Главная / Другое / Рекомендации по составлению учебного занятия в системе дополнительного образо-вания детей

Рекомендации по составлению учебного занятия в системе дополнительного образо-вания детей

Рекомендации по составлению учебного занятия в системе дополнительного образования детей
Хасанова Р.З., педагог дополнительного образования, МБУДО «ЦДО» п. Тюльган


При проведении занятия каждый педагог должен иметь план занятия: опытный - краткий (сжатый), начинающий – более развернутый. Наличие подробных планов-конспектов также необходимо в случаях, если педагогом проводится открытое занятие.

  1. Указывается полное наименование образовательного учреждения.


  1. Фамилия, имя, отчество, должность педагога.


  1. Название объединения. Можно указать направленность.


  1. Тема. Тема занятия берется из календарно-тематического плана. В её формулировке должен быть отражен конкретный материал из содержания образовательной программы. Зачастую, в качестве темы занятия педагогами используются неконкретные или некорректные фразы типа «Веселый гномик», и т.п. Такие фразы могут быть использованы только в контексте, например: «Развитие навыка изображения фигуры человека в процессе рисования «Веселого гномика».


  1. Тип занятия.

  • Занятие изучения нового материала.

  • Занятие формирования умений и навыков.

  • Занятие закрепления и развития знаний, умений, навыков.

  • Занятие повторение.

  • Занятие применения знаний, умений, навыков.

  • Комбинированное занятие.

  • Контрольное занятие.


  1. Цель. Цель занятия должна соответствовать его теме, а так же направленности образовательной программы. Так, если взять для примера вышеуказанные темы учебных занятий, то цели могут звучать следующим образом: «Создать условия для формирования основных навыков изображения…».


  1. Задачи.

Образовательные задачи направлены на общеинтеллектуальное развитие обучающихся; формирование и расширение их представлений о достижениях науки, техники и особенностях применяемых технологий.

Можно использовать следующие формулировки:

  • дать первоначальные представления о . . .

  • обеспечить усвоение . . .

  • продолжить формирование . . .

  • закрепить . . .

  • обобщить . . .

  • расширить следующие специальные производственные представления . . .

  • углубить следующие общетрудовые знания . . .


Развивающие задачи предполагают формирование у обучающихся профессиональных умений и навыков. Развитие мышления, воображения, фантазии, речи, сенсорной и двигательной сфер.

Формулировки:

  • сформировать у обучающихся умение. . . (определять объекты сравнения, выделять основные признаки и параметры сравнения; соотносить, сопоставлять, противопоставлять; устанавливать сходство и различие; выделять главное, анализировать, делать выводы, принимать самостоятельное решение, применять имеющиеся знания на практике и т.д.);

  • развивать у обучающихся . . (глазомер, ориентировку в пространстве и во времени, точность и тонкость различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи и т.д.);

  • овладение моторикой мелких мышц, умение управлять своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку, соразмеренность движений и т.п.;

  • развивать у обучающихся профессиональные интересы по. . .

  • подготовить обучающихся к сознательному выбору профессии;

  • содействовать развитию у обучающихся необходимых личностных качеств. . . (воли, бережливости, аккуратности, целеустремленности, самоконтроля . . .).


Воспитательные задачи призваны сформировать у обучающихся нравственные личностные качества, формировать восприимчивость к новому, прививать любовь к окружающему миру и отношение к вопросам экологии.

Формулировки:

  • совершенствовать (экономическое, экологическое, нравственное, технологическое восприятие окружающего мира и т.п.);

  • формировать у обучающихся нравственные личностные качества (товарищество, доброту, деликатность, вежливость, скромность, дисциплинированность, ответственность, честность, гуманность; гордость и скромность, требовательность к себе, чувство собственного достоинства, аккуратность, добросовестность; чувство долга, трудолюбие, радость сопереживания успехам товарищей; бережное отношение к имуществу Центра и учебным пособиям, максимальную работоспособность на занятии, усердие, собранность и т.п.);

  • сформировать (продолжить формирование) взглядов, убеждений на жизненную позицию, осознанную потребность к труду, творческого начала ребенка, понимание значения мобильности профессиональных знаний. . .

  • прививать (активную жизненную позицию, чувство ответственности, дисциплинированности и критического отношения к современным технологиям и т.п.).


Формируемые результаты:

  • Предметные

  • Личностные,

  • Метапредметные.


  1. Оборудование (дидактические средства) (Приложение 1)

В классификации дидактических средств чаще всего присутствуют следующие виды:

  • модели (виртуальные, математические, физические и т.д.);

  • структурные схемы и алгоритмы;

• изделия (материальные модели, демонстрационные изделия);

• проблемные задания (создаваемые и разрешаемые задачи);

• средства интерактивного обучения, в т.ч. учебно-лабораторное оборудование (орудия и средства учебного труда);

  • пособия (натуральные, изобразительные, знаковые и т.д.);

  • тренажеры (функций, ситуаций, операций и т.д.);

технические средства обучения: ТСО, собственно носители информации и др.


  1. Методы.


  1. Краткая аннотация. В этом пункте целесообразно кратко (не более 2-3 абзацев) рассказать об образовательной программе, месте данного занятия в ней, контингенте воспитанников. Указать кому может быть полезна ваша методическая разработка (в данном случае конспект занятия). Нужна ли предварительная подготовка к занятию, если да, то какая и т.п.


  1. Ход занятия.

Единых требований к описанию хода занятия не существует, главное расписать подробно каждый этап:

  • содержание деятельности педагога, детей на каждом этапе занятия;

  • мотивация деятельности детей на каждом этапе занятия;

  • приемы диагностика знаний и умений детей, развиваемых в ходе занятия;

  • приемы управления вниманием, активизация детей;

  • возможные затруднения детей и необходимые действия педагога для их ликвидации.


Количество этапов учебного занятия зависит от его типа и места в образовательном процессе, а так же, выбранной педагогом, формы проведения. В современной педагогике выделяют следующие возможные этапы учебного занятия:

  • организационный этап,

  • этап всесторонней проверки домашнего задания,

  • этап проверки ЗУН,

  • этап подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала,

  • этап усвоения новых знаний,

  • этап проверки усвоения новых знаний,

  • этап закрепления нового материала,

  • этап информирования обучающихся о домашнем задании,

  • подведение итогов занятия.


Этап занятия

Дидактические задачи этапа

Содержание этапа

Показатели выполнения дидактической задачи (планируемый результат)

Организационный этап



- подготовить обучающихся к работе;

- определить цели и задачи занятия.


- взаимные приветствия педагога и обучающихся;

- фиксация отсутствующих;

- проверка внешнего состояния кабинета;

- проверка подготовленности обучающихся к занятию;

- организация внимания и внутренней готовности.

- кратковременность организационного момента;

- полная готовность группы к работе;

- быстрое включение обучающихся в деловой ритм;

- организация внимания всех обучающихся.


Этап всесторонней проверки домашнего задания




- установить правильность и осознанность выполнения всеми обучающимися домашнего задания;

- устранить обнаруженные пробелы в знаниях.

- выяснить степень усвоения заданного на дом материала;

- определить типичные недостатки в знаниях и их причины;

- ликвидировать обнаруженные недочеты.


- возможность педагога за короткий промежуток времени (5-7 минут) определить уровень знаний у большинства обучающихся и выявить типичные ошибки;

- способность в ходе проверки домашнего задания актуализировать и скорректировать опорные понятия;

- возможность ликвидировать причины обнаруженных недостатков;

- высокая степень выявления качества знания материала, полученного обучающимися на дом.

Этап проверки ЗУН



- глубоко и всесторонне проверить знания обучающихся;

- выявив причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях, стимулировать опрашиваемых и всю группу к овладению рациональными приемами учения и самообразования.


-проверка объема и качества усвоения материала;

- характера мышления обучающихся;

- степени сформированности общеучебных умений и навыков;

- комментирование отчетов обучающихся;

- оценка ЗУН.

- проверка педагогом не только объема и правильности знаний, но и их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать на практике;

- рецензирование ответов обучающихся, направленное на выяснение положительных и отрицательных сторон в их ЗУН и указание того, что необходимо сделать для усовершенствования приемов самостоятельной работы;

- активная деятельность всей группы в ходе проверки знаний отдельных обучающихся.

Этап подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала


- организовать и направить к цели познавательную деятельность обучающихся

- сообщение цели, темы и задач изучения нового материала;

- показ его практической значимости;

- постановка перед обучающимися учебной проблемы.


- активность познавательной деятельности обучающихся на последующих этапах;

- эффективность восприятия и осмысления нового материала;

- понимание обучающимися практической значимости изучаемого материала (выясняется на последующих этапах занятия).

Этап усвоения новых знаний



- дать обучающимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идее изучаемого вопроса, правилах, принципах, законах;

- добиться от обучающихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению;

- на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие ЗУН.

- организация внимания;

- сообщение педагогом нового материала;

- обеспечение восприятия, осознания, систематизации и обобщения этого материала обучающимися.


- правильность ответов и действий в процессе беседы;

- качество выполнения практической работы на последующих этапах обучения.

Этап проверки усвоения новых знаний


- установить, усвоили или нет обучающиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерности;

- устранить обнаруженные пробелы.

- проверка педагогом глубины понимания обучающимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий.


- устранение пробелов в понимании обучающимися нового материала;

- осознание нового материала большинством обучающихся группы.

Этап закрепления нового материала

- закрепить у обучающихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу.

- закрепление полученных знаний и умений;

- закрепление методики изучения нового материала;

- закрепление методики предстоящего ответа воспитанника при очередной проверке знаний.


- умение обучающихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи;

- умение воспроизводить основные идеи нового материала;

- умение выделить существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их;

- активность обучающихся.

Этап информирования обучающихся о домашнем задании

-сообщить обучающимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы.

- сообщить сведения о предстоящем занятии, о том, что необходимо подготовить.

-информирование о домашнем задании;

- инструктаж по его выполнению;

- проверка понимания обучающимися содержания работы и способов ее выполнения.

- информирование обучающихся о требуемом оборудовании на предстоящем занятии.

-правильное выполнение домашнего задания всеми воспитанниками.


-подготовленность воспитанников к следующему занятию.

Подведение итогов занятия



- проанализировать занятие;

- дать оценку успешности достижения цели;

- наметить перспективы на будущее.


- самооценка и оценка работы группы и отдельных обучающихся;

- аргументация поощрения ;

- замечания по занятию;

- предложения о возможных изменениях на последующих занятиях.

- осознание воспитанниками значимости полученных результатов и готовность использовать их для достижения учебных целей.


Компетенции педагога, которые он должен продемонстрировать:

  • В области постановки целей и задач педагогической деятельности;

  • В области мотивирования обучающихся;

  • В области информационной основы педагогической деятельности (знание предмета, умение его преподнести, владение современными методами и технологиями);

  • В области разработки программ и принятии педагогической деятельности (конспект занятия составлен с учетом преемственности материала в рамках программы, умеет внести изменения в существующие дидактические и методические материалы или разрабатывает их самостоятельно, умение организовать самостоятельную деятельность обучающихся);

  • В области организации учебной деятельности, диагностическая компетентность (методы организации индивидуальной и совместной деятельности уча-ся, умение выстроить сотрудничество с детьми, умение организовать учащихся для поиска дополнительной информации, умеет определить ожидаемые результаты занятия, точно формулирует критерии оценивания, обучает детей навыкам самооценки).


Педагогом продумывается логика построения занятия (взаимосвязь и завершенность всех частей занятия с подведением  итогов каждой части по практическому и теоретическому материалу), определяется объем образовательного компонента учебного материала.

На первоначальном этапе занятия педагог должен создать благоприятный морально-психологический климат, настроить детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности.

Лучшим способом закрепления теоретического материала служит этап его практического использования в ходе выполнения творческой работы или проведения игровых моментов.

В ходе подведения итогов занятия педагог анализирует деятельность детей или направляет их на самооценку, дает советы и рекомендации по применению изученного материала. На этом этапе оценивается общая работа группы.

Педагог должен мобилизировать воспитанников на оценку самого занятия, что даст возможность оценить правильность выбора форм и методов работы с детьми, определить наиболее перспективные пути на будущее.


Важное место в ходе занятия имеет динамическая пауза или этап релаксации, в случае, если деятельность коллектива предполагает физическую работу (хореографический, спортивный коллектив), педагог сам определяет место и время физкультурной паузы, обосновывая свой выбор спецификой деятельности коллектива в целом и учебной деятельности детей на данном занятии в частности.

Так, в коллективах изобразительного и декоративно-прикладного творчества в течение двух- или трехчасового занятия дети заняты «сидячей» работой, напрягают зрение. С целью сохранения здоровья детей руководителю такого коллектива необходимо проводить целый комплекс мероприятий по повышению двигательной активности (например, пальчиковую гимнастику и общую ритмическую зарядку), а так же упражнения для глаз. Проведение релаксационных пауз повышает активность детей, увеличивает их физические ресурсы, помогает преодолеть усталость и способствует созданию здоровьесберегающей среды на занятии.

Педагог дополнительного o6paзования обязан выполнять все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей, применять в своей деятельности приемы здоровьесберегающих технологий.


Грамотно выстроенный план занятия, описание основных моментов каждого этапа, используемых методов обучения и контроля, придаст даже опытному педагогу ещё большую уверенность в своих силах, и будет способствовать достаточно высокой результативности образовательного процесса в целом.

Каждый педагог, организуя и проводя учебные занятия, должен помнить, чем конкретнее и продуманнее будет план занятия, тем больше вероятность достижения поставленных целей. А значит, педагог, помогает совершенствоваться воспитаннику, повышает его самооценку, развивает его творческие способности, а может быть и его профессиональные навыки.


Литература

  1. Технология составления календарно-тематического плана (Методические рекомендации). Автор: Савельева Ольга Владимировна, заведующая методическим отделом МОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества», Киселевск 2009.

  2. Современный урок. Рыба-диск. Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования», г. Москва, 2011 год.


Приложение 1.

Характеристика дидактических средств


Дидактические средства – это совокупность наглядных учебных средств, использование которых помогает педагогу более эффективно и конструктивно организовать учебный процесс.

В учебном кабинете могут быть следующие пособия, помогающие осуществлять учебно-воспитательный процесс:

1.Печатные пособия

При изучении материалов, инструментов, приемов работы, организации трудовой деятельности, изучении техники безопасности широко используются таблицы. В одних случаях таблицы использую как иллюстрации, в других – как инструкции. Например, таблицы, показывающиеся приемы плетения, которые при объяснении приемов работы использую как иллюстрацию, а во время практической работы – как инструкцию.

Альбом творческих заданий для обучающихся «Россыпь бисерных фантазий», в котором мною подобраны задания для развития творческих способностей в соответствии с темами программы.

Методическое пособие «Бисерная азбука», в котором представлены схемы плетения, изучаемые в рамках образовательной программы от самой простой до самой сложной.

Пособие для обучающихся «Цветочная мастерская», «В мире животных», «Пасхальные сувениры», в которых собраны схемы плетения, помогающие ребятам в изготовлении изделий, способствующие развитию воображения и цветового восприятия окружающего мира.


2.Демонстрационные пособия сопровождают объяснение педагога, обеспечивают включение первой сигнальной системы обучающихся на начальном этапе восприятия учебного материала и помогают преодолеть возникающий иногда разрыв между словом и представление в сознании.

Демонстрационные пособия реализуют принцип наглядности обучения, обеспечивая непосредственное восприятие обучающимися конкретных предметов и их образов. Демонстрационные пособия активизируют сенсорные и мыслительные процессы ребенка, облегчая ему усвоение учебного материала. Перечень использования демонстрационных пособий может выглядеть так:

  • технологические карты;

  • коллекции;

  • слайды;

  • диафильмы;

  • видеофильмы и т.д.

Демонстрационные пособия являются ценным средством осуществления кругозора обучающихся.

Дидактика формулирует следующие правила демонстрации:

  1. Предмет необходимо показывать так, чтобы он воспринимался различными органами чувств. При этом условии сильное впечатление окажут на обучающихся наиболее значимые стороны объекта.

  2. Не все предметы можно показать в аудитории, поэтому большое значение в учебном процессе имеет демонстрация видеофильма, слайдов, фотографий, схем об изучаемом объекте. Кроме того, видеофильмы позволяют показать обучающимся объект или явление в движении, развитии, проникнуть в процессы, скрытые от обучающихся. Демонстрация видеофильмов или слайдов позволяют успешно сочетать ее с рассказом или беседой, сосредотачивать внимание обучающихся на отдельных кадрах, повторять их демонстрацию, успешно сочетать демонстрацию с чтением. А после демонстрации я использовать содержание фильма или слайд-презентации для более глубокого понимания и овладения обучающимися изучаемого материала.


3.Опорные схемы (сигналы) позволяют в кратком виде донести до обучающихся всю тему, сконцентрировать материал по данной теме, произвести анализ и синтез, сравнение и сопоставление изучаемого материала. В сжатом виде новый материал легко запоминается. В блок-схемах представлены основные опорные понятия темы, по этим понятиям можно раскрыть всю тему. Блок-схемы облегчают изучение и запоминание. Используют эти схемы в виде раздаточного дидактического материала при изучении, обобщении и систематизации знаний. Когда перед глазами обучающихся находятся такие схемы, легко вспомнить изученное, обобщить его, сопоставить, перейти от целого к частному и наоборот. Опорные блок-схемы играют важную роль в развитии творческих способностей и познавательной активности детей, их самостоятельности, повышают эффективность образовательного процесса, обеспечивают хорошее усвоение знаний.

Для развития творческих способностей и активизации познавательной деятельности обучающихся используют особый вид схем, примером которых служат опорные сигналы В. Ф. Шаталова (учитель из г. Донецка). Опорные схемы активизируют детей на занятии, организуют внимание к объяснению педагога и ответу товарища. В. Ф. Шаталов полагает, что хорошо продуманная графическая схема позволяет расчленить сложный вопрос на ряд детальных пунктов, выразить их в условной форме, с тем, чтобы сконцентрировать внимание слушателей на существе проблемы, дать общее представление об изучаемой теме и охватить выделенные моменты в их целостности.

Активизировать деятельность обучающихся можно и при повторении и закреплении изученного, введением новых учебных задач, связанных с преобразованием изученного материала: начертить схемы и диаграммы, составить сравнительные таблицы, сопоставить повторяемое с изученным ранее.

Использование опорных блок-схем помогает легче запомнить и воспроизвести изученный материал. Это своеобразные подсказки для обучающихся.

Кроме того, опорные схемы повышают информационную емкость занятия, что облегчает обучающимся усвоение нового материала. Причем обучающиеся зачастую сами участвуют в составлении этих схем-сигналов. Всё это способствует формированию у обучающихся научного мировоззрения, решению воспитательных, учебных и развивающих задач образов-го процесса.


4.Карточки и перфокарты

Повышению эффективности занятия способствует использование разнообразных карточек и перфокарт. Карточки помогают организовать опрос обучающихся с целью закрепления пройденного материала, проводить самостоятельные работы; перфокарты применяю в основном для проверки усвоения нового материала


5.Иллюстративный материал (иллюстрации, репродукции картин, фотоработы и т.д.)

Использование педагогами иллюстративного материала на занятиях остается спорным вопросом, так как остаются вне поля зрения более глубокие, внимательные представления о нем в соответствии с основными функциями:

  • просветительская (определенная информация об окружающем мире, знакомство с явлениями и формами реального мира, действительности);

  • наглядности;

  • художественная;

  • идейно-воспитательная.

Иллюстрация – это прямое дополнение, пояснение, наглядное изображение того, что будет изготавливать ребенок, о чем говорит педагог и т.д. При этом каждый художник отражает жизненные явления творчески, вносит многое от своей личности, выбирает графическую форму, характер оформления, строй изображения.

Постоянное внимание ко всем сторонам иллюстрации постепенно способствует воспитанию верного вкуса, оттачивает художественное чувство ребенка, помогает не только осмыслить, осознать, но и увидеть мир глазами художника, почувствовать его, не остаться безучастным к исполнению иллюстрации, картины, фотографии. Все это способствует тому, что обучающиеся постепенно учатся самостоятельно разбираться в иллюстрациях: распознают по рисунку какие-то предметы, отдельные признаки, пользуются схемами и подписями под рисунками, их описанием. Условными обозначениями, составляют рассказ по рисунку и т.д.

Иллюстрации так же активно используют и для развития речи обучающихся: по ним составляем небольшие рассказы или выполняем несложные изделия.

Кроме того, используют рисунки и для самостоятельного получения детьми знаний. На занятиях используются новые для обучающихся слова, термины, обозначения и пр., которые они должны знать и помнить. Если для обучающихся не встречается незнакомых орфограмм, то предлагают им самим объяснить значение, почему так пишется слово. Если правописание слова не знакомо детям, то на доске вывешивают карточку с его написанием, где выделены нужные буквы (словарная работа).

Решение той или иной задачи с помощью иллюстративного материала связано, прежде всего, с определенным этапом изучения материала, с возрастом обучающихся, этапом в обучении. Поэтому педагогу необходимо тщательно продумать время, место и методические приемы использования иллюстративного материала на занятии. Иногда достаточно остановиться лишь на самом существенном, что наиболее ярко заявляет о себе зрителю, а порой необходима более глубокая, детальная проработка изображенного. Кроме того, необходимо продумать, какую методическую задачу с помощью данного иллюстративного материала будет решать педагог, точно определить, что должно быть достигнуто с его помощью.


6.Образцы декоративно-прикладного искусства, изготавливаемых изделий

На занятиях прикладного искусства обучающимся необходимо показать, что художественное начало присутствует при создании всех окружающих нас предметов, и каждый человек должен уметь создавать красивые вещи.

С этой целью занятиях можно использовать элементы художественного конструирования, которые предполагают в создаваемом предмете:

1. единство цвета и формы;

2. соответствие материала и формы;

3. соответствие формы и назначения;

4. пропорциональность различных форм.

Эстетическое воспитание обучающихся при этом осуществляется в процессе труда и включает в себя три связанных между собой психических процесса: восприятие, воображение, воспроизведение представленного образа в изделии.

Следует отметить, что обучающиеся младшего школьного возраста склонны улавливать, проявлять интерес к художественным деталям, из которых складывается эстетический объект. А это предпосылки для развития у них творческого восприятия и воображения и на их основе отображения мира.


7.Занимательный материал.

Занимательность создаёт заинтересованность, рождает чувство ожидания. А от уровня заинтересованности зависит и внимание обучающихся на занятиях, их активность, творческий подъём, степень утомляемости и возбуждённости, радостное или наоборот подавленное настроение, зарождение потребности творчески применять полученные знания или наоборот нежелание это делать. Есть в педагогике три правила:

  1. Пробуждая любопытство и заинтересованность темой, всегда надо помнить о том, что это лишь средство для достижения цели, но не конечная цель.

  2. Чем раньше, развивая любознательность, ведёт педагог своих учеников к творческому овладению знаниями, умениями и навыками на основе разносторонней самостоятельной работы и с применением разнообразных дидактических средств, тем больше гарантий для воспитания у обучающихся глубоких интересов и потребностей в знаниях.

  3. Пробуждая интерес, необходимо помнить о задаче обучения – научить, развить, вдохновить каждого обучающегося на повседневный труд, систему личного самообразования, творческое проведение досуга.

Педагог часто использует занимательность как волшебный ключик к детскому вниманию. Но в учении не всё может быть занимательным. Главный секрет интереса, по мнению В. А. Сухомлинского, - в успехах детей, в ощущении их роста, достижении трудного. Чем старше обучающиеся, тем значительнее для них достижение цели, радость преодоления.


8.Творческие задания имеют большое значение для развития творчества и познавательной активности обучающихся. Применять такие задания можно на любом этапе занятия, а также при проверке и контроле знаний обучающихся, при систематизации и обобщении изучаемого материала. Творческие задания должны побуждать обучающихся к активной познавательной и практической деятельности, требовать высказывания своего отношения к различным проблемам, отстаивать свои взгляды и убеждения. Важно добиваться от детей развёрнутых доказательных ответов, подкрепления основных положений примерами, выводами, обобщениями. Творческие задания требуют, как правило, установления взаимосвязей и причинно-следственных связей, заполнения таблиц, составления схем, анализа рисунков и т. д.

Правильно организованная проверка знаний и умений затрагивает чувственную сферу обучающихся, способствует развитию у них интереса к предмету деятельности, развитию самооценки, побуждая желание успешно учиться. В творческие задания необходимо включать вопросы, выясняющие главное, существенное, побуждающие ребят активно мыслить (сравнивать, обобщать, приводить доказательства, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи и т.п.). Такого рода вопросы привлекают внимание, вызывают интерес и активизируют мыслительную деятельность обучающихся.

Творческие задания могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Они способствуют применению индивидуального подхода в обучении, т. к. задания могут быть различными по уровню сложности, чтобы каждому обучающемуся было по силам их выполнить. Для наиболее увлечённых ребят предлагаются индивидуальные задания, требующие изучения дополнительной литературы и дополнительной подготовки дома.

Одним из эффективных приемов воспитания учебной самостоятельности и сознательной дисциплины является групповая форма организации обучения. Чаще всего используют такой вид работы, как «задание для товарища». Вводится оно после того, как новый материал уже неоднократно отрабатывался (закреплялся) на занятии. Дома обучающиеся придумывают какое-либо практическое задание, а на занятии предлагают его выполнить и затем оценивают работу товарища.

Данная форма работы позволяет постепенно вводить обучающихся в работу педагога: подбор материала (составление схемы, технологической карты и пр.), проверка и оценка работы других, разъяснение и помощь товарищу. Очевидна при этом организаторская и воспитательная функция педагога. А воспитательный эффект на занятии очевиден: обучающиеся получают недостающий опыт самоконтроля, по отношению к работам других обучаюшихся они выполняют функции педагога, что несомненно сказывается на их собственной самостоятельности.



11


Рекомендации по составлению учебного занятия в системе дополнительного образо-вания детей
  • Другое
Описание:

При проведении занятия каждый педагог должен иметь план занятия: опытный - краткий (сжатый), начинающий – более развернутый. Наличие подробных планов-конспектов также необходимо в случаях, если педагогом проводится открытое занятие.

1.Указывается полное наименование образовательного учреждения.

2.Фамилия, имя, отчество, должность педагога.

3.Название объединения. Можно указать направленность.

4.Тема. Тема занятия берется из календарно-тематического плана. В её формулировке должен быть отражен конкретный материал из содержания образовательной программы. Зачастую, в качестве темы занятия педагогами используются неконкретные или некорректные фразы типа «Веселый гномик», и т.п. Такие фразы могут быть использованы только в контексте, например: «Развитие навыка изображения фигуры человека в процессе рисования «Веселого гномика».

Автор Хасанова Раиля Зуфаровна
Дата добавления 11.10.2016
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 77
Номер материала MA-067922
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓