Главная / Русский язык и литература / Рекомендации по комплексной работе с текстом на уроках русского языка

Рекомендации по комплексной работе с текстом на уроках русского языка

Этапы комплексной работы с текстом

Методические рекомендации

I этап. Предтекстовая работа.

Цель этапа: Подготовка детей к восприятию и развитию важнейшего читательского умения, как антиципации, т.е. умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации, по фамилии автора и группе ключевых слов.

1. Уточнение темы и основной мысли текста (анализ темы урока, название

параграфа учебника или книги, работа с эпиграфом).

2. Прогнозирование содержания текста по заголовку, по данному началу,

предполагая возможное развитие основной мысли. Задания типа:

  • «Как вы полагаете?»

  • «hello_html_m2f5ea3a3.jpgКакую новую информацию должен этот текст содержать?»

3. Словарная работа, предусматривающая уточнение лексического значения слов, известным учащимся, или новых терминов, разъяснению которых и посвящен новый текст.

4. Просмотровое чтение текста (в течение 30-40 секунд дети знакомятся с текстом с целью выяснения его структуры, графического оформления: каким образом выделена ключевая информация, имеются ли схемы, таблицы, рисунки и т.д.). Задания типа:

  • Быстро просмотреть текст по ключевым словам.

  • Постараться в общих чертах понять, о чем идет речь в тексте.


II этап. Текстовая работа.

Цель этапа: Достижение понимания основного содержания текста.

1. Организация чтения текста вслух сильным учеником, учителем или про

себя.

2. Постановка целевого вопроса перед чтением:

  • «Какая информация в тексте является для вас новой, а какие сведения вам уже известны?»

  • Кhello_html_34757907.jpgакое настроение отрывка (если используется поэзия)?

3. Уточнение темы и основной мысли текста.

4. Поиск в тексте предложений, в которых заключены

тема, идея.

5. Составление плана (простого или сложного).

6. Составление схем, таблиц на основе текста.

7. Подбор заголовка.

8. Оценка понимания текста:

  • Выяснить, в чем необычность в подаче материала.

  • Какая информация осталась непонятной?

9. Определить тип, стиль речи. Аргументировать.

10. Выразить свое отношение к прочитанному.

11. Назвать или выписать ключевые слова текста, в каком значении они

употреблены (переносном или прямом)?

12. Назвать художественные тропы (эпитеты, метафоры, ассоциации).

13. Подобрать синонимы, антонимы; зачитать устаревшие слова,

подобрать к ним синонимичные неологизмы.

14. Наблюдение над употреблением глаголом, изменяется ли их время.




III этап. Послетекстовая работа.

Цель этапа: понять и запомнить текст, выполняя смысловой,

hello_html_m75d18ff5.jpgструктурный и языковой анализы.

1. Провести выразительное чтение текста учащимися, передав чувство голосом (радость, горе, разочарование, негодование). Наблюдение над темпом чтения.

2. Наблюдение над логическим ударением в определенных предложениях.

3. Особенности интонации и значение знаков препинания.

4. Пересказать текст (в т.ч. выборочно, сжато или от 1-о

лица).

5. Структура текста. Найти вступление, основную

часть, концовку в тексте.

6. Отметить предложения, которые поразили, произвели

впечатление своей выразительностью, красотой. Аргументировать.

7. Списать абзац, сверить с образцом. (Комментированное письмо. Письмо

по памяти).

8. Доказать свою точку зрения по поводу проблем, поднятых в тексте.

(Работа в парах, группах).

9. Составить вопросы к прочитанному со словами: Почему? Откуда? Как?

и др. (Диалогическая или монологическая речь).

10. Какая пословица подходит к тексту?

11. Работа над языковыми средствами:

  • назвать или выписать ключевые слова текста, в каком значении они

употреблены (переносном или прямом)?

  • подобрать синонимы, антонимы, оценочная лексика;

  • назвать художественные тропы (эпитеты, метафоры, ассоциации).

  • наблюдение над употреблением глаголов. Изменяется ли их время?

  • наблюдение над произношением и написанием, значение слова;

  • поиск с помощью словаря значений незнакомых слов и непонятных выражений.

1hello_html_m4d44320a.jpg2. Использовать полученные сведения в общении:

  • монолог-рассуждение,

  • полилог-дискуссия,

  • инсценировка.

13. Подобрать заголовок к каждой части текста,

чтобы получился план.

14. Собрать «рассыпанный» текст.

Редактировать данный текст.

15. Словесное рисование по прочитанному.

16. Формулирование выводов о том, что является основным в тексте, что

понравилось, а что - нет и почему.

17. Установить связь прочитанного с жизненным опытом.

18. Поиск в тексте языковых явлений, орфограмм.

19. Использование текстового материала для выполнения тренировочных

упражнений по языку и совершенствования языковых умений.






Значение использования морфологии в тексте


Имя существительное

  • Создание точности, выразительности, информативности речи;

  • Создание фразеологизмов, метафор, сравнений, синонимов, слов в прямом и переносном значении.


Имя прилагательное

  • Создание точности, выразительности, информативности речи;

  • При создании эпитетов;

  • Создание синонимов, антонимов, слов в переносном и прямом значении;

  • Переход в существительные (столовая, мороженое);


Глагол

  • Создание точности, выразительности, информативности речи;

  • Создание слов в прямом или переносном значении;

  • Создание глаголов-синонимов;

  • Создание фразеологизмов, в которых используются глаголы в переносном значении;

  • Использование глаголов настоящего времени с целью оживления картинки и образного представления действия;

  • Создание этикетных формул.


Причастие и деепричастие

  • Способность причастий передавать признак как действие;

  • Деепричастие дорисовывает дополнительное действие;

  • Создание фразеологизмов с деепричастиями;

  • Различие созвучных деепричастий (висячий, висящий).

3


Рекомендации по комплексной работе с текстом на уроках русского языка
  • Русский язык и литература
Описание:

Этапы комплексной работы с текстом

Методические рекомендации

I этап.  Предтекстовая работа.

Цель этапа: Подготовка детей к восприятию и  развитию важнейшего читательского умения, как антиципации, т.е. умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации, по фамилии автора и группе ключевых слов.

1. Уточнение темы и основной мысли текста (анализ темы урока, название

     параграфа учебника или книги, работа с эпиграфом).

2. Прогнозирование содержания текста по заголовку, по данному началу,

    предполагая возможное развитие основной мысли. Задания типа «Как вы полагаете?»                                                                      

·         «Какую новую информацию должен этот текст содержать?»

3. Словарная работа, предусматривающая  уточнение лексического значения слов, известным учащимся, или новых терминов, разъяснению которых и посвящен новый текст.

4. Просмотровое чтение текста (в течение 30-40 секунд дети знакомятся с текстом с целью выяснения его структуры, графического оформления: каким образом выделена ключевая информация, имеются ли схемы, таблицы, рисунки и т.д.). Задания типа:

·         Быстро просмотреть текст по ключевым словам.

·         Постараться в общих чертах понять, о чем идет речь в тексте.

 

II этап. Текстовая работа.

Цель этапа: Достижение понимания основного содержания текста.

1. Организация чтения текста вслух сильным учеником, учителем или про себя.

2. Постановка целевого вопроса перед чтением:

·         «Какая информация в тексте является для вас новой, а какие сведения вам уже известны?»

·         Какое настроение отрывка (если используется поэзия)?

3. Уточнение темы и основной мысли текста.

4. Поиск в тексте предложений, в которых заключены тема, идея.

5. Составление плана (простого или сложного).

6. Составление схем, таблиц на основе текста.

7. Подбор заголовка.

8. Оценка понимания текста:

·         Выяснить, в чем необычность в подаче материала.

·         Какая информация осталась непонятной?

9. Определить тип, стиль речи. Аргументировать.

10. Выразить свое отношение к прочитанному.

     11. Назвать или выписать ключевые слова текста, в каком значении они употреблены (переносном или прямом)?

  12. Назвать художественные тропы (эпитеты, метафоры, ассоциации).

        13. Подобрать синонимы, антонимы; зачитать устаревшие слова,

              подобрать к ним синонимичные неологизмы.

         14. Наблюдение над употреблением глаголом, изменяется ли  их время.

III этап. Послетекстовая работа.

Цель этапа: понять и запомнить текст, выполняя смысловой,

 структурный и языковой анализы.

1. Провести выразительное чтение текста учащимися, передав чувство голосом (радость, горе, разочарование, негодование). Наблюдение над темпом чтения.

       2. Наблюдение над логическим ударением в определенных предложениях.

       3. Особенности интонации и значение знаков препинания. 

       4. Пересказать текст (в т.ч. выборочно, сжато или от 1-го лица).

       5.Структура текста. Найти вступление, основную часть, концовку в тексте.

        6. Отметить предложения, которые поразили, произвели

 впечатление своей выразительностью, красотой. Аргументировать.

  7. Списать абзац, сверить с образцом. (Комментированное письмо. Письмо по памяти).

  8. Доказать свою точку зрения по поводу проблем, поднятых в тексте. (Работа в парах, группах).

9. Составить вопросы к прочитанному со словами:  Почему? Откуда? Как? и др. (Диалогическая или монологическая речь).

10. Какая пословица подходит к тексту?

       11. Работа над языковыми средствами:

·назвать или выписать ключевые слова текста, в каком значении они употреблены (переносном или прямом)?

  • подобрать синонимы, антонимы, оценочная лексика;
  • назвать художественные тропы (эпитеты, метафоры, ассоциации).
  • наблюдение над употреблением глаголов. Изменяется ли  их время?
  • наблюдение над произношением и написанием, значение слова;
  • поиск с помощью словаря значений незнакомых слов и непонятных выражений. 
  • 12. Использовать полученные сведения в общении:

·         монолог-рассуждение,

·         полилог-дискуссия·         инсценировка.

   13. Подобрать заголовок к каждой части текста,

      чтобы получился план.

   14. Собрать «рассыпанный» текст.

      Редактировать данный текст.

   15. Словесное рисование по прочитанному.

  16. Формулирование выводов о том, что является основным в тексте, что понравилось, а что - нет и почему.

   17. Установить связь прочитанного с жизненным опытом.

   18. Поиск в тексте языковых явлений, орфограмм.

 19. Использование текстового материала для выполнения тренировочных упражнений по языку и совершенствования языковых умений.

 Значение использования морфологии в тексте 

Имя существительное

·        Создание точности, выразительности, информативности речи;

·        Создание фразеологизмов, метафор, сравнений, синонимов, слов в прямом и переносном значении.

Имя прилагательное

·         Создание точности, выразительности, информативности  речи;

·         При создании эпитетов;

·         Создание синонимов, антонимов, слов в переносном и прямом значении;

·         Переход в существительные (столовая, мороженое); 

Глагол

·         Создание точности, выразительности, информативности  речи;

·         Создание слов в прямом или переносном значении;

·         Создание глаголов-синонимов;

·         Создание фразеологизмов, в которых используются глаголы в переносном значении;

·         Использование глаголов настоящего времени с целью оживления картинки и образного представления действия;

·         Создание этикетных формул. 

Причастие и деепричастие

·         Способность причастий передавать признак как действие;

·         Деепричастие дорисовывает дополнительное действие;

·         Создание фразеологизмов с деепричастиями;

·         Различие созвучных деепричастий (висячий, висящий).

 

   

Автор Ткачук-Гамарская Светлана Владиславовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 671
Номер материала 26539
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓