Главная / Начальные классы / Род и семья – источник нравственных отношений.

Род и семья – источник нравственных отношений.

Методическая разработка урока «Род и семья – источник нравственных отношений»...
Цели Познавательные: углубить сущность понятий род, семья, нравственные отнош...
Задачи: воспитывать у детей любовь к своей семье, к родным; подвести детей к ...
СЕМЬЯ
«Род  и  семья – исток нравственных отношений».
Семья - это группа живущих вместе родственников. Все остальные, даже отделивш...
родители, род, родственники, родословная
генеалогическое древо
Родственные связи Папа твоей мамы или папы Дедушка Мамина или папина сестра Т...
На что и клад Родительское слово Вся семья вместе Отца с матерью почитать Род...
На что и клад, коли в семье лад Родительское слово мимо не молвится Вся семь...
Китайская притча Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 чел...
 Любовь Прощение Терпение
1. Почитай отца, мать. 2. Возлюби ближнего своего, как самого себя. 3. Делай...
Семья – это счастье, любовь и удача. Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рожде...
Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы, Се...
Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, О...
Задание на дом Подготовь рассказ о своей семье. Вместе с родителями придумай ...
1 из 21

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Методическая разработка урока «Род и семья – источник нравственных отношений» (м
Описание слайда:

Методическая разработка урока «Род и семья – источник нравственных отношений» (модуль «Основы светской этики», урок 18) учителя начальных классов ГБОУ школа № 483 Санкт – Петербурга Быстровой Е. В.

№ слайда 2 Цели Познавательные: углубить сущность понятий род, семья, нравственные отношени
Описание слайда:

Цели Познавательные: углубить сущность понятий род, семья, нравственные отношения и расширить знания об этих понятиях. Воспитательные: воспитывать культуру речи; воспитывать этическое отношение к окружающей действительности, явлениям, культуре, жизни в обществе; воспитывать положительные мотивы обучения. Развивающие: учить анализировать, устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезы, проводить наблюдения, графически оформлять результаты деятельности.

№ слайда 3 Задачи: воспитывать у детей любовь к своей семье, к родным; подвести детей к пон
Описание слайда:

Задачи: воспитывать у детей любовь к своей семье, к родным; подвести детей к пониманию значимости семьи для каждого человека; развивать умение выражать свои чувства и мысли; развивать интерес к истории своей семьи, формировать позитивный опыт семейных отношений.

№ слайда 4 СЕМЬЯ
Описание слайда:

СЕМЬЯ

№ слайда 5 «Род  и  семья – исток нравственных отношений».
Описание слайда:

«Род  и  семья – исток нравственных отношений».

№ слайда 6 Семья - это группа живущих вместе родственников. Все остальные, даже отделившиес
Описание слайда:

Семья - это группа живущих вместе родственников. Все остальные, даже отделившиеся дети будут родней. Семья – самое главное в жизни каждого человека. Это близкие люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком – либо заботимся, кому желаем добра и счастья.. С.Ожегов Словарь. Понятия РОД – это связь членов семьи, произошедших от одного родоначальника. Принадлежность к роду частенько определяет судьбу («на роду написано»), долю, какие – то устойчивые черты характера («он родом таков»). Словарь В.И.Даля

№ слайда 7 родители, род, родственники, родословная
Описание слайда:

родители, род, родственники, родословная

№ слайда 8 генеалогическое древо
Описание слайда:

генеалогическое древо

№ слайда 9 Родственные связи Папа твоей мамы или папы Дедушка Мамина или папина сестра Тётя
Описание слайда:

Родственные связи Папа твоей мамы или папы Дедушка Мамина или папина сестра Тётя Сын твоей сестры или брата Племянник Папин или мамин брат Дядя Дедушка твоего отца или мамы Прадедушка Сын твоей тёти или дяди Двоюродный брат Мама твоей мамы или папы Бабушка Дочь твоей сестры или брата Племянница Жена твоего папы (но не твоя мама) Мачеха Мама твоего дедушки или бабушки Прабабушка Муж твоей мамы (но не твой отец) Отчим

№ слайда 10 На что и клад Родительское слово Вся семья вместе Отца с матерью почитать Родите
Описание слайда:

На что и клад Родительское слово Вся семья вместе Отца с матерью почитать Родители трудолюбивы Дом согревает не печь Допиши пословицу

№ слайда 11 На что и клад, коли в семье лад Родительское слово мимо не молвится Вся семья в
Описание слайда:

На что и клад, коли в семье лад Родительское слово мимо не молвится Вся семья вместе, так и душа на месте Отца с матерью почитать, горя не знать Родители трудолюбивы и дети не ленивы Дом согревает не печь, а любовь и согласие

№ слайда 12 Китайская притча Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 челове
Описание слайда:

Китайская притча Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: «И все?» - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.

№ слайда 13  Любовь Прощение Терпение
Описание слайда:

Любовь Прощение Терпение

№ слайда 14 1. Почитай отца, мать. 2. Возлюби ближнего своего, как самого себя. 3. Делай др
Описание слайда:

1. Почитай отца, мать. 2. Возлюби ближнего своего, как самого себя. 3. Делай другому так, как хотел бы чтобы делали тебе. 4. Не огорчай никого. 5. Настоящая семья – это не та семья, где не делают ошибок, а та где любят друг друга и терпеливо преодолевают возникающие противоречия. 6. Семья живой организм, где всё решается сообща, где держат общий совет, где принимают члена своей семьи таким, какой он есть. 7. Родительский очаг, родительский дом навсегда остаётся в памяти человека, как самое родное, любимое место на земле.    ЗАПОВЕДИ

№ слайда 15
Описание слайда:

№ слайда 16 Семья – это счастье, любовь и удача. Семья – это летом поездки на дачу.
Описание слайда:

Семья – это счастье, любовь и удача. Семья – это летом поездки на дачу.

№ слайда 17 Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рождение
Описание слайда:

Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение и трепет.

№ слайда 18 Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы, Семья
Описание слайда:

Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы, Семья – это важно! Семья – это сложно!

№ слайда 19 Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обид
Описание слайда:

Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья!

№ слайда 20
Описание слайда:

№ слайда 21 Задание на дом Подготовь рассказ о своей семье. Вместе с родителями придумай и н
Описание слайда:

Задание на дом Подготовь рассказ о своей семье. Вместе с родителями придумай и нарисуй герб своей семьи. Составьте родословную своей семьи.

Род и семья – источник нравственных отношений.
  • Начальные классы
Описание:

«Концепция и структура комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)»»

 

 

 

 

Проект урока

по учебнику А. Я. Данилюк

«Основы светской этики»

 

                                                                      

                                                                                     Выполнила

                                                                                     Быстрова Елена Владимировна

                                                                                     учитель ГБОУ школа № 483

                                                                                     Выборгского района

                                                                                     г. Санкт - Петербурга

 

 

 

Санкт – Петербург

2014 год

 

Урок 18. Тема: Род и семья – источник нравственных отношений.

 

 

Цели:

Познавательные:    углубить сущность понятий род, семья, нравственные отношения и расширить знания об этих понятиях.

Развивающие:   учить анализировать, устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезы, проводить наблюдения, графически оформлять результаты деятельности.

Воспитательные:  воспитывать культуру речи;  воспитывать этическое отношение к окружающей действительности, явлениям, культуре, жизни в обществе;    воспитывать положительные мотивы обучения.

Задачи:

  1. воспитывать у детей любовь к своей семье, к родным;
  2. подвести детей к пониманию значимости семьи для каждого человека;
  3. развивать умение выражать свои чувства и мысли;
  4. развивать интерес к истории своей семьи, формировать позитивный опыт семейных отношений.

Виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстрированным материалом, участие в учебном диалоге, работа в группах, в парах.

Основные термины и понятия: род, семья, фамилия, родословная, нравственные отношения, генеалогическое древо.

Оборудование: стихи на тему «Семья», карточки с пословицами, карточки со словами, иллюстрации родословного древа, слайды по теме урока.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Проверить готовность учащихся к уроку.

II. Актуализация знаний

На доске изображены ребус: (Слайд №4)  

                                                       

 

Разгадав его, дети называют  слово «Семья». (Слайд №4 , щелчок)

Учитель задает детям вопросы:

·                       Как понимаете значение слова «Семья»?

·                       Что такое, по-вашему, род?

·                       Какое количество человек может входить в семью? род?

III. Тема урока

На доске написана тема урока «Род  и  семья – исток нравственных отношений». Дети читают тему урока. (Слайд №5)

 

IV. Работа по теме

1. Осознание понятий «род», «семья», «фамилия», «родословная»

Учитель просит прочитать первый абзац учебника на странице 38. На основе прочитанного и высказанного детьми ранее учитель предлагает сформулировать своими словами определение понятий «род», «семья». (Определения можно записать в тетрадь.) (Слайд №6, щелчок)

Учитель:  В семье формируется культура человека, закладывается все то, что станет потом его способом действовать в этом мире. Важнейшая  функция семьи – воспитание и развитие детей.

- Послушайте стихотворение. (Его может прочитать учитель или подготовленный ученик).

В семейном кругу мы с вами растем

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты выходишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаём,

Основа основ  - родительский дом.

       Что значит «родительский дом»? Какие однокоренные слова подберете? (родители, род, родственники, родословная). Карточки со словами вывешиваются на доску. (Слайд №7)

 

 

(рисунок вывешивается на доску) (Слайд №8)

Что видите на рисунке?  Что необычного в дереве?

Это не обычное дерево, а «генеалогическое древо».

Кто будет являться корнем этого  дерева, а ветки? (Обсудить правила оформления родословной).

В учебнике на с. 39 представлена родословная Пушкина. (Рассматривание, обсуждение).

ü     Работа в группах (парами). Дети  должны найти и вписать нужные комбинации слов на листочках, а затем верный ответ перенести на доску. (Слайд №9) для проверки щелчок.

 

Папа твоей мамы или папы

 

Мамина или папина сестра

 

Сын твоей сестры или брата

 

Папин или мамин брат

 

Дедушка твоего отца или мамы

 

Сын твоей тёти или дяди

 

Мама твоей мамы или папы

 

Дочь твоей сестры или брата

 

Жена твоего папы (но не твоя мама)

 

Мама твоего дедушки или бабушки

 

Муж твоей мамы (но не твой отец)

 

Слова для справок:   Прабабушка,  Бабушка, Дедушка, Дядя, Тётя, Двоюродный брат, Прадедушка, Племянник,  Племянница, Отчим, Мачеха. 

 

Папа твоей мамы или папы

Дедушка

Мамина или папина сестра

Тётя

Сын твоей сестры или брата

Племянник

Папин или мамин брат

Дядя

Дедушка твоего отца или мамы

Прадедушка

Сын твоей тёти или дяди

Двоюродный брат

Мама твоей мамы или папы

Бабушка

Дочь твоей сестры или брата

Племянница

Жена твоего папы (но не твоя мама)

Мачеха

Мама твоего дедушки или бабушки

Прабабушка

Муж твоей мамы (но не твой отец)

Отчим

 

V.  Работа с пословицами, объяснение их смысла.

Работа в группах.

Русский народ оставил нам свою мудрость в половицах. (Слайд №10-11)

Пословицы разделены на две части. Соберите их и объясните смысл. (У каждой группы по 6 пословиц, но объясняет она  ту, которую просит учитель).

На что и клад

коли в семье лад

Родительское слово

мимо не молвится

Вся семья вместе

так и душа на месте

Отца с матерью почитать

горя не знать

Родители трудолюбивы

и дети не ленивы

Дом согревает не печь

а любовь и согласие

 

Учитель: А от кого зависит счастье и благополучие семьи? (От каждого члена семьи).  И от вас? (Да).

 

Послушайте китайскую притчу.(Слайд №12-13)

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

            Дошел слух об этой семье до самого владыки. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге.

Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:  «И все?»

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

- И мира тоже.

 

Как вы думаете какие слова были написаны на листочке? (слова вывешиваются на доску)

Любовь, прощение, терпение… И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Запиши данные ценности в тетрадь.

 

VI. Знакомство с семейными заповедями.

Семья – это особый союз, где все друг другу помогают, где человек старается согласовать свои действия с жизнью остальных. А какие правила, заповеди соблюдаются в вашей семье? (помогать друг другу, жить в любви, уважать друг друга, слушаться старших , не ссориться, помогать по хозяйству).

Как вы понимаете значение слова - слушаться родителей? (слышать их, выполнять их поручения просьбы)

Могут ли дети сами готовить себе еду, одеваться, делать домашние дела? У кого этому нужно учиться? (У своих родителей) 

В семье есть особый порядок, при котором старшие, более опытные в жизни, помогают младшим. Но почему же так трудно слушаться, ведь даже если ты знаешь, что тебе говорят правильные вещи. Всё равно подчиняться сложно. Что же нам мешает? (Упрямство, своеволие).

 Как с ним бороться? (Сдерживать себя, тренировать волю, соблюдать семейные традиции, семейные - заповеди).

 А какие заповеди должны жить в семье? (Слайд №14)

vПочитай отца, мать.

vВозлюби ближнего своего, как самого себя.

vДелай другому так, как хотел бы чтобы делали тебе.

vНе огорчай никого.

vНастоящая   семья – это  не  та  семья,   где  не  делают  ошибок, а  та где любят друг друга и терпеливо преодолевают возникающие противоречия.

vСемья живой организм, где всё решается сообща, где держат общий совет, где принимают члена своей семьи таким, какой он есть.

vРодительский очаг, родительский дом навсегда остаётся в памяти человека, как самое родное, любимое место на земле. 


VII. МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА. (Слайд №15, щелчок)

О доме, о семье, много написано рассказов, повестей, стихов, а мы послушаем песню (ПЕСНЯ В ИСПОЛНЕНИИ Л.ЛЕЩЕНКО, «РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ». Вы слушайте внимательно и потом мне ответите на вопросы. Согласны вы, с автором песни? Понравилась она вам?

 VIII. Забота государства о людях. Нельзя не сказать о том, что есть достаточно много людей, которые по какой либо причине лишаются родительского дома семьи, родных. Становятся жертвами судьбы. В таком случае заботу на свои плечи берёт наше государство, страна-Россия! Какими бы мы ни были, счастливыми иль страдающими мы - её дети и она нам мать. Именно она страна, наше правительство, руководство - заботятся о нашем благополучии, и мы у неё остаёмся в долгу. 



IX.              Подведение итогов урока. (Слайд №16-20)

Семья – это счастье, любовь и удача.

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы,

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

 

 

X.                Задание на дом:  Подготовь рассказ о своей семье. Вместе с родителями придумай и нарисуй герб своей семьи. Составьте родословную своей семьи. (Слайд №21)

Автор Быстрова Елена Владимировна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 874
Номер материала 20748
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓