Главная / Информатика / Рекомендации по обучению компьютерной грамотности людей пожилого возраста

Рекомендации по обучению компьютерной грамотности людей пожилого возраста

Нужен ли компьютер пожилым людям?

hello_html_b0c856.jpg











Володин Владимир Александрович

Студент 5 курса группы «Г»

БОУ ОО СПО «Болховский педагогический колледж»

волонтер





Вы, наверное, замечали, как легко подрастающее поколение овладевает навыками работы с компьютером. Подростки и дети свободно передвигаются по всемирной паутине и так же легко ориентируются в персональном компьютере. А вот пожилые люди зачастую даже не хотят и приближаться к компьютеру, видя в нем нечто ненужное и враждебное. А между тем, пожилые люди также могут извлечь для себя из пользования компьютером и интернетом определенную пользу.

Какие возможности открываются при использовании компьютера и интернета?

1. Общение. Чего недостает большинству пожилых людей? Конечно же, общения и внимания. А на сегодняшний день в сети Интернет проходит множество актов общения. Социальные сети помогают найти знакомых по интересам и общаться, не передвигаясь. А это иногда очень важно для человека, который с трудом передвигается.
А найти старых знакомых, товарищей, сотрудников, узнать об их жизни? Все это может помочь в преодолении трудностей пожилого возраста.

2. Видеосвязь. Дети не всегда могут приезжать систематически и, конечно, очень хорошо было бы их видеть почаще. А Интернет дает такую возможность, например, видеообщение по скайпу. К тому же, такое общение даже с детьми, которые живут в другой стране, является бесплатным. А это также является большим плюсом для небольшой пенсии пожилого человека.

3. Полезная информация. Пожилые люди на пенсии обычно получают возможность заняться любимыми делами. Вязать, печь торты, разводить пасеку и заниматься садом — информация обо всем этом найдется во всемирной паутине. А еще там можно узнать о необходимых новостях, погоде, способах лечения различных заболеваний, что зачастую очень интересует пожилое поколение.

4. Лекарство от скуки и одиночества. Как показывает практика, пожилые люди, успешно овладевшие компьютерной наукой, более уверенны в жизни и жизнерадостны. Они постоянно ощущают связь с миром и поддерживают дружеские контакты.

«Но я ведь ничего не могу!»

О, сколько отговорок слышно от пожилых людей, которым предлагаешь познакомиться с Интернетом. Конечно, не так просто овладевать чем-то новым, но «не так страшен черт, как его рисуют», поэтому все отговорки являются действительно только отговорками, а не стоящими причинами. И вот почему:

1. «Я не смогу овладеть компьютером» — на уровне пользователя научиться работать с компьютером несложно. Главное, чтобы кто-то помог освоить первые навыки, а дальше можно продвигаться в обучении самому.

2. «С книги читать привычнее» — экран можно отрегулировать так, чтобы он был похож на внешний вид бумажного листа. Для этого стоит снизить яркость и контрастность цветов, а также выставить крупный текстовый шрифт.

3. «Я не смогу набирать» — быстрым набором вообще владеет малое количество пользователей. Большинство работает медленно и одним пальчиком. А это совсем несложно. Просто надо побольше практиковаться.

4. «Меня пугает мышка» — немного тренировок, и мышка станет для вас послушным другом.

5. «Как можно что-то найти в огромном потоке информации?» — Если не бегать по сайтам и ссылкам, а давать точные запросы, то можно избежать интернет-мусора и переутомления от массы ненужной информации.

6. «А если испортится зрение?» — от телевизора тоже портится, если не соблюдать элементарных правил при работе с видеотехникой.

Все хорошо в меру.

Но, обращая внимание только на плюсы Интернета, можно попасться на удочку компьютерной зависимости. Время за компьютером должно иметь свои ограничения. Если есть возможность, то, конечно же, нужно гулять и общаться в живую.
Интернет и компьютер созданы для того, чтобы помочь жить, но не заменить собой саму жизнь.













Рекомендации о обучении компьютерной грамотности людей пожилого возраста.

В деятельности инструкторов-преподавателей в работе с пожилыми

людьми необходимо учитывать следующие рекомендации:

в ходе общения с пожилыми людьми необходимо

руководствоваться правилами этики;

иметь предельное внимание к чужим мыслям и словам,

корректность и чувство такта, умение слышать то, что скрыто за словами.

стараться учитывать психологические особенности пожилых

людей, так как старческому возрасту сопутствует нарастание беспокойства,

тревожности, появления или усиления таких черт, как мнительность,

неуживчивость, раздражительность, черствость.

учитывать физические особенности пожилых людей, так как

изменения происходят не только на психологическом уровне, а так же

организм изменяется в ходе старения. У некоторых пожилых могут быть

проблемы со слухом или со зрением, в связи с этим стоит по возможности

подготовить для них рабочие места. Плохо слышащим предложить пересесть

на передние места, а для пожилых с плохим зрением настроить шрифт,

резкость, контрастность компьютера.

следует учитывать, что пожилые люди, имеющие высшее и

техническое образование легче и быстрее усваивают материал, поэтому они

могут оказать преподавателю помощь, подсказав некоторые нюансы своему

соседу.

ограничения вводить не рекомендуется, так как это могут

посчитать неуважением, однако оговорить некоторые правила поведения во

время занятий все же стоит. Например: говорить всегда по очереди,

поднимать руку, если нужно задать вопрос и т.д.

следует завести график учета посещаемости, в котором будут

расписаны все дни занятий и количество присутствующих.

для более успешного усвоения материала, следует сначала дать

информацию под запись, а после того как она будет записана, пробовать

освоить пройденный материал на практике.

выяснить, у кого из людей пожилого возраста, проходящих

обучение компьютерной грамотности, дома отсутствует компьютер, так как у

них нет возможности закреплять пройденный материал им на занятиях

следует уделять по мере возможности больше внимания.

исходя из результатов по личностной тревожности в

исследовании методики Ч. Спилбергера, видя, что пожилые люди слишком

интенсивно реагируют на неудачи в обучении, следует перенести акцент не

на конечную цель, а на сам процесс освоения материала.

исходя из результатов по реактивной тревожности, не следует

оценивать уровень компетентности пожилых людей, ставить оценки их

знаниям, критиковать их, так как это может спровоцировать сильнейшую

тревогу и беспокойство, вплоть до прекращения посещений курсов обучения

компьютерной грамотности.

так как результаты методики «Склонность к одиночеству»

показали, что у большинства лиц пожилого возраста склонность к

одиночеству присутствует, следует рассказать о том, что курсы обучения

компьютерной грамотности помогут им расширить свои контакты общения,

получить возможность найти новых друзей, найти своих одноклассников и

друзей детства.

у большинства лиц пожилого возраста наблюдается умеренно

высокий уровень мотивации, следует стараться поддерживать данный

уровень мотивации на успех, обозначив, что в случае успешного

прохождения обучения компьютерной грамотности, они смогут не только

расширить свои социальные связи, но и облегчить хозяйственные дела. Ведь

с помощью компьютера и интернета можно оплатить услуги ЖКХ,

записаться на прием к врачу и т.д.




Заключение


Мы выражаем благодарность Ростелекому и Пенсионному фонду РФ за предоставленную возможность в организации курсов компьютерной грамотности. Такой опыт полезен и студентам ,которые развивали свои профессиональные компетенции и обогатили личный опыт общения с людьми «золотого» возраста.

Рекомендации по обучению компьютерной грамотности людей пожилого возраста
  • Информатика
Описание:

Рекомендации о обучении компьютерной грамотности людей пожилого возраста.

В деятельности инструкторов-преподавателей в работе с пожилыми

людьми необходимо учитывать следующие рекомендации:

 в ходе общения с пожилыми людьми необходимо

руководствоваться правилами этики;

 иметь предельное внимание к чужим мыслям и словам,

корректность и чувство такта, умение слышать то, что скрыто за словами.

 стараться учитывать психологические особенности пожилых

людей, так как старческому возрасту сопутствует нарастание беспокойства,

тревожности, появления или усиления таких черт, как мнительность,

неуживчивость, раздражительность, черствость.

 учитывать физические особенности пожилых людей, так как

изменения происходят не только на психологическом уровне, а так же

организм изменяется в ходе старения. У некоторых пожилых могут быть

проблемы со слухом или со зрением, в связи с этим стоит по возможности

подготовить для них рабочие места. Плохо слышащим предложить пересесть

на передние места, а для пожилых с плохим зрением настроить шрифт,

резкость, контрастность компьютера.

Автор Прохорцев Роман Юрьевич
Дата добавления 22.10.2015
Раздел Информатика
Подраздел Тесты
Просмотров 560
Номер материала MA-061564
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓