Главная / Математика / «Решение прикладных задач реальных банковских ситуаций, как основа реализации индивидуального образовательного маршрута экономического направления»

«Решение прикладных задач реальных банковских ситуаций, как основа реализации индивидуального образовательного маршрута экономического направления»



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лямбирская средняя общеобразовательная школа №2»

Лямбирского муниципального района

Республики Мордовия












Педагогический образовательный проект



«Решение прикладных задач реальных банковских ситуаций,

как основа реализации индивидуального образовательного маршрута

экономического направления»






Автор проекта: Боброва Жанна Альбертовна,

учитель математики МОУ «Лямбирская СОШ №2»




















2015г.

Содержание


1. Паспорт проекта 3


2. Обоснование необходимости проекта 5


3. SWOT- анализ проекта 6


4. Цели и задачи проекта 7


5. Целевая аудитория. Ресурсы. Партнеры. 8


6. Содержание педагогического проекта 9


7. Этапы реализации проекта 10


8. Рабочий план поэтапной реализации проекта 11


9. Механизм реализации проекта 15


10 Оценка эффективности проекта 16


11. Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные


результаты реализации проекта 17


12. Дальнейшее развитие проекта 17


13 Промежуточные результаты 17


14. Литература 19


Приложения











1. Паспорт проекта


Наименование проекта

Решение прикладных задач реальных банковских ситуаций,

как основа реализации индивидуального образовательного маршрута экономического направления.

Основные разработчики проекта

Боброва Жанна Альбертовна , учитель математики МОУ «Лямбирская СОШ №2»

Сроки реализации

С августа по июнь.

Типология проекта

Практико – ориентированный, краткосрочный.

Обеспечение проекта

Кабинет информатики, ПК с доступом к сети Интернет, интерактивная доска с проектором, ЭОР.

Цель и задачи проекта

Цель проекта:

Создание условий для развития ключевых компетентностей на основе моделирования и решения прикладных экономических задач, необходимых для дальнейшей успешной социализации выпускников и адаптации их к реальной жизни.

Задачи:

  • Изучение необходимой учебно-методической литературы по теме проекта.

  • Выявление уровня сформированности мотивационной, функциональной и математической компетентности у обучающихся .

  • Разработка и апробирование элективного курса.

  • Максимальное раскрытие перед учащимися спектра приложений математических знаний в процессе практических исследований в банковской сфере.

  • Стимулирование у детей интереса к получению знаний,

для решения прикладных экономических задач.

  • Подготовка к сдачи ЕГЭ по математике на профильном уровне.

  • Интеграция знаний учащихся по математике и экономике.

  • Развитие личностных качеств обучающихся, необходимых им для успешной реализации индивидуального образовательного маршрута.

  • Анализ эффективности предложенных средств в реальной практике.

Сроки и этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный (август – сентябрь)

Задача: Разработать содержание, формы и методы деятельности по созданию и реализации проекта.

2 этап – практический (сентябрь – май)

Задача: Реализации проекта.

3 этап – заключительный (май – июнь)

Задача: Систематизировать и обобщить полученные результаты.

Исполнители проекта и участники проекта

Боброва Жанна Альбертовна, учитель математики МОУ «Лямбирская СОШ №2».

Учащиеся 10-11 классов выбравшие индивидуальный образовательный маршрут экономического направления.

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

1. Внедрение в образовательный процесс элективного курса «Процентные вычисления».

2. Сформированность ключевых компетентностей обучающихся.

3.Умение применять в реальных банковских ситуациях полученные знания при решении прикладных задач .

4. Успешное решение выпускниками задачи №19 ЕГЭ.

5. Успешная социализация выпускников.

6. Приобретение собственного инновационного педагогического опыта.

7. Распространение педагогического опыта.


Целевые группы проекта

Обучающиеся 10-11 классов.


Оценка рисков

Со стороны организации образовательного процесса рисков для обучающихся нет.












2. Обоснование необходимости проекта


Актуальность проекта и анализ проблемы

Ключевые компетентности – это система универсальных знаний, умений и навыков; опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности. Математика, как учебная дисциплина, располагает определёнными средствами и возможностями в формировании ключевых компетентностей: социальной ( связанной с окружением), мотивационной (связанной с внутренней мотивацией) , функциональной ( связанной с умением оперировать научными знаниями и фактическим материалом в жизни). Современная экономическая наука характеризуется широким спектром математики, как общекультурной ценностью человечества, являющейся инструментом познания окружающего мира и самого себя.

Ориентация на социально-экономические профессии требует экономического мышления, в немалой степени, основанного на специальных математических методах. Доход, прибыль, налог, рентабельность – это все цифры, и без хорошей математики здесь не обойтись: чем правильнее расчет, тем прибыльнее результат. Поэтому математика выступает в качестве предмета, с помощью которого предприниматель может выбрать оптимальный вариант действий из всех возможных.

Каждый год выпускники нашей школы поступают в ВУЗы , где своей специальностью выбирают экономику, и как правило, у них возникают проблемы практического характера, когда необходимо применить математические знания к решению экономических задач. Кроме того в задания ЕГЭ профильного уровня в этом году была включена прикладная задача реальной банковской ситуации (№19), которую выпускники не смогут решить без специальной подготовки.

Банковские проценты вызывают затруднения и очень многие окончившие школу не имеют о них представления.

Одной из важнейших тем для таких учащихся, является тема «Проценты».Эта тема на этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей ещё не могут получить полноценные. представления о процентах, изучается неполно. На последующих этапах обучения повторного обращения к этой теме не предусматривается. Во многих школьных учебниках можно встретить задачи на проценты, однако в них отсутствует компактное и четкое изложение теории вопроса.

Актуальность проекта обусловлена, прежде всего, необходимостью углубления знаний по теме "Проценты" , умений и навыков их самостоятельного применения на практике выпускниками, выбравшими экономическое направление. Данный проект дает возможность учащимся экономического направления научиться вычислять банковские проценты, анализировать полученные результаты, исследовать доходность вкладов, моделировать различные ситуации банковской сферы, что поможет им в успешной сдачи профильного ЕГЭ и социализации в будущем.


Новизна проекта

Для реализации индивидуального образовательного маршрута экономического направления данный проект предусматривает разработку и апробацию элективного курса, где будет максимально раскрыт спектр приложений математических знаний в процессе практических исследований в банковской сфере, а так же интегрирование знаний учащихся по математике и экономике.

Ведущая методическая линия. Развитие ключевых компетентностей осуществляется через элективный курс "Процентные вычисления", организацию разнообразной деятельности обучающихся, анализ банковских ситуаций, максимальное количество прикладных задач, моделирование различных задачных ситуаций, исследование реальных банковских ситуаций, экспериментальное подтверждение реальной банковской ситуации.

Организация деятельности обучающихся, осуществляется в групповой и индивидуальной форме.


Готовность введения проекта определяется:

- высоким уровнем профессионализма педагогов;

- изменившимися требованиями к современному общему образованию;

- введением новых стандартов образования.



3. SWOT – анализ проекта


Сильные стороны

Слабые стороны

Нормативно – правовая база

Для реализации проекта в рамках школы разработана и апробируется программа элективного курса "Процентные вычисления" для учащихся 10-11 классов, рассмотренная и утверждённая на заседании кафедры учителей математики, физики и информатики при опорном методическом центре МОУ «Лямбирская СОШ №2», измененный вариант с учетом введения №19 в задания ЕГЭ профильного уровня.

Для распространения проекта требуется его утверждение органами управления образованием на муниципальном уровне.

Кадры

Реализации заявленного проекта способствует высшее образование автора (МГУ им.Н.П.Огарёва, специальность «Математика», квалификация «учитель математики») стаж педагогической работы – 22 года, высшая квалификационная категория.

Дефицит времени для разработки методического обеспечения проекта.

Материально – техническая база

Финансовое обеспечение не предполагается. Ресурсное обеспечение проекта является достаточным: кабинет информатики, ПК с выходом в Интернет, интерактивная доска с проектором.

Нет разработанных дидактических материалов по теме проекта, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации.

Возможности

Оценка Рисков

Обучающиеся получают возможность существенно повысить качество знаний необходимых для успешной сдачи ЕГЭ и дальнейшей социализации.

Со стороны организации образовательного процесса рисков для обучающихся нет.




4.Цели и задач проекта


Современный мир диктует новые требования к образованию , выпускник должен не только получить знания, но и уметь применять их на практике, кроме обязательного материала, он должен получить те знания, которые будут мотивировать его при выборе будущей профессии, которые помогут ему продолжить обучение в ВУЗах или колледжах, которые дадут возможность успешной социализации.

Именно поэтому цель проекта:

Создание условий для развития ключевых компетентностей на основе моделирования и решения прикладных экономических задач, необходимых для дальнейшей успешной социализации выпускников и адаптации их к реальной жизни.


Задачи проекта:


  • Изучение необходимой учебно-методической литературы по теме проекта.

  • Выявление уровня сформированности мотивационной , функциональной и математической компетентности у обучающихся .

  • Разработка и апробирование элективного курса.

  • Максимальное раскрытие перед учащимися спектра приложений математических знаний в процессе практических исследований в банковской сфере.

  • Стимулирование у детей интереса к получению знаний,

для решения прикладных экономических задач.

  • Подготовка к сдачи ЕГЭ по математики на профильном уровне.

  • Интеграция знаний учащихся по математике и экономике.

  • Развитие личностных качеств обучающихся, необходимых им для успешной реализации индивидуального образовательного маршрута.

  • Анализ эффективности предложенных средств в реальной практике.




5. Целевая аудитория. Ресурсы. Партнёры


Целевая аудитория:

  1. учащиеся 10-11 классов, выбравших индивидуальный образовательный маршрут экономического направления.

  2. педагоги школ района, желающие применить в своей практике материалы данного проекта.

Финансовое обеспечение не предполагается.

Ресурсное обеспечение проекта является достаточным:

- в кабинете информатики имеется достаточное количество компьютеров с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, интерактивная доска;

- служба психолого-педагогического сопровождения со всем необходимым программным обеспечением для проведения диагностических тестовых процедур.

Уровень собственной квалификации способствует реализации заявленного проекта:

высшее образование, полученное в МГУ им.Н.П.Огарёва по специальности «Математика», квалификация «учитель математики»;

стаж педагогической работы – 22 года, высшая квалификационная категория;

ежегодная курсовая подготовка по различным темам на базе МРИО г.Саранска;

самообразование.

Партнёры

Партнёрами педагогического проекта могут быть педагогические работники МОУ «Лямбирская СОШ №2», педагог-психолог, классные руководители ученических коллективов.






6.Содержание педагогического проекта


Данный педагогический образовательный проект был составлен, опираясь на работы Дорофеева Г.В. По его мнению, умение решать прикладные задачи финансовой сферы должны составлять часть общеобразовательного курса математики для старших классов. Он предлагает организовывать изучение данных тем как в общеобразовательных классах, так и в классах экономического профиля, а также в качестве самостоятельной работы.

Вопросы социализации обучающихся, получение знаний, достаточных для реализации индивидуального маршрута, занимают важное место в учебно-методической работе каждого педагога – математика. Уровень развития мотивационной , функциональной и предметной компетентности обучающихся определяет их готовность продолжать изучение математики более углубленно, что бы использовать математические знания в других предметных областях в частности в экономике. Поэтому, необходимо создать условия эффективного развития ключевых компетентностей у обучающихся 10-11 классов выбравших индивидуальный маршрут экономического направления. Тогда встаёт вопрос: что должен делать учитель для создания таких условий?

Результаты работы над проблемой позволяют утверждать, что к механизмам достижения цели можно отнести внедрение в практику обучения математике в 10-11 классах элективных курсов связанных с решением экономических задач.

За основу элективного курса взяты разработки и учебно-методические пособия Г.В. Дорофеева.

Подбор заданий осуществляется с учётом требований к уровню подготовки обучающихся выбравших экономическое направление, предъявляемых новыми образовательными стандартами. Последовательность изучаемых тем элективного курса обусловливается логикой предмета, важностью тем, установкой на разнообразие и изменение видов деятельности. Предметом изучения здесь являются проценты, сложные проценты, процентный рост, прогрессии и.т.д. Значительное место уделяется практической направленности материала, его приложений, мотивации процесса познания.

Для воплощения целей и задач проекта целесообразно применять технологии, включающие школьников в активную учебно-познавательную деятельность, обеспечивающие личностное развитие каждого обучающегося в процессе самостоятельного построения ими новых знаний.

Используемые технологии:

  • Использование исследовательского метода в обучении, направленного на развитие мыслительных способностей.

  • Проблемное обучение, предусматривающее мотивацию к исследованию путем постановки проблемы, обсуждение различных вариантов решения проблемы.

  • Дифференцированное обучение, групповые и индивидуальные формы

  • Информационно-коммуникационные технологии.






7.Этапы реализации проекта:


Этапы

Мероприятия

Методы

исследования

Подготовительный

(август – сентябрь)

Задача:

Разработать содержание, формы и методы деятельности по созданию и реализации проекта.

1. Изучение необходимой учебно-методической литературы по теме проекта.

2. Выявление уровня сформированности мотивационной, функциональной компетентности у обучающихся.

3. Разработка элективного курса.


Диагностика, анкетирование обучающихся.

Практический

(сентябрь – май)

Задача:

Апробировать механизм реализации проекта.


1. Апробация элективного курса

"Процентные вычисления"

2. Максимальное раскрытие перед учащимися спектра приложений математических знаний в процессе практических исследований в банковской сфере.

3. Стимулирование у детей интереса к получению знаний, для решения прикладных экономических задач.

4. Подготовка к сдачи ЕГЭ по математики на профильном уровне.

5. Интеграция знаний учащихся по математике и экономике.

6.Развитие личностных качеств обучающихся, необходимых им для успешной реализации индивидуального образовательного маршрута.

7. Участие обучающихся в олимпиадах и конкурсах по математике различного уровня.

Наблюдения,

диагностика,

анализ творческих и проектных работ,

обмен опытом.

Оценка осуществляется учителями, самим учеником, другими учениками. 

Заключительный

(май – июнь)

Задача:

Систематизация и обобщение полученных материалов работы по проекту.


1. Сравнительный анализ итогов диагностики на всех этапах проекта.

2. Выявление противоречий и пробелов, определение путей их устранения.

3. Внесение необходимых уточнений и дополнений в программу обучения.

4. Разработка методических рекомендаций по определению условий эффективного развития ключевых компетентностей

5. Обобщение результатов работы.

6. Представление опыта, полученного в ходе реализации проекта, педагогическому сообществу.

Результаты ЕГЭ, результаты поступления в ВУЗы, диагностики по определению уровня социализации выпускников.




Для достижения поставленной цели составлен следующий рабочий план поэтапной реализации проекта:





8.Рабочий план поэтапной реализации проекта:


Наименование

мероприятия

Место проведения

мероприятия

Дата проведения

Ответственный

за проведение.





1.





2.





3.





4.











5.








6.






7.





8.










9.





10.








11.




12.





13.







14.






15.





16.






17.







18.






19.





20.





21.

Подготовительный этап


Изучение научно- методической литературы


Обсуждение темы и проблемы на МО учителей опорной школы.


Изучение передового опыта других общеобразовательных учреждений



Диагностика учащихся на сформированность мотивационной, социальной, функциональной компетентности и выявление возможностей реализации проекта


Проведение совещания по итогам диагностики



Основной этап.


Апробация элективного курса "Процентные вычисления"



Посещение КС банка и Сбербанка для получения информации о видах вкладов и кредитов.


Открытие вкладов сроком на полгода на минимальные суммы из средств автора проекта, для определения выгодности того или иного вида вклада.



Подсчет банковских процентов разных видов вкладов.



Решение прикладных задач и задач типа №19 профильного ЕГЭ, изучение теоретического материала.



Моделирование банковских ситуация.



Сбор информации по видам и условиям кредитования.


Подведение промежуточных итогов на МО учителей при опорной школе



Моделирование ситуаций кредитований и определение наиболее выгодного вида.



Закрытие счетов и сверка подсчетов с реальными результатами.


Участие в конкурсах , олимпиадах, разного уровня



Написание исследовательских работ по теме элективного курса.


Заключительный этап

Диагностика сформированности ключевых компетентностей.



Защита исследовательских работ.



Сдача ЕГЭ ( если электив велся в 11 классе)




Подведение итогов на МО при опорной школе






Библиотеки района и РМ, МОУ "Лямбирская СОШ №2".


МОУ "Лямбирская СОШ №2"











МОУ "Лямбирская СОШ №2"










МОУ "Лямбирская СОШ №2"






МОУ "Лямбирская СОШ №2"





С. Лямбирь, КС банк, Сбербанк





С. Лямбирь, КС банк, Сбербанк









МОУ "Лямбирская СОШ №2"





МОУ "Лямбирская СОШ №2".







МОУ "Лямбирская СОШ №2"



С. Лямбирь, КС банк, Сбербанк



МОУ "Лямбирская СОШ №2"






МОУ "Лямбирская СОШ №2"





Банки с. Лямбирь, МОУ "Лямбирская СОШ №2"








МОУ " Лямбирская СОШ"







МОУ "Лямбирская СОШ №2"





МОУ "Лямбирская СОШ №2"



Пункты сдачи






МОУ "Лямбирская СОШ №2"



Август





Сентябрь







Весь период





Сентябрь











Сентябрь







Сентябрь- май






Октябрь






Сентябрь










Ноябрь






Весь период








Весь период




Январь




январь






Январь- февраль






Март- апрель





Весь период





Март- май








Май






Май




Июнь






июнь



Автор проекта





Автор проекта, руководитель кафедры при опорной школе.




Автор проекта





Психологическая служба школы









Автор проекта, учителя математики.






Автор проекта






Автор проекта






Автор проекта










Автор проекта, обучающиеся.





Автор проекта, обучающиеся.







Автор проекта, обучающиеся.



Автор проекта, обучающиеся


Автор проекта, руковолитель кафедры





Автор проекта, обучающиеся.





Автор проекта, обучающиеся





Автор проекта, обучающиеся




Обучающиеся








Психологическая служба школы





Автор проекта, обучающиеся









Автор проекта, руководитель кафедры.

9. Механизм реализации проекта

hello_html_4d0972b9.gif

10. Оценка эффективности проекта.

Учитель математики создаёт необходимые условия для реализации проекта; контролирует выполнение плана реализации мероприятий проекта, при необходимости корректирует проект; систематизирует результаты и оформляет проект; обеспечивает внедрение проекта в образовательный процесс.

Данный проект востребован, выпускники нашей школы, практически 50 % класса, выбирают индивидуальный образовательный маршрут экономического направления, поэтому данный проект необходим как основа реализации данного маршрута.

Данный проект эффективен, 55 % выпускников 2014 после прохождения элективного курса " Процентные вычисления", выбрали экономические факультеты ВУЗов и успешно обучаются на экономических специальностях .

В основу методов оценивания эффективности проекта положены способы сбора данных.

Так уровни развития мотивационной и социальной компетентности оцениваются с помощью методик психологической службы школы, и анкетирования обучающихся, результатом функциональной и предметной компетентности будут выступать исследовательские работы выпускников, успешная сдача ЕГЭ. Параметры оценки сформированности предметной компетентности – это наличие умений: уметь вычислять банковские проценты, анализировать полученные результаты, исследовать доходность вкладов, моделировать различные ситуации банковской сферы,

Используемые технологии:

  • Технология деятельного метода, помогающая выявить познавательные интересы школьников.

  • Использование исследовательского метода в обучении, направленного на развитие мыслительных способностей.

  • Проблемное обучение, предусматривающее мотивацию к исследованию путем постановки проблемы, обсуждение различных вариантов решения проблемы.

  • Дифференцированное обучение, групповые и индивидуальные формы.

  • Информационно-коммуникационные технологии.

Позиция педагога при проведении данного элективного курса меняется в зависимости от этапов освоения программы. Он выступает информатором только в тех случаях, когда является единственным обладателем информации. Большую часть учебного времени проводящий занятия учитель выполняет функции советника, консультанта, поддерживающего интеллектуальную активность учащихся, и наблюдателя за процессом практической работы учеников.





11. Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта


1. Разработка, апробация и внедрение в образовательный процесс элективного курса "Процентные вычисления" для учащихся выбравших индивидуальный маршрут экономического направления.

2. Совершенствование навыков самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности, развитие ключевых компетентностей обучающихся.

3. Снятие трудностей в решении задачи №19 ЕГЭ профильного уровня.

4 Легкость в усвоение тем связанных с банковскими расчетами в ВУЗе.

5. Успешная социализация выпускника.

7. Повышение педагогического мастерства учителя, приобретение собственного инновационного педагогического опыта.

8. Распространение педагогического опыта.

9. Предоставление образовательных услуг на более высоком уровне.



12.Дальнейшее развитие проекта


Данный педагогический проект перспективный, так как соответствует современным требованиям образования дает возможность личностного развития обучающихся, способствует успешной социализации выпускников выбравших экономическое направление, повышает мотивационную и функциональную компетентность . Материалы проекта могут быть использованы учителями математики в учебном процессе.

Созданный механизм реализации проекта может стать основой для дальнейшей работы в следующих направлениях:

  • системное использование элективного курса " Процентные вычисления" учащихся 10-11 классов в образовательном процессе;

  • усовершенствование программы курсы в связи с современными требованиями к подготовки выпускников.

  • распространение педагогического опыта .


13. Промежуточные результаты


Разработана и реализована программа элективного курса "Процентные вычисления". (Приложение 1)

В результате реализации данного курса среди выпускников 2014 года, экономическое направление выбрали 55% класса. ( Приложение 2), которые в данный момент адаптировались в новой обстановке и успешно применяют полученные знания на занятиях в ВУЗе

Достигнутые результаты педагогического проекта дают основание считать намеченные пути верными и заслуживающими внимания.

В этом году предлагается усовершенствованный элективный курс "Процентные вычисления" , изменения связаны с включением задачи №19 ЕГЭ профильного уровня.












































14. Литература


  1. Дорофеев Г.В., Седова Е.А., Процентные вычисления.-М.: Дрофа, 2003г.


2.Гурова В.П.. Формирование мотивационной компетентности у старшеклассников в учебно-воспитательном процессе : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 Калининград, 2004 167 c. : 61 05-13/1252


3.Калинина Н.Р., Развитие социальной компетентности в образовательной среде.-Ульяновск : УИПК ПРО, 2004.-208с


4. Мантуров О.В., Солнцев Ю.К., Математика в понятиях, определениях и терминах.-М.: Просвещение, 1982г.


5. Шуба М.Ю., занимательные задания в обучении математики.- М.: Просвещение, 1995г.





































«Решение прикладных задач реальных банковских ситуаций, как основа реализации индивидуального образовательного маршрута экономического направления»
  • Математика
Описание:

Ключевые компетентности – это система универсальных знаний, умений и навыков; опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности. Математика, как учебная дисциплина, располагает определёнными средствами и возможностями в формировании ключевых компетентностей: социальной ( связанной с окружением), мотивационной (связанной с внутренней мотивацией) , функциональной ( связанной с умением оперировать научными знаниями и фактическим материалом в жизни). Современная экономическая наука характеризуется широким спектром математики, как общекультурной ценностью человечества, являющейся инструментом познания окружающего мира и самого себя.

Ориентация на социально-экономические профессии требует экономического мышления, в немалой степени, основанного на специальных математических методах. Доход, прибыль, налог, рентабельность – это все цифры, и без хорошей математики здесь не обойтись: чем правильнее расчет, тем прибыльнее результат. Поэтому математика выступает в качестве предмета, с помощью которого предприниматель может выбрать оптимальный вариант действий из всех возможных.

Автор Боброва Жанна Альбертовна
Дата добавления 21.04.2016
Раздел Математика
Подраздел Другое
Просмотров 193
Номер материала MA-066553
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓