Главная / Школьному психологу / рекомендации по дошкольникам (по психическим процессам)

рекомендации по дошкольникам (по психическим процессам)

Внимание


  1. В каждое занятие включайте упражнения, игры на развитие внимания, широко представленные в литературе для педагогов и родителей. Включайте в занятия задания ,требующие довольно длительного сосредоточения: нарисовать город, построить сложный мост, прослушать и пересказать сказку и т.п.

  2. Почаще предлагайте детям следующие задания: в газете, в старой книге на одной из страниц зачеркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать их ( задание постепенно можно усложнить, попросив ребенка обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»).

  3. Используйте дидактические игры с четко выраженными правилами.

  4. Тренируйте детей в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному вами.

  5. Предлагайте детям: повторять слова, числа, предложения, сказанные вами;

неоконченные фразы, которые нужно закончить;

вопросы , на которые нужно ответить.

  1. Учите сравнивать, анализировать образец и результаты своей или чужой работы, находить и исправлять ошибки.

  2. Быстрое переключение внимания можно формировать с помощью двигательных упражнений, Ребенок должен начинать, выполнять и заканчивать свои действия по команде взрослого, быстро переходя от одного вида движений к другому: прыгать, останавливаться, шагать и т.п.

  3. Периодическое переключение с одного вида работы на другой, активная познавательная деятельность, формирование операций контроля и самоконтроля будет способствовать организации внимания у детей.


В старшем дошкольном возрасте происходит переход от непроизвольного к произвольному вниманию; развиваются основные свойства внимания: устойчивость, распределение, переключение.













Память


  1. При объяснении детям нового материала и при повторении уже знакомого сочетайте словесное объяснение с показом натуры или с изображением тех предметов или явлений, о которых идет речь, используйте рисунки, таблицы, схемы (особенно для детей с хорошей зрительной памятью).

  2. К детям с недостаточно развитой слуховой памятью необходим индивидуальный подход: опора не только на слух, но и на другие органы чувств (зрение, обоняние, осязание).

  3. Для улучшения процесса памяти воспитывайте у детей приемы осмысленного запоминания и припоминания, умения:

  • анализировать, выделять в предметах определенные связи, признаки, сравнивать предметы и явления между собой, находить в них сходства и различия;

  • осуществлять обобщения, объединять различные предметы по каким то общим признакам;

  • классифицировать предметы и явления на основе обобщения;

  • устанавливать смысловые связи между окружающими предметами.

  1. Использовать игры и упражнения для развития памяти при организации досуга.



В младшем дошкольном возрасте память носит непроизвольный характер. С 4- летнего возраста у детей начинает развиваться произвольная память. До 5 лет преобладает образная память, у детей старшего дошкольного возраста начинает развиваться вербальная память.




Воображение


Воображение является новообразованием дошкольного возраста. В раннем детстве оно носит пассивный характер- ребенок идет от действия к мысли. На 4-м году жизни развивается способность идти от мысли к действию, воображение становится целенаправленным. В среднем и старшем дошкольном возрасте (4-6 лет) развитие воображения проходит свой второй этап, для которого характерно ступенчатое планирование. На третьем этапе (6-7 лет) детям доступно целостное планирование.






Мышление. Речь.



Мыслительный процесс состоит из ряда операций, Наиболее распространенные из них – анализ, синтез, аналогия, сравнение, обобщение, классификация. Чаще всего многие из них не осознаются. Поэтому для того, чтобы ребенок активно владел умственными операциями, их надо выделить, довести до уровня осознания и специально им обучить.



  1. Играя со своим ребенком используйте задания на:

  • сравнение пары предметов или явлений – нахождение сходства и различия между ними;

  • классификацию, обобщение различных предметов по общим признакам ;

  • нахождение «лишнего» слова или изображения, не связанного общим признаком с остальными;

  • складывание целого из частей (разрезные картинки);

  • последовательное раскладывание картинок и составление рассказа по ним;

  • осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его);

  • задания на сообразительность, логические рассуждения и т.д.

  1. Занятия по рисованию, лепке, изготовлению различных поделок должны не только включать копирование образца и отработку отдельных графических навыков, но и развивать умение планомерно исследовать предметы, фантазировать, воображать.

  2. Расширять кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливание у детей знания и впечатления, обсуждая с ними прочитанные книги, анализируя поведение людей.

  3. В целях развития речи:

  • после чтения вслух сказок, рассказов просите детей пересказать услышанное, ответить на вопросы, задать свои;

  • развивать у детей умение строить рассказ по картинке, заданному плану, заданной теме;

  • упражнять детей в построении выводов, рассуждений, умозаключений;

  • учите детей доказывать свое мнение, выражать его.







Мелкая моторика


Развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Поэтому желательно ежедневно делать какие-либо упражнения:


  • катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусины, шарики;

  • разминать пальцами пластилин;

  • запускать пальцами мелкие волчки;

  • сжимать и разжимать кулачки, при этом можно представлять, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся и раскрылся, а вечером заснул – закрылся, спрятался);

  • делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь;

  • двумя пальцами (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит ( упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой);

  • показывать отдельно только один палец – указательный, затем два- указательный и средний, далее три, четыре, пять;

  • барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;

  • махать в воздухе только пальцами;

  • кистями рук делать «фонарики»;

  • хлопать в ладоши тихо и громко в разном темпе;

  • собирать все пальчики в щепотку (пальчики собрались вместе – разбежались);

  • нанизывать крупные пуговицы, бусины, шарики на нитку;

  • наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль);

  • завязывать узлы на толстой веревке, шнуре;

  • застегивать пуговицы, крючки, молнии, кнопки, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки

ключиком.

Полезны такие виды деятельности , как изобразительная, конструктивная.



рекомендации по дошкольникам (по психическим процессам)
  • Школьному психологу
Описание:

В данной рекомендации описаны психические процессы дошкольников и способы развития психических процессов.

Внимание

 

1        В каждое занятие включайте упражнения, игры на развитие         внимания, широко представленные в литературе для педагогов и родителей.                                                                                 Включайте в занятия задания ,требующие довольно длительного сосредоточения: нарисовать город, построить сложный мост, прослушать и пересказать сказку и т.п.

2       Почаще предлагайте детям следующие задания: в газете, в старой книге на одной из страниц зачеркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать их ( задание постепенно можно усложнить, попросив ребенка обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»).

3       Используйте дидактические игры с четко выраженными правилами.

4       Тренируйте детей в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному вами.

5       Предлагайте детям:                                                                       повторять слова, числа, предложения, сказанные вами;

неоконченные фразы, которые нужно закончить;

вопросы , на которые нужно ответить.

6       Учите сравнивать, анализировать образец и результаты своей или                                                                                                                                              чужой работы, находить и исправлять ошибки.

7       Быстрое переключение внимания можно формировать с помощью двигательных упражнений, Ребенок должен начинать, выполнять и заканчивать свои действия по команде взрослого, быстро переходя от одного вида движений к другому: прыгать, останавливаться, шагать и т.п.

8       Периодическое переключение с одного вида работы на другой, активная познавательная деятельность, формирование операций контроля и самоконтроля будет способствовать организации внимания у детей.

 

В старшем дошкольном возрасте происходит переход от непроизвольного к произвольному вниманию; развиваются основные свойства внимания: устойчивость, распределение, переключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Память

 

1.     При объяснении детям нового материала и при повторении уже знакомого сочетайте словесное объяснение с показом натуры или с изображением тех предметов или явлений, о которых идет речь, используйте рисунки, таблицы, схемы (особенно для детей с хорошей зрительной памятью).

2.     К детям с недостаточно развитой слуховой памятью необходим индивидуальный подход: опора не только на слух, но и на другие органы чувств (зрение, обоняние, осязание).

3.     Для улучшения процесса памяти воспитывайте у детей приемы осмысленного запоминания и припоминания, умения:

·        анализировать, выделять в предметах определенные связи,        признаки, сравнивать предметы и явления между собой, находить в них сходства и различия;

·        осуществлять обобщения, объединять различные предметы по каким то общим признакам;

·        классифицировать предметы и явления на основе обобщения;

·        устанавливать смысловые связи между окружающими предметами.

4.     Использовать игры и упражнения для развития памяти при                      организации досуга. 

 

 

В младшем дошкольном возрасте память носит непроизвольный характер. С  4- летнего возраста у детей начинает развиваться произвольная память. До 5 лет преобладает образная память, у детей старшего дошкольного возраста начинает развиваться вербальная память.

 

 

 

Воображение

 

Воображение является новообразованием дошкольного возраста. В раннем детстве оно носит пассивный характер- ребенок идет от действия к мысли. На 4-м году жизни развивается способность идти от мысли к действию, воображение становится целенаправленным. В среднем и старшем дошкольном возрасте (4-6 лет) развитие воображения проходит свой второй этап, для которого характерно ступенчатое планирование. На третьем этапе (6-7 лет) детям доступно целостное планирование.

 

 

 

 

 

Мышление. Речь.

 

 

Мыслительный процесс состоит из ряда операций, Наиболее распространенные из них – анализ, синтез, аналогия, сравнение, обобщение, классификация. Чаще всего многие из них не осознаются. Поэтому для того, чтобы ребенок активно владел умственными операциями, их надо выделить, довести до уровня осознания и специально им обучить.

 

 

1.     Играя со своим ребенком используйте задания на:

·        сравнение пары предметов или явлений – нахождение сходства и различия между ними;

·        классификацию, обобщение различных предметов по общим признакам ;

·        нахождение «лишнего» слова или изображения, не связанного общим признаком с остальными;

·        складывание целого из частей (разрезные картинки);

·        последовательное раскладывание картинок и составление рассказа по ним;

·        осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его);

·        задания на сообразительность, логические рассуждения и т.д.

2.     Занятия по рисованию, лепке, изготовлению различных поделок должны не только включать копирование образца и отработку отдельных графических навыков, но и развивать умение планомерно исследовать предметы, фантазировать, воображать.

3.     Расширять кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливание у детей знания и впечатления, обсуждая с ними прочитанные книги, анализируя поведение людей.

4.     В целях развития речи:

·        после чтения вслух сказок, рассказов просите детей пересказать услышанное, ответить на вопросы, задать свои;

·        развивать у детей умение строить рассказ по картинке, заданному плану, заданной теме;

·        упражнять детей в построении выводов, рассуждений, умозаключений;

·        учите детей доказывать свое мнение, выражать его.

 

 

 

 

 

 

Мелкая моторика

 

Развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи  и мышлением ребенка. Поэтому желательно ежедневно делать какие-либо упражнения:

 

·        катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусины, шарики;

·        разминать пальцами пластилин;

·        запускать пальцами мелкие волчки;

·        сжимать и разжимать кулачки, при этом можно представлять, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся и раскрылся, а вечером заснул – закрылся, спрятался);

·        делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь;

·        двумя пальцами (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит ( упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой);

·        показывать отдельно только один палец – указательный, затем два- указательный и средний, далее  три, четыре, пять;

·        барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;

·        махать в воздухе только пальцами;

·        кистями рук делать «фонарики»;

·        хлопать в ладоши тихо и громко в разном темпе;

·        собирать все пальчики в щепотку (пальчики собрались вместе – разбежались);

·        нанизывать крупные пуговицы, бусины, шарики на нитку;

·        наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль);

·        завязывать узлы на толстой веревке, шнуре;

·        застегивать пуговицы, крючки, молнии, кнопки, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки

      ключиком.

Полезны такие виды деятельности , как изобразительная, конструктивная.

Автор Салова Наталья Алексеевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 742
Номер материала 26278
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы