс «читающими», «считающими», а проходит полгода – и их «обгоняют» те, кто не умел ни читать, ни считать. Такие дети часто «не слышат» и «не слушают» учителя, если он не обращается непосредственно к ним, не подкрепляет работу похвалой, просят: «Поставьте оценку». Такие ребята быстро теряют интерес к учёбе, не умеют сосредоточиться на главном и активно работать. Именно поэтому важнее:

  • учить ребёнка СЛЫШАТЬ и СЛУШАТЬ другого человека;

  • не учить писать, а создавать условия для развития моторики рук (учить правильно держать ручку, учить шнуровать ботинки);

  • не сколько учить быстро читать, сколько развивать речь, способность различать звуки.

Таким образом, психологическая готовность (школьная зрелость) – необходимый уровень развития ребёнка, который позволит без ущерба для здоровья справиться с учёбой в школе.

Успехов Вам и вашим детям!


Родительское собрание. Готовность ребёнка к школе. 1 класс
  • Начальные классы
Описание:


Сегодня к поступлению в школу готовят как в престижный ВУЗ: курсы по подготовке, репетиторы, конкурсы, комиссии, страшные истории, рассказанные опытными родителями.

Многие родители ошибочно считают, что главный критерий готовности к школе – умение читать, писать и считать, и стараются именно этому научить ребятишек. Однако нередко выясняется, что через 2-3 месяца учёбы такие, казалось бы, подготовленные школьники начинают отставать, не умеют толково ответить на вопросы учителя, не могут сосредоточиться, и начинаются проблемы.

Автор Авдюкова Марина Борисовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 387
Номер материала 25108
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓