Инфоурок Математика Другие методич. материалыРешение квадратных уравнений различными способами

Решение квадратных уравнений различными способами

Скачать материал

 

 

 

 

 Решение

квадратных уравнений

различными способами

 

 

 

 

 

 

 

                                                                 Работа ученицы  8И класса,

Архипова Анастасия

Руководитель Правитель О.А.

 

 

 

 

 

 

 

2013г.

г. Красноярск

 

1. Из истории квадратных уравнений.

 

а) Квадратные  уравнения в Древнем Вавилоне

 

  Необходимость решать уравнения не только первой, но и второй степени ещё в древности была вызвана потребностью решать задачи, связанные нахождением площадей земельных  участков и с земляными работами  военного характера, а также с развитием астрономии и самой математики. Квадратные  уравнения умели решать около 2000 лет до н.э. вавилоняне. Применяя современную алгебраическую запись, можно сказать, что в их  клинописных текстах встречаются, кроме неполных, и такие, например, полные квадратные  уравнения:

                     х2 + х =  ,     х2 –  х = 14

Правило решения этих уравнений, изложенное в вавилонских текстах, совпадает по существу с современным, однако неизвестно, каким образом дошли вавилоняне до этого правила. Почти все найденные до сих пор клинописные тексты приводят только задачи с решениями, изложенными в виде рецептов, без указаний относительно того, каким образом они были найдены.

 

б) Квадратные  уравнения в Индии.

Задачи на квадратные уравнения встречаются уже в астрономическом тракте «Ариабхаттиам», составленном в 499 г. индийским математиком и астрономом Ариабахаттой. Другой индийский ученый, Брахмагупта (VII в.), изложил общее правило решения квадратных уравнений, приведенных к единой канонической форме:

 

                                        ах2 + bх = с,  а > 0

В уравнении  коэффициенты, кроме а, могут быть отрицательными. Правило Брахмагупта по существу совпадает с нашим.

в) Квадратные  уравнения в Европе XIII-XVII вв.

 

Формулы решения квадратных уравнений по образцу ал-Хорезми в Европе были впервые изложены в «Книге абака», написанной в 1202 г. Итальянским математиком Леонардо Фибоначчи. Этот объемный труд,  в котором отражено влияние математики как стран ислама, так и Древней Греции, отличается и полнотой, и ясностью изложения. Автор разработал самостоятельно некоторые новые алгебраические примеры решения задач и первый в Европе подошел к введению отрицательных чисел. Его книга способствовала распространению алгебраических знаний не только в Италии, но и в Германии, Франции и других странах Европы. Многие задачи из «Книги абака» переходили почти во все европейские учебники XVI-XVII вв. и частично XVIII.   

   Общее правило решения квадратных уравнений, приведенных к единому каноническому виду

                                                х2 + bх = с,

при всевозможных комбинациях знаков коэффициентов   b, с  было сформулировано в Европе лишь в 1544 г. М.Штифелем.

   Вывод формулы решения квадратного уравнения в общем виде имеется у Виета, однако Виет признавал только положительные корни. Итальянские математики Тарталья, Кардано, Бомбелли  среди первых в XVI в. Учитывают, помимо положительных, и отрицательные корни. Лишь в XVII в. благодаря трудам Жирара, Декарта, Ньютона и других ученых способ решения квадратных уравнений принимает современный вид.

 

                

 

 

 

 

 

 

 

1.    Решение квадратных уравнений используя свойства коэффициентов.

 

А. Пусть дано квадратное уравнение

                             ах2 + bх +  с = 0, а ≠ 0.

 

1.Если а + b + с = 0 (т.е. сумма коэффициентов уравнения равна нулю), то    х1 = 1, х= . 

 

 

Доказательство. Разделим обе части уравнения на а ≠ 0, получим приведенное квадратное уравнение

 

         х+  х +   = 0.

 

Согласно теореме Виета

 

                                   

 

По условию а + b + с = 0, откуда  b =  – а – с. Значит,  

 

                             

Получаем х1 = 1, х2  = , что и требовалось доказать.

2. Если а - b + с = 0, или b = а + с, то х1 = – 1, х= –  . 

Доказательство. По теореме Виета

 

                                  

 

По условию а – b + с = 0, откуда b = а + с. Таким образом,

 

                                  

                               

т.е. х1 = 1 и х=  , что и требовалось доказать.  

 

● Примеры

 

1. Решим уравнение 345х2   137х – 208 = 0.

 

Решение. Так как  а + b + с = 0 (345 – 137 – 208 = 0), то х1  = 1,  х2  =  = .

Ответ: 1; .

2. Решим уравнение 132х2 + 247х + 115 = 0

Решение. Т. к. а-b+с = 0 (132 – 247 +115=0), то

 

х1= - 1, х2= -  

   

Ответ: - 1; -

 

 

Б. Если второй коэффициент b = 2k – четное число, то формулу корней

 

х1,2  =

 

можно записать в виде

 

х1,2  =

 

● Пример

 

Решим уравнение 3х 14х + 16 = 0.

 

Решение. Имеем: а = 3,  b =   14,  c = 16,   k =   7;

 

D = k2ac = (– 7)2 – 3 · 16 = 49 – 48 = 1, D>0, два различных корня;

 

х =  

 

Ответ: 2; .

 

В.  Приведенное уравнение

 

x2  + px + q = 0

 

совпадает с уравнением общего вида, в котором  а = 1, p и c = q. Поэтому для приведенного квадратного уравнения формула корней

 

х1,2  =

принимает вид:

 

х1,2  =  или х1,2  =  -       (3).

Формулу (3) особенно удобно использовать, когда p – четное число.

● Примеры

1. Решим уравнение х 14х – 15 = 0.

Решение. Имеем: х1,2 = 7±= 7±= 7±8.

 

Ответ: х= 15,   х2 =  – 1 .

 

 2. Графическое решение квадратного уравнения.

 

   Если в уравнении

         x2  + px + q = 0

перенести второй и третий члены в правую часть, то получим

          x2  = – px  q .

   Построим графики зависимостей  у = х2  и  у =   – px  q .

График первой зависимости – парабола, проходящая через начало координат.

График второй зависимости – прямая.

   Возможны следующие случаи:  прямая и парабола могут пересекаться в двух точках, абсциссы точек пересечения являются корнями квадратного уравнения;

- прямая и парабола могут касаться (только одна общая точка),т.е. уравнение имеет одно решение;

- прямая и парабола не имеют общих точек, т.е. квадратное уравнение не имеет корней.  

 

 

 

 

                                                           у

                                                                              у=х2

 

 

                                                                                        у = - рх - q

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                           х1                    х2                                х                                                                                          

 

 

● Пример

1.Решим графически уравнение

   х 3х – 4 = 0. 

 

    Решение.  Запишем уравнение в виде

                х2  = 3х + 4

Построим параболу  у = х2  и прямую  у = 3х + 4.

Прямую  у = 3х + 4 можно построить по двум точкам М (0;4) и

N (3;13).

 Прямая и парабола пересекаются в двух точках А и B с абсциссами х1 = – 1  и

х2 = 4.

 

                                                           у

                                  у=х2                                                             у = - 3х + 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                   - 1                          4                           х

Ответ: х= – 1  ,   х2 =  4 .

 

 

3. Дидактический материал к работе.

 

Решите уравнения, используя свойства коэффициентов:

2 – 7х + 2 = 0

839х2 – 448х – 391 = 0

2 + 5х – 8 = 0

939х2 + 978х +39 = 0

11х2 + 25х – 36 = 0

313х2 + 326х + 13 = 0

11х2 + 27х +16 = 0

2006х2 – 2007х + 1 = 0

х2  + 2х – 3 = 0; 

х 3х + 2 = 0

7х + 5 = 0;

х+4х + 3 = 0

z2 – 7z + 6 = 0

z2 + 5z + 4 = 0

z2 – 2z + 3 = 0. 

 

Решите уравнения, используя свойства коэффициентов:

2 – 7х + 2 = 0

839х2 – 448х – 391 = 0

2 + 5х – 8 = 0

939х2 + 978х +39 = 0

11х2 + 25х – 36 = 0

313х2 + 326х + 13 = 0

11х2 + 27х +16 = 0

2006х2 – 2007х + 1 = 0

х2  + 2х – 3 = 0; 

х 3х + 2 = 0

7х + 5 = 0;

х+4х + 3 = 0

z2 – 7z + 6 = 0

z2 + 5z + 4 = 0

z2 – 2z + 3 = 0. 

 

Литература:

 

1)    Математика. Алгебра. Функции. Анализ данных. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Г. В. Дорофеев и др. – М.: Дрофа, 2004

2)    Гусев В. А., Мордкович А. Г. Математика: Справочные материалы: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1988

3)    Глейзер Г. И. История математики в школе. – М.: просвещение, 1982

4)    Брадис В. М. Четырехзначные математические таблицы для среденй школы. – м., просвещение, 1990

5)    Окунев А. К. Квадратичные функции, уравнения и неравенства. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1972

6)    Пресман А.А. Решение квадратного уравнения с помощью циркуля и линейки. М., Квант, №4/72. С.34.

7)    Дидактические материалы по алгебре.

8)      М., Математика (приложение к газете «Первое сентября»), №№ 21/96, 10/97, 24/97, 40/2000.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Решение квадратных уравнений различными способами"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Карьерный консультант

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В своей работе ученица Архипова Анастасия приводит различные способы решения квадратных уравнений и предлагает решить созданный ею тренажер.

Необходимость решать уравнения не только первой, но и второй степени ещё в древности была вызвана потребностью решать задачи, связанные нахождением площадей земельных  участков и с земляными работами  военного характера, а также с развитием астрономии и самой математики. Квадратные  уравнения умели решать около 2000 лет до н.э. вавилоняне. Применяя современную алгебраическую запись, можно сказать, что в их  клинописных текстах встречаются, кроме неполных, и полные квадратные  уравнения.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 677 920 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 415
    • DOCX 66.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Правитель Оксана Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 10 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 4759
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 179 человек из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 072 человека

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель математики

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1301 человек из 85 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 830 человек

Курс повышения квалификации

Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 429 человек из 72 регионов
  • Этот курс уже прошли 5 567 человек

Мини-курс

Развитие коммуникативных и здоровьесберегающих навыков

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология личности

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 23 регионов

Мини-курс

Современные инструменты инвестирования и управления затратами

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе