Рекомендации для
родителей в помощь детям
Нередко
нервозность нагнетают родители выпускников своими рассуждениями о ненужности и
неправильности ЕГЭ.
Первый совет
для родителей - раз уж Единый государственный экзамен неизбежен, постарайтесь
не накручивать ребёнка и не нагнетайте ситуацию.
Слово
«экзамен» переводится с латинского как «испытание».
И
именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся выпускные
экзамены для одиннадцатиклассников. Многие юноши и девушки после небольшого
перерыва снова подвергаются проверке знаний и умений – уже на вступительных
экзаменах.
Безусловно,
экзамены – дело сугубо индивидуальное, где выпускник или абитуриент оказывается
один на один с комиссией. А родителям остается только волноваться за своего
ребенка, ругать его согласно русской традиции или пытаться поддержать на
расстоянии. Взрослые уже сделали все, что было в их силах.
Замечательно,
если у родителей есть возможность оплачивать занятия с репетиторами, но только
этим их помощь ни в коем случае не должна ограничиваться. Именно родители могут
помочь своему одиннадцатикласснику наиболее эффективно распорядиться временем и
силами при подготовке к выпускным и вступительным испытаниям. Помощь взрослых
очень важна для учащегося, поскольку ему, кроме всего прочего необходима еще и
психологическая готовность к ситуации сдачи экзаменов. Согласитесь, что каждый,
кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни
науку – умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись – вдохнуть полной
грудью и идти дальше.
· Задолго
до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие
дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация поможет
совместно создать план подготовки, – на какие предметы придется потратить больше
времени, а что требует только повторения. Определите вместе с ребенком его
«золотые часы» («жаворонок» он или «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы
подъема, хорошо знакомые – в часы спада.
· Прочитайте
список вопросов к экзамену. Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень
хорошо помните большинство разделов биологии, химии или любого другого
предмета, который ему необходимо подготовить. Пусть он просветит вас по тем или
иным темам, а вы зададите вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем
лучше.
· Договоритесь
с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется,
искупается и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на
подготовку организма, а не знаний.
· Обсудите
вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Во-первых, ребенку будет интересно знать
ваше мнение на этот счет (возможно, он даже удивится, что вы тоже пользовались
шпаргалками и вообще знаете, что это такое). Во-вторых, необходимо помочь
ребенку понять, что доставать шпаргалку имеет смысл только тогда, когда он не
знает вообще ничего. Если ему кажется, что, ознакомившись с содержанием
шпаргалки, он сможет получить отметку лучше, рисковать не стоит. В любом случае
помочь человеку может только та шпаргалка, что написана его собственной рукой.
· В
выходной день, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку репетицию
письменного экзамена. Например, возьмите один из вариантов вступительных задач
по математике из справочника для поступающих в вузы. Договоритесь, что у него
будет 3 или 4 часа, усадите за стол, свободный от лишних предметов, дайте
несколько чистых листов бумаги, засеките время и объявите о начале «экзамена».
Проследите, чтобы его не отвлекали телефон или родственники.
· Остановите
испытание, когда закончится время, дайте школьнику отдохнуть и проверьте вместе
с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить ошибки и
обсудить, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе
домашнего экзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться
на задании и не отвлекаться?
· Следите
за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы.
Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости, - лучшее средство от
переутомления. Важно, чтобы одиннадцатиклассник обходился без стимуляторов
(кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало
вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с
работающими телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не
надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.
· Если
ваш ребенок получил оценку ниже, чем хотелось бы, или вовсе провалил
вступительный экзамен, помогите ему справиться с этой бедой. Не осуждайте и не
насмехайтесь над ним, вместо этого воспользуйтесь возможностью понять, в чем
причина неудачи, обсудите, какие выводы можно сделать и что означает в данном
случае пресловутое «не повезло».
Как помочь
детям подготовиться к экзаменам
Уважаемые
родители!
ЕГЭ
основан на тестовых технологиях. Тестирование как новая форма экзамена
накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки всех участников
образовательного процесса.
Самое
главное в ходе подготовки к экзаменам - это снизить напряжение и тревожность
ребенка, а также обеспечить подходящие условия для занятий.
Подбадривайте
детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в
себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятность
допущения ошибок.
Не
повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно
сказаться на результате экзамена. Ребенку всегда передается волнение родителей,
и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то
ребенок, в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".
-Наблюдайте за самочувствием ребенка. Никто, кроме Вас, не сможет вовремя
заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с
переутомлением, стрессом. Первый шаг на пути избавления вашего ребенка от
стресса состоит в том, чтобы научиться распознавать определенные признаки,
сообщающие о том, что он испытывает стресс.
Контролируйте
режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он
обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Оптимальный режим занятий – 40
минут, 10 минут перерыв. В перерыве лучше заняться не умственной, а физической
деятельностью: помыть посуду, громко спеть свою любимую песню, потанцевать,
слепить из газеты свое настроение, порисовать. В зависимости от того, кто Ваш
ребенок – «жаворонок» или «сова», пусть занимается преимущественно утром или
вечером.
Днем
можно (и нужно) заниматься и «совам», и «жаворонкам».
Обеспечьте
дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
Хорошо бы ввести в интерьер для занятий желтые и фиолетовые цвета, поскольку
они повышают интеллектуальную активность – достаточно повесить на стену
картину, сшить покрывало или подушки, или просто развесить над столом листы
цветной бумаги. Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного
умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища,
сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи,
курага стимулируют работу головного мозга.
Помогите
детям распределить темы подготовки по дням.
Ознакомьте
ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь
фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и
логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы,
упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он этого не умеет, покажите ему,
как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на
листочках и повесить над письменным столом, над кроватью и т.д.
Позаботьтесь
о том, чтобы у ребенка для подготовки были различные варианты тестовых заданий
по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий).
Большое значение имеет тренировка ребенка именно в форме тестирования, ведь эта
форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.
Заранее
во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во
времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения
концентрироваться на протяжении всего тестирования, придаст ему спокойствие и
снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему
часы на экзамен.
Накануне
экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как
следует выспаться.
Посоветуйте
детям во время экзамена обратить внимание на следующее:
1.
пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем
содержатся, это поможет настроиться на работу;
2.
внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во
время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам учащиеся уже предполагают,
ответ и торопятся его вписать);
3.
если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы
потом к нему вернуться;
4.
если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл
положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант ответа.
Не
тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, не
критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество
баллов не является совершенным измерением его возможностей.
Признаки
стресса:
· физические:
хроническая усталость, слабость, нарушение сна (сонливость или бессонница),
холодные руки или ноги, повышенная потливость или выраженная сухость кожи,
сухость во рту или в горле, аллергические реакции, речевые затруднения (заикания
и пр.), резкая прибавка или потеря в весе, боли различного характера (в голове,
груди, животе, шее, спине и т.д.).
· эмоциональные:
беспокойство, сниженный фон настроения, частые слезы, ночные кошмары,
безразличие к окружающим, близким, к собственной судьбе, повышенная
возбудимость, необычная агрессивность, раздражительность, нервозность по
пустяковым поводам.
· поведенческие:
ослабление памяти, нарушение концентрации внимания, невозможность
сосредоточиться, неспособность к принятию решений, потеря интереса к своему
внешнему виду, навязчивые движения (кручение волос, кусание ногтей,
притопывание ногой, постукивание пальцами и пр.), пронзительный нервный смех,
постоянное откладывание дел на завтра, изменение пищевых привычек (голодание
или избыточный прием пищи), злоупотребление лекарствами, употребление алкоголя,
курение.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.