Главная / История / Рекомендации по написанию самостоятельных работ для старшеклассников и студентов СПО

Рекомендации по написанию самостоятельных работ для старшеклассников и студентов СПО

Реферат (от лат. refere – сообщать, докладывать) является одним из самых распространенных письменных сообщений.

Реферат – вторичный источник информации, соединяющий в себе аннотацию и резюме и состоящий из трех частей – аннотационной, фактографической и резюмирующей.

Реферат – это высшая форма письменной работы, требующая сведения всех знаний вокруг одной проблемы (или вопроса) на основе нескольких источников.

Главный вопрос, на который отвечает реферат, - что содержится по данной теме в различных публикациях.

В основе подготовки специалистов должен лежать самостоятельный труд студентов. Самостоятельная работа по своей сути предполагает максимальную активность каждого студента. Она проявляется в организации его работы, в сознательном стремлении превратить осваиваемые знания в личные убеждения, чтобы руководствоваться ими в своей повседневной деятельности. Каждый студент должен понять, что развитие его интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности мышления возможно только путем приобщения к самостоятельной работе. Самостоятельная работа студента, включающая самые разнообразные формы и методы, предполагает, кроме всего прочего, и работу над рефератом.

В учебном процесс реферат понимается как краткое изложение в письменном виде или в форме устного сообщения содержания книги, учения, научной проблемы, результатов научных исследований, а также документа или его части, включающие основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с документом и определения целесообразности обращения к нему.

Цель написания реферата – научить студентов связывать теорию с практикой, пользоваться литературой, статистическим данными, привить умение популярно излагать сложные вопросы. Таким образом, слово «реферат» имеет 2 значения:

  1. Краткое изложение реферируемой научной работы, книги, статьи;

  2. Сообщение на заданную тему, сделанное на основе краткого обзора литературы и других источников.

Основные требования, предъявляемые к реферату:

- информативность изложения

- объективность, неискаженное фиксирование всех положений первичного текста

- точность в передачи информации

- полнота отображения основных элементов содержания

- доступность восприятия теста реферата как по содержанию, так и по форме

- соблюдение единого стиля

- корректность в оценке реферата

- изложение в логической последовательности

- использование точного, литературного языка.

Защита реферата – одна из форм проведения устной аттестации студентов. Она предполагает значительную предварительную работу: выбор проблемы (темы), ее глубокое изучение, изложение результатов и выводов. Реферативная работа по социально-гуманитарным дисциплинам является одним из существенных моментов в выработке у студентов навыков самостоятельной работы с научной литературой, способности решать различные ситуации.

СТРУКТУРА РЕФЕРАТА

I Введение

II Основная часть

III Заключение

IV Список литературы

V Приложение (не обязательная часть)

Введение. Во введении должна быть обоснована актуальность темы реферата, ее теоретическая и практическая значимость, степень научной разработанности темы и наличие различных подходов в ее решении.

Основная часть. Основная часть реферата содержит материал, отобранный студентом для рассмотрения выбранной им проблемы. В этой части автор этого реферативного сочинения решает задачи, поставленные во введении. Основная часть должна включать в себя развитие научных представлений о проблеме. Целесообразно показать связь проблемы современной деятельности. Кроме того, она должна содержать собственное мнение студента и сформулированные самостоятельные выводы, опирающиеся на соответствующие факты.

Заключение. Заключение подводит итог работы, оно должно содержать основные выводы автора по решению проблем, поставленных в основной части реферата. Заключение может содержать и предложения о дальнейшей научной разработке вопроса.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОМЛЕНИЮ РЕФЕРАТА

Оформление реферата подчинено определенным требованиям. Реферативную работу студент выполняет на стандартных листах писчей бумаги или на компьютере. Точный объем реферата зависит и от темы и от количественных проработанных источников, и от задачи, которую поставит перед собой студент-автор. Объем реферата – от 10 до 20 листов формата А4.

Текст помещается на одной стороне листа с обязательным выделением полей (левое поле листа – 20 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее – 15 мм.) и порядковой нумерацией листов. Нумерация страниц проставляется справа верхнего поля листа. Титульный лист реферата считается первым листом, содержание – вторым. На этих страницах нумерация не ставится. Она считается с цифры «3» (соответствует первому листу «введение»). Каждый новый раздел реферата печатается с новой страницы.

Заголовки и подзаголовки определяются от основного текста сверху и снизу тремя интервалами.

Титульный лист

Титульный лист – первая страница реферата, которая должна содержать основные сведения о работе и ее авторе. В верхней части листа указывается название учебного заведения в полном объеме, без сокращений.

В центре – тема реферата. Ниже темы справа указывается Ф.И.О. студента, группа, Ф.И.О. руководителя. Внизу титульного листа указывается город и год написания реферата.

Содержание

Содержание следует после титульного листа реферата, в нем указываются основные части реферата (введение, основная часть, заключение, список литературы) с указанием соответствующих страниц. Разделы нумеруются арабскими цифрами. Если разделы «содержания» разбиты на подразделы, то их нумерация составляется из номера раздела и подраздела, разделенных точкой.

Введение


Введение – это вступительная часть реферата, помещаемая под основным текстом. Объем введения обычно составляет 1, 2 страниц текста.

Основная часть

Основной текст излагается в произвольной форме. Походу изложения материала автор может ссылаться на других авторов, всевозможные источники (документы, карты, таблицы, схемы и т.д), которые должны располагаться после текста.

Общий объем основной части – 8, 12 страниц.

Заключение

Заключение – часть реферата, в котором формулируются выводы, оно должно быть четким и кратким. По объему не должно превышать введение (1, 2 страницы)

Приложение

Приложение – часть реферата, имеющая дополнительное справочное значение, необходимое для более полного освещения темы. По форме и содержанию приложения разнообразны: таблицы, схемы, графики, рисунки, карты, фотографии, образцы и.т.д). Нумерация приложений помещается в правом верхнем углу над заголовком приложения рядок со словом «приложение» (например, ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Список литературы и источников

Порядок построения списка литературы осуществляется в алфавитном порядке. Необходимо указать место издания, название издательства, год издания.






Как написать реферат


Несколько НЕ

Реферат НЕ копирует дословно книги и статьи и НЕ является конспектом.

Реферат НЕ пишется по одному источнику и Не является докладом.

Реферат НЕ может быть обзором литературы, т.е. не рассказывает о книгах.


В реферате собранный по теме материал систематизируется и обобщается.

Реферат состоит иэ нескольких частей:

  • титульный лист (оформляется по требованиям учебного заведения);

  • оглавление (содержание) требует наличие номеров страниц на каждый раздел реферата;

  • введение;

  • основная часть, состоящая из глав;

  • заключение;

  • список использованной литературы.


Этапы (план) работы над рефератом

Выбрать тему. Она должна быть знакома и интересна. Желательно, чтобы тема содержала какую-нибудь проблему или противоречие и имела отношение к современной жизни.

Определить, какая именно задача, проблема существует по этой теме и пути её решения. Для этого нужно название темы превратить в вопрос.

Найти книги и статьи по выбранной теме. (для средних классов - не менее 3-х источников, для старшеклассников не менее 5). Сделать список этой литературы.

Сделать выписки из книг и статей. (Обратить внимание на непонятные слова и выражения, уточнить их значение в справочной литературе).

Составить план основной части реферата.

Написать черновой вариант каждой главы.

Показать черновик педагогу.

Написать реферат.

Составить сообщение на 5-7 минут.


Как подготовить учебную презентацию

Основной единицей электронной презентации в среде Power Point является слайд, или кадр Основные правила подготовки учебной презентации:

При создании мультимедийного пособия не следует увлекаться и злоупотреблять внешней стороной презентации, так как это может снизить эффективность презентации в целом.

Одним из важных моментов является сохранение единого стиля, унифицированной структуры и формы представления учебного материала на всем уроке. При создании предполагается ограничиться использованием двух или трех шрифтов. Вся презентация должна выполняться в одной цветовой палитре, например на базе одного шаблона, также важно проверить презентацию на удобство её чтения с экрана.

Тексты презентации не должны быть большими. Выгоднее использовать сжатый, информационный стиль изложения материала. Нужно будет суметь вместить максимум информации в минимум слов, привлечь и удержать внимание обучаемых.

При подготовке мультимедийных презентации возможно использование ресурсов сети Интернет, современных мультимедийных энциклопедий и электронных учебников.

Обязательными структурными элементами, как правило, являются:

  • обложка;

  • титульный слайд;

  • оглавление;

  • учебный материал (включая текст, схемы, таблицы, иллюстрации, графики);

  • словарь терминов;

  • справочная система по работе с управляющими элементами;

  • система контроля знаний;

  • информационные ресурсы по теме.



Структурный элемент реферата

Содержание

Титульный

лист

Содержит сведения о названии учебного заведения, названии темы реферата, об авторе и руководителе (приложение 1)

Оглавление

Последовательное изложение структуры реферата и названия глав и параграфов. Указываются страницы, с которых начинается каждый параграф. (приложение 2)

Введение

Содержит определение сути проблемы, объяснение выбора темы, ее актуальность. Определяются цель и задачи, значимость реферата. Указывается характер используемой литературы и составляется историографический обзор

Основная часть

Освещается тема с ее фактической стороны, и формулируются выводы и результаты изучения материалов. События и явления характеризуются в строгой хронологической последовательности

Самостоятельные вопросы, раскрывающие тему реферата, оформляются в параграфы, которые, в свою очередь, группируются в главы.


Параграфы располагаются в логической последовательности.

Название параграфов должно соответствовать их

содержанию. Заголовки параграфов не должны повторять название глав, а главы- реферата. Содержание параграфов должно включать историографию вопроса, мнение разных историков по данной проблеме.

Каждый параграф должен заканчиваться краткими выводами.

Заключение

Обобщаются и оцениваются итоги всей работы над темой, характеризуется полнота и глубина решения задач, выдвинутых во введении.

Список литературы

Содержит перечень использованных источников. Список литературы составляется в алфавитном порядке (по первым буквам фамилий авторов или по названиям сборников) в соответствии с требованиями.

Приложение

Помещаются собранные автором воспоминания, фотографии, карты, схемы, статистические таблицы, словарь терминов и т.д.



Требования к оформлению реферата


Текст реферата пишется на одной стороне листа писчей бумаги формата А-4 с сохранением полей: слева – 3 см., сверху и снизу – 2 см., справа – 1 см. Все страницы реферата нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы. Первой страницей считается титульный лист – цифра – «1» не ставится. Второй – оглавление – цифра «2» не ставится. Указание цифр начинается с третьей страницы, как правило, это «Введение». Порядковый номер ставится в середине верхнего поля страницы.

Объем учебного реферата составляет 20-25 страниц (10-15 – напечатанных). При написании реферата используется полуторный интервал между строками. Количество источников должно быть не менее 10.

Реферат пишется одним цветом (черным или синим, использование разных цветов не допускается).

Титульный лист и оглавление оформляются в соответствии с требованиями. (См. приложение 1 и 2).

Каждая глава начинается с новой страницы. Новый параграф можно начинать после завершения предыдущего, отступив от него несколько сантиметров.

Названия глав и параграфов пишутся крупным шрифтом вверху по середине.

Заключение и список литературы пишут на новой странице.

Большие трудности вызывает оформление ссылок и списка литературы. В реферате можно использовать два вида ссылок: текстовые и подстрочные.

Текстовые ссылки помещают после текста и оформляются таким образом: (28, с. 172). Это означает, что данный текст взят из источника, находящегося в общем списке литературы под номером 28 на странице 172.

Подстрочные ссылки располагают внизу страницы под специально проведенной чертой. При этом, после текста ставится небольшая цифра, ориентирующая на сноску.


Например: «Переговоры Убри с Талейраном ни к чему не привели….. Наполеон поставил задачу: либо все, либо ничего.1»




1. Сироткин В.Г. Наполеон и Александр I: Дипломатия и разведка Наполеона и Александра I в 1801-1812 гг. – М.: Эксмо, 2003. – с.89.

Если ссылка на одну и ту же работу повторяется, то подробности библиографического описания опускаются. Указывается фамилия и инициалы автора, и делаются пометки: «Там же» (если ссылки идут подряд) и «Указ. соч.» (указанное сочинение) во всех остальных случаях.

Например: Сироткин В.Г. Указ. соч. С. 89-90.


Список литературы, использованной при реферировании, оформляется в соответствии с определенными требованиями.


Описание книги, написанной одним – двумя авторами:


Сведения об авторах. Основное заглавие/ Сведение о редакторах. – Место издания: Издательство, Год издания. – Количество страниц.


Например: Зырянов П.Н. История России. ХIХ век /Под ред. А.Н. Сахарова. – М.: Просвещение, 1994. – 256 с.


Описание книги, написанной несколькими авторами:


Основное заглавие /сведения об авторах; Сведения о редакторах. – Место издания: Издательство, Год издания. – Количество страниц.


Например: Славяне и скандинавы /Клиндт-Енсен О., Рыбаков Б.А., Седов В.В., Херрман Й и др.; Под ред. Е.А. Мельниковой. – М.: Прогресс, 1986. – 416 с.


Описание статьи:


Сведения об авторах. Основное заглавие. //Где опубликована статья. – Год. – Номер. – Страницы.


Например: Земцов В.Н. «Французское» Бородино. Французская историография Бородинского сражения //Отечественная история. – 2002. - № 6. – С. 53-62.


Описание многотомного издания:


Основное заглавие: Общее количество томов /Сведения о редакторах. – Место издания: Издательство, Год издания. – Том. Название тома. Количество страниц.

Например: История Востока: в 6т. /Под ред. Б.А. Рыбакова. – М.: Институт востоковедения РАН, 2000. – Т.З.: Восток на рубеже средневековья и нового времени ХVI – ХVIII в. – 687 с.



Реферат должен быть скреплен при помощи папки – скоросшивателя.

Языковые средства оформления реферата


Язык реферата должен быть лаконичным, информативно насыщенным, доказательным.

Текст реферата должен соответствовать научному стилю.

Для языкового оформления реферата предлагаем Вам воспользоваться нижеприведенной таблицей.


Смысловой компонент текста


Языковые средства выражения

Выбор темы

Выбор темы обусловливается ….

Выше сказанное обусловливает выбор темы.

Постановка

цели и задач

Проанализировать, раскрыть, изучить, сравнить,

определить, выявить, охарактеризовать и т.д.



Актуаль-

ность

В современной историографии идет дискуссия на тему…

Международная обстановка … свидетельствует об актуальности темы.

Внутриполитические (культурно-исторические) процессы………свидетельствуют об актуальности темы.

Перечень работ по теме

По данной теме существует обширная историография. Эта проблема рассматривается в следующих работах ….. .

Данной проблемой занимались…. .


Описание подходов к проблеме

В историографии существует два (три и т.д.) подхода к решению проблемы… .

Дореволюционная историография считала, что…., советская же… .

В исторической литературе существует две (три и т.д.) точки зрения по данному вопросу.


Отношение к точке зрения.


Личное мнение.

Мы согласны с точкой зрения…. .

Концепция ….. нам кажется более аргументированной, чем другие.

Мы считаем, что позиция…более убедительна, чем..

Мы разделяем точку зрения …. .

На наш взгляд ………. .

Мы не разделяем точку зрения…. .

Оценка и самооценка реферата


Отметка за реферат складывается из нескольких оценок:

самооценка студента (предоставляется в письменном виде или озвучивается при защите);

экспертная оценка реферата рецензентом (преподавателем или студентом);

оценка руководителя;

результаты публичной защиты (важнейшая составляющая итоговой отметки).

Качество выполнения реферата можно отследить по нижеприведенной карте, по которой будет оцениваться публичная защита.


Карта оценки и самооценки реферата

Составляющие образованности

Критерии оценивания

Ф.И.О.

Ф.И.О.

Ф.И.О.

Предметно-

информационная

Владение фактическим материалом реферата.




Многоаспектность теоретического анализа.




Содержательность теоретической

части реферата.




Деятельностно-коммуникативная

Соответствие оформления реферата и научно-справочного аппарата основным требованиям.




Коммуникативные умения студента (работа в диалоге,умение отстаивать свою точку зрения,качество речи, научный стиль изложения и т.д.)




Ценностно-ориентационная.

Осознание личных новообразований в процессе реферирования.




Осознание ценности реферата.





Умение оценивать и обосновывать личное отношение к историческим событиям, их участникам, произведениям культуры




ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА


Показатели оценивания:

5 –проявляется оптимально; 4 – проявляется достаточно; 3- проявляется фрагментарно, в недостаточной степени; 2- единичные случаи проявления; 1- не проявляется.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕФЕРАТА

Критериями оценки реферата является:

1. Новизна реферирования текста

- актуальность проблемы и темы

- самостоятельностью в постановке проблемы

- наличием авторской позиции

- стилевым единством текста, единством жанровых черт

2. Степень раскрытия сущности проблемы предполагает:

- соответствие плана теме реферата

- полноту и глубину раскрытия основных понятий проблемы

- умение работать с литературой

- умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по данной проблеме.

3. Обоснованность выбора источников оценивается:

- полнотой использования работ по проблеме

- привлечением наиболее известных и новейших работ по проблеме (журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и т.д.).

4. Соблюдение требований к оформлению определяется:

- оценкой грамотности и культуры изложения

- владением терминологией и понятийным аппаратом проблемы

- соблюдением требований к объему реферата

- правильным оформлением ссылок на используемую литературу

- культурой оформления


Критерии оценки за экзамен в форме защиты реферата


Итоговая оценка складывается из оценки самостоятельной реферативной деятельности студента (на основании рецензии) и итоговой защиты реферата студентом на экзамене.

При выставлении оценки следует обращать внимание на следующие моменты:

- актуальность содержания реферата, его теоретический уровень

- грамотность раскрытия темы

- простоту и доходчивость изложения

- убедительность, аргументированность, практическую значимость предложений и выводов, сделанных в реферате

- способность студента понять суть задаваемых ему вопросов по теме представленного реферата и формулировать точные ответы на них

- соответствие критериям оценки экзаменационного реферата

- способность защитить реферат, продемонстрировав ораторские способности и общеучебные умения.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РЕФЕРАТА


Реферат может быть как формой работы студента по самостоятельному более углубленному изучению учебного материала, так и формой заключительного контроля по теме, разделу или учебной дисциплине с обязательной защитой. Рекомендуемые этапы работы над рефератом, как формой промежуточной аттестации (зачет или экзамен по учебной дисциплине):

I. Инструктаж преподавателя «Реферат и требования к нему»

(Приложения 1,2)………………………………………………….…..1 нед.

II. Выбор и обдумывание темы…………………….……………………1-2 нед.

III. Регистрация тем у преподавателя.…………………………………..1 нед.

IV. График работы над рефератом

- список литературы, план…………………………………………..1-2 нед.

- отработка плана (объем работы, рекомендации по использованию источников)………………………………………………..……………..….1-2 нед.

  • работа с литературой ………..………………………………….…..2 нед.

  • Черновой вариант по ГОСТ…………………….……………….…..2 нед.

  • Оформление реферата……………….………………………..….…..1 нед.

  • сдача на проверку …………………………….……………………...1 нед.

  • рецензия, вопросы для собеседования на экзамене……………..…1 нед.

  • доработка реферата в соответствии с замечаниями рецензента ….1 нед.

  • Составление аннотации или резюме………………………………..1 нед.

  • зачет, экзамен

Оформление реферата осуществляется по ГОСТ (Приложения)


ПОРЯДОК СДАЧИ И ЗАЩИТЫ РЕФЕРАТОВ


Как правило, реферат сдается на проверку преподавателю за 1-2 недели до защиты, хотя могут быть установлены и другие сроки сдачи реферата.

При оценке реферата преподаватель учитывает

  • качество

  • степень самостоятельности студента и проявленную инициативу

  • связность, логичность и грамотность составления

  • оформление в соответствии с требованиями ГОСТ.

Критерии оценки реферата смотри Приложение 4.


Защита реферата студентом предусматривает:

  • доклад по реферату не более 5-7 минут

  • ответы на вопросы оппонента.

На защите запрещено чтение текста реферата. Общая оценка за реферат выставляется с учетом оценок за работу, доклад, умение вести дискуссию и ответы на вопросы.


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕФЕРАТОВ И ДОКЛАДОВ


Критерии оценки реферата каждым преподавателем определяются самостоятельно, исходя их специфики дисциплины. Единственное обязательство - критерии оценки рефератов заранее доводятся до сведения студентов.

В данном приложении указаны примерные критерии оценивания реферата, на которые можно соорентироваться. Допустим: реферат оценивается по нижеприведенным критериям по 3-х бальной шкале от 0 до 2 баллов. Для определения оценки сумму набранных баллов выражают в %, приняв за 100% максимальное количество баллов (например, 20 б.)

Оценка «5» - 90-100% (18-20 б.)

«4» – 80-89% (16-17 б.)

«3» – 70-79% (14-15 б.)

При оценке рефератов учитываются следующие критерии:

Соответствие реферата теме

  • Соответствует – 2

  • Частично соответствует – 1

  • Не соответствует –0

2. Актуальность:

  • Работа актуальна -2

  • Актуальность сомнительна – 1

  • Неактуальна – 0

3. Выводы

  • Выводы полные – 2

  • Выводы неполные – 1

  • Выводы отсутствуют – 0

  1. Нестандартный подход к раскрытию темы:

  • Работа очень оригинальна – 2

  • Работа менее оригинальна – 1

  • Работа традиционна - 0

  1. Научность:

  • Работа научна – 2

  • Имеются ошибки в использовании терминов и т.д. – 1

  • Ненаучна – 0

  1. Грамотность и логичность:

  • Полностью грамотна и логична – 2

  • Имеются ошибки – 1

  • Безграмотна, отсутствует логичность в изложении - 0

  1. Умение держаться:

  • Внешний вид и манера поведения безупречны – 2

  • Имеются погрешности – 1

  • Впечатление негативное – 0

  1. Качество изложения :

  • Свободное владение материалом – 2

  • Придерживается текста – 1

  • Читает текст – 0

  1. Использование профессиональной тематики:

  • Правильное использование – 2

  • Не всегда правильно – 1

  • Отсутствие использования – 0

  1. Соблюдение регламента (ГОСТ) доклада (оформления реферата):

  • Регламент (ГОСТ) соблюден –2

  • Отступления небольшие – 1

  • Значительные отступления от регламента (ГОСТа) - 0


Можно включить для оценки и другие критерии, например, «Иллюстративный материал», «Обоснование цели работы»




Примерная тематика рефератов по истории для студентов 1 и 2 курсов *


  1. Славяне и викинги как торговцы и воины в YIII-IX в.

  2. Религия восточных славян в государственный период.

  3. Культура и быт восточных славян в VIII- IX вв.

  4. Русско-скандинавские отношения домонгольского периода.

  5. Средневековый Новгород.

  6. Образование государства у восточных славян.

  7. Фольклорные традиции юга и севера Киевской Руси IX-XII в.

  8. История христианизации Руси.

  9. Дипломатия Святослава.

  10. Русско-византийские отношения IX -Х в.

  11. Семья в Древней Руси.

  12. Положение детей в Древней Руси.

  13. Статус пожилых людей в Древней Руси.

  14. Статус женщины в Древней Руси.

  15. Обучение и воспитание детей в Древней Руси.

  16. Дипломатия Ярослава Мудрого.

  17. Быт и нравы древних славян.

  18. Реформы княгини Ольги.

  19. Возникновение и развитие древнерусского права IX -ХII вв.

  20. Возникновение и развитие древнерусского государства IX -ХII вв.

  21. Государственный строй и право Золотой Орды.

  22. Свадебный обряд у восточных славян.

  23. Возникновение славянской письменности.

  24. Политическая раздробленность Руси: оценки историков.

  25. История основание Москвы.

  26. Образование единого русского централизованного государства.

  27. Политика первых московских князей.

  28. Культура Владимиро-Суздальского княжества ХII-ХIII вв.

  29. Социально-политический строй в Новгороде Х-ХIII вв.

  30. Социальная структура Древней Руси по Русской правде.

  31. Архитектура Руси ХII-ХIII вв.

  32. Идейно-тематическое содержание произведений древнерусской литературы ХII-ХIII вв.

  33. Крестовые походы на Русь в XIII в.

  34. Внутренняя и внешняя политика А. Невского.

  35. Куликовская битва: спорные вопросы в историографии.

  36. Русская Православная церковь в период раздробленности Руси.

  37. Роль Русской православной церкви в борьбе с ордынским игом.

  38. Иконопись Древней Руси.

  39. Влияние монголо-татарского нашествия на устное народное творчество и литературу.

  40. Внутренняя политика Ивана III.

  41. Реформы Елены Глинской.

  42. Внутренняя политика Ивана Грозного.

  43. Опричнина Ивана Грозного в оценках историков.

  44. История присоединения Сибири.

  45. Архитектура Москвы в период централизованного государства.

  46. Русская Православная церковь в ХYIв.

  47. Социальная структура общества XY-нач. ХYI вв.

  48. Правовое развитие Русского государства ХY-нач. ХYI вв.

  49. Торговля в средневековой России.

  50. Быт и нравы россиян в ХIY-ХY вв.

  51. Внутренняя политика Бориса Годунова.

  52. Лжедмитрий I: политический портрет.

  53. Лжедмитрий II: политический портрет.

  54. Эволюция Земских соборов в России XYI- XYII вв.

  55. Раскол Русской православной церкви.

  56. Социальное развитие России в ХYII в.

  57. Формы социального протеста при первых Романовых.

  58. Внешняя политика России ХYII вв.

  59. Архитектура России ХYII в.

  60. Политический портрет Федора Алексеевича.

  61. Царевна Софья: политический портрет.

  62. Реформы Петра I.

  63. Медали и нагрудные знаки отличая русской гвардии времен Петра I.

  64. История строительства Санкт- Петербурга.

  65. Элита петровской эпохи.

  66. Социально-экономическое развитие России в первой половине ХYIII в.

  67. Образование и наука России в ХYIII в.

  68. Сельская школа на Урале в ХYIII –ХIX в.

  69. История крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева.

  70. Внешняя политика России во второй половине ХYIII в.

  71. Русская литература ХYIII в.

  72. Русская живопись ХYIII в.

  73. Русская архитектура ХYIII в.

  74. Русская музыка XVIII в.

  75. Внешняя и внутренняя политика Павла I.

  76. Дворянская политика Екатерины II.

  77. Противоборство Екатерины II и Павла I.

  78. Государственный переворот в России 11 марта 1801 г.

  79. Реформы Александра I.

  80. Реформаторская деятельность М.М.Сперанского.

  81. Отечественная война 1812 г.: спорные вопросы.

  82. Конституционный вопрос в первой четверти XIX в.

  83. Программные документы декабристов.

  84. Суд и следствие над декабристами.

  85. Общественное движение в России во второй четверти XIX в.

  86. Внешняя политика России во второй четверти XIX в.

  87. Крымская война в воспоминаниях участников.

  88. Образование в России в первой половине XIX в.

  89. Реформы в период правления Николая I.

  90. Деятельность III отделения императорской канцелярии.

  91. Общественная мысль в России во второй половине XIX в.

  92. Общественная мысль в России в 30-40 гг XIX в.

  93. Отмена крепостного права в России.

  94. Русская православная церковь в XIX в.

  95. Реформы в России в 60-70 гг. XIX в.

  96. Русская армия во второй половине XIX в.

  97. Министры образования России в XIX в.

  98. Экономическое развитие России во второй половине XIX в.

  99. Сословия России в начале XIX в.

  100. Освободительное движение в России в 60-80 гг XIX в.

  101. Распространение марксизма в России.

  102. Контрреформы Александра III.

  103. Политика России на Дальнем Востоке во второй половине XIX в.

  104. Русско-турецкие отношения во второй половине XIX в.

  105. Модернизация России в конце XIX – начале ХХ в.

  106. Население России в конце XIX в начале ХХ в.

  107. Национальный вопрос в политике Николая II.

  108. Политическая элита и окружение Николая II.

  109. Русско-японская война: глазами японцев и русских.

  110. Характер первой русской революции.

  111. Россия в Первой мировой войне.

  112. Зарождение многопартийности в России в начале ХХ в.

  113. Конституционное развитие России в XX в.

  114. Деятельность Государственной Думы в начале ХХ в.

  115. Аграрная реформа П.А. Столыпина.

  116. Балканская проблема во внешнеполитическом курсе России в

начале ХХ в.

  1. Февральская революция 1917 г.

  2. Октябрь 1917 г.: события и оценки.

  3. Культура России первой половины XIX в.

  4. Культура России второй половины XIX в.

  5. Исторические взгляды А.С. Пушкина.

  6. Русская философия мысль рубежа XIX -ХХ вв.

  7. Государственные органы советской власти.

  8. Гражданская война в России.

  9. Гражданская война на Урале.

  10. Политика «военного коммунизма».

  11. Антибольшевистские восстания в 20-е годы.

  12. Формирование однопартийной системы в России.

  13. НЭП и ее влияние на социум.

  14. Образование СССР.

  15. Политическая элита Советской России.

  16. Сталинская модель модернизации СССР.

  17. Индустриализация в СССР.

  18. Коллективизация в СССР.

  19. Образование в 20-30е г. ХХ в.

  20. Культура в 20-30г гг. ХХ в.

  21. Внешняя политика СССР в 1939 г.

  22. Внешняя политика СССР в 30-е ХХ в.

  23. Готовность Красной Армии к войне в 1941 г.

  24. Коренной перелом в Великой Отечественной войне.

  25. Урал в годы Великой Отечественной войны.

  26. Образование ООН.

  27. Колхозы Урала в 45-50-х гг. ХХ в.

  28. Сталинизм: оценки в историографии.

  29. Восстановление хозяйства после ВОВ.

  30. Военно-морской флот после ВОВ.

  31. Политическая борьба в 50-х г ХХ в.

  32. Социально-экономическое развитие СССР в 50-60-е гг.

  33. Внешняя политика СССР в 60-80 гг.

  34. Эволюция отношений между СССР и США в 1945-1999 гг.

  35. Культура СССР в годы ВОВ.

  36. Культура СССР в 50-60-е г. ХХ в.

  37. Историческая закономерность распада СССР.

  38. Путч 1991: события и оценки.

  39. Образование РФ и ее развитие в начале 90-х г. ХХ в.

  40. Экономическая политика Е. Гайдара.

  41. Внешняя политика Б. Ельцина.

  42. Социально-политические основы октябрьского кризиса 1993 г.

  43. Конституционное развитие России Х1Х - ХХ вв.

  44. Внутренняя политика В. Путина.

  45. Современная политическая элита.

  46. Чеченская война в конце XX в.

  47. Деятельность Государственной Думы на рубеже ХХ-ХI вв.

  48. Правозащитное движение в современной России.

  49. Социология семьи в России в конце XX в.

  50. Образование в России на рубеже ХХ-ХХ1 вв.

  51. Военная служба в России в Х1Х в.

  52. Ордена и медали современной России.

  53. Политическая элита Уральского федерального округа.

  54. Переселенческая политика на Дальнем Востоке 1923-1929.

  55. Образование на Урале в годы Великой Отечественной войны.


*hello_html_56d66fea.gif Студент может самостоятельно предложить тему реферата.


Рекомендации по написанию самостоятельных работ для старшеклассников и студентов СПО
  • История
Описание:

Представляется пособие с рекомендациями для старшеклассников и студентов СПО по написанию реферата по дисциплине История. Описаны требования к структуре, тексту, содержанию и защите самостоятельной письменной работы обучающихся.

Даны критерии оценивания качества написания и зациты, а также саостоятельной оценки качества работы её автором.

Данные рекомендации обобщают многолетний опыт автора в работе с обучающимися через активизацию их самостоятельной мыслительной деятельности, воспитание чувства исторического самосознания и повышения интереса молодёжи к истории Отечества и своего родного края.

Автор Вейде Татьяна Сергеевна
Дата добавления 21.11.2014
Раздел История
Подраздел Конспекты
Просмотров 532
Номер материала 4361
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓