Муниципальное
общеобразовательное учреждение
«Чойская
средняя общеобразовательная школа
Учитель
начальных классов
Сундеева
Марина Владимировна
с.Чоя 2014 г.
Пояснительная записка
Воспитывает все: люди, вещи,
явления,но прежде всего и дольше всего - люди.
Из них на первом месте
–родители и педагоги.
Т.П.
Иванова
Образовательное
учреждение было, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка и родителей.У
школы и семьи, как известно, одни устремления, одни цели. Поэтому
задача школы в работе с семьей остается прежней: создать коллектив
единомышленников.Для того чтобы совместная деятельность была успешной, необходимо
не просто информировать родителей, но и вовлекать их в работу по формированию
коллектива, воспитанию позитивного отношения к школе и жизни. Одной из форм
взаимодействия с родителями является родительское собрание. Данное родительское собрание направлено на повышение
педагогической культуры родителей, совершенствование и распространение опыта
семейного воспитания.
С семьи начинается
развитие каждого человека. Уверенность в себе, в своих
силах и возможностях, умение бороться с трудностями - все это зарождается в
дружной, теплой атмосфере дома.Из выше
сказанного следует сделать вывод: родителей надо не только просвещать, но
и обучать способам правильного
общения с детьми.Учителю начальных классов
надо стать помощником и хорошим советчиком для родителей, создать в коллективе
детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия, помочь родителям
приобрести опыт в воспитании собственного ребенка.Вот почему основной целью работы учителя начальных
классовявляется обеспечение гармонии
взаимоотношений школы и семьи, и учитель делает ставку на
сотрудничество:«Мы вместе - я, ученик и его
родители - легко разрешим все проблемы, потому, что мы
заинтересованы в этом».
Цель: повышение педагогической компетентности родителей в вопросах
воспитания, развития и образования детей.
Задачи:
Ø
совместное
осмысление нравственных ценностей семьи;
Ø
получение
опыта содержательного и конструктивного общения.
Форма
проведения:Размышление - чаепитие «Давайте воспитывать в детях доброту»
Подготовительная
работа:
ü проведение
классного часа на тему: «Будьте добры!»;
ü запись
на магнитофон ответов детей на вопрос «Что такое доброта?»;
ü написание
детьми сочинения « Доброта – это……»;
ü сервировка
стола для чаепития;
ü изготовление
детьми на уроке технологии сердечек из цветной бумаги, украшенных
аппликацией;
ü изготовление
детьми пригласительных билетов для родительского собрания;
ü памятки
для родителей.
План собрания:
1.
Организационный
момент.
2.
Размышление родителей о доброте.
3.
Мини-доклад
классного руководителя о воспитании доброты.
4.
Анкета
для родителей « Насколько агрессивен Ваш ребёнок»
5. Доклад
психолога школы о причинах агрессии.
6.
Китайская притча «Ладная семья».
7.
Рефлексия.
Оформление,
оборудование, инвентарь:
ü мультимедийный
проектор, экран, презентация;
ü Парты
расставлены в виде круглого стола. Стол сервирован для чаепития. Сердечки,
сделанные руками детей, лежат под каждой чайной чашкой;
ü Магнитофон
для прослушивания аудиозаписи, посуда для чаепития, бумажные сердечки,
светильник в виде сердечка, фонограмма инструментальной музыки.
Ребенка
можно сравнить с зеркалом. Он отражает, а не излучает любовь.
Если ему дать
любовь, он возвращает ее. Если ничего не дать, ничего в ответ и не получишь.
Р. Кэмпбелл
Ход
собрания
1.
Организационный момент
-Добрый вечер,
дорогие мамы и папы. Сегодня мы собрались на чаепитие, в ходе которого я
предлагаю поразмышлять на тему (Слайд 1)«Давайте
воспитывать в детях доброту». Каждый день, воспитывая своих детей, мы дарим им
частичку своего тепла, частичку своего доброго сердца. Давайте зажжем сердечко (классный
руководитель включает светильник в форме сердечка), которое станет
символом нашего мероприятия.
- За
чашечкой чая я предлагаю Вам ответить на вопрос: (Слайд 2)
- Приоритет в воспитании ребенка, бесспорно, принадлежит
семье. Школа является помощником семьи.
- А
сейчас я предлагаю Вам подумать над тем, что значит быть добрым и записать свои
мысли на сердечках, которые сделали наши дети. Звучит спокойная музыка.
2.Размышление
родителей о доброте.
-Уважаемые
родители, я прошу Вас по очереди зачитать свои записи на сердечках.
-
А вот как определяет доброго человека С.И.Ожегов:Добрый – (Слайд 3)
- Доброта
– это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро
другим. Как сказал великий классик (Слайд 4) М. Пришвин: «Доброта – это
солнце, которое согревает душу человека».
-А
теперь послушайте, как понимают доброту наши дети. (Звучит магнитофонная
запись с высказываниями детей).
-
Классный руководитель зачитывает сочинения « Доброта – это……».
Чаепитие.
3.Мини-доклад
классного руководителя о воспитании доброты.
-
Наши дети правильно понимают, что такое доброта, но не всегда их поступки
бывают добрыми.И наша задача состоит в том, чтобы воспитывать у них с раннего
детства потребность совершать добрые поступки.
-
Семья должна учить ребенка не только законам человеческого существования, но и
законам совместного проживания. Честно говоря, нас не слишком волнует
невоспитанность и агрессивность собственных детей, пока она не направлена
против нас. Мы квалифицируем ее как умение постоять за себя, и даже поощряем:
« А ты дал сдачи?». Психологи провели эксперимент. Оказалось, что каждый
хочет быть сильным в более мягком окружении. Но до тех пор, пока
доброжелательность не будет выбрана каждым для себя, общество в целом не
сможет быть мягким. Отсюда задача взрослых - научить ребенка управлять своими
эмоциями, в частности гневом. Именно управлять, а не подавлять гнев.
Подавленный гнев может накапливаться и вызвать внезапный приступ агрессии.
Нельзя воспитать в ребенке ни одного качества, не воспитав его предварительно в
себе. Необходимо начать все-таки с себя. (Родителям раздаётся памятка «Основы нравственных
отношений в семье) Приложение 1
4.
Анкета для родителей « Насколько агрессивен Ваш ребёнок» Приложение
2
5. Доклад психолога школы о причинах
агрессии.
- Сейчас я предоставлю слово нашему
психологу Елене Викторовне Зиновьевой. Она расскажет о причинах агрессии у
младших школьников.
Выступление
психолога
-
Хочется, чтобы эта лекция оказалась для вас очень нужной, а главное полезной.
Родителям
раздаются памятки «Средства профилактики и преодоление агрессивного поведения»
Приложение 3
6. Китайская притча «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек
насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и
всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в
том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на
селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой
семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди.
Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и
мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как
жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты
добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал,
что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем
передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал
с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение;
терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.
Прочел владыка и спросил: И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
-И мира тоже.
- Я
думаю, Вы согласитесь со мной, что родитель, дающий любовь, прощение, терпение
всегда воспитывает доброту. А родительская любовь учит ребенка быть
внимательными к окружающим, умению сочувствовать и утешать, совершать добрые
поступки.
- А
сейчас я предлагаю сердечко «Добрый человек» и прошу вас назвать правила
доброго человека. Ответы родителей
Классный руководитель раздаёт памятки:
«Секреты воспитания вежливого ребенка» Приложение 4
-
В процессе подготовки к собранию я предложила детям известный тест «Нарисуй
человека». Задание предполагало, что в течение короткого времени, не
задумываясь, не стараясь, дети должны изобразить позу, выражение лица, жесты,
направленность движений тела человека. Я раздаю рисунки вам, а вы, пользуясь моими
комментариями, попробуете по его деталям оценить помыслы и действия вашего
ребенка.
Комментарии
к тесту «Нарисуй человека» Приложение 5
6. Рефлексия
- Я приглашаю вас на ковёр доброты и мира (Родители вместе с
классным руководителем располагаются по кругу на ковре. Классный руководитель
читает стихотворение «Доброта вещь удивительная»).
- Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила,
что в классе стало светлее, это, наверное, потому, что собрались здесь добрые,
сердечные люди. Ведь доброта — это солнце, которое согревает душу человека, это
– луна, которая освещает путь.
- Уважаемые
родители, прошу вас оценить продуктивность нашей встречи и приклеить сердечки в
том месте, где результат встречи совпадает с личными ощущениями: ( Слайд 5)
• Собрание для меня было полезным, узнал (а) много нового.
• Ничего нового для меня не было, время потрачено зря.
• Есть над чем подумать, что изменить в отношениях с ребенком.
• У нас отличные отношения в семье, я сегодня это подтвердил (а).
- Я
сейчас зажгу «искорку доброты» (зажигает светильник), а вы, передавая её
по кругу, скажите комплемент или пожелания друг другу.
- В древности, когда хотели
поблагодарить человека за добрые дела, говорили: «Спаси вас Бог!». Постепенно
«Спаси вас Бог!» превратилось в короткое «спасибо». Я говорю вам Спасибо!
- Спасибо, что Вы
пришли на родительское собрание, значит, Вас волнует судьба Вашего ребенка, я
надеюсь, что эти советы не пройдут даром для Вас и Ваши дети вырастут
высоконравственными личностями.
Классный руководитель вручает
письма (слова благодарности о хорошем воспитании детей)
-
Родительское собрание я хотела бы закончить словами С. Соловейчик: (Слайд 6) «Не
обязательно страстно любить их, будь то любовь слепая или разумная. И не имеет
значения, отказывают детям в чем-то, во всем или ни в чем не отказывают. Но
очень важно, чтобы кто-нибудь из двух родителей или из четырех дедушек и
бабушек — хоть один! — любил людей. Только эта любовь к людям и передается
детям: делает добрыми и отзывчивыми, только она одна обладает педагогической
силой».
- Итак,
дорогие родители мы должны помнить, что будущее мира за новыми поколениями. Так
давайте сделаем, чтоб этот мир был полон тепла и любви. Это отчасти в наших
руках! В руках каждого! Родителям раздаются
памятки «Правила общения с ребёнком» Приложение 6
Решение
родительского собрания:
1. Пресекать некорректное поведение по
отношению к одноклассникам, разъяснять детям недопустимость подобного
поведения.
2. Продолжить сотрудничество со школой,
активно участвовать в жизни.
Список
литературы:
Ø Афанасьева,
Т.М. Семья / Т.М.Афанасьева.- М. : Просвещение, 1988. -224 с.
Ø Воликова,
Т.В. Учитель и семья / Т.В. Воликова. –М.: Просвещение, 1980. – 109 с.
Ø Гиппентейтер,
Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Че Ро, 2002. – 240 с.
Ø Дереклеева,
Н. И. организация родительских
собраний в 1–11 классах/ Н.И. Дереклеева. – М.: Русское слово, 2000.- 55 с.
Ø Маленкова,
Л.И. Педагоги, родители и дети/ Л.И.Маленкова.- М.: Пед. общество России , 2000.- 51с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.