Главная / Физкультура / Рейтинговая система оценивания деятельности учащихся на уроках физической культуры

Рейтинговая система оценивания деятельности учащихся на уроках физической культуры

Документы в архиве:

3.23 МБ девочки.xls
3.23 МБ мальчики.xls
3.23 МБ девочки.xls
3.23 МБ мальчики.xls
3.23 МБ девочки.xls
3.23 МБ мальчики.xls
77.5 КБ Рейтинговая система.doc

Название документа Рейтинговая система.doc

Рейтинговая система оценивания деятельности учащихся на уроках физкультуры

Свое выступление мне хочется начать со слов японского писателя

Харуки Муракама: «Самое важное – не то большое, до чего додумались другие, а то маленькое, к чему пришел ты сам.»

На всех этапах развития школы, на первое место выдвигался вопрос поиска эффективных путей, реализации оценочной функции учителя.

Не секрет, что оценка занимает ключевое положение для стимуляции старания школьников в овладении изучаемым предметом и в определении результата проделанной работы. Другое дело, что обыкновенная пятибалльная система не совсем справедлива, так как одну и ту же оценку могут получить дети, значительно отличающиеся друг от друга по своим способностям и стараниям.

Ученик на традиционном уроке выполняет в основном рекомендуемые и контролируемые действия учителем с помощью отметок, что является внешней мотивацией. После длительного пребывания в режиме принуждения возродить самостоятельность в детях нелегко, а ведь именно к самостоятельным занятиям, в конечном счете, должны их подводить уроки физической культуры

Поразмыслив над этой проблемой и проанализировав данные из опыта работы других учителей, я пришел к выводу, что выход из этого положения – это переход на рейтинг систему оценивания учащихся, которая стала элементом авторской программы «Волейбол – как средство физического воспитания». Считаю ее более демократичной и справедливой.

Мои статьи по рейтинговой системе были опубликованы в научно – методическом журнале «Физическая культура в школе», номер 8 за 2005 год, в газете «Спорт в школе», номер 17 за 2007 год, а также на интернет портале «Сайт творческих учителей» в январе 2012 года.

Переходя на рейтинг – систему оценивания, преследовал, следующие задачи:

1.Единство реализации всех функций обучения: образовательной, воспитательной и развивающей.

2.Воздействовать на внутренние процессы ученика, обогащать их.

3. Поднять на новый, более высокий уровень процесс обучения.

4. Обновить содержание работы, а значит повысить познавательный интерес к уроку физкультуры.

5. На основе всего этого – развитие положительной мотивации к

занятиям физической культурой на уроках и дома.

Ценность такой системы состоит в том, что школьники сами могут спланировать себе оценку и сравнить свои успехи с успехами товарищей по количеству набранных очков.

Предлагаемая система оценивания подразумевает отказ от выставления на уроках традиционных оценок «5», «4», «3». «2», так как есть более тонкая градация. Например, те дети, которые получили оценку «5», могут сильно различаться по своим способностям. Для некоторых из них оценка «5» - своеобразный потолок, а для других – лишь стартовая площадка к более высоким результатам.

Данная рейтинг – система не предусматривает выставления текущих оценок на уроках. Оценка выставляется в соответствии с набранными очками за сданные нормативы. Набрав к концу учебного года определенную сумму очков, ученик получает итоговую оценку за год.

С целью контроля достижений учащихся выставляются текущие очки за каждую четверть во 2 – 9 классах и за полугодие в 10 – 11 классах.

Схема соответствия оценок и очков по системе рейтинга выглядит так:

«2» - 20 очков

«3» - 30

«4» - 40

«5» - 50 + премия за сдачу норматива на оценку «5» с первой попытки (25 + 25) или второй (25).

На выполнение каждого норматива дается три попытки. Первую попытку школьник выполняет в 1 четверти. Вторую – в середине учебного года и третью – в четвертой четверти.

При сдаче норматива на «5» с первой попытки (а их как было сказано выше, всего три) дают 50 премиальных очков, по 25 за неиспользованную попытку. Если оценка «отлично» получена со второй попытки, то всего начисляют 75 очков (50 очков за выполненный на «5» норматив и 25 премиальных очков неиспользованную третью попытку).

Если с первой попытки ученик сдает норматив, например, на «3», то получает 30 очков на «карандаш», так как он может улучшить результат во второй попытке, и если выполняет норматив, допустим, на «4», то получает уже 40 очков вместо 30. Если со второй попытки норматив сдан на «5», то в «копилку» идет 75 очков. Если же со второй попытки результат не улучшен, то остается третья попытка, и за показанный в ней результат, соответствующий оценке «5», премии нет, и ученику начисляется 50 очков.

Чтобы те дети, которые сдали норматив на оценку «5», не успокаивались и не теряли интерес к урокам, предусмотрена система штрафных очков. Например, если результат, показанный в первой попытке, соответствовал оценке «5», а во второй попытке он ухудшен, то начисляют 15 штрафных очков, которые вычитаются из 100. Таким образом, даже те ученики, которые выполняют нормативы на оценку «5», должны постоянно тренироваться и улучшать свои результаты.

Есть дети, которые в силу своих особенностей, как бы не старались все равно, скажем, не возьмут высоту так, что бы получить положительную оценку. Значит такие дети обречены на двойку?. Значит, им никогда не улыбнется счастье преодолеть себя и быть отличником?

А, есть дети, которым все нормативы даются легко и они иногда пытаются пропустить урок.

Учитывая все это, в существующую систему была введена система премиальных и штрафных очков, куда можно складывать дополнительные очки, помимо учебных нормативов со знаком + или -.

Те ученики, которые добросовестно и постоянно занимаются на уроках, могут в виде поощрения получить дополнительные очки за:

1.Своевременное и правильное ведение тетради – 50 очков в конце учебного года.

2. Посещение всех уроков за год – 100 очков.

3. Занятия в одной из спортивных секций – 100 очков.

4. Работа по учебной карточке, во время временного освобождения от уроков – от 5 до 15 очков.

5. Посещение всех уроков, за исключением тех уроков, которые пропущены по уважительной причине – 50 очков.

И, наоборот, за недобросовестное отношение к уроку, потерять уже имеющиеся баллы:

  1. Пропуск занятия без уважительной причины – 20 очков.

  2. Отсутствие спортивной формы на уроке – 15 очков.

  3. Нет тетради во время зачетного урока – 10 очков.

  4. Нарушение техники безопасности на уроке – 10 очков.

Все нормативы предусмотрены авторской программой «Волейбол – как средство физического воспитания».

Если учесть, что ученик сдает все нормативы на «3» и получает за каждый 30 баллов, то общая сумма в конце учебного года на «3» будет равняться количеству нормативов умноженному на 30. На «4», количеству нормативов умноженному на 40, на «5», количеству нормативов умноженному на 50.

Ценность рейтинговой системы заключается еще и в том, здесь идет совместная работа учителя и ученика, через тетрадь, которую ведут дети и рейтинг-лист, который ведет учитель. В тетради вносят записи по основам знаний, «Школе движений игры в волейбол», технике безопасности, уровню физического развития.

По данной системе, я работаю с 1993- 94 учебного года, т.е. уже 18 лет и хорошо изучил ее преимущества, как, впрочем, и дети. В ходе работы по этой системе были введены некоторые изменения и дополнения по сравнению с оригиналом.

С 2009 – 2010 учебного года, с помощью своих выпускников, составил электронные протоколы или тетради сдачи учебных нормативов, которые заполняю на уроках с помощью ноутбука и мультимедийной аппаратуры, а дети могут заносить свои результаты в свою электронную тетрадь.

Проследим это на примере ученика Воробьева Вячеслава, открыв электронный протокол сдачи учебных нормативов 11 класса.


п\п

Фамилия, имя

попытка

Подтягивание

на перекладине,

(раз)

Прыжок в длину с места, (см)

Метание гранаты на дальность, (м)

Отжимание в упоре лежа от пола, (раз)

Подача мяча в заданную часть площадки, из 10 попыток, (раз)

Верхняя передача мяча в стенку + над собой, (раз)


1

Воробьев В

результат

очки

результат

очки

результат

очки

результат

очки

результат

очки

результат

очки

1

6

30

190

20

24

20

55

100

8

40

30

100

2

11

40

220

30

31

30

56

100

9

75

29

85

3

12

50

230

40

36

50

70

100

9

75

25

70



  1. Подтягивание - 6 раз в первой попытке равняется 30 очкам, 11 раз во второй попытке равняется 40 очкам и 12 раз в третьей попытке равняется оценке «5», за что начисляется 50 очков, которые и идут в общую сумму.

  2. Прыжок в длину с места – результат190 см равняется оценке «2», за что начисляется 20 очков, 220 см во второй попытке равняется 30 очкам, а 230 см в третьей попытке равняется 40 очкам ( оценка «4»), которые и идут в зачет.

  3. Метание гранаты – 24 метра в первой попытке равняется 20 очкам (оценка «2»), 31 метр во второй попытке равняется 30 очкам («3») и 36 метров, результат на оценку «5», показанный в третьей попытке равняется 50 очкам, которые и идут в зачет.

  4. Отжимание – 55 раз в первой попытке равняется 100 очкам, 50 за выполнение норматива на оценку «5» и плюс 50 премиальных очков. Во второй и третьей попытках результаты улучшены, а это значит, что 100 очков сохраняются и идут в общий зачет.

  5. Подача мяча – результат первой попытки соответствует оценке «4» (40) очков. Результат второй попытки соответствует оценке «5» (50 очков за пятерку + 25 премиальных = 75). В третьей попытке повторен результат второй, т.е. оценке «5», 75 очков сохраняются, и идут в общий зачет.

  6. Верхняя передача мяча – 30 раз в первой попытке равняется оценке «5» (50 + 25 +25 = 100 очков), во второй попытке результат ухудшен, за что начисляется 15 штрафных очков (-15), в третье попытке результат вновь ухудшен (-15), а это значит, что от результата первой попытки остается 70 очков.


Продолжение


п\п

Бег 3000 м, (мин.сек)

Бег 1000 м, (мин.сек)

Бег 100 м, (сек)

Челночный бег

10х9 м, (сек)

Полоса препятствий, (сек)

Лыжи

Акробатическая комбинация

Теория

Премия

Штраф

Сумма очков

Годовая оценка


1

результат

очки

результат

очки

результат

очки

результат

очки

результат

очки

очки

очки

35

165

130

1010

5

0:14:00

40

0:03:56

30

14,7

30

23,6

100

0:00:59

40

100

100






0:12:59

75

0:03:29

75

13,7

75

24,6

85

0:00:57

75








0:13:10

60

0:03:35

60

13,7

75

24,6

85

0:00:56

75










  1. Бег 3000 м – результат первой попытки равняется 40 очкам (оценка «4»), во второй попытке он равняется 75 очкам (50 + 25), в третье попытке результат ухудшен, за что начисляется – 15 очков и поэтому в общий зачет идет 60 очков.

  2. Бег 1000 м – в первой попытке показанный результат равняется оценке «3» (30 очков), во второй оценке «5» (50 + 25 = 75), в третьей за ухудшение результата начисляются 15 штрафных очков и в общий зачет идут 60.

  3. Бег 100 м – 14,7 в первой равняется оценке «3» (30 очков), оценка «5» во второй равняется 75 очкам (50+25) и оценка «5» в третьей сохраняет 75 очков в общий зачет.

  4. Челночный бег – 23,6 в первой попытке равняется оценке «5» (50 + 25 +25 = 100 очков), во второй попытке результат ухудшен (- 15), показанный результат в третьей попытке позволяет сохранить 85 очков в общий зачет.

  5. Полоса препятствий – первая попытка оценка «4» (40 очков), вторая оценка «5» (50 + 25 = 75), в третьей результат улучшен, что позволяет сохранить 75 очков в общий зачет.

  6. Лыжные гонки 5 км – прохождение дистанции на зачетном уроке соответствует оценке «5» (100 очков).

  7. Акробатическая комбинация выполнена на оценку «5» (100 очков).

  8. В тестировании из 40 вопросов, дано 35 правильных ответов (35 очков).

  9. За учебный год было набрано 165 премиальных очков.

  10. Из общей суммы вычитаются 130 штрафных очков.

  11. Сумма очков за учебный год равна – 1010, что соответствует итоговой оценке «5».

Вывод

Анализируя конкретные результаты работы по данной системе, можно сравнить процент качества знаний, умений и навыков учащихся, которые обучались по обыкновенной 5 – бальной и рейтинговой системе.

Процент качества знаний, умений и навыков выпускников основной и средней школы

Пятибальная система

Рейтинговая система

1990 – 91

1991 – 92

1992 – 93

2009 – 10

2010 – 11

2011 – 12

64%

60%

65%

76%

76%

90%

Процент качества знаний, умений и навыков учащихся школы

60%

58%

62%

71%

73%

80%


Налицо явный рост процента качества, потому, что он напрямую зависит от сознательности и активности детей на уроке, чему и способствует система рейтинга.

Анкетирования, которые проходят в начале каждого учебного года, говорят о том, что дети осознанно выбирают рейтинговую систему оценивания, потому, что она более справедливая, позволяет самому ребенку легко контролировать себя, отсутствие страха получить двойку, возможность пропустить трудно дающийся элемент.

Часто задаю себе вопрос, а что же дала данная система мне, как учителю? И нахожу ответ:

  1. Бесконфликтность общения.

  2. Повышение активности учащихся на уроке.

  3. Фиксация каждого маленького шага в продвижении учащихся.

  4. Развитие учащихся не в ущерб здоровью учеников и собственному здоровью.

Данная система предъявляет требования ко мне, как к учителю и поэтому нужно:

  1. Поднимать урок на более высокий профессиональный уровень.

  2. Находить в себе внутренние ресурсы для постоянного совершенствования процесса обучения.

Заключение

36 летний опыт педагогической работы, опыт сомнений, познаний, ошибок, все больше меня убеждает в том, что если работа не в тягость и работается с удовольствием, простор для творчества необозримый. А всякое творчество – это постоянный поиск нового своего. Вот и поднимается учитель по лесенке опыта, которой предела нет. И подъем будет легче, если учитель будет постоянно учиться у других: у своих коллег, у своих учеников, у мудрой книги, у полезной журнальной статьи. Главное не останавливаться, совершенствование себя – путь бесконечный.



Список литературы

  1. Светлана Водянкина. "Рейтинговая система получения зачета по физической культуре" (N12/2005)

  2. Алексей Машковцев. "Оценивание на уроках физической культуры" (N20/2005)

  3. Управление образования МО «Каменский городской округ. «Роль педагога в развитии личных достижений каждого ученика». Лучшие доклады районных педагогических чтений. 2006 г.

  4. Сергей Андрюшин. "Модульно-рейтинговая система оценивания" (N12/2007)





Рейтинговая система оценивания деятельности учащихся на уроках физической культуры
  • Физкультура
Описание:

Рейтинговая система оценивания деятельности учащихся на уроках физкультуры

        

На всех этапах развития школы, на первое место выдвигался вопрос поиска эффективных путей, реализации оценочной  функции учителя.

         Не секрет, что  оценка занимает ключевое положение для стимуляции старания школьников в овладении изучаемым предметом и в определении результата проделанной работы. Другое дело, что обыкновенная пятибалльная система не совсем справедлива, так как одну и ту же оценку могут получить дети, значительно отличающиеся друг от друга по своим способностям и стараниям.

Ученик на традиционном уроке выполняет в основном рекомендуемые и контролируемые действия учителем с помощью отметок, что является внешней мотивацией. После длительного пребывания в режиме принуждения возродить самостоятельность в детях нелегко, а ведь именно к самостоятельным занятиям, в конечном счете, должны их подводить уроки физической культуры

Поразмыслив над этой проблемой и проанализировав данные из опыта работы других учителей, я пришел к выводу, что выход из этого положения – это переход на рейтинг систему оценивания учащихся, которая стала элементом авторской программы «Волейбол – как средство физического воспитания».  Считаю ее более демократичной и справедливой.

Мои статьи по рейтинговой системе были опубликованы  в научно – методическом журнале «Физическая культура в школе»,  номер 8 за 2005 год,  в газете «Спорт в школе», номер 17 за 2007 год, а также на интернет портале «Сайт творческих учителей» в январе 2012 года.

         Переходя на рейтинг – систему оценивания,  преследовал, следующие задачи:

1.Единство реализации всех функций обучения: образовательной, воспитательной и развивающей.

2.Воздействовать на внутренние процессы ученика, обогащать их.

3. Поднять на новый, более высокий уровень процесс обучения.

4. Обновить содержание работы, а значит повысить познавательный интерес к уроку физкультуры.

5. На основе всего этого – развитие положительной мотивации к

занятиям физической культурой на уроках и дома.                                       

Ценность такой системы состоит в том, что школьники сами могут спланировать себе оценку и сравнить свои успехи с успехами товарищей по количеству набранных очков.

Предлагаемая система оценивания подразумевает отказ от выставления на уроках традиционных оценок «5», «4», «3». «2», так как есть более тонкая градация. Например, те дети, которые получили оценку «5», могут сильно различаться по своим способностям. Для некоторых из них оценка «5» - своеобразный потолок, а для других – лишь стартовая площадка к более высоким  результатам.

         Данная рейтинг – система не предусматривает выставления текущих оценок на уроках. Оценка выставляется в соответствии с набранными очками за сданные нормативы. Набрав к концу учебного года определенную сумму очков, ученик получает итоговую оценку за год.

          С целью контроля достижений учащихся выставляются текущие очки за каждую четверть во 2 – 9 классах и за полугодие в 10 – 11 классах.

Схема соответствия оценок и очков по системе рейтинга выглядит так:

«2» - 20 очков

«3» - 30

«4» - 40

«5» - 50 + премия за сдачу норматива на оценку «5» с первой попытки (25 + 25) или второй (25).

На выполнение каждого норматива дается три попытки. Первую попытку школьник выполняет в 1 четверти. Вторую – в середине учебного года и третью – в четвертой четверти.

 При сдаче норматива на «5» с первой попытки  (а их как было сказано выше, всего три) дают 50 премиальных очков, по 25 за неиспользованную попытку. Если оценка «отлично» получена со второй попытки, то всего начисляют 75 очков (50 очков за выполненный на «5» норматив и 25 премиальных очков неиспользованную третью попытку).

Если с первой попытки ученик сдает норматив, например, на «3», то получает 30 очков на «карандаш», так как он может улучшить результат во второй попытке, и если выполняет норматив, допустим, на «4», то получает уже 40 очков вместо 30. Если со второй попытки норматив сдан на «5», то в «копилку» идет 75 очков. Если же со второй попытки результат не улучшен, то остается третья попытка, и за показанный в ней результат, соответствующий оценке «5», премии нет, и ученику начисляется 50 очков.

Чтобы те дети, которые сдали норматив на оценку «5», не успокаивались и не теряли интерес к урокам, предусмотрена система штрафных очков. Например, если результат, показанный в первой попытке, соответствовал оценке «5», а во второй попытке он ухудшен, то начисляют 15 штрафных очков, которые вычитаются из 100.  Таким образом, даже те ученики, которые выполняют нормативы на оценку «5», должны постоянно тренироваться и улучшать свои  результаты.

         Есть дети, которые в силу своих особенностей, как бы не старались все равно, скажем, не возьмут высоту так, что бы получить положительную оценку. Значит такие дети обречены на двойку?. Значит, им никогда не улыбнется счастье преодолеть себя и быть отличником?

         А, есть дети, которым все нормативы  даются легко и они иногда пытаются пропустить урок.

         Учитывая все это, в существующую систему была введена система премиальных и штрафных очков, куда можно складывать дополнительные очки, помимо учебных нормативов со знаком + или -.

Те ученики, которые добросовестно и постоянно занимаются на уроках, могут в виде поощрения получить дополнительные очки за:

1.Своевременное и правильное ведение тетради – 50 очков в конце учебного года.

2. Посещение всех уроков за год – 100 очков.

3. Занятия в одной из спортивных секций – 100 очков.

4. Работа по учебной карточке, во время временного освобождения от уроков – от 5 до 15 очков.

5. Посещение всех уроков, за исключением тех уроков, которые пропущены по уважительной причине – 50 очков.

И, наоборот, за недобросовестное отношение к уроку, потерять уже имеющиеся баллы:

1.     Пропуск занятия без уважительной причины – 20 очков.

2.     Отсутствие спортивной формы на уроке – 15 очков.

3.     Нет тетради во время зачетного урока – 10 очков.

4.     Нарушение техники безопасности на уроке – 10 очков.

                   Все нормативы  предусмотрены авторской программой «Волейбол – как средство физического воспитания».

Если учесть, что ученик сдает все нормативы на «3» и получает за каждый 30 баллов, то общая сумма в конце учебного года на «3» будет равняться количеству нормативов умноженному на 30. На «4», количеству нормативов умноженному на 40, на «5», количеству нормативов умноженному на 50.

         Ценность рейтинговой системы заключается еще и в том, здесь идет совместная работа учителя и ученика, через тетрадь, которую ведут дети и рейтинг-лист, который ведет учитель.  В  тетради вносят записи по основам знаний, «Школе движений игры в волейбол», технике безопасности, уровню физического развития.

                   По данной системе, я работаю с 1993- 94 учебного года, т.е. уже 20 лет и хорошо изучил ее преимущества, как, впрочем, и дети. В ходе работы по этой системе были введены некоторые изменения и дополнения по сравнению с оригиналом.

         С 2009 – 2010 учебного года, с помощью своих выпускников, составил электронные протоколы или тетради сдачи учебных нормативов, которые заполняю на уроках с помощью ноутбука и мультимедийной аппаратуры, а дети могут заносить свои результаты в свою электронную тетрадь.

Автор Матвеев Евгений Мартемьянович
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Физкультура
Подраздел
Просмотров 753
Номер материала 34089
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓