Главная / Другое / Рефлективный отчет по внедрению изменений в собственную практику преподавания и обучения.

Рефлективный отчет по внедрению изменений в собственную практику преподавания и обучения.

Шевченко Сергей Владимирович Портфолио учителя Отчет C

группа №6 3-го уровня

г. Петропавловск 11.11.14 г.


Рефлективный отчет по внедрению изменений в собственную практику преподавания и обучения.



Не плачь из-за того, что мир меняется; плакать нужно, если он

обретет стабильность и перестанет меняться.

Уильям Каллен Брайант



Мир меняется очень быстро, и мы должны меняться вместе с ним. Новые технологии, огромное количество информации и постоянное движение – вот что значит современный мир. А учитель это тот, кто должен подготовить подрастающее поколение быть впереди. Я согласен со словами Тадеуша Котарбиньского, который утверждает: «Хороший учитель может научить других даже тому, чего сам не умеет». Суть заключается не в том, что бы научить современных школьников всем знаниям мира, это невозможно, а в том, что необходимо научить учащегося учиться самостоятельно.

До начала прохождения «Программы курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан» третьего (базового) уровня, я понимал, что процесс обучения учащихся, который я организовывал, не дает качественное образование для учащихся. Все те традиционные методы, которые я применял на уроках, не давали достаточного стимула для обучения. Традиционно каждый урок проходил по шаблону: организационный этап, изучение нового материала, закрепление знаний, итог урока. Я наблюдал постепенное образование безразличия у учеников.

Единственный способ, который помогал мне повысить мотивацию учащихся, это применение средств информационно-коммуникационных технологий на уроках. Я стремился на каждом уроке показывать учащимся видеоролики, связанные с математикой или спортом, показывал учащимся документальные фильмы: по образованию Вселенной, зарождению жизни на Земле, протекание различных физических процессов – все это я делал для того, что бы расширить кругозор учащихся и повысить их интерес к обучению на моих уроках. Недостаток в компьютерной технике решался путем использования на уроках учащимися личных ноутбуков и сотовых телефонов.

Но этого было недостаточно. Заметив недостатки в своей педагогической практике, я стремился сначала перенять опыт коллег в своей школе. Посещение уроков других преподавателей дало мне мало информации о том, что же нужно поменять в своей деятельности, так как все они проходили традиционно и мало чем отличались от организации моих уроков. Посредством использования Интернета я изучал уроки, которые публиковали учителя из Казахстана и России. Данные уроки не воспринимались мною как те уроки, которые изменят мою практику. Они были сложны в применении и казались мне скучными. В 2012 году я узнал о программе созданной Центром Педагогического Мастерства совместно с Кембриджским Университетом, практику, которой начинали внедрять в образовательный процесс казахстанских школ. Данная программа меня заинтересовала, и я поставил для себя целью пройти курсы по данной программе.

Пройдя 1-ый этап «Лицом к лицу» я надеялся, что данная Программа может помочь мне в организации качественного педагогического процесса. Конечно же, возникало очень много вопросов и недоверие некоторым идеям Программы. Для меня было неприемлемо тратить время на создание коллаборативной среды, а также на предоставление учащимся возможности самостоятельно формулировать критерии успеха, я считал, что это пустая трата времени. Также мне трудно было понять, как учащиеся сами смогут изучить сложные понятия, ведь математика достаточно трудный, для самостоятельного понимания, предмет. Так как любая теория требует подтверждения, я решил все это проверить на практике.

Свою работу я начал с планирования среднесрочного планирования. Целью данного планирования было внедрение идей семи модулей Программы. Составляя планирование, я считал, что большинство идеи, лежащих в основе семи модулей Программы, не будут мною реализованы. Мои сомнения были в отношении преподаваемого предмета. Математика это предмет, который требует очень четкого понимания каждой темы, формулы, понятия. Я был не согласен, что смогу применить диалоговое обучение, так как самостоятельно понять и объяснить многие темы по математике ученику будет трудно.

В период прохождения практики в школе я пытался внедрять идеи семи модулей во всех классах, в которых проводил занятия. Для проведения серии последовательных уроков я выбрал предмет математика в 6-ом классе. Процент качества в этом классе составляет 87,5%, это сильный класс и моей целью является поддерживание уровня мотивации учащихся на высоком уровне.

Самым важным этапом, с которого начинается урок – создание коллаборативной среды. Работу по данной идее я начал, на первой неделе прохождения практики в школе, поэтому учащиеся на момент проведения серии последовательных уроков уже были готовы к данному этапу и с нетерпением его ждали. Я считаю, что игровая форма должна присутствовать на уроке, так как она помогает вовлечь учащихся в процесс обучения. На этапе создания коллаборативной среды, помимо образования благоприятной атмосферы и позитивного настроя, игровое упражнение позволило мне распределить учащихся на игры. На первом уроке игра «Атомы и молекулы» дала возможность учащимся разделиться на 2 группы по их желанию. На последующих уроках применялись упражнения «Меня местами», «Джойстик» и «Числа и буквы», которые помогали сплотить коллектив, наладить дружественную обстановку. Начиная урок с этого этапа, я пытаюсь вовлечь учащихся в процесс, и у меня это получается.

Этап создания коллаборативной среды входит в модуль «Новые подходы в обучении и преподавании». После прохождения 2-х этапов курсов повышения квалификации: «Лицом к лицу» и «Практика в школе» – этот модуль является для меня одним из основных. Так как он помимо идеи создания коллаборативной среды содержит в себе еще много идей, которые мне были необходимы.

Во-первых, это саморегулируемое обучение, основные элементы которого заключаются в самонаправленности учащихся в процессе работы, а также самостоятельного определения целей и стратегий решения проблем. Ведь я не раз разговаривал с учащимися о важности самостоятельного обучения, так как считаю что те знания, которые даёт нам школа, колледж и университет недостаточны для полноценной жизни в современном мировом обществе. При планировании я решил использовать данную идею пока что, только посредством формулировки учащимися целей урока и критериев успеха, потому считаю, что это сложный процесс и внедрять его, необходимо дозировано. На всех 4 уроках серии последовательных уроков это занимало достаточно много времени, для решения этой небольшой проблемы я решил, что мне необходимо тщательно продумывать вопросы и постоянно практиковать данный этап для накопления учащимися необходимого опыта. Впоследствии я думаю, что это позволит мне значительно повысить метакогнитивные способности учащихся и поможет развить их самостоятельность. Помимо этого на данном этапе четко прослеживалась связь с модулем «Обучение критическому мышлению», так как для формулировки цели урока и критериев успеха, я пытался использовать вопросы высокого порядка «Как Вы думаете, что необходимо сделать, чтобы …?», «Подумайте каким образом …?», для того, что бы учащиеся учились анализировать полученную информацию и умели размышлять. Самым главным для меня было осознание, что именно к этому я стремился, именно этого не хватало мне в моей педагогической практике.

Во-вторых, это диалоговое обучение. Внедрение данной идеи считалось для меня самым трудным, так как я не представлял, что учащиеся самостоятельно смогут объяснить друг другу математические понятия. Необходимость внедрения данной идеи было обязательным для меня, так как она, как и саморегулируемое обучение, должны были помочь мне в реорганизации своей педагогической практики. Поэтому диалоговое обучение я пытался реализовать на всей серии последовательных уроков. И действительно я понял, что учащиеся могут обучаться математике, обсуждая информацию между собой. Пока что для меня остается проблема внедрения данной практики в старшие классы, так как материал, который представлен в этом звене трудный для понимания и в учебниках информация предоставлена кратко и сложно воспринимаема. Данную проблему я буду решать постоянной практикой внедрения элементов диалогового обучения и саморегулируемого обучения. И надеюсь, что применение данных элементов позволит мне повысить метакогнитивные способности учащихся до высокого уровня.

Идеи модуля «Обучение критическому мышлению» в своей педагогической практике, до начала прохождения курсов повышения квалификации, я не использовал, так как плохо представлял себя как это можно реализовать на уроке математики. Изучение материала данного модуля, а также совместное обсуждение на 1-ом этапе «Лицом к лицу» с коллегами позволило мне понять, с помощью каких методов я могу развивать навыки критического мышления у учеников. Реализацию идеи развития критического мышления учащихся, на уроках математики, я проводил не только на этапе формулировки цели урока и критериев успеха, а также на этапах подведения к теме урока. В результате внедрения идей модуля «Обучение критическому мышлению» выяснил, что учащиеся могут отвечать на вопросы высокого порядка, но для этого требуется более тщательно заниматься подготовкой этих вопросов, а также чаще практиковать для накопления определенного опыта у учащихся. Для себя я выяснил, что развитием навыков критического мышления можно заниматься и на уроках математики. При возвращении к преподавательской деятельности после курсов я планирую вступить в творческую группу учителей своей школы, которая работает над внедрением элементов критического мышления на свои уроки. Хотя, до прохождения двух этапов курсов, я отказывался вступать в данную группу, в виду непонимания того, как можно организовать процесс развития навыков критического мышления на уроках математики. В будущем, я надеюсь, что смогу реализовать идеи модуля «Обучение критическому мышлению» в полной мере и учащиеся не только смогут давать полноценные и аргументированные ответы, на непростые вопросы, но так же будут уметь самостоятельно формулировать такие вопросы.

Оценку за урок учащимся я выставлял по итогам выполнения различных вычислений. Я считал, что оценка должна выставляться только за фактическое применение своих знаний для решения заданий. Выполнил все правильно – «отлично», есть 1-2 ошибки – «хорошо», не решил – «неудовлетворительно», много ошибок, но лучше чем очень плохо – «удовлетворительно». При проведении серии последовательных уроков я отошел от стандартной схемы и практиковал идеи модуля. Пока что я остановился на применении такую схему: оценка учащемуся за урок будет формироваться из нескольких: самооценка, оценка за деятельность внутри группы (или пары), оценка за деятельность группы (или пары), а также оценка за практическую работу на уроке (так как знание предмета заключается в практическом применении знаний). Совокупность этих оценок даст мне итоговую оценку и учащийся. Теперь учащиеся будут знать, за что и какую оценку они получат за урок. Также попытаюсь внедрить комментарии к оценке, что бы учащиеся понимали, что они ответственны за те оценки, которые они выставляют своим одноклассникам. Таким образом, будет организована обратная связь между мной и каждым учащимся в классе. Результат внедрения данной схемы в серию последовательных уроков меня устроил и самое главное он устраивает учащихся.

Также в планах активно использовать идеи модуля «Лидерство и управление». Я понимаю, что неважно, какой предмет преподает учитель, семь модулей Программы полезно внедрять на каждом уроке любого предмета. Своей целью считаю пропагандирование внедрения идей семи модулей коллегам еще не прошедших 3 (базовый) уровень, консультирование по всем вопросам, а также тесное сотрудничество с учителями уже прошедших данные курсы. Ставлю целью проводить больше открытых занятий для учителей других предметов, чтобы познакомить их с внедрением каждого модуля Программы. В этом будет проявляться моя работа по внедрению модуля. Также в будущем планирую привлекать родителей, коллег и учащихся в организации процесса обучения, так как это поможет мне наладить контакт со всеми лицами, заинтересованными в обучении школьников. Например, рассказ специалистов, где и как они применяют свои знания по математике, будет очень полезен для повышения интереса учащихся.

Применение идей модуля «Обучение талантливых и одаренных учеников» позволило мне понять, как я могу определить детей с высоким уровнем развития. При работе в школе, часто встречался с проблемой организации работы одаренных детей. Во-первых, я не понимал, по каким критериям я должен определять таких детей. Объяснения более опытных коллег мне не помогли, так как они делали упор на выполнение сложных заданий, я лично считал, что это не должно быть так. Во-вторых, что делать, когда я определил такого ребенка. Загружать его олимпиадными заданиями? Это неправильно. Сейчас же я действительно начинаю понимать, что талантливую и одаренную личность необходимо определять путем использования множества критерий. Ребенок может быть талантливым, но при этом не решать сложные задания, потому-что ему просто не интересно или задания кажутся скучными. Поэтому следует подходить к решению этого вопроса ответственно, и постепенно внедряя семь модулей, я постепенно смогу наладить работу с одаренными учащимися.

При прохождении первого этапа «Лицом к лицу» я понимал, что в своей педагогической практике использовал некоторые идеи семь модулей. Так использование ИКТ на уроках являлось для меня всегда значимым. Специальность «учитель информатики и математики» помогла мне плодотворно поработать над методической темой «Использование ИКТ на уроках математики и информатики». Хотя и здесь я планирую развиваться, используя новейшие компьютерные технологии: создание и работа с виртуальным сервером «Moodle», знакомство учащихся с безопасной работой в Интернете, повышение медийной и информационной грамотности учащихся.

Я считаю, что изучение семи модулей «Программы курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан» показало мне, как действительно должен проходить современный педагогический процесс, познакомило с новыми подходами в образовании, научило тому, как я могу изменить сегодняшнее отношение подрастающего поколения к учебе и самое главное позволило мне добиться измениться самому. Мир изменяется, нужно изменяться вместе с ним.

Что я планирую дальше:

  • Дальше внедрять идеи семи модулей Программы;

  • Постоянно искать и знакомиться с новыми подходами в обучении;

  • Включиться в работу творческой группы по развитию навыков критического мышления в своей школе;

  • Тесно сотрудничать с коллегами через сетевое сообщество учителей;

  • Делиться опытом решения проблем в организации педагогического процесса с коллегами;

  • Продолжать исследования по работе с талантливыми и одаренными учениками;

  • Научить учащихся учиться самостоятельно, что подготовить их к жизни в современном мире.

7


Рефлективный отчет по внедрению изменений в собственную практику преподавания и обучения.
  • Другое
Описание:

Мир меняется очень быстро, и мы должны меняться вместе с ним. Новые технологии, огромное количество информации и постоянное движение – вот что значит современный мир. А учитель это тот, кто должен подготовить подрастающее поколение быть впереди. Я согласен со словами Тадеуша Котарбиньского, который утверждает: «Хороший учитель может научить других даже тому, чего сам не умеет». Суть заключается не в том, что бы научить современных школьников всем знаниям мира, это невозможно, а в том, что необходимо научить учащегося учиться самостоятельно.

Автор Шевченко Сергей Владимирович
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 773
Номер материала 20907
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓