Главная / История / Рекомендации по написанию сообщений и докладов для СПО

Рекомендации по написанию сообщений и докладов для СПО





Утверждено на заседании МО ООЦ «__»______20__/_____



ГБАУ СПО Областной техникум дизайна и сервиса













МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По написанию реферата (экзаменационной работы)

по предмету «История»















Составитель: преподаватель истории

Вейде Т.С.






Екатеринбург

2012


Реферат (от лат. Refero - сообщаю), краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда, литературы по теме.

Подготовка реферата в качестве экзаменационной работы – важный этап, проверка знаний при завершении изучения программы курса. Задача учащегося – продемонстрировать способность к самостоятельной аналитической деятельности, осмыслению материала, оформлению его по установленному образцу и защите реферата в устной форме.

Реферативное исследование носит компилятивный характер, т.е. состоит из частей исследований авторов по теме реферата, без самостоятельной обработки источников; во Введении и Заключении учащийся должен сформулировать своё отношение и видение по данной теме изучения.

При выполнении реферативной работы по истории учащийся должен показать:

  • Знание фактического материала и элементарной историографии по теме

  • Способность осмыслить и критически отнестись к нему

  • Умение излагать свои мысли, делать выводы и обобщение

  • Умение оформить текст реферата в соответствии с принятыми правилами

  • Способность защитить выводы, сделанные в ходе подготовки реферата

Список примерных тем предлагается учащемуся преподавателем, но учащийся имеет право изменить направление темы и даже предложить собственную тематику реферата. Преподаватель поможет уточнить, сформулировать тему реферата, рекомендует основной круг литературы, проведет систематические консультации, проверит выполнение работы по частям и в целом.

Необходимо отметить, что преподаватель – не соавтор в написании работы, а координатор и консультант. Ответственность за реферат (сроки сдачи, уровень раскрытия темы, оформление) несет её автор.


Структура реферата.

Основными элементами текста реферата являются: введение, главы (2-3), заключение. Кроме того, в структуру работы входит список литературы, возможно – приложение.

Деление текста на части и их количество зависит от стиля изложения, его логики, аргументации основных положений. Глава – это часть текста, содержащая большую смысловую единицу темы. Заголовки глав формулируются кратко, чётко, последовательно раскрывая содержание работы в целом.


Структура работы должна строиться в соответствии с задачами, поставленными во введении. Введение представляет собой программу работы; в нём надо указать, почему данное исследование имеет значение. Содержательно это означает, что во введении должны присутствовать:

  • Обоснование выбора темы – определение ее актуальности

  • Выражение собственного интереса учащегося к выбранной теме

  • Формулирование целей и задач работы

  • Характеристика структуры работы

Обосновывая выбор темы и свой интерес к ней, учащийся аргументирует доказательства ее актуальности, поясняет, почему взялся за эту тему, доказывает, что обращение к ней имеет значение.

Формулирование цели должно отражать конечный предполагаемый результат работы. Цели и должны быть содержательные, а не организационные (правильно: «изучить проблему», «проанализировать ход исторического процесса»; неправильно: «изучить литературу по теме», узнать больше интересных исторических факторов»).

Описание структуры работы во введении – это перечисление его основных элементов.

Пример: «Реферат состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, приложения.». Далее должно быть кратко указано содержание глав.

Пример: «В главе 1 рассматривается …».

После введения в работе должны быть представлены главы – это основная часть реферата, содержащая аргументированные ответы на поставленные во введении вопросы.

Каждая глава имеет сформулированное название, является самостоятельной частью работы. Вместе с тем, главы логически связаны друг с другом. Каждая глава заканчивается выводом.

Заключение – структурный элемент реферата, имеющий такое же большое значение как введение и главы. Заключение обычно включает в себя основные выводы работы, однако, оно не должно быть механическим переписыванием выводов по главам. В заключении выводы представлены в обобщенном виде, на уровне осмысления всей работы. Это связывает заключение с введением, обеспечивает законченность и логическую завершенность работы. Заключение также отражает собственное отношение учащегося к полученным результатам проведенного исследования.


По объёму реферат должен содержать не менее 20 страниц. Текст излагается на одной стороне белой писчей бумаги формата А4, выполняется печатным способом, с использованием компьютера и принтера через 1,5 интервала. Каждый абзац начинается с красной строки, термины выделяются применением шрифтов разной гарнитуры.

Введение и Заключение работы составляют 10% общего объёма реферата.

Титульный лист исполняется в соответствии с установленным образцом (см. Приложение). На нём ставится отметка о допуске к защите.

Содержание отражает все материалы, представляемой к защите работы.

Список литературы включает научные, периодические издания, сборники, Интернет-сайты. Приложения включают в себя материал, имеют тематический заголовок и слово «Приложение» в правом верхнем углу страницы.

Защита реферата проходит устно, автор 7-10 мин. излагает основное содержание своей работы, а затем отвечает на вопросы. «Высший пилотаж» - отлично владея материалом, просто и стройно, лаконично и логично изложить его. Готовя защитную речь, необходимо включать самый выгодный материал, который вызовет интерес, но не желание задавать сложные вопросы. Возможна подготовка презентации реферата ил раздаточного материала – это путь к более эффективному использованию отведенного на выступление времени.



ЖЕЛАЕМ ВАМ УСПЕХА!














Рекомендации учащимся

по работе с текстом исторических документов по Истории Отечества.


Работа с историческим документом-источником – предполагает умения:

  • Отвечать на вопросы с опорой на текст исторического документа;

  • Использовать факты источника в реконструкции исторических событий;

  • Сравнивать свидетельства авторов различных источников.

Эти умения – проявления базовых навыков знания истории.

При работе с источником придерживайтесь правил:

  • Разделите лист теради на две части: для записи плана и конспекта;

  • Прочтите весь текст целиком;

  • Выделите в нём логически законченные части, а в них – основную мысль;

  • Изложите конспективно содержание каждой законченной части: уточните и раскройте главную мысль, приведите цифры и выводы. Используйте цитирование текста источника.


При работе с документом используйте следующие вопросы:

  • Когда, где, почему появился этот документ? (Опишите исторические условия его создания).

  • Кто является автором документа? Что вам известно об этом человеке, его жизни, деятельности?

  • Объясните основные понятия, употребляемые в тексте документа.

  • Интересы каких слоёв общества отражает содержание документа?

  • Какие изменения в государстве, обществе вызвало введение этого документа?

  • Дайте историческую оценку документу.


Грамотная работа с текстом исторического документа значительно расширяет знание темы.





































Вид документа

Типология вопросов и заданий к нему

1. Документы государственного характера: грамоты, указы, приказы, речи государственных деятелей, протоколы государственных предприятий и т.д.

1. Когда, где, почему появился этот документ? (Опишите исторические условия его создания.)

2. Кто является автором документа? Что вам известно об этом человеке, его жизни, деятельности?

3. Объясните основные/новые понятия, употребленные в тексте документа.

4. Интересы каких слоев, групп, классов общества отражают статьи этого документа или весь он в целом?

5. Чем отличается этот документ или его отдельные положения от подобного существовавшего ранее или аналогичного в других странах?

6. К каким результатам, изменениям в государстве и обществе привело или могло привести введение этого документа?

7. Придумайте конкретную историю, раскрывающую действие этого документа: судебное дело, выступление оппозиции и т.п.

2. Документы международного характера: договоры, соглашения, протоколы, военная переписка и т.д.

  1. Покажите на карте государства, составившие этот документ.

  2. Охарактеризуйте исторические условия его создания.

  3. Назовите основные положения документа. Оцените их выгодность и ущербность для каждой из сторон и других стран, международной ситуации в целом.

1.Объясните, в чём и почему этот документ составлен на условиях (в пользу одних и в ущерб интересам других государств, на паритетных началах).

2.Какие изменения в политическом, экономическом, территориальном плане произошли или предполагались по этому моменту?

3.Какой характер носил этот документ, открытый или закрытый – и почему?

4.Дайте обобщающую оценочную характеристику этому моменту.

5.Подумайте, при каких обстоятельствах подобный документ мог быть составлен с другим раскладом сил.


3. Документы, связанные с политической борьбой: программы, воззвания политиков, прокламации, декларации.

1.Кто автор документа? Каковы его политические взгляды?

2. Каковы исторические условия создания документа? Где и как он появился?

3. К чему призывает и что осуждает автор документа?

4. Интересы какого слоя населения он выражает?

5. Как политические призывы автора соотносятся с его реальным положением и истинными интересами?

6. Каковы последствия: реальные или прогнозируемые представления идей этого документа?

7. Дайте историческую оценку документа?

4. Документы исторического характера: хроники, летописи, анналы, исторические сочинения.

4. Какие исторические факты излагаются в документе?

5. Покажите на карте место, где происходили описанные в документе события.

6. Определите время, в которое происходили описываемые события, если оно не указано в документе иди дано в иной (христианской) системе летоисчисления.

7. Как автор объясняет причины, излагает ход и определяет летоисчисление исторических событий?

8. По документу определите отношение автора к излагаемым событиям. Как позиция автора связана с характером данного момента, обстоятельствами его создания?

1. В чём позиция автора совпадает/не совпадает с изложенной точкой зрения на происходившее? Чем это совпадение/несовпадение можно объяснить?

2.Оцените значимость этого документа в сопоставлении с иными историческими сочинениями этого периода или равноценными этим же историческими событиям.

5. Документы личностного характера: дневники, письма, свидетельства очевидцев.

1. Кто автор документа? Каково его социальное положение? Деятельность? Занятия? Причастность к описываемым событиям?

2. Что увидел автор документа? Как он относится к описываемым им событиям? Подтвердите свои рассуждения текстом.

3. Чем вы объясните именно такое отношение автора к событиям? К его участникам?

4. В чем совпадают или чем отличаются свидетельства этого от других источников по данному историческому факту?

5. Доверяете ли вы свидетельствам автора этого документа?

6. Дайте историческую оценку документу.

6. Документы литературного жанра, исторические памятники своей эпохи: поэзия, драма, эпос, мифы, песни, крылатые выражения и др.

6. Покажите на карте район мира, где происходит действие литературного источника.

7. По характерным деталям быта, одежды, поведения людей определите примерное время действия или написания произведения. / Найдите признаки, подтверждающие, что данное произведение было создано в эпоху…

8. Какие образы исторических героев, событий создает автор? Что представляется вам в этом портрете явно преувеличенным, искаженным, предвзятым и т.п.? Как вы думаете, с какой целью автор сделал это7

9. Как автор литературного произведения объясняет поступки героев? Согласны ли вы с такими оценками и аргументами?

10. К какому общественному слою, группе населения принадлежал автор? Насколько он оказался объективным и беспристрастным в передаче событий или автор совершенно к это не стремился?

6. В каких других литературных произведениях вы встречали схожий сюжет? Чем можно объяснить его распространенность?
































Методические рекомендации к написанию учебного доклада (сообщения)


Доклад – самостоятельная работа по теме с использованием нескольких источников;

научное сообщение по результатам исследования;

предполагает устную форму изложения, поэтому структура и стиль

доклада должны быть рассчитаны на прямой контакт с аудиторией.

Порядок действий учащегося при подготовке доклада:

  • Выбрать тему (или получить от преподавателя)

  • Составить план будущего доклада

  • Определить круг литературных источников

  • Изучить литературу и систематизировать сведения

  • Написать черновик доклада, обсудить его с преподавателем, внести коррективы и изменения

  • Написать окончательный вариант доклада

  • Оформить по установленному образцу титульный лист, сноски, список литературы, указав авторов, полное название работ, год и место издания

  • Подготовиться к устному выступлению, выверив время

  • Защитить доклад


По одной теме могут готовиться 2-3 учащихся, каждый из которых готовит и представляет свой раздел доклада.






Методические указания по составлению конспекта учебного текста


Конспект (лат.conspectus) – обзор, изложение.

Cоставляется на основе плана конспектируемого текста.


План – это «скелет» текста, который отражает последовательность исследуемого материала;

-может быть простым (кратким) и сложным (развернутым)

-составляется по ходу чтения или ознакомления с материалом

-может сочетать цитирование и более полное раскрытие отдельных

позиций.


Порядок действий учащегося при составлении конспекта:

  • Прочитать и продумать весь текст

  • Кратко записать те или иные положения

  • Конспект разделить на части по продуманному плану

  • Конспект писать чётко, разборчиво, через строчку

  • В конспекте выделять подчёркиванием (или иным образом) наиболее важные моменты текста

  • При составлении конспекта целесообразно использовать для наглядности схемы, таблицы, диаграммы

  • В конспекте указать автора конспектируемой работы и её полное название



13


Рекомендации по написанию сообщений и докладов для СПО
  • История
Описание:

Данные методрекомендации составлены с учётом требований ФГОС третьего поколения, требующих от обучающихся владеть компетенциями по эффективному контактированию с окружающими людьми, уметь работать с различной информацией и грамотно её подавать и использовать.

В пособии рассмотрены требования. особенности написания, критерии оценивания различных видов устной и письменной работы учащихся с историческим материалом: доклады, сообщения, работа с текстами лригинальных историчексих документов, написанию конспектов, подготовке реферативных сообщений. Предусмотрена возможность использования для написания работ интернет-ресурсов по истории нашей страны и проверки качества написания работ на предмет плагиата.

Рекомендации составлены с учётом низкого уровня исторических знаний современной молодёжи, отсутствием у неё героев для подражания из персонажей Истории Отечества, необходимостью воспитания патриотизма молодых россиян.

Автор Вейде Татьяна Сергеевна
Дата добавления 21.11.2014
Раздел История
Подраздел Другое
Просмотров 1601
Номер материала 4366
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓