Главная / Начальные классы / Рекомендации для учителя «Как помочь ребенку стать внимательным»

Рекомендации для учителя «Как помочь ребенку стать внимательным»

«Как помочь ребенку стать внимательным»

/в помощь учителю/


Среди психических процессов внимание занимает особое место. Оно всегда включает в практическую деятельность и в познавательные процессы, посредством него выражаются интересы, направления личности.

Когда говорят о внимании, то подчеркивают, что это направленность сознания на определенный объект и сосредоточенность на нем, обеспечивающие его особо ясное отражение.

Внимание может быть непроизвольным (не имеющим цели и волевого усилия), произвольным (наличие цели и активное ее поддержание) и после произвольным (наличие цели, но без волевого усилия). Важно, чтобы ученик мог сосредотачивать свое внимание и удерживать его на изучаемом объекте. При необходимости быстро переключать свое внимание с одного изучаемого объекта на другой. Важно и умение распределять внимание на разные виды деятельности, один из которых должен быть автоматизированным. Этими автоматизированными видами деятельности должны быть навыки учебной работы. Тогда сознание можно легко направить на смысл, содержание самой деятельности.

Давайте рассмотрим индивидуальные особенности внимания учащихся младших школьников, которые необходимо учитывать в учебной деятельности.

  1. Устойчивое, но слабо переключаемое внимание: дети могут долго и старательно решать одну задачу, но с трудом переходят к следующей.

  2. Легко переключаемое внимание в процессе работы, но так же и легко отвлекаемое на посторонние моменты.

  3. Хорошо организованное внимание сочетается с малым объемом.

  4. Легко отвлекаемое внимание.

  5. Устойчивое непроизвольное внимание: дети сосредотачивают на интересных особенностях изучаемого материала.

Для развития внимания можно использовать следующие игры и упражнения.


Охота на кота

Детям предлагаются тесты (одинаковые по количеству слов и длине), вырезанные из газеты или журнала. По команде дети должны вычеркнуть из текста три буквы: К, О, Т, кто сделает это быстрее и с меньшим числом ошибок, тому полагается приз.


Зеркало

Двое детей встают друг против друга. Один из них зеркало, а другой должен в точности, как зеркало, повторять движения другого.


«Летит не летит»

Эта игра проходит за столом. Играющие кладут на стол пальцы. Ведущий называет птиц, зверей, насекомых и т.д. При названии летающего предмета все должны поднять палец вверх. Кто ошибется, платит фант.

Самый внимательный

Необходимо прослушать внимательно текст и подсчитать в нем количество


со звуком «в»

Воробей просил ворону

Вызвать волка к телефону.

Воробья врачи спасли,

В вертолет его внесли.

Вертолет вертел винтами,

Волновал траву с цветами.


Со звуком «б»

Белый снег. Белый мел.

Белый сахар тоже бел.

А вот белка не бела.

Белой даже не была.



Как развивать произвольное внимание у ребенка?

Для развития произвольного внимания надо устранить лишние раздражители (радио, телефон). Учить преодолевать трудности, связанные с использование внимания. Большую роль играет отношение к деятельности, которой должен заниматься ребенок, развивать интерес к ней. Через каждые полчаса нужно делать перерывы и переключаться на другие виды деятельности.

Сознательно заботясь о развитии внимания у ребенка, родитель сам должен быть внимательным к ребенку, к его занятиям, его жизни. Ведь развитию внимания способствует вовлечение ребенка в любую целенаправленную деятельность; сбор камушков, грибов, ракушек, мозаики или конструктора - все это развивает внимание. Могут пригодиться следующие упражнения:


  1. Развитие концентрации внимания

Находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте.


  1. Увеличение объема внимания и кратковременной памяти

Упражнения основаны на запоминании чисел и порядка расположения ряда предметов, предъявленных для разгадывания на несколько секунд. Число предметов увеличивается.


  1. Тренировка распределения внимания

Выполнение двух разноплановых заданий (чтение рассказа и подсчет ударов карандаша по столу).


  1. Развитие навыка переключения внимания

Работы с печатным текстом. Чередование правил подчеркивания и вычеркивания определенных букв.

Занятия с ребенком должны носить систематический характер. Лучше проводить их в форме игры, соревнований и конечно при заинтересованности взрослых, их внимании к ребенку, его успехам, достижениям.







































Безопасный мир ребенка

(Информационно-аналитическая беседа с элементами ситуативного практикума)


Цель: объединить усилия семьи и школы в формировании у

младших школьников ответственного отношения к

личной безопасности.


Оборудование: наглядные материалы по обучению различным аспектам

безопасного поведения; памятка для родителей.


План

  1. Как научить ребенка безопасному поведению.

  2. Ситуативный практикум и обмен опытом семейного воспитания.

  3. Подведение итогов собрания.


Ход собрания

Собрание посвящено одной из актуальных проблем воспитания: проблемы формирования у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности. Важнейшая задача семьи и школы – научить ребенка ответственно относится к себе и окружающим людям, уметь предвидеть и распознавать опасности, соблюдать несложные правила личной безопасности, вырабатывать модель поведения в экстремальных ситуациях.

В условиях современной цивилизации вопрос безопасности жизнедеятельности крайне обострились и приобрели характерные черты проблемы выживания. В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова «безопасность» определяется как «положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь, чему-нибудь». К сожалению, современного человека постоянно подстерегают различные опасности. Ученые подразделяют опасности на 3 группы:

Природные техногенные социальные

К природным опасностям относятся: пониженная и повышенная температура воздуха; атмосферные осадки; солнечная радиация; стихийные бедствия.

Техногенные опасности могут проявляться в форме аварий технических систем, пожаров, взрывов и т.д.

Человек тоже может быть источником опасности. Своими действиями он может создавать для себя и окружающих реальную угрозу жизни. К опасностям, создаваемыми людьми – социальными опасностям, можно отнести: войны; терроризм; социально-политические конфликты; преступления; наркоманию; алкоголизм и прочие.

Рядом с человеком находятся потенциальные опасности, т.е. возможные опасности. Чтобы они не превратились в действительные, надо не только хорошо знать, но и своевременно устранять причины, при которых возможная опасность может превратиться в реальную.

Очень часто взрослые не придают значения скрытой опасности, проявляя при этом непростительную беспечность, которая впоследствии может стоить жизни и здоровья им, их детям, окружающим людям. Чтобы родители смогли оценить свое отношение к вопросам безопасности, учитель предлагает им ответить на вопросы:

  1. Всегда ли вы соблюдаете правила дорожного движения?

  2. Проверяете ли вы, уходя из дома, выключены ли электроприборы, газ, вода?

  3. Научили вы детей правилам пользования бытовых приборов?

  4. Знает ли ваш ребенок номера телефонов экстренных служб?

  5. Вы знаете, как и с кем, ваш ребенок проводит свободное время?

Экстремальные ситуации возникают внезапно. Поэтому каждому человеку важно знать, как себя вести. Задача взрослых: научить детей не теряться, выбрать правильную с точки безопасности модель поведения.

Окружающее человека пространство можно разделить на открытое (река, улица, поле и т.д.) и замкнутое (лифт, подвал, закрытая комната и т.д.)

В открытом пространстве ребенок может обратиться за помощью, пытаться сам выйти из ситуации или предпринять действия по самоспасению. В замкнутом пространстве у ребенка остается два поведения: звать на помощь или самому предпринимать меры по спасению. Обращение за помощью – первый вариант поведения ребенка в экстремальной ситуации. Дети должны понять и запомнить, к кому они должны обратиться в чрезвычайной ситуации. Родителям необходимо отрабатывать с детьми модели поведения в различных критических ситуациях. Важно, чтобы дети не только знали номера экстренных служб, но умели правильно вызывать такую службу. На видном месте в квартире должны быть телефоны людей, к которым ребенок может обратиться в случае чрезвычайной ситуации. Родителям важно знать, что недостаточно ограничиваться перечислением реальных возможных опасных для детей ситуациях. Прочному закреплению может служить и проигрывание вместе с детьми возможных моделей поведения.

Работа в микрогруппах (5-7 чел.)

Каждая микрогруппа, используя подготовленный материал, получает задание определить алгоритм поведения в различных ситуациях с участием детей: травма на прогулке, укус насекомого, пожар в доме и т.д.

Переходя к рассмотрению важнейшего вопроса – профилактика детского травматизма, учитель подчеркивает, что ребенок лишается систематической домашней опеки, а необходимым опытом он еще не обладает. Вместе с тем, он стремится подражать старшим. У детей развитие маскулатуры, координации движений гораздо слабее. Ребенок хочет самоутверждаться, не показать себя трусом перед старшими друзьями. Заканчивается это подчас плачевно.

«Теоретически» ребенок подчас и осознает возможную опасность в той или иной ситуации, но он ее осознает вообще, не соотнося ее с собой, что может случиться именно с ним. Часто ребенок может просто не знать о таящейся рядом опасности: открытом люке, глубокой яме и т.д. но бывает и так, что даже зная об опасности, однако в силу малого жизненного опыта, увлеченности игрой дети забывают о ней.

Родителям предлагается отметить знаками на схемах микрорайона школы, своего дома места, представляющие опасность для детей: проезжая часть дороги, открытые люки, подвалы, стройки и прочее.

В заключении собрания родительский комитет предлагает родителям обсудить возможные варианты решения родительского собрания:

1. Родителям ежедневно уделять внимание вопросам безопасносности детей.

2. Проанализировать ситуацию в своей квартире с точки зрения безопасности детей.

3. Провести с детьми экскурсию «безопасности» в микрорайоне дома и школы.

4. организовать родительский лекторий «Азбука безопасности».

5. Осудить с детьми памятки безопасного поведения.


Правила личной безопасности в доме

  1. Все острые, колющие и режущие предметы обязательно клади на место. Порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.

  2. Ни в коем случае не пробуй самостоятельно никаких лекарств: можно

отравиться!

  1. Не открывай и не пробуй никаких упаковок бытовой химии.

  2. Если ты почувствовал запах газа, соблюдай следующие правила: сообщи взрослым, открой окна, проветри квартиру, закрой краны на плите, не включай свет и не зажигай спички, позвони по телефону 04.

  3. Никогда не играй на балконе в подвижные игры и не перегибайся через перила балкона.


Правила безопасности при обращении с электроприборами.

  1. Неукоснительно соблюдай порядок включения электроприборов в сеть: шнур сначала подключайте к прибору, а затем в сеть. Отключение прибора произведите в обратном порядке.

  2. Не вставляйте вилку в штепсельную розетку мокрыми руками.

  3. Не пользуйтесь утюгом, плиткой, чайником, паяльником без специальных несгораемых подставок.

  4. Опасно пользоваться электроприбором с поврежденной изоляцией шнура. Если вы увидели оголенный провод – сообщите взрослым.

  5. Не прикасайтесь к нагреваемой воде и сосуду (если он металлический) при включенном в сеть нагревателе.

  6. Не оставляйте без присмотра электронагревательные приборы, включенные в сеть.

  7. Никогда не тяните за электрический провод руками.

  8. Не используйте бумагу или ткань в качестве абажура электролампочки.

  9. Уходя из дома, выключайте свет и электроприборы.

Правила личной безопасности на улице

  1. Не вступайте в разговор с незнакомыми и случайными ребятами на улице.

  2. Не играйте по дороге из школы домой.

  3. Не вступайте в разговор с нетрезвым человеком.

  4. Будьте внимательны при входе на улицу. Не заходите в подъезд и лифта с незнакомым человеком.

  5. Не играйте с наступление темноты, а также в темных местах, на пустырях, свалках, рядом с железной дорогой, в пустых и разрушенных зданиях.

  6. Никогда не садитесь в машину к незнакомцу.

  7. Не слушайте на улице аудиоплеер, в наушниках невозможно распознать звуки, предостерегающие об опасности (шаги за спиной, шум за спиной и т.д.).

  8. Никогда не соглашайтесь на предложение незнакомых людей зайти в гости, послушать музыку, посмотреть фильм, поиграть на компьютере.

  9. Обо всех подозрительных случаях и обо всем, что было на улице, сообщайте родителям.


Как не стать жертвой преступления

  1. Если вы оказались дома один, никому чужому или малознакомому не открывайте дверь, кем бы он не представлялся (сантехником, почтальоном, милиционером и т.д.). Говорите только через дверь.

  2. Не теряйтесь, если находясь в квартире, услышите, что кто-то пытается открыть замок входной двери, а громко спросите: «Кто там?»

  3. Если незнакомцы продолжают открывать, по телефону «02» вызовите милицию, точно указав адрес, а затем с балкона (из окна) зовите соседей и прохожих о помощи.

  4. На телефонные звонки с вопросом, дома ли родители и когда они вернуться, надо ответить, что они заняты, и спросить, кому и куда позвонить.

  5. Уходя из дома, не забывайте закрыть балкон, форточки и окна, особенно если живете на первом и последних этажах.

  6. Не хвастайтесь перед сверстниками тем, какие у вас дома есть дорогостоящие предметы, вещи, а также количеством денег.

  7. Не оставляйте в дверях своей квартиры записок – привлекает внимание посторонних.

  8. Не приглашайте в дом незнакомых или малознакомых ребят, никогда, ни под каким предлогом.

  9. На вопрос незнакомых людей, дома ли родители, лучше ответить, что родители сейчас дома.


















































О детской шалости и родительской ответственности


Цель: способствовать осознанию родителями своей ответственности

за безопасность детей в каникулярный период;

обсудить с родителями возможные опасные ситуации, возникающие

с детьми в период каникул.


План

  1. Информационный лекторий с участием приглашенных специалистов об актуальности, обсуждаемой темы.

  2. Обмен опытом семейного воспитания.

  3. Подведение итогов.


Ход

Учебный год в школе - не только уроки, отметки, экзамены, но и каникулы. Учебный год продолжается 34 недели. Эти единые регламенты для все школ установлены Типовым положение об общеобразовательном учреждении, которое было утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.1994 г. №1008. В этом же документе указана и продолжительность каникул в течение учебного года: не менее 30 календарных дней. Для первоклассников устанавливаются дополнительные недельные каникулы, как правило, в середине третьей четверти, т. е. в феврале.

Не так давно во всех школах осенние, зимние и весенние каникулы проводились в одно и тоже время. Однако теперь все чаще можно встретить и другое сочетание учебного и каникулярного времени, когда, например, 5-6 недель учебных занятий чередуются с неделей отдыха. Гигиенисты отдают предпочтение такому графику, так как учебное и каникулярное время чередуется более равномерно. Как бы то ни было, задача родителей позаботится о том, чтобы ребенок как можно лучше отдохнул в каникулы, набрался сил. Вместе с тем, каникулы – это время особой ответственности родителей, так как дети зачастую длительное время остаются одни, без присмотра взрослых. Особенно в летний период. От того, насколько родители вместе со школой смогут вооружить детей знаниями и отработать навыки безопасного поведения, зависит их жизнь и здоровье. Родителям стоит заранее продумать, как будут организованы каникулы ребенка: под чьим присмотром он будет находиться.

Не все семьи, к сожалению, имеют возможность оздоровить детей на море, в загородном лагере, поэтому большинство детей все - таки проводят каникулы по месту своего проживания.

Родители должны обсудить с ребенком, если он будет оставаться дома сам, чем будет занят, как будет соблюдать режим дня.

Время, когда ребенок ложится спать, завтракает, обедает, ужинает, должно оставаться таким же, как в обычные дни. Это конечно, не означает, что здесь недопустимы какие- то отклонения от режима дня.

Большинство детей в период школьных каникул недосыпает, что является одной из причин неврозов детей. Поэтому в каникулы биологическая потребность в сне у ребенка должна удовлетворится.

Напомните родителям о том, что каникулы должны быть: прогулки, спортивные занятия на свежем воздухе. Если у родителей нет возможности организовать отдых детей за городом, им необходимо позаботится, чтобы пребывание ребенка на воздухе было организовано как можно дальше от проезжих дорог, скопления транспорта, от промышленных предприятий.

Посоветуйте родителям уделить внимание питанию ребенка, чтобы каникулы действительно стали временем восстановления и накопления сил ребенка. Необходимо, чтобы в рационе ребенка было достаточно молочных и мясных продуктов, овощей и фруктов. А между тем, отдавая дань моде, родители, иногда даже не задумываясь, создают проблемы со здоровьем у ребенка, не придавая значения его увлечению чипсами, кока-колой, спрайтом, фантой, жвачкой и другими весьма сомнительными в безопасности для организма ребенка продуктами. Учителю не лишне будет напомнить родителям слова знаменитого врача древности Авиценны: «Что может быть полезней, чем овощей бальзам и фруктов сок? Они целебны от всех болезней, и жизни нашей удлиняют срок».

Важная часть собрания должна быть посвящена обеспечению безопасности детей на улицах и дорогах. Напомните родителям о том, что они должны обсудить с детьми правила дорожной безопасности не только, если дети остаются дома, никуда не выезжают на каникулы, но и в том случае, если дети выезжают за город, в деревню и т.д.

К сожалению, в каникулы увеличивается риск не только уличного, но и бытового травматизма. Во время прогулок, подвижных игр, экскурсий на природу родителями, также целесообразно обучать детей приемам предупреждения травм. Важно учитывать при этом особенности погодных условий. В зимний период родители должны уделить внимание поведению детей: на катке, на снежной горке. Чтобы не возникало обморожение, дети должны усвоить, что если холодно, нужно двигаться, а не стоять на месте, стараться дышать через нос, замерзшее мест растереть варежкой. Ни в коем случае не играть на водоемах.

Значительную опасность для детей представляют предметы бытовой химии, которые взрослые по неаккуратности оставляют рядом с пищевыми продуктами. Детям необходимо внушить, какая опасность их ожидает при игре со спичками, при пользовании газовой плитой. Родителям следует научить ребенка навыкам спокойного, уверенного и безопасного поведения.


Занятия с ребенком должны носить систематический характер. Лучше проводить их в форме игры, соревнований и конечно при заинтересованности взрослых, их внимании к ребенку, его успехам, достижениям.

Рекомендации для учителя «Как помочь ребенку стать внимательным»
  • Начальные классы
Описание:

  Среди психических процессов внимание занимает особое место.Важно и умение распределять внимание на разные виды деятельности, один из которых должен быть автоматизированным. Этими автоматизированными видами деятельности должны быть навыки учебной работы. Тогда сознание можно легко направить на смысл, содержание самой деятельности.

 Для развития внимания предлагается  использовать ряд следующих игр и упражнений. 

Занятия с ребенком должны нести систематический характер. Лучше проводить их в форме игры, соревнований и конечно призаинтерисованности взрослых, их внимания к ребенку, его успехам и достижениниям.

 

Автор Чегошева Галина Владимировна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 376
Номер материала 25829
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓