Инфоурок Биология Другие методич. материалыРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Скачать материал

Типикина Тамара Ивановна

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Россия, Самарская область село Богатое, ГБОУ СОШ с. Богатое

 

Состояние здоровья населения России за последние годы приобрело явно негативные тенденции. Экологическая ситуация в мире настолько резко обострилась, что становится проблемным само выживание человека как биологического вида. Оценка роли неблагоприятных воздействий на организм человека, обусловленных экологическими условиями, представляет собой важнейшую задачу физиологии на современном этапе. Для возрастной физиологии эта задача особо значима и сложна в связи с многофакторностью влияний на детский организм.

Все процессы, протекающие в биосфере взаимосвязаны. Человечество – лишь незначительная часть биосферы, а человек является лишь одним из видов органической

жизни - Homo sapiens. Разум выделил человека из животного мира и дал ему огромное могущество. Человек на протяжении веков стремился не приспособиться к природной среде, а сделать ее удобной для своего существования. Теперь мы осознали, что любая деятельность человека оказывает влияние на окружающую среду, а ухудшение состояния биосферы опасно для всех живых существ, в том числе и для человека. Всестороннее изучение человека, его взаимоотношений с окружающим миром привели к пониманию, что здоровье - это не только отсутствие болезней, но и физическое, психическое и

социальное благополучие человека. Здоровье - это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем.

Сохранение здоровья школьников – общая задача педагогов, родителей, врачей. В рамках решения данной проблемы, в нашей школе, следует отметить наиболее важные направления педагогической деятельности:                                                                                         - правильная организация учебного процесса;                                                                                    - просветительская и совместная творческая деятельность учителей, родителей и общественных организаций;                                                                                                                    - включение оздоровительного компонента в содержание учебных программ;                                   - использование различных форм внеклассной и внешкольной оздоровительной работы.

 Более подробно хотелось бы остановиться на направлении педагогической деятельности, как использование различных форм внеклассной и внешкольной работы с детьми.

В нашей школе ведётся кружковая работа с учащимися. Направление деятельности кружковой работы: «Организация научно-исследовательской и экспериментальной работы по проблемам здоровья человека и экологическим проблемам данной местности». Научно-исследовательская деятельность учащихся – процесс  совместной деятельности учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов, по открытию, фиксации, систематизации субъективно и объективно новых знаний, поиску закономерностей, описанию.

Целью научно-исследовательской работы учащихся является создание условий для развития  навыков научно-практической, творческой и поисковой деятельности на основе самостоятельного научного поиска, личностно-ориентированного подхода в образовании.

Деятельность учащихся по проблемам здоровья и окружающей среды отражается в исследовательских работах. Учащиеся ежегодно, через результаты исследовательской деятельности» решают проблемы здоровья и сохранения объектов живой природы. Так в работе: «Влияние курения на развитие организма школьника» учащиеся определили отрицательное влияние курения на организм. Было установлено, что 18,3% от общего количества учеников (435) курят сигареты ( см. диаграммы № 1, 2, 3)

                   Диаграмма №1                          Диаграмм №2                     Диаграмма№3   

                        

 

      С каждым годом количество курящих ребят возрастает, курят не только мальчики, но и девочки. Наибольший процент курящих наблюдается среди мальчиков 9-х и девочек 11-х классов. Интерес к курению повышается с 7-го – 9-е классы, в период переходного возраста. Были установлены основные причины курения  (см. диаграмму № 4)

 

 Диаграмма № 4

          

 Курение подростков замедляет физическое и психическое развитие. Особо страдает нервная система. Никотин сначала расширяет сосуды мозга, усиливая их кровоток, затем резко сужает, что приводит к недостаточности мозгового кровообращения. Угарный газ снижает интенсивность нервных процессов. Изменяется и поведение курящих учеников: желание курить появляется часто во время урока, они отвлекаются от учения, думая и мечтая выкурить сигарету. Проанализировав, успеваемость  курящих учеников в классах, пришли к следующему результату (см. диаграмму № 5)

                        Диаграмма № 5

Вывод: курение отрицательно влияет на успеваемость школьника. Из 80 курящих ребят 75% учатся очень слабо; 22,5%  показывают средние знания и лишь 2,5% учатся хорошо.

Были проведены наблюдения за общим состоянием учащихся в течение первой и второй четвертей учебного года. В эксперименте участвовали ученики 8-х классов. Всего 16 учеников из них 8 «курящих» и 8 никогда не курили (см. таблицу № 1) 

Критерии общего состояния учащихся

                                                                                                Таблица № 1

Показатели

Курящие (%)

Некурящие (%)

Повышенная нервная возбудимость

24

10

Плохая память

12

5

Плохое общее физическое состояние

32

14

Медленно соображают

26

18

Часто болеют

33

19

При беге увеличивается частота сердечных сокращений

60

23

Вывод: общее состояние «курящих» учеников, намного слабее. Они обладают повышенной нервной возбудимостью, плохой памятью, при физической нагрузке у них увеличивается частота сердечных сокращений.

Курящие подвергают опасности не только себя, но и окружающих людей. Табачный дым задерживает ультрафиолетовые лучи, так необходимые человеку, осаждается в легких, загрязняет помещение. Воздух, загрязненный табачным дымом, вызывает дискомфорт у некурящих, снижая их работоспособность. У них отмечаются головная боль, вялость, слабость, может обостряться бронхиальная астма, у восприимчивых лиц, страдающих аллергическими заболеваниями, могут возникать болезненные симптомы. Вдыхание табачного дыма в накуренном помещении некурящими в течение часа соответствует «выкуриванию» ими четырех сигарет. По данным социологического опроса  родителей было установлено, что 21% курят в закрытых помещениях, где находятся их родные, тем самым, подвергая опасности их здоровье (см. диаграмму № 6)

Диаграмма № 6

В настоящее время во многих странах ведется серьезная научная пропаганда за полное прекращение курения. Предлагаются различные способы и средства для организации активного отдыха и здорового образа жизни. Важными направлениями профилактики табакокурения являются повышение нравственности, общей и медицинской культуры населения и другие меры психологического и педагогического воздействия. Своевременное проведение профилактических мероприятий, проведённые учениками, сыграло положительную роль. Процент «курящих» снизился до 15,86% (уменьшился на 2,4%) (см. диаграмму № 7,8).

                             Диаграмма № 7                                           Диаграмма № 8

       

Приобщение учащихся к исследовательской деятельности в сфере экологии обладают мощным педагогическим воздействием, формирующим личность, укрепляющим её духовно-нравственное здоровье. В  настоящее время проблема охраны окружающей среды приобрела глобальный характер, она вызывает серьезную озабоченность у людей всех стран и континентов нашей планеты и требует коллективных усилий, чтобы предотвратить угрожающую человечеству экологическую катастрофу.

Хозяйственная деятельность человека все чаще становится основным источником загрязнения биосферы. В природную среду в больших количествах, попадают газообразные, жидкие и твердые отходы производств. Различные химические вещества, находящиеся в отходах, попадая в почву, воздух или воду, переходят по экологическим звеньям из одной цепи в другую, попадая,  в конце концов, в организм человека.

Исследовательские  работы: «Утилизация бытового мусора в моём селе», «Определение несанкционированных свалок на территории села» направлена на изучение экологической ситуации в селе, связанной с уничтожением бытового мусора. Правда, обыкновенным для настоящего времени, потому, что ещё 20-25 лет назад химический состав мусора был совсем иным. Сегодня в мусор идут полиэтиленовые бутылки из-под моющих средств, ломаные пластмассовые изделия, игрушки, упаковки и др. В работе были намечены основные пути решения проблемы:

- воспитание экологической культуры населения, начиная с раннего возраста: дом - детский сад – школа;

- привлечение населения к экологическим рейдам в целях уничтожения бытового мусора; - усиление административного контроля над вывозом мусора с дворов в установленное время Администрацией сельского поселения; в школе продолжить инициативу по проведению экологического субботника;

- регулярно проводить экологические экскурсии с учащимися, выполнять  фотографирование местности. Оформлять альбомы, выпускать стенды и газеты;

- вести контроль за санитарно-эпидемиологическими требованиями при обращении с отходами производства и потребления;

-  принимать действенные меры по организации сбора и вывоза бытовых отходов и др;

- через СМИ проводить разъяснительную работу среди жителей села.

Мы думаем, что это основная проблема человечества – охрана окружающей среды. И то, как мы будем к ней относиться, зависит наша дальнейшая жизнь и жизнь наших потомков. Очень важно принимать во внимание значение экологических проблем, которые наносят вред здоровью людей. Но в то же время, мы понимаем – многие проблемы экологии «обязаны»  своим появлением человеку. Ведь именно он совершил открытия, которые в данный момент вредят окружающей среде. Наши ученики, через исследовательскую деятельность, помогают решать проблемы здоровья человека и окружающей среды.

Библиографический список

1. Голицын К.Л. «Здоровый образ жизни». М.; «Медицина», 1998.

2. Деларю В.В. Губительная сигарета. - М., 1987.

3. Калверта С., Инглунда Г. Справочник «Защита атмосферы от промышленных загрязнений» М.: 1991г.

4.Тростанецкая Г.Н. «Предупреждение табакокурения у школьников». Н.О.»Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания», 2004.

5 Исследовательские работы учащихся.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Психолог

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Состояние здоровья населения России за последние годы приобрело явно негативные тенденции. Экологическая ситуация в мире настолько резко обострилась, что становится проблемным само выживание человека как биологического вида. Оценка роли неблагоприятных воздействий на организм человека, обусловленных экологическими условиями, представляет собой важнейшую задачу физиологии на современном этапе. Для возрастной физиологии эта задача особо значима и сложна в связи с многофакторностью влияний на детский организм.

Здоровье - это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 567 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Рабочая программа по биологии 10-11 класс
  • Учебник: «Биология (базовый и углублённый уровни)», Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И.
  • Тема: Введение: роль биологии в формировании современной картине мира, практическое значение биологических знаний
  • 02.10.2020
  • 484
  • 9
«Биология (базовый и углублённый уровни)», Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 326
    • DOCX 76 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Типикина Тамара Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Типикина Тамара Ивановна
    Типикина Тамара Ивановна
    • На сайте: 8 лет и 11 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 14849
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель биологии и химии

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4150 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 324 человека из 68 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 138 человек

Курс повышения квалификации

Организация элективного курса в рамках реализации проекта «Точки роста»: преподавание генетики на углублённом уровне ООО и СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания биологии в условиях реализации ФГОС

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 63 человека из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 809 человек

Мини-курс

Робототехника в школе: конструирование и программирование

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 27 человек

Мини-курс

Организация и планирование воспитательной работы в СПО

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Социальные и правовые аспекты эпохи Просвещения: влияние на образование сегодня

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе