Конспект родительского
собрания
« Мы разные – в этом
наше богатство,
Мы вместе – в этом наша сила!»
Ожидаемые результаты:
· Равно
партнёрские отношения педагогов и родителей;
· Педагогическое
просвещение родителей;
· Повышение
профессионализма педагогов во взаимодействии с семьей;
· Заинтересованность
родителей.
Тема: инклюзивное
воспитание и образование
Характеристика
аудитории:
директор, педагоги, психолог, логопед, родители 1-А класса, учащиеся 1-А
класса.
Цель:
погружение родителей в проблему инклюзивного воспитания и образования.
Задачи:
· Ознакомление
родителей с понятием «инклюзивное воспитание и образование»
· Ознакомление
родителей с основными условиями реализации инклюзивного воспитания и
образования
· Сплочение
родительского коллектива
· Повышение
имиджа школы
Предварительная
работа:
-анкетирование
родителей (приложение 1),
- выставка
детских рисунков на тему« Мы разные? Ну и пусть! Но ты меня понимаешь!»,
-выставка
публикаций, статей, положений об инклюзивном образовании и воспитании,
-изготовление
рекомендаций для родителей «Толерантное воспитание и образование».
Оборудование:
аудиоаппаратура, мультимедийный проектор, демонстрационная доска, рисунки
детей « Мы разные? Ну и пусть! Но ты меня понимаешь!»
Ход родительского
собрания:
педагог встречает родителей, предлагает ознакомиться с выставкой детских
рисунков «Разные дети» и выставкой публикаций, статей, положений об инклюзивном
воспитании и образовании. В классе столы и стулья расставлены на 3 группы,
спокойное музыкальное сопровождение.
На столах: маркеры,
шариковые ручки, анкеты.
1.Вступительное
слово педагога:
Уважаемые
родители!
Мы рады приветствовать
Вас. Спасибо, что отложив все дела, вы пришли на нашу встречу. Проблема,
которая станет предметом нашего обсуждения, весьма актуальна «Мы разные – в
этом наше богатство,
Мы вместе
– в этом наша сила!». Необходимость её решения продиктована тем, что
толерантность человека, выходящего в большую жизнь, является фактором
социализации и в значительной мере определяет успешность жизненного пути
человека. Мы рады, что вы проявили интерес к этой теме. Чувствуйте себя
свободно и активно включайтесь в работу.
2.Анкетирование
родителей.
На столах у Вас лежат анкеты, просьба ответьте на вопрос. (сбор анкет Таня).
Педагог: Эпиграф
нашего собрания
Добро творить, как
воздухом дышать,-
Потребность, людям
данная от Бога
Лучами сердца мир
отогревать
И отдавать…
И не считать, что
отдал много!
Марианна Озолина
- Оглянитесь, и вы увидите
вокруг много добра. Вы его сразу узнаете. Как? Вам подскажет сердце.
- Посмотрите на лица этих людей.
(презентация № 2 Лариса)
Как вы думаете, возможна ли
полноценная жизнь людей с особыми потребностями в нашем обществе? ( ответы
родителей )
Степень зрелости любого
общества оценивается отношением к незащищенным слоям населения – это дети,
старики, а также люди с ограниченными способностями.
В настоящее время особенно
актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности,
культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди молодёжи
получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная
нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в
семью, школу. Поэтому, необходимо активизировать процесс поиска эффективных
механизмов воспитания в духе толерантности.
В последнее десятилетие в
научно-педагогическую литературу прочно вошел термин «толерантность». Как Вы
думаете, что он означает? (ответы родителей). После ответов презентация.
Основой толерантности
является признание права на отличие.
1995 и 2003 года были объявлены
по инициативе ЮНЕСКО Международным годом Толерантности. С этого времени слово
«толерантность» прочно вошло в нашу повседневную жизнь. Представители более чем
185 стран подписали Декларацию Принципов Толерантности, в которой четко определили
этот термин. (слайд №4 презентация №1).
Толерантность также
требует предоставления каждому человеку возможностей для социального развития
без какой-либо дискриминации.
Общепризнанно, что
человечеству не хватает толерантности, а проще говоря, взаимоуважительного,
благожелательно - терпимого отношения друг к другу. Из-за такого дефицита
происходит много бед. Казалось бы, так просто – живи и давай жить другим, имей
свой образ жизни, веруй, выражай частным образом и публично свое мировоззрение,
признай право других на то же самое, и все будет хорошо. Но почему-то не
получается. Очевидно, проблема терпимости затрагивает какой-то глубокий уровень
подсознания, и никакие рационалистические доводы разума часто не действуют.
Поэтому огромную важность сегодня для нашей страны имеет теоретическая и
практическая разработка принципов, методов, форм и содержания нового,
культурного образования, воспитания. Видео про инвалида из Барнаула.
Проблема культуры общения
— одна из самых острых не только в школе, но и в обществе в целом. Прекрасно
понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека
таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно
быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.
3. Инклюзивное образование (директор школы)
Инклюзивное
образование (включающее образование, совместное обучение) – это также процесс
обучения детей с особыми потребностями в обычных общеобразовательных школах
вместе со сверстниками. Но инклюзивное образование – более широкий процесс
интеграции, подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей и
развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех
детей. Это реформирование школ, перепланировка учебных помещений так, чтобы они
отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей. То есть, процесс
обучения подстраивается под нужды и потребности развития ребенка.
В мировой школьной
практике инклюзия рассматривается исключительно как обучение детей с
нарушениями развития в обычных общеобразовательных школах вместе со
сверстниками.
В международной практике
(ЮНЕСКО) термин «интегрированное образование» (integration) был заменен
термином «инклюзивное образование».
Включение детей с
особенностями в развитии в образовательный процесс в массовых школах по месту
жительства, то есть инклюзивное образование – новый подход для нашего образования.
Плюсы:
Создание в
общеобразовательном учреждении специальных условий обучения для детей с особыми
образовательными потребностями.
Создание гибкой
адаптивной образовательной среды, которая может соответствовать образовательным
потребностям всех детей-учащихся данного образовательного учреждения.
Обучение в
условиях общих классов массовой школы, с предоставлением ученику необходимой
психолого-педагогической поддержки профильными специалистами.
Подготовка
ученического, педагогического и родительского коллективов к принятию детей с
ОВЗ и создание таких условий обучения, которые являлись бы комфортными для всех
детей и детей с нарушениями слуха в частности и способствовали бы достижению
максимального уровня развития, а также социальной реабилитации ребенка и его
интеграции в общество.
Формирование в
сообществе (класс, группа, школа) навыков толерантности, т.е. терпимости,
милосердия, взаимоуважения.
Минусы:
В идеале никаких
минусов быть не должно, поскольку инклюзивное образование способствует
улучшению качества жизни детей, особенно детей из социально уязвимых групп и
оздоровлению общества в целом. Но, учитывая наши социально-экономические
условия и уровень общественного сознания, инклюзивное образование носит пока
экспериментальный характер.
Развитие системы
инклюзивного образования в нашей стране, требует принципиальных изменений в
системе не только среднего (как «школа для всех»), но и профессионального и
дополнительного образования (как «образование для всех»). До сих пор
отсутствуют общегосударственные правовые и финансово-экономические нормы,
касающиеся основ инклюзивного образования детей с особенностями развития.
На сегодняшний
момент можно выделить несколько барьеров для инклюзивного образования:
Отсутствие гибких
образовательных стандартов.
Несоответствие
учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным
потребностям ребенка.
Отсутствие специальной
подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа,
незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии.
Отсутствие у
педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития
детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и
коррекционного процесса для таких детей.
Недостаточное
материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды
детей с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного,
медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест и т.д.).
Отсутствие в
штатном расписании образовательных учреждений общего типа дополнительных ставок
педагогических (сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, тифлопедагоги) и
медицинских работников.
4.Выступление
педагога:
Для начала давайте
поймем, что же это такое «инклюзивное воспитание и образование» и чем же оно
отличается от «обычного». (презентация №5).
Представим себе, что
обычный ребенок вот такой «кругленький цилиндрик» ходит в обычный класс – у
нас круглые цилиндрики для круглых отверстий.
Особый ребёнок «колышек
квадратный» получает специальное воспитание и образование, тогда все подогнано
под этот квадратик, созданы квадратные отверстия, для «квадратных колышков» -
специальные классы, специальные учителя.
Интегрированное
образование и воспитание
Когда мы
говорим об инклюзивном воспитании и образовании, мы подразумеваем, что все дети
разные, они могут быть любыми, они могут иметь разный рост, разный цвет кожи,
разный цвет волос, разные способности, но все дети могут развиваться и учиться.
При этом система адаптируется к потребностям ребенка.
Следует отметить,
что инклюзивное воспитание и образование – процесс сложный, многогранный и он
возможен только когда в нем взаимодействуют все участники образовательного
процесса: это преподаватель, ассистент, психолог, логопед,
врачи, администрация школьного учреждения и конечно же родители. Но центральной
фигурой всегда остается ребенок.
5. Выступление психолога.
Прежде всего,
хотелось бы определиться с понятием « дети с ограниченными возможностями
здоровья». Кто же такие – эти дети с ОВЗ? К группе детей с ОВЗ относятся дети,
состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или некоторых
разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных
условий воспитания и обучения. Группа дошкольников с ОВЗ не однородна, в нее
входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть
различна.
В настоящее время
выделяются следующие категории детей с нарушениями
развития:
- дети с
нарушениями слуха ( неслышащие и слабослышащие )
- дети с
нарушениями зрения (незрячие и слабовидящие)
- дети с тяжелыми
нарушениями
речи
-дети с
нарушениями опорно-двигательного
аппарата
-дети с задержкой
психического
развития
-дети с
нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детским
аутизмом)
-дети с
комплексными нарушениями развития, у которых сочетаются два и более нарушения (
например, слабослышащие с детским церебральным параличом ,слабовидящие с
задержкой психического развития и др.
)
Проблема
воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в
общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так
как известно, что не все дети, имеющие нарушения в развитии могут успешно
включиться в среду здоровых сверстников. Индивидуальный образовательный маршрут
предполагает постепенное включение таких детей в коллектив
сверстников.
Теперь давайте
вернемся к тем сложностям инклюзивного воспитания и образования, которые были
вами озвучены. Многие из вас боятся, что обычные дети не примут детей с ОВЗ. На
этот счет мне хочется сказать, что сами дети часто не выделяют ребенка-инвалида
как особого. Они просто не знают или не замечают особенность такого ребенка. А
если и замечают, то это совсем не значит, что обычные дети не захотят с ним
играть, дружить. Ведь согласитесь, что и между обычными детьми могут возникнуть
конфликты, однако мы этих конфликтов не боимся. Ведь именно конфликты учат
ребенка взаимодействию с другими.
Несомненными
плюсами инклюзивного воспитания и образования является то, что « обычные» дети
учатся быть терпимыми друг к другу, доброжелательными. Инклюзия помогает
развивать у здоровых детей терпимость к физическим и психическим недостаткам
сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Формируется
ответственность, уважение к правам других, усиливается умение помогать
товарищу, который попал в трудную ситуацию. Инклюзия дает возможность детям
почувствовать себя на месте другого-содействует развитию толерантности.
6.
Практическая часть
А) красный
стол – зрение. Игра «Закрой глаза» (карандаши красные и зеленые) Вот с
такими трудностями сталкиваются незрячие люди. Какую помощь Вы могли бы оказать
таким людям? (рассказ из жизни про незрячего мужчину).
Б) синий стол
– глухие. Слушание песни про дружбу № 6 «Что Вы услышали? Испытывали ли Вы
дискомфорт? Понравились ли Вам ваши ощущения?».
В) зеленый
стол – ОНР. Игра «Узнай новость». (дать листок Толерантность
спасёт мир,
обсудить 3 минуты и показать название темы. Сложно ли было
передать предложение, не пользуясь речью? «Теперь Вы можете понять как сложно
находиться в нашем обществе»
Г) для всех
столов (по одному человеку от стола) – опорно-двигательный аппарат.
Упражнения «Собери снежки» - Я попрошу подойти ко мне по одному человеку от
стола, Прижмите одну руку к телу и согните в колене одну ногу, и в таком
положение попытайтесь собрать как можно больше снежков с пола. Все мы
увидели насколько сложно выполнять очень простые действия имея ограничения.
7. Выступление
логопеда.
Наша задача быть
терпимыми,
способными помогать людям в трудных ситуациях, к
перенесению психологических и моральных нагрузок,
присутствие здравого смысла, умения четко мыслить и, наконец, научиться
относится к таким людям без лишней агрессии и негатива. А так же
вовремя протянуть руку помощи. (песня глухонемой?).
8.Выступление
детей .Сценка «Сберегли ёлочку!»
Ведущий: Наш лес
простой, большой, весёлый
Зверюшек много, много птиц,
Но лесорубы к нам под праздник
Всё чаще стали приходить,
И ёлке нашей новогодней хотели голову спилить.
Но
филин жил на этой ёлке,
Утром он клевал иголки,
Ночью укал и шептал
И фонарь большой включал,
Словно фары, он глазища всё таращил в темнотище.
И кричал:
Филин:
Угу-угу, днём я видеть не могу.
Так он ёлку охранял, никого не подпускал.
Ведущий: Вдруг из
зарослей седых прыгнул зайчик,
прыг-прыг-прыг.
Заяц: Здравствуй,
филин!
Филин: Здравствуй,
заяц!
Заяц: Как
здесь наша ёлочка, зелёная иголочка?
Никто не приходил, ёлку не рубил?
Филин: Нет, я
ёлку охраняю, никого не подпускаю,
Ведь скоро праздник Новый год!
Водить мы будем хоровод!!!!
Ведущий: Прыг-прыг
обрадовался очень,
Домой он не спешил,
И
побежавши, что есть
мочи, остановился у лисы.
Мчит заяц от лисы, хвост дрожит, дрожат усы.
Встали сосны на пути, от погони не уйти.
Нет
спасенья во бору, прыг под ёлочку в нору.
Заяц:
Помогите, помогите, там лиса,
Она бежит сюда, съесть нас хочет - да, да, да!!!
Ведущий: Басом
пробасил ежонок:
Ежонок: Кто к
моей норе идёт?
Я
предупреждаю Вас, у ежонка тихий час!
Ведущий: Испугавшись
голоса, лиса сказала:
Лиса: Ухожу!
Ведущий: И
спряталась в большом лесу.
Неподалеку леса жил мальчик Ваня-хулиган.
То белочку подстрелит, то камнем пнёт собаку.
Но
тут придумал Ваня под Новый год
ёлочку – красавицу в лесу срубить и в доме нарядить.
В ночь метелица мела, все дорожки замела.
Утром Ваня лыжи взял, по дороге побежал.
Как на тоненький ледок выпал беленький снежок.
Ехал Ванюшка-дружок, Ваня ехал поспешал,
С лыж весёлых он упал, он упал, упал, лежит,
Никто к Ване не бежит, один зайка увидал
Прямо к Ване поскакал, прямо к Ване поскакал,
И лыжи надевал:
Мальчик: Кто же
здесь в лесу живёт? Кто по лесу там идёт?
Заяц: Ёлка там
живёт большая и красивая такая!!!
Мальчик: Это кто в
лесу густом спит спокойно под кустом?
Заяц: Это филин
отдыхает и семечки собирает.
Мальчик: Чей там
голосок так весел?
Заяц: Это ёлка в
ранний час дивной песней будит нас.
Мальчик: Значит
правильно иду, щас я ёлочку срублю!
ПЕСНЯ
«Ялинка» (исполняет Шпитальный Макар)
Хором: Спасибо,
друзья, что нас посетили, и сценку нашу Вы похвалили.
9. Анкеты № 2
Уважаемые родители! Ответьте на вопрос, который прозвучал в начале нашей
беседы.
10.Работа со
словом ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Сегодня очень часто звучало слово
Толерантность Я предлагаю выполнить вам ещё одно задание. Каждая команда
получает по четыре буквы слова – придумайте синоним к каждой букве. Пример
буква Т – тактичный.
11.Анализ
анкет №1 и № 2 Лариса и Таня
Во время родительского
собрания вы принимали участие в анкетировании. Нам было очень важно узнать ваше
мнение об инклюзивном воспитании и образовании. Давайте теперь вместе посмотрим
результаты анкетирования:
% опрошенных не готовы к
появлению в классе ребенка-инвалида.
% опрошенных не против
если такой ребенок будет посещать наш класс.
% родителей затрудняются
определенно ответить.
Результаты анкетирования
показали, что большинство родителей испытывают трудности и не могут однозначно
ответить «за» или «против» они инклюзивного воспитания и образования.
12. Заключение (Видео
Доступная среда.)
Педагог: Когда вы узнали больше
об инклюзивном воспитании и образовании сомнений, я надеюсь, стало меньше.
Сегодня мы с вами находимся только в начале пути становления инклюзивного
воспитания и образования. Качество, которого зависит от нас. Каждому из нас
нужно сделать шаг навстречу, протянуть руку помощи, поменять свое отношение. Мы
подготовили для вас рекомендации, которые надеемся смогут Вам помочь в
воспитании Ваших детей.
Огромное вам
спасибо за активную работу.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.