Главная / Начальные классы / Рекомендации по теме :

Рекомендации по теме :

7


РЕБЕНОК И КОМПЬЮТЕР

Одной из примет сегодняшнего дня является широкое использование информационных и коммуникационных технологий в различных сферах жизни, в том числе и в системе образования. Учитывая их широкие возможности и преимущества, можно предполагать, что с каждым годом они будут применяться в учебно-воспитательном процессе все шире и шире, а возраст пользователей будет снижаться.

Педагоги и психологи на практике доказали, что применение компьютера в образовательном процессе является мощным обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды. Занятия с использованием специальных компьютерных программ развивают пространственное мышление, закладывают фундамент технического творчества, умение планировать свои действия. Компьютер позволяет ребенку по своему усмотрению менять стратегию решения, пользоваться различными уровнями усложнения материала. А какие возможности предоставляются ребенку в плане поиска нужной информации!...

Список положительных сторон можно продолжать бесконечно, но вряд ли это необходимо. Сегодня уже никто не ведет дискуссий на тему: «Нужен ли компьютер нашим детям?». Ответ очевиден. Но так ли он безобиден для ребенка? С какими опасностями могут столкнуться наши дети при общении с ним и что нужно сделать, чтобы предотвратить их? Об этом мы хотели бы поговорить более подробно, а именно о проблеме, связанной с охраной здоровья детей, профилактикой снижения их работоспособности, с предупреждением переутомления. Эти вопросы постепенно решаются, но до сих пор не утрачивают своей актуальности.

Работа на компьютере необычная, она не похожа на другие виды занятий. Как влияет эта работа на детский организм, еще изучено недостаточно. Известно, что у подавляющего большинства взрослых операторов к концу рабочего дня появляются различные болезненные явления. Старшие школьники, работающие в школе 2-4 часа, также жалуются на общую усталость, боли в глазах, неприятные ощущения в мышцах плечевого пояса. Хотя дошкольники занимаются и того меньше, но и для них существует опасность неблагоприятного воздействия на организм.

Под влиянием работы на компьютере страдает, прежде всего, зрение. И неудивительно. Ведь большую часть времени приходится общаться с видеотерминалом, рассматривать информацию на светящемся экране, причем на близком расстоянии. Кроме того, необходимо часто переводить взгляд с экрана на клавиатуру. Поэтому глазам приходится постоянно приспосабливаться к меняющимся условиям. В результате этого аккомодационная система глаза все время находится в напряжении. Работа глаза в этом случае по своему напряжению отличается от работы зрительного анализатора в других условиях: при чтении книг, учебников, при просмотре телепередач.

Работа на компьютере также связана и с нервным напряжением и при определенных условиях становится стрессогенной. Так, например, при общении ребенка с игровыми программами, требующими быстрой ответной реакции, кратковременной концентрацией нервных процессов, у него может возникать выраженное утомление.

Появление психосоматических расстройств, невротических реакций и распространенность проявлений стресса при работе за компьютером связаны не только со спецификой нервного и зрительного напряжения, но и с тем, что ребенку приходится сидеть за компьютером.

Современные дети и без того мало двигаются. Между тем, для нормального развития движение необходимо. Особенно утомительна статическая поза, характерная и для работы с компьютером. Под влиянием ее могут происходить нарушения зрения, других функций и нарушения осанки. Поэтому-то и важно организовать занятия так, чтобы минимально вредить здоровью.При этом следует учитывать и другие особенности, связанные с данным видом деятельности.

При управлении компьютером детям требуется выработка специальных навыков. Им приходится отыскивать и нажимать на определенные клавиши клавиатуры и одновременно зрительно контролировать происходящее на экране. Для детей дошкольного возраста это трудно: во-первых, в силу функциональной слабости кисти руки, а также потому, что при переходе к работе с новой компьютерной программой изменяется расположение функциональных клавиш, и приходится снова запоминать новое их расположение.

Работа с "мышкой" еще более сложна для ребенка, так как требует определенного уровня развития тонких зрительно-двигательных координаций. Конечно, дети, увлеченные работой на компьютере, все это выполняют, но какой ценой? Какова при этом функциональная стоимость их работы? Оказывается – немалая, а в ряде случаев чрезмерная.

Кроме того, детям приходится преодолевать и смысловые трудности программы, запоминать количество, окраску, расположение объектов на экране и правила манипулирования с ними. Все это требует от 5-6-летнего ребенка развития памяти, воображения, ассоциативного и логического мышления, внимания. В дошкольном и младшем школьном возрасте дети еще не способны к длительному произвольному вниманию. В это время они вступают в критический период своего развития, когда созревание основных физиологических систем организма (центральной нервной, сердечно-сосудистой, зрительной, двигательной) особенно активируется. В связи с этим 5-6-летние дети становятся уязвимыми к действию неблагоприятных факторов внешней среды, в том числе и учебной.

Помимо всего уже сказанного, хочется еще раз подчеркнуть, что этот вид деятельности существенным образом отличается от всего того, с чем дети в процессе своей повседневной жизни сталкивались ранее. Он связан с влиянием на организм пользователя целого комплекса факторов:

  • факторы, возникающие при работе самих компьютеров (электромагнитное, тепловое, радиационное излучение);

  • факторы, связанные с изменением качества окружающей среды в результате работы компьютеров (ионизация воздуха, повышение его температуры и снижение относительной влажности; заряжение статическим электричеством окружающих предметов);

  • факторы, связанные с качеством видеотерминала (яркость, контрастность, четкость, пульсация яркости, дрейф, изображения, степень отражения, бликование экрана, минимальный размер точки и др.);

  • факторы, обусловленные особенностями характера работы (статическая поза, сидя, которая сопровождается длительным напряжением мышц плечевого пояса; зрительное напряжение, рассматривание предметов и различных деталей на фоне светящегося экрана с пульсирующей яркостью; значительное нервно-эмоциональное напряжение, связанное с необходимостью поддерживать активное внимание).

Из всего вышеизложенного становится очевидным, что к организации занятий с использованием компьютеров для дошкольников нужно относиться с высокой степенью ответственности.

Так можно ли предотвратить негативное влияние компьютерной деятельности на организм ребенка? Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что если занятия организуются в соответствии с возрастными функциональными возможностями детей, то они не оказывают неблагоприятного воздействия на их здоровье.

Для того чтобы предупредить утомление и переутомление детей, а также сохранить их здоровье и при этом достичь высокого педагогического эффекта необходимо соблюдать несколько обязательных правил.

Во-первых, создать оптимальные условия для проведения занятий с использованием компьютера Они должны соответствовать основным требованиям, изложенным в СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы: Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы». Это касается и самого помещения, и организации рабочего места ребенка, и показателей воздушной среды, и характеристик освещения рабочего места и кабинета в целом, и качества самого компьютера. Мебель (стул и стол) по своим размерам должна соответствовать росту ребенка. Во время работы дети должны сохранять правильную позу:

  • голова слегка наклонена вперед (5-7);

  • предплечья опираются на поверхность стола (перед клавиатурой) для снятия статического напряжения с плечевого пояса и рук;

  • угол, образуемый предплечьем и плечом, а также голенью и бедром, не менее 90;

  • линия взора ребенка должна быть перпендикулярной экрану и приходиться в центр или на 2/3 высоты экрана;

  • расстояние глаз ребенка до экрана не должно быть менее 50 см (оптимально 60-70 см);

  • между корпусом тела и краем стола сохраняется свободное пространство не менее 5 см;

  • для достижения устойчивости посадки ребенок должен сидеть на стуле, опираясь на 2/3-3/4 длины бедра;

  • край сиденья стула должен заходить на 3-5 см за край стола, обращенного к ребенку;

  • спина ребенка должна иметь опору;

  • обязательна опора для ног в виде специальной подставки.

Во-вторых, режим работы на компьютере должен быть рациональным и соответствовать не только возрасту ребенка, но и состоянию его здоровья. Этого аспекта организации занятий с использованием компьютера мы коснемся более подробно.

К моменту внедрения компьютеров в дошкольное образование о влиянии этого вида работы на организм детей почти ничего не было известно. Между тем очень важно было экспериментально установить допустимую норму одноразовой непрерывной работы ребенка на компьютере. Необходимо было ответить и на другие не менее важные вопросы: когда можно и лучше проводить такие занятия, как их встроить в общий режим детского учреждения; что будет с детьми, с их здоровьем – особенно с теми, кто уже имеет те или иные отклонения в состоянии здоровья и т.д.

В связи с этим и разрабатывались все основные гигиенические требования к режиму занятий. У детей при этом исследовалось функциональное состояние основных физиологических систем (нервной, сердечно-сосудистой, зрительной, двигательной), общей умственной и зрительной работоспособности, а также состояние здоровья в динамике учебного года и на протяжении ряда лет. Исследования проводились в разных условиях: в первой и второй половине дня, в разные дни недели, при разной организации и продолжительности занятий.

Выяснилось, что важнее всего и в первую очередь следует ограничить длительность непрерывной работы ребенка за компьютером.

Так, в специальном эксперименте, когда продолжительность занятия на компьютере не ограничивалась и длилась максимум 30 минут, были выявлены следующие особенности: случаи отказа от работы на 8-9-ой минутах были характерны для 5-летних детей; у 6-летних такие случаи отмечались только после 14 минут работы и главным образом после 20 минут работы на компьютере. Сопоставление динамики функционального состояния центральной нервной и зрительной систем у 6-летних детей за время 15-минутных и 20-минутных непрерывных занятий показало, что увеличение продолжительности работы у 6-летних детей до 20 минут сопровождалось неблагоприятными изменениями в состоянии центральной нервной системы и зрения. Признаки утомления после 20 минут занятий появлялись в 25-27 % случаях, в то время как после 15-минутной продолжительности занятий – только в 7 % случаев.

Кроме того, оказалось, что большое значение имеют количество и характер перерывов для отдыха, содержание и место проведения профилактических мероприятий в зависимости от возраста ребенка, уровня его развития, его индивидуальных особенностей и состояния здоровья.

Было доказано, что при организации компьютерных занятий с маленькими детьми необходимо учитывать их индивидуальные возможности. Так, было выявлено различие в реакциях организма детей в зависимости от их состояния здоровья. На основании комплексной оценки медицинских показателей здоровья дети относились к I группе здоровья (здоровые), ко II группе здоровья (имеющие функциональные отклонения) и к III группе здоровья (имеющие хронические заболевания в стадии компенсации).

От начала к концу 15-минутной работы на компьютере зрительное утомление встречалось в 2 раза чаще у детей, относящихся к III группе здоровья, чем у детей I и II групп здоровья.

У детей III группы здоровья раньше наступало состояние общего и умственного утомления. Большинство из них уже с 9-ой минуты занятия начинали отвлекаться, разговаривать друг с другом. С 10-ой минуты двигательное беспокойство нарастало, они часто меняли позу (откидывались на спинку стула, переходили в позу лежа, полулежа или вскакивали), некоторые становились чрезмерно возбужденными, некоторые отказывались от работы. У детей III группы после занятий на компьютере были отмечены случаи переутомления (6,7 %), которые не наблюдались у детей I и II групп здоровья. Следует отметить, что в это число входили, как правило, дети с отклонениями в функции зрения (миопическая рефракция, генетические миопатии), а также дети с нарушенной системой сопротивляемости к воздействиям внешней среды, составляющие в медицине группу так называемых часто болеющих детей (более 4 раз в год).

Именно на таких детей и следует обращать особое внимание с целью корректировки для них длительности занятия и величины нагрузки. Прежде всего, необходимо ограничивать для них продолжительность одноразового контакта с экраном видеотерминала до 7-10 минут (до 7 минут детям 5-летнего возраста, до 10 минут – 6-летнего возраста).

Учитывая приведенные здесь результаты некоторых наших исследований, становится ясно, что выполнять требования к режиму занятий детей на компьютере следует неукоснительно. Строгое их соблюдение позволит сохранить у детей хорошую работоспособность на занятии, а, следовательно, и обеспечить его педагогическую эффективность.

Подводя итог, уточним еще раз, что максимальная одноразовая длительность работы на ПЭВМ не должна быть более указанной:

для детей 6 лет I-II групп здоровья - 15 минут в день;

для детей 6 лет III группы здоровья - 10 минут в день;

для детей 5 лет I-II групп здоровья - 10 минут в день;

для детей 5 лет III группы здоровья - 7 минут в день;

для детей 6 лет, относящихся к группе риска по состоянию зрения - 10 минут в день;

для детей 5 лет, относящихся к группе риска по состоянию зрения - 7 минут в день.

Кроме того, важно помнить, что занятия с использованием компьютера можно проводить не более 1 раза в день и не чаще 3 раз в неделю. Рекомендуемые дни недели для таких занятий: вторник, среда, четверг, а неблагоприятными днями являются понедельник и пятница.

В-третьих, необходимо использовать только те компьютерные программы, которые по их содержанию, форме и методам работы соответствуют возрастным психофизиологическим закономерностям развития детей.

В-четвертых, эффективным и обязательным средством предупреждения негативного воздействия компьютера на организм ребенка является проведение гимнастики для снятия общего и зрительного утомления.

Для снятия статического и нервно-эмоцинального напряжения можно использовать обычные физические упражнения, преимущественно для верхней части туловища (рывки руками, повороты, "рубка дров" и т.д.), игры на свежем воздухе. Для снятия напряжения зрения рекомендуется зрительная гимнастика. Даже при небольшой ее продолжительности (1 минута), но регулярном проведении, она является действенной мерой профилактики утомления. Эффективность зрительной гимнастики объясняется тем, что при выполнении специальных упражнений (описаны ниже) обеспечивается периодическое переключение зрения с ближнего на дальнее, снимается напряжение с цилиарной мышцы глаза, активизируются восстановительные процессы аккомодационного аппарата глаза, в результате чего функция зрения нормализуется. Кроме того, есть специальное упражнение (с меткой на стекле), предназначенное для тренировки и развития аккомодационной функции глаза.

Зрительная гимнастика должна проводиться в середине занятия (после 5 минут работы на компьютере для пятилетних и после 7-8 минут для шестилетних детей) и в конце или после всего развивающего занятия.

Длительность зрительной гимнастики, как во время, так и после занятия составляет 1 минуту. Одно упражнение проводится во время занятия, и 1-3 упражнения после заключительной его части. Через 2-4 занятия упражнения рекомендуется менять.

Зрительная гимнастика во время работы на компьютере

Упражнение 1 со зрительными метками

В компьютерном зале заранее подвешиваются высоко на стенах, углах, в центре стены яркие зрительные метки. Ими могут быть игрушки или красочные картинки (4-6 меток). Игрушки (картинки) целесообразно подбирать так, чтобы они составляли единый зрительно-игровой сюжет, например, из известных сказок. Сюжеты преподаватель может придумывать сам и менять их время от времени. Примерами игровых сюжетов могут быть следующие. В центре стены помещается машина (или голубь, или самолетик, или бабочка). В углах под потолком стены – цветные гаражи. Детям предлагается проследить взором проезд машины в гаражи или на ремонтную площадку. Голубь может лететь не веточку или в домик.

Методика проведения упражнения:

  1. Поднять детей с рабочих мест: упражнение проводится у рабочего места.

  2. Объяснить детям, что они должны делать: по команде преподавателя, не поворачивая головы, одним взглядом глаз прослеживать движение машины в синий гараж, затем в зеленый и т.д. Очень важно сделать акцент на то, чтобы глазки смотрели, не поворачивая головы.

  3. Преподаватель предлагает переводить взор с одной метки на другую под счет 1-4.

  4. Целесообразно показывать детям, на каком предмете необходимо каждый раз останавливать взгляд. Можно направлять взор ребенка последовательно на каждую метку, а можно – в случайном порядке.

  5. Скорость перевода взора не должна быть очень большой. Переводить взор надо так медленно, чтобы за все упражнение было не больше 12 фиксаций глаз.

  6. Преподаватель должен вести контроль за тем, чтобы дети во время выполнения упражнения не поворачивали головы.

Упражнение 2 со зрительными метками и поворотами головы


Выполняется так же, как предыдущее упражнение, но дети должны выполнять его с поворотами головы.

Игровым объектом может служить елочка, которую нужно нарядить. Необходимые для этой цели игрушки и зверушки дети должны отыскивать по всему компьютерному залу.

Методика выполнения упражнения

  1. Преподаватель просит детей подняться с рабочих мест и стоять около стула, лицом к преподавателю.

  2. Объясняется задача: вот елочка (на столе, или большое изображение елочки на картинке в центре стены или чуть ниже), ее нужно нарядить.

  3. Преподаватель просит соблюдать следующие условия: "Стойте прямо, не сдвигая с места ног, поворачивая одну лишь голову, отыщите в компьютерном зале игрушки, которыми можно было бы нарядить елочку, и назовите их".

  4. Темп выполнения упражнения – произвольный.

  5. Продолжительность – 1 минута.

Зрительная гимнастика после компьютерного занятия


Выполняется сидя или стоя, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз. Рекомендуются следующие варианты упражнений.

Упражнение 1

Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль через окно на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Упражнение 2

Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 2 раза.

Упражнение 3

Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10-15.

Упражнение 4

Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6.

Упражнение 5

Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы на счет 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 2-3 раза.

Упражнение 6

Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6.

Упражнение 7

При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; после чего аналогичным образом вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение на диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1-6.

Упражнение 8

В игровой комнате на оконном стекле на уровне глаз ребенка крепятся красные круглые метки диаметром 3-5 мм. За окном намечается какой-либо отдаленный предмет для фиксации взгляда вдали. Ребенка ставят около метки на стекле на расстоянии 30-35 см и предлагают ему посмотреть в течение 10 секунд на красную метку, затем перевести взгляд на отдаленный предмет за окном и зафиксировать взор на нем в течение 10 секунд. После этого поочередно переводить взгляд то на метку, то на выбранный предмет.

Продолжительность этой гимнастики 1-1,5 минуты.

Гимнастика для снятия общего утомления

Упражнение 1

Исходное положение – стойка ноги врозь. По счету 1 – руки к плечам; 2 – руки поднять вверх, прогнуться; 3 – руки через стороны опустить вниз; 4 – прийти в исходное положение. На счете 1-2 – вдох, на счете 3-4 – выдох. Повторить 3 раза.

Упражнение 2

Исходное положение – ноги врозь, руки перед грудью согнуты в локтях. По счету 1-2 – два рывка согнутыми руками назад; по счету 3-4 – два рывка назад прямыми руками; 5-6 – руки опустить. На счет 1-2 – выдох, 3-4 – вдох, 5-6 – выдох. Повторить 3-4 раза.

Упражнение 3

Исходное положение – ноги врозь, руки вверх. По счету 1 – не сдвигая с места ног, повернуть туловище вправо, 2 – придти в исходное положение, по счету 3 – повернуть туловище влево, по счету 4 – вернуться в исходное положение. На счет 1 – вдох, на счет 2 – выдох, на счет 3 – вдох, на счет 4 – выдох. Повторить 3-4 раза.

Упражнение 4

Это упражнение еще называют «рубка дров».

Исходное положение – руки вниз, ноги широко расставить. По счету 1-2 – руки соединить в замок и поднять вверх за голову. По счету 3 – резко опустить руки вниз, по счету 4 – придти в исходное положение. На счет 1-2 – вдох, на счет 3-4 – выдох. Повторить 3 раза.

Все эти упражнения выполняются в среднем темпе. Физкультминутку рекомендуется проводить после занятий на компьютере в игровой комнате или в комнате релаксации. Преподаватель по желанию может добавить или заменить некоторые упражнения другими. При этом важно учесть то, что физические упражнения должны быть направлены на снятие напряжения с верхнего плечевого пояса и улучшение кровообращения головы и всего тела ребенка. Недопустимо проведение физкультминуток в помещении компьютерного зала так же как недопустимо позволять детям бегать и переходить на подвижные игры возле компьютеров. Продолжительность этой гимнастики – не менее 1 минуты, желательно 2-3 минуты.

Эффективность описанных выше упражнений была проверена и подтверждена в естественных условиях учебно-воспитательного процесса.

Таким образом, выполняя весь комплекс перечисленных выше рекомендаций можно создать оптимальные условия для занятий детей. Только в этом случае с уверенностью можно говорить о безболезненном для ребенка использовании тех или иных компьютерных технологий в реальной обстановке дошкольного учреждения.

Рекомендации по теме :
  • Начальные классы
Описание:

Одной из примет сегодняшнего дня является широкое использование информационных и коммуникационных технологий в различных сферах жизни, в том числе и в системе образования. Учитывая их широкие возможности и преимущества, можно предполагать, что с каждым годом они будут применяться в учебно-воспитательном процессе все шире и шире, а возраст пользователей будет снижаться.

Педагоги и психологи на практике доказали, что применение компьютера в образовательном процессе является мощным обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды. А какие возможности предоставляются ребенку в плане поиска нужной информации!  

Автор Огнева Елена Леонидовна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 270
Номер материала 40383
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓