Главная / Логопедия / Рекомендации родителям по оказанию помощи выполнении домашних заданий леворукими детьми.

Рекомендации родителям по оказанию помощи выполнении домашних заданий леворукими детьми.


Рекомендации родителям по оказанию помощи в выполнении домашних заданий леворукими детьми.

Главное — ПОНЯТЬ:

  • леворукость сама по себе - не патология, а один из возможных вариантов нормы;

  • леворукий ребёнок очень раним, и требует бережного, внимательного и доброго отношения;

  • у леворукого ребенка есть особенности развития, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.


  1. «Кто владеет информацией, тот владеет ситуацией».

  • Читайте, изучайте все особенности своего леворукого ребёнка с помощью специальной литературы по левшеству, постигая теорию и применяя полученные знания на практике.

  1. Леворукий ребёнок никогда, ни в какой форме, ни в какой ситуации не должен чувствовать ваше негативное отношение к леворукости.

  • Помните, что леворукость — индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у левши, совсем не обязательно связаны с его леворукостью, такие же проблемы могут быть и у праворукого ребенка.

  • Ваш ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим.

  • Родителям следует построить общение с ребенком таким образом, чтобы не акцентировать его внимание на леворукости и вместе с тем создать благоприятные условия для проявления и развития его индивидуальности.

  • Отличаясь чувствительностью, ранимостью, хорошим пониманием социальных норм и, в тоже время, испытывая присущие леворуким затруднения, ребенок чрезвычайно нуждается в сочувствии и принятии.

  • Задача взрослого - развить в нем чувство оптимизма, уверенности в себе, самоценности, активного отношения к жизни.

  1. Не драматизируйте ситуацию школьных неудач.

  • Ребенок должен быть уверен, что нет ничего непоправимого, что все трудности преходящи и с вашей помощью он с ними справится.

  1. Дать возможность днем час-полтора поспать или просто полежать.

  • Не забывайте, что 3,5-4 часа необходимо оставить для прогулок, игр на воздухе, а продолжительность сна (для детей 6-7 лет) должна быть не меньше 11 часов.

  • Принимая во внимание повышенную энергоемкость протекания психических процессов у леворуких, а как следствие быстрые утомляемость и истощаемость нервной системы, необходимо придерживаться установленного режима дня и пристально следить затем, чтобы ребенок не переутомлялся.

  1. Необходимо помочь леворукому ребёнку организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа:

  • Помните, свет при работе должен падать справа.

  • Настольная лампа должна располагаться справа.

  • Руки должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола, и левая рука свободно двигалась по строке сверху вниз, а правая лежала на столе и придерживала бы тетрадь.

  • Кисть левой руки большей частью своей ладони должна быть обращена к поверхности стола.

  • Ручка кладется на средний палец, на его верхнюю ногтевую часть.

  • Ногтевая фаланга большого пальца придерживает ручку, а указательный палец легко кладется сверху ручки на расстоянии 1,5–2 см от пишущего шарика и управляет движением пальцев.

  • В процессе письма происходит движение слева направо.

  • Тетрадь лежит с наклоном вправо так, чтобы правый угол страницы, на которой пишет ребенок, был направлен к середине его груди.

  • По мере заполнения страницы правая рука передвигает тетрадь вверх, при этом нижний угол страницы по-прежнему направлен к середине груди.

  • Не следует требовать от леворукого письма с правым наклоном, более целесообразным для них будет писать прямо.

  • Целесообразнее всего, наклонив тетрадь вправо, писать прямо, не загораживая строку и соблюдая правильную посадку, причем немного вперед должно быть выдвинуто не правое плечо, как у правши, а левое.

  1. Категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма.

  • Кроме того, ни правонаклонное, ни левонаклонное письмо практически невозможно для левши, так как ребенок загораживает себе рабочей рукой линию письма.

  1. При обучении письму используйте «Прописи для леворуких детей».

  2. Любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно.

  3. Не заставляйте леворукого ребёнка читать, если он сам отказывается, даже если вы уверены, что он знает все буквы.

  • Складывайте буквы из их элементов, пишите буквы, играйте с буквами — эта работа облегчит ребенку распознавание букв и процесс обучения чтению.

  1. Желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию.

  2. Уделяйте систематическое внимание работе над формированием зрительно- пространственного восприятия и произвольной регуляции деятельности:

  • подробное объяснение и осознанное письмо каждой буквы;

  • для усиления контроля к звуко- буквенному анализу - проговаривать при письме;

  • организовывать специальные занятия для совершенствования зрительной дифференцировки букв;

  • чтение должно быть медленным, целесообразно использовать выделение читаемого слова линейкой- окошком.

  1. Готовить уроки «в один присест» не стоит.

  • Гораздо эффективнее такой режим (примерно): через каждые 15-20 минут работы 10-15-минутный отдых, который ребенок может использовать по своему усмотрению.

  1. При возникновении проблем:  совместная работа с учителем, психологом для избавления от ощущения беспомощности, ущербности; успокоить ребенка, нормализовать режим и т.д.

  2. Не нервничайте и не переживайте! Помните, что у леворуких детей ни в письме, ни в чтении нет «особых», свойственных только им проблем.








Рекомендации родителям по оказанию помощи в выполнении домашних заданий медлительными детьми.


На примере медлительных детей мы можем со всей очевидностью понять, сколь значимый реальный смысл имеет тезис, с которым "вообще" все соглашаются, а на

деле пренебрегают:

ДЕТИ - РАЗНЫЕ.

  1. Индивидуальный темп деятельности ребенка определяется в основном врожденными особенностями его нервной системы.

  • Существенно изменить эту врожденную особенность практически невозможно.

У "истинно медлительных" - низкая подвижность нервных процессов; это и

определяет оптимальный для них темп любой деятельности.

  1. У детей с низкой подвижностью нервных процессов темп деятельности всегда будет ниже, чем у детей с высокой подвижностью.

  • У подвижных детей ускорение темпа подачи сигналов оказывает стимулирующее влияние на протекание нервных процессов. А у медлительных детей при ускорении темпа подачи сигналов происходит снижение количества усваиваемой информации!

  1. Даже небольшая степень медлительности сильно снижает шансы ребенка на школьные успехи.

  • И поэтому помощь таким детям необходима не тогда, когда уже налицо неуспеваемость и отклонения в здоровье, а с первых дней в школе!

  1. Главное, на начальном этапе обучения не убыстрять их работу, а создать все условия, чтобы не усугубить это состояние, не сорвать здоровье.

  • Ведь стоит выбить ребенка из колеи - и это, в свою очередь, еще больше замедлит и письмо, и чтение, и любую другую деятельность. А к тому же сильно ухудшит ее качество.

  • Торопить, подгонять такого ребенка не только бесполезно (быстрее работать он не будет; эффект окажется обратным), но и вредно - так создаются условия для возникновения невроза.

  • Медлительные реагируют на нагрузку не увеличением, а дальнейшим уменьшением количества усваиваемой информации, - значит, нагрузка ведет к углублению торможения. Можете вообразить себе те трудности, которые испытывает медлительный ребенок, слушая быструю речь или следя за быстрым показом учебного материала! Он не успевает уловить суть рассказа или объяснения; естественно, большая или меньшая часть слышимого и видимого не усваивается. А вот если повторить то же еще раз или говорить медленнее, такие дети прекрасно справились бы с заданием! Но это, увы, не всегда возможно в классе; поэтому помочь ребенку могут родители.

  1. Совет родителям: не только подробно разбирать все непонятное, не усвоенное на уроке, но даже идти на шаг впереди, чтобы уже накануне ребенок знал, что будет делать на уроке, чтобы успевал уловить мысль и действия учителя.

  • Если не дать ребенку такого предварительного запаса, то очень быстро будут накапливаться пробелы; а ведь догонять таким детям особенно трудно!

  1. У медлительных детей время от сигнала "Делай" до начала действий в 2,5-3 раза больше, чем у остальных.

  • Окрик, раздражение, недовольство взрослых еще больше замедляют у них подготовительный период.

  • Это необходимо учитывать и когда дети садятся за уроки, и когда, проявляя родительское рвение, вы вдруг требуете: "Быстро расскажи мне правило!" Медлительный ребенок может прекрасно знать это правило, но вы не даете ему собраться, вы подстегиваете: "Опять не выучил!"

  • Он нервничает - и еще глубже процесс торможения. А дело не в том, что он плохо соображает - речь идет только о темпе, а отнюдь не о качестве умственной деятельности.

  • Если же мы учтем особенности такого ребенка и, главное, дадим ему возможность работать в оптимальном (для него!) темпе, качество и точность такой работы могут быть очень высокими!

  1. Еще одна особенность медлительных детей, о которой следует помнить, - трудность переключения (особенно быстрого) на новый вид деятельности.

  • Они не поспевают за быстро меняющейся ситуацией, часто не схватывают ее.

  • Если вы объясняли ребенку математику, а потом вдруг заодно решили вспомнить, как пишется та или иная буква, ответ ребенка вас огорчит. А он, всего лишь, еще не смог переключиться, перестроиться; оттого и не может с ходу ответить на ваш вопрос.

  • На поверхностный взгляд эта трудность переключения, невозможность поспеть за быстро меняющимися заданиями, сменой деятельности может показаться равнодушием - ребенок словно не реагирует... В действительности же новое задание может прийтись на то время, когда продолжается еще решение предыдущего задания...

  1. Помните: любая спешка приведет к еще большему замедлению!

  • Дайте ребёнку возможность осознать свою медлительность и в то же время не чувствовать себя ущербным и неспособным.

  • Приучите себя (и его тоже) к мысли: оттого, что он медлительный, он не хороший и не плохой, - а просто вот такой, как есть. И ему нужно помочь именно с этими его качествами ориентироваться и в школе, и в жизни.

  • Продумайте и организуйте домашние дела ребенка равномерно на все дни рабочей недели.

  1. Общайтесь с ребенком не в быстром, а в медленном - свойственном ему! - темпе.

  2. Наблюдайте за ребенком в школе в начале обучения, т.к. трудности могут возникнуть не сразу.

  • Во втором полугодии после окончания букварного периода  в 1 классе увеличивается темп и объем работ, и трудности могут появиться «внезапно» для вас.

  1. «Продлёнка» - не для медлительных детей, т.к. все нагрузки для них утомительны.

  • После школы ребенку лучше быть в спокойной обстановке.

  1. Дозируйте объем домашних или дополнительных индивидуальных заданий, т.к. медлительные дети не могут программировать свое действие, составить его план, имеют задержки моторного развития, не позволяющие им контролировать свои движения и управлять ими; не могут успеть воспринять информацию и успеть переключиться с предыдущей деятельности.

  2. Нельзя считать скорость чтения основным критерием успешности формирования навыка чтения, т.к. медлительный ребенок не может осуществлять артикуляционные движения, чтобы с нужной скоростью произносить звуки.





Трудности обучения письму и чтению гиперактивных  детей.


Трудности обучения чтению и письму встречаются и у гиперактивных детей.

Гиперактивность - это повышенная, чрезмерная активность, и с ней связаны серьезные проблемы -  нарушения поведения и трудности в обучении.

Чаще всего гиперактивность сочетается с трудностями концентрации внимания и импульсивностью.

Такое сочетание и дает определение - «нарушение поведения».

Но и педагоги, и родители должны знать, что этот комплекс поведенческих реакций выделяется специалистами как специфическое нарушение психического здоровья - «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ). Что это значит? Это значит, что ребенок НЕ НЕ ХОЧЕТ, а НЕ МОЖЕТ изменить свое поведение по желанию взрослых .

Поэтому к такому ребенку необходим определенный подход, а иногда и лечение, помогающее справиться с проблемами.

Внимание родителей должны привлечь симптомы невнимательности, гиперактивности и импульсивности.

Симптомы невнимательности

Симптомы гиперактивности

Симптомы импульсивности

  1. Недостаточно внимателен к деталям.

  2. С трудом удерживает внимание.

  3. Как бы не слушает говорящего

  4. не может довести дело до конца.

  5. С трудом организует свою деятельность.

  6. Избегает выполнение задания.

  7. Теряет предметы.

  8. Отвлекается на внешние раздражители.

  9. Все забывает.

  1. Дрыгает руками или ногами, крутится.

  2. Не может усидеть на месте, когда это требуется.

  3. Чрезмерно разговорчив.

  4. Носится и лезет куда- либо, когда это не разрешается.

  5. С трудом может тихо играть.

  6. Всегда «заведен», «как будто внутри мотор».

  1. Выпаливает ответы.

  2. Чрезмерно разговорчив, с трудом дожидается своей очереди.

  3. Прерывает других, вмешивается в чужой разговор.


 Важно, что диагноз СДВГ ставится, если не менее 8 признаков проявляются у ребенка постоянно.

Поставить этот диагноз может только врач. Но родители должны обратить особое внимание и на поведение ребенка, и на его работы. Тетради гиперактивных детей выглядят неряшливо, в работах много  исправлений и ошибок, которые являются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или просто угадывания. Навыки чтения гиперактивных детей могут быть плохими, даже если ребенок умел читать еще до школы.

Хорошие результаты может дать спокойная обстановка в школе и дома, отсутствие отвлекающих моментов, индивидуальное объяснение, индивидуальная работа в собственном темпе и т. Д.

Рекомендации для родителей гиперактивных детей:

 

1. Выясните, действительно ли ваш ребенок гиперактивен. Обратитесь к специалисту- педиатру, психологу, неврологу.

2.Научитесь общаться со своим непоседой:

- не допускайте грубости, унижения, злости

-не общайтесь с ребенком между делом, раздраженно, показывая, что он отвлекает вас от важных дел

3.Учитывайте высокую отвлекаемость и неустойчивую работоспособность ребенка в процессе занятий в школе и дома

 

   Педагоги и родители  должны представлять возможные трудности, которые могут возникнуть у гиперактивных детей. Одна из важных их особенностей - низкая учебная мотивация. Если у ребенка трудности концентрации внимания, несформированность произвольной регуляции, и это вызывает недовольство взрослых- неудачи и повышенная тревожность разрушают желание учиться, снижают учебную мотивацию. Такие дети негативно реагируют на критику, зачастую не любят учителя, школу. Поэтому родителям нужно проанализировать свои чувства, оценки, реакцию: всегда ли они адекватны, спокойны, доброжелательны по отношению к ребенку и другим людям. Следует согласовать такую тактику работы с учителями.

   Главные правила общения с гиперактивным ребенком следующие:

-чаще хвалить, а не осуждать;

-подбадривать, а не подчеркивать неудачи;

-вселять надежду, а не твердить, что ничего не получится.

И самое главное - чтобы ребенок поверил в свой успех, в возможность преодоления своих проблем, в это должны поверить взрослые: самые близкие люди - родители .



Рекомендации родителям по оказанию помощи выполнении домашних заданий леворукими детьми.
  • Логопедия
Описание:



 

Рекомендации  родителям пооказаниюпомощи выполнении домашних заданий леворукими детьми.

 

 




Главное — ПОНЯТЬ:

·        леворукость сама по себе - не патология, а один из возможных вариантов нормы;

·        леворукий ребёнок очень раним, и требует бережного, внимательного и доброго отношения;

·        у леворукого ребенка есть особенности развития, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.

 

1.      «Кто владеет информацией, тот владеет ситуацией».

·        Читайте, изучайте все особенности своего леворукого ребёнка с помощью специальной литературы по левшеству, постигая теорию и применяя полученные знания на практике.

2.      Леворукий ребёнок никогда, ни в какой форме, ни в какой ситуации не должен чувствовать ваше негативное отношение к леворукости. 

Автор Марущенко Ирина Ильинична
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Логопедия
Подраздел
Просмотров 434
Номер материала 50550
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы