Задача
№ 1.
Сколько
цифр содержит число ?
Ответ:
13.
Задача
№2.
Вычислить,
не используя, калькулятор:
1,
23454 + 0, 76554 - 1, 23453 0, 76552 – 1,
234520, 76553 + 4,
9383, 062.
Решение:
Пусть
0,2345 = а, тогда 1,2345 = 1+ а; 0,7655 = 1 – а.
(1+а)4
+ (1 – а)4 – (1+а)3(1 – а)2 – (1+а)2(1
– а)3 = (1+а)4 + (1 – а)4 –
-
(1+а)2(1 – а)2 ((1 + а) + (1 – а)) = (1+а)4 +
(1 – а)4 – 2(1 +а)2(1 + а)2 = ((1+а)2
–
-
(1 – а)2)2 = (1 + а2 + 2а – 1 – а2
– 2а)2 = (4а)2.
Пусть
0,938 = в, тогда 4,938 = 4 + в; 3,062 = 4 – в и
4,938
* 3,062 = (4 + в)(4 – в) = 16 – в2. Заметим так же, что 4*0,2345 =
0,938 получаем, что 4а = в. Из этого имеем: (4а)2 + 16 – в2
= в2 + 16 – в2 = 16.
Ответ:
16.
Задача
№3.
Выразите через значение
выражения , если
известно, что .
Решение: Преобразуем
выражение
. Т.к. .
Ответ:
3xyz.
Задача
№ 4.
Решите
уравнение: .
Решение: Умножьте обе части уравнения на 2, , , после группировки получим , откуда .
Ответ:
.
Задача
№ 5.
При каких целых
значениях a,
число является целым?
Решение:
Выполним
следующие преобразования:
= = + = + = а – 3 +
Для
того, чтобы результат был целым числом, необходимо, чтобы: а было целым,
(
-3 – уже целое) и (а + 3) равнялось или 1, или -1, или 5, или -5, так как
только в этом случае дробь будет являться целым числом.
Получаем:
а
+ 3 = 1, значит а = -2,
а
+ 3 = -1, значит а = -4,
а
+ 3 = 5, значит а = 2,
а
+ 3 = -5, значит а = -8.
Ответ: -8; -4; -2; 2.
Задача
№ 6.
Пусть
xyz
= 1, a = x
+ , b
= y + , c
= z + . Вычислите
Решение:
.
Следует
заметить , что .
Аналогично,
и .
Тогда
, ,
.
Следовательно,
.
Ответ:
4
Задача
№ 7.
Заданы
четыре числа a,
b,
c
и 1-a-b-c.
Пусть число N-
наименьшее из этих чисел. Найдите наибольшее значение N.
Решение:
Обозначим:
m
= 1 – a
– b
– c
, тогда из условия задачи следует, что
a
+ b
+ c
+ m
= 1.
Предположим,
что N >
, тогда каждое из данных
чисел больше, чем ,
Следовательно,
a
+ b
+ c
+ m
> 1 – противоречие. Значение N =
достигается,
если a = b = c =
Ответ: .
Задача
№ 8.
Найдите все пары целых чисел a и b,
удовлетворяющих уравнению
.
Решение:
Преобразуем уравнение , ,
, , Число 11
разлагается на целые множители следующими способами:
Рассматривая всевозможные варианты, получим 4 пары целых чисел,
удовлетворяющих уравнению.
Рассмотрим один вариант
,
следовательно, .
Аналогично находим еще три пары решений.
Ответ:
Задача
№ 9.
Решите в
натуральных числах уравнение ab+1=(a+1)2.
Решение:
Очевидно, что при а=1 и b=1
уравнение решений не имеет. Преобразуем уравнение , , . Т.к. так как a
и b
– натуральные, то a≠0, получаем a+2-b=0,
a=b-2
и так как a и b–
натуральные, то b≥3. Ответ: любая
пара вида (t, t-2),
где tN,
t≥3.
Ответ: Любая
пара вида (t,
t-2),
где tN,
t≥3.
Задача
№ 10.
Докажите, что .
Решение:
Заметим, что Тогда получим
=
Задача
№ 11.
Даны пять точек (- 2; 8), (1; ), ( ; 1), ( ), ( ).
Какое
максимальное количество этих точек может принадлежать линии, заданной
уравнением
Решение:
Подставив
координаты каждой точки в равенство, найдем зависимость в от а для каждой
точки: 1) в = 8 + 4а; 2) в = 0,5 – 0,5а; 3) в = 1 – 3а;
4) в = 0,2 – 0,8а;
5) в = 0,25 – 0,5а.
Равенства 2) и 5)
не могут выполняться одновременно. Одновременно могут выполняться равенства 1),
3) и 4). Одновременно не могут выполняться равенства 1), 2), 3) и 4) или 1),
3), 4) и 5).
Итак, указанному
графику могут принадлежать максимум три точки: (-2; 8),
(
; 1), ( ).
Ответ:
(-2; 8), (
; 1), ( ).
Задача
№ 12.
Найдите все пары
чисел (m, n) такие, что каждое из уравнений x2-mx+n=0 и x2-nx+m=0 имеет два
различных натуральных корня.
Решение:
Пусть х1
и х2 - корни 1-го уравнения, а у1 и у2 – корни
второго уравнения. По теореме Виета из 1-го уравнения следует, что , из 2 – го уравнения
следует, что
Следовательно, . Сложив почленно эти
равенства и выполнив преобразования, получим равенство . Каждое слагаемое левой
части этого равенства равно 1, либо одно из них равно 2, а другое 0 (т.к. х1,
х2 и у1, у2 - натуральные числа).
1) Если каждое
слагаемое левой части равно 1, то х1 = х2 = у1
= у2 =2. Это не соответствует условию задачи.
2) Если одно из
слагаемых равно 2 (если это первое слагаемое, то х1
=2, х2 =3, или наоборот), тогда , т.е. у1 =5,
у2 =1 (или наоборот). По найденным значениям х1, х2
и у1, у2 найдем, что m=5,
q=6;
m=6
q=5.
Ответ:
m=5,
n=6;
m=6
n=5.
Задача
№ 13.
Осваивая новые земли, колонисты нашли заболоченный
участок, но если осушить его, то земля будет пригодна для проживания. На дне
этого болота с постоянной силой бьют ключи. Если поставить 12 насосов, то
болото можно осушить за 4 дня, а если 9 насосов, то за 6 дней. Но у колонистов
только 6 насосов. За сколько дней они смогут осушить данное болото? ( Объем
воды в болоте на момент начала осушения всегда одинаков).
Решение: Пусть объем воды в болоте
- а литров и каждую минуту добавляется (за счет подземных вод) р литров, а
искомое время - х дней. Тогда 12 насосов откачают за 4 дня 4р + а литров воды
из болота, а каждый насос за один день откачивает литров. Значит 9 насосов
за 6 дней откачают 6р + а литров воды из болота, следовательно, каждый насос за
день откачивает
. Так как, количество
воды, которую откачивает насос за один день , постоянно, то = . Отсюда получим, что а =
12р. Так как у колонистов всего 6 насосов, то за х дней они откачают хр +а
литров воды, а значит каждый из насосов за день откачает = . Отсюда, заменив а на
12р, получим х = 12 дней.
Ответ: за 12 дней.
Задача
№ 14.
Попав на восточный базар, вы попадете в восточную
сказку, которую описывала Шахерезада в «1000 и 1 ночи». Путешественник решил
привезти в подарок 1кг пряностей. Но хозяин лавки сказал, что у него есть
только гирька в 1г. Как возможно самым быстрым способом отвесить покупателю 1кг
пряностей?
Решение:
Потребуется
10 взвешиваний. При этом последовательно отвешивается : 1, 2, 4, 8, 16г (при
этом уже взвешенные пряности каждый раз пересыпаются на чашку с гирей); гиря
снимается, отвешивается 31г, гиря кладется и пряности пересыпаются,
отвешивается 63 г, гиря окончательно снимается и последовательно отвешивается
: 125 г, 250 г, 500 г. Ссыпав вместе все пряности , получаем 1кг.
Ответ: 10 взвешиваний.
Задача № 15.
На благоустройство
пришкольного участка пришли 16 представителей от трех девятых классов. Каждый
представитель от 9 "А" класса посадил по 13 саженцев клена, каждый
представитель от 9 "Б" - по 5 саженцев клена, а каждый представитель
от 9 "В" - по 4 саженца. Всего было посажено 113 саженцев клена.
Сколько представителей от каждого класса принимали участие в работе по благоустройству
пришкольного участка?
Решение:
Данную задачу решим, составив
несложную систему уравнений. Пусть х - количество представителей 9
"А" класса, у - количество представителей 9 "Б"
класса, z - количество представителей 9 "В" класса. Из условий
задачи следуют уравнения 13х+5у+4z=113, х+у+z=16. Из второго уравнения выразим переменную z=16-x-y и подставим в первое
уравнение, получим 9х+у=49. 9х=49-у, число 49-у должно делиться
на 9, при этом у должно быть меньше 16. Этим условиям
удовлетворяют два значения
49-у, это 45 или 36. Если 49-у=36, то у=13, х=4
(не удовлетворяют условию задачи, в сумме уже больше 16), если 49-у=45,
то у=4, а х=5, z=7.
Ответ: 9 "А" - 5 человек, 9 "Б" - 4 человека, 9
"В" - 7 человек.
Задача № 16.
Девятнадцать непересекающихся
областей нарисованы на тетрадном листке в клетку. Площади этих областей
составляют соответственно 1, 2, 3, ...., 19 клеточек. Одну из этих областей
закрасили фиолетовым цветом, девять областей - желтым цветом и еще девять областей
- красным цветом. Известно, что общая площадь областей, закрашенных желтым
цветом, на 90 квадратиков больше, чем общая площадь областей, закрашенных
красным цветом. Найдите площадь области, закрашенной фиолетовым цветом.
Решение:
Площадь красных областей не
меньше, чем 1+2+...+9=45, а площадь желтых областей не больше, чем 11+12+...+19=135.
Если хотя бы одно из этих неравенств было бы строгим, то разница между
площадями была бы меньше 90, значит, площадь красных областей 45,
а площадь желтых - 135, это в свою очередь возможно, если девять
областей с самыми маленькими площадями - красные, а девять самых больших -
желтые, следовательно, площадь фиолетовой области равна 10 квадратных
единиц.
Решение: 10 квадратных
единиц.
Задача № 17.
На Новогодний вечер в городском дворце культуры, от
каждой школы были приглашены отличники. Всего было не более 40 человек от
каждой школы. В школе № 1053 дети были из разных классов, но некоторые из них
были знакомы между собой. Когда они собрались возле автобуса, чтобы отправиться
на вечер, то каждая девочка улыбнулась знакомому мальчику, а каждый мальчик
улыбнулся каждой незнакомой девочке. Всего улыбок было 117. Сколько мальчиков и
сколько девочек отправилось от школы № 1053 на Новогодний вечер?
Решение:
Допустим,
что не каждый мальчик улыбнулся незнакомой девочке, а каждая девочка улыбнулась
незнакомому мальчику. От этого общее количество улыбок не изменится, но тогда
каждая девочка улыбнулась каждому мальчику. Если принять за х количество
девочек, а за у количество мальчиков, то ху = 117. Необходимо найти такие целые
х и у, что х + у ≤ 40 и ху = 117. Такими числами являются 13 и 9.
Ответ: 13 и 9 человек
Задача № 18.
Каждое утро вся семья Саши
Иванова за завтраком выпивает по полной чашке кофе со сливками. Сам Саша
выпивает четверть всех сливок и шестую часть всего кофе. Сколько человек в
Сашиной семье пьют кофе со сливками за завтраком каждое утро?
Решение:
Пусть х - количество
выпитых чашек кофе со сливками, у- количество сливок в чашках, тогда х-у
- количество кофе в чашках. Так как Саша выпил одну целую чашку кофе со
сливками, которая состояла из четверти всех сливок и шестой части кофе, то
составим уравнение =1, из
которого следует, что у+2х=12, где у и х - только целые
числа, причем у - еще и четное число и у х (т.к.
количество молока не может быть больше, чем количество всего напитка в чашках).
Перебором находим решение последнего несложного уравнения, получаем три пары: х
= 6, у = 0; х = 5, у = 2; х = 4, у = 4.
Условию задачи удовлетворяет
вторая пара чисел.
Задача № 19.
Из
горячего крана ванна заполняется за 23 минуты, из холодного за 17 минут. Маша
открыла сначала горячий кран. Через сколько минут она должна открыть холодный
кран, чтобы к моменту наполнения ванны горячей воды налилось в 1,5 раза больше,
чем холодной?
Ответ: 7 минут.
Задача № 20.
У
девятиклассника Саши на столе стоят два графина, в одном из них 1 литр сока,
второй графин пустой. Саша последовательно проводит переливания из первого
графина во второй, из второго в первый и т.д., причем доля отливаемого сока
составляет последовательно: , , и т.д. от количества
сока в графине, из которого сок отливается. Сколько будет сока в графинах после
2007 переливаний?
Решение:
После первого, третьего, пятого переливаний
в обоих графинах будет по ½ л сока (это можно заметить, рассмотрев несколько
первых переливаний сока). Необходимо доказать, что так будет после любого
переливания с нечетным номером. Если после переливания с нечетным номером 2k-1
в графинах было по 0,5 л сока, то при следующем переливании из второго графина
берется 1/(2k + 1) часть, так что в первом графине оказывается – 1/2 + (1/
2(2k + 1)) = (k + 1)/(2k + 1) л сока. При следующем переливании, имеющем номер
2k+1, из него берется 1/(2k + 2) часть и остается (k + 1)/(2k + 1)-(k + 1)/((2k
+ 1)(2k + 1)) = 1/2 (л). Поэтому после седьмого, девятого и вообще любого
нечетного переливания в графинах будет по 0,5 л сока.
Ответ: 0,5 л сока.
Задача № 21
В магазине «Чайная церемония» продают два сорта
популярного черного чая – «Цейлонский» - по 10 рублей за фунт и «Индийский» -
по 6 рублей за фунт. Ч увеличить прибыль, хозяин магазина решил смешать два
сорта чая, а продавать смесь по-прежнему – по 10 рублей за фунт. В какой
пропорции следует ему смешать сорта чая, чтобы получить по 3 рубля за фунт сверх
положенной прибыли?
Решение:
Предположим, что доля цейлонского чая
в одном фунте равна х, тогда доля индийского чая равна (1 – х). Чтобы
при цене 10 рублей за фунт иметь прибыли на 3 рубля больше, чем раньше, нужно,
чтобы старая цена фунта равнялась 7 рублям. Получаем уравнение:
10∙х + 6∙(1 – х) = 7,
Откуда
находим: х = , 1
– х = .
Значит,
наше отношение есть: 1: 3.
Ответ: 1 : 3.
Задача № 22
Ученики Саша и Андрей играли в следующую игру. Саша
записал по кругу семь чисел, затем для каждых двух соседних чисел он посчитал
их сумму и записал между ними, а первоначальные числа стер. У Саши получилась
замкнутая цепочка чисел 1, -5, 5, 22, 9, -1, 3. О своих действиях с числами
он рассказал Андрею. Может ли Андрей найти исходные числа, записанные
Сашей?
Решение:
Пусть х – некоторое
число, которое было записано между числами 1 и -5. Зная одно из
чисел и сумму, можно определить и второе число, составим таблицу с несложными
вычислениями.
Порядковый номер числа
|
Число
|
1
|
х
|
2
|
-5-х
|
3
|
5-(-5-х)=10+х
|
4
|
22-(10+х)=12-х
|
5
|
9-(12-х)=х-3
|
6
|
-1-(х-3)=2-х
|
7
|
3-(2-х)=1+х
|
1
|
1-(1+х)=-х
|
Приравниваем
первую и последнюю строки таблицы, получаем уравнение х=-х, где х=0.
Находим искомые числа 0, −5, 10,
12, −3, 2, 1.
Ответ:
Андрей сможет найти числа. Это числа 0, −5,
10, 12, −3, 2, 1.
Задача
№ 23
Окружность радиуса R касается основания
АС равнобедренного треугольника АВС в его середине и пересекает сторону АВ
в точках P и Q , а сторону СВ в точках S и T. Окружности, описанные около треугольников SQB и PTB , пересекаются в
точках В и Х. Найдите расстояние от точки Х до основания треугольника АВС.
Решение:
Очевидно, что на чертеже
выполняется симметрия относительно прямой BH, которая делит угол ABC на два равных угла.
Заметим, что равны и углы QBX и QSX (как вписанные углы,
опирающиеся на одну и ту же дугу). Аналогично, равны и углы XQS и XBS, но угол QBX равен углу XBS в силу симметрии,
поэтому все четыре угла равны. Значит,
треугольник QSX равнобедренный с основанием QS. Следовательно,
точка X лежит на серединном перпендикуляре к хорде QS, кроме
того, она, очевидно что
равноудалена от
точек Q и T , поэтому X является центром исходной
окружности. Следовательно, расстояние от X до AC равно R.
Ответ: R.
Задача
№ 24.
В параллелограмме MNPK на сторонах MN и MK отмечены
точки X и Y соответственно,
причем так, что . Отрезок XY пересекает
диагональ MP в точке Z. Найдите
отношение .
Решение:
Отметим
точки А и В на диагонали MP так, чтобы .
Треугольники MNA и MXZ подобны, так же как и
треугольники MKB и MYZ .
; , складываем
равенства и получаем .
Так как стороны треугольников MNA и PKB попарно параллельны и
стороны MN=PK, то эти треугольники равны. Тогда MA=PB и MA+MB=PB+MB=MP.
Следовательно, , отсюда
находим, что , .
Ответ: .
Задача
№ 25.
Стороны
треугольника относятся как 4:13:15, радиус вписанного в треугольник круга равен
6. Определите площадь треугольника.
Решение:
Дано: , АВ : ВС : АС = 4 : 13
:15, r
= 6.
Найти: SABC
Решение: так как АВ : ВС : АС
= 4 : 13 :15, то АВ = 4х, ВС=13х, АС = 15х, где х - коэффициент
пропорциональности. Периметр треугольника
Р = 4х + 13х + 15х = 32х. Используя
формулу Герона, найдем площадь ∆ АВС: p=16x
– полупериметр,
(1)
С другой стороны, , где r
– радиус вписанной окружности.
(2)
Из (1) и (2)
Число 0 не подходит, значит,
коэффициент пропорциональности - число 4.
Ответ: 384.
Задача
№ 26.
Найдите площадь прямоугольного
треугольника, если радиус описанной около него окружности равен 5, а радиус
вписанной в него окружности равен 2.
Решение:
Используя свойства вписанной и описанной
окружности и теорему Пифагора, запишем систему. . Откуда . Площадь равна .
Ответ:
24.
Задача
№ 27.
Основания
трапеции равны 3 и 2. Диагонали его равны 4 и 3. Найдите площадь трапеции.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.