Главная / Школьному психологу / Родительское собрание "Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы"

Родительское собрание "Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы"

Название документа Выступление на родит. собрании.docx



Выступление педагога-психолога на родительском собрании

« Адаптация пятиклассников»



Переход ученика из начальной школы в среднюю школу совпадает со своеобразным концом детства - стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах. Так же возраст уч-ся 5-х классов можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка. Какие же ещё возрастные особенности образуются у младшего подростка в этот период

Возрастные особенности младшего подростка:

  • потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;

  • повышенная утомляемость;

  • стремление обзавестись верным другом;

  • стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;

  • повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;

  • стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;

  • отсутствие авторитета возраста;

  • отвращение к необоснованным запретам;

  • переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;

  • ярко выраженная эмоциональность;

  • повышенный интерес к спорту.

  • Какими же должны быть пятиклассники?

  • Пятиклассники должны:

  • уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения;

  • уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обращаться за помощью взрослых;

  • стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно;

  • уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;

  • иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям;

  • уметь общаться с продавцом, врачом и т. д.;

  • уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор.

В это период у ребёнка могут возникнуть проблемы, Что же это за проблемы?

Возникающие проблемы:

  • очень много разных учителей;

  • непривычное расписание;

  • много новых кабинетов;

  • новые дети в классе;

  • новый классный руководитель;

  • проблемы со старшеклассниками;

  • возросший темп работы;

  • возросший объем работ в классе и д/з;

  • рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов;

  • ослабление или отсутствие контроля;

  • необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному

темпу, особенностям речи учителей; 

Для пятиклассника , приходящего в школу 1 сентября всё оказывается новым. И поэтому возникает необходимость в адаптации- привыкании к новым условия обучения. Признаками успешной адаптации является следующее:

  • удовлетворенность ребенка процессом обучения;

  • ребенок легко справляется с программой;

  • степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;

  • удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

В случае незавершённости процесса адаптации или неуспешной адаптации говорят о дезадаптации- реакции на неумение решать задачи поставленные самой жизнью. К признаками дезадаптации

можно отнести следующее:

  • Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.

  • Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.

  • Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

  • Нежелания выполнять домашние задания.

  • Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

  • Жалобы на те или иные события, связанные со школой.

  • Беспокойный сон.

  • Трудности утреннего пробуждения, вялость.

  • Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Как же можно помочь ребёнку в этот период?

  • Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

  • Если в семье произошли какие то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение еще одного ребенка и тд.) сообщите об этом классному руководителю.



  • Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.

  • Помогите ребенку выучить имена новых учителей.

  • Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период начальной школы он привык к вашему контролю.

Приучайте его к самостоятельности постепенно

  • Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.

  • Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.

  • Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.

  • Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.

Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).

  • Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу

  • Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи.

  • Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.

Золотые правила воспитания ребёнка

  • Любите своего ребёнка, и пусть он никогда не усомнится в этом

  • Доверяйте ребенку.

  • Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что

  • Помните ,что воспитывают не слова, а личный пример.

  • Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.

  • Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребёнок неповторим и уникален.

  • Используйте наказание лишь в крайних случаях.

  • Не пытайтесь реализовать в ребёнке свои несбывшиеся мечты и желания.

  • Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей, особенно учителей.

  • Помогите ему найти дело по душе.

  • Помните, что ответственность за воспитание ребёнка несёте именно вы.







Название документа адаптация учащихся 5 классов.ppt

"Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы" Составила: Паштакова Е.В. ...
потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье; повышенн...
Пятиклассники должны: уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и ...
очень много разных учителей; непривычное расписание; много новых кабинетов; н...
удовлетворенность ребенка процессом обучения; ребенок легко справляется с про...
Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка. Нежелание ребёнка делиться своими вп...
Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка,...
Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пяти...
Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребе...
  Любите своего ребёнка, и пусть он никогда не усомнится в этом Доверяйте реб...
 Спасибо за внимание!! Удачи Вам!!
1 из 11

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 "Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы" Составила: Паштакова Е.В. пед
Описание слайда:

"Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы" Составила: Паштакова Е.В. педагог-психолог МБОУ ООШ №21

№ слайда 2 потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье; повышенная
Описание слайда:

потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье; повышенная утомляемость; стремление обзавестись верным другом; стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе; повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе; стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского; отсутствие авторитета возраста; отвращение к необоснованным запретам; восприимчивость к промахам учителей; переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем; ярко выраженная эмоциональность; повышенный интерес к спорту;

№ слайда 3 Пятиклассники должны: уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и фор
Описание слайда:

Пятиклассники должны: уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения; уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обращаться за помощью взрослых; стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно; уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты; иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям; уметь общаться с продавцом, врачом и т. д.; уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор.

№ слайда 4 очень много разных учителей; непривычное расписание; много новых кабинетов; новы
Описание слайда:

очень много разных учителей; непривычное расписание; много новых кабинетов; новые дети в классе; новый классный руководитель; проблемы со старшеклассниками; возросший темп работы; возросший объем работ в классе и д/з; рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов; ослабление или отсутствие контроля; необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи учителей; 

№ слайда 5 удовлетворенность ребенка процессом обучения; ребенок легко справляется с програ
Описание слайда:

удовлетворенность ребенка процессом обучения; ребенок легко справляется с программой; степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому; удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

№ слайда 6 Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка. Нежелание ребёнка делиться своими впеча
Описание слайда:

Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка. Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы. Нежелания выполнять домашние задания. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников. Жалобы на те или иные события, связанные со школой. Беспокойный сон. Трудности утреннего пробуждения, вялость. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

№ слайда 7 Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, не
Описание слайда:

Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Если в семье произошли какие то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение еще одного ребенка и тд.) сообщите об этом классному руководителю. Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня. Помогите ребенку выучить имена новых учителей. Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период начальной школы он привык к вашему контролю. Приучайте его к самостоятельности постепенно.

№ слайда 8 Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятикла
Описание слайда:

Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность. Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни. Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя. Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.

№ слайда 9 Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка
Описание слайда:

Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников). Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.

№ слайда 10   Любите своего ребёнка, и пусть он никогда не усомнится в этом Доверяйте ребенк
Описание слайда:

  Любите своего ребёнка, и пусть он никогда не усомнится в этом Доверяйте ребенку. Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что Помните ,что воспитывают не слова, а личный пример. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребёнок неповторим и уникален. Используйте наказание лишь в крайних случаях. Не пытайтесь реализовать в ребёнке свои несбывшиеся мечты и желания. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей, особенно учителей. Помогите ему найти дело по душе. Помните, что ответственность за воспитание ребёнка несёте именно вы.

№ слайда 11  Спасибо за внимание!! Удачи Вам!!
Описание слайда:

Спасибо за внимание!! Удачи Вам!!

Родительское собрание "Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы"
  • Школьному психологу
Описание:

Родительское собрание "Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы" будет полезно как психологам так и классным руководителям 5-ов. В данной разработке родители познакомятся с возрастными особенностями младшего подростка, с возможными проблемами перехода из 4 класса в 5 класс и путями их решения, а также " золотыми правилами воспитания детей"

Автор Паштакова Елена Владимировна
Дата добавления 23.01.2016
Раздел Школьному психологу
Подраздел Другое
Просмотров 480
Номер материала MA-064068
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓