Инфоурок Школьному психологу Другие методич. материалыРекомендации по дошкольникам (по психическим процессам)

рекомендации по дошкольникам (по психическим процессам)

Скачать материал

Внимание

 

1         В каждое занятие включайте упражнения, игры на развитие         внимания, широко представленные в литературе для педагогов и родителей.                                                                                 Включайте в занятия задания ,требующие довольно длительного сосредоточения: нарисовать город, построить сложный мост, прослушать и пересказать сказку и т.п.

2        Почаще предлагайте детям следующие задания: в газете, в старой книге на одной из страниц зачеркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать их ( задание постепенно можно усложнить, попросив ребенка обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»).

3        Используйте дидактические игры с четко выраженными правилами.

4        Тренируйте детей в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному вами.

5        Предлагайте детям:                                                                       повторять слова, числа, предложения, сказанные вами;

неоконченные фразы, которые нужно закончить;

вопросы , на которые нужно ответить.

6        Учите сравнивать, анализировать образец и результаты своей или                                                                                                                                              чужой работы, находить и исправлять ошибки.

7        Быстрое переключение внимания можно формировать с помощью двигательных упражнений, Ребенок должен начинать, выполнять и заканчивать свои действия по команде взрослого, быстро переходя от одного вида движений к другому: прыгать, останавливаться, шагать и т.п.

8        Периодическое переключение с одного вида работы на другой, активная познавательная деятельность, формирование операций контроля и самоконтроля будет способствовать организации внимания у детей.

 

В старшем дошкольном возрасте происходит переход от непроизвольного к произвольному вниманию; развиваются основные свойства внимания: устойчивость, распределение, переключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Память

 

1.     При объяснении детям нового материала и при повторении уже знакомого сочетайте словесное объяснение с показом натуры или с изображением тех предметов или явлений, о которых идет речь, используйте рисунки, таблицы, схемы (особенно для детей с хорошей зрительной памятью).

2.     К детям с недостаточно развитой слуховой памятью необходим индивидуальный подход: опора не только на слух, но и на другие органы чувств (зрение, обоняние, осязание).

3.     Для улучшения процесса памяти воспитывайте у детей приемы осмысленного запоминания и припоминания, умения:

·        анализировать, выделять в предметах определенные связи,        признаки, сравнивать предметы и явления между собой, находить в них сходства и различия;

·        осуществлять обобщения, объединять различные предметы по каким то общим признакам;

·        классифицировать предметы и явления на основе обобщения;

·        устанавливать смысловые связи между окружающими предметами.

4.     Использовать игры и упражнения для развития памяти при                      организации досуга. 

 

 

В младшем дошкольном возрасте память носит непроизвольный характер. С  4- летнего возраста у детей начинает развиваться произвольная память. До 5 лет преобладает образная память, у детей старшего дошкольного возраста начинает развиваться вербальная память.

 

 

 

Воображение

 

Воображение является новообразованием дошкольного возраста. В раннем детстве оно носит пассивный характер- ребенок идет от действия к мысли. На 4-м году жизни развивается способность идти от мысли к действию, воображение становится целенаправленным. В среднем и старшем дошкольном возрасте (4-6 лет) развитие воображения проходит свой второй этап, для которого характерно ступенчатое планирование. На третьем этапе (6-7 лет) детям доступно целостное планирование.

 

 

 

 

 

Мышление. Речь.

 

 

Мыслительный процесс состоит из ряда операций, Наиболее распространенные из них – анализ, синтез, аналогия, сравнение, обобщение, классификация. Чаще всего многие из них не осознаются. Поэтому для того, чтобы ребенок активно владел умственными операциями, их надо выделить, довести до уровня осознания и специально им обучить.

 

 

1.     Играя со своим ребенком используйте задания на:

·        сравнение пары предметов или явлений – нахождение сходства и различия между ними;

·        классификацию, обобщение различных предметов по общим признакам ;

·        нахождение «лишнего» слова или изображения, не связанного общим признаком с остальными;

·        складывание целого из частей (разрезные картинки);

·        последовательное раскладывание картинок и составление рассказа по ним;

·        осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его);

·        задания на сообразительность, логические рассуждения и т.д.

2.     Занятия по рисованию, лепке, изготовлению различных поделок должны не только включать копирование образца и отработку отдельных графических навыков, но и развивать умение планомерно исследовать предметы, фантазировать, воображать.

3.     Расширять кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливание у детей знания и впечатления, обсуждая с ними прочитанные книги, анализируя поведение людей.

4.     В целях развития речи:

·        после чтения вслух сказок, рассказов просите детей пересказать услышанное, ответить на вопросы, задать свои;

·        развивать у детей умение строить рассказ по картинке, заданному плану, заданной теме;

·        упражнять детей в построении выводов, рассуждений, умозаключений;

·        учите детей доказывать свое мнение, выражать его.

 

 

 

 

 

 

Мелкая моторика

 

Развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи  и мышлением ребенка. Поэтому желательно ежедневно делать какие-либо упражнения:

 

·        катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусины, шарики;

·        разминать пальцами пластилин;

·        запускать пальцами мелкие волчки;

·        сжимать и разжимать кулачки, при этом можно представлять, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся и раскрылся, а вечером заснул – закрылся, спрятался);

·        делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь;

·        двумя пальцами (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит ( упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой);

·        показывать отдельно только один палец – указательный, затем два- указательный и средний, далее  три, четыре, пять;

·        барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;

·        махать в воздухе только пальцами;

·        кистями рук делать «фонарики»;

·        хлопать в ладоши тихо и громко в разном темпе;

·        собирать все пальчики в щепотку (пальчики собрались вместе – разбежались);

·        нанизывать крупные пуговицы, бусины, шарики на нитку;

·        наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль);

·        завязывать узлы на толстой веревке, шнуре;

·        застегивать пуговицы, крючки, молнии, кнопки, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки

      ключиком.

Полезны такие виды деятельности , как изобразительная, конструктивная.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рекомендации по дошкольникам (по психическим процессам)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист сварочного производства

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В данной рекомендации описаны психические процессы дошкольников и способы развития психических процессов.

Внимание

 

1        В каждое занятие включайте упражнения, игры на развитие         внимания, широко представленные в литературе для педагогов и родителей.                                                                                 Включайте в занятия задания ,требующие довольно длительного сосредоточения: нарисовать город, построить сложный мост, прослушать и пересказать сказку и т.п.

2       Почаще предлагайте детям следующие задания: в газете, в старой книге на одной из страниц зачеркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать их ( задание постепенно можно усложнить, попросив ребенка обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»).

3       Используйте дидактические игры с четко выраженными правилами.

4       Тренируйте детей в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному вами.

5       Предлагайте детям:                                                                       повторять слова, числа, предложения, сказанные вами;

неоконченные фразы, которые нужно закончить;

вопросы , на которые нужно ответить.

6       Учите сравнивать, анализировать образец и результаты своей или                                                                                                                                              чужой работы, находить и исправлять ошибки.

7       Быстрое переключение внимания можно формировать с помощью двигательных упражнений, Ребенок должен начинать, выполнять и заканчивать свои действия по команде взрослого, быстро переходя от одного вида движений к другому: прыгать, останавливаться, шагать и т.п.

8       Периодическое переключение с одного вида работы на другой, активная познавательная деятельность, формирование операций контроля и самоконтроля будет способствовать организации внимания у детей.

 

В старшем дошкольном возрасте происходит переход от непроизвольного к произвольному вниманию; развиваются основные свойства внимания: устойчивость, распределение, переключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Память

 

1.     При объяснении детям нового материала и при повторении уже знакомого сочетайте словесное объяснение с показом натуры или с изображением тех предметов или явлений, о которых идет речь, используйте рисунки, таблицы, схемы (особенно для детей с хорошей зрительной памятью).

2.     К детям с недостаточно развитой слуховой памятью необходим индивидуальный подход: опора не только на слух, но и на другие органы чувств (зрение, обоняние, осязание).

3.     Для улучшения процесса памяти воспитывайте у детей приемы осмысленного запоминания и припоминания, умения:

·        анализировать, выделять в предметах определенные связи,        признаки, сравнивать предметы и явления между собой, находить в них сходства и различия;

·        осуществлять обобщения, объединять различные предметы по каким то общим признакам;

·        классифицировать предметы и явления на основе обобщения;

·        устанавливать смысловые связи между окружающими предметами.

4.     Использовать игры и упражнения для развития памяти при                      организации досуга. 

 

 

В младшем дошкольном возрасте память носит непроизвольный характер. С  4- летнего возраста у детей начинает развиваться произвольная память. До 5 лет преобладает образная память, у детей старшего дошкольного возраста начинает развиваться вербальная память.

 

 

 

Воображение

 

Воображение является новообразованием дошкольного возраста. В раннем детстве оно носит пассивный характер- ребенок идет от действия к мысли. На 4-м году жизни развивается способность идти от мысли к действию, воображение становится целенаправленным. В среднем и старшем дошкольном возрасте (4-6 лет) развитие воображения проходит свой второй этап, для которого характерно ступенчатое планирование. На третьем этапе (6-7 лет) детям доступно целостное планирование.

 

 

 

 

 

Мышление. Речь.

 

 

Мыслительный процесс состоит из ряда операций, Наиболее распространенные из них – анализ, синтез, аналогия, сравнение, обобщение, классификация. Чаще всего многие из них не осознаются. Поэтому для того, чтобы ребенок активно владел умственными операциями, их надо выделить, довести до уровня осознания и специально им обучить.

 

 

1.     Играя со своим ребенком используйте задания на:

·        сравнение пары предметов или явлений – нахождение сходства и различия между ними;

·        классификацию, обобщение различных предметов по общим признакам ;

·        нахождение «лишнего» слова или изображения, не связанного общим признаком с остальными;

·        складывание целого из частей (разрезные картинки);

·        последовательное раскладывание картинок и составление рассказа по ним;

·        осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его);

·        задания на сообразительность, логические рассуждения и т.д.

2.     Занятия по рисованию, лепке, изготовлению различных поделок должны не только включать копирование образца и отработку отдельных графических навыков, но и развивать умение планомерно исследовать предметы, фантазировать, воображать.

3.     Расширять кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливание у детей знания и впечатления, обсуждая с ними прочитанные книги, анализируя поведение людей.

4.     В целях развития речи:

·        после чтения вслух сказок, рассказов просите детей пересказать услышанное, ответить на вопросы, задать свои;

·        развивать у детей умение строить рассказ по картинке, заданному плану, заданной теме;

·        упражнять детей в построении выводов, рассуждений, умозаключений;

·        учите детей доказывать свое мнение, выражать его.

 

 

 

 

 

 

Мелкая моторика

 

Развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи  и мышлением ребенка. Поэтому желательно ежедневно делать какие-либо упражнения:

 

·        катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусины, шарики;

·        разминать пальцами пластилин;

·        запускать пальцами мелкие волчки;

·        сжимать и разжимать кулачки, при этом можно представлять, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся и раскрылся, а вечером заснул – закрылся, спрятался);

·        делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь;

·        двумя пальцами (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит ( упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой);

·        показывать отдельно только один палец – указательный, затем два- указательный и средний, далее  три, четыре, пять;

·        барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;

·        махать в воздухе только пальцами;

·        кистями рук делать «фонарики»;

·        хлопать в ладоши тихо и громко в разном темпе;

·        собирать все пальчики в щепотку (пальчики собрались вместе – разбежались);

·        нанизывать крупные пуговицы, бусины, шарики на нитку;

·        наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль);

·        завязывать узлы на толстой веревке, шнуре;

·        застегивать пуговицы, крючки, молнии, кнопки, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки

      ключиком.

Полезны такие виды деятельности , как изобразительная, конструктивная.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 260 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 597
    • DOCX 41.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Салова Наталья Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Салова Наталья Алексеевна
    Салова Наталья Алексеевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 4104
    • Всего материалов: 9

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Способы повышения мотивации и формирования ответственности у детей и подростков

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 372 человека

Курс повышения квалификации

Основы кризисной психологии: кризисные состояния у детей и подростков

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 103 человека из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 217 человек

Курс повышения квалификации

Терапия камнями как один из эффективных арт-терапевтических методов работы с детьми

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 197 человек

Мини-курс

Современные подходы к преподаванию географии: нормативно-правовые основы, компетенции и педагогические аспекты

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Педагогические и психологические основы образования

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

Основы политической науки

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе