Главная / Классному руководителю / Родительское собрание-практикум: «Как нами управляют наши дети?» Методическая разработка мероприятий воспитательной направленности. 1-4 класс.

Родительское собрание-практикум: «Как нами управляют наши дети?» Методическая разработка мероприятий воспитательной направленности. 1-4 класс.

Управление образования Администрации НГО

МКОУ «Учебно-методический центр развития образования»


Муниципальный этап Областного конкурса методических разработок

(методических материалов) классных руководителей













РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ-ПРАКТИКУМ

ПО ТЕМЕ:

«КАК НАМИ УПРАВЛЯЮТ НАШИ ДЕТИ?»


Номинация:

Методическая разработка мероприятий

воспитательной направленности






Автор:

Никуленок Ирина Викторовна,

учитель начальных классов

МАОУ «Гимназия»

г. Новоуральска

Свердловской области













НГО, 2014 г.


СОДЕРЖАНИЕ





  1. Пояснительная записка ………………………………………………………3


  1. Методичекая разработка родительского собрания-практикума …………. 6


Ш. Приложения ………………………………………………………………… 11

Приложение 1. Приглашение на родительское собрание (Microsoft Office

Publisher)

Приложение 2. Листы - «ключи»: «Причины», « Значение», «Виды»,

«Формы»,«Управление».

Приложение 3. Листы- «вопросы»: «Что?» «Какие?», «Каково?»,

« Почему?», «Как?»

Приложение 4. Листы с основными понятиями, материалы для

кл.руководителя

Приложение 5. Тексты для групп.

Приложение 6. Рабочие листы для групп – 6 шт.

Приложение 7. Листы с проблемными ситуациями для этапа

«Применение»

Приложение 8. Сведения о документальном фильме «От Адама до

атома. Как нами управляют наши дети?»

Приложение 9. Видеофайл «От Адама до атома. Как нами управляют

наши дети?»- документальный фильм.Видеозапись .avi.


















  1. Пояснительная записка


Родители дошкольников и младших школьников всё чаще обращаются к педагогам по вопросам, которые связаны с детскими манипуляциями. Часть родителей осознают, что ими манипулируют, но большинство даже об этом не догадываются. Так или иначе, и тем, и другим приходится управлять этими манипуляциями.

С годами ребёнок либо приобретёт от родителей ценный положительный опыт управления манипуляциями, либо отточит искусство манипулирования взрослыми (родителями, родственниками, учителями, друзьями) так, что перенесёт эти разрушительные умения на свою взрослую жизнь (на семью, коллег).

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» сказано, что «ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы»[1]. Перед учителем начальной школы стоит сверхзадача помочь родителям избежать непростительных ошибок в воспитании детей.

Управление манипулятивными действиями ребёнка - сложное умение и без определённых знаний, практических навыков родителям не обойтись.

Манипуляции… Что это такое? Что такое детские манипуляции? Какова природа манипуляций? Какие виды манипуляций существуют? Как они проявляются? Как ими управлять? Манипулирование - это повод для беспокойства или норма?- вот только некоторые вопросы, которые волнуют родителей.

По прогнозам ученых манипулирование, наряду с национальными конфликтами, экологическими катастрофами и демографическими бедствиями, может превратиться в проблему третьего тысячелетия [2].

Таким образом, возникает противоречие между необходимостью решать проблемы, связанные с манипулированием родителей детьми, и отсутствием у родителей знаний, практических умений и навыков по управлению детскими манипуляциями.

Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему отсутствия/недостаточности у родителей знаний, практических навыков и умений в решении проблем, связанных с детскими манипуляциями.

Наблюдения за детьми и родителями во время проведения разных мероприятий, общение родителей и учителя во время индивидуальных консультаций, многочисленные обращения родителей по вопросам манипулирования их детьми обусловили выбор темы одного из родительских собраний уже в 1 классе.

Тема собрания: Как нами управляют наши дети?

Цель собрания: создание условий для понимания родителями такого явления как манипулирование, осознания природы, механизмов детского манипулирования и поиска способов управления детскими манипуляциями.

Психология XXI века: пророчества и прогнозы // Вопросы психологии. № 2. 2000.

2 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М., «Просвещение». 2011.



Задачи:

  1. познакомиться с понятием «манипуляция», формами манипуляций (скрытая и открытая), результатами исследования проблемы манипулятивного поведения детей;

2) выявить природу и механизмы детских манипуляций;

3) рассмотреть примеры манипулятивных действий детей в семье, конструктивных и деструктивных способов поведения взрослых в ответ на данные манипуляции;

4) в совместной работе найти ответы на интересующие родителей вопросы;

5) ознакомиться с рекомендациями ведущих специалистов в области психологии и педагогики по рассматриваемой проблеме;

6) выработать тактику (создать памятку) по конструктивным способам поведения взрослых в ответ на детские манипуляции;

7) прийти к согласию в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, связанных с управлением детскими манипуляциями.

Форма проведения собрания: практикум по поиску путей выхода из ситуаций, связанных с манипулятивными действиями детей (с просмотром документального фильма «От Адама до атома. Как нами управляют наши дети?», созданного при участии ведущих российских педагогов и психологов).

Технология проведения: технология междисциплинарного обучения.

Проведение собрания в технологии междисциплинарного обучения позволит родителям использовать собственную исследовательскую активность по определению проблемной области, поиску и нахождению ответов на поставленные вопросы, применению знаний, умений и навыков в самостоятельной воспитательной практике.

Опираясь на структуру продуктивного мыслительного процесса (постановка проблемных вопросов – поиск ответов на эти вопросы – формулировка вывода – проверка вывода), были определены следующие этапы собрания:

1. Обзор.

2. Мотивация.

3. Исследование.

4. Обмен информацией.

5. Организация и связывание информации.

5. Применение.

6. Рефлексия.

7. Итог.

Форма сотрудничества: групповая (6 групп).

Основной метод, применяемый на собрании,- метод исследования, который предполагает построение собрания как творческого процесса: для молодых родителей- открытия нового знания о манипулировании и манипуляциях, для остальных- уточнения или расширения имеющихся знаний, для всех- совершенствования практических навыков по управлению детскими манипуляциями.

Планируемые результаты собрания:

- с помощью «ключей» родители сформулируют вопросы по теме собрания;

- познакомятся в группах с теоретическими материалами по теме, найдут

ответы на поставленные вопросы (что такое манипуляция?, какие виды и

формы манипуляций бывают?, каковы причины детских манипуляций? и др.);

- обменяются полученной информацией;

- поделятся примерами детских манипуляций в собственных семьях;

- познакомятся с рекомендациями ведущих российских специалистов в области

педагогики и психологии;

- создадут памятку «Как управлять детскими манипуляциями?»

Дозированное использование на собрании документального фильма с участием ведущих педагогов и психологов страны позволит расширить возможности визуализации материала по теме собрания, делая его более понятным и доступным для родителей, позволит родителям взглянуть на себя с другой стороны.

Продолжительность собрания:1,5- 2 часа.

Область применения: материалы собрания могут быть использованы воспитателями детских дошкольных учреждений, учителями начальной и средней школы для организации работы с родителями по решению актуальных проблем воспитания.

В ходе собрания с разрешения родителей проводилась видео и фотосъёмка с целью анализа проведённого воспитательного мероприятия и распространения опыта работы с родителями среди коллег на школьном методическом объединении классных руководителей.

































  1. Методическая разработка родительского собрания-практикума

Тема собрания: Как нами управляют наши дети?

Цель: создание условий для осознания родителями природы, механизмов детского

манипулирования и поиска способов управления детскими манипуляциями в

семье.

Задачи:

  • познакомиться с понятием «манипуляция», видами (коммуникационная и поведенческая) и формами (скрытая и открытая) манипуляций, результатами исследования проблемы манипулятивного поведения детей;

  • выявить природу и механизмы детских манипуляций;

  • рассмотреть примеры манипулятивных действий детей, конструктивных и деструктивных способов поведения взрослых в ответ на данные манипуляции;

  • в совместной работе найти ответы на интересующие родителей вопросы;

  • ознакомиться с рекомендациями ведущих специалистов в области психологии и педагогики по рассматриваемой проблеме;

  • выработать тактику (создать памятку) по конструктивным способам поведения взрослых в ответ на детские манипуляции;

  • прийти к согласию в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, связанных с управлением детскими манипуляциями в семье.

Форма проведения собрания: практикум по поиску путей выхода из ситуаций, связанных с манипулятивными действиями детей в семье (с просмотром документального фильма «От Адама до атома. Как нами управляют наши дети?», созданного при участии ведущих российских педагогов и психологов).

Технология проведения: технология междисциплинарного обучения.

Форма сотрудничества: групповая (6 групп).

Основной метод - метод исследования.

Продолжительность собрания:1,5- 2 часа.

Область применения: материалы собрания могут быть использованы воспитателями детских дошкольных учреждений, учителями начальной и средней школы для организации работы с родителями по решению актуальных проблем воспитания, а также в рамках работы школьных методических объединений классных руководителей.

Информационное обеспечение, оборудование и материалы:

-hello_html_m1047a52.gif видеокамера;

- фотоаппарат;

- экран, мультимедиа-оборудование, компьютер, пульт.

- документальный фильм «От Адама до атома. Как нами управляют наши дети?»;

- таблички с номерами групп (№1- 6);

- приглашение на родительское собрание - Приложение 1;

- листы - «ключи»: «Причины», « Значение», «Виды», « Формы»,«Управление»- Приложение 2;

- листы- «вопросы» - «Что?» «Какие?», «Каково?», « Почему?», « Как?» -

Приложение 3;

- листы с основными понятиями, материалы для кл.руководителя – Приложение 4;

- тексты для групп – Приложение 5 и маркеры – по 4 шт. в группу;

- рабочие листы для групп – 6 шт. - Приложение 6;

- листы с проблемными ситуациями – Приложение 7;

- сведения о документальном фильме «От Адама до атома. Как нами управляют наши дети?» - Приложение 8.

Ход собрания


Этапы

собрания

Содержание этапов собрания


Примечания

I.Обзор + мотивация


  1. Приветствие родителей.

  2. Ознакомление с регламентом и продолжительностью собрания.

- Тема сегодняшней нашей встречи очень актуальна, неоднозначна, деликатна. Собрание пройдёт в форме практикума по решению важной психолого-педагогической проблемы с просмотром документального научного фильма, созданного ведущими научными специалистами в области психологии и педагогики детства. Наше собрание мы проведём в технологии МДО, в которой обучаются наши дети.

3. Использование приёма «Загадка» для формулирования темы собрания. Прослушав цитату из статьи «Психология XXI века: пророчества и прогнозы», постарайтесь сформулировать проблему, о которой нам предстоит сегодня разговор на собрании.

hello_html_m59ce730b.gif

1





- Что это за проблема? …….. /предположения родителей/ Учитель фиксирует гипотезы родителей.

- Я предлагаю посмотреть фрагмент фильма (№ 1)….

- Сформулируйте/уточните проблему…

- Почему ребёнок старался делать то, чего хочет он, а мы испытали чувство вины? Постарайтесь ответить на этот вопрос…. / ответы родителей/

4. Просмотр фрагмента фильма (№ 2)

- Какое понятие будет предметом нашего разговора

сегодня? /манипулирование, манипуляция/.

5.Формулирование темы собрания.

- Рассмотрите схему. Кем может манипулировать ребёнок?








hello_html_194c0677.gif

hello_html_m26b9140.gifhello_html_m4b36257b.gif

hello_html_3eb3df40.gifhello_html_3eb3df40.gifhello_html_3f4b4d6.gif1

hello_html_m70b54f6e.gifhello_html_7a363e7b.gif

hello_html_m49092e8a.gifhello_html_3eb3df40.gifhello_html_3eb3df40.gifhello_html_c92a42c.gifhello_html_431b584d.gifhello_html_3f4b4d6.gif2


hello_html_3eb3df40.gifhello_html_m5c2e3ca6.gifhello_html_m5406141d.gifhello_html_m51e154f1.gifhello_html_18191d6b.gifhello_html_3f4b4d6.gif3

hello_html_3eb3df40.gif

hello_html_3eb3df40.gif

hello_html_3eb3df40.gif




а.В семье: мамой, папой, сестрой, братом, бабушками.

дедушками….

б. В близком окружении: другими родственниками,

соседями, приятелями по двору, друзьями, одноклас-

сниками, учителями, руководителями кружков и др.

в. В дальнем окружении: продавцами в магазине,

водителями машин и городского транспорта, врачами и

др.

- Сегодня мы поговорим о манипуляциях ребёнка в семье.


6. Формулирование и запись вопросов (с помощью «ключей» на листах – вопросах).

- Чтобы говорить о проблеме, необходимо знать, что такое манипуляция/манипулирование, поэтому я запишу этот вопрос первым на листе - «вопросе»

hello_html_7fa1faa1.gif






- На доске вы видите листы – «ключи»: «Причины», «Значение», «Виды», « Формы»,«Управление», которые помогут сформулировать другие важные вопросы о манипуляциях и манипулировании.


hello_html_8889dbd.gif









hello_html_m4bba65e4.gifhello_html_49e60301.gifhello_html_648d68f0.gif






hello_html_m85a2562.gifhello_html_623aa818.gif







- Перед нами появилось «дерево вопросов». Многие века люди задают вопросы с одной целью: познать самих себя и других. Сформулируйте цель нашей встречи /родители формулируют цель /

7. Уточнение цели собрания классным руководителем.


























00:00- 1:09

(время фильма)



1:09 – 1:17







































Родители формулиру-ют вопросы, а учитель записывает их на листах-«вопросах»

II. Исследо-

вание

- С целью найти ответы на поставленные вопросы, нам предстоит провести исследование в группах по следующему плану:

План.


  1. Прочитать текст.

  2. Найти ответ на вопрос, который получила группа:

1 группа- Что такое манипулирование (манипуляция)?

2 группа -Каково значение манипулирования другими

в жизни человека? (+ и -)

3 группа- Каковы причины манипулирования взрослыми

детьми?

4 группа- Какие бывают манипуляции по виду?

5 группа- Какие бывают манипуляции по форме?

6 группа- Как взрослым управлять детскими

манипуляциями?(создать памятку)

  1. Оформить ответ на вопрос в удобной форме (в виде схемы, рисунка, таблицы) на рабочем листе.

  2. Подготовить отчёт.

  3. Представить результаты работы другим родителям.





План представл на обратной стороне дополнит. доски

III.Обмен информациией

Отчёты групп родителей.




IV.Органи-

зация и связывание информа-ции.

Просмотр фильма до конца.

- Вернёмся к цитате, которая была озвучена в начале собрания. Как бы вы могли ответить на вопрос: почему…




hello_html_25d6707c.gif






-Что необходимо делать уже сейчас, чтобы манипулирование личностью не стало проблемой третьего тысячелетия, в котором жить и трудиться нам и нашим детям?


1:17-25:39

Ответы родителей на вопрос


V.Примене-ние

- Каждой группе будет предложена ситуация, в которой ребёнок манипулирует взрослым-родителем. Необходимо в течение 1-2 минут определить способы управления данной манипуляцией (показать/озвучить, как родитель может управлять данной манипуляцией)

Возможен другой вариант применения: родители

приводят примеры детских манипуля

ций из собственного семейного опыта

1 группа: Первоклассник Егор, вернувшись домой после очередного учебного дня, за ужином говорит родителям: «У всех ребят в нашем классе уже есть компьютер, только у меня его нет… Мы что самые бедные?...»

2 группа: Наташа, ученица первого класса гимназии, после завершения мероприятия, посвящённого Новому году, заявляет своей маме: « Все девчонки уже имеют туфли на высоком каблуке, только меня за детсадовку держат...»


3 группа: Юра, гуляя на улице с бабушкой , говорит: «У моего соседа по парте сотовый телефон нового поколе-ния, а вы только и знаете, что обещать..»


4 группа: В семье, где воспитываются двое, один из детей заявляет: «Мама, почему, когда приходит время делать уборку, сестра всегда садится за уроки? Она могла бы сделать их раньше и помочь мне...»


5 группа: Иван, ученик первого класса, устроил родителям в магазине истерику: «Брату все новое покупаете, а мне только донашивать...»


6 группа: В дни проведения уроков физкультуры, на которых у первоклассницы Светы часто ничего не получается, девочка по утрам часто плачет и говорит, что у неё болит то горло, то голова и просит родителей оставить её дома.


VI.Рефлек-сия

- Продолжите фразы:

* Сегодня я узнал(а)…..

* После собрания мне захотелось….

* Оказывается,….

* Сегодня я сумел(а)….

* Я был(а) удивлен(а) тому, что…

* Мне было приятно….



VIII. Итог

собрания

- Уважаемые родители! Я благодарю всех вас за сотрудничество. Сегодня мы только начали разговор о проблеме манипулирования личностью, рассмотрели примеры детских манипуляций в семье, посмотрели, как можно управлять детскими манипуляциями. Однако, уже завтра вам придётся столкнуться с данной проблемой в своей семье. Найти «золотую середину» в вопросе управления детскими манипуляциями бывает очень сложно, но если она найдена, польза от этого будет большая.

- Перед Вами листы со словом «РОСТ». Напротив каждой буквы запишите слова, которые могли бы отразить Ваше отношение, впечатления о проведённом сегодня мероприятии. Благодарю вас всех за совместную работу.



Уважаемые родители и коллеги !

Мы будем рады, если вы поделитесь своими впечатлениями

о проведённом мероприятии

hello_html_m6eeea8e1.gifТ

С

О

Р











Использованная литература:


  1. Доценко, Е.Л. Психология манипуляции / Е.Л. Доценко. М., 2003.

  2. Знаков, В.В. Макиавеллизм: психологическое свойство личности и методика его исследования / В.В. Знаков // Психол. журнал. 2000. Т. 21. № 5.

  3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю.Словарь по педагогике (междисциплинарный) - М., ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.- 448 с.

  4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина россии.- М., «Просвещение». 2011.-23 с.

  5. Козачек, О.В. Связь манипулятивной установки и самоотношения детей подросткового возраста / О.В. Козачек. Дис. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. Волгоград, 2005.

  6. Смит, М. Тренинг уверенности в себе / М. Смит. СПб., 2000.

  7. Психология XXI века: пророчества и прогнозы // Вопросы психологии. № 2. 2000.

  8. Шостром, Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор / Э. Шостром. Минск. 1992.
















































ПРИЛОЖЕНИЯ




Приложение 1.

Приглашение на родительское собрание.

Приложение 2.

Листы - «ключи»: «Причины», « Значение», «Виды», «Формы», «Управление».

Приложение 3.

Листы- «вопросы» - «Что?» «Какие?», «Каково?», « Почему?», « Как?»

Приложение 4.

Листы с основными понятиями+материалы для кл.руководителя

Приложение 5.

Тексты для групп.

Приложение 6.

Рабочие листы для групп – 6 шт.

Приложение 7.

Листы с проблемными ситуациями для этапа «Применение»

Приложение 8.

Сведения о документальном фильме «От Адама до атома. Как нами управляют наши дети?»

Приложение 9.

Видеофайл «От Адама до атома. Как нами управляют наши дети?»- документальный фильм, продолжительность 00:26:00.















Приложение 1


Приглашение на родительское собрание


hello_html_m4c2b65c4.jpg


hello_html_39e3f3f.jpg





Приложение 2

hello_html_3644521b.gif

















































hello_html_4e66bac.gif


















































hello_html_m5e6fd527.gif


















































hello_html_m1a7e6534.gif


















































hello_html_26f6ca2f.gif


















































Приложение 3


hello_html_9cc31b3.gif




























1 шт.























1 шт.

hello_html_m4cc677e3.gif
















2 шт.






































2 шт.

hello_html_m6c1da826.gif






















































1 шт.

hello_html_m3ad82351.gif











1 шт.











































1 шт.

hello_html_71e64692.gif






















































Приложение 4

1 шт.

hello_html_m22d601ce.gif





















































hello_html_5cf9c4e3.gif























































hello_html_bbc865b.gif






















































hello_html_m576d96a.gif















































Материалы для классного руководителя


СКРЫТОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ

(Психология манипулирования)

Шейнов Виктор Павлович

ЧАСТЬ IV. СКРЫТОЕ УПРАВЛЕНИЕ В НАШЕЙ ЖИЗНИ


[Общее содержание] - [Введение]     Части книги: [I], [II], [III], [I     [Заключение] - [Литература]

Часть IV. Гл. 15. П-т 15.2.              Главы четвертой части: [11], [12], [13], [14], [15], [16], [17], [18].

15.3. Дети манипулируют родителями

15.4. Ученики манипулируют учителями

15.5. Скрытое управление и манипулирование учениками





Глава 15. ВЗРОСЛЫЕ И ДЕТИ

 

15.3. ДЕТИ МАНИПУЛИРУЮТ РОДИТЕЛЯМИ

 

Инкубатор манипуляторов

Мы видели, что во многих случаях сами родители "создают условия", делающие их детей манипуляторами.

Самозащита

Этому способствуют также и механизмы самозащиты и саморазвития, заложенные природой в ребенке.

В раннем детстве мы ведем себя уверенно и настойчиво. Первое независимое действие младенца - протест. Если происходит что-то, что ему не нравится, он тут же дает знать об этом посредством звукового отстаивания своих прав - при помощи плача, крика и воплей в любое время дня и ночи. Мы все в этом возрасте были очень упорны и сообщали о своем недовольстве: до тех пор, пока его причина не устранялась.

Научившись ползать, мы упорно и настойчиво делали то, что хотели: исследовали все и вся. Если бы малыши не были ограничены физически или не спали, они не давали бы ни секунды покоя окружающим. Только изобретение детской кроватки, манежа и няньки позволило родителям делать что-то еще, кроме как постоянно "пасти" младенца.

Скоро, однако, младенец превращается в маленького ребенка, умеющего и ходить, и говорить, и понимать, что ему говорят его родители. С этой поры физические ограничения его поведения уже не эффективны. Контроль над ним со стороны родителей с физического меняется на психологический. Однако и на эти происки природа заготовила противоядие.

Вспомним хотя бы знаменитое детское упрямство. Ребенок может даже прервать любимое занятие, чтобы сказать "нет". Еще бы! Ведь в детском упрямстве проявляется врожденная человеческая способность отстаивать себя доступными данному возрасту средствами.

Метаморфозы восприятия родителей

Конечно, по мере продвижения по возрастной лестнице, отношение индивида к своим родителям меняется.

В одной древней притче точно подмечено определенное несовершенство этого защитного механизма: в шесть лет дети считают, что их отец может все; в двенадцать, что он может почти все; в шестнадцать, что их отец - полный идиот; в двадцать четыре - что он не такой уж идиот; а в сорок, что если бы слушались они отца, то жизнь их могла сложиться гораздо лучшим образом.

Плач и крик

Они являются средствами воздействия на родителей не только в грудном возрасте.

На остановке автобуса при скоплении народа ребенок на руках у мамы постоянно орет, требуя шоколадку. Мать пытается его успокоить. Но он, видя, что она стесняется внимания окружающих, начинает голосить еще сильнее.

Едва научившись ходить, ребенок уже знает: для того чтобы добиться своего, ему нужно иногда ворковать, иногда орать. Думаете, плачущим детям всегда хочется плакать? Ничего подобного. Просто они хотят добиться от родителей того или иного, и слезы в данный момент - их оружие.

Мишенью воздействия здесь является дискомфорт, который испытывают взрослые, слыша детский плач. Приманкой выступает простая зависимость: удовлетворишь потребность ребенка - прекратит нервировать родителей.

Природа позаботилась о том, чтобы нужды ребенка, вызвавшие плач, непременно дошли до взрослых. Два подтверждения этому: уснувшая мать может не реагировать на сильнейший шум и грохот, но проснется на слабый писк своего малыша. Плач и крик ребенка действует на взрослых (даже посторонних) как сильнейший раздражитель: "Да сделайте что-нибудь, чтобы он перестал плакать!"

Добиться внимания

Дети, не имеющие достаточной ласки и внимания, намеренно совершают проступки лишь для того, чтобы получить оное даже в виде окрика, подзатыльника, наказания.

В частности, это бывает при появлении младшего брата или сестры, когда все внимание родителей отдано младшему ребенку. Старший может без конца "канючить" то об одном, то о другом, то о третьем, но причина - его ревность и борьба за внимание к себе.

О том, как важно для детского самосознания внимание к нему как к личности, красноречиво свидетельствует следующий "подсмотренный" случай.

Мать и отец с 5-летним сыном зашли пообедать в ресторан. Официант вручил в числе других огромное меню и мальчугану:

- А что вы будете заказывать, молодой человек?

Ребенок посмотрел на родителей широко раскрытыми глазами и прошептал:

- Он думает, что я настоящий.

Манипуляция "Мнимый больной"

Это довольно распространенная манипуляция со стороны детей. Они рано подмечают, насколько взрослые обеспокоены их здоровьем.

Юный манипулятор демонстрирует, что "плохо себя чувствует": едва волочит ноги, готов пролежать целый день в постели, только бы не исполнять свои обязанности (не идти в детский сад, в школу) или подтолкнуть на приобретение дорогого лакомства.

Мишень воздействия - беспокойство за здоровье ребенка, приманка - возможность облегчить его состояние, проявив повышенное внимание и заботу о нем.

Манипуляция "Сонливая мама"

Родители, борясь со склонностью ребенка к полноте, ограничили его в сладостях. Ребенок стал жаловаться, что не может после обеда заснуть без мамы. Дождавшись, когда мама заснет, шел лакомиться и прятать припасы на будущее.

Мишень воздействия - "слабость" матери, выражающаяся в способности быстро засыпать. Приманка - желание усыпить ребенка, да и самой отдохнуть.

В общем виде цель подобных манипуляций - уход от контроля. В качестве мишени воздействия могут быть использованы и другие слабости или особенности родителей.

Манипуляция "Диктатор"

Юное создание управляет взрослыми с помощью надутых губ, упрямства, непослушания, иногда истерик. Взрослые предпочитают не связываться с таким, уступают, чтобы себе не испортить настроение.

Манипуляция "Будущий хулиган"

Характерная черта манипуляторов названного типа - насильственный образ действий. Он задирает, обзывает детей, дерется и плюется. Любит ружья и ножи. Довольно рано он понял, что исходящая из него энергия делает людей управляемыми. Более всего на свете он ненавидит авторитеты, поэтому под обстрел его неприязни в первую очередь попадают учителя и родители. Его непоколебимая уверенность довольно быстро превращается в самонадеянность и абсолютную веру в свои силы, что действует на окружающих, как взгляд удава на кролика. Ясно, что первыми жертвами такого манипулятора станут родители и другие близкие люди.

Однажды автор был свидетелем незабываемого зрелища маленький мальчик гонялся с ножом за кем-то из взрослых, истерично при это крича. Прохожим кто-то из соседей объяснял: "Он такой, он своего добьется".

Манипуляция "Сравнение"

  • Вот стандартный "джентльменский" набор юных манипуляторов:

  • Ни от кого родители не требуют быть дома в 9 часов, только вы!

  • У всех ребят уже есть компьютер, только мы самые бедные...

  • Все девчонки уже имеют туфли на высоком каблуке, только меня за детсадовку держат...

  • Брату все новое покупаете, а мне только донашивать...

  • Других не заставляют мыть руки каждые 5 минут.

  • У соседа уже мотоцикл, а вы только и знаете, что обещать и т.д., и т.п.

Все сравнения подбираются так, чтобы родители почувствовали вину, будто они плохие (чересчур требоватёльные или жадные, или необязательные). Именно чувство вины является мишенью воздействия. Приманкой - сравнение с другими родителями.

Манипуляция "Угроза"

Вот ее проявления:

- Брошу школу!

- Убегу из дома... и т.д.

В первом случае мишенью воздействия манипулятора является желание родителей, чтобы ребенок получил образование. Во втором - чувство ответственности за него.

Угроза делается в расчете на то, что родители будут более покладисты в выполнении каких-то требований дитяти.

Манипуляция "Вы меня не любите"

Этими словами юные манипуляторы ставят родителей в положение Дитя, заставляя их оправдываться и послаблениями или подарками демонстрировать свою любовь. Сами манипуляторы занимают при этом позицию Родитель (требование к отцу и/или матери доказывать их любовь). То есть имеет место трансакция Р->Д.

Заметим, что манипуляциям подобного рода дети могут научиться и у самих родителей, когда те манипулировали маленьким ребенком, говоря "я не люблю тебя такого", "ты не заслужил моей любви" и т.п. (см. в разделе 15,2 "Торговля любовью").

Манипуляция "Брата ты любишь больше"

Эта манипуляция является видоизменением предыдущей. Вот одно из конкретных ее проявлений.

К автору обратилась за консультацией преуспевающая деловая дама. По ее словам, у нее "страшный конфликт" с младшим сыном. Двум старшим она купила автомобили престижных иномарок. Но после кризиса 17 августа 1998 года дела ее фирмы пошатнулись, и она уже не в состоянии сделать подобный подарок младшему. Тот настойчиво требует и скандалит. Мать считает себя виноватой и просит посоветовать, как ей быть?

Манипуляция "Почему сестре можно?"

А вот другой сюжет на ту же тему, где приманкой служит поведение сестры:

- Мама, почему, когда приходит время делать уборку, сестра всегда садится за уроки? Она могла бы сделать их раньше и помочь мне...
Намек на то, что у матери есть любимчики. Чувство вины матери - мишень воздействия на нее. Схема манипуляции такова: явная трансакция В->В (обмен информацией) дополняется скрытой - Р-->Д (упрек).

Манипуляция "Помогайте же"

Манипуляции типа "Вы меня не любите" могут разыгрываться и взрослыми детьми под лозунгом: "Родители должны помогать детям до пенсии". Не уточняется даже, до чьей - родителей или детей.

Старушка около остановки торгует нехитрым товаром. Спрашиваю:

- Бабушка, вам что, пенсии не хватает?

- Да нет, хватает. Это я для внучка... Очень он компьютер просит...

Манипуляция "Провокатор"

Дочь старается вызвать спор и даже ссору между родителями. Когда это в очередной раз не удается, не выдерживает:

- У всех родители как родители, ссорятся... как нормальные люди... Эти же смотрят друг другу в рот!

Казалось бы, радуйся, что в семье нет не то что скандалов, а даже легких ссор. Но потенциальной манипуляторше нужна слабость "родаков", чтобы, играя на противоречиях, добиваться каких-то своих целей. И пример "более удачливых" подруг толкает ее на провокацию. Отец похудел на 17 кг (кстати, действуя по методике, описанной в нашей книге [39]). Дочь, зная о скептическом отношении матери к такому сильному сбрасыванию веса и в надежде на неудачный ответ матери, говорит ей в шутку (при отце):

- Брось его, такого тощего.

Муж смотрит на жену: что она скажет. Умная жена на такие темы шутить не рискует:

- А мне он такой нравится еще больше!

- Ты же сама говорила, что тебе это не нравится!

- Я боялась, что это вредно для здоровья. Теперь вижу, что ошибалась. Смотри, у папы глаза теперь блестят, как у студента!

Дочь покидает поле боя. Фактически на ее попытку манипуляции мать ответила защитой типа "точки над i", чем обезоружила несостоявшегося манипулятора.

По сравнению с семьей подруги эта семья - крепкий орешек! В частности, и для манипуляторов.

Манипуляция "Ласковый теленочек"

Дочь обнимает мать и ласково говорит ей:

- Мамочка, миленькая, родненькая, я так тебя люблю! И я ведь у тебя любимая дочка, верно?

- Конечно, ты у меня самая любимая.

- Мамочка, я ведь так хорошо себя веду, стараюсь тебя не расстраивать. А тебе приятно видеть, когда я одета не хуже других?

- Конечно, приятно.

- Мамочка, мое платье совсем вышло из моды, скоро девчонки будут на меня пальцем показывать.

- Ну уж...

- Давай купим мне новое платье.

- Что ж, надо так надо...

И растроганная ласковым обращением, мать из последних денег выкраивает на обновку необходимую сумму.

Мишенью воздействия здесь является желание, чтобы дочка выглядела не хуже других. Приманкой - ласковое обращение и как результат - возникшая аттракция.

Первой своей фразой дочка осуществила трансакцию Д->Д (общение на эмоциональном уровне) - рис. 58, а. Второй фразой скрытно вводит деловой компонент В-->Д (рис. 58, б). Находящаяся по-прежнему в позиции Д, мать реагирует на предлагаемое распределение позиций, принимая решение не на рациональном, а на эмоциональном уровне.

hello_html_3b655656.png

hello_html_434a68e.png

а

б

Рис. 58

Манипуляция "Непонятливая ученица"

Девочка просит маму (или бабушку) показать, как делать домашнее задание, полученное на уроке труда. Ребенку объясняют, но через несколько минут она снова и снова переспрашивает. Наконец, "консультант" не выдерживает и выполняет задание. Девочка внутренне торжествует: пятерка обеспечена, а трудов - никаких.

Почти все родители прошли через это. Те, кто не поддался на эту манипуляцию "с первого предъявления", постепенно попадают под ее действие. Ведь ребенок не может конкурировать по качеству исполнения со взрослыми, и в результате пятерки получают манипуляторы, а честные дети - более низкие оценки.

Увидев слезы ребенка, поговорив с другими родителями, и эти мамы с бабушками включаются в изготовление домашних поделок вместо их любимых чад.

Манипуляция "А слабо тебе...

Сын отцу:

- У тебя по математике что было в школе?

- Пятерка.

- Ну да!

- Да, учительница меня всегда выделяла.

- Но, наверное, сейчас уже у тебя мозги не те.

- С чего ты это взял?

- Думаю, что обычную школьную задачку не решишь

- Это как сказать!

- А вот смотри, - показывает задачку из тех, что задали на дом. Отец видит, что подобные задачи у них были.

- Давай посмотрю.

И (из любопытства) углубляется в условие. После этого отказаться от нее уже стыдно, приходится найти решение. С чувством удовлетворения отдает листок с решением. Сын:

- Случайно!

- Да ты что! Я же сказал, что щелкал их в школе, как орешки!

- А вот эту сможешь? (Отдает вторую задачу).

Отцу опять неудобно отступать, решает и эту.

Здесь юный манипулятор использовал идею, заложенную в рассматриваемой нами манипуляции "А слабо тебе..."

Мишень воздействия - чувство самоуважения отца, нежелание выглядеть "слабаком" по части умственных упражнений.

Как сообщать неприятности

Представьте, что студентка прислала родителям письмо следующего содержания:

Дорогие мамочка и папочка!

Прежде чем продолжить чтение письма, сядьте пожалуйста. Сели? Тогда продолжаю.

У нас случился пожар. Выпрыгивая из окна, я получила перелом черепа. Он уже почти зажил. Я провела в больнице 2 недели и сейчас вижу почти нормально, а головные боли возникают всего лишь раз в сутки.

К счастью, меня взял жить к себе один молодой человек. Вообще-то он живет в подвале, но довольно миленьком.

Мы собираемся пожениться. Конечно, до того как станет заметна моя беременность. Думаю, вы будете рады взять ребенка на воспитание, ведь вы мечтали стать дедушкой и бабушкой.

Причина задержки нашей свадьбы в том, что он подхватил какую-то инфекцию, я от него заразилась, и мы вынуждены лечь в вендиспансер.

Я знаю, что вы примете моего избранника в нашу семью с радостью. Хотя он и не получил никакого образования, но очень честолюбив.
Думаю, вам будет интересно узнать его поближе, ведь он другой расы и вероисповедания.

Теперь, когда вы прочли все это, могу сказать, что это все вранье. Единственная беда - я получила двойки на экзаменах по философии и иностранному языку. И хотела бы, чтобы вы восприняли эту беду объективно. Обнимаю. Целую. Ваша любящая и в остальном безгрешная дочь Мария.

Остроумный, хотя и жестокий манипулятивный ход! Естественно, родители не будут сердиться за двойки (все познается в сравнении) и простят за них дочь - если доживут до конца письма. Такие "подарочки" могут довести до инфаркта любящих свое чадо родителей.

Мишень воздействия - боязнь родителей за свою дочь, находящуюся вдалеке от дома. Приманка - сравнение с прочими опасностями: из многих зол выбирают меньшее.

Манипуляции с дневником

Отец:

- Покажи дневник.

Сын подает. Отец, просмотрев его, хватается за ремень.

- Папа, так это же твой дневник!

- Где ты его откопал?

- Бабушка сохранила.

- Лучше бы не хранила. В старших классах я уже за ум взялся. А твой дневник где? Потерял?

- Нет, вот смотри...

- Да, не блеск. Ну ладно, но учти, что я за ум взялся. И тебе пора.

Или другая манипуляция с подготовкой отца к прочтению дневника. Безусловно, попроще.

Вовочка спрашивает папу:

- Па, ты чего-нибудь боишься?

- Нет.

- Ни льва, ни слона, ни крокодила?

- Нет.

- Тогда прочти мой дневник.

Сугубо славянская традиция

У русских есть поговорка: "Какая же ты мать, если своего ребенка до пенсии не докормила". Центр "Геронтолог" провел опрос. Только десятая часть пенсионеров считают, что "их дети - взрослые люди и должны сами решать свои проблемы". Больше половины убеждены, что "родительская обязанность - помогать детям всем, чем можно, и при любых обстоятельствах".

В том числе - заботиться о внуках.

На Западе на это смотрят совсем иначе. В той же Германии, например, родители действительно обязаны помогать своим детям, но только, пока те учатся. В некоторых землях в законе специально зафиксирована сумма - 150 марок в месяц на карманные расходы.

Как показал опрос, проведенный женским журналом "Frau in Spiegel", 70% немецких женщин помогали своим детям деньгами, пока те были студентами. После выхода на заслуженный отдых лишь 11% пенсионерок продолжали поддерживать детей. Остальные убеждены: пенсии достаточно только для того, чтобы один человек смог прожить достойно, и если сын или дочь и не могут найти работу, - это их личные проблемы.

Российский человек очень отличается от европейца. Поколение, которое сейчас на пенсии, растило детей в критической ситуации. Подняло их на ноги ценой неимоверного надрыва всех жизненных сил.

Мы были бедными. Мы и сейчас бедные. Бедным проще выживать вместе. Дети вынуждены "лепиться" к родителям, потому что до середины жизни не могут получить отдельное жилье. Родители вынуждены "лепиться" к детям, потому что сегодня пенсионеры - подчас единственные люди в семье, кто получает "живые" деньги. Чем люди богаче, тем быстрее они вытесняют детей из своей жизни.

Но дело не только в материальном положении. Психологи говорят, что у русских особый менталитет. Жертвенность живет в нас. У нас принято жить для детей, а не для себя. Детей и рожают-то специально, чтобы придать существованию какой-то смысл. "Когда наш пожилой человек смотрит на своего выросшего ребенка, у него главная установка такая: "Я все ему отдал, всем пожертвовал ради него", - говорит кандидат психологических наук Ольга Краснова. - И ждет, иногда даже требует, чтобы это "все" было ему возвращено".

Хотя и не "все", но оно возвращается. В российских семьях сохраняются более душевные, более тесные отношения, чем в западных. Специалисты Института социально-экономических проблем народонаселения РАН подсчитали: почти половина наших бабушек видятся со своими внуками не менее двух-трех раз в неделю. Если реже, начинают паниковать и жалуются на безразличие и плохое отношение. На Западе нормой считается открытка на Рождество.

У германских бабушек в их системе ценностей на первом месте и с большим отрывом стоит собственное здоровье. На втором - родственные отношения, но не в том смысле, чтобы отдать последнюю рубашку, а в плане общения. На третьем - общение с друзьями.

Для наших бабушек и дедушек до старости лет главным смыслом жизни остаются дети и внуки. Их проблемы заботят пенсионеров в два раза больше, чем собственное здоровье, и в 10 раз больше, чем собственные материальные и бытовые сложности.

"Хобби" многих наших бабушек и дедушек - дачный участок - также имеет основной целью оказать помощь детям, подкормить витаминами любимых внучат.

Общение с детьми и внуками - защита от одиночества, боязни почувствовать себя никому не нужными, что "некому будет подать стакан воды" в час болезни.

Эти чисто славянские традиции подчас используются манипуляторами. Встречаются недобросовестные родители, в свое время бросившие детей, которые в старости о них вспоминают и требуют содержать их (как это принято в добропорядочных семьях). Пример противоположного толка: молодые семьи отправили в дом престарелых пожилого отца. Это повергло в смятение всех бабулек многоэтажного дома.

Не редки случаи, когда молодые манкируют своими родительскими обязанностями, "подбрасывая" на годы своих детей бабушкам и дедушкам...

Таким образом, чисто славянская традиция является мишенью воздействия, используемой манипуляторами.



Глава 15. ВЗРОСЛЫЕ И ДЕТИ

 

15.4. УЧЕНИКИ МАНИПУЛИРУЮТ УЧИТЕЛЯМИ

Школьный опыт

Семейный опыт манипулирования дети дополняют и развивают в школе. Перечислим наиболее часто используемые учениками манипуляции. Начнем со срыва ненавистных уроков, в частности - контрольных работ. Здесь широкая палитра способов, от классических до новомодных - ложных сообщений о заложенной бомбе. Начнем с тех, что достались нам по наследству.

Манипуляция "Птица в классе"

Кто-то из учеников приносит в класс птицу. Заставить учеников сидеть тихо и слушать учителя при этом невозможно. Поймать птицу нелегко, да и ребята в этом не заинтересованы. Учителю одному не поймать, да и неприлично ему гоняться за пернатым созданием на потеху всему классу.

Мишенью воздействия в этом случае является беспомощность учителя в данной нештатной ситуации. Приманкой - любовь детей к живности и детская эмоциональная реакция на нее.

Пассивная защита здесь невозможна. Активная может состоять в следующем: надо поставить дело так, чтобы ученики сами пострадали, если будут реагировать на птицу. Например, учитель говорит:

- Объявление! Поскольку птица мешает нам говорить, то будем писать... письменную работу. Я сейчас схожу в учительскую за вариантами контрольной. Если птица к этому времени останется в классе, будем писать. Если улетит, двинемся дальше по программе.
Когда он вернется, птицы в классе не будет.

Фактически это контрманипуляция. Учитель принял игру и продолжил ее в невыгодном для манипуляторов направлении. Но, к сожалению, далеко не всегда учителя с честью справляются с подобными манипуляциями, и не счесть числа уроков, сорванных таким образом.

Манипуляция "Мыши!"

Идея похожа на предыдущую. В класс приносят мышь. Визг, который поднимают девчонки, боящиеся мышей, не заглушить никакому учительскому голосу. Пока педагог догадается открыть дверь и организовать изгнание мыши из пределов класса, пройдет пол-урока.

Мишень воздействия - прежняя, а приманкой является бурная реакция тех, кто боится мышей.

Манипуляция "Довести учителя"

Кто-то из учеников (или их группа) создает звуки, мешающие вести урок, например катает ногой по полу граненый карандаш или мычит "всем (или почти) классом". Обнаружить источник звука трудно, шум нервирует учителя, и он в конце концов срывается.

Манипуляция эта применяется только против преподавателей, не обладающих выдержкой. Поскольку именно вспыльчивость и является мишенью воздействия.

Манипуляция "Вызывающее поведение"

Цель этой манипуляции - нестандартной выходкой обратить на себя внимание класса, поднять свой статус среди сверстников. Вот одна из конкретных реализаций этой цели.

Учитель, поздоровавшись с классом, замечает, что один из учеников на задней парте разлегся на ее сиденье. Делает замечание. Класс замер: что предпримет учитель?

Неопытный педагог будет нервничать, конфликтовать с нарушителем. Тем самым цель того будет достигнута. Мишенью воздействия в этой манипуляции делается предполагаемая слабость учителя, надежда, что он не найдет выхода из создавшейся ситуации. Приманкой - обязанность учителя поддерживать дисциплину в классе.

Однако для этой манипуляции есть и контрманипуляция. Например, такая. Учитель обращается к этому нарушителю:

- Тебе, наверное, неудобно лежать на парте, тесно. Может хочешь лечь вот здесь, перед доской?

- А что, это идея.

Под смех класса выходит и ложится около доски, довольный всеобщим вниманием. Но тут учитель обратился к теме, заинтересовавшей всех, и стал так ярко рассказывать, что класс отвлекся от лежащего у доски. Посыпались вопросы, разгорелась дискуссия. Об "оригинале", возлежащем на полу, все окончательно забыли.

Почувствовав глупость положения, в котором он оказался, "оригинал" попросил разрешения сесть. И больше от него никаких выходок на уроках этого учителя никогда не было.

Преподаватель принял игру, предложенную учеником, и довел ее до абсурда. Мишенью контрманипуляции явилась любознательность учеников. Интересным рассказом учитель привлек к себе внимание класса, а следовательно, и его симпатию. Но ведь именно этого добивался и нарушитель дисциплины. Педагог стал более интересен, вызвал большую аттракцию у учеников, чем незадачливый нарушитель, после чего положение последнего стало просто смешным. "Оригинал" получил хороший урок.

Манипуляция "Толстокожий"

Некий ученик не хочет присутствовать на уроках одной из учительниц. Но просто пропускать ее уроки - вызовут родителей. Тогда он решает использовать невоздержанность учительницы на язык: когда она выведена из себя, может и обозвать.

Ученик с начала урока начинает "доводить" ее. Он делает ему одно замечание, другое, третье. Поскольку до него "не доходит", она начинает "награждать" его нелестными эпитетами, а поскольку он "толстокожий" и не реагирует, то, по закону эскалации конфликтогенов (см. [26, гл. 2]), доходит и до оскорблений. Тут манипулятор с шумом поднимается: "Я не намерен терпеть оскорбления!" - и покидает класс, точно зная, что учительница не будет на него жаловаться. Можно пропустить и еще несколько ее уроков. Поднимать шум ей не с руки - всплывет то, что она оскорбляет учеников.

Мишень воздействия - слабость педагога, проявляющаяся в ее несдержанности. Приманка - впечатление "толстокожести", созданное нарушителем дисциплины.

Трансактный анализ показывает: потеряв контроль над собой, учитель перешел из позиции Родитель (учит) в позицию Дитя (преобладание чувств).

Манипуляция "Мнимый больной"

Совсем примитивная и потому наиболее часто разыгрываемая манипуляция, имеющая целью уйти с урока, - притворится больным. "Болит живот (голова)" - привычные жалобы, имеющие часто причиной обычную лень.

Мишенью воздействия здесь является чувство милосердия, которое взрослые должны проявлять (и проявляют) к детям. Приманкой - невозможность в условиях школы проверить обоснованность этих жалоб.

Отметим, что подобная манипуляция нередко разыгрывается и в семье. Как симулянтами-школьниками, так, возможно, и одним из родителей. Соответствующая "взрослая" манипуляция была нами описана в 14.1.

Манипуляция "Столкнуть лбами взрослых"

Например, столкнуть родителей с учителем. Вот некоторые манипулятивные высказывания учеников:

- Моя мать говорит, что это глупое задание.

- Я не мог сделать домашнее задание, потому что вчера у нас были гости.

- Мой отец считает, что это пустая трата времени.

Или настроить одного учителя на другого:

- Мы не смогли сделать ваше задание, потому что по математике (физике, химии и т.п.) нам столько задали, что на ваш предмет уже не осталось времени. И так каждый раз!

В обоих случаях мишенью воздействия является ненормированность объема домашних заданий и несогласованность действий учителей. Приманкой - сравнение действий или высказываний противопоставляемых сторон.

Манипуляция "Какое чудесное платье!"

Ученица не выучила урок и со страхом ждет появлении учительницы в классе - ведь, судя по отметкам, ее сегодня должны спросить.
Появляется преподаватель. На ней новое платье. Юная манипуляторша видит - это шанс для нее! Восторженными глазами смотрит она на учительницу, всем свои видом давая понять, что в восхищении от нового наряда.

Как и всякая женщина, учительница понимает смысл этих взглядов девочки. И это не оставляет ее равнодушной. Поняв это, ученица тянет руку "дополнить ответ" отвечающего одноклассника. И получает легкую возможность отличиться: ведь раскрытый учебник - перед ее глазами.

Мишенью воздействия является желание женщины вызывать восхищение. Приманкой - восторженная оценка ее нового платья.

Традиционный проказник, герой многочисленных анекдотов Вовочка отличился и на "школьном фронте".

Учительница, решившая идти "в ногу со временем", обращается к классу:

- Дети, сегодня мы пишем сочинение. В этом сочинении должно быть написано немного об Англии, немного о королеве, немножко о Боге, немножко о сексе и обязательно должна быть некая тайна.

Через 5 минут Вовочка сдает сочинение. Учительница открывает тетрадь и читает:

"О Боже, - подумала английская королева, - я беременна и не знаю от кого!".

Манипуляция "Интерес к предмету"

Студенты манипулируют преподавателями еще более умело. Ведь за их плечами - 11 лет школы плюс опыт старшекурсников, которые охотно делятся с младшими.

Студент садится отвечать экзаменатору. Сказав несколько общих фраз, вдруг с воодушевлением обращается к преподавателю: "Для меня всегда было волнующей загадкой, как могут быть связаны эти явления?"

Преподаватель, влюбленный в свой предмет и уставший от пассивности и равнодушия студентов, радостно начинает объяснять. Студент демонстрирует восторг от услышанного, поддакивает, переспрашивает... снова восхищается логической стройностью предмета. Довольный преподаватель ставит ему высокую оценку.

Читателю, конечно, ясно, что мишенью воздействия является влюбленность преподавателя в предмет, а приманкой - желание, чтобы это чувство разделяли и студенты.

Манипуляция "Вы нам обещали!"

Молодой начинающий преподаватель вуза стеснителен и робок с девушками. Его окружают студентки и, напирая грудями, доказывают, что он обещал им поставить зачет. Молодой человек слушает, краснеет и слабо отбивается. Однако близость девичьих тел делает свое дело. Потея от волнения, он расписывается в их зачетках.

Мишень воздействия - стеснительность. Приманка - якобы сделанное обещание. В иных случаях мишени воздействия и приманки могут быть другими. Например, манипулятивным средством может выступать навязанный стремительный темп: едва ли не на каждом студенческом капустнике разыгрывается сценка, в которой студент кавалерийской атакой пытается вырвать у преподавателя заветный зачет.

Когда сексапильность - на пути знаний

На экзамене студентка томно строит глазки профессору:

- Профессор, чтобы сдать экзамен, я готова сделать все, что угодно!

- Все, что угодно?

- Да, все-все!

- Ну тогда пойдите и выучите билеты!

Жестокий ответ

Некий преподаватель с наслаждением измывался над студентами на экзаменах, результаты которых по его предмету были намного хуже, чем по остальным предметам.

Возмущенные студенты решили его проучить. Собрали деньги и заказали гроб и венок с соболезнующими надписями. Указали время доставки всего этого на квартиру преподавателя, когда он был на занятиях.

С женой его при получении сего случился сердечный приступ. Затем - с самим преподавателем.

После случившегося поведение экзаменатора резко изменилось и не давало поводов для нареканий.

Здесь присутствуют и манипуляции, и контрманипуляции. Манипулятивные действия преподавателя имели мишенью воздействия определенную незащищенность студентов на экзамене. Приманкой - то, что их знания, безусловно, уступали знаниям преподавателя, что делало его хозяином положения.

Мишень в контрманипуляции та же - незащищенность, но уже перед ударами судьбы.

Мы привели эту жестокую историю, чтобы еще раз подчеркнуть, насколько опасны для человеческих отношений манипуляции. И что они могут возвратиться бумерангом, поразившим самого манипулятора.

Манипуляция "Вы занизили оценку!"

Ученики могут быть и более старшего возраста, нежели студенческий. Проводя деловые игры с руководителями, предпринимателями, автор нередко встречался с ситуацией, когда в пылу борьбы, обуреваемые желанием победить, некоторые участники обвиняли преподавателя в том, что он якобы занизил им оценку за очередной этап игры.

Мишенью воздействия служило естественное желание преподавателя быть беспристрастным судьей. Если судейство вызывает нарекания, естественно доказывать свою объективность. Но если опуститься до оправданий, статус преподавателя пострадает. В таких случаях автор применяет несколько способов защиты от это манипуляции.

Пассивная защита: "Все желающие могут на перерыве увидеть мои пометки на сданных решениях, где отмечены ошибки". Тем самым общей дискуссии, подрывающей авторитет руководителя учебы, не происходит. Однако если, паче чаяния, такая проверка выявляет ошибку преподавателя - она признается, после перерыва оглашается и изменяется оценка. Такая открытость плюс признание ошибки только повышает авторитет преподавателя.

Активная защита: "Вы недовольны оценкой? Сколько вам нужно добавить? Назовите, мне не жалко, я сейчас же добавлю!"

Еще ни разу никто не пошел на это: ведь он добивался "справедливости", а тут получается, что ему нужна не справедливость, а просто любой ценой повысить оценку своей работы.

Понятно, что данная защита имеет тип "точки над i". Применять более сильную защиту - контрманипуляцию - здесь не имеет смысла: не стоит привносить конфликтность в атмосферу деловой игры.
























Приложение 5

Тексты для групп

hello_html_m7881fd6b.gif



ЧТО ТАКОЕ МАНИПУЛИРОВАНИЕ (МАНИПУЛЯЦИЯ) ?

По прогнозам ученых1, манипулирование личностью, наряду с национальными конфликтами, экологическими катастрофами и демографическими бедствиями может превратиться в проблему третьего тысячелетия.

В междисциплинарном словаре по педагогике Г.М. Коджаспироровой и А.Ю.Коджаспирова2 даётся следующее определение понятия «манипулирование»: манипулирование – это система способов идеологического и социально-психологического воздействия с целью изменения мышления и поведения людей вопреки их интересам и зачастую неосознаваемое ими.

Манипуляцией так же принято называть психологическое воздействие на человека, осуществляемое скрыто и ловко. Манипуляция используется для достижения односторонней выгоды и всегда носит субъект-объектный характер.

_____________________________________

1. Психология XXI века: пророчества и прогнозы // Вопросы психологии. № 2. 2000.

2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю.Словарь по педагогике (междисциплинарный_.- М., ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.- 448 с.










hello_html_65050c7.gif



ЧТО ТАКОЕ МАНИПУЛИРОВАНИЕ (МАНИПУЛЯЦИЯ) ?

По прогнозам ученых1, манипулирование личностью, наряду с национальными конфликтами, экологическими катастрофами и демографическими бедствиями может превратиться в проблему третьего тысячелетия.

В междисциплинарном словаре по педагогике Г.М. Коджаспироровой и А.Ю.Коджаспирова2 даётся следующее определение понятия «манипулирование»: манипулирование – это система способов идеологического и социально-психологического воздействия с целью изменения мышления и поведения людей вопреки их интересам и зачастую неосознаваемое ими.

Манипуляцией так же принято называть психологическое воздействие на человека, осуществляемое скрыто и ловко. Манипуляция используется для достижения односторонней выгоды и всегда носит субъект-объектный характер.

________________________________________

  1. Психология XXI века: пророчества и прогнозы // Вопросы психологии. № 2. 2000.

  2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю.Словарь по педагогике (междисциплинарный_.- М., ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.- 448 с.



hello_html_42c6651.gif



КАКОВО ЗНАЧЕНИЕ МАНИПУЛИРОВАНИЯ ДРУГИМИ

В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (ПЛЮСЫ И МИНУСЫ)?

Манипуляцией принято называть психологическое воздействие на человека, осуществляемое скрыто и ловко. Манипуляция используется для достижения односторонней выгоды и всегда носит субъект-объектный характер.

В некоторых ситуациях применение психологической манипуляции, как эффективного, но при этом не «лобового» воздействия, оправдано, однако тотальное манипулирование разрушает человека, приводит к серьезным нравственных деформациям, к проблемам в отношении к себе, к разрушению взаимоотношений с другими людьми1. Отечественные и зарубежные исследователи отмечают, что очень важный период для развития манипулятивной установки и поведения представляет собой дошкольный и младший школьный возраст.

________________________

1. Козачек, О.В. Связь манипулятивной установки и самоотношения детей подросткового возраста / О.В. Козачек. Дис. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. Волгоград, 2005.




hello_html_42c6651.gif



КАКОВО ЗНАЧЕНИЕ МАНИПУЛИРОВАНИЯ ДРУГИМИ

В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (ПЛЮСЫ И МИНУСЫ)?

Манипуляцией принято называть психологическое воздействие на человека, осуществляемое скрыто и ловко. Манипуляция используется для достижения односторонней выгоды и всегда носит субъект-объектный характер.

В некоторых ситуациях применение психологической манипуляции, как эффективного, но при этом не «лобового» воздействия, оправдано, однако тотальное манипулирование разрушает человека, приводит к серьезным нравственных деформациям, к проблемам в отношении к себе, к разрушению взаимоотношений с другими людьми1. Отечественные и зарубежные исследователи отмечают, что очень важный период для развития манипулятивной установки и поведения представляет собой дошкольный и младший школьный возраст.

____________________________

  1. Козачек, О.В. Связь манипулятивной установки и самоотношения детей подросткового возраста / О.В. Козачек. Дис. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. Волгоград, 2005.



hello_html_e58c9f7.gif



КАКИЕ ВИДЫ МАНИПУЛЯЦИЙ СУЩЕСТВУЮТ?


Выделяют разные виды манипуляций в зависимости от основания их деления.

По способу воздействия манипуляции можно разделить на два вида: коммуникационные и поведенческие манипуляции.
Коммуникационные (лингвистические)для психологического давления, используется речь, в связи с чем, иногда можете услышать название «Речевая манипуляция». Во время диалога, с помощью лингвистических приемов, мы пытаемся заставить собеседника, выполнить необходимое нам действие.

Поведенческие манипуляции отличаются от лингвистических тем, что здесь управление сознанием происходит с помощью действий и поступков, без использования речи. В них, диалог несет вспомогательную, а не основную функцию.



hello_html_e58c9f7.gif



КАКИЕ ВИДЫ МАНИПУЛЯЦИЙ СУЩЕСТВУЮТ?


Выделяют разные виды манипуляций в зависимости от основания их деления.

По способу воздействия манипуляции можно разделить на два вида: коммуникационные и поведенческие манипуляции.
Коммуникационные (лингвистические)для психологического давления, используется речь, в связи с чем, иногда можете услышать название «Речевая манипуляция». Во время диалога, с помощью лингвистических приемов, мы пытаемся заставить собеседника, выполнить необходимое нам действие.

Поведенческие манипуляции отличаются от лингвистических тем, что здесь управление сознанием происходит с помощью действий и поступков, без использования речи. В них, диалог несет вспомогательную, а не основную функцию.






hello_html_24d42cf5.gif



КАКИЕ ФОРМЫ МАНИПУЛЯЦИЙ СУЩЕСТВУЮТ?


Выделяют разные формы манипуляций. В зависимости от эмоций, которые появляются у объекта манипулирования, можно выделить формы манипуляций:

  • положительные формы:

    • - заступничество,

    • - успокаивание,

    • - комплимент,

    • - невербальные заигрывания (обнимание, подмигивание),

    • - сообщение хороших новостей,

    • - общие интересы…

  • отрицательные формы:

    • - деструктивная критика (высмеивание, критика личности и поступков),

    • - деструктивная констатация (негативные факты биографии, намеки и упоминания о

    • прошлых ошибках),

    • - деструктивные советы (рекомендации по изменению позиции, способа поведения,

    • безапелляционные повеления и указания)…

hello_html_24d42cf5.gif



КАКИЕ ФОРМЫ МАНИПУЛЯЦИЙ СУЩЕСТВУЮТ?


Выделяют разные формы манипуляций. В зависимости от эмоций, которые появляются у объекта манипулирования, можно выделить формы манипуляций:

  • положительные формы:

    • - заступничество,

    • - успокаивание,

    • - комплимент,

    • - невербальные заигрывания (обнимание, подмигивание),

    • - сообщение хороших новостей,

    • - общие интересы…

  • отрицательные формы:

    • - деструктивная критика (высмеивание, критика личности и поступков),

    • - деструктивная констатация (негативные факты биографии, намеки и упоминания о

    • прошлых ошибках),

    • - деструктивные советы (рекомендации по изменению позиции, способа поведения,

    • безапелляционные повеления и указания)…



hello_html_20c7f45.gifПРИЧИНЫ ДЕТСКИХ МАНИПУЛЯЦИЙ. 

Инкубатор манипуляторов

Мы видели, что во многих случаях сами родители "создают условия", делающие их детей манипуляторами.

Самозащита

Этому способствуют также и механизмы самозащиты и саморазвития, заложенные природой в ребенке.

В раннем детстве мы ведем себя уверенно и настойчиво. Первое независимое действие младенца - протест. Если происходит что-то, что ему не нравится, он тут же дает знать об этом посредством звукового отстаивания своих прав - при помощи плача, крика и воплей в любое время дня и ночи. Мы все в этом возрасте были очень упорны и сообщали о своем недовольстве: до тех пор, пока его причина не устранялась.

Научившись ползать, мы упорно и настойчиво делали то, что хотели: исследовали все и вся. Если бы малыши не были ограничены физически или не спали, они не давали бы ни секунды покоя окружающим. Только изобретение детской кроватки, манежа и няньки позволило родителям делать что-то еще, кроме как постоянно "пасти" младенца.

Скоро, однако, младенец превращается в маленького ребенка, умеющего и ходить, и говорить, и понимать, что ему говорят его родители. С этой поры физические ограничения его поведения уже не эффективны. Контроль над ним со стороны родителей с физического меняется на психологический. Однако и на эти происки природа заготовила противоядие.

Вспомним хотя бы знаменитое детское упрямство. Ребенок может даже прервать любимое занятие, чтобы сказать "нет". Еще бы! Ведь в детском упрямстве проявляется врожденная человеческая способность отстаивать себя доступными данному возрасту средствами.

 Метаморфозы восприятия родителей

Конечно, по мере продвижения по возрастной лестнице, отношение индивида к своим родителям меняется. В одной древней притче точно подмечено определенное несовершенство этого защитного механизма: в шесть лет дети считают, что их отец может все; в двенадцать, что он может почти все; в шестнадцать, что их отец - полный идиот; в двадцать четыре - что он не такой уж идиот; а в сорок, что если бы слушались они отца, то жизнь их могла сложиться гораздо лучшим образом.

 Плач и крик

Они являются средствами воздействия на родителей не только в грудном возрасте.

На остановке автобуса при скоплении народа ребенок на руках у мамы постоянно орет, требуя шоколадку. Мать пытается его успокоить. Но он, видя, что она стесняется внимания окружающих, начинает голосить еще сильнее.

Едва научившись ходить, ребенок уже знает: для того чтобы добиться своего, ему нужно иногда ворковать, иногда орать. Думаете, плачущим детям всегда хочется плакать? Ничего подобного. Просто они хотят добиться от родителей того или иного, и слезы в данный момент - их оружие.

Мишенью воздействия здесь является дискомфорт, который испытывают взрослые, слыша детский плач. Приманкой выступает простая зависимость: удовлетворишь потребность ребенка - прекратит нервировать родителей.

Природа позаботилась о том, чтобы нужды ребенка, вызвавшие плач, непременно дошли до взрослых. Два подтверждения этому: уснувшая мать может не реагировать на сильнейший шум и грохот, но проснется на слабый писк своего малыша. Плач и крик ребенка действует на взрослых (даже посторонних) как сильнейший раздражитель: "Да сделайте что-нибудь, чтобы он перестал плакать!"

 Добиться внимания

Дети, не имеющие достаточной ласки и внимания, намеренно совершают проступки лишь для того, чтобы получить оное даже в виде окрика, подзатыльника, наказания.

В частности, это бывает при появлении младшего брата или сестры, когда все внимание родителей отдано младшему ребенку. Старший может без конца "канючить" то об одном, то о другом, то о третьем, но причина - его ревность и борьба за внимание к себе.

О том, как важно для детского самосознания внимание к нему как к личности, красноречиво свидетельствует следующий "подсмотренный" случай.

Мать и отец с 5-летним сыном зашли пообедать в ресторан. Официант вручил в числе других огромное меню и мальчугану:

- А что вы будете заказывать, молодой человек?

Ребенок посмотрел на родителей широко раскрытыми глазами и прошептал: « Он думает, что я настоящий» и др.

hello_html_m7258df71.gif

Как управлять манипуляциями?

Гармоничные отношения в семье строятся на взаимном доверии, любви и авторитете родителей перед детьми. Но далеко не всегда нам удается выстроить грамотные отношения. И очень часто между детьми и их родителями встречаются  манипуляции. Сегодня  разберемся с вопросом: почему в доме появился ребенок-манипулятор и как себя правильно вести при этом.

На самом деле манипуляции в семье встречаются очень часто. Задумайтесь, сколько раз Вы повторяете: «Уберешь игрушки, посмотришь мультик», «Съешь кашу, пойдешь гулять», «Поможешь мне, я тебе почитаю». Родители прибегают к этому способу в воспитательных целях. Зато ребенок очень быстро перенимает их манеру поведения и, естественно, начинает манипулировать родителями.

Далее мы рассмотрим самые распространенные способы манипулирования.

Запугивание. Время от времени приходится наблюдать сцены в магазинах, когда ребенок отчаянно кричит, плачет, ругается, падает на пол. И все это ради того, чтобы получить новую игрушку или какую-нибудь сладость. Подростки, которых вовремя не научили и не воспитали, применяют более изощренные и страшные методы: «Уйду из дома», «Выпрыгну из окна», «Брошу учебу».

Родителям необходимо пресекать попытки манипуляции со стороны ребенка. Будьте спокойны и дайте ему знать, что Вы понимаете его желания. Предложите более спокойный и рациональный способ решения проблемы. Обязательно уточните, что плохим поведением или криками он ничего не добьется. Если ребенок продолжает истерику, уйдите в другую комнату или в его присутствии не обращайте на его выпады никакого внимания. Отвлекитесь и займитесь своими делами.

Если сцена происходит в общественном месте, отведите его в уединенное место и дайте понять, что разговор будет продолжен только после того, как он успокоится. Для подростков, которые грозятся бросить учебу или уйти из дома, подойдет следующий вариант. Спокойно обсудите с ним возможные последствия его поступка: «Ты хочешь уйти от нас? Давай подумаем о том, что тебе с собой взять, куда уйти и т.д.»

Манипуляции любовью. Если родителя допускают в процессе воспитания такие фразы: «Раз ты себя так плохо ведешь, то я тебя больше не люблю» или «Ты меня не любишь, ведь когда любят, то ведут себя хорошо. А ты опять безобразничаешь!», то вполне естественно, если дети будут перенимать такой способ реагирования. Хотя, навряд ли кто-то воспримет всерьез фразу 2-летнего малыша, который кричит: «Уйди, я тебе не люблю». Да и для самого ребенка понятие любви ситуативное. Мама не пустила бегать по лужам, значит, я ее не люблю. А вот старшие дети, которые явно негативно относятся к одному из членов семьи или грозятся уйти к бабушке/дедушке, тете/дяде, которые их понимают лучше, чем родители – это уже полноценная манипуляция.

В ситуации с маленьким ребенком лучше всего проигнорировать эти фразы или попробовать отшутиться. С взрослым ребенком нужно поговорить и рассказать о своих чувствах. Например: «Ну что ж, ты не обязан меня любить, хотя мне больно слышать это от тебя. Но мы должны уважать друг друга и выполнять взаимные обязательства».

Настоящая или мнимая болезнь. Всем известен тот факт, что дети, которые привыкают к детскому саду, начинают постоянно болеть. И болеют они до тех пор, пока не привыкнут, либо пока родители совсем не заберут его оттуда, и не будут сидеть с ним дома. В школьном возрасте настоящие или выдуманные болезни могут возникать, когда дела идут не очень хорошо. Если ребенок видит, что его болезнь – это целая трагедия для семьи, и все только и делают, что бегают вокруг него, то он быстренько поймет, что этим можно пользоваться. А от мнимых болезней, он незаметно для себя перейдет к настоящим и будет постоянно ими прикрываться.

Если ребенок болеет, не стоит показывать ему свое волнение и чрезмерную обеспокоенность. Говорите ему о способах лечения того или иного симптома, а не причитайте о его и Вашей нелегкой судьбе.  Если Вы заметили, что болезнь мнимая и ребенок хочет провести Вас, не нужно ругать его или прилюдно уличать во лжи. Расскажите о малоприятных процедурах, которые его ждут, и о тех удовольствиях, которых он лишится.

Манипуляции дают очень быстрый временный эффект, но в будущем приносится далеко нерадостные результаты. И лучший способ добиться гармонии в отношениях с ребенком – это самим следить за стилем воспитания. Стройте отношения с самого раннего детства, учите принимать решения и отвечать за их последствия; отстаивать свою точку зрения, но при этом уважать чужую. И тогда ваши отношения будут гармоничными и доверительными.



Приложение 6

hello_html_m3c35bcb5.gif
















































Приложение 7


hello_html_11e056fc.gif







hello_html_m12c654d7.gif









hello_html_m5d01a38e.gif








hello_html_32ed0bfc.gif







hello_html_1038591e.gif








hello_html_2500a6b6.gif









Приложение 8


Сведения о документальном фильме «Как нами управляют наши дети?»




От Адама до атома.

Фильм 11-й: «Как нами управляют наши дети?»

Год выпуска: 2009.

Страна: Россия.

Жанр: документальный.

Продолжительность: 26 минут.

Автор: Татьяна Воронина.

Ведущий: Александр Асмолов, академик РАО, заведующий кафедрой психологии личности МГУ им. М.В.Ломоносова

Режиссёр: Денис Трофимов

Продюсер: Дмитрий Благоверов.

Производство: ТК «Студия-49» для ГТРК «Культура»

Описание: Второй блок тем (4 фильма) посвящены науке о внутреннем мире человека. Психология детей, взрослых, тёмные стороны нашего сознания и творческое начало… Многие века люди задают вопросы с одной целью: познать самих себя.

Ведущий цикла «Психолоия» - академик РАО, заведующий кафедрой психологии личности МГУ им. М.В.Ломоносова Александр Григорьевич Асмолов.

Качество: SARTip

Формат: AVI

Видео кодек: DivX





Приложение 9



Видеозапись .avi.


«От Адама до атома. Как нами управляют наши дети?»- документальный фильм, продолжительность 00:26:00.












hello_html_748b9f6a.gif

hello_html_5586b66.gif

hello_html_14ec30ab.gifhello_html_m45b0b839.gif



Уважаемые родители и коллеги !

Мы будем рады, если вы поделитесь своими впечатлениями

о проведённом мероприятии

hello_html_m17ce1579.gifТ

С

О


Р

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Уважаемые родители и коллеги !

Мы будем рады, если вы поделитесь своими впечатлениями

о проведённом мероприятии

Т

hello_html_m26e147a4.gif

С

О


Р

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________






НАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ






ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ КАТАСТРОФЫ










ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ БЕДСТВИЯ








БЕЗРАБОТИЦА
















МИГРАЦИЯ

НАСЕЛЕНИЯ







НАРКОМАНИЯ


















АЛКОГОЛИЗМ







БЕЗНАДЗОРНОСТЬ












АЛКОГОЛИЗМ









ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ





ИСТОЩЕНИЕ МИНЕРАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ЗЕМЛИ


























ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА







ПРОБЛЕМА МИРА И ВОЙНЫ












hello_html_m1bb3fe51.gif

1

2

Родительское собрание-практикум: «Как нами управляют наши дети?» Методическая разработка мероприятий воспитательной направленности. 1-4 класс.
  • Классному руководителю
Описание:

     Родители  дошкольников и младших школьников  всё чаще обращаются к  педагогам  по  вопросам, которые связаны с  детскими манипуляциями. Часть родителей осознают, что ими манипулируют, но большинство даже об этом не догадываются. Так или иначе, и тем, и другим приходится управлять этими манипуляциями.     

  По прогнозам ученых манипулирование, наряду с национальными конфликтами, экологическими катастрофами и демографическими бедствиями,  может превратиться в проблему третьего тысячелетия.

    Автор разработки предлагает один из вариантов проведения родительского собрания начальной школе в форме практикума по поиску  путей  выхода из ситуаций, связанных с манипулятивными действиями детей (с просмотром документального фильма «От Адама до атома. Как нами управляют наши дети?», созданного при участии ведущих российских  педагогов и психологов).

Автор Никуленок Ирина Викторовна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 735
Номер материала 49046
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓