Какие возможности открываются при
использовании компьютера и интернета?
1. Общение. Чего недостает большинству пожилых людей? Конечно же,
общения и внимания. А на сегодняшний день в сети Интернет проходит множество
актов общения. Социальные сети помогают найти знакомых по интересам и общаться,
не передвигаясь. А это иногда очень важно для человека, который с трудом
передвигается.
А найти старых знакомых, товарищей, сотрудников, узнать об их жизни? Все это
может помочь в преодолении трудностей пожилого возраста.
2. Видеосвязь. Дети не всегда могут приезжать
систематически и, конечно, очень хорошо было бы их видеть почаще. А Интернет
дает такую возможность, например, видеообщение по скайпу. К тому же, такое
общение даже с детьми, которые живут в другой стране, является бесплатным. А
это также является большим плюсом для небольшой пенсии пожилого человека.
3. Полезная информация. Пожилые люди на пенсии обычно
получают возможность заняться любимыми делами. Вязать, печь торты, разводить
пасеку и заниматься садом — информация обо всем этом найдется во всемирной
паутине. А еще там можно узнать о необходимых новостях, погоде, способах
лечения различных заболеваний, что зачастую очень интересует пожилое поколение.
4. Лекарство от скуки и одиночества. Как показывает практика, пожилые
люди, успешно овладевшие компьютерной наукой, более уверенны в жизни и
жизнерадостны. Они постоянно ощущают связь с миром и поддерживают дружеские
контакты.
«Но я ведь ничего не могу!»
О, сколько отговорок слышно от пожилых людей, которым
предлагаешь познакомиться с Интернетом. Конечно, не так просто овладевать
чем-то новым, но «не так страшен черт, как его рисуют», поэтому все отговорки
являются действительно только отговорками, а не стоящими причинами. И вот
почему:
1. «Я не смогу овладеть компьютером» — на уровне пользователя научиться
работать с компьютером несложно. Главное, чтобы кто-то помог освоить первые
навыки, а дальше можно продвигаться в обучении самому.
2. «С книги читать привычнее» — экран можно отрегулировать так,
чтобы он был похож на внешний вид бумажного листа. Для этого стоит снизить
яркость и контрастность цветов, а также выставить крупный текстовый шрифт.
3. «Я не смогу набирать» — быстрым набором вообще владеет
малое количество пользователей. Большинство работает медленно и одним
пальчиком. А это совсем несложно. Просто надо побольше практиковаться.
4. «Меня пугает мышка» — немного тренировок, и мышка станет
для вас послушным другом.
5. «Как можно что-то найти в огромном потоке
информации?» — Если не
бегать по сайтам и ссылкам, а давать точные запросы, то можно избежать
интернет-мусора и переутомления от массы ненужной информации.
6. «А если испортится зрение?» — от телевизора тоже портится, если
не соблюдать элементарных правил при работе с видеотехникой.
Все хорошо в меру.
Но, обращая внимание только на плюсы Интернета, можно
попасться на удочку компьютерной зависимости. Время за компьютером должно иметь
свои ограничения. Если есть возможность, то, конечно же, нужно гулять и
общаться в живую.
Интернет и компьютер созданы для того, чтобы помочь жить, но не заменить собой
саму жизнь.
Рекомендации о обучении компьютерной
грамотности людей пожилого возраста.
В деятельности инструкторов-преподавателей в работе с пожилыми
людьми необходимо учитывать следующие рекомендации:
·
в ходе общения с пожилыми людьми необходимо
руководствоваться правилами этики;
·
иметь предельное внимание к чужим мыслям и словам,
корректность и чувство такта, умение слышать то, что скрыто за
словами.
·
стараться учитывать психологические особенности пожилых
людей, так как старческому возрасту сопутствует нарастание
беспокойства,
тревожности, появления или усиления таких черт, как мнительность,
неуживчивость, раздражительность, черствость.
·
учитывать физические особенности пожилых людей, так как
изменения происходят не только на психологическом уровне, а так же
организм изменяется в ходе старения. У некоторых пожилых могут
быть
проблемы со слухом или со зрением, в связи с этим стоит по
возможности
подготовить для них рабочие места. Плохо слышащим предложить
пересесть
на передние места, а для пожилых с плохим зрением настроить шрифт,
резкость, контрастность компьютера.
·
следует учитывать, что пожилые люди, имеющие высшее и
техническое образование легче и быстрее усваивают материал,
поэтому они
могут оказать преподавателю помощь, подсказав некоторые нюансы
своему
соседу.
·
ограничения вводить не рекомендуется, так как это могут
посчитать неуважением, однако оговорить некоторые правила
поведения во
время занятий все же стоит. Например: говорить всегда по очереди,
поднимать руку, если нужно задать вопрос и т.д.
·
следует завести график учета посещаемости, в котором будут
расписаны все дни занятий и количество присутствующих.
·
для более успешного усвоения материала, следует сначала дать
информацию под запись, а после того как она будет записана,
пробовать
освоить пройденный материал на практике.
·
выяснить, у кого из людей пожилого возраста, проходящих
обучение компьютерной грамотности, дома отсутствует компьютер, так
как у
них нет возможности закреплять пройденный материал им на занятиях
следует уделять по мере возможности больше внимания.
·
исходя из результатов по личностной тревожности в
исследовании методики Ч. Спилбергера, видя, что пожилые люди
слишком
интенсивно реагируют на неудачи в обучении, следует перенести
акцент не
на конечную цель, а на сам процесс освоения материала.
·
исходя из результатов по реактивной тревожности, не следует
оценивать уровень компетентности пожилых людей, ставить оценки их
знаниям, критиковать их, так как это может спровоцировать
сильнейшую
тревогу и беспокойство, вплоть до прекращения посещений курсов
обучения
компьютерной грамотности.
·
так как результаты методики «Склонность к одиночеству»
показали, что у большинства лиц пожилого возраста склонность к
одиночеству присутствует, следует рассказать о том, что курсы
обучения
компьютерной грамотности помогут им расширить свои контакты
общения,
получить возможность найти новых друзей, найти своих
одноклассников и
друзей детства.
·
у большинства лиц пожилого возраста наблюдается умеренно
высокий уровень мотивации, следует стараться поддерживать данный
уровень мотивации на успех, обозначив, что в случае успешного
прохождения обучения компьютерной грамотности, они смогут не
только
расширить свои социальные связи, но и облегчить хозяйственные
дела. Ведь
с помощью компьютера и интернета можно оплатить услуги ЖКХ,
записаться на прием к врачу и т.д.
Заключение
Мы выражаем
благодарность Ростелекому и Пенсионному фонду РФ за предоставленную возможность
в организации курсов компьютерной грамотности. Такой опыт полезен и студентам
,которые развивали свои профессиональные компетенции и обогатили личный опыт
общения с людьми «золотого» возраста.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.