Главная / Начальные классы / Рефлективный отчет по серии последовательных уроков на тему: "Обучение талантливых и одарённых"

Рефлективный отчет по серии последовательных уроков на тему: "Обучение талантливых и одарённых"

Обучение талантливых и одарённых детей.

Проблема обучения талантливых и одарённых детей остаётся актуальной во все времена. И связано это с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, с потребностью общества в неординарной творческой личности, умеющей нестандартно мыслить, имеющей ярко выраженные способности в той, или иной области знаний.

«Все учителя стремятся к созданию благоприятной среды для достижения максимального успеха в обучении детей. В отношении талантливых и одаренных детей эта задача значительно сложнее и требует продумывания и тщательного планирования…Дети могут достигать более высоких уровней, чем от них ожидают…Они могут быть одаренными в одной сфере и испытывать трудности в другой…

Критерии одаренности:

- память и знания

- самообразование

- быстрота мышления

- решение проблем

- гибкость

- любовь к сложности

- концентрация

- ранняя символическая деятельность»

[ Руководство для учителя, стр.191]

В данном рефлективном отчете, мне хотелось бы показать внедрение в образовательный процесс модуля «талантливые и одарённые, целью которого является вовлечение одарённых и талантливых детей в процесс обучения и создание условий для реализации их возможностей.

В процессе наблюдения за детьми на уроках математики класса предшкольной подготовки, с точки зрения критериев одаренности, я сделала вывод, что данные критерии присущи следующим учащимся:

Саша (память и знания – у него превосходная память, он не только знает, но и умеет использовать информацию; любовь к сложностям – выбирает более сложные задания)

Ксения (самообразование – может регулировать свое обучение, ищет собственные пути решения проблемы)

Даниэль (ранняя символическая деятельность – он хорошо владеет речью, хорошо читает (75 слов в минуту); память и знания – владеет информацией и умеет грамотно ее использовать; быстрота мышления - быстро находит пути решения проблемы; концентрация - проявляется в усидчивости и концентрации воли на продолжительный период времени).

«Дети, применяющие эти качества в своем обучении, нуждаются в других заданиях, отличающихся от своих сверстников: предполагается, что задания должны быть более «стимулирующими» или «сложными. Постановка задачи заставляет учеников работать на уровне, выходящей за рамки их комфортной зоны, но не значительной»

[Руководство для учителя, стр.192]

Как же я использовала полученные данные в последовательной серии уроков?

Полученные данные я решила использовать в серии последовательных уроков, с целью проявления и развития способностей «талантливых» учащихся через:

1. Расширение, углубление и опережение.

Урок: «Числа и геометрические фигуры»

Урок: «Роль числа в решении примеров и сравнении чисел».

Умение соотнести геометрическую фигуру с числом.

Многоугольники

Число



Детям предлагалось выполнить это задание, основываясь на собственном опыте, без подсказок и наглядности. Они должны были вспомнить названия всех геометрических фигур, изученных в течение года и правильно соотнести их с числом, учитывая такие геометрические фигуры, как овал и круг, которые не подразумевают количество углов и сторон.

hello_html_m3326f472.jpg

Ребята справились с заданием, заполнив таблицу фигурами, которые не запланированы программой.



1 Задание.

Правильно подобрать и поставить знаки «+» или « - ».

7 2 1=10

14 2 2 =10

11 1 1=9

10 5 5=0

5 5=10

20 30=50

2 задание.

Подчеркни неверные равенства и неравенства.
5 < 8       9 = 7       6 > 4      8 > 2      7 < 8
7 > 3       2 > 5       6 = 6      3 < 2       8 = 8

hello_html_326a00ec.jpg

Целью усложнения, углубления и опережения данных заданий является:

- развитие критического мышления;

- поддержка оригинальности мышления учащихся;

- развитие широты умственного кругозора

- развитие познавательного активности и интереса одаренных учащихся

Все это необходимо для стимулирования развития учащихся, в целях сохранения познавательной мотивации, самостоятельности, уверенности в себе и интереса к предмету. Для развития индивидуальности ребенка, чтобы не затормозить рост его способностей.

2. Через творческий и неординарный подход.

Творческий подход в составлении карты опыта. Задание предполагало соотнести фигуры с числами, одна из команд пошла дальше, по предложению Ксении, дети дополнили карту опыта предметами, похожими на геометрические фигуры, в чем проявилось критическое мышление девочки. Девочка дополнила критерии задания, предложенные учителем, своими собственными, в чем проявила неординарность мышления. Она видит изучаемый материал в системе разнообразных связей, в данном случае – с окружающим миром.

hello_html_m12b7e6b9.png

Ксения показывает свой вариант карты опыта

3.Через консультирование учащихся.

- консультирование в паре «медленный – быстрый» (Ксения – Ясмин, Даниэль – Николь, Саша – Мансур), используя стратегию «штурман – навигатор». Здесь сильные ученики выступают в роли консультантов и их знания актуализируются, конкретизируются и закрепляются в процессе объяснения, они, помогая «медленным» детям, используя свой собственный опыт, находят собсвенные пути решения пролемы ( как лучше объяснить материал);

- консультирование групп – при составлении катры опыта (когда они дополняют знания детей, материалами, полученными в ходе самостоятельного изучения материала, незапланированного учебной программой) и работы с составом числа, подобное задание они выполняли впервые, (где «быстрые» дети первыми начинали работу в группе, тем самым предоставляя образец остальным участниками группы).

Дети , выступая в роли консультантов (помощников учителя), повышают собственную самооценку и ставят перед собой более высокую планку, понимая насколько их опыт важен и востребован. Поэтому в будушем мне нужно будет правильно организовать работу на уроке, где я смогу использовать учащихся в роли консультантов.

4.Через исследовательскую деятельность.

- работу с дополнительным материалом: газетами, журналами, книгами, с целью поиска информации о взаимосвязи математики и окружающего мира, целью которой является развитие интереса и общих навыков исследовательской работы.

hello_html_m575a3350.jpghello_html_m35378bd1.jpg

Даниэль рассказывает ребятам Ксения берет на себя инициативу,

о том, что он узнал, когда дома т.к. раньше других увидела «картинку»

готовился к уроку-исследованию решения проблемы.

5. Через предоставление свободного выбора

- право выбора заданий разного уровня сложности. На первом и втором уроках, детям было предложено выбрать задание, с которым, как они считают, могут справиться.(Ребята выбрали задания повышенной сложности, Даниэль и Саша справились с заданием без ошибок, а Ксения выбрала задание попроще, но существенно отличающееся от заданий, предложенных остальным детям, а когда справилась с заданием, то попросила дать задание посложнее, в качестве домашней работы). Все работы выполнены безошибочно.

hello_html_m356350e3.jpghello_html_effab33.jpg

Работа Ксении Работа Даниэля

Выводы:

Детям были предложены усложненные задания, благодаря которым они до какой-то степени улучшили свое обучение, благополучно достигнув поставленных перед ними задач. Поэтому передо мной стоит острая необходимость изменения общеобразовательной программы, через разработку специальных заданий, которые будут выполняться в малой группе, детей «выделяющихся высокими интеллектуальными качествами», либо дифференцированными заданиями для всего класса, в ходе самостоятельной работы, с целью развития способностей всех учащихся.

И я, как учитель начальных классов должна выступать в роли наблюдателя, с целью выявления и развития способностей своих учеников.

В заключение необходимо подчеркнуть, что, бесспорно, каждый ребенок должен иметь возможность получить в школе такое образование, которое позволит ему достигнуть максимально возможного для него уровня развития. Поэтому проблема дифференциации обучения актуальна для всех детей, и тем более для детей одаренных.

Рефлективный отчет по серии последовательных уроков на тему: "Обучение талантливых и одарённых"
  • Начальные классы
Описание:

Проблема обучения талантливых и одарённых детей остаётся  актуальной во все времена. И связано это с новыми условиями  и требованиями быстро меняющегося мира, с потребностью общества в неординарной творческой личности, умеющей нестандартно мыслить, имеющей  ярко выраженные способности  в той, или иной области знаний.

 

      «Все учителя стремятся к созданию благоприятной среды для достижения максимального успеха в обучении детей. В отношении талантливых и одаренных детей эта задача значительно сложнее и требует продумывания и тщательного планирования…Дети могут достигать более высоких уровней, чем от них ожидают…Они могут быть одаренными в одной сфере и испытывать трудности в другой…

Автор Катьетова Оксана Сергеевна
Дата добавления 25.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 1448
Номер материала 5319
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓