Главная / Классному руководителю / Рекомендации родителям "Сквернословие – это болезнь"

Рекомендации родителям "Сквернословие – это болезнь"

«Сквернословие – это болезнь»


Проблема, которая существует в нашем обществе – это ненормативная лексика. Ее можно услышать везде: в семье, на улице, в транспорте, и даже от людей имеющую определенную власть.

Но самым страшным является то, что причина сквернословия уже не является раздражение или гнев – гнилые слова стали обыденной речью, и их употребляют для связки слов, вставляя через каждое слов.

Сквернословие в школе зачастую принимает устрашающий характер, дети сдерживаются лишь при учителях. Да и то не всегда. Порой от ученика можно услышать: «Я вас не заметил».

Знаете ли вы, что согласно результатам исследований, проведенных среди обучающихся 6-9 классов 71% учеников используют при общении со сверстниками нецензурную лексику и 58% преподавателей школы сталкивались со сквернословием и непристойными жестами среди учеников.

Для того чтобы лучше разобраться в проблеме сквернословия, необходимо уточнить причины. И начнем с краткого исторического экскурса.

Что же такое сквернословие? Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика «телесного низа» и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна».

В современной школе проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах ученика сквернословие — это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам.

Но мало кто догадывается, что сквернословие, как и хамство, — оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет скрыть собственную уязвимость и защищает, ведь обнаружить слабость и неуверенность равносильно полному поражению. Ученики стараются бранными словами задеть родителей, учителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них.

Матерная брань - это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово — не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь».

История возникновения сквернословия. Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.

Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека. Мат пробуждает в его подсознании доставшиеся ему вместе с генной памятью «психовирусы». Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь.

Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат — это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым.

Но на самом деле сквернословие отражает скудность лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).


Сквернословие и здоровье.

Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. Ученые Российской академии наук пришли к ошеломляющему выводу, что при помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат. Оказывается, ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам. Одни сообщения оздоравливают гены, другие травмируют, подобно радиации. Например, добрые слова молитвы пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия, матерщина вызывают мутации, ведущие к вырождению. Любое произнесенное слово не что иное, как волновая генетическая программа, влияющая на нашу жизнь и жизнь наших потомков.

Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук И.Б. Белявского семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.

К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных.

Не только религия, но и научные исследования доказали вредоносное воздействие сквернословия на самого говорящего и окружающих. Как вид информации, бранные слова негативно отражаются на здоровье человека, изменяя его сознание и даже генетику, наследственность, укорачивая жизнь и притягивая болезни.

Родители должны объяснять детям, почему материться нехорошо, а не просто говорить «нельзя». Добавлю. Родители должны быть действительно родителями для детей, причем не только биологическим. Родители не должны терять свой авторитет перед детьми. А то иногда получается, что родители говорят ребенку, что то или иное делать «нельзя», а сами прямо при нем это же и делают. А это убивает родительский авторитет в глазах ребенка.

И еще хотелось бы напомнить о том, что употребление нецензурной брани в общественных местах, к которым относится и школа, расценивается как мелкое хулиганство, которое влечет за собой административное наказание.

Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим!

А теперь мы с вами разберем способ искоренения сквернословия у вашего ребенка.


Четыре шага к искоренению сквернословия и непристойности в речи.

Шаг 1. Установите границы дозволенного.

Определите слова, жесты, богохульные выражения и шутки, которые вы считаете оскорбительными. Затем разъясните это ребенку, чтобы он понял. Упомяните бранные слова, которые вы слышали от ребенка или его друзей. Нужно следовать правилу: "Если в чем-то сомневаешься — не произноси это". К составленному вами списку можно добавить и другие, часто повторяемые бранные слова и выражения, поскольку их можно услышать в кино, в популярных песнях и от других людей.


Шаг 2. Объясните, почему сквернословие неприемлемо.

Если вы хотите, чтобы ребенок изменил поведение, он должен понять, почему вы считаете используемые им слова плохими и оскорбительными. Вот несколько фраз, которыми можно начать этот разговор.

  • «Сквернословие может превратиться в привычку, от которой трудно избавиться».

  • «Стоит только начать сквернословить, и бранные слова будут легко срываться с твоих губ. Услышать их может кто угодно, например дедушка с бабушкой или учитель».
    «Люди могут подумать, что ты плохо воспитан».

  • «Хорошие люди не сквернословят, а я хочу, чтобы люди считали тебя хорошим».

  • «Сквернословие оскорбительно для многих. Большинство людей просто не хотят этого слышать, поэтому сквернословить при них — это грубость».

  • «Люди могут подумать плохо о твоей семье. А это значит, что из-за твоего поведения страдает репутация каждого из нас».

  • «Значение некоторых бранных слов граничит с сексуальным домогательством или расовым оскорблением. Такие слова не только обижают тех, кому они адресованы, но могут также привести к серьезным проблемам с законом».

Не забудьте упомянуть в ходе разговора о своих надеждах и представлениях о ценностях.


Шаг 3. Научите ребенка использовать приемлемые синонимы.

Обычно сквернословием выражают огорчение, шок или злость. Дети ограничены использованием нескольких ругательств, поскольку не знают приемлемых альтернативных выражений. Помогите ребенку запомнить несколько таких выражений. Во-первых, поиграйте вместе с ним в поиск замещающих слов, которые никого не оскорбят и не навлекут на него беду. (Вспомните, как этому приему следовали герои советского кинофильма "Джентльмены удачи": "Василий Алибабаевич мне на ногу батарею упустил, нехороший он человек!") Или пусть он придумает свои собственные слова. Предоставьте ребенку выбрать одно-два выражения и поощряйте его пользоваться ими вместо оскорбительного набора слов. Не забывайте хвалить ребенка каждый раз, когда он пользуется нормативной лексикой.


Шаг 4. Установите за сквернословие штрафные санкции. Применяйте их спокойно и последовательно.

Сквернословие ребенка может привести вас в замешательство и шокировать, но старайтесь реагировать не слишком остро. Часто дети экспериментируют, следуя новой модели поведения, чтобы посмотреть на нашу реакцию. Борьбу со сквернословием ведите последовательно. Беседуя с ребенком, напомните: «Ты знаешь правило. Я больше не хочу слышать такие слова».

Если сквернословие становится привычкой, значит, пора вводить соответствующие штрафные санкции.

Подумайте о лексике, которой вы пользуетесь в семье. Если вы виноваты в том, что ругались в присутствии ребенка, пообещайте себе больше этого не делать. Кроме того, говорить ребенку о том, что сквернословить запрещается, и при этом самому при нем сквернословить - значит наносить серьезный ущерб воспитанию.

Исправление поведения — это тяжелая, кропотливая работа, которая должна проводиться последовательно и основываться на закреплении результатов через родительское поощрение. Движение ребенка к изменениям может быть медленным, но обязательно поощряйте каждый его шажок на этом пути. Потребуется не меньше 21 дня, чтобы появились первые результаты, поэтому не спешите сдаваться. Помните, что если не сработает один подход, то сработает другой.

Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим!




Старикова Е.В., социальный педагог МБОУ «СОШ № 5»





Рекомендации родителям "Сквернословие – это болезнь"
  • Классному руководителю
Описание:

Проблема, которая существует  в нашем обществе – это ненормативная лексика. Ее можно услышать везде:  в семье, на улице, в транспорте, и даже от людей имеющую определенную власть.

Но самым страшным является то, что причина сквернословия уже не является раздражение или гнев – гнилые слова стали обыденной речью, и их употребляют для связки слов, вставляя через каждое слов.

Сквернословие в школе зачастую принимает устрашающий характер, дети сдерживаются лишь при учителях. Да и то не всегда. Порой от ученика можно услышать: «Я вас не заметил».

Знаете ли вы, что согласно результатам исследований, проведенных среди обучающихся 6-9 классов 71% учеников используют при общении со сверстниками нецензурную лексику и 58% преподавателей школы сталкивались со сквернословием и непристойными жестами среди учеников.

В статье даны  рекомендации родителям: они должны объяснять детям, почему материться нехорошо, а не просто говорить «нельзя». Добавлю. Родители должны быть действительно родителями для детей, причем не только биологическим. Родители  не должны терять свой авторитет перед детьми. А то иногда получается, что родители говорят ребенку, что то или иное делать «нельзя», а сами прямо при нем это же и делают. А это убивает родительский авторитет в глазах ребенка.

Также родителям предложен алгоритм (четыре шага) к искоренению сквернословия и непристойности в речи.

 

 С

Автор Старикова Елена Владимировна
Дата добавления 07.02.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел Другое
Просмотров 882
Номер материала 55841
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓