Утверждено на заседании МО ООЦ
«__»______20__/_____
ГБАУ
СПО Областной техникум дизайна и сервиса
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
По написанию реферата
(экзаменационной работы)
по предмету «История»
Составитель: преподаватель истории
Вейде Т.С.
Екатеринбург
2012
Реферат (от лат. Refero - сообщаю), краткое изложение в письменном виде или в форме
публичного доклада содержания научного труда, литературы по теме.
Подготовка реферата в качестве экзаменационной
работы – важный этап, проверка знаний при завершении изучения программы курса.
Задача учащегося – продемонстрировать способность к самостоятельной
аналитической деятельности, осмыслению материала, оформлению его по
установленному образцу и защите реферата в устной форме.
Реферативное исследование носит
компилятивный характер, т.е. состоит из частей исследований авторов по теме
реферата, без самостоятельной обработки источников; во Введении и Заключении
учащийся должен сформулировать своё отношение и видение по данной теме
изучения.
При выполнении реферативной работы по
истории учащийся должен показать:
×
Знание
фактического материала и элементарной историографии по теме
×
Способность
осмыслить и критически отнестись к нему
×
Умение
излагать свои мысли, делать выводы и обобщение
×
Умение
оформить текст реферата в соответствии с принятыми правилами
×
Способность
защитить выводы, сделанные в ходе подготовки реферата
Список примерных тем предлагается
учащемуся преподавателем, но учащийся имеет право изменить направление темы и
даже предложить собственную тематику реферата. Преподаватель поможет уточнить,
сформулировать тему реферата, рекомендует основной круг литературы, проведет
систематические консультации, проверит выполнение работы по частям и в целом.
Необходимо отметить, что
преподаватель – не соавтор в написании работы, а координатор и консультант.
Ответственность за реферат (сроки сдачи, уровень раскрытия темы, оформление)
несет её автор.
Структура реферата.
Основными элементами текста реферата являются: введение,
главы (2-3), заключение. Кроме того, в структуру работы входит список
литературы, возможно – приложение.
Деление текста на части и их количество зависит от
стиля изложения, его логики, аргументации основных положений. Глава – это часть
текста, содержащая большую смысловую единицу темы. Заголовки глав формулируются
кратко, чётко, последовательно раскрывая содержание работы в целом.
Структура работы должна строиться в соответствии с
задачами, поставленными во введении. Введение представляет собой
программу работы; в нём надо указать, почему данное исследование имеет
значение. Содержательно это означает, что во введении должны присутствовать:
×
Обоснование
выбора темы – определение ее актуальности
×
Выражение
собственного интереса учащегося к выбранной теме
×
Формулирование
целей и задач работы
×
Характеристика
структуры работы
Обосновывая выбор темы и свой
интерес к ней, учащийся аргументирует доказательства ее актуальности,
поясняет, почему взялся за эту тему, доказывает, что обращение к ней имеет
значение.
Формулирование цели должно отражать конечный
предполагаемый результат работы. Цели и должны быть содержательные, а не
организационные (правильно: «изучить проблему», «проанализировать ход
исторического процесса»; неправильно: «изучить литературу по теме», узнать
больше интересных исторических факторов»).
Описание структуры работы во
введении – это перечисление его основных элементов.
Пример: «Реферат состоит из введения, 2 глав, заключения, списка
литературы, приложения.». Далее должно быть кратко указано содержание глав.
Пример: «В главе 1 рассматривается …».
После введения в работе должны быть
представлены главы – это основная часть реферата, содержащая аргументированные
ответы на поставленные во введении вопросы.
Каждая глава имеет сформулированное
название, является самостоятельной частью работы. Вместе с тем, главы логически
связаны друг с другом. Каждая глава заканчивается выводом.
Заключение – структурный элемент
реферата, имеющий такое же большое значение как введение и главы. Заключение
обычно включает в себя основные выводы работы, однако, оно не должно быть
механическим переписыванием выводов по главам. В заключении выводы представлены
в обобщенном виде, на уровне осмысления всей работы. Это связывает заключение с
введением, обеспечивает законченность и логическую завершенность работы.
Заключение также отражает собственное отношение учащегося к полученным
результатам проведенного исследования.
По объёму реферат должен
содержать не менее 20 страниц. Текст излагается на одной стороне белой писчей
бумаги формата А4, выполняется печатным способом, с использованием
компьютера и принтера через 1,5 интервала. Каждый абзац начинается с красной
строки, термины выделяются применением шрифтов разной гарнитуры.
Введение и Заключение работы
составляют 10% общего объёма реферата.
Титульный лист исполняется в соответствии с
установленным образцом (см. Приложение). На нём ставится отметка о допуске к
защите.
Содержание отражает все материалы,
представляемой к защите работы.
Список литературы включает научные, периодические
издания, сборники, Интернет-сайты. Приложения включают в себя материал,
имеют тематический заголовок и слово «Приложение» в правом верхнем углу
страницы.
Защита реферата проходит устно, автор 7-10
мин. излагает основное содержание своей работы, а затем отвечает на вопросы.
«Высший пилотаж» - отлично владея материалом, просто и стройно, лаконично и
логично изложить его. Готовя защитную речь, необходимо включать самый выгодный
материал, который вызовет интерес, но не желание задавать сложные вопросы.
Возможна подготовка презентации реферата ил раздаточного материала – это путь к
более эффективному использованию отведенного на выступление времени.
ЖЕЛАЕМ ВАМ
УСПЕХА!
Рекомендации учащимся
по работе с текстом исторических документов по Истории
Отечества.
Работа с историческим
документом-источником – предполагает умения:
×
Отвечать
на вопросы с опорой на текст исторического документа;
×
Использовать
факты источника в реконструкции исторических событий;
×
Сравнивать
свидетельства авторов различных источников.
Эти умения – проявления базовых
навыков знания истории.
При работе с источником
придерживайтесь правил:
×
Разделите
лист теради на две части: для записи плана и конспекта;
×
Прочтите
весь текст целиком;
×
Выделите
в нём логически законченные части, а в них – основную мысль;
×
Изложите
конспективно содержание каждой законченной части: уточните и раскройте главную
мысль, приведите цифры и выводы. Используйте цитирование текста источника.
При работе с документом используйте
следующие вопросы:
×
Когда,
где, почему появился этот документ? (Опишите исторические условия его
создания).
×
Кто
является автором документа? Что вам известно об этом человеке, его жизни,
деятельности?
×
Объясните
основные понятия, употребляемые в тексте документа.
×
Интересы
каких слоёв общества отражает содержание документа?
×
Какие
изменения в государстве, обществе вызвало введение этого документа?
×
Дайте
историческую оценку документу.
Грамотная работа с текстом
исторического документа значительно расширяет знание темы.
Вид документа
|
Типология вопросов и заданий к нему
|
1. Документы государственного характера: грамоты,
указы, приказы, речи государственных деятелей, протоколы государственных
предприятий и т.д.
|
1. Когда, где, почему появился этот документ?
(Опишите исторические условия его создания.)
2. Кто является автором документа? Что вам известно
об этом человеке, его жизни, деятельности?
3. Объясните основные/новые понятия, употребленные в
тексте документа.
4. Интересы каких слоев, групп, классов общества
отражают статьи этого документа или весь он в целом?
5. Чем отличается этот документ или его отдельные
положения от подобного существовавшего ранее или аналогичного в других
странах?
6. К каким результатам, изменениям в государстве и
обществе привело или могло привести введение этого документа?
7. Придумайте конкретную историю, раскрывающую
действие этого документа: судебное дело, выступление оппозиции и т.п.
|
2. Документы международного характера: договоры,
соглашения, протоколы, военная переписка и т.д.
|
1. Покажите на карте государства, составившие
этот документ.
2. Охарактеризуйте исторические условия его
создания.
3. Назовите основные положения документа.
Оцените их выгодность и ущербность для каждой из сторон и других стран,
международной ситуации в целом.
1.Объясните, в чём и почему этот документ составлен
на условиях (в пользу одних и в ущерб интересам других государств, на
паритетных началах).
2.Какие изменения в политическом, экономическом,
территориальном плане произошли или предполагались по этому моменту?
3.Какой характер носил этот документ, открытый или
закрытый – и почему?
4.Дайте обобщающую оценочную характеристику этому
моменту.
5.Подумайте, при каких обстоятельствах подобный
документ мог быть составлен с другим раскладом сил.
|
3. Документы, связанные с политической борьбой:
программы, воззвания политиков, прокламации, декларации.
|
1.Кто автор документа? Каковы его политические
взгляды?
2. Каковы исторические условия создания документа?
Где и как он появился?
3. К чему призывает и что осуждает автор документа?
4. Интересы какого слоя населения он выражает?
5. Как политические призывы автора соотносятся с его
реальным положением и истинными интересами?
6. Каковы последствия: реальные или прогнозируемые
представления идей этого документа?
7. Дайте историческую оценку документа?
|
4. Документы исторического характера: хроники,
летописи, анналы, исторические сочинения.
|
4. Какие исторические факты излагаются в документе?
5. Покажите на карте место, где происходили
описанные в документе события.
6. Определите время, в которое происходили
описываемые события, если оно не указано в документе иди дано в иной
(христианской) системе летоисчисления.
7. Как автор объясняет причины, излагает ход и
определяет летоисчисление исторических событий?
8. По документу определите отношение автора к
излагаемым событиям. Как позиция автора связана с характером данного момента,
обстоятельствами его создания?
1. В чём позиция автора совпадает/не совпадает с
изложенной точкой зрения на происходившее? Чем это совпадение/несовпадение
можно объяснить?
2.Оцените значимость этого документа в сопоставлении
с иными историческими сочинениями этого периода или равноценными этим же
историческими событиям.
|
5. Документы личностного характера: дневники,
письма, свидетельства очевидцев.
|
1. Кто автор документа? Каково его социальное
положение? Деятельность? Занятия? Причастность к описываемым событиям?
2. Что увидел автор документа? Как он относится к
описываемым им событиям? Подтвердите свои рассуждения текстом.
3. Чем вы объясните именно такое отношение автора к
событиям? К его участникам?
4. В чем совпадают или чем отличаются свидетельства
этого от других источников по данному историческому факту?
5. Доверяете ли вы свидетельствам автора этого
документа?
6. Дайте историческую оценку документу.
|
6. Документы литературного жанра, исторические
памятники своей эпохи: поэзия, драма, эпос, мифы, песни, крылатые выражения и
др.
|
6. Покажите на карте район мира, где происходит
действие литературного источника.
7. По характерным деталям быта, одежды, поведения
людей определите примерное время действия или написания произведения. /
Найдите признаки, подтверждающие, что данное произведение было создано в
эпоху…
8. Какие образы исторических героев, событий создает
автор? Что представляется вам в этом портрете явно преувеличенным,
искаженным, предвзятым и т.п.? Как вы думаете, с какой целью автор сделал это7
9. Как автор литературного произведения объясняет
поступки героев? Согласны ли вы с такими оценками и аргументами?
10. К какому общественному слою, группе населения
принадлежал автор? Насколько он оказался объективным и беспристрастным в
передаче событий или автор совершенно к это не стремился?
6. В каких других литературных произведениях вы
встречали схожий сюжет? Чем можно объяснить его распространенность?
|
Методические рекомендации к
написанию учебного доклада (сообщения)
Доклад – самостоятельная работа по теме с
использованием нескольких источников;
научное сообщение по результатам
исследования;
предполагает устную форму изложения,
поэтому структура и стиль
доклада должны быть рассчитаны на
прямой контакт с аудиторией.
Порядок действий учащегося при подготовке доклада:
×
Выбрать
тему (или получить от преподавателя)
×
Составить
план будущего доклада
×
Определить
круг литературных источников
×
Изучить
литературу и систематизировать сведения
×
Написать
черновик доклада, обсудить его с преподавателем, внести коррективы и изменения
×
Написать
окончательный вариант доклада
×
Оформить
по установленному образцу титульный лист, сноски, список литературы, указав
авторов, полное название работ, год и место издания
×
Подготовиться
к устному выступлению, выверив время
×
Защитить
доклад
По одной теме могут готовиться 2-3 учащихся, каждый из
которых готовит и представляет свой раздел доклада.
Методические указания по
составлению конспекта учебного текста
Конспект (лат.conspectus)
– обзор, изложение.
Cоставляется на основе плана конспектируемого текста.
План – это «скелет» текста, который отражает
последовательность исследуемого материала;
-может быть простым (кратким) и сложным
(развернутым)
-составляется по ходу чтения или ознакомления
с материалом
-может сочетать цитирование и более полное
раскрытие отдельных
позиций.
Порядок действий учащегося при составлении конспекта:
×
Прочитать
и продумать весь текст
×
Кратко
записать те или иные положения
×
Конспект
разделить на части по продуманному плану
×
Конспект
писать чётко, разборчиво, через строчку
×
В
конспекте выделять подчёркиванием (или иным образом) наиболее важные моменты
текста
×
При
составлении конспекта целесообразно использовать для наглядности схемы,
таблицы, диаграммы
×
В
конспекте указать автора конспектируемой работы и её полное название
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.