Главная / Директору-завучу / Репортаж с места событий, или Инновационный методический проект ГБОУ СОШ №2017 «День единой интегрированной темы предметного обучения школьников: Великая Отечественная война»…

Репортаж с места событий, или Инновационный методический проект ГБОУ СОШ №2017 «День единой интегрированной темы предметного обучения школьников: Великая Отечественная война»…

Репортаж с места событий, или Инновационный методический проект ГБОУ СОШ №2017

«День единой интегрированной темы предметного обучения школьников: Великая Отечественная война»…

В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя.

К.Д. Ушинский

Современная стадия научного мышления все более характеризуется стремлением рассматривать не отдельные, изолированные явления жизни, а обширные единства.

Ю.М. Лотман

С тех пор, как появился на Земле человек, были, есть и будут Ученик, Учитель, Школа. Наша школа №2017 молодая (в 2015 году юбилей – 10 лет!) и красивая, располагается в живописном природном уголке Южного округа Москвы – вблизи Борисовских прудов. Истинно заповедные, царственные места! Здесь и впрямь, вдыхая свежий воздух, хочется жить и работать в полную силу.

Как сказал один великий человек, для тех, кто чувствует, жизнь – это трагедия. Для тех, кто думает, - комедия. В условиях новой образовательной политики государства, всевозможных инноваций мы стараемся сегодня быть думающими людьми.

Думать? Это значит задавать себе вопросы: к созданию какой школы в ближайшие годы устремлены наши усилия? В какой школе мы хотим учиться, работать, воспитывать и обучать своих детей и внуков?

Думать – это значит понять, кем мы были вчера, кто мы есть сегодня и кем мы станем завтра. По-нашему, думать – это значит разрабатывать и внедрять в жизнедеятельность своей школы что-то новое, необычное, интересное, эффективное и полезное.

Общая позиция нашей управленческой команды: в условиях глобальной информатизации и компьютеризации традиционное и будничное не в состоянии обеспечить качественное образование обучающихся; снижение устойчивого интереса к учебному предмету – основная проблема, которую необходимо решить школьному образованию. Выход – интересные, увлекательные и развивающие методики, обилие и разнообразие эффективных методических заготовок каждого учителя – предметника, интегрированный подход к учебно-воспитательной деятельности.

Практическим воплощением нашей позиции в текущем учебном году явилась разработка и реализация инновационного методического проекта «День единой интегрированной темы предметного обучения школьников: Великая Отечественная война».

А вначале – инициатива, размышления, долгий поиск совместных решений через совещания управленческой команды, работу школьных методических объединений, педагогических советов, семинары и тренинги, формальные и неформальные встречи с родителями… Так родилась ценная и полезная для нас методическая разработка «День единой интегрированной темы предметного обучения в ГБОУ СОШ №2017. Методические рекомендации для руководителей школ, заместителей директоров по УВР, учителей-предметников, методистов, тьюторов».

Отметим, что данная методическая разработка является составляющей инновационного управленческого проекта «Формирование инновационной образовательной среды как фундамент становления Школы личностного роста и основа повышения качества образования средствами интегративного подхода к учебно-воспитательной деятельности», удостоенного диплома победителя всероссийского конкурса с присвоением ГБОУ СОШ №2017 ЮАО г. Москвы общественно-профессионального статуса «Школа - лаборатория инноваций» (2013)…

Подойдем к описанию нашего, как говорят, инновационного ноу-хау с точки зрения «методической кухни», официально и эссеистически осмысленно.

Что же является визитной карточкой инновационного проекта?

Цель - практическая разработка модели проведения в школе «Дня единой интегрированной темы предметного обучения школьников».

Задачи: 1. Повышение качества образования через совершенствование эффективности работы внутришкольной методической службы и создание модели профессиональной среды школы с высоким уровнем требовательности к личностно-профессиональным качествам учителя. 2. Оказание практической помощи в разработке и проведении интегрированных занятий по одной теме: «Великая Отечественная война». На конкретном уроке показать реализацию интегрированных связей, интерактивных и информационных технологий, методов и приемов педагогической деятельности, связанной с обучением учащихся на примере одной интегрированной темы. 3. Разработка методических рекомендаций по проведению «Дня единой интегрированной темы предметного обучения: Великая Отечественная война».

Актуальность методического проектирования обусловлена задачами модернизации образования, условиями реализации НОИ «Наша новая школа» и ФГОС второго поколения, управленческой позицией руководителей ОУ, желанием и готовностью педагогов совершенствовать свое методическое мастерство с целью повышения качества образовательной деятельности.

Новизна, практическая значимость. Проведение интегрированных уроков по одной предметно-сюжетной теме «Великая Отечественная война» с использованием интерактивных и информационных технологий, представления и защиты индивидуальных и групповых творческих работ, ролевых игр и видеороликов позволяет развивать большой интерес к конкретной учебной дисциплине и способствует развитию творческих возможностей школьников. Активная творческая деятельность учащихся до урока, на уроке и после урочной деятельности повышает их ответственность за результат своего труда, укрепляя знания, умения и навыки.

Ожидаемые результаты руководителя: 1) разработка методических рекомендаций «День единой интегрированной темы предметного обучения школьников: Великая Отечественная война» для руководителей, педагогических работников, методистов ОУ города Москвы»; 2) видеоролик «День единой интегрированной темы предметного обучения школьников: Великая Отечественная война»; 3) обобщенный мониторинг – база данных.

Ожидаемые результаты учителей - предметников: 1) разработка сценария интегрированного занятия – урока; 2) методическая папка с информационными, дидактическими, методическими материалами; 3) разработка авторской формы мониторинга и описание его результата; 4) буклет интегрированного урока.

Ожидаемые конечные результаты учащихся: предметные, метапредметные, личностные. 1. Формирование УУД. 2. Развитие интеллектуальных способностей, познавательного интереса, расширение кругозора детей. 3. Раскрытие творческого потенциала и исследовательской активности детей. 4. Развитие навыков самоорганизации и коммуникативных умений. 5. Познание возможностей своего развития на основе имеющихся знаний, умений и навыков. 6. Духовно-нравственное развитие средствами патриотического воспитания школьников и др.

Продукты результатов реализации методического проекта.

1. Буклет интегрированного урока (учитель-предметник).

2. Мультимедийная презентация (учитель, ученик-родители).

3. Тематический доклад – выступление (ученик).

4. Тексты детского речевого творчества (авторские рассказы, стихи о Великой Отечественной войне).

5. Информационные выставки – проспекты «Как в моей семье хранят память о Великой Отечественной войне» (ученик-родители).

6. Фоторепортаж, фотовыставка «Боевые награды моих родственников – участников Великой Отечественной войны» (ученик-родители).

7. Статья – заметка в школьную газету (ученик).

8. Летопись моей родословной (ученик-родители).

9. Семейная Книга Памяти предков – участников Великой Отечественной войны (ученик-родители).

10. Кулинарная домашняя книга «Рецепты приготовления пищи в годы Великой Отечественной войны» (учитель-ученик-родители) и др.

Первые шаги в новом деле всегда требуют особых хлопот и участливого, грамотного сопровождения со стороны организаторов и идейных вдохновителей - разработчиков. Важно в участниках «зажечь искорку», дать хоть какой-то намек на успешный старт. Поэтому в методических рекомендациях для учителей – предметников руководителем проекта были сформулированы и предложены следующие варианты тем интегрированных занятий.

1. Урок русского языка: «Письмо с фронта» (урок развития речи – сочинение-воображение), «Письмо ветерану Великой Отечественной войны» (урок развития речи), «Плакаты и лозунги как защита от фашистской Германии», «Русский язык как объединяющая людей сила в годы Великой Отечественной войны».

2. Урок математики: «Великая Отечественная война в цифрах и фактах», «Математика на страже защиты Отечества в годы Великой Отечественной войны», «Как математика жизнь солдату спасла», «Великая Отечественная война – в математических задачах», «Придумывание задач на тему Великой Отечественной войны».

3. Урок химии: «О пользе химической науки в годы Великой Отечественной войны», «Использование химических веществ в период Великой Отечественной войны», «Химия как источник защиты в годы Великой Отечественной войны».

4. Урок биологии: «Роль биологической науки в Великой Отечественной войне», «Как биология в годы Великой Отечественной войны смерть победила».

5. Урок физики: «О роли ученых-физиков в годы Великой Отечественной войны», «Физика на страже защиты Отечества в годы Великой Отечественной войны», «Вклад физики как науки в исход Великой Отечественной войны», «Техника Великой Отечественной войны».

6. Урок литературы: «Образ русского солдата в поэзии Великой Отечественной войны», «Писатели-фронтовики о Великой Отечественной войне», «Образ матери-защитницы в произведениях о Великой Отечественной войне».

7. Урок истории: «Войну выиграли мы!», «Москва и москвичи в первый год Великой Отечественной войны», «Великая Отечественная война в истории моей родословной (моей семьи)», «Итоги и уроки Великой Отечественной войны».

8. Урок географии: «География Великой Отечественной войны», «География крупнейших сражений времен Великой Отечественной войны», «Экономико-географические причины начала Великой Отечественной войны», «Вклад ученых Академии наук СССР в победу в Великой Отечественной войне».

9. Урок ИЗО: «Фронтовой рисунок Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Винтовка и карандаш», «Зарисовки с улиц, опаленных Великой Отечественной войной», «Городские и сельские пейзажи времен Великой Отечественной войны».

10. Урок музыки: «Музыка и песни как средство поднятия духа советского солдата в годы Великой Отечественной войны», «Роль музыкального искусства в годы Великой Отечественной войны», «Как музыка вдохновляла и утешала в годы Великой Отечественной войны», «Образ Великой Отечественной войны в музыкальном искусстве», «История о том, как одна фронтовая песня солдат на подвиг вдохновляла».

11. Урок иностранного языка: «Роль знания иностранных языков в годы Великой Отечественной войны», «Как немецкий язык спас жизнь русскому солдату в годы Великой Отечественной войны».

12. Урок технологии: «Рецепты приготовления пищи в годы Великой Отечественной войны из домашней кулинарной книги», «Хлеб Великой Отечественной войны», «Чем питался солдат Великой Отечественной войны».

13. Урок физической культуры: «Физкультура и спорт в годы Великой Отечественной войны», «Как физкультура и спорт помогали в годы Великой Отечественной войны выживать человеку».

Забегая вперед, скажем, учителя начальных классов и учителя – предметники использовали «шпаргалку», но, подойдя ответственно и творчески, все же многие предложенные темы сформулировали по-своему…

Разрабатывая новую методическую модель, мы сформулировали логическую цепочку ожидаемых текущих и конечных действий: «От разработки и реализации методического проекта – к профессиональному росту учителя – к повышению качества образования школьников и раскрытию их творческого потенциала в проектно-исследовательской деятельности, воспитанию патриотических чувств и гражданского самосознания – к созданию школьного историко-патриотического музея «Страницы Памяти» - к расширению социального партнерства».

Итак, методический проект «День единой интегрированной темы предметного обучения» был направлен на повышение качества образовательной деятельности наших школьников, на поиск новых и эффективных форм сотрудничества, содружества и сотворчества учителей-предметников средствами интегративного подхода к учебно-воспитательной деятельности, на воспитание патриотизма (интегрального нравственного качества личности, фундамента общенародной мировоззренческой позиции, силы спасения, сохранения и развития сложной экономической, культурной, политической, социальной системы, именуемой словом РОССИЯ, на демонстрацию результатов индивидуальных ученических проектов «Как в моей семье хранят память о Великой Отечественной войне» (руководитель: Латышова Л.В.).

До окончательной даты проведения был утвержден сценарий, сформирована команда гостей – наблюдателей (члены управленческой команды школы, родители, представители общественности, СМИ района Москворечье-Сабурово, ветераны Великой Отечественной войны, руководители территориальной группы Южного округа Городского методического центра Департамента образования г. Москвы), группа технической поддержки (видеооператоры, интервьюеры), расписана Программа проведения мероприятия…

24 апреля. Как обычно было необычно: выставочные экспозиции о Великой Отечественной войне, буклет – визитная карточка урока с указанием темы, класса, оборудования, концепции учителя (цель и задачи), этапов занятия; специфическое музыкальное оформление и технический навигатор – информационное табло; традиционный режим занятий, новое расписание, неожиданные темы и содержание уроков, нетрадиционные формы занятий,

Дошкольное отделение нашего образовательного комплекса – тоже активный участник Проекта: концерт для ветеранов ВОВ «Вами гордится Россия!», тематическая выставка рисунков, ярмарка поделок…

В течение одного учебного дня в 1-11 классах всем участникам необычной формы образовательного процесса представилась уникальная возможность средствами предметов гуманитарного и естественно-математического цикла предметов «погрузиться» в тему Великой Отечественной войны, «прожить» моменты героического и незабываемого прошлого, осознать духовно-нравственную связь с поколениями героев-защитников, тружеников, патриотов Отечества.

Необычно и то, что гостям представилась возможность «свободного перехода» из класса в класс: взрослые могли присутствовать на конкретном уроке какое-то время, а потом посетить другой урок. Организаторы (учителя и ученики) были к этому готовы.

На уроке развития творческих способностей (РТС) первоклассников «Это страшное слово ВОЙНА!» (учитель: Фадеева Е.В.) приглашенные восхитились речевым, изобразительным мастерством, мыслительными способностями маленьких учеников. На уроке исторической памяти (учитель: Симоненкова Л.В.) гости смогли узнать, о чем заговорила записная книжка времен Великой Отечественной войны прадедушки ученицы 3 класса, а на уроке технологии в 5 классе (учитель: Дощатова И.Г.) не только познакомились с рецептами приготовления пищи в годы ВОВ из домашней кулинарной книги, но и продегустировали на вкус качество получившегося продукта.

Интегрированный урок – телемост в 6 классе (учитель: Ефимова Н.В.) посредством разделения на представителей СМИ России и Великобритании помог познакомиться с основными документами и обсудить ключевые моменты Великой Отечественной войны на английском языке. А урок английского языка в 9 классе «Письмо с фронта. Военная операция англо-американских военных сил в Нормандии глазами простых солдат» (учитель: Таран М.И.) позволил выразить личностное отношение к проблеме участия в военной операции наших союзников. На уроке географии «Создание карт для подготовки контрнаступления советской армии под Москвой» (учитель: Боюн Л.В.) в 8 классе ученики отрабатывали умения по чтению карты, составлению топографического плана, развивали способность к самостоятельному решению практических задач. Урок – конференция в 8 классе (учитель: Москвитина И.И.) расширил представление присутствующих о роли ученых-физиков в великую победу нашего народа в Великой Отечественной войне.

Урок-суд в 9-11 классах (учитель: Туманова Е.А.) вынес суровый и заслуженный приговор обвиняемым – фашистским убийцам, познакомил со страницами воспоминаний узницы женского концлагеря «Равенсбрюк» - прабабушки нашего шестиклассника, сделал выводы об итогах и уроках Второй мировой войны...

Предлагая домашнее задание, каждый учитель-предметник пояснил ребенку, что результат выполнения домашнего задания – это сохранение семейной памяти, создание домашнего архива, ценный вклад в содержание нашего школьного историко-патриотического музея «Страницы Памяти».

Заключительным аккордом реализации нашего проекта стала торжественная линейка «Живая память сердца», фотографии с земляками - ветеранами Великой Отечественной войны».

По многочисленным отзывам учащихся, учителей, присутствующих, «День единой интегрированной темы предметного обучения школьников» стартовал успешно! Желающие познакомиться с нашим опытом могут через материалы «Методический проект», размещенные на сайте ГБОУ СОШ №2017.

C:\Users\836D~1\AppData\Local\Temp\Rar$DIa0.885\DSC00098_hf.jpg

Ветераны Великой Отечественной войны – долгожданные гости в ГБОУ СОШ №2017

Вместо заключения, или Что должен сегодня знать наш ученик о главных уроках Великой Отечественной войны


  • Первый урок. Войну выиграли мы!

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. показала, насколько жизнеспособен наш народ, продемонстрировала его силу и могущество. Наш народ не только непобедим, но и способен менять судьбы всего мира, создавать новые мировые системы.

Этот урок должен быть нами глубоко усвоен. Он должен лежать в основе нашего национального самосознания. Как мы сломали хребет объединенной континентальной Европе Наполеона в 1812 году, так же и объединенной Европе Гитлера в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг.

Вывод первый. Мы выиграли войну. Остальные нам только помогали.

  • Второй урок – урок великодушия нашего народа

Мы победили, но мы – не мстили. В любой войне есть место для мести. Но наша Армия до мести поверженным врагам не унизилась, несмотря на то, что у нас, как ни у кого иного, было моральное право и множество оснований мстить: и немцам, и их бывшим пособникам. Когда солдат Красной Армии вошел в Европу, расправы над населением поверженного врага – не было.

Сегодня наши оппоненты пытаются внушить миру, что Красная Армия творила в Европе неслыханные зверства. Но историческую правду клеветой не замарать.

Вывод второй. Оправдываться – значит признать свою вину. Нам не в чем оправдываться.

  • Третий урок – урок массового героизма

Урок Великой Отечественной войны – урок массового героизма. Массовый подвиг советских людей во время войны оплачен кровью миллионов и скреплен десятками тысяч примеров того, как люди сознательно жертвовали жизнью ради Победы, ради жизни грядущих поколений.

Великая Отечественная война даёт урок того, что народ непобедим, если он живет любовью к своему Отечеству, Родине, дому, семье.

Мы знаем далеко не всех своих героев. Наша задача в том, чтобы узнать о них как можно больше, чтобы этот список был максимально полон. Мы обязаны помнить этих людей.

Вывод третий. Память – великое чувство. Помните о миллионах защитниках нашей Родины, отдавших свои жизни за наше счастливое будущее.

Синицын Вячеслав, автор идеи, руководитель научно-методической и опытно-экспериментальной работы, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель РФ, победитель областного и лауреат всероссийского конкурса «Учитель года 1990»




9


Репортаж с места событий, или Инновационный методический проект ГБОУ СОШ №2017 «День единой интегрированной темы предметного обучения школьников: Великая Отечественная война»…
  • Директору-завучу
Описание:

Общая позиция нашей управленческой команды: в условиях глобальной информатизации и компьютеризации традиционное и будничное не в состоянии обеспечить качественное образование обучающихся;  снижение устойчивого интереса к учебному предмету – основная проблема, которую необходимо решить школьному образованию. Выход – интересные, увлекательные и развивающие методики, обилие и разнообразие эффективных методических заготовок каждого учителя – предметника, интегрированный подход к учебно-воспитательной деятельности.

 

   Практическим воплощением нашей позиции в текущем учебном году явилась разработка и реализация инновационного методического проекта «День единой интегрированной темы предметного обучения школьников: Великая Отечественная война».

Автор Синицын Вячеслав Анатольевич
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 409
Номер материала 25245
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы