Главная / Начальные классы / Родителькое собрание « Мы разные – в этом наше богатство, Мы вместе – в этом наша сила!»

Родителькое собрание « Мы разные – в этом наше богатство, Мы вместе – в этом наша сила!»

Название документа Конспект родительского собрания ТОЛЕРАНТНОСТЬ СПАСЁТ МИР.doc

11



Конспект родительского собрания

« Мы разные – в этом наше богатство,

Мы вместе – в этом наша сила!»

Ожидаемые результаты:

  • Равно партнёрские отношения педагогов и родителей;

  • Педагогическое просвещение родителей;

  • Повышение профессионализма педагогов во взаимодействии с семьей;

  • Заинтересованность родителей.


Тема: инклюзивное воспитание и образование


Характеристика аудитории: директор, педагоги, психолог, логопед, родители 1-А класса, учащиеся 1-А класса.


Цель: погружение родителей в проблему инклюзивного воспитания и образования.


Задачи:

  • Ознакомление родителей с понятием «инклюзивное воспитание и образование»

  • Ознакомление родителей с основными условиями реализации инклюзивного воспитания и образования

  • Сплочение родительского коллектива

  • Повышение имиджа школы


Предварительная работа:

-анкетирование родителей (приложение 1),

- выставка детских рисунков на тему« Мы разные? Ну и пусть! Но ты меня понимаешь!»,

-выставка публикаций, статей, положений об инклюзивном образовании и воспитании,

-изготовление рекомендаций для родителей «Толерантное воспитание и образование».


Оборудование: аудиоаппаратура, мультимедийный проектор, демонстрационная доска, рисунки детей « Мы разные? Ну и пусть! Но ты меня понимаешь!»


Ход родительского собрания: педагог встречает родителей, предлагает ознакомиться с выставкой детских рисунков «Разные дети» и выставкой публикаций, статей, положений об инклюзивном воспитании и образовании. В классе столы и стулья расставлены на 3 группы, спокойное музыкальное сопровождение.

На столах: маркеры, шариковые ручки, анкеты.

1.Вступительное слово педагога:

Уважаемые родители!

Мы рады приветствовать Вас. Спасибо, что отложив все дела, вы пришли на нашу встречу. Проблема, которая станет предметом нашего обсуждения, весьма актуальна «Мы разные – в этом наше богатство,

Мы вместе – в этом наша сила!». Необходимость её решения продиктована тем, что толерантность человека, выходящего в большую жизнь, является фактором социализации и в значительной мере определяет успешность жизненного пути человека. Мы рады, что вы проявили интерес к этой теме. Чувствуйте себя свободно и активно включайтесь в работу.


2.Анкетирование родителей. На столах у Вас лежат анкеты, просьба ответьте на вопрос. (сбор анкет Таня).


Педагог: Эпиграф нашего собрания

Добро творить, как воздухом дышать,-

Потребность, людям данная от Бога

Лучами сердца мир отогревать

И отдавать…

И не считать, что отдал много!

Марианна Озолина


- Оглянитесь, и вы увидите вокруг много добра. Вы его сразу узнаете. Как? Вам подскажет сердце.

- Посмотрите на лица этих людей. (презентация № 2 Лариса)

Как вы думаете, возможна ли полноценная жизнь людей с особыми потребностями в нашем обществе? ( ответы родителей )


Степень зрелости любого общества оценивается отношением к незащищенным слоям населения – это дети, старики, а также люди с ограниченными способностями.

В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди молодёжи получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, школу. Поэтому, необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания в духе толерантности.

В последнее десятилетие в научно-педагогическую литературу прочно вошел термин «толерантность». Как Вы думаете, что он означает? (ответы родителей). После ответов презентация.

Основой толерантности является признание права на отличие.

1995 и 2003 года были объявлены по инициативе ЮНЕСКО Международным годом Толерантности. С этого времени слово «толерантность» прочно вошло в нашу повседневную жизнь. Представители более чем 185 стран подписали Декларацию Принципов Толерантности, в которой четко определили этот термин. (слайд №4 презентация №1).

Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для социального развития без какой-либо дискриминации.

Общепризнанно, что человечеству не хватает толерантности, а проще говоря, взаимоуважительного, благожелательно - терпимого отношения друг к другу. Из-за такого дефицита происходит много бед. Казалось бы, так просто – живи и давай жить другим, имей свой образ жизни, веруй, выражай частным образом и публично свое мировоззрение, признай право других на то же самое, и все будет хорошо. Но почему-то не получается. Очевидно, проблема терпимости затрагивает какой-то глубокий уровень подсознания, и никакие рационалистические доводы разума часто не действуют. Поэтому огромную важность сегодня для нашей страны имеет теоретическая и практическая разработка принципов, методов, форм и содержания нового, культурного образования, воспитания. Видео про инвалида из Барнаула.

Проблема культуры общения — одна из самых острых не только в школе, но и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.


3. Инклюзивное образование (директор школы)


Инклюзивное образование (включающее образование, совместное обучение) – это также процесс обучения детей с особыми потребностями в обычных общеобразовательных школах вместе со сверстниками. Но инклюзивное образование – более широкий процесс интеграции, подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей. Это реформирование школ, перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей. То есть, процесс обучения подстраивается под нужды и потребности развития ребенка.

В мировой школьной практике инклюзия рассматривается исключительно как обучение детей с нарушениями развития в обычных общеобразовательных школах вместе со сверстниками.

В международной практике (ЮНЕСКО) термин «интегрированное образование» (integration) был заменен термином «инклюзивное образование».

Включение детей с особенностями в развитии в образовательный процесс в массовых школах по месту жительства, то есть инклюзивное образование – новый подход для нашего образования.

Плюсы:

Создание в общеобразовательном учреждении специальных условий обучения для детей с особыми образовательными потребностями.

Создание гибкой адаптивной образовательной среды, которая может соответствовать образовательным потребностям всех детей-учащихся данного образовательного учреждения.

Обучение в условиях общих классов массовой школы, с предоставлением ученику необходимой психолого-педагогической поддержки профильными специалистами.

Подготовка ученического, педагогического и родительского коллективов к принятию детей с ОВЗ и создание таких условий обучения, которые являлись бы комфортными для всех детей и детей с нарушениями слуха в частности и способствовали бы достижению максимального уровня развития, а также социальной реабилитации ребенка и его интеграции в общество.

Формирование в сообществе (класс, группа, школа) навыков толерантности, т.е. терпимости, милосердия, взаимоуважения.

Минусы:

В идеале никаких минусов быть не должно, поскольку инклюзивное образование способствует улучшению качества жизни детей, особенно детей из социально уязвимых групп и оздоровлению общества в целом. Но, учитывая наши социально-экономические условия и уровень общественного сознания, инклюзивное образование носит пока экспериментальный характер.

Развитие системы инклюзивного образования в нашей стране, требует принципиальных изменений в системе не только среднего (как «школа для всех»), но и профессионального и дополнительного образования (как «образование для всех»). До сих пор отсутствуют общегосударственные правовые и финансово-экономические нормы, касающиеся основ инклюзивного образования детей с особенностями развития.


На сегодняшний момент можно выделить несколько барьеров для инклюзивного образования:

Отсутствие гибких образовательных стандартов.

Несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка.

Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии.

Отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей.

Недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест и т.д.).

Отсутствие в штатном расписании образовательных учреждений общего типа дополнительных ставок педагогических (сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, тифлопедагоги) и медицинских работников.


4.Выступление педагога:

Для начала давайте поймем, что же это такое «инклюзивное воспитание и образование» и чем же оно отличается от «обычного». (презентация №5).

hello_html_m32a3e2c0.png

Представим себе, что обычный ребенок вот такой «кругленький цилиндрик» ходит в обычный класс – у нас круглые цилиндрики для круглых отверстий.

Особый ребёнок «колышек квадратный» получает специальное воспитание и образование, тогда все подогнано под этот квадратик, созданы квадратные отверстия, для «квадратных колышков» - специальные классы, специальные учителя.


Интегрированное образование и воспитание



hello_html_1579cf74.png


hello_html_6e80f424.jpg



Когда мы говорим об инклюзивном воспитании и образовании, мы подразумеваем, что все дети разные, они могут быть любыми, они могут иметь разный рост, разный цвет кожи, разный цвет волос, разные способности, но все дети могут развиваться и учиться. При этом система адаптируется к потребностям ребенка.

Следует отметить, что инклюзивное воспитание и образование – процесс сложный, многогранный и он возможен только когда в нем взаимодействуют все участники образовательного процесса: это преподаватель, ассистент, психолог, логопед, врачи, администрация школьного учреждения и конечно же родители. Но центральной фигурой всегда остается ребенок.

5. Выступление психолога.

Прежде всего, хотелось бы определиться с понятием « дети с ограниченными возможностями здоровья». Кто же такие – эти дети с ОВЗ? К группе детей с ОВЗ относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения. Группа дошкольников с ОВЗ не однородна, в нее входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна.

В настоящее время выделяются следующие категории детей с нарушениями развития:

- дети с нарушениями слуха ( неслышащие и слабослышащие )

- дети с нарушениями зрения (незрячие и слабовидящие)

- дети с тяжелыми нарушениями речи

-дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата

-дети с задержкой психического развития

-дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детским аутизмом)

-дети с комплексными нарушениями развития, у которых сочетаются два и более нарушения ( например, слабослышащие с детским церебральным параличом ,слабовидящие с задержкой психического развития и др. )

Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как известно, что не все дети, имеющие нарушения в развитии могут успешно включиться в среду здоровых сверстников. Индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников.

Теперь давайте вернемся к тем сложностям инклюзивного воспитания и образования, которые были вами озвучены. Многие из вас боятся, что обычные дети не примут детей с ОВЗ. На этот счет мне хочется сказать, что сами дети часто не выделяют ребенка-инвалида как особого. Они просто не знают или не замечают особенность такого ребенка. А если и замечают, то это совсем не значит, что обычные дети не захотят с ним играть, дружить. Ведь согласитесь, что и между обычными детьми могут возникнуть конфликты, однако мы этих конфликтов не боимся. Ведь именно конфликты учат ребенка взаимодействию с другими.

Несомненными плюсами инклюзивного воспитания и образования является то, что « обычные» дети учатся быть терпимыми друг к другу, доброжелательными. Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Формируется ответственность, уважение к правам других, усиливается умение помогать товарищу, который попал в трудную ситуацию. Инклюзия дает возможность детям почувствовать себя на месте другого-содействует развитию толерантности.

6. Практическая часть

А) красный стол – зрение. Игра «Закрой глаза» (карандаши красные и зеленые) Вот с такими трудностями сталкиваются незрячие люди. Какую помощь Вы могли бы оказать таким людям? (рассказ из жизни про незрячего мужчину).



Б) синий стол – глухие. Слушание песни про дружбу № 6 «Что Вы услышали? Испытывали ли Вы дискомфорт? Понравились ли Вам ваши ощущения?».



В) зеленый стол – ОНР. Игра «Узнай новость». (дать листок Толерантность спасёт мир, обсудить 3 минуты и показать название темы. Сложно ли было передать предложение, не пользуясь речью? «Теперь Вы можете понять как сложно находиться в нашем обществе»



Г) для всех столов (по одному человеку от стола) – опорно-двигательный аппарат. Упражнения «Собери снежки» - Я попрошу подойти ко мне по одному человеку от стола, Прижмите одну руку к телу и согните в колене одну ногу, и в таком положение попытайтесь собрать как можно больше снежков с пола. Все мы увидели насколько сложно выполнять очень простые действия имея ограничения.


7. Выступление логопеда.

Наша задача быть терпимыми, способными помогать людям в трудных ситуациях, к перенесению психологических и моральных нагрузок, присутствие здравого смысла, умения четко мыслить и, наконец, научиться относится к таким людям без лишней агрессии и негатива. А так же вовремя протянуть руку помощи. (песня глухонемой?).





8.Выступление детей .Сценка «Сберегли ёлочку!»


Ведущий: Наш лес простой, большой, весёлый

Зверюшек много, много птиц,

Но лесорубы к нам под праздник

Всё чаще стали приходить,

И ёлке нашей новогодней хотели голову спилить.

Но филин жил на этой ёлке,

Утром он клевал иголки,

Ночью укал и шептал

И фонарь большой включал,

Словно фары, он глазища всё таращил в темнотище.

И кричал:

Филин: Угу-угу, днём я видеть не могу.

Так он ёлку охранял, никого не подпускал.

Ведущий: Вдруг из зарослей седых прыгнул зайчик,

прыг-прыг-прыг.

Заяц: Здравствуй, филин!

Филин: Здравствуй, заяц!

Заяц: Как здесь наша ёлочка, зелёная иголочка?

Никто не приходил, ёлку не рубил?

Филин: Нет, я ёлку охраняю, никого не подпускаю,

Ведь скоро праздник Новый год!

Водить мы будем хоровод!!!!

Ведущий: Прыг-прыг обрадовался очень,

Домой он не спешил,

И побежавши, что есть мочи, остановился у лисы.

Мчит заяц от лисы, хвост дрожит, дрожат усы.
Встали сосны на пути, от погони не уйти.

Нет спасенья во бору, прыг под ёлочку в нору.

Заяц: Помогите, помогите, там лиса,

Она бежит сюда, съесть нас хочет - да, да, да!!!


Ведущий: Басом пробасил ежонок:


Ежонок: Кто к моей норе идёт?

Я предупреждаю Вас, у ежонка тихий час!

Ведущий: Испугавшись голоса, лиса сказала:

Лиса: Ухожу!

Ведущий: И спряталась в большом лесу.

Неподалеку леса жил мальчик Ваня-хулиган.

То белочку подстрелит, то камнем пнёт собаку.

Но тут придумал Ваня под Новый год

ёлочку – красавицу в лесу срубить и в доме нарядить.

В ночь метелица мела, все дорожки замела.

Утром Ваня лыжи взял, по дороге побежал.

Как на тоненький ледок выпал беленький снежок.

Ехал Ванюшка-дружок, Ваня ехал поспешал,

С лыж весёлых он упал, он упал, упал, лежит,

Никто к Ване не бежит, один зайка увидал

Прямо к Ване поскакал, прямо к Ване поскакал,

И лыжи надевал:

Мальчик: Кто же здесь в лесу живёт? Кто по лесу там идёт?


Заяц: Ёлка там живёт большая и красивая такая!!!


Мальчик: Это кто в лесу густом спит спокойно под кустом?


Заяц: Это филин отдыхает и семечки собирает.


Мальчик: Чей там голосок так весел?


Заяц: Это ёлка в ранний час дивной песней будит нас.


Мальчик: Значит правильно иду, щас я ёлочку срублю!

ПЕСНЯ «Ялинка» (исполняет Шпитальный Макар)

Хором: Спасибо, друзья, что нас посетили, и сценку нашу Вы похвалили.


9. Анкеты № 2 Уважаемые родители! Ответьте на вопрос, который прозвучал в начале нашей беседы.


10.Работа со словом ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Сегодня очень часто звучало слово Толерантность Я предлагаю выполнить вам ещё одно задание. Каждая команда получает по четыре буквы слова – придумайте синоним к каждой букве. Пример буква Т – тактичный.



11.Анализ анкет №1 и № 2 Лариса и Таня


Во время родительского собрания вы принимали участие в анкетировании. Нам было очень важно узнать ваше мнение об инклюзивном воспитании и образовании. Давайте теперь вместе посмотрим результаты анкетирования:

% опрошенных не готовы к появлению в классе ребенка-инвалида.

% опрошенных не против если такой ребенок будет посещать наш класс.

% родителей затрудняются определенно ответить.

Результаты анкетирования показали, что большинство родителей испытывают трудности и не могут однозначно ответить «за» или «против» они инклюзивного воспитания и образования.


12. Заключение (Видео Доступная среда.)

Педагог: Когда вы узнали больше об инклюзивном воспитании и образовании сомнений, я надеюсь, стало меньше. Сегодня мы с вами находимся только в начале пути становления инклюзивного воспитания и образования. Качество, которого зависит от нас. Каждому из нас нужно сделать шаг навстречу, протянуть руку помощи, поменять свое отношение. Мы подготовили для вас рекомендации, которые надеемся смогут Вам помочь в воспитании Ваших детей.


Огромное вам спасибо за активную работу.







hello_html_m4d466bb7.png

Родителькое собрание « Мы разные – в этом наше богатство, Мы вместе – в этом наша сила!»
  • Начальные классы
Описание:

Конспект родительского собрания

« Мы разные – в этом наше богатство,

Мы вместе – в этом наша сила!»                                    

                                       Ожидаемые результаты:

·        Равно партнёрские отношения педагогов и родителей;

·        Педагогическое просвещение родителей;

·        Повышение профессионализма педагогов во взаимодействии с семьей;

·        Заинтересованность родителей.

Тема: инклюзивное воспитание и образование

Цель: погружение родителей в проблему инклюзивного воспитания и образования.

Задачи:

·        Ознакомление родителей с понятием «инклюзивное воспитание и образование»

·        Ознакомление родителей с основными условиями реализации инклюзивного воспитания и образования

 

·        Сплочение родительского коллектива

Автор Кузнецова Наталья Ивановна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 581
Номер материала 25661
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓