Инфоурок Физика Другие методич. материалыРешение задач на теплообмен

Решение задач на теплообмен

Скачать материал

МКОУ «Никольская СОШ»

Аннинского района Воронежской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение задач по физике

на теплообмен с опорой на графики.

 

 

                                                   /Урок в 10 классе, учитель

                                                    Коновалов Юрий Васильевич/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012-13 год

 

 

10 класс.

Урок по теме: «Решение задач на теплообмен» /2 часа/.

 

Цель урока: научить учащихся решать типовые задачи на теплообмен по определённому алгоритму, продолжить развитие памяти, абстрактного мышления, умения выделять главное.

 

1-й час.

 

1.      Орг. часть.                                                                                              /2 мин./

 

2.      Повторение формул, по которым вычисляется количество теплоты при нагревании (охлаждении), плавлении (кристаллизации), парообразовании (конденсации) тел.   (На отдельном плакате висят на видном месте).

 

                                                                                                                                  /3 мин./

3.      Постановка задачи для учащихся: «Чтобы хорошо знать предмет, успешно сдать экзамен по физике и просто быть знающим человеком, чтобы через несколько лет помочь своим детям в решении задач и не ударить в грязь лицом перед ними, вам необходимо уметь решать так называемые задачи на теплообмен. Я за два урока научу вас этому, но без вашей помощи не получится. От вас требуется внимание, желание работать, дисциплинированность».

                                                                                                                      /1 мин./

4.      Для начала каждый из вас должен уметь строить график изменения температуры тела (качественно, без координатных осей). Научимся этому на примере решения следующих задач:

 

                                                  

                                                                                                                                       

Построить график изменения температуры                                                           40

воды при нагревании её от 15 до 400 С.                                                                   

(смотри ответ справа)

                                                                                                                       15

 

 

 

 

                                                                                                                       50

Построить график изменения температуры      

воды    при   охлаждении  её от 50 до 200С.

                                                                                                               20

 

 

 

 

 

Построить график изменения температуры                                                                           40

льда при нагревании его от 0 до 400С.

 

                                                                 

     0                                  0

                                                                                                      

 

 

40

 


Построить график изменения температуры

воды при охлаждении её от 40 до –200С.

                                                                                       0                       0

                                                                                                                    - 20

                                                                                                                 

 

 

 

                                                                                                                350

                                                                                                                 

                                                                                                 

Построить график изменения температуры                            327               327

свинца при нагревании от 50 до 3500С.

           

 

                                                               50     

 

 

 


                                                                         100            100

 

Построить график изменения температуры                                      0             0

пара от 100 до –200С.                                                                           

                                                                                                                                                 - 20

 

                                                                                                                      /15 мин./

 

 

 

Учащимся, принимавшим активное участие в построении графиков, сразу выставляются хорошие оценки (по их желанию).

 

 

5.      Запишем в тетрадь алгоритм решения задач на теплообмен:

 

1.      Записать условие;

2.      Записать в строке название веществ, участвующих в теплообмене;

3.      Записать начальную и конечную температуру веществ;

4.      Для каждого вещества построить график изменения температуры;

5.      Записать «получает к. т.» или «отдает к. т.» это вещество (к. т. – количество теплоты);

6.      Записать формулы расчёта количеств теплоты;

7.      Суммировать все отданные к. т. и приравнять сумме полученных к. т. (уравнение теплового баланса);

8.      При необходимости произвести необходимые замены;

9.      Подставить значения величин и сделать вычисления.

 

                                                                                                                      /5 мин./

6.      Решаем вместе задачу (учитель на доске, ученики - в тетради):

 

В латунный калориметр массой 80 г, содержащий 200 г воды с температурой 200С, опустили кусочек алюминия массой 40 г при температуре 1000С. Температура теплового равновесия стала равна 230С. Определить удельную теплоемкость алюминия.

 

 

 

латунь

вода

алюминий

200С; 230С

200С; 230С

1000С; 230С

    

                 23

20

 

               23

20

         100

 

 


                     23

Получ. к.т.

Получ. к.т.

Отдает к. т.

Qл= mл слΔtл

Qв= mвсвΔtв

Qа= mасаΔtа

mл=80 г

tл=200С

mв=200г

tв=200С

mа=40г

tа=1000С

t=230С

 


са-?

 

mа са Δtа  mл сл Δtл  + mв св Δtв.

 

0,04· са· (100-23) = 0,083·80· (23-20) + 0,2·4200· (23-20).

 

3,08 са = 91,2 + 2520 = 2611,2

 

са = 2611,2/3,08 = 848 (Дж/кг 0С)

 

                        Ответ: уд. тепл-ть алюм-я 848 Дж/кг 0С.

                                                                                                          /14 мин./

Перерыв.

 

2-й час.

 

7.Обращаю внимание учащихся, что всегда при определении изменения температуры вещества из большей температуры вычитается меньшая. Разбираем непонятные вопросы.

                                                                                                                      /2-4 мин./

 

8.Решаем задачу (лучший ученик на доске):

 

В стальной сосуд массой 300 г налито 1,5 кг воды при 170С. В воду опустили кусок мокрого снега массой 200 г. Когда снег растаял, установилась температура 70С. Какое количество воды было в комке снега?

 

 

сталь

вода

снег

Вода в куске

170С; 70С

170С; 70С

00С; 70С

00С; 70С

    

   17             

 

     7

    

   17             

 

     7

         

                       7

 


   0                     0

 

   7

 

   0

Отдает. к.т.

Отдает. к.т.

Получ. к.т.

Получ. к.т.

Qст= mст сстΔtст

Qв= mвсвΔtв

Qс= λ mс+ mссвΔtвк

рл       Qвк= mвксвΔtвк

mст=300 г                   

mв=1,5 кг                                                             

tст= tв=170С

mк=200 г

tк=00С

t =70С

 


mвк- ?

 

            

 

                mст сстΔtст+ mвсвΔtв= λ mс+ mссвΔtвк + mвксвΔtвк.      С учётом mс= 0,2- mвк 

 

                0,3·460·10+1,5·4200·10=330000·(0,2- mвк)+(0,2- mвк)·4200·7+ mвк·4200·7

 

                1380+63000=66000-330000 mвк+5880-29400·mвк+29400·mвк 

 

                64380=71880-330000·mвк 

 

                330000·mвк=7500

 

                mвк=0,023 (кг)        mвк=23 г.

               

                Ответ: в комке снега было 23 г воды.

 

Подумайте, поднимите руку и ответьте: сколько снега было в комке?

 

9. Обращаю внимание учащихся, что количество применяемых формул совпадает с количеством отрезков на графиках.

                                                                                                                  /15 мин./

10. Самостоятельно решается задача (нуждающимся-помощь учителя):

 

В сосуд, содержащий 2,8 кг воды при температуре 200С, бросают кусок стали массой 3 кг, нагретый до 4600С. Вода нагревается до 600С, а часть её обращается в пар. Найти массу воды, обратившейся в пар. Теплоемкостью сосуда пренебречь.

 

 

mв=2,8 кг                              вода                                                                      сталь

tв=200С                           200С;  600С(часть 1000С)                                    4600С; 600С

mс=3 кг

tс=4600С                                         100          100                          460

t=600С                           60

 


mп=?                                                                                                                                     60

                               20

 

                      Получает кол-во теплоты:                                Отдает кол-во теплоты:

 

                     Qв= mвсвΔtв+ mпсвΔtвп+mпL                                         Qс= mсссΔtс

 

 

                                       mвсвΔtв+mпсвΔtвп+mпL =   mсссΔtс.

 

                         2,8·4200·40+mп·4200·40+mп·2,3·106 = 3·460·400.

 

                                    470400+168000·mп+2300000·mп=552000

 

                                         2468000·mп =81600

 

                                          mп = 0,033 кг = 33 г.

 

                                                              Ответ: 33 г воды превратилось в пар.

                                                                                                                      /15 мин./

 

 

11. Задание на дом.

 

Более «сильным» учащимся можно предложить задачу с пояснениями порядка решения:

 

На большой кусок льда с температурой 00С положили горячий алюминиевый куб. Когда произошёл теплообмен, куб полностью погрузился в лёд (верхняя грань куба лежит в плоскости поверхности льда). Определить начальную температуру куба.

 

 

Остальным:

 

В 2 кг воды с температурой 200С опустили стальную деталь массой 1 кг с температурой 600С. Найти температуру теплового равновесия.

                                                                                                                    /3 мин/

12. Подведение итогов урока, выставление оценок.

                                                                                                                  /2 мин./

 

 

 

Считаю, что при таком порядке решения подобных задач большое наглядное представление дают графики: и температуры тел как на ладошке, и сколько формул потребуется, и какие, и в каком агрегатном состоянии находятся вещества (можно около «кусочков» графика пометить «вода», «пар», лёд»), и есть ли переход из одного агрегатного состояния в другое (всего тела-сплошная линия или части-штриховая линия).

 

Спасибо за внимание!

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Решение задач на теплообмен"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Противопожарный инженер

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Предлагаю алгоритм решения задач на теплообмен, в котором главную роль играют качественные графики изменения температуры тел, участвующих в теплообмене. Всё как "на ладони". Легко и понятно, ученикам нравится.

Не все, но многие задачи на теплообмен учащимся легче (нагляднее) решать предлагаемым мною способом. Тут главную роль играют графики (качественные, без осей координат) изменения температуры тел, участвующих в теплообмене. Они дают полное и наглядное представление о сути происходящих физических процессов, "говорят" о количестве требуемых формул. Структура порядка решения задачи понятна, проста, облегчает обучающимся при решении задач такого типа. Подчеркиваю, что не все задачи можно решить по этой схеме.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 650 854 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 1401
    • DOCX 25.8 кбайт
    • 21 скачивание
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Коновалов Юрий Васильевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Коновалов Юрий Васильевич
    Коновалов Юрий Васильевич
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 14324
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Физика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель физики

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 536 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 126 человек

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов физики в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 97 человек из 45 регионов
  • Этот курс уже прошли 658 человек

Курс повышения квалификации

ЕГЭ по физике: методика решения задач

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 115 человек из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 117 человек

Мини-курс

Карьерный навигатор: эффективный поиск работы

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 16 регионов

Мини-курс

Стрессоустойчивость и успех в учебе: практические методики и стратегии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 52 человека из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек

Мини-курс

Взаимоотношения в семье и успех детей

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 17 человек