Главная / Физика / Рейтинговая система оценивания учебных достижений учащихся с использованием коэффициента значимости отметки

Рейтинговая система оценивания учебных достижений учащихся с использованием коэффициента значимости отметки

Берчук Иван Александрович

Невьянский городской округ Свердловской области

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Цементный


Рейтинговая система оценивания учебных достижений учащихся с использованием коэффициента значимости отметки


Повышение качества образования – одна из главных задач модернизации Российского образования, включающая в себя создание каждым учителем эффективной модели управления качеством обучения. ЕГЭ является одним из направлений улучшения качества образования за счет более объективной внешней экспертизы, но он решает задачи рубежного контроля, цели которого – оценка качества общего образования на заключительном этапе обучения и обеспечение всем желающим равного доступа к высшему образованию.

В практической повседневной учебной деятельности оценивание – явление многоплановое. Оценка может быть и целью и средством. Она может отображать разные свойства принципиально различных направлений образовательной деятельности. Оцениваются приобретенные знания, умения работать с информацией, умения адаптироваться в изменяющихся условиях, активность и инициативность, способность работать индивидуально и в коллективе, интеллект и творчество, навыки адекватного самооценивания и тому подобное. Кроме того, оцениваются разные по объему и уровню сложности виды практических работ школьников: физический диктант, проверочная, самостоятельная и контрольная работа, тестовое задание, лабораторная работа, устный ответ, творческий проект, научно-исследовательская работа и другие. На результат оценивания влияют сроки и качество выполнения задания, формы его представления, творчество и аккуратность выполнения.

Предстоящий переход на старшей ступени средней общеобразовательной школы к реализации ФГОС второго поколения требует не только изменения содержания учебных дисциплин, введения в практику преподавания новых учебных планов и педагогических технологий, внедрения элективных курсов, использования индивидуальных учебных траекторий, но и поиск новых подходов к оцениванию личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. В классный журнал из урока в урок проставляется ряд отметок, полученных учащимися по результатам разнообразных видов контроля. И при этом школьник получает отметку, значение которой при подведении четвертной или полугодовой отметки совершенно одинаковое.

Таким образом, возникает противоречие между значением в определении качества образования различных видов учебной деятельности школьника и однообразным подходом в оценивании его успехов на разных уровнях усвоения материала и при использовании разных способов учебной деятельности. На поверхность всплывает проблема, требующая привести содержание учебного процесса к такому качественному изменению, при котором оценивание многообразных параметров учебной деятельности будет максимально объективным, а подведение итогов деятельности – технологичным.

На протяжении более десяти лет проблему различной значимости разных видов учебной деятельности пытаюсь решить, введя в практику оценивания понятие «Коэффициента значимости отметки» - КЗО. Рейтинговая же система оценивания и мониторинг на базе компьютерных технологий позволяет создать непрерывный процесс оценки качества учебной деятельности как отдельного школьника, так и классного коллектива в целом. При этом максимально повышается объективность оценки общего результата деятельности учащегося, отметка становится дополнительным мотивом для творческой деятельности.

Коэффициент значимости отметки учитывает как уровни усвоения материала и способы учебной деятельности, так и объем учебного материала, который подвергается контролю. При этом в основе КЗО может лежать таксономия, разработанная под руководством американского ученого Б. Блума или любой другой аналогичный подход.

Организуя свою учебную деятельность, школьник знает критерии, на основе которых выставляется отметка по итогам различных видов устного или письменного контроля. Для определения КЗО может использоваться следующая упрощенная таблица.


Уровни усвоения материала и способов деятельности

Творческий

к.3

к.3

к.4

к.5

Аналитико-синтетический

к.2

к.3

к.4

к.4

Алгоритмический

к.1

к.2

к.3

к.3

Фактологический

к.1

к.1

к.2

к.3

КЗО

Материал отдельного урока

Материал учебной темы

Материал раздела

Материал учебного предмета

Объем используемого материала


Например: результаты выполнения теста по проверке уровня усвоения нового материала, решения задачи по алгоритму, физический диктант по проверке усвоения понятий и формул темы оценивается отметкой с коэффициентом 1. Развернутый монологический ответ у доски по поставленной проблеме с анализом материала и выводом, решение стандартных задач в рамках темы, физический диктант по материалу целого раздела – отметка имеет коэффициент 2. Аналогичный подход помогает определить КЗО, равный 3 и более.

Данная шкала КЗО позволяет учащимся на этапе усвоения знаний и способов деятельности допускать ошибки без больших последствий для итоговой отметки. На этапе закрепления и применения знаний значимость отметки повышается, на этапе творческого применения знаний отметка достигает своего максимального КЗО, который не ограничивается коэффициентом 5, а может быть и больше. Например, по итогам защиты исследовательской работы на районном, областном уровнях, или за призовые места в предметной олимпиаде разного уровня.

Отметки выставляются в отдельную тетрадь, колонки которой фиксируют дату, вид проверочной работы и КЗО. При определении среднего рейтингового балла каждого учащегося отметка с коэффициентом 2 учитывается как две отметки, с коэффициентом 3 – как три и так далее. Средний рейтинговый балл рассчитывается в конце каждой недели с помощью программы Excel. В таблице каждая колонка отметок имеет определенный коэффициент значимости, программа просчитывает средний рейтинговый балл с точностью до десятых. Еженедельно заносятся новые отметки, рейтинг изменяется, а с помощью «Мастера диаграмм» строятся графики «Динамика среднего рейтингового балла». Этот рейтинговый балл учащиеся проставляют в свой лист индивидуальных учебных достижений, получая график изменения своего рейтингового балла.

В классный журнал отметка с коэффициентом 4 или 5 ставится двумя отметками, а чтобы легче было сравнивать отметки в журнале и электронной таблице, в ней также используется этот принцип.


Рассмотрим примеры создания и заполнения электронных таблиц для расчета среднего рейтингового балла. В программе Excel строится таблица (таблица 1), ячейкам последней колонки задается формула:

=ЕСЛИ(СЧЁТЕСЛИ(C4:AP4;">0")>0;(СУММ(C4:R4)+2*СУММ(S4:AJ4)+3*СУММ(AK4:AP4))/(СЧЁТЕСЛИ(C4:R4;">0")+СЧЁТЕСЛИ(S4:AJ4;">0")*2+СЧЁТЕСЛИ(AK4:AP4;">0")*3);"")

или аналогичная, для расчета среднего балла с учетом КЗО.


Приведу пример расчета рейтингов учащихся 11 класса по физике в 1 полугодии 2014-15 учебного года.

hello_html_m6192ab46.jpg


hello_html_2bc0d2b5.jpg


hello_html_48121bd8.jpg

Рейтинговая система оценивания учебных достижений учащихся с использованием коэффициента значимости отметки
  • Физика
Описание:

В статье представлены подходы к оцениванию учебных достижений школьников в рамках десятибалльной системы оценивания. 

Предстоящий переход к реализации ФГОС второго поколения по физике требует оценку личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. В статье рассматриваются пути достижения поставленных перед учителем задач в области оценки качества образования школьников в рамках рейтинговой системы оценивания через использование коэффициента значимости отметки.

Коэффициент значимости отметки (КЗО) предполагает ранжирование различных учебных действий школьников и их оценке по уровню усвоения материала и способов деятельности, а также по объему используемого учащимся материала (по объему содержания учебного предмета, подвергающему оцениванию).

Приведены подходы к автоматизированному расчету среднего рейтингового балла и отслеживанию динамики учебных достижений как отдельных школьников, так и класса в целом.

Автор Берчук Иван Александрович
Дата добавления 06.03.2015
Раздел Физика
Подраздел Другое
Просмотров 724
Номер материала 57610
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓