Главная / История / Ридер по истории Древнего мира для 5 класса

Ридер по истории Древнего мира для 5 класса

Эта территория расположена между двумя большими реками - Тигр и Нил. Местность в низовьях этих рек каменистая и неплодородная. С древнейших времен в нижнем течении Тигра и Евфрата проживали шумеры. Дворцы, храмы, дома они строили из кедра, который в изобилии рос по берегам рек. Города-государства шумеров - Ур, Урук, Мемфис, Вавилон, Аккад, стали возникать в конце 4 тысячелетия до н. э. В каждом городе высились ступенчатые башни-зиккураты. Примерно 4 тысячи лет назад эта территория была завоевана семитскими племенами. Они основали свое государство со столицей в городе Вавилон. Самым могущественным вавилонским царем был Хаммурапи, который правил с1750 по 1792 год до н. э. Вся земля в государстве, имущество подданных принадлежали царю, которого вавилоняне считали исполнителем воли богов. Такая форма государства называлась демократией, она преобладала на Древнем Востоке. Свободные вавилоняне платили налоги в пользу государства, поэтому вавилонские законы ограничивали пребывание людей в рабстве за долги тремя годами. Жители южного Междуречья изобрели иероглифическую письменность, существовавшую почти 3 тысячи лет. Ее секрет был раскрыт в 1835 году французским ученым Шампольоном.


Задания на оценку 3

  1. О какой территории идёт речь ?

  2. Составить план озаглавить текст

  3. Задать три вопроса к тексту


Задания на оценку 4

1.Объяснить значение выделенных слов

  1. Составить план озаглавить текст

  2. Сколько лет прошло от окончания правления Хаммурапи до расшифровки иероглифов Шампольоном


Задания на оценку «5»

1.Найти ошибки, допущенные в тексте

2.Назвать одно из чудес света, которое находилось на этой территории

3. Какая библейская история связана с городом Вавилоном?


























Древние греки жили в северо-восточной Африке. Берега … имеют множество бухт и заливов, поэтому сообщение между частями .. шло по морю. Плавали греки по морю только зимой и ранней весной. Рек в … много и они похожи на великие реки Востока. Северная часть называлась Пелопоннес. Область Фессалия славилась пшеницей и лошадьми. Самый знаменитый город ..Афины, расположен в южной её части . На Пелопоннесе находился самый крупный город Коринф. Греки выращивали ячмень, оливки, виноград, сахарный тростник, хлопчатник, лук, чеснок, лимоны, лен, инжир. Коров в … было мало, землю греки пахали на быках.Греки называли себя эллинами в честь Эллина, сыновья и внуки которого, по их мнению, стали родоначальниками эллинских племен. В … было много строительного камня, в том числе ценного мрамора.



Задания на оценку «3»

  1. Вставить пропущенное слово

  2. Составить план озаглавить текст

  3. Задать два вопроса к тексту


Задания на оценку «4»

  1. Составить план озаглавить текст

  2. Почему жителей этого государства Геродот называл «лягушками, рассевшимися вокруг моря»

  3. Почему в этом государстве было так мало коров


Задания на оценку «5»


  1. Найти все ошибки, допущенные в тексте

  2. Почему чужеземцам в этой стране жилось очень непросто

  3. Перечислить основные занятия жителей


Первые сведения о школах у древних египтян относятся к 3-му тысячелетию до н. э.  Грамоте обучали только мальчиков. Обучали  детей с 5 лет. Но не все египетские ребята ходили в школу. Дети простых ремесленников и земледельцев редко становились образованными людьми.  Сначала школьник должен был научиться правильно и красиво писать и читать, затем - составлять деловые бумаги.  В 3-ем тысячелетии до н. э. писали на глиняных черепках, коже и костях животных. На папирусе писали тонкой палочкой, используя иероглифы. Почти весь текст писали черной краской. Красную краску использовали только для обозначения знаков препинания и выделения главных фраз. Школьные папирусы использовали несколько раз. Перед тем как еще раз написать что-либо на старом папирусе, ученики смывали с него ранее написанное.  Затем учителя-писцы ставили на папирусе число, месяц, день и год урока, и ребята начинали выполнять задание учителя. Учебники, по которым учились древние египтяне, представляли собой свитки, на которых были написаны тексты, предназначенные для переписывания и заучивания наизусть. Занятия в школе шли с раннего утра до позднего вечера. Нерадивых учеников сурово наказывали. Детей учили не только читать и писать.  Им преподавали  также астрономию, медицину, языки других народов, математику. Эта наука могла понадобиться египтянам для расчета строительства каналов, храмов, пирамид, подсчета урожая, астрономических вычислений, которые жрецы проводили для прогноза разливов Нила.  Важными науками, которые преподавались в школе, были география и геометрия, с помощью которых ученик мог научиться рисовать план местности.  Особое место занимали царские школы, где дети вельмож учились вместе с наследниками фараонов и их родственников. В таких школах особое внимание уделялось переводу на живой язык древнейших текстов.

.

Задания на оценку «3»

  1. Озаглавить текст, составить план

  2. Чему учили в египетских школах?

  3. Задать три вопроса к тексту



Задания на оценку «4»

  1. Объяснить значение выделенных слов

  2. Составить план озаглавить текст

  3. Почему папирус использовали несколько раз



Задания на оценку «5»

  1. Почему дети простых людей редко учились в школе

  2. Что тебе понравилось и не понравилось в египетской школе и почему?

  3. Почему дети так рано начинали учиться в школе?





Царь являлся верховным правителем. Считалось, что он получил свою власть и страну от богов. Царь имел право распоряжаться землей государства и достоянием своих подданных. Он наделял землей вельмож и чиновников. Тем самым царь поощрял их за государственную службу. Чем выше было положение человека в системе управления государством, тем больше он имел возможностей обогатиться, получая от царя больше земли. Земля храмов и общинников также считалась собственностью царя, отданной им в пользование. Никто, кроме царя, не обладал правом полной собственности на землю. Попав в немилость к царю, перестав ему служить, человек мог потерять свою землю и богатства. Так складывалась особая форма власти-собственности, типичная для большинства государств Древнего Востока. Жизнь и имущество подданных, независимо от их положения, принадлежали царю. Он мог поступать, руководствуясь исключительно собственной волей, то есть по произволу. Власть царя была ничем не ограничена. Даже жрецы именовали себя не только "рабами богов", но и "рабами царя". Такое государство называется деспотией, а его неограниченный правитель деспотом. Деспотия как форма государства преобладала на Древнем Востоке. Среди подданных царя Хаммурапи можно выделить три разряда: свободные люди, обладавшие всеми правами; свободные люди, лишенные некоторых прав; рабы. В рабство обращали военнопленных. Однако и вавилоняне, не сумевшие выплатить долг, могли попасть в рабство. Рабов было немного. Через несколько лет пребывания в рабстве человека могли отпустить на волю.

Задания на оценку «3»


  1. Составить план озаглавить текст

  2. На какие категории делились жители

  3. Задать три вопроса к тексту



Задания на оценку «4»

  1. Составить план озаглавить текст

  2. Объяснить значение выделенных слов

  3. Кто помогал царю управлять государством

Задания на оценку «5»

  1. Как ты считаешь: рабство- это хорошо или плохо? Почему?

  2. Почему царь обладал неограниченной властью?

  3. Если царь всё решал сам, зачем ему нужны помощники?



Хозяйственная жизнь людей приобрела новые  черты. Теперь люди занимались не только собирательством, охотой и рыболовством. Они научились сами производить нужное им для жизни - пищу, одежду, материалы для строительства. От присвоения даров природы они перешли к производству необходимых для жизни продуктов на основе развития земледелия и скотоводства. Это был величайший переворот в жизни древних людей. Произошло это в неолите. Ученые назвали этот переворот неолитической революцией.В племенах земледельцев и скотоводов научились из тонких прутьев плести корзины, лепить горшки из глины и обжигать их в огне очага. Умение изготавливать из камня различные орудия труда достигло большого совершенства. Женщины освоили прядение и ткачество. У людей появились одежды из льняного полотна и шерстяной ткани. Появились ремесленники - люди, которые создавали орудия труда, оружие, посуду. Ремесленники обычно не занимались сельским хозяйством, а получали продукты в обмен на свои изделия. Произошло отделение ремесла от земледелия и скотоводства. Хозяйство стало носить производящий характер (земледелие, скотоводство, ремесло).Развитие производящего хозяйства привело к:распаду родовой общины и образованию соседской общины, где каждая семья имела право на свою долю общинной собственности; появлению неравенства и выделению знати. Образуются племена – союзы родовых общин, живущих в одной местности и имеющих общие традиции и обычаи.

Задания на оценку «3»

  1. Составить план озаглавить текст

  2. Перечислить основные занятия первобытных людей

  3. Задать три вопроса к тексту



Задания на оценку «4»

  1. Составить план озаглавить текст

  2. Объяснить значение выделенных слов

  3. Какая община была раньше: соседская или родовая?


Задания на оценку «5»

  1. К чему привело развитие производящего хозяйства?

  2. Почему переход к производящему хозяйству назвали переворот?

  3. Какое хозяйство лучше: присваивающее или производящее? Почему?















Развитие земледелия и скотоводства, появление ремесел, строительство древнейших городов свидетельствуют о том, что человек стал активно преобразовывать природу. Он начал создавать искусственную среду обитания. Организация жизни общества стала более сложной. Появились люди, управлявшие другими людьми. Примерно в середине 4 тысячелетия до н. э. начался переход человечества от первобытности к цивилизации. Показателями этого перехода было возникновение первых государств, развитие городов, письменности, новых форм религиозной и культурной жизни. Цивилизация - это более высокая ступень развития человеческого общества, следующая за первобытностью. Слово "цивилизация" происходит от латинского слова "цивилис", означающего "гражданский, городской, государственный". Цивилизация противоположна неорганизованному, дикому состоянию жизни, грубому поведению человека, не считающегося с другими. Древние народы создали на своих землях большие организованные сообщества с высокоразвитой культурой и религией, которые называют цивилизациями. Историю Древнего мира можно представить как сосуществование и смену различных цивилизаций. Исследования ученых показали, что древнейшие цивилизация зародились в долинах крупнейших рек. Сюда, в плодородные долины Нила, Евфрата. Тигра, Инда и Хуанхэ, устремлялись большие массы людей. Они создавали на их берегах свои города и поселения, которые затем объединялись в государства. Несмотря на большие расстояния и различия в развитии, древние цивилизации были связаны между собой. Их взаимодействия обусловили определенное единство Древнего мира при существовании разных цивилизаций и культур.. Древнейшие цивилизации возникли в медном веке. В дальнейшем люди изобрели бронзу - сплав меди и олова. Бронза была прочнее и тверже меди. Из нее стали делать оружие, щиты, ножи, лезвия для плугов и серпов, другие орудия труда. Из бронзы выплавляли роскошную посуду, вазы, статуи, украшения для дворцов и храмов. Бронзовый век, начавшийся в конце 4 тысячелетия до н. э., продолжался примерно до середины 1 тысячелетия до н. э.С первой половины 1 тысячелетия до н. э. бронзу начало вытеснять железо. Люди высоко оценили возможности вновь открытого металла. Наступил железный век. Освоение железа дало толчок техническому развитию древних цивилизаций.

Задания на оценку «3»

  1. Составить план озаглавить текст

  2. Что такое цивилизация ?

  3. Задать три вопроса к тексту



Задания на оценку «4»

1. Составить план озаглавить текст

2. Объяснить значение выделенных слов

3. Почему периоды первобытности называются «медный», «бронзовый» и «железный» век?

Задания на оценку «5»

  1. Почему первые цивилизации возникали на берегах рек?

  2. Чем цивилизация отличается от дикости?

  3. Как ты думаешь, где людям жилось лучше: в цивилизации или в дикости? Почему?








В VIII веке до н. э. армия ассирийцев стала самой сильной в мире. Основную часть ассирийской армии составляла пехота. Воины были вооружены железными мечами, боевыми топориками,  имели круглые щиты, обитые металлическими бляхами, остроконечные шлемы, панцири и тугие луки.Пехотинцы были защищены щитами, укрепленными железными пластинами. Конные подразделения состояли из воинов-всадников, также вооруженных копьями или луками, и боевых колесниц. У ассирийцев были передвигающиеся на колесах осадные машины - тараны. С их помощью пробивали крепостные стены и ворота при осаде городов. Воины-силачи раскачивали тяжелое бревно, подвешенное на кожаных ремнях к деревянной раме. Массивный наконечник бревна, окованный железом, крошил и дробил крепостную стену. Ассирийцы впервые широко стали использовать конницу. Ничто не могло остановить ассирийскую армию. Если путь ей преграждала река, воины надували кожаные мешки и на них переправлялись вплавь. В VIIIVII  веках до н. э. ассирийские цари покорили Вавилонию, города Финикии, Библ, Тир, Сидон, часть Палестины. Совершали победоносные походы на юг — в Египет и на север — в горное царство Урарту. Ассирийская военная держава охватывала огромную территорию — больше, чем любое государство прежних времен. Победы ассирийцев объяснялись их военными достижениями: Широко использовали стальное оружие и броню (мечи, панцири и др.) Создали отряды конницы. Прокладывали для войск дороги, наводили переправы через реки. Применяли стенобитные тараны и камнеметы для штурма крепостей. Ассирийцы отличались жестокостью к покоренным народам, поэтому их столицу, город Ниневию, несмотря на обилие в ней роскошных дворцов, называли «логовищем львов» и «городом крови».

Задания на оценку «3»

  1. Составить план озаглавить текст

  2. Почему Ниневию называли «городом крови»?

  3. Задать два вопроса к тексту





Задания на оценку «4»



1. Составить план озаглавить текст

2. Объяснить значение выделенных слов

3. Чем объясняются военные победы ассирийцев?



Задания на оценку «5»



1.Почему ассирийскую армию считали непобедимой?

2. Чем держава отличатся от государства ( назвать не менее двух отличий)

3. Почему ассирийцы были такими жестокими?











Представь, что перед тобой стоит шкатулка, в ней лежат различные предметы, которые изобретены очень давно, но ими до сих пор пользуется весь мир.

  1. Путеводитель, который применяют в туризме, геологии, путешествиях, морских походах, в самолетах

  2. Это любят все, используют каждый день, называется "Тцай-е”

  3. Натуральный, гладкий, тонкий, легкий, приятный, применяется в быту, в медицине, аэрофлоте, одежде

  4. "Их изготовляют сотни тысяч предметов каждого образца. Изделия в определенный срок доставляют в столицу, бочонков с круглыми полированными изделиями более 600. Ежегодная норма 16-17 тысяч”. Без этого уже не представляем свою жизнь

  5. Это изобретение любят все люди и готовят почти в каждой национальной кухне

  6. Изобретение необходимое ученикам, студентам, политикам всем образованным людям для передачи и хранения знаний .

  7. По определению Суворова – это "дура”, а в ней изобретение..

  8. Нетрадиционный метод лечения. Акупунктура или…

  9. Эта игра считается интеллектуальной , в нее играли даже императоры .   



Задания на оценку «3»

    1. Назвать страну, в которой всё это изобрели

    2. Назвать правильно 3 перечисленных изобретения



Задания на оценку «4»


1. Назвать страну, в которой всё это изобрели

2.Назвать правильно 6 перечисленных изобретений

3. Какое чудо света находится в этом государстве


Задания на оценку «5»

1. Назвать страну, в которой всё это изобрели

2.Назвать правильно 9 перечисленных изобретений

3. Охарактеризовать географическое положение данного государства

















Реформы Солона. В 594 г. до н. э. знать и демос сообща избрали архонтом Солона — мудреца, поэта и оратора. Солон установил новые законы. Они были записаны на деревянных выбеленных досках в рост человека и выставлены для всеобщего ознакомления на городской площади.

1. Освобождение общинников от долгов, запрет обращать афинян в долговое рабство. (Отныне сделавший новый долг бедняк отвечал  за его выплату только своим имуществом. Если этого имущества не хватало, то самого неоплатного должника запрещалось обращать в рабство. Солон распорядился отпустить на волю всех рабов-должников. Тех, кто был продан за море, он велел разыскать и выкупить за деньги государства. В Афинском государстве остались только привозные рабы-чужеземцы.).

2. Разделение всех граждан Аттики на 4 разряда, установление гражданских прав и обязанностей. Обязательная военная служба.

3. Регулярный созыв Народного собрания, в котором участвовали все афинские граждане.

4. Выбор судей из всех афинян, независимо от их богатства и знатности.

(На судебном разбирательстве могли присутствовать все желающие граждане. Сначала поочередно выступали обвинитель, обвиняемый и свидетели. Выслушав их, судьи приступали к тайному голосованию. Каждый должен был бросить в бронзовый сосуд один из двух камешков: черный означал обвинение, белый — оправдание. Решение суда определялось по большинству поданных голосов. Однако обвиняемый считался оправданным и в том случае, если голоса разделились поровну.)

Законы Солона заложили в Афинах основы демократии (в переводе с греческого означает «власть народа»).




Задания на оценку «3»

  1. Составить план озаглавить текст

  2. Что такое демократия?

  3. Задать три вопроса к тексту



Задания на оценку «4»


  1. Составить план озаглавить текст

  2. Объяснить значение выделенных слов

  3. Какое событие произошло раньше: реформы Солона (594г. до н.э.) или восстание Спартака (72 г. до н.э.). Почему?


Задания на оценку «5»

  1. О какой стране идет речь?

  2. Почему Солона после проведения реформ отправили в изгнание?

  3. Перечислить положительные стороны демократии ( не менее 3)





Пунические войны – войны между Римом и Карфагеном за господство в Западном Средиземноморье. (Римляне называли карфагенских финикийцев пунами) 

I-я Пуническая война  (264-240 гг. до н.э.) продолжалась 23 года  и закончилась поражением Карфагена. Рим превратил Сицилию в свою провинцию — подчиненную область. Однако могущество Карфагена сломлено не было, и обе стороны готовились к новым схваткам. Римский сенат разработал такой план: одна консульская армия нападает на карфагенян в Испании, а другая в Африке. Но молодой карфагенский полководец Ганнибал помешал этим намерениям. Он решил опередить римлян и первым нанести удар. 

II-ая Пуническая война (218-201 гг. до н.э.)

В 218 г. до н. э. Ганнибал разрушил испанский город Сагунт, который являлся союзником Рима. Римляне в ответ объявили Карфагену войну.Тем временем Ганнибал, выйдя из Испании во главе отборных войск и перейдя с огромными потерями Альпы, оказался там, где его не ждали — в долине реки По. Ганнибал объявил жившим в тех местах галлам, давним врагам Рима, что воюет за свободу Италии. Галлы дали Ганнибалу продовольствия и лошадей, вступали в его войско.Ганнибал в нескольких сражениях разгромил консульские армии. Он двинулся на юг страны, стремясь поднять на борьбу с Римом народы Италии.В 216 г. до н. э. Риму удалось собрать новое большое войско — 80 тыс. легионеров. Неподалеку от города Канны  консулы настигли неприятеля, и один из них решился дать бой. У Ганнибала было всего 40 тыс. чел. Однако он одержал победу. В этом проявилась его гениальность как полководца. Но он не поспешил на Рим, чтобы последним ударом разрушить республику. «Побеждать умеешь, пользоваться победой — не умеешь», — сказал Ганнибалу один из его друзей.После поражения при Каннах римляне избегали решительных сражений — война становилась затяжной. Молодой и даровитый римский полководец Сципион, пять лет победоносно сражавшийся с карфагенянами в Испании, выдвинул смелый план захвата вражеской столицы и высадился в Африке. После 15 лет войны в Италии, не испытав ни одного поражения, Ганнибал вынужден был поспешить на защиту Карфагена.В 202 г. до н э., близ города Зама, к югу от Карфагена, произошла последняя битва Ганнибала с римлянами. Армия великого полководца была разбита. Сципион получил почетное прозвище Африканский. На следующий год Рим и Карфаген заключили мир, по которому Карфаген признавал свое поражение, Он лишился всех владений за пределами Африки, обязался выдать Риму военный флот, боевых слонов и заплатить большую сумму денег. Так закончилась 2-я Пуническая война. Рим стал хозяином в Западном Средиземноморье. Однако угроза со стороны Карфагена продолжала страшить римлян. 

III-я Пуническая война (149-146 гг. до н.э.)

Старый и влиятельный сенатор Катонпобывав в Карфагене, был поражен обилием кораблей и товаров в его гавани, богатством жителей. Вернувшись на родину, он стал призывать к полному уничтожению цветущего города. Каждую речь в сенате Катон заканчивал словами: «Все же я полагаю, что Карфаген должен быть разрушен».Началась 3-я Пуническая война. В 146 г. до н. э. Сципион Младший — приемный внук Сципиона Африканского взял Карфаген и сровнял его с землёй


Задания на оценку «3»

  1. Составить план озаглавить текст

  2. Почему войны между Римом и Карфагеном назывались Пуническими

  3. Задать три вопроса к тексту

Задания на оценку «4»

  1. Составить план озаглавить текст

  2. Объяснить выделенные слова

  3. Сколько лет длились Пунические войны



Задания на оценку «5»


  1. Почему после 3 войны римляне Карфаген сровняли с землей

  2. Перечислить причины неудач римлян во 2 Пунической войне

  3. Почему Римское государство получило сначала название держава, а затем и империя? ( привести не менее двух фактов)





Ридер по истории Древнего мира для 5 класса
  • История
Описание:

Подборка текстов (ридер) по истории Древнего мира для 5 класса.

Представлены адаптированные тексты по истории Египта, Междуречья, Ассирии, Греции, Китая, Рима. К каждому тексту предлагаются задания трех уровней: минимальный на оценку "3", базовый на оценку "4", повышенной сложности на оценку "5".  Используются задания типа: озаглавь текст, составь план, дай определение.Задания повышенной сложности  предполагают кроме анализа текста привлечение знаний истории по определенному разделу учебного курса., т.е. представляют собой КОЗы ( компетентностно-ориентированные задания), которые соответствуют  требованиям ФГОС. Материал может быть использован для организации текущего и итогового контроля на уроках, для проведения повторительно-обобщающих уроков, олимпиад по истории древнего мира, а также для проведения комплексного экзамена

Автор Руппель Ирина Юрьевна
Дата добавления 19.11.2014
Раздел История
Подраздел Другое
Просмотров 1085
Номер материала 3360
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓