Инфоурок Биология Другие методич. материалыРекомендации по постановке целей урока

Рекомендации по постановке целей урока

Скачать материал

Постановка целей  урока

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели, цели урока.

Что же такое цель? Общепринято в науке, что цель – это предполагаемый, заранее (мысленно или вербально) планируемый  результат деятельности по преобразованию какого-либо объекта. Обычно цели ставятся на уроке в соответствии с целями системы более высокого порядка – целями обучения и образования. С позиции системы обучения цель урока (как системы) выступает как функция системы обучения.

Планирование уроков учителя  начинают с определения темы урока и подбора методов обучения.

На второй строке в плане урока учитель пишет цель урока, но довольно часто цель урока формулируется простым перефразированием темы урока. Учитель под целью урока иногда понимает цель для себя — что он хотел бы сделать на уроке. Однако он приходит на урок для того, чтобы научить чему-то учеников, поэтому цель урока должна фиксировать, чему ученики должны научиться на уроке.

Правильная формулировка цели облегчит ее достижение тем, что учитель сможет объяснить ученику, чему он должен научиться за урок. Понимание учебной цели учениками позволяет им стать активными участниками урока, самим планировать и организовывать свою деятельность.

Учебные цели, это не название темы урока: это четкое и ясное описание учебных целей ваших учеников.

Если учитель хочет, чтобы ученик учился управлять собой в учебной деятельности, первую часть урока он посвящает обоснованию цели, активизации заинтересованности, мотивированию.

Обеспечить же самый высокий уровень мотивации учащихся лучше всего удается, когда дети участвуют в постановке цели. Правда, этот способ трудоемкий и занимает относительно много времени, но при определении крупных целей, например, в изучении блочных тем он незаменим.

Предлагаю педагогам следующую процедуру постановки целей:

-     определить цель и задачи операционально;

-     обеспечить полноту задач, необходимых для достижения цели;

-     обеспечить понимание цели, задач исполнителями;

-     добиться принятия заданий исполнителями, т.е. готовности их выполнять.

При этом для обеспечения большей мотивирующей силы следует соблюдать следующие правила:

1) чтобы цель была известна и понятна всем, кто будет ее реализовывать, обеспечьте участие исполнителей в постановке этой цели;

2) не следует ставить слишком отдаленные цели, чем ближе цель, тем больше она мобилизует;

3) постановка легких для достижения целей расхолаживает;

4) ученик более активен и прикладывает больше усилий для достижения тех задач, которые он ставит перед собой сам. Стройте урок так, чтобы предоставить учащимся возможность в результате анализа своих затруднений самим формулировать задачи, но обязательно обсуждайте их с ними;

5) нельзя допускать неоперациональной постановки цели и задач, т.к. они неконтролируемы;

6) необходимо обеспечить, чтобы совокупность задач обусловливала достижение цели.

При соблюдении этих правил, проведении серьезной аналитической и прогностической работы поставленная цель урока может обладать пятью основными свойствами (по В.С.Лазареву и М.М.Поташнику):

1)  полнотой содержания, т.е. определенностью всех характеристик результата;

2)  операциональностью определения ожидаемого результата (контролируемостью);

3)  временной определенностью;

4)  реальностью (соответствием возможностям);

5)  побудительностью (соответствием мотивов учителя и учащихся).

 

Общая цель урока (триединая цель урока)  конкретизируется в дидактических целях: образовательной, развивающей и воспитывающей.

Триединая цель урока определяет характер взаимодействия учителя и учеников на уроке, а реализуется не только в деятельности учителя, но и в деятельности учеников и достигается только в том случае, когда к этому стремятся обе стороны. Поэтому триединая цель урока в соответствующей интерпретации (только познавательный и в отдельных случаях развивающие аспекты) должна ставиться перед классом в ученическом варианте. Иными словами цели современного урока могут быть представлены двумя видами:

-                цели деятельности учителя;

-                цели деятельности учащихся.

Триединая цель урока носит слишком общий характер. Она не может быть достигнута сама по себе. Ее обязательно необходимо декомпозировать (расчленить) на цели этапов и учебно-воспитательных моментов, если урок четко этапируется, или на цели учебно-воспитательных моментов, если логическое построение урока не связано с его членением на этапы.

В настоящее время в результате развития технологического подхода к обучению происходит пересмотр способов постановки целей. Способ постановки целей, который предлагает педагогическая технология, отличается повышенной инструментальностью. Он состоит в том, что цели обучения (цели урока) формулируются через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся (что он будет знать, уметь и т.д.). К цели предъявляются следующие требования:

-    цель должна быть конкретна;

-    четко ориентирует на усвоение фактов, понятий и т. д.;

-    цели конкретизируется в задачах, все задачи объясняются учащимся

Принципы целеполагания:

1.Цели обучения должны быть напряженными, ориентированными на максимум возможностей и тем самым вызывать высокую активность (это положение надо помнить постоянно).

2.Цели должны быть принципиально достижимыми, в  противном случае они приводят к "самоотключению" учащихся  от решения поставленных задач.

3.Цели должны  осознаваться учащимися, иначе они не становятся руководством к действию.

4.Цели должны быть конкретными, в то  же время перспективными, смотрящими в завтра.

5.Цели должны быть пластичными,  меняющимися  с изменением условий.                                         (Бабанский Ю.К)

Цели становятся носителями методической функции в том случае, если:

·        язык  целеполагания становится доступным и понятным как учителю, так ученику и родителям (точность и понятность формулировок);

·        при конструировании формулировок целей используются только структурные элементы языка целеполагания (основными структурными элементами языка целеполагания являются служебные слова: «уметь», «знать», «применять», «иметь представление о», «уметь давать характеристику»; тело цели: осваиваемые понятия, операции, утверждения и связи между ними);

·        представление требований стандарта на языке целей (методическое мастерство учителя проявляется в четком и ясном видении на языке целей требований образовательного стандарта: видение нового уровня, на который должен быть выведен ученик при реализации данной цели. В традиционной методике по большинству учебных предметов ни методисты, ни учителя не обращали должного внимания на краткое, четкое и ясное формулирование целей обучения. Обычно речь шла об объеме учебного материала, но не об ином учебном качестве обучаемого при достижении цели);

·        обеспечение при формулировании цели ее диагностируемости (диагностируемость обеспечивается механизмом простого установления факта достижения обучаемым цели);

·        строгое соблюдение последовательности процедур при целеполагании.

Примерные формулировки целей уроков

Образовательные

Воспитательные

Развивающие цели

-         раскрыть…

-         изучить…

-         выяснить…

-         познакомить…

-         показать…

-         ознакомить…

-         проследить…

-         обучить…

-         добиться понимания и воспроизведения конкретного материала,…

-         сформировать знания и умения в соответствии с требованиями по предмету…

-         проверить уровень подготовленности учащихся по данной теме…

-         закрепить умения и навыки…

-         осуществить контроль знаний по данной теме…

-         вооружить учащихся новыми знаниями

-         проконтролировать степень усвоения следующих основных знаний, умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих уроках…

-         обеспечить усвоение следующих основных задач, входящих в содер­жание темы урока

-         сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения и навыки по данному учебному материалу

-         сформировать (закрепить, продолжить формирование) следующие общие учебные умения и навыки на материале этого урока

-         развить знания, умения и навыки на учебном материале урока

содействовать в ходе урока воспитанию

-      дисциплинированности…

-       аккуратности…

-      настойчивости в учебе…

-      культуры речи…

-      трудолюбия…

-      честности…

-      ответственного отношения к учебному труду…

-      нравственных качеств…

-      воли, решительности, смелости при выполнении заданий…

-      самостоятельности, добросовестности…

-      творческого подхода к решению поставленных задач…

-      формирование правосознания, гражданской ответственности…

-      в целях решения задач физического и санитарно-гигиенического вос­питания, развития работоспособности, профилактики утомления ….

-      в целях решения задач трудового обучения и воспитания…

-      осуществлять нравственное воспитание, обеспечить в ходе урока изуче­ние следующих вопросов: патриотизм, интернационализм, гуманизм, товарищество, этические нормы поведения …

-    Развитие памяти учащихся…

-    развитие познавательного интереса  учащихся…

-    развитие любознательности учащихся…

-    формировать умение анализировать на основе нескольких источников…

-    формировать умение прослеживать причинно-следственные связи и выявлять признаки понятий…

-    развивать умение извлекать знания из различных источников…

-    умение составлять простой план…

-    умение составлять сложный план…

-    развитие двигательной сферы…

-    умение работать с инструкционной картой…

-    умение работать с учебником…

-    развивать умение сравнивать…

-    выявлять закономерности…

-    обобщать…

-    умение выделять главное, существенное…

-    развитие речи учащихся…

-    развитие творческой активности…

-    воспитание внимания…

-    развитие вычислительных навыков…

-    развитие памяти…

-    развитие навыков самоконтроля познавательной активности..

-      интерес к изучаемому предмету, навыков самообразования…

- в целях решения задач развития у учащихся умений выделять глав­ное, существенное в изучаемом материале …

- в целях формирования умений сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия …

- для решения задачи развития у школьников самостоятельности мыш­ления и в учебной деятельности обеспечить в ходе урока  …

- обеспечивая развитие речи учащихся …

- формировать у школьников умения преодолевать трудности в уче­нии, закалять волю, обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний

- для развития у учащихся познавательного интереса

- в целях развития интеллектуальных способностей, мыслительных умений, переноса знаний и умений в новые ситуаций …

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рекомендации по постановке целей урока"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Страховой брокер

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель – то, к чему стремятся,  что  намечено достигнуть; предел,намерение, которое должно осуществить.

Задача – цель; то, что необходимо  осуществить, чего необходимо  достигнуть.

Постановка цели и задачи урока имеет большое значение для активизации внимания учащихся и формирования первоначального интереса к изучаемому предмету.

Цель урока – это образная или понятийная модель результата взаимодействия учебной деятельности учащегося и дидактической деятельности педагога, это предвидение, прогнозирование итога.

Цель – это желаемый результат урока, заданный конкретно и определенный во времени в соответствии с необходимостью и возможностью его получения.

Цель может ставиться как на один урок, так и на их серию, в зависимости от того, сколько времени отводится на изучение поставленной проблемы.

Далее, согласно принятой методике, цель разбивается на задачи как её составные части – подцели, постепенно достигаемые участниками урока в ходе смены видов деятельности.

 

Так, есть свои задачи у организационного момента, у актуализации ранее изученных знаний и т.д. Каждая цель урока считается триединой и состоит из целей воспитания, обучения и развития учащихся.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 624 860 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 2260
    • DOCX 22.2 кбайт
    • 20 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Надирова Алтынай Таргиновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Надирова Алтынай Таргиновна
    Надирова Алтынай Таргиновна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 17898
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Анатомия и физиология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Преподаватель анатомии и физиологии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 21 региона
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания биологии в условиях реализации ФГОС

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 68 человек из 38 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель биологии и химии

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 26 регионов

Мини-курс

Стратегии B2B маркетинга: от анализа до продаж

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Продвижение: от бесплатной рекламы до постоянных клиентов

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 22 регионов

Мини-курс

Организация и планирование воспитательной работы в СПО

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе