Программа
родительского
всеобуча
во 2 А
классе
ВВЕДЕНИЕ
Ситуация
обновления общества вызывает активизацию сил во всех областях знания. Опыт
различных модернизаций, включая и те, которые протекали в радикальных (революционных)
формах, показывает: сколь бы ни были велики пережитые обществом потрясения
(флуктуации в «зонах бифуркации»), на выходе всего переходного процесса
обнаруживается более или менее существенная преемственность «старого порядка»
«новым». Это утверждение выражает сущность изменений и в области образования
вообще, и в области педагогического образования родителей в частности.
Сегодня
как никогда прежде сопряжены государственные (представленные деятельностью
образовательных учреждений) и семейные стороны воспитания. Социальное
партнёрство школы с семьёй (педагоги – дети – родители) есть стратегическая
связь, обусловленная равностью миссии (ст. 58 Конституции РФ) и равностью
ответственности (Закон РФ «Об образовании) перед государством за воспитание будущего
поколения. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010
года подчёркивается сегодня и определяется на будущее исключительная роль
семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения.
Законодательство
РФ значительно расширило функции семейного воспитания, предоставив родителям
право выбирать место и форму дошкольного, школьного, дополнительного
образования, оказав поддержку альтернативной системе обучения.
В обществе произошла переориентация ценностных
установок и отношений, существенно дезориентировавшая и рассогласовавшая
процессы воспитания в семье, школе, обществе. Новое содержание образования и
новые технологии обучения, недостаточно знакомые родителям учащихся, а главное,
не пропущенные ими в своё время через собственный учебный опыт, вызывают
дополнительную напряжённость в отношениях семьи со школой. Суть этих напряжений
– в тревоге родителей за успешность ребенка в учебе и росте недоверия к школе.
Изменившиеся
социальные условия, разрушение однообразной школы советского периода,
расслоение родительской массы на различные социальные группы с собственными
образовательными запросами заметно обострили напряжённость взаимоотношений
семьи и школы, родителей и детей, родителей и педагогов образовательных
учреждений (ОУ).
Важнейшим
требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения в
современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании
и в снижении социальной напряжённости в обществе. Социокультурная
обусловленность воспитания предполагает признание права родителей стать
полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей, права на специальные
педагогические знания.
В
современных социальных условиях, когда происходит интенсивное расслоение
общества по имущественному признаку, когда родители отчуждены от своих детей и
полностью поглощены социально-бытовыми проблемами, когда дети предоставлены
самим себе и пресловутой улице и т.п., приобретает особую актуальность проблема
приобщения родителей к формированию личности ребёнка.
Актуальность
педагогического всеобуча обусловлена и особой ролью семьи в жизни человека и
общества. Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека.
Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки
взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка,
самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает
фундамент полноценного развития личности. Через жизнедеятельность семьи
реализуется связь природного и социального в человеке, обеспечивается переход
индивида из биологического состояния к социальному, его становление как
личности и индивидуальности. Семья представляет собой особый социокультурный
институт, от которого во многом зависят стабильность и устойчивость
существования общества, в котором происходит физическое и духовное
воспроизводство человека. Педагогика подходит к семье как субъекту
воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на роли семьи в
формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных
потребностях, на содержании и формах взаимодействия семьи и школы в
образовательном процессе. «Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была
бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения,
повышение педагогической культуры родителей», – утверждает В.А. Сухомлинский.
Дети
– опора и наше утешение на склоне пути, в них источник семейного счастья, смысл
жизни. Поэтому важно помочь нашим мальчикам и девочкам в самостоятельном
преодолении глупостей и ошибок, не забывая об их потребностях, возможностях и
способностях. Видеть мир глазами ребенка, наслаждаться его впечатлениями в
осеннем лесу, зоопарке, цирке – чрезвычайно важное условие питания нашей и
детской души.
Почаще
вспоминайте свое детство, чистое, наполненное благородным смыслом. Как созвучны
радость, возвышенность, оптимизм нашего детства и мира растущего ребенка.
Воспитание,
основанное на сопереживании, облагораживает, возвышает ребенка. А мы, родители,
воспитатели, приобщаясь к светлому мира детства, делаем свою жизнь более
полноценной.
В
настоящее время семья в Российской Федерации, в том числе и в Оренбургской
области, переживает противоречивое и сложное состояние:
1.
Во многом утрачены традиции семейного воспитания и его нравственные ценности.
2.
Изменился статус семьи как воспитательного института (сокращается количество
благополучных по составу и по степени воспитательного влияния семей; растут
отчуждение, непонимание между родителями и детьми и т.п.).
3. Изменилось качество самой семьи (разрушены
нравственные представления о браке и семье; утрачено понятие ответственности за
сохранение брака; увеличивается процент детей, растущих в неполных семьях либо
в семьях, где один из родителей родным не является и т.п.).
4.
Наблюдаются тенденция к снижению рождаемости, непопулярность отцовства и
материнства, негативный социально-психологический фон в семье.
5.
Серьёзной проблемой является отчуждение семьи от образовательных учреждений,
педагогов – от семьи (усиливается недоверие родителей к школе, имеют место
неадекватное отношение родителей и детей к педагогам, неудовлетворённость
качеством образования, невысок уровень психолого-педагогической культуры
родителей и т.п.).
Таким образом, необходимость
возвращения к педагогическому просвещению (обучению) родителей обусловлены рядом
причин:
· потребностями современного общества, характерной
особенностью которого является изменение социокультурной ситуации
(необходимость обеспечения взаимодействий семьи и школы в процессе формирования
ценностных ориентиров у подрастающего поколения);
·
инновационным отечественным и зарубежным опытом
обновления воспитания подрастающего поколения нового столетия;
·
открытостью современного педагогического сообщества
(родительского в том числе) обществу, прошлому опыту, инновациям.
Современная
ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более эффективной системы
социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между
институтом семьи и образовательными учреждениями. Организация такого процесса
требует глубокого осмысления сущности изменений, происходящих в обществе,
согласования позиций, выработки концепции, принимаемой педагогическим и
родительским сообществом. А для этого необходима соответствующая система
условий, стимулирующая родителей к собственному педагогическому образованию,
повышению педагогической культуры, связанной
·
с запросами и потребностями развивающейся личности
ребёнка (подростка);
·
со спецификой процесса его личностного становления
и профессионального самоопределения;
·
с опорой на предшествующий опыт родителей и процесс
их педагогического просвещения.
Проблема заключается в поиске путей вывода
семьи на более продуктивный уровень социокультурно-педагогического партнёрства
с образовательным учреждением.
Проблемное
поле педагогического образования родителей представлено следующими блоками:
1.
Здоровье учащихся, коррекция отклонений, пропаганда здорового образа жизни,
повышение стрессоустойчивости личности.
2.
Обновление системного психолого-педагогического сопровождения родителей
учащихся образовательного учреждения в реализации ими воспитательной функции
семьи.
3.
Психолого-педагогическое сопровождение воспитанника в ситуации жизненного
затруднения его семьи.
Принципы:
·
первоочередного права родителей на воспитание детей
(родители в первую очередь несут ответственность за развитие, здоровье и
благополучие своих детей);
· достоверности информации (сообщаемая информация
должна опираться на научные (медицинские, психологические, педагогические,
физиологические, юридические и др.) факты);
·
практикоориентированности информации (информация,
рекомендованная родителям, должна быть практикоориентированной, доступной для
использования в жизни);
·
взаимного сотрудничества и взаимоуважения
(доверительные взаимоотношения педагогов с родителями учащихся, а также
конструктивный поиск решения возникающих проблем воспитания детей);
·
развития (личности, системы отношений личности,
процессов жизнедеятельности);
·
гуманизации отношений и общения;
·
системности воспитательных воздействий на ребёнка;
·
преемственности семьи и школы в становлении
социокультурного опыта ребёнка;
·
сотрудничества по созданию Образа Человека.
Педагогическое (образовательное) сопровождение родителей в реализации
воспитательной функции понимается нами как
-
система, предоставляющая им ориентационное поле, в
котором они осуществляют выбор оптимальных знаний и условий воспитания детей в
семье;
-
особый способ деятельности по оказанию
педагогической помощи родителям в решении проблем воспитания детей в семье, в преодолении
социокультурных и психолого-педагогических проблем, связанных с воспитанием
детей;
-
процесс совместного с родителями определения их
целей, возможностей и путей достижения желаемых результатов в воспитании
собственных детей.
Цель проекта: обоснование научно-методического
обеспечения педагогического образования родителей.
Объект проектирования: педагогическое образование родителей как
целостная система.
Предмет проектирования: содержание, методы и
формы педагогического сопровождения родителей.
Исходная гипотеза:
1. Социокультурная обусловленность воспитания проявляется не только в
профессионально-педагогической деятельности учителей и воспитателей, но и
воспитательной деятельности родителей, современная ситуация которой порождает
её новые (вновь осмысленные) виды, в частности – научно-методическое
сопровождение процесса педагогического образования родителей.
2. Педагогическое сопровождение процесса педагогического образования
родителей ориентировано на осознанное включение родителей в воспитательный
процесс образовательного учреждения; проектирование содержания педагогического
образования родителей как системы, позволяющей определять благоприятные пути
достижения желаемых результатов в воспитании их собственных детей.
3. Система педагогического сопровождения процесса педагогического
образования родителей строится с опорой на типы и особенности современной
семьи, проблемы современного ребёнка, возрастные особенности детей.
Основные задачи проекта:
1.
Разработать научно обоснованные подходы к определению путей обновления
интегративной открытой развивающейся системы педагогического образования
различных групп родителей.
2.
Обосновать методологию сопровождения родителей в процессе их педагогического образования.
3.
Разработать обоснованное содержание (информационное сопровождение)
педагогического образования родителей, обеспечивающее формирование активной
педагогической позиции родителей; повышение воспитательного потенциала семьи;
вооружение родителей необходимыми для воспитания детей
психолого-педагогическими знаниями и умениями, основами педагогической
культуры; предупреждение наиболее распространённых ошибок родителей в
воспитании детей; педагогическое самообразование родителей.
5.
Разработать методические рекомендации (методическое сопровождение) по
сопровождению родителей в процессе их педагогического образования.
6.
Разработать общие формы (организационное сопровождение), приемлемые для
предлагаемого содержания педагогического образования родителей.
7. Разработать и апробировать методики анализа
состояния информационного, методического и организационного обеспечения
процесса педагогического образования родителей.
Основными
направлениями реализации предлагаемого проекта являются:
-
Научное и программно-методическое обеспечение
взаимодействия семьи и школы в процессе формирования личности ребёнка
(подростка).
-
Создание в регионе, в образовательном учреждении
системы педагогического образования родителей.
-
Формирование основ семейного воспитания у дошкольника
и школьника.
-
Вовлечение родителей в совместную деятельность по
духовному, нравственному, трудовому, физическому воспитанию детей.
В
предлагаемой программе педагогического всеобуча родителей на
теоретико-методологическом уровне обоснованы целостная система (региональная и
образовательного учреждения) дифференцированного психолого-педагогического
просвещения, адекватная современному социальному заказу характерных групп
родителей учащихся и учитывающая реальные возможности современного образовательного
учреждения, определены формы всеобуча, его научно-методическое обеспечение.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.